Мѵроносицкая пустынь, именуемая «Святымъ мѣстомъ».

Современный список Царевококшайской иконы Св. Женъ Мѵроносицъ. Е. В. Уткина (2009)

Вдали отъ хорошихъ путей сообщенія въ 17-ти верстахъ за городомъ Царевококшайскомъ уже около трехъ столѣтій существуетъ небольшая обитель, именуемая въ окружности «Святымъ мѣстомъ». Основана была эта обитель въ царствованіе благочестиваго Царя Алексѣя Михайловича, который весьма обрадовался, узнавъ, что на томъ мѣстѣ, гдѣ сейчасъ стоитъ Мѵроносицкая пустынь, явилась среди пашни чудотворная икона Св. Женъ Мѵроносицъ. Въ этомъ явленіи чудотворной иконы и при томъ черемисину благочестивый Царь усмотрѣлъ дивный промыселъ Божій, призывавшій къ просвѣщенію свѣтомъ Христовой истины еще одно изъ инородческихъ племенъ, населявшихъ обширную Русь. Поэтому Царь повелѣлъ на мѣстѣ явленія чудотворной иконы основать мужской монастырь, который вскорѣ и устроился, благодаря щедрымъ подаркамъ Государя и Московскихъ бояръ, которые, во время пребыванія въ Москвѣ явленной иконы Св. Женъ Мѵроносицъ, сдѣлали щедрыя пожертвованія для вновь строившейся обители.

Вотъ содержаніе царской грамоты, повѣствующей объ основаніи монастыря: «Отъ Царя и Великаго Князя Алексѣя Михайловича всея Россіи въ Царевококшайской, Воеводѣ нашему Матвѣю Никифоровичу Спиридонову: Въ прошломъ 1647 году по нашему указу присланъ къ намъ изъ Царевококшайскаго города чудотворный образъ Святыхъ Женъ Мѵроносицъ, который образъ явился въ Царевококшайскомъ уѣздѣ въ Мананской волости на пашнѣ крестьянину Ондрюшкѣ да черемисину Антуганкѣ, и на Москвѣ по нашему указу съ того чудотворнаго образа списанъ списокъ, а чудотворный образъ указали мы отпустить съ Москвы въ Царевококшайскъ и нынѣ по нашему указу тотъ чудотворный образъ въ Царевококшайскъ отпущенъ, Николы чудотворца гостунскаго съ Протопопомъ Иваномъ Степановымъ да за тѣмъ-же образомъ отпущены въ Царевококшайской Кокшайскія соборныя церкви дьяконъ Данило, до Царевококшайскаго уѣзда крестьянинъ Ондрюшка, да черемисинъ Антуганко, а Царевококшайскія-же соборныя церкви попъ Иванъ, да дьячекъ Ивашко, которые за тѣмъ чудотворнымъ окразомъ присланы были изъ Царевококшайскаго къ Москвѣ, съѣхали съ Москвы въ Царевококшайской до сего нашего указа, а указали мы тотъ чудотворный образъ Св. Женъ Мѵриносицъ поставить въ новой церкви во имя Св. Женъ Мѵроносицъ, которую церковь по нашему указу велѣно поставить на мѣстѣ, гдѣ тотъ чудотворный образъ явился, а какъ съ тѣмъ чудотворнымъ образомъ протопопъ отъ Царевококшайскаго будетъ верстъ за десять или больше, и протопопу велѣно сію нашу грамоту посылать къ тебѣ въ Царевококшайскъ на передъ себя, а самому съ тѣмъ образомъ побыть на время на дорогѣ, гдѣ пригоже. Какъ къ тебѣ сія грамота наша пріидетъ и тебѣ-бъ тотъ чудотворный образъ Св. Женъ Мѵроносицъ за градомъ, въ коемъ мѣстѣ пригоже, велѣти встрѣтить честно священникомъ и діакономъ со образы, и со свѣщами, и съ кадилы, и со звономъ, да и самъ-бы со всѣми городскими людьми тотъ чудотворный образъ по тому же встрѣтилъ, а встрѣтя поставилъ бы еси тотъ образъ-Св. Женъ Мѵроносицъ въ новой церкви, которую церковь по нашему указу велѣно поставить на томъ мѣстѣ, гдѣ явился образъ Св. Женъ Мѵроносоцъ. А буде та церковь по сіе время не сооружена и не освящена, и ты-бъ тотъ чудотворный образъ поставилъ въ Царевококшайскомъ городѣ и въ соборной церкви Воскресенія Христова, а протопопа отпустилъ-бы еси къ Москвѣ, а какъ новую церковь сооружалъ и освятятъ и ты-бъ тотъ чудотоворный образъ поставилъ въ новой церкви, да о томъ къ намъ отписалъ, а отписку велѣлъ-бы подать въ приказъ Казанскаго двора боярину нашему Князю Алексѣю Никитичу Трубецкому, да дьякомъ нашимъ Ларіону Лапухину, да Томилу Перфильеву. Писанъ на Москвѣ 1649 года сентября въ 11 день. На подлинной великаго Государя грамотѣ пишетъ тако: діякъ Томило Перфильевъ».

Трудно было существованіе этой обители, въ тѣ отдаленныя времена и въ такомъ глухомъ мѣстѣ, гдѣ все населеніе составляли почти одни черемисы; хотя благодаря чудесамъ, которыя проистекали отъ явленной иконы, черемисы, живущіе недалеко отъ этого монастыря, обратились въ христіанство и теперь продолжаютъ обращать другихъ черемисъ изъ оставшихся идолопоклонниками. Въ особенности въ настоящее время грустно видѣть черемисъ еще преданными язычеству, не смотря на то, что они живутъ ни гдѣ-нибудь на окраинѣ, а близко къ самому центру Россіи. Въ послѣднее время обитель употребляетъ всѣ средства для религіознаго просвѣщенія этихъ иногородцевъ. Съ этою цѣлью въ число братіи монастыря привлекается возможно большее число черемисъ, а въ ближайшихъ деревняхъ, гдѣ особенно сильно язычество, устраиваются для дѣтей школы и со взрослыми ведутся бесѣды, при помощи тѣхъ черемисъ, которые отличаются особенной ревностью къ христіанскому просвѣщенію. Кромѣ того въ послѣднее время подготовляются къ изданію на монастырскія средства на черемисскомъ языкѣ книги наиболѣе необходимыя для населенія, какъ напримѣръ молитвенникъ и Священная Исторія Новаго Завѣта. Но кромѣ духовнаго богатства, распространяемаго съ помощью Св. обители, явленная и чудотворная икона еще и видимымъ образомъ благодѣтельствуетъ ближайшему населенію, которое никогда не страдаетъ ни отъ повальныхъ болѣзней, ни отъ неурожаевъ, ни отъ иныхъ какихъ либо бѣдствій, какія бываютъ въ другихъ мѣстностяхъ. Ботъ почему эта икона издревле почитается среди окружающаго населенія, такъ-что самый монастырь называютъ обыкновенно не Мѵроносицкою пустынью, а «Святымъ мѣстомъ». Уваженіе къ Святынѣ такъ велико, что изъ далекихъ селеній такъ часто пріѣзжаютъ богомольцы отслужить молебенъ предъ святой чудотворной иконой ВладиМѵрской Божіей Матери и явленной иконой Св. Женъ Мѵроносицъ и по данному обѣщанію пожертвовать что нибудь въ обитель, напр., холста, шерсти или домашнихъ животныхъ, и Господь Богъ даетъ здоровье и счастье этимъ людямъ по ихъ усерднымъ молитвамъ. Вотъ нѣкоторыя, записанныя въ монастырскихъ лѣтописяхъ, чудеса.

1) Во время явленія чудотворнаго образа, Царевококшайскаго воеводы Матвѣя Спиридонова служители Сисой и Исаакій, мучимые жесточайшею лихорадкою, получили здравіе, пивъ воду съ явленной Иконы.

2) Нѣкоторая вдова, по имени Ксенія, четырнадцать лѣтъ страдавшая глазною болѣзнію, во время молебнаго пѣнія сему образу вдругъ получила исцѣленіе.

3) Младенецъ Матвѣй, сынъ стрѣльца Сѵмеона, не видѣвшій однимъ глазомъ, получилъ прозрѣніе во время молебнаго служенія Пресвятому образу.

4) Нѣкоему жителю Царевококшайска Ивану Кирилову явился сей образъ на мѣстѣ прежняго своего появленія, а предъ онымъ находились три священника, совершавшіе служеніе со множествомъ народа, прикладывавшагося къ явленной иконѣ.

5) Одинъ житель селенія Кожина, принадлежащаго къ городу Царевококшайску, явившись однажды къ воеводѣ, объявилъ ему, что онъ видѣлъ во снѣ облеченнаго въ бѣлыя ризы мужа, повелѣвавшаго ему идти въ городъ и просить священниковъ о пѣніи молебна на томъ мѣстѣ, гдѣ Андрею явился сказанный образъ.

6) Одна женщина Киликія Григорьева приносила въ церковь семилѣтняго сына своего, одержимаго сердечною болѣзію въ продолженіи 5 лѣтъ. Когда по окончаніи молебнаго пѣніи приложила она младенца къ образу Пресвятой Богородицы съ Женами Мѵроносицами, то, онъ немедленно получилъ исцѣленіе.

7) Крестьянка д. Кузнецовой по имени Матрона, бывъ слѣпою, получила прозрѣніе, находясь въ церкви во время молебнаго пѣнія.

8) Г. Царевококшайска воевода Матвѣй Спиридоновъ и меньшой его сынъ Алексій однажды одержимы были жесточайшею лихорадкою. Потерявъ надежду на врачебную помощь, воевода наконецъ приказалъ принести въ городъ образъ Св. Женъ Мѵроносицъ. Когда образъ былъ поставленъ въ соборной церкви и отслуженъ ему съ водосвятіемъ молебенъ, то младенецъ Алексѣй, вкусивъ святой воды, тотчасъ-же получилъ отъ болѣзни исцѣленіе.

9) Отъ чудотворнаго образа Св. Женъ Мѵроносицъ получили исцѣленіе: 1) Нѣкто Евдокимъ, одержимый глазною болѣзнію въ продолженіи 14 дней. 2) Дочь его, страдавшая тою-же болѣзнію 2 года. 3) Деревни Сосновки крестьянка Матрона, отъ сердечной болѣзни, мучившей ее 4 года. 4) Той-же деревни крестьянка Пелагія и Ѳеодора отъ глазной болѣзни; 5) города Яранска, мѣщанская жена, по имени Гликерія, отъ разслабленія въ рукахъ и ногахъ.

10) Одна женщина г. Яранска, по имени Гликерія, одержимая слѣпотою въ продолженіи 16 лѣтъ, бывъ принесена на мѣсто явленныя иконы, немедленно прозрѣла.

11) Старица дѣвичьяго монастыря въ г. Чебоксарахъ, по имени Марина, долгое время страдавшая разслабленіемъ и ломотою во всѣхъ членахъ, бывъ принесена въ обитель Св. Женъ Мѵроносицъ, приложена къ чудотвотному образу и окроплена святою водою, получила здравіе и возвратилась въ Чебоксарскій дѣвичій монастырь.

Въ настоящее время Мѵроносицкая пустынь имѣетъ одинъ двухъ-этажный храмъ съ четырмя престолами: въ честь Св. Женъ Мѵроносицъ, Іоанна Крестителя, Михаила Архангела и Нерукотвореннаго Образа. Въ обители братіи около 60 человѣкъ, въ числѣ ихъ одинъ игуменъ и 6 іеромонаховъ; земли 148 десятинъ пахотной и неудобной и 100 десятинъ лѣса. Наличнаго капитала всего около 7000 руб., больше доходныхъ статей нѣтъ почти вовсе, такъ-что обитель главнымъ образомъ содержится на тѣ средства, которыя выручаются отъ постоянныхъ ходовъ съ чудотворной иконой по всей Казанской губ. и по ближайшему къ обители Яранскому уѣзду Вятской губ; при чемъ изъ Яранскаго уѣзда главнымъ образомъ и собираются богомольцы въ Мѵроносицкой пустыни, когда этому не препятствуютъ сильная порча путей или горячее рабочее время. Въ общемъ монастырь находится въ большой нуждѣ и храмъ отъ времени приходитъ въ большую ветхость: украшенія на иконостасѣ поломались, позолота сильно стерлась, а колокола почти всѣ разбиты. Трудно во всей подробности описать всѣ нужды обители, тѣмъ болѣе что эти нужды постоянно мѣняются: одно приходитъ въ большую ветхость, а другое исправляется, благодаря усердію добрыхъ жертвователей, которые ревнуютъ о славѣ Божіей и заботятся о духовной пользѣ для народа, чтобы въ немъ возмояшо сильнѣе поддерживать покаянное чувство, живую вѣру и жажду спасенія. 1-ое февраля 1901 года ознаменовалось для Мѵроносицкой пустыни особенной радостью, ибо Благочестивѣйшая Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна, узнавши о нуждахъ Мѵроносицкой пустыни, пожелала пожертвовать въ эту обитель драгоцѣнныя сосуды для соборныхъ служеній[1].

 

«Извѣстія по Казанской епархіи». 1901. № 1. С. 458-462.

 

[1] См. Царскій подарокъ въ Мѵроносицкуго пустынь. // «Извѣстія по Казанской епархіи». 1901. № 7. С.289-291.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: