Знаменательныя пророчества св. Симеона Богопріимца.

Празднествомъ 2-го февраля православная Церковь Христова ежегодно уже, отъ начала III вѣка напоминаетъ своимъ чадамъ о дивной трогательной встрѣчѣ Богомладенца Іисуса праведнымъ Симеономъ и Анной пророчицей. Встрѣча эта имѣла свое мѣсто въ Іерусалимскомъ храмѣ среди обыденной богослужебно-обрядовой обстановки и знаменательна по тѣмъ привѣтствіямъ и предвѣщаніямъ, которыя изречены тогда старцемъ Симеономъ.

Израильтяне-богомольцы во множествѣ стеклись въ величественный храмъ для жертвоприношеній, которыя священники и левиты совершали со всею пышною обрядностію и формальностями Моисеева закона для возбужденія и поддержанія благоговѣйнаго настроенія вѣрующихъ. Во дворѣ храма у такъ называемыхъ «вратъ Никанора» на восточной сторонѣ толпились группами женщины, явившіяся сюда для совершенія надъ ними обряда очищенія (Лев. 12, 28) и посвященія перворожденнаго Господу (Числ. 3, 47; Исх. 13, 13; 34, 20). Въ числѣ таковыхъ женъ въ празднуемый православною Церковью день прибыла съ благоговѣніемъ въ Іерусалимскій храмъ и Пресвятая Дѣва Марія съ Богомладенцемъ Іисусомъ и праведнымъ Іосифомъ, мнимымъ своимъ мужемъ. Она, безъ нетлѣнія Бога-Слово родшая, не подлежала закону объ очищеніи, но сохраняя тайну, открываемую лишь Самимъ Богомъ съ постепенностію, неискусобрачная Матерь Богомладенца Господа, бывшаго превыше закона и восхотѣвшаго исполнить весь законъ (Матѳ. 5, 17; Гал. 5, 3), благоволила по глубокому смиренію своему подчиниться законнымъ предписаніямъ о родильницахъ. Будучи не въ состояніи принести агнца, Марія и Іосифъ приготовили и вручили священнику бѣдную жертву изъ двухъ птенцовъ голубиныхъ и имѣли намѣреніе затѣмъ отправиться въ свой Назаретъ. И могъ ли въ это время кто-либо изъ богомольцевъ думать, что въ смиренномъ видѣ обыкновеннаго Младенца уже явился давно чаемый Мессія, что теперь, въ явленіе этой бѣдной четы въ храмѣ, просіяетъ первый лучъ возлежащаго на рукахъ Маріи Господа храма (Мал. 3, 1)!?

При общемъ упадкѣ вѣры и нравственности тогда въ Израилѣ оказывалось немного такихъ вѣрующихъ, которые чаяли Утѣшенія Израилева (Лук. 2, 25-30; Ис. 40, 1). Въ ряду таковыхъ въ Іерусалимѣ преисполненъ былъ горячихъ ожиданій Мессіи славный по праведности и благочестію маститый старецъ Симеонъ, въ пѣснопѣніяхъ святой Церкви называемый «священникомъ, священнодѣтелемъ», «приносившимъ законныя жертвы» (служб. 3-го февр. утр. кан. 2 п. 8 троп. 2; стихир. на стих. слава; кан. 2, п. 1 троп. 2; п. 8 троп. 2; п. 5, троп. 1). Съ свѣтлыми надеждами приближался онъ къ вѣчности, въ которой онъ видѣлъ вѣнецъ своихъ подвиговъ. Въ награду за глубокую вѣру въ Мессію, какъ источникъ спасенія и блаженства для человѣчества, благочестивому Симеону нѣкогда Духомъ Святымъ обѣщано, прежде отшествія въ загробный міръ, испытать величайшую радость – зрѣть Христа Господня (Лук. 2, 26). Вотъ теперь наступилъ для него этотъ вожделѣнный часъ. Не смотря на тягости своего престарѣлаго возраста, Симеонъ по вдохновенію свыше спѣшитъ въ храмъ и, увидѣвши здѣсь Пречистую Матерь, окруженную небеснымъ свѣтомъ и сіящую Божественными лучами (Пролог. 2 февр.), по особому озаренію Святаго Духа проразумѣлъ, что она есть Та Самая чудная Дѣва, о рожденіи отъ Которой Еммануила предвозвѣщено пророкомъ Исаіей за семь съ половиной вѣковъ (7, 14) и что держимый Ею Младенецъ есть Мессія – Богочеловѣкъ. Проникнутый чувствомъ благоговѣнія и неземного блаженства, сѣдовласый старецъ съ радостнымъ трепетомъ приближается къ Дѣвѣ Маріи и дрожащими отъ слабости руками беретъ отъ Нея и заключаетъ въ свои объятія Богомладенца, Того, Кто составлялъ предметъ сладостнѣйшихъ надеждъ и ожиданій многихъ пророковъ и праведниковъ Ветхаго Завѣта (Матѳ. 13, 17; Евр. 11, 13). Являясь, какъ воспѣваетъ св. Церковь «тайнымъ проповѣдникомъ новыя благодати» (служб. 2 февраля утр. кан. п. 9, троп. 2), Симеонъ тотчасъ въ священномъ восторгѣ возгласилъ ту общеизвѣстную вѣрующимъ и драгоцѣнную для христіанскаго сердца пѣснь «Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко», которою православная Церковь довершаетъ свои вечернія молитвы (послѣ литіи великихъ праздниковъ и потомъ стихиръ на стиховнѣ).

Неизреченно блаженство мое сейчасъ, вѣщалъ старецъ, когда я сподобился не только видѣть, но даже въ объятіяхъ своихъ держать Мессію, Владыку жизни! Главнѣйшая изъ цѣлей моей жизни теперь уже достигнута мною! Приложивъ это чудное сокровище къ замирающему моему сердцу, я духомъ соединился съ Нимъ. Послѣ такого величайшаго блаженства всѣ земныя радости не имѣютъ для меня цѣны. Благоволи же мнѣ, Господи, для ноной, безконечной жизни оставить здѣшнюю жизнь съ миромъ, по слову Твоему, съ радостью, ибо я спокоенъ за судьбу своего народа, къ которому явился чаемый Мессія! Онъ – свѣтъ для язычниковъ и великая слава для Израиля уже тѣмъ, что отъ него Христосъ по плоти (Рим. 9, 4-5), равно среди Израиля будетъ жить, учить небеснымъ истинамъ, творить величайшія чудеса и во Израилѣ оснуетъ Свою церковь съ новымъ благодатнымъ закономъ отъ Сіона. Тогда же вдохновенный старецъ повѣдалъ и о томъ, что этотъ Іисусъ будетъ для однихъ «на паденіе», для другихъ на «возстаніе» (Лук. 2, 34), и возникшая между ними страшная борьба и видимое торжество зла нѣкогда наполнятъ душу и сердце Богоматери самыми безотрадными помышленіями и скорбными чувствованіями (35 ст.). Изреченныя праведнымъ Симеономъ пророчества глубоко знаменательны; они заключаютъ въ себѣ много замѣчательныхъ истинъ.

Въ своей вдохновенной пѣсни, древній старецъ созерцаетъ исполненіе пророческихъ вѣщаній св. Исаіи отъ лица Бога: «Я поставлю Тебя свѣтомъ язычниковъ». «Я сдѣлаю Тебя свѣтомъ народовъ, чтобы спасеніе Мое простерлось до концовъ земли» (42, 6; 49, 6; 60, 3). До явленія Мессіи въ міръ язычники ослѣплены были суевѣріями и заблужденіями; доселѣ надъ языческимъ міромъ тяготѣла тьма Богоневѣдѣнія. Но эта мгла разсѣется, когда Мессія, Іисусъ Христосъ, Который есть свѣтъ міру (Іоан. 8, 12; 14, 46), Солнце истины и правды, откроетъ и язычникамъ невѣдомыя тайны Божественныя, новымъ и истиннымъ ученіемъ и Богопочтеніемъ просвѣтитъ всѣхъ людей, освободитъ отъ господствовавшихъ между ними идолослуженія, заблужденій, суевѣрій и страстей. И мы видимъ теперь въ точности исполненіе этого пророчества: послѣ того, какъ израильтяне въ большинствѣ оказались непослушными призывающему ихъ прежде другихъ голосу Іисуса Христа, Онъ повелѣлъ ученикамъ Своимъ идти съ словомъ благовѣстія къ язычникамъ (Матѳ. 28, 19). И нынѣ Евангеліе возвѣщено всѣмъ народамъ, – нѣтъ въ мірѣ такой страны, гдѣ бы, и среди бѣдныхъ дикихъ язычниковъ не сіялъ этотъ благодатный свѣтъ. Столь чистыя и возвышенныя понятія о Мессіи, эта всеобщность спасенія не отъ рабства внѣшняго, а отъ грѣховъ, недоступны были для большей части тогдашнихъ іудеевъ, которые ожидали отъ Мессіи только временныхъ для себя выгодъ и славы міровой, и въ таковомъ своемъ исповѣданіи Богопріимецъ, принадлежавшій еще къ Ветхому Завѣту, является истиннымъ, совершеннымъ израильтяниномъ и вмѣстѣ достойнѣйшимъ зрителемъ Мессіи Іисуса.

Духовному взору Богопріимца Симеона были свыше открыты и мрачныя, грустныя картины въ жизни и не только Іисуса Христа, по и Пречистой Матери Его. Въ послѣдующихъ своихъ словахъ: «се, лежитъ Сей на паденіе и возстаніе многихъ въ Израилѣ и въ предметъ пререканій» (34 ст.), маститый праведникъ угасающимъ взоромъ своимъ живо созерцаетъ великое зрѣлище судебъ человѣческихъ въ исторіи христіанства. Для многихъ современныхъ Іисусу Христу израильтянъ, именно тѣхъ, которые произвольно усвоили ложныя понятія о Немъ, какъ политическомъ царѣ, Онъ послужить поводомъ къ конечному паденію и вѣчной духовной погибели. Такъ случилось съ гордыми книжниками, фарисеями, архіереями и князьями іудейскими и съ большинствомъ іудеевъ, которые не смотря на многочисленныя чудеса Спасителя, превосходящее человѣческій умъ ученіе и высочайшую святость Его, сами по крайнему духовному ослѣпленію и ожесточенію сердца удалялись отъ свѣта и истины (Іоан. 3, 18-20), не хотѣли въ Іисусѣ признать обѣтованнаго Мессію, Сына Божія, Который, между тѣмъ, по глубокой любви Своей ко всему человѣчеству, желалъ даровать спасеніе и блаженство всѣмъ людямъ. И какъ многое уже заранѣе располагало іудеевъ къ достойному принятію Іисуса Христа, какъ Мессіи, Сына Божія! Явленіе чудной звѣзды, приведшей съ Бостока чужеземныхъ мудрецовъ на поклоненіе Богомладепцу-Царю іудейскому (Матѳ. 2, 1-12): проповѣдь виѳлеемскихъ пастуховъ, возвѣстившихъ отъ лица ангеловъ о рожденіи Мессіи (Лук. 2, 8-18); всеизвѣстный безчеловѣчный указъ правителя Іудеи Ирода объ истребленіи новорожденнаго Мессіи-Царя (Матѳ. 2, 16); вдохновенное предуказаніе этого св. Симеона и пророчицы Анны (Лук. 2, 36-38); явленіе знаменательнаго по чудеснымъ обстоятельствамъ самаго рожденія Іоанна, сына Захаріина съ необычайнымъ его крещеніемъ покаянія и открытою проповѣдью о грядущемъ вскорѣ Мессіи (Матѳ. 3, 1-12), – все это достаточно свидѣтельствовало іудеямъ, что ожидаемый Мессія уже пришелъ на землю. Когда же Іисусъ Христосъ чрезъ выразительное указаніе Предтечею Крестителемъ былъ торжественно явленъ Израилю (Іоан. 1, 29-37), многочисленныя знаменія и чудеса Спасителя, великая благотворность Его дѣйствій, чистота ученія, высочайшая святость жизни должны были совсѣмъ убѣдить іудеевъ въ божественномъ достоинствѣ Іисуса. Очевидно, причина невѣрія и отсюда паденіе іудеевъ заключалось не въ Іисусѣ Христѣ или въ недостаткѣ средствъ ко спасенію, а въ самихъ іудеяхъ, въ ихъ нечестивомъ расположеніи духа, по пристрастію къ ложнымъ мечтамъ о своемъ Мессіи. По нежеланію слушать голосъ Божественной истины, вслѣдствіе упорнаго и сознательнаго противленія ей (Іоан. 8, 45; 15, 22), по крайнему духовному ослѣпленію и ожесточенію сердца они сами удалялись отъ свѣта и истины (3, 18-20) и такимъ образомъ сами были виною своей погибели духовной и потому являются безотвѣтными на праведномъ судѣ Божіемъ вслѣдствіе упорнаго противленія Божественной истинѣ. Іудеи упали въ бездну погибели и внѣшней политической чрезъ окончательное по суду свыше (въ 70 году по Рождествѣ Христовомъ) разсѣяніе по всему лицу земли.

И донынѣ избранный древле народъ почти всецѣло коснѣетъ въ невѣріи въ Іисуса Христа, Искупителя, – равно Іисусъ, Сынъ Божій и нынѣ продолжаетъ лежать на паденіе всѣмъ тѣмъ, кто отказывается вѣровать въ Него, даже сознательно противодѣйствуетъ Церкви Его или остается нераскаяннымъ грѣшникомъ по совершеннѣйшему нерадѣнію о спасеніи. Но для другихъ израильтянъ, которые съ твердою вѣрою и любовію внимали проповѣди Христовой, или кто приносить плоды вѣры въ дѣлахъ любви и благочестія, въ случаѣ же паденія не медлить возстать чрезъ искреннее покаяніе, Іисусъ Христосъ лежитъ на возстаніе въ новую нравственную жизнь, для такихъ Онъ явится виновникомъ спасенія. Этимъ людямъ Онъ Своимъ Божественнымъ ученіемъ указалъ путь къ царству Божію, Своимъ примѣромъ руководитъ по нему, даруемою имъ благодатію подкрѣпляетъ на немъ, крестными Своими страданіями избавилъ ихъ отъ грѣха и смерти, доставилъ оправданіе.

Вслѣдствіе указанныхъ взаимно противоположныхъ отношеній къ Мессіи Іисусу Онъ, по созерцанію св. Богопріимца, будетъ «въ предметъ пререканій» – въ знаменіе прорекаемо. По подобію того, какъ военное знамя во время битвы одна сторона старается отбить, а другая – защитить, Богочеловѣкъ Іисусъ будетъ предметомъ самыхъ противорѣчивыхъ толковъ и сужденій во время общественнаго служенія. Уже при жизни Спасителя «много было толковъ о Немъ въ народѣ: одни говорили, что Онъ добръ, а другіе говорили: нѣтъ, но обольщаетъ народы» (Іоан. 7, 12). Многіе іудеи говорили: «Онъ точно пророкъ, другіе – это Христосъ. А иные говорили: развѣ изъ Галилеи Христосъ придетъ?» (41 ст.). Бывъ свидѣтелями разнообразныхъ чудесъ Іисуса Христа, «многіе изъ народа увѣровали въ Него и говорили: когда придетъ Христосъ, неужели сотворитъ больше знаменій, нежели Сей сотворилъ?» (7, 31), а фарисеи и книжки отвѣчаютъ: «Онъ изгоняетъ бѣсовъ не иначе, какъ силою веельзевула, князя бѣсовскаго» (Матѳ. 12, 24). Со смертію Спасителя подобныя противорѣчивыя сужденія не прекратились. Тогда какъ многіе, видя чудныя знаменія въ часъ смерти Іисуса Христа, говорили вмѣстѣ съ Корниліемъ сотникомъ: «Истинно человѣкъ сей былъ Сынъ Божій» (Марк. 15, 39), архіереи съ книжниками и фарисеями называютъ Его обманщикомъ и по смерти (Матѳ. 27, 63). Съ открытіемъ Церкви христіанской, распятый Христосъ былъ «для іудеевъ соблазномъ, а для еллиновъ безуміемъ» (1 Кор. 1, 23), вслѣдствіе чего и возникли ожесточенныя на христіанство гоненія язычниковъ въ теченіе цѣлыхъ трехъ вѣковъ, доколѣ не побѣдилъ Христосъ силою Честнаго Животворящаго Креста, давъ его въ знаменіе на небѣ императору Константину. Далѣе исторія христіанской Церкви показываетъ намъ открывшіяся въ средѣ самихъ христіанъ пререканія о лицѣ Іисуса Христа, съ одной стороны, объ истинномъ божествѣ, съ другой – объ истинномъ человѣчествѣ Его, и они продолжались слѣдующіе три вѣка. Затѣмъ, видимъ раздѣленіе единой вселенской церкви на западную – римскую и восточную, съ выдѣленіемъ изъ первой лютеранства, впослѣдствіи раздробившагося на множество раціоналистическихъ сектъ.

Къ глубокому прискорбію св. Церкви, Іисусъ Христосъ Сынъ Божій не перестаетъ для всѣхъ вѣковъ и доселѣ быть предметомъ всяческихъ пререканій. Донынѣ являются пререкающими Ему невѣріе или вольнодумство, отвергающее божество Спасителя нашего, также ереси и расколы, извращающіе божественное ученіе Его, наконецъ, всѣ злые и порочные христіане, оскорбляющіе Его своими грѣхами. Въ этихъ противорѣчіяхъ, среди нерѣдко яростныхъ нападеній внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ вѣры Христовой открывается, кто есть истинный сынъ святой Его Церкви, искренно преданъ ей и потому будущій наслѣдникъ царства небеснаго, и кто, при внѣшней принадлежности своей къ народу Божію, имѣетъ привязанность притворную, на самомъ же дѣлѣ врагъ Христовъ и потому сынъ погибельный. Эта, возникшая еще при земной жизни Спасителя, борьба христіанства съ антихристіанствомъ, продолжавшаяся въ вѣкъ апостольскій (ср. 1 Кор. 1, 23-24), возникала и во всѣ послѣдующія времена то въ большихъ, то въ меньшихъ размѣрахъ, то съ большею силою, то съ меньшею, только въ нѣсколько въ инныхъ формахъ и видахъ. О глубокомъ извращеніи ума и сердца и вмѣстѣ о великой духовной погибели этихъ враговъ, не смотря на сдѣланное еще Богопріимцемъ предостереженіе отъ этой судьбы, достаточно свидѣтельствуетъ то, что общимъ предметомъ возбуждаемыхъ во всѣ времена пререканій служитъ Божественная личность Основателя Церкви новозавѣтной, Его ученіе и чудеса. Но истинный христіанинъ твердо вѣруетъ и въ вѣрѣ почерпаетъ для себя утѣшеніе, что какъ за крестными страданіями и смертію Іисуса Христа, послѣдовало побѣдное воскресеніе Его, такъ и среди многочисленныхъ воплей противъ Него и отреченій отъ Него Божественная Его личность снова возсіяетъ въ умахъ и сердцахъ человѣчества съ новымъ блескомъ, съ великою силою, къ возстанію всѣхъ, имѣющихъ наслѣдовать спасеніе.

Наконецъ, быстро перенесши свой потухающій взоръ на пречистый ликъ Богоматери Маріи, маститый прозорливецъ Симеонъ въ сильномъ сокрушеніи духа предрекъ Ей самой величайшія скорби: «и Тебѣ Самой оружіе пройдетъ душу» (35 ст.). Коварное посягательство злочестиваго Ирода на жизнь безоружнаго Богомладенца Іисуса и отсюда поспѣшное бѣгство св. Семейства въ Египетъ (Матѳ. 2 гл.), затѣмъ, во время общественнаго служенія Спасителя различныя нареканія и клеветы на Сына Своего, будто Онъ, – обольститель народа, совершаетъ чудеса силою князя бѣсовскаго, намѣренное искаженіе фарисеями Божественнаго Его ученія, постоянное преслѣдованіе Іисуса Христа книжниками и фарисеями, многократныя покушенія іудейскаго Синедріона на жизнь Его (Іоан. 7, 19, 30; 8, 40, 59; 10, 39; 11, 49-57) – все это, для Богоматери тяжкое и весьма прискорбное, составляло однакоже только предвѣстіе исполненія печальнаго пророчества Богопріимца. Но по преимуществу исполненіе его Она увидѣла во время нечестиваго судопроизводства надъ Сыномъ Своимъ, этимъ неповиннымъ Учителемъ истины. Это сильная гнетущая скорбь отъ наглыхъ лжесвидѣтельствъ о Немъ, далѣе – вслѣдствіе обезображенія Его Лика кровью, при видѣ Его ранъ отъ бичеваній изступленной толпы іудейской, отъ терноваго вѣнца на головѣ Его, но особенно по осужденіи на смерть во время крестныхъ страданій Сына на Голгоѳѣ. Здѣсь, при подножіи креста, нѣжнѣйшая Пресвятая Мать во всей поразительной силѣ почувствовала въ душѣ то поистинѣ острое оружіе, которое было Ей предречено вдохновеннымъ старцемъ Симеономъ Богопріимцемъ.

 

«Приходское Чтеніе». 1914. № 2. С. 1423-1428.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: