Иванъ Василевичъ Баженовъ – Срѣтеніе Господне (По изображенію въ пѣснопѣніяхъ православной Церкви).

Срѣтеніе Господне составляло великій христіанскій праздникъ уже издревле, на что имѣются ясныя указанія въ сочиненіяхъ отцовъ Церкви III вѣка (Меѳодія Патарскаго) и особенно IV вѣка (св. Василія Великаго, Кирилла Іерусалимскаго, Амфилохія еп. Иконійскаго, Амвросія Медіоланскаго, Григорія Нисскаго, Іоанна Златоустаго). Свѣдѣнія о воспоминаемомъ въ тотъ праздникъ знаменательномъ событіи христіанинъ почерпаетъ, съ одной стороны, изъ Евангелія св. Луки, въ которомъ (2, 22-38) передаются лишь существенныя черты и, съ другой, изъ богослужебныхъ, нынѣ возносимыхъ Церковью пѣснопѣній праздника, составленныхъ богомудрыми учителями Церкви – св. Андреемъ Критскимъ (VII в.), Косьмою Маюмскимъ, Іоанномъ Дамаскинымъ, Германомъ, патріархомъ Константинопольскимъ (VIIІ в.), Іосифомъ Студитомъ (IX в.) и др. На основаніи древнѣйшихъ церковныхъ преданій эти мужи въ своихъ вдохновенныхъ пѣснопѣніяхъ, отличающихся изяществомъ изложенія, глубиною богословскихъ мыслей и назидательностію, изобразили Срѣтеніе Господне съ нѣкоторыми дополнительными и изъяснительными подробностями, притомъ съ замѣчательною живостью. Въ цѣляхъ обнаружить не всякому христіанину извѣстныя великія духовныя сокровища, заключающіяся въ упомянутыхъ памятникахъ высокой церковной поэзіи, представимъ систематическій сводъ, въ порядкѣ Евангельскаго повѣствованія, такихъ богослужебныхъ пѣснопѣній[1] праздника Срѣтенія, по которымъ это священное событіе выступаетъ предъ взоромъ христіанина съ особенною полнотою и выразительностію.

Въ сороковой день отъ рожденія Богомоладенецъ Іисусъ, въ удовлетвореніе правдѣ законной, былъ принесенъ Маріею и Іосифомъ въ Іерусалимскій храмъ для посвященія Богу. Это событіе такъ изображается въ пѣснопѣніяхъ праздника: «Безначальное Слово Бога Отца, начало пріемшее во времени, безъ измѣненія въ Своемъ божествѣ, отъ Дѣвы, яко четыредесятодневный Младенецъ Матере, по Своей воли приносится въ храмъ законный» (стихира 4 на вечерн. на Госп. воззв.); законъ «исполняя, по закону въ храмъ приносится и старцу подается» (стих. 1 на литіи). «Въ законѣ – въ сѣни и письмени – да видимъ установленіе, вѣрніи: всяко перворожденное мужеска пола посвящается Богу; тѣмъ же и перворожденное Слово Отца безначальнаго. Сына, безмужно перворождаема Матерію величаемъ» (ирмосъ 9 п. канона).

Хотя Марія, сдѣлавшись Матерію Господа Іисуса, освятилась рожденіемъ Его (служб. праздн.) и, не переставая быть Дѣвою, не имѣла нужды въ очищеніи по закону общему, «яко нескверная, неблазная, нетлѣяная и пречистая», но по глубокому смиренію Она подчинилась предписанію закона. По бѣдности своей родители Богомладенца вмѣсто агнца принесли въ жертву только двухъ птенцовъ голубиныхъ, какъ бы въ знаемованіе совершенной чистоты очищаемыхъ, причемъ св. Церковь усматриваетъ таинственное значеніе этого приношенія. «На херувимахъ носимый и воспѣваемый отъ серафимовъ въ Божественное святилище днесь по закону принесенъ на старческихъ рукахъ, яко на престолѣ возсѣдаетъ и отъ Іосифа, яко прилично Богу, дары пріемлетъ во образѣ двухъ горлицъ – непорочную Церковь и новоизбранныя люди языковъ, два же птенца голубина, яко Виновникъ ветхаго и новаго завѣта» (стих. 4 на стиховнѣ).

Затѣмъ, въ пѣснопѣніяхъ изображено празднуемое событіе слѣдующими дополнительными къ Евангельскому сказанію чертами: «Днесь старецъ Симеонъ во храмъ входить съ радостію духовною, пріяти во объятія Законодавца Моисеева и Исполнителя закона» (7 стих. на литіи). «Возсіявшаго прежде вѣкъ отъ Отца, напослѣдокъ же отъ утробы Дѣвичи... носящи во храмѣ неискусобрачная Мати представи іерею[2], старцу и праведнику Христа Господня. Его же обѣщано бѣ ему видѣти» (2 стих. на стих.). При этомъ Богоматерь воззвала: «Симеоне, неизреченныхъ таинниче, съ радостію пріими въ объятія младенствующее Слово – Христа, о Немъ же Святымъ Духомъ древле извѣстися тебѣ» (1 троп. 4 н. Кан.). «Видя Симеонъ безначальное Слово во плоти, яко на престолѣ херувимстѣмъ, на рукѣ Дѣвы носимое, Виновника бытія всяческихъ, яко Младенца, изумленъ вопіяше Ему: исполнишася вся Твоего хваленія» (3 троп. 4 п. кан.).

Православная Церковь не разъ напоминаетъ вѣрующимъ, что празднуемое событіе было прикровенно предвозвѣщено въ ветхомъ завѣтѣ. «Яко видѣ Исаія образно на престолѣ превознесеннѣ Бога, отъ ангелъ славы обстоима, вопіяше: о, окаянный азъ! предъувидѣхъ бо воплощаема Бога, свѣтомъ незаходимымъ и міромъ владычествующаго» (п. 5 кан.). «Видя Слово, руками Матере держимое, уразумѣ Божій старецъ явленную древле пророку славу и вопіяше: радуйся, Досточтимая, якоже бо престолъ держиши Бога» (1 троп. 5 п. кан.). «Преклонився старецъ и стопамъ Неискусобрачныя и Богоматери коснувся благоговѣйно, рече: огнь носиши, Чистая, страшуся въ объятія пріяти Младенца Бога» (2 троп. тамъ же). «Исаія очистися; угль пріемъ отъ серафима (взываше старецъ Богоматери): Ты же просвѣщаеши мя руками яко клещами, подавши Носимаго Тобою, свѣтомъ незаходимымъ и міромъ владычествующаго» (3 троп.).

Принявши Богомладенца на своя руки, маститый Симеонъ произнесъ благодарственную молитву: «Распростеръ Симеонъ объятія, пріятъ Того съ радостію и возопи (Духомъ Святымъ вдохновенъ, 6 стих. на стих.): Нынѣ отпущаеши раба Твоего; Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ, Господи» (стих. 5).

Богомудрые пѣснописцы влагаютъ въ уста благочестиваго Симеона высокое богословское ученіе о Младенцѣ Іисусѣ, какъ Богѣ, Спасителѣ міра. «Нынѣ отпущаеши мя, Владыко, яко прежде возвѣстилъ ми ecи; ибо видѣхъ Тя, предвѣчнаго Свѣта, Спаса и Господа христоименитымъ людемъ» (4 стих. на стих.). «Сего пріимъ Симеонъ въ объятія свои, проповѣда людемъ, яко Той есть Владыко жизни и смерти и Спаситель міра» (9 стих. на лит.). «Богъ есть Сей, Отцу совѣчный, и Искупитель душъ нашихъ» (2 стих. на стих.). «Сей есть Иже отъ Дѣвы родивыйся: Сей, есть отъ Бога Богъ-Слово, воплотивыйся насъ ради и спасый человѣка» (1 стих. на вечерни).

Соблаговоливши возлежать на рукахъ Симеона, давши осязать Себя старческими его руками, Богомладенецъ Іисусъ тѣмъ разсѣеваетъ всякое сомнѣніе относительно истинности Своей человѣческой природы, въ каковой Онъ и пострадалъ за грѣхи людей. «Его же горній служителіе со трепетомъ умоляютъ Симеонъ долу вземъ нынѣ бренными руками, соединеніе Божества съ человѣки проповѣдаше, зря небеснаго Бога во образѣ человѣка» (3 стих. на лит.). «Испытайте Писанія, якоже рече въ Евангеліи Христосъ Богъ нашъ: въ нихъ бо обрѣтаемъ Его раждающаяся и пеленами повиваема, вскормляема и млекомъ питаема, обрѣзаніе пріемлюща, и Симеономъ носима, не призрачно, не мечтательно, но дѣйствительно явившагося міру» (3 стих. на литіи).

При столь любвеобильномъ снисхожденіи Богомладенца Господа Симеонъ праведный радостно желаетъ оставить земной міръ, потому что удостоился видѣть Христа Господня, давно съ вѣрою ожидаемаго и имѣющаго даровать старцу лучшую жизнь, и для того, чтобы по смерти своей возвѣстить содержимымъ во адѣ Адаму и Евѣ о примиреніи Бога съ людьми и о наступленіи новой благодатной жизни. «Воздалъ ми еси радость спасенія Твоего, Христе (вопіяше Симеонъ): воспріими служителя Твоего, сѣнію отягченнаго, нынѣ же благодати священнопроповѣдника и таинника. во хваленіи Тя величающаго» (2 троп. 9 п. кан.). «Носяй жизнь жизни разрѣшеніе себѣ просяше, глаголя: отпусти мя нынѣ, Владыко, возвѣстити Адаму, яко видѣхъ неизмѣннаго Младенца – Бога предвѣчнаго и Спасителя міра» (3 стих. на стих.). «Перворожденный отъ Отца прежде вѣкъ перворожденъ Младенецъ явися отъ нетлѣнныя Отроковицы, Адаму руку спасенія простирая» (1 троп. 3 п. Кан.).

«Симеонъ, уразумѣвъ исполненіе даннаго ему обѣщанія, благословляя Дѣву Богородицу Марію, предвозвѣсти образы страданій Сына и отъ Него прошаше себѣ отпущенія» (4 стих. на стих.). Вдохновенный маститый старецъ предсказалъ паденіе и возстаніе многихъ въ Израилѣ чрезъ вѣру или невѣріе во Христа, и самой Богоматери предрекъ пронзающія душу страданія о Ея Сынѣ (Лук. 2, 34-35). «Симеонъ воплотившееся предвѣчное Слово Отца на рукахъ понесе и откры свѣтъ языковъ, крестъ, и воскресеніе» (7 стих. на стах.). «Се, восклицаше Симеонъ, пререкаемое знаменіе Сей будетъ, Богъ сый и Отроча» (2 троп. 3 п. кан.). «Въ Сіонѣ Ты камень положился ecи, непокорнымъ камень преткновенія и соблазна, вѣрныхъ несокрушимое спасеніе» (1 троп. 6 п. кан.). «И Твое сердце, Нетлѣнная. пройдетъ мечъ (прорече Симеонъ Богородицѣ), егда на крестѣ узриши Сына Твоего» (3 троп. 7 п. кан.).

Въ пѣснопѣніяхъ праздника воспоминается и объ Евангельской свидѣтельницѣ Срѣтенія Господня, престарѣлой Аннѣ пророчицѣ. «Священнолѣпно славяше Владыку во храмѣ Анна пророчица, цѣломудренная и праведная старица, Богородицу же всѣмъ тамо бывшимъ явственно проповѣдающи величаше» (3 троп. 9 п. кан.). «И Анна пророчица показуется, показующи Спаса, Избавителя Израиля» (7 стих. на стих.). «У древнихъ съ новорожденными приносили бяху двѣ горлицы или два птенца голубина: вмѣсто сихъ рожденному отъ Дѣвы и единородному Сыну Отца, въ храмъ приносимому, старецъ Божій и цѣломудренная Анна пророчица служатъ Того величающе» (1 троп. 9 п. кан.).

Созерцая спасеніе, имѣющее наступить со времени явленія Богомладенца, православная Церковь радостно приглашаетъ вѣрующихъ къ торжеству и прославленію Спасителя, вмѣстѣ призываетъ благоговѣйно привѣтствовать Матерь Живота, также и праведнаго старца Симеона. «Всѣ зажегши духовно свѣтильники добродѣтелей, какъ свѣщеносцы, любовію съ Симеономъ и Анною встрѣтимъ Христа, хотящаго придти освятить поющихъ Его» (троп. 9 п. кан. предпраздн.). «Радуйся, благодатная Богородице Дѣво, ибо изъ Тебя возсіяло Солнце правды – Христосъ Богъ нашъ, просвѣщающій находящихся во тьмѣ. Веселись и ты, праведный старецъ, принявшій въ объятія Избавителя душъ, подающаго намъ воскресеніе» (троп. праздн.). «Иже на старческихъ рукахъ, яко на колесницѣ херувимстѣй, въ нынѣшній день возлещи благоизволивый, Христе Боже, и насъ воспѣвающихъ Тя, страстей мучительства, призываемый избави и спаси души наша» (4 стих. на утр. на хвалит.).

 

«Приходское Чтеніе». 1913. № 35. С. 981-984.

 

[1] Въ новомъ переводѣ на церковно-славянскій языкъ епископа Августина см. «Душеполезное Чтеніе» 1882 г. 1, 182-186 стр. и 1889 г, 1, 339-344 стр.

[2] Также и въ 3 стихарѣ Симеонъ называется іереемъ, иначе жрецомъ или священникомъ; названіе это не находитъ себѣ подтвержденія въ Евангеліи.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: