Житіе святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, въ схимонасѣхъ Макарія.
Великій угодникъ Божій Митрофанъ, нареченный въ св. крещеніи Михаиломъ, родился въ Владимірской губерніи, около 1620 г., «отъ родителей, какъ онъ самъ говоритъ, благочестивыхъ, и въ благочестіи непорушномъ восточныя церкве въ православной вѣрѣ воспитанъ». Кто именно были его родители, – достовѣрно неизвѣстно. Но, по сохранившимся нѣкоторымъ указаніямъ въ письменныхъ документахъ, полагаютъ, что святитель Митрофанъ происходилъ изъ духовнаго званія. Достигши лѣтъ совершеннаго возраста, Михаилъ вступилъ въ супружество и отъ своего брака имѣлъ сына Іоанна, бывшаго – по преданію священникомъ. На 40-мъ году жизни Михаилъ лишился своей жены; оставилъ послѣ этого всѣ мірскія связи и въ 1663 г. принялъ монашество съ именемъ Митрофана въ Золотниковской пустыни, Владимірской губерніи, съ намѣреніемъ оставаться въ этой обители навсегда. Но Господь судилъ иначе.
Слава о духовныхъ подвигахъ инока Митрофана вскорѣ стала разноситься во всѣ стороны. Братія сосѣдней Яхромской обители, послѣ смерти своего настоятеля, просили духовное начальство назначить имъ въ игумена инока Митрофана. Желаніе братіи было исполнено, и св. Митрофанъ Крутицкимъ митрополитомъ поставленъ былъ игуменомъ Яхромской обители. Послѣ 10-ти лѣтняго управленія сею обителію, при неусыпныхъ стараніяхъ о внутреннемъ и внѣшнемъ ея благоустройствѣ, нагляднымъ памятникомъ которыхъ сохраняется и доселѣ сооруженный имъ храмъ въ честь Нерукотворсннаго образа Всемилостиваго Спаса и драгоцѣнное, пріобрѣтенное имъ, Евангеліе, игуменъ Митрофанъ, какъ лично извѣстный патріарху Іоакиму «за мужа благоговѣйнаго и благодѣтельнаго», въ 1675 г. былъ перемѣщенъ имъ въ настоятели знаменитаго Макарьевскаго Желтоводскаго-Унженскаго монастыря, въ которомъ нетлѣнно почиваютъ мощи его основателя, преп. Макарія. Благоговѣя предъ священною памятію угодника Божія Макарія, игуменъ Митрофанъ засвидѣтельствовалъ и здѣсь свою ревность о благолѣпіи дома Божія построеніемъ храма въ честь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, а примѣромъ благочестивой своей жизни, иноческими подвигами и любовію къ чтенію онъ возвысилъ духовное преуспѣяніе и возбудилъ священную любознательность въ инокахъ обители. Благочестивый царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ, видя благопопечительность игумена Митрофана о благоустройствѣ ввѣреннаго ему монастыря, оказывалъ и самъ особенное къ сей обители вниманіе и отъ своихъ царскихъ щедротъ прислалъ ей въ даръ драгоцѣнную церковную утварь. По примѣру царя дѣлали свои приношенія въ обитель и нѣкоторые изъ царскихъ сановниковъ.
Въ 1681 г. игуменъ Митрофанъ, по повелѣнію царя Ѳеодора Алексѣевича, вызванъ былъ на чреду священнослуженія. Вмѣстѣ съ нимъ были вызваны и другіе настоятели и іерархи для соборныхъ разсужденій о церковныхъ дѣлахъ. Въ это время по причинѣ упадка народной нравственности и усиленія раскола, по предложенію царя, постановлено было увеличить число епархій открытіемъ новыхъ епископскихъ каѳедръ въ Тобольскѣ, Холмогорахъ, Устюгѣ, Тамбовѣ и Воронежѣ. На епархію Воронежскую, какъ требовавшую по ея тогдашнимъ мѣстнымъ условіямъ особенныхъ заботъ отъ будущаго архипастыря, самимъ царемъ избранъ былъ первымъ епископомъ игуменъ Митрофанъ. Въ 1682 г. 2 апрѣля совершено было рукоположеніе Митрофана во епископа самимъ патріархомъ и 16 другими архипастырями. Оставаясь затѣмъ нѣкоторое время въ Москвѣ, святитель Митрофанъ, между прочимъ, участвовалъ въ священномъ вѣнчаніи на царство царей-братьевъ Іоанна и Петра Алексѣевичей; на золотомъ блюдѣ онъ подносилъ царскій вѣнецъ патріарху для возложенія онаго на главу Петра. Во время того же пребыванія въ Москвѣ, онъ былъ свидѣтелемъ буйства и дерзости раскольниковъ во главѣ Никиты Пустосвята, возмущавшихъ миръ церкви и русскаго царства, и 5 іюля того же 1682 г. вмѣстѣ съ другими іерархами Русской церкви онъ участвовалъ на открытомъ въ Грановитой Палатѣ соборѣ, на которомъ, вдохновляемый св. ревностію, со властію и силою духовною отражалъ клеветы на церковь православную и заграждалъ богохульныя уста раскольниковъ. Буйство людей испорченныхъ глубоко потрясло душу святителя, и онъ до конца жизни оставался твердымъ обличителемъ своеволій невѣжественнаго раскола.
Много труда предстояло святителю Митрофану на его вновь учрежденной епархіи. Воронежскій край былъ издавна притономъ разныхъ бѣглецовъ, раскольниковъ и государственныхъ преступниковъ. Жившій здѣсь народъ былъ большею частію безнравственный, склонный къ суевѣріямъ и даже нечуждъ былъ нѣкоторыхъ языческихъ обычаевъ и празднествъ. И вотъ святитель Митрофанъ, чтобы имѣть болѣе успѣха въ религіозно-нравственномъ просвѣщеніи пасомыхъ, по прибытіи на мѣсто своего архипастырскаго служенія, обратился прежде всего къ пастырямъ мѣстныхъ церквей, какъ къ своимъ сотрудникамъ, съ слѣдующимъ окружнымъ посланіемъ: «Честные іереи Бога Вышняго! писалъ святитель, вожди стада Христова! вы должны имѣть свѣтлыя умныя очи, просвѣщенныя свѣтомъ разумѣнія, чтобы вести другихъ по правому пути; по слову Господа, вы должны быть сампмъ свѣтомъ: вы есте свѣтъ міру. Вы, какъ пастыри, должны преподавать овцамъ манну слова Божія, подобно какъ ангелы приготовляли чувственную манну въ пустынѣ. Вы, какъ ходатаи, должны въ молитвахъ вашихъ подражать Моѵсею и Павлу, которые съ такою ревностію молились Богу за людей своихъ! Моѵсей говорилъ Богу: Господи! нынѣ аще оставиши грѣхи ихъ, то остави: аще ли ни, изглади мя изъ книгъ, въ нихъ же вписалъ ecи. Павелъ говорилъ: молился быхъ самъ азъ отлученъ быти отъ Христа по братіи моей, сродницѣхъ по плоти, иже суть Израильтяне. Такъ и вамъ надобно ревновать о спасеніи людей Божіихъ. Добрые пастыри были таковы, что готовы были положить свои души за овецъ. Такъ и вы устрояйте себя. Пасите, еже въ васъ, стадо Божіе не нуждею, но волею и по Бозѣ, ниже неправедными прибытки, но усердно. Христосъ Спаситель, когда вручалъ св. ап. Петру пасеніе овецъ своихъ, трижды говорилъ: паси. Это, очевидно, и для того, что пастыри трояко пасутъ врученное имъ стадо – словомъ ученія, молитвою и силою св. Таинъ, и образомъ жизни. Три эти вида пасенія и вы усердно выполняйте: преподавайте людямъ слово ученія, показывайте въ себѣ примѣръ жизни, усердао возносите молитвы къ Богу о врученной вамъ паствѣ, старайтесь назидать ихъ святыми тайнами, т. е. просвѣщайте невѣрующихъ св. крещеніемъ, согрѣшившихъ послѣ крещенія старайтесь приводить къ покаянію и исправленію жизни, достойныхъ сподобляйте Пречистыхъ Таинъ тѣла и крови Христовой, заботьтесь о больныхъ, чтобы особенно не отходили изъ этой жизни безъ св. Таинъ и не лишались послѣдняго елеосвященія. Вмѣстѣ съ божественнымъ Павломъ свидѣтельствую предъ Богомъ и Господомъ Іисусомъ Христомъ: проповѣдуйте слово, настойте благовременно и безвременно, обличайте, запрещайте, умоляйте съ терпѣніемъ и ученіемъ. Умоляю васъ, братіе, вразумляйте безчинныхъ, утѣшайте малодушныхъ, защищайте немощныхъ, будьте терпѣливы ко всѣмъ, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божія о васъ во Христѣ Іисусѣ. Будьте примѣромъ для вѣрныхъ въ словѣ, въ жизни, въ любви, въ духѣ, въ вѣрѣ, въ чистотѣ; не подавайте соблазна никому, чтобы служеніе ваше было безпорочно; во всемъ представляйте себя какъ Божіихъ слугъ. Если все это соблюдете: то, когда явится Пастыреначальникъ, получите неувядаемый вѣнокъ славы. О! когда бы получить всѣмъ намъ сію славу, благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Которому принадлежитъ слава и держава со Отцемъ и Св. Духомъ, во вѣки вѣковъ! Благословеніе Господне на васъ, благодатію Его, всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь».
Внушая пастырямъ ввѣренныхъ ему церквей пещись о спасеніи пасомыхъ, святитель Митрофанъ, какъ ревностный преемникъ апостольскаго служенія, проповѣдывалъ и самъ слово истины благовременнѣ и безвременнѣ, представляя при этомъ собою образецъ непоколебимой вѣры и любви христіанской. – Скорби и нужды каждаго принимая къ сердцу, какъ свои собственныя, святитель никого не оставлялъ своимъ утѣшеніемъ и необходимою помощію – духовною или матеріальною. Люди всѣхъ званій и состояній находили въ немъ любвеобильнаго отца, всегда для всѣхъ доступнаго, «Его архіерейскій домъ былъ по истинѣ для всѣхъ домомъ прибѣжица: здѣсь была для странниковъ гостинница, для больныхъ лечебница, для голодныхъ житница, для гонимыхъ разными невзгодами жизни и удручаемыхъ напастями отдохновеніе и успокоеніе. Онъ отдавалъ себя служенію ближнимъ всецѣло. Людей, которые по болѣзни или по другимъ какимъ-либо обстоятельствамъ не могли сами явиться къ нему съ своими нуждами, такихъ онъ самъ отыскивалъ и посѣщалъ, облегчая ихъ скорби, удовлетворяя ихъ нужды и даже своими святительскими руками подавая больнымъ необходимую помощь. Какъ ангелъ Божій, нерѣдко являлся онъ къ заключеннымъ въ темницѣ, всячески располагая ихъ къ покаянію и укрѣпляя въ терпѣніи, къ безропотному перенесенію своего бѣдственнаго положенія».
Вскорѣ по прибытіи своемъ въ Воронежъ, святитель Митрофанъ, подобно какъ и въ прежнихъ мѣстахъ своего служенія, приступилъ къ сооруженію благолѣпнаго каменнаго каѳедральнаго собора (нынѣ монастырь) въ честь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Но въ этомъ храмѣ ему не суждено было совершать служеній. Смиренный инокъ въ келліи и въ душѣ своей, во храмѣ же Божіемъ, предъ паствою онъ старался являться облеченнымъ знаками высокаго сана своего. Вообще онъ много заботился, чтобы утварь, облаченія и другія церковныя принадлежности были приличны святилищу Божію, и въ виду этого онъ весьма многое для храма дѣлалъ на свой счетъ.
Смиренный святитель Митрофанъ, хотя всю мысль свою и сердце непрестанно направлялъ къ отечеству небесному, но въ то же время не переставалъ любить и земное свое отечество, и, какъ преданный ему сынъ, онъ всегда готовъ былъ являться и являлся съ своими жертвами на его пользу и благоустройство. Такъ, когда Императоръ Петръ I, для успѣшной борьбы съ внѣшними врагами – турками и шведами, строилъ военныя судна въ Воронежѣ и при этомъ встрѣтилъ затрудненіе въ денежныхъ средствахъ (1694 г.), а также и когда истощилась царская казна во время войны съ шведами (1700 г.), то святитель Митрофанъ неоднократно приходилъ съ значительными суммами на помощь царю и отечеству, при чемъ, поднося первую отъ себя жертву, онъ сказалъ царю: «всякій сынъ отечества долженъ отъ своего достатка помогать нуждѣ государственной; прими же, Государь, отъ моихъ издержекъ оставшіяся деньги и употреби ихъ противъ невѣрныхъ». Высоко цѣня приношенія святителя, какъ дань любви къ отечеству, признательный Монархъ свое благоволеніе къ нему свидѣтельствовалъ своими милостивыми царскими грамотами и личнымъ посѣщеніемъ архипастыря.
Не смотря, впрочемъ, на такія добрыя отношенія царя, святитель Митрофанъ былъ нелицепріятенъ и не боялся говорить ему правду, когда этого требовалъ долгъ пастырскаго служенія для сохраненія благочестія и для спасенія душъ ввѣренныхъ ему чадъ церкви. По сказанію историковъ, однажды Петръ I, пріѣхавъ въ Воронежъ, позвалъ къ себѣ для нѣкоторыхъ совѣщаній св. Митрофана въ небольшой свой дворецъ, построенный на одномъ островѣ р. Воронежа. Предъ дворцомъ, по обычаю иноземному, поставлены были разныя изваянія языческихъ боговъ. Святитель, увидѣвъ эти изображенія и не входя во дворъ, возвратился домой. Объ этомъ донесено было Государю. Онъ вторично послалъ за епископомъ, но пастырь отвѣчалъ, что пока царь не прикажетъ снять идоловъ, могущихъ соблазнить народъ, онъ не можетъ войти во дворецъ. Царь велѣлъ напомнить ему, что ослушниковъ царя подвергаютъ смертной казни. «Жизнь моя во власти царя, отвѣчалъ святитель посланному: но для меня лучше умереть, чѣмъ нарушить долгъ святительскаго сана моего. Лучше умереть, чѣмъ присутствіемъ своимъ или боязливымъ молчаніемъ одобрить язычество. Неприлично Государю православному ставить языческіе болваны и тѣмъ соблазнять простыя сердца народа». Такъ строгъ былъ св. Митрофанъ въ благочестіи и непреклоненъ въ правдѣ! Петръ изумился ревности святителя къ дѣлу Божію и, сознавая его правду, терпѣливо перенесъ обличеніе. Тотчасъ же приказалъ снять статуи и, призвавъ къ себѣ благочестиваго епископа, обласкалъ и успокоилъ его. Съ этого времени Государь сталъ еще болѣе уважать святителя Митрофана. Пріѣзжая въ Воронежъ, онъ прежде всего посѣщалъ епископа, проводилъ съ нимъ нѣсколько часовъ въ духовной бесѣдѣ и всякій разъ возвращался отъ него въ лучшемъ настроенія духа. Среди всей многосложности пастырскихъ обязанностей и неусыпнаго исполненія ихъ, святитель Митрофанъ никогда не покидалъ и памятованія о часѣ смертномъ. Яснымъ доказательствомъ тому служитъ оставленный имъ «Синодикъ», который наполненъ умилительными размышленіями о неизбѣжности смерти, въ виду которой онъ увѣщеваетъ вѣрующихъ не увлекаться суетнымъ блескомъ земныхъ благъ, такъ какъ все это съ появленіемъ смерти исчезаетъ, какъ дымъ, разсыпается въ прахъ. Онъ такъ усвоилъ себѣ память смертную, что она даже была пріятна ему, видимо услаждала его душу. Выражая въ своемъ синодикѣ живую вѣру въ святость и многоплодность молитвъ церкви объ умершихъ и принося часто безкровную жертву Христову о спасеніи живыхъ, онъ съ особенною любовію и умиленіемъ творилъ память объ усопшихъ скоропостижною смертію, безъ покаянія и причастія святыхъ Таинъ, утопшихъ, убитыхъ и вообще умершихъ насильственною смертію, о которыхъ особенно скорбѣла его христіанская человѣколюбивая душа, а также о православныхъ воинахъ на брани убіенныхъ, въ плѣну, во всякой скорби и озлобленіи, безпріютно и безучастно скончавшихся.
Двадцать лѣтъ св. Митрофанъ управлялъ Воронежскою паствою и достигъ глубокой старости. Предчувствуя близкое изшествіе изъ міра земного, онъ приготовилъ духовное завѣщаніе. Завѣщаніе его – поучительно и назидательно.
«Судьбами Божіими, говоритъ онъ, дошелъ я до семидесятилѣтней старости и уже изнемогаю въ силахъ тѣлесныхъ. Потому, помня о смерти, разсудилъ я нанисать послѣднее мое писаніе, чтобы оказать помощь душѣ и тѣлу моему». Съ глубокимъ смиреніемъ святитель Божій исповѣдуетъ предъ всѣми свою вѣру, которой служителемъ остается до послѣдняго вздоха. «Когда грѣшная душа моя, продолжаетъ онъ, разрѣшится отъ узъ плоти, вручаю ее благости Премудраго Бога, создавшаго ее, да пріиметъ ее милостиво, какъ дѣло рукъ своихъ; а грѣшныя кости предаю матери всѣхъ, ожидая воскресенія мертвыхъ». Затѣмъ обращаетъ онъ отеческую заботу свою къ пастырямь церкви и убѣждаетъ ихъ ходить достойно званія. «Простецъ согрѣшившій дастъ отвѣтъ только за свою душу, а іереи будутъ истязаны за многихъ, – тѣ, которые не радѣли о овцахъ, собирая съ нихъ млеко и волну». Обращаясь къ судіямъ, говоритъ: «судіямъ епархіи нашей заповѣдую пещись о правосудіи въ дѣлахъ гражданскихъ: пусть совершаютъ праведный судъ. Неправда въ судахъ и коварство между людьми очень умножились; очень много плачущихъ отъ бѣдности и оскорбленій, – люди всякаго званія терпятъ оскорбленія, вдовы, сироты, немощные. Завѣщаю судіямъ – по волѣ государя управлять людьми правдиво, чтобы жили о Богѣ духомъ, безъ напрасной молвы и ни къ чему ненужной суетности»... Напомнивъ такимъ образомъ всѣмъ, содержащимъ власть духовную и гражданскую, – ихъ долгьи преподавъ тѣмъ и другимъ приличное назиданіе, святитель Божій обращается потомъ ко всѣмъ вообще православнымъ христіанамъ и, заботясь о благоденствіи и спасеніи всѣхъ и каждаго, предлагаетъ всѣмъ слѣдующія исполненныя высокой мудрости и опыта правила жизни: «употреби трудъ, храни мѣрность: богатъ будеши, воздержно пій, мало яждь: здравъ будеши. Твори благо, бѣгай злаго: спасенъ будеши». Къ этому прибавляетъ далѣе: «пусть всѣ православные христіане пребываютъ въ прародительской вѣрѣ, во всемъ добромъ, въ чистотѣ, воздержаніи, святости и покаяніи. Заповѣдаю имѣть вседушевную любовь къ православно-каѳолической вѣрѣ, чтить единую во всей вселенной Церковь, какъ матерь, и въ ней пребывать неуклонно, крѣпко держаться преданія и ученія св. Отцевъ, – ни въ чемъ не уклоняясь отъ нихъ. Какъ безъ правильной вѣры нельзя угодить Богу, такъ и внѣ св. восточной Церкви и безъ свѣтлаго ея ученія, преданнаго Богомъ, нельзя никому спастись». Потомъ обращается къ самому себѣ и пишеть: «если какимъ бы то ни было образомъ согрѣшилъ я, какъ человѣкъ, если кого-либо оскорбилъ въ моемъ санѣ: со слезами прошу каждаго простить меня: прошу прощенія у всей церкви Божіей и у всего священнаго собора; прошу молитвъ всего православнаго народа за мою грѣшную душу, чтобы помиловалъ ее Господь предстательствомъ Пречистой Своей Матери и сподобилъ меня царствія небеснаго. Сотворите милость для меня, принесите послѣдній долгъ Богу для пользы души моей: помяните грѣшную мою душу, чтобы и вы были помянуты Господомъ въ день праведваго суда. Сей глаголъ мой предстанетъ предъ вами въ день праведнаго суда. Не отриньте прошенія моего, – послѣдней любви вашей ко мнѣ грѣшному, со слезами прошу, – не забудьте меня грѣшнаго въ молитвахъ своихъ, по заповѣди апостола: братія, молитесь другъ за друга». Въ концѣ всего проситъ похоронить его въ Архангельскомъ придѣлѣ, а не въ самомъ соборѣ, и непремѣнно облечь его предъ кончиною въ схиму.
Святитель Митрофанъ преставился 23 ноября 1703 г., принявъ, согласно своему завѣтному желанію, схиму съ именемъ Макарія. Въ этотъ же самый день, по волѣ Божіей, прибылъ въ Воронежъ и Государь. По обычаю своему поспѣшилъ онъ посѣтить добраго архипастыря, но уже засталъ его при послѣднемъ издыханіи; царь поцѣловалъ его руку и остался ждать кончины, которая вскорѣ и послѣдовала. Государь самъ закрылъ глаза его и велѣлъ приготовить все нужное для почетнаго погребенія. Погребеніе совершено было 4 декабря въ присутствіи самого царя, его сановниковъ и множества народа. Предъ выносомъ тѣла Императоръ Петръ, обратившись къ чинамъ морскимъ, сказалъ: «намъ стыдно будетъ, если не засвидѣтельствуемъ своей признательности сему благодѣтельному пастырю отданіемъ послѣдней почести; мы сами вынесемъ его тѣло». И съ этими словами Государь поднялъ гробъ святителя и съ старшими военачальниками понесъ въ соборъ; потомъ самъ же несъ его въ усыпальницу и, опустивъ въ могилу, сказалъ съ скорбію: «не осталось у меня такого святаго старца, – буди ему вѣчная память»!
Добрая память, которую оставилъ по себѣ благостный пастырь, сама по себѣ располагала и способствовала къ исполненію его завѣщанія – поминать его. Шли годы, и неисющимой струей изливаласъ молитва о немъ. Предстательствовалъ своими молитвами предъ Господомъ и почившій святитель за вѣрующихъ, стекавшихся къ могилѣ его. Нерѣдко чудесными исцѣленіями обнаруживалась тайна прославленія святителя, совершавшаяся у Бога. Наконецъ прошло время, когда прославленіе его обнаружилось вполнѣ обрѣтеніемъ мощей его нетлѣнными. Это было спустя 128 лѣтъ по его преставленіи, въ 1831 г., когда по случаю исправленія пришедшаго въ ветхость Воронежсккго собора, при открытіи пола замѣченъ былъ истлѣвшій гробъ кромѣ нижней доски, на которой и лежало нетлѣнное тѣло святителя Митрофана, видѣнное сохранившимся еще и прежде этого два раза, при перенесеніи его гроба изъ одной церкви въ другую, по случаю ихъ исправленій.
Въ упомянутомъ году Святѣйшимъ Синодомъ предписано было освидѣтельствовать нетлѣніе мощей и провѣрить истину чудесныхъ событій, совершившихся при гробѣ святителя. Свидѣтельство подтвердило сказанія о нетлѣніи мощей и о чудесахъ, бывшихъ отъ нихъ. Наконецъ, по опредѣленію Св. Синода и по волѣ Государя Императора, святыя мощи были открыты для общаго поклоненія съ 6 на 7 августа 1832 г. По порученію Св. Синода, открытіе совершено было Высокопреосвященнымъ Григоріемъ, архіепископомъ Тверскимъ (впослѣдствіи митрополитомъ С.-Петербургскимъ) и Воронежскимъ Преосвященвымъ Антоніемъ. Ко двю открытія въ Воронежъ собралось изъ разныхъ губерній до 50000 православнаго народа.
Мы не приводимъ здѣсь сказанія о бывшихъ чудесныхъ исцѣленіяхъ и до нынѣ совершающихся чрезъ молитвы и ходатайства предъ Богомъ святителя Митрофана. Нетлѣнныя его мощи и даже священные предметы, къ нимъ прикасающіеся, служатъ неизсякаемымъ источникомъ исцѣленій для всѣхъ, прикасающихся къ нимъ съ вѣрою и живымъ упованіемъ. Тысячи поклонниковъ, которые ежегодно со всѣхъ концовъ нашего отечества собираются въ Воронежъ, и множество привозимыхъ туда больныхъ и бѣсноватыхъ, получающихъ тамъ исцѣленія, служатъ нагляднымъ и сильнымъ доказательствомъ какъ особеннаго благоволенія Божія къ святителю Митрофану, такъ и глубокаго уваженія русскаго народа къ Воронежскому чудотворцу.
«Смоленския Епархіальныя Вѣдомости». 1893. № 22. Отд. Неофф. С. 1055-1067.
{*} Сост. Ив. П. Сперанскимъ по: «Житія святыхъ» – преосв. Филарета Черниговскаго, м. ноябрь; «Жит. Свят.» – С. Дестунисъ; книжку прот. Склобовскаго «Св. Митрофанъ, первый еп. Ворон»; свящ. Виноградова, «Житіе св. Митрофана и сказаніе объ обрѣт. его мощей», М. 1855 г.; «Воскр. День» 1891 г. и др.
* * *
Кромѣ всеобщаго празднованія памяти свт. Митрофана Воронежскаго (23-го ноября – день преставленія), въ Митрофановомъ Воронежскомъ монастырѣ ревностнымъ почитателемъ святителя, Воронежскимъ архіеп. Антоніемъ (Смирницкимъ; †1846) были установлены мѣстныя празднованія святителю: 2-го апрѣля – день посвященія во Епископа и открытія Воронежской Епархіи въ 1682 г.; 4-го іюня – день тeзоименитой памяти; 25-го іюня – день перенесенія мощей изъ Михайловскаго въ Благовѣщенскій соборъ въ 1833 г.; 7-го августа – день открытія мощей и прославленія святителя въ 6-7 дек. 1832 г.; 11 декабря – день обрѣтенія оныхъ въ 1831 г. (Жизнь преосв. Антонія, архіеп. Воронежскаго и Задонскаго. СПб., 1852. С. 52, 84-85.).
* * *
Тропарь, гл. 4: Правило вѣры и образъ кротости,/ словомъ и житіемъ, паствѣ твоей, отче смиренномудре Митрофане, былъ еси./ Тѣмже и во свѣтлостехъ святыхъ/ солнца свѣтлѣйше возсіялъ еси,/ вѣнцемъ нетлѣнія и славы украшаемь,/ моли Христа Бога,// странѣ нашей и граду твоему въ мирѣ спастися.
Кондакъ, гл. 8: Воздержаніемъ тѣло духу поработивъ,/ душу же равноангельну сотворивъ,/ святительскою одѣялся еси одеждою, яко вѣнецъ священства;/ и нынѣ, всѣхъ Владыцѣ предстоя,// моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.