Замѣтка: Свидѣтельство Западной Церкви о крестномъ знаменіи.

Iуліанъ Iосифъ Овербекъ, докторъ богословія и философій, обратившійся изъ католичества къ Православію, знаменитый ученый ревнитель Православія, издавшій въ 1871 г. «Воззваніе къ клиру и къ свѣтскимъ лицамъ римско-католическаго исповѣданія, желающимъ видѣть древнюю западную католическую церковь въ первобытной чистотѣ и въ возстановленной славѣ и т. д»[1], въ которомъ, приводя примѣръ искаженія Римскими Папами ученія и обычаевъ древней Западной Церкви, между прочимъ говоритъ слѣдующее о крестномъ знаменіи:

Обычай креститься былъ вначалѣ общимъ, какъ символъ и знакъ между вѣрными. Предъ раздѣленіемъ Церквей одна и та же форма крестнаго зпаменія была и на востокѣ и на западѣ. До середины ХV вѣка, говоритъ докторъ Рокъ, писатель римско-католическій, пользующійся большимъ авторитетомъ у католиковъ, одинъ и тотъ же греческій способъ крестнаго знаменія былъ во всей латинской Церкви, какъ доказывается разными источниками[2].

Папа Иннокентій III, около 1198 года, говоритъ такъ о крестномъ знаменіи въ своемъ сочитеніи «о святынѣ алтаря»[3]:

«Крестное знаменіе должно выражать тремя перстами, такъ какъ оно напечатлѣвается, при призываніи св. Троицы, сверху внизъ, съ правой стороны на лѣвую, поелику Спаситель сошелъ съ неба на землю и отъ іудеевъ перешелъ къ другимъ народамъ. Извѣстно также, что когда мы знаменуемъ другихъ крестомъ, то дѣлаемъ это слѣва на право. Но внимательно размысливъ, мы совершаемъ надъ другими также знаменіе креста съ права на лѣво, потому что мы знаменуемъ ихъ, обращенныхъ къ намъ лицомъ, не спиною».

Нѣкоторые же вводили этотъ новый обычай креститься слѣва на право, употребляющійся теперь на западѣ, даже во время Иннокентія III, не смотря на то, что онъ самъ, какъ мы выше показали, иначе училъ.

 

Сост. по: «Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1871. № 1. C. 2.

 

[1] Въ оргиналѣ: «Libellus invitatorius ad clerum laicosque Romano-catholicos, qui antiquam Occidentis Ecclesiam Catholicam ad pristinam puritatem et gloriam restauratam videre cupiunt».

[2] Hierurgia – by D. Rock, second, edition London. 1851 p. 368.

[3] De sacro Altaris Misterio. Lib. 2 cap. 45: quomodo signum crucis sit exprimendum (какимъ образомъ должно осѣнять себя крестнымъ знаменіемъ).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: