Замѣтка: Слѣдуетъ-ли священнику ходить съ такъ называемою постною молитвою по домамъ прихожанъ?

Этотъ вопросъ не всѣ изъ священниковъ рѣшаютъ одинаково. Большинство священниковъ обыкновенно въ рождественскій и великій посты ходятъ по домамъ своихъ прихожанъ, и читаютъ молитвы, положенныя въ требникѣ, и остаются при томъ убѣжденіи, что ходить съ молитвою въ это время священникъ обязанъ, и что онъ погрѣшилъ бы противъ обязанности пастырской, если бы безъ всякой уважительной причины оставилъ своихъ прихожанъ безъ молитвы, такъ поступаютъ и такого мнѣнія обыкновенно держатся старые священники. Иначе поступаютъ и иначе убѣждены молодые священники, и – притомъ не всѣ, а меньшая часть ихъ. Нѣкоторые изъ молодыхъ священниковъ утверждаютъ, что ходить съ такъ называемою постною молитвою по домамъ прихожанъ не слѣдуетъ, потому что въ надписаніи великопостной молитвы говорится о чтеніи ея въ храмѣ, что хожденіе съ постною молитвою завели священники старыхъ временъ съ корыстною цѣлью, что оно унижаетъ священника въ глазахъ прихожанъ. На чьей же сторонѣ правда? Кто вѣрнѣе служитъ Господу Іисусу при совершеніи своего дѣла? Кто правильнѣе убѣжденъ въ своихъ мысляхъ?

Св. церковь, составивъ молитвы для чтенія прихожанамъ вь рождественскій и великій посты, имѣла ту цѣль, чтобы устами іерея молить Господа, чтобы Онъ услышалъ молитву пасомыхъ, принялъ посты, колѣнопреклоненія, слезы, воздыханія ихъ, чтобы отогналъ отъ нихъ діавола, воюющаго противъ нихъ при несеніи ими подвиговъ поста и покаянія, чтобы послалъ имъ благословеніе, и подалъ бы имъ благодать, при которой они могли бы истинно каяться во грѣхахъ, истинно поститься, истинно молиться, надлежаще по христіански могли встрѣтить и провести имѣющіе наступить великіе праздники. «Владыко Господи Боже Вседержителю пріими рабы твоея имкъ... (читаемъ мы въ молитвѣ на Рожд. Христ.), пріими слезы и воздыханіе и покаяніе рабовъ Твоихъ... пріими колѣнное поклоненіе и постъ рабовъ Твоихъ имкъ, да скончавше заповѣди Твоя и достигше нынѣ святаго честнаго Рождества Твоего, чисти и безъ порока будутъ». «Боже, – говорится въ молитвѣ великопостной – сподоби всѣхъ въ чистотѣ теченіе постное пройти, вѣру нераздѣльну соблюсти, и заповѣди Твоя сохранити во вся дни живота нашего... пріими, Владыко, колѣнное поклоненіе и постъ рабовъ Твоихъ, подая имъ благословеніе духовное и всѣмъ намъ о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ... презри вся согрѣшенія сихъ рабовъ Твоихъ въ покаяніи къ Тебѣ прибѣгающихъ: и даждь имъ сердечное сокрушеніе и болѣзнь о грѣсѣхъ, ими же Тебе Творца своего прогнѣваша, могущую ихъ отъ грѣховъ очистити... воздвигни и заступи ихъ отъ козней діавольскихъ и отъ всѣхъ сѣтей непріязненныхъ... подаждь симъ рабомъ Твоимъ невозбранныя и теплыя во истинномъ покаяніи слезы... укрѣпи ихъ на борющаго ихъ діавола, очисти ихъ душу и тѣло отъ всякія скверны... не отврати лица Твоего отъ рабовъ Твоихъ сихъ: но даждь имъ истинное отъ грѣховъ къ Тебѣ обращеніе, и отъ всѣхъ дѣлъ лукавыхъ избавленіе, и сподоби всѣхъ насъ въ мірѣ исполненныхъ дѣлъ благихъ дойти и поклонитнся спасительнымъ Твоимъ страстемъ, и святому воскресенію, и на кончинѣ живота нашего радости вѣчныя со всѣми Тебѣ благоугодившими получити, въ Тебѣ Бозѣ Спасителѣ нашемъ» (молитв, въ начал. пост. св. четыред.). Вотъ о чемъ св. церковь молитъ Господа въ молитвахъ, назначенныхъ ею для чтенія прихожанамъ въ посты рождественскій и великій. Кто изъ пастырей не считаетъ нужнымъ читать этихъ молитвъ для своихъ пасомыхъ, тотъ, значитъ, не считаетъ для себя обязательнымъ безпрекословно повиноваться ей. Кто изъ пастырей не читаетъ этихъ молитвъ своимъ пасомымъ, тотъ явно обличаетъ себя въ томъ, что въ его душѣ нѣтъ искренняго желанія, чтобы его прихожане, при помощи благодати Божіей, надлежаще подвизались въ постѣ, молитвѣ и покаяніи, чтобы Господь подвиги ихъ принялъ въ благопріятную себѣ жертву

Несомнѣнно, что успѣхъ іерейской молитвы много зависитъ отъ вѣры того, за кого іерей молится, что благословеніе Божіе почиваетъ на томъ, кто таковое принимаетъ съ вѣрою. Посему іереи и должны желать, чтобы и сами прихожане лично съ усердіемъ и вѣрою участвовали въ пастырскихъ молитвахъ о нихъ, чтобы въ то время, когда пастырь церкви поспрашиваетъ для нихъ благословеніе Божіе, они сами просили и молили Бога о томъ же. Въ виду этого цѣлесообразнѣе прочитывать такъ называемыя постныя молитвы въ домахъ прихожанъ, а не ограничиваться прочтеніемъ ихъ въ храмѣ, – чтобы въ такихъ молитвахъ могли принять личное участіе всѣ прихожане. И, какъ показываетъ практика церковная, ревностные пастыри, искренно желающіе душевной пользы своимъ пасомымъ, дѣйствительно считали и считаютъ своимъ непремѣннымъ долгомъ при наступленіи поста посѣтить дома своихъ прихожанъ и прочитать для нихъ постную молитву. Говорить же послѣ того, что «хожденіе съ молитвою по домамъ прихожанъ завели священники старыхъ временъ, изъ видовъ корыстолюбія, что будто-бы и теперь если священники ходятъ съ молитвою, то ходятъ собственно съ цѣлью выходить что-нибудь», – значитъ выражать не пониманіе дѣла и возводить слишкомъ огульное и не основательное обвиненіе. Конечно, были и есть исключенія, но исключительныя явленія еще не даютъ права выводить общее заключеніе и возставать противъ такого обычая, который заслуживаетъ одобреніе, а не порицаніе.

Хожденіе съ молитвою по домамъ прихожанъ полезно для священника еще и въ томъ отношеніи, что даетъ ему возможность съ большимъ успѣхомъ исполнить долгъ пастыре-учительскій. Такъ, каждый изъ пастырей обязанъ своихъ духовныхъ овецъ знать лично, чтобы умѣть глашать ихъ по имени: хожденіе по домамъ съ молитвою представляетъ ему самый удобный случай поближе познакомиться съ своею паствою. Пастырь обязапъ учить своихъ прихожанъ не только въ храмѣ, но и внѣ храма; ученіе прихожанъ въ домахъ ихъ послѣ храма есть наиприличнѣйшее мѣсто, гдѣ пастырь можетъ и долженъ учить ихъ. Здѣсь онъ можетъ для ученія избирать тему наиболѣе подходную къ той семьѣ, которою бываетъ окруженъ. Хотя по домамъ, пастырь наиудобнѣе можетъ разузнать ошибочныя религіозныя вѣрованія, нравственные пороки и недостатки своихъ прихожанъ и тотъ же часъ всею силою своего пастырскаго слова наиудобнѣе ему, въ чемъ слѣдуетъ, обличатъ, запрещать, умолять со всякимъ долготерпеніемъ и ученіемъ. Ходя по домамъ съ молитвою, пастырь можетъ разузнать и суевѣрные обычаи своихъ прихожанъ и наблюдать, какъ прихожане слагаютъ персты при крестномъ знаменіи, какъ проводятъ посты, какъ совершаютъ говѣніе, всѣхъ ли дѣтей приводятъ и приносятъ къ св. причастію, не исключая и грудныхъ младенцевъ; можетъ приласкать къ себѣ тѣхъ дѣтей, которыя, обыкновенно, во время причастія съ отчаяннымъ крикомъ отворачиваются отъ него; можетъ разузнать о семейныхъ несогласіяхъ, выслушивать предлагаемые вопросы и разрѣшатъ разныя недоумѣнія и т. п. и всѣмъ, кому и въ чемъ слѣдуетъ, давать приличные совѣты, вразумленія, увѣщанія.

Когда же пастырь церкви будетъ каждый годъ не опустительно ходить съ молитвою, не пропуская чтенія оной ни одного раза въ своей жизни, когда при хожденіи съ молитвою будетъ стараться непремѣнно посѣщать всѣ дома, не исключая ни одного, вычитывать молитву въ каждомъ домѣ съ полнымъ вниманіемъ, съ горячимъ участіемъ чувства молитвеннаго, съ искреннимъ и нелицемѣрнымъ желаніемъ для прихожанъ тѣхъ благъ, о которыхъ изложены прошенія въ читаемыхъ молитвахъ, будетъ сопровождать свои посѣщенія прихожанъ надлежащими пастырскими вразумленіями касательно всѣхъ тѣхъ религіозно-нраветвеппыхъ недостатковъ, какіе только будутъ усмотрѣны; то прихожане будутъ смотрѣть на священника, ходящаго съ молитвою по домамъ ихъ, какъ на пастыря добраго, ревнующаго о благѣ душевномъ, всегда и вездѣ учащаго словомъ и примѣромъ. Потому, не одобряющіе обычая ходить съ молитвою по домамъ прихожанъ напрасно говорятъ, что «чрезъ такое хожденіе пастырь церкви унижаетъ себя предъ прихожанами, такъ какъ они привыкли смотрѣть на священника, какъ на нищаго, ходящаго за подаяніемъ; другой цѣли посѣщенія священникомъ ихъ домовъ они не видятъ». Хожденіемъ съ молитвою по домамъ прихожанъ, равно какъ добросовѣстнымъ выполненіемъ вообще пастырскаго долга, священникъ не унижаетъ себя предъ прихожанами, а возвышаетъ; при искреннемъ отношеніи пастыря къ духовнымъ нуждамъ пасомыхъ, послѣдніе не могутъ смотрѣть на него, какъ на нищаго, ходящаго по домамъ ихъ за сборомъ подаяній.

 

Свящ. Ипполитъ Таціевскій.

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1878. № 2.

 

От Ред.: При посѣщеніяхъ прихожанъ въ ихъ селеніяхъ въ первую и вторую недѣли поста, съ такъ называемою «постною молитвою», священникъ можетъ собирать прихожанъ въ одинъ домъ и бесѣдовать съ ними о покаяніи. При этомъ священникъ долженъ внушать, что исполненіе христіанскаго долга выше всякихъ домашнихъ обязанностей и занятій и что въ послѣднихъ Господь помогаетъ усердно исполняющимъ этотъ долгъ. Ср. О хожденіи священниковъ съ такъ называемою «Молитвою» въ посты Рождественскій и Великій и о самыхъ молитвахъ, при этомъ читаемыхъ. // «Руководство для сельскихъ пастырей». 1886.

 

См. другие материалы по этой теме:

Молитвы въ началѣ поста Святыя Четыредесятницы.

Молитва на Рождество Христово сыномъ духовнымъ.

О молитвахъ, которыя обыкновенно читаютъ сельскіе священники своимъ прихожанамъ въ св. Четыредесятницу и въ постъ предъ Рождествомъ Христовымъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: