Замѣтка: Положеніе плащаницы въ храмѣ въ Великій Пятокъ и Великую Субботу.
Выносъ плащаницы изъ алтаря на средину храма въ Великій Пятовъ, обнесеніе ея около храма въ Великую Субботу и пребываніе ея среди храма въ этотъ день установлено Св. Церковію для благоговѣйнаго воспоминанія снятія тѣла Господа со креста и положенія его во гробѣ. Плащаница полагается среди храма предъ царскими вратами такимъ образомъ, что изображенный на ней Господь имѣетъ Свою главу къ сѣверной сторонѣ, а пречистыя ноги – къ южной, лицемъ обращенъ къ полудню. Такое положеніе плащаницы многихъ молящихся приводитъ въ недоумѣніе, почему изображенный на плащаницѣ Господь находится въ церкви не въ такомъ положеніи, въ какомъ, обыкновенно, бываетъ въ храмѣ при отпѣваніи умершій человѣкъ, имѣющій голову на западной сторонѣ, а ноги – на восточной, лицемъ обращенный въ востоку[1]. Недоумѣніе происходитъ отъ усмотрѣнія нѣкотораго, по-видимому, сходства чина отпѣванія умершихъ людей со службами Великаго Пятка и Великой Субботы. Но при нѣкоторомъ небольшомъ сходствѣ, чинъ отпѣванія и службы страстной седмицы, по самому существу предмета, совершенно различны между собою. Въ чинѣ отпѣванія находятся молитвы за умершихъ, въ службахъ Великаго Пятка и Великой Субботы совершается прославленіе неизреченной любви въ людямъ Богочеловѣка. При отпѣваніи въ храмѣ умершій лежитъ предъ алтаремъ, какъ бы смотря на востокъ и ожидая помилованія отъ Востока свыше. Окружающіе умершаго молятся о немъ, чтобы онъ былъ принятъ въ небесныя обители. При службахъ Великаго Пятка и Великой Субботы находится среди храма плащаница, иначе – икона, образъ Спасителя міра, Создателя всей вселенной. Находящіеся въ храмѣ молятся предъ этою иконой, лобызаютъ ее, въ пѣснопѣніяхъ славятъ Господа, умершаго за грѣхи міра, просятъ помилованія себѣ. Плащаница есть икона, посему она полагается не боковою стороною противъ царскихъ вратъ, а прямо противъ нихъ, такимъ образомъ, какимъ она могла бы быть повѣшена надъ царскими вратами.
Въ прежнее время на плащаницѣ изображался не только лежащій во гробѣ Господь, но и такъ называемые «предстоящіе», то-есть, Матерь Божія, Іосифъ Аримаѳейскій, Никодимъ, мѵроносицы, иногда ангелы, а также и крестъ Господень[2]. Плащаница, такимъ образомъ, составляла собою икону положенія Господа во гробъ. Когда эта плащаница выносилась изъ алтаря, она полагалась предъ алтаремъ на такъ называемый «гробъ» такимъ образомъ, какъ ставится предъ алтаремъ на аналогіи праздничная икона. Стоящіе предъ плащаницею, лицемъ къ алтарю, видѣли предъ собою икону положенія Господа во гробъ. Въ 17 столѣтіи изображеніе, бывшее на древней плащаницѣ положенія Господа во гробъ, стали рисовать на антиминсахъ. Сперва же на нихъ изображался только крестъ[3]. Антиминсъ съ изображеніемъ на немъ положенія Господа во гробъ полагался и полагается на престолѣ всегда такимъ образомъ, какимъ полагается плащаница на срединѣ храма; изображенный на антиминсѣ Господь имѣетъ главу на сѣверной странѣ, лицемъ къ полудню. Съ того же времени, какъ на антиминсахъ начали изображать положеніе Господа во гробъ, на плащаницахъ перестали изображать предстоящихъ, т.-е. Матерь Божію, Іосифа Аримаѳейскаго, Никодима, мѵроносицъ, ангеловъ, а изображается только Господь, лежащій во гробѣ. Но плащаница и безъ изображенія предстоящихъ лицъ есть икона, и она полагается на срединѣ храма, по древнему обычаю, и точно такъ, какъ лежитъ на престолѣ отъ дня Пасхи до дня Вознесенія Господня.
Прот. Н. Никольскій.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1888. № 16. С. 446-447.
[1] Подобный вопросъ бывалъ и со стороны раскольниковъ. См. Жезлъ Правленія, изд. въ Москвѣ, 1666 г. Ч. 2, л. 92
[2] О такихъ плащаницахъ XV и XVI столѣтій см. въ Чтен. Импер. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1858 г., кн. 2, стр. 209, 210; Извѣст. Импер. Археол. Общ., т. VI, стр. 42 и слѣд.
[3] См. Объ антиминсахъ Православной Церкви, Никольскаго, стр. 128 и слѣд.