Замѣтка о ставленной іерейской граматѣ.

«Ставленная іерейская грамата» есть документъ, выдаваемый новопоставленному іерею отъ Епархіальнаго Архіерея и содержащій въ себѣ, съ одной стороны, свидѣтельство этого Архіерея о законности рукоположенія іерея въ священный санъ, а также о его правѣ на священнодѣйствія, съ другой – дающій іерею правила для его религіозно-нравственной, семейной и общественной жизни.

Происхожденіе ставленной граматы очень древнее. Еще во времена апостольскія существовали, какъ то видно изъ 12 и 13 прав. Апостольскихъ, такъ называемыя «представительныя граматы», которыя выдавались клирикамъ отъ Епископа, въ коихъ обозначались законность ихъ рукоположенія, степень и права священнодѣйствій, имъ принадлежащія и безъ коихъ они нигдѣ не могли быть принимаемы (какъ это видно изъ указанныхъ же выше правилъ). Такія граматы существовали и во времена Вселенскихъ соборовъ, что видно изъ 13 прав. 4 Вселенскаго собора, а также и во времена Помѣстныхъ соборовъ, какъ то видно, напримѣръ, изъ 100 прав. Карѳагенскаго собора, каковое правило повелѣваетъ даже точно означать въ граматахъ годъ, мѣсяцъ и день рукоположенія іерея, «дабы не возникло никакого сомнѣнія о младшихъ и старшихъ». Эти граматы называются въ правилахъ соборовъ или «каноническими» (8 прав. Антіохійскаго собора) или «правильными» (41 прав. Лаодикійскаго собора); наша же славянская Кормчая называетъ ихъ издавна «ставильнымъ писаніемъ», или, что тоже, «ставленными граматами».

Въ русской Церкви, по примѣру Церкви греческой, съ давняго времени выдавались новопоставленнымъ іереямъ ставленныя рукописныя граматы, въ которыхъ также означалось: имя рукополагавшаго Епископа, храмъ, къ которому былъ поставляемъ іерей, право іерея литургисать, вязать, рѣшить и священнодѣйствовать: запрещался іерею переходъ къ другой церкви безъ воли Епископа и также указывался годъ, мѣсяцъ и число рукоположенія. Со времени патріаршества на Руси, ставленныя граматы стали уже выдаваться печатныя, за подписью и печатью Патріарха; содержаніе же ихъ оставалось прежнее. Наконецъ, теперешняя форма ставленныхъ іерейскихъ граматъ установлена Святѣйшимъ Сѵнодомъ 23 января 1738 года и съ этого времени остается неизмѣнною.

Цѣль, для которой выдавалась и теперь выдается ставленная грамата іереямъ, состоитъ, съ одной стороны, въ томъ, чтобы этою граматой подтверждались какъ дѣйствительность и законность рукоположенія іерея въ означенный санъ, такъ и его право на священнодѣйствія. Съ этой стороны ставленная грамата имѣетъ значеніе свидѣтельства, или вида, по которому іерей можетъ быть признанъ лицомъ дѣйствительно облеченнымъ властію священства, въ отличіе отъ ложныхъ или запрещенныхъ священниковъ. Съ другой стороны, цѣль теперешней ставленной граматы та, чтобы дать іереямъ краткія и главныя правила для ихъ религіозно-нравственной, семейной и общественной жизни и достойнаго прохожденія своего служенія, подъ угрозою запрещенія іерейства или даже изверженія изъ священнаго сана, въ случаѣ несоблюденія ими этихъ правилъ.

Сообразно съ такою цѣлію, вся ставленная іерейская грамата по своему содержанію можетъ быть раздѣлена на четыре части.

Въ первой части ея содержится архіерейское свидѣтельство о іереѣ, а именно, что онъ – Архіерей – самъ или чрезъ другихъ предварительно тщательно испытавши ставленника «всякимъ опаснымъ истязаніемъ» (по 89 прав. св. Василія Великаго) въ наукахъ и способности къ пастырскому служенію, а также увѣрившись отъ его духовнаго отца о его незазорной жизни и доброй нравственности, по благодати Св. Духа, данной отъ Самого Пастыреначальника Господа Іисуса Христа и идущей другъ-друго-пріимательно отъ свв. Апостоловъ, посвятилъ во іерея по обычаю и чину св. Восточной Церкви чрезъ благословеніе и рукоположеніе. Далѣе точно означается храмъ, къ которому посвященъ іерей, и мѣстонахожденіе этого храма, такъ какъ по 6 прав. 4 Вселенскаго собора священника должно поставлять не иначе, какъ только къ извѣстному существующему храму, а также означается затѣмъ годъ, мѣсяцъ и число рукоположенія и имя рукополагавшаго Епископа (согласно 100 прав. Карѳагенскаго собора).

Во второй части граматы точно исчисляются тѣ священнодѣйствія, власть на совершеніе которыхъ дана іерею вмѣстѣ съ его посвященіемъ. Такъ ему дана власть «совершати человѣки въ жизнь христіанскую, духовную», т. е. посредствомъ свв. таинствъ духовно возрождатьи воспитывать христіанъ: крещать, мѵропомазывать, литургисать, т. е. совершать божественную литургію и на ней святѣйшее таинство Причащенія, вѣнчать (и при этомъ указывается главное нравственное условіе брака, состоящее въ необходимости непринужденнаго согласія на него жениха и невѣсты), елеопомазывать (но исключительно однихъ болящихъ) и, наконецъ, какъ служителю Христову (1 Кор. 3, 5, 9; 4, 1) и строителю тайнъ Божіихъ (4, 1), совершать всѣ предназначенные священнику чины и послѣдованія церковныя.

Въ третьей части излагаются правила вѣры и благочестія священника, его нравственной жизни и отношеній какъ къ своей паствѣ и семейству, такъ и къ своему Епископу. Призванный быть учителемъ вѣры и благочестія, священникъ прежде всего самъ долженъ прилежно изучать Священное Писаніе, почему и ставленная грамата, согласно 2 прав. 7 Вселенскаго собора, повелѣваетъ ему «вседушно прилежати его чтенію». Изъяснять его народу онъ долженъ не произвольно, но примѣняясь къ согласному толкованію свв. отцевъ и учителей Церкви, какъ это повелѣваетъ и 19 прав. 6 Вселенскаго собора. По наставленію Ап. Павла къ Тимоѳею (1 Тим. 4, 7), онъ долженъ скверныхъ и бабіихъ басенъ отрицатися, т. е. быть чуждымъ всякихъ споровъ, словопреній и разрѣшенія пустыхъ и возникающихъ лишь изъ празднаго любопытства вопросовъ, а также и всякаго рода суевѣрій. Напротивъ же, обученіе себя «благочестію, благовѣрно, заповѣдямъ Божіимъ и всѣмъ прочимъ добродѣтелямъ христіанскимъ» должно составлять предметъ его занятій всегдашній и особенно въ день недѣльный, или воскресный, по тому же 19 прав. 6 Вселенскаго собора.

Въ нравственномъ отношеніи онъ, по завѣщанію Ап. Павла къ Тимоѳею (1 Тим. 3, 2-4 ст.), долженъ соблюдать: 1) трезвость какъ душевную, въ смыслѣ неусыпной заботливости о паствѣ, такъ и физическую, тѣлесную – въ смыслѣ воздержанія отъ излишествъ въ пищѣ и питьѣ, а также и нравственную – въ смыслѣ духовной бодрости и вниманія ко спасенію себя и другихъ. Онъ долженъ быть: 2) цѣломудреннымъ, т. е. имѣть нравственную чистоту сердца и воздержаніе отъ плотскихъ страстей; 3) благоговѣйнымъ, т. е. всегда проникаться чувствомъ смиренія, раствореннаго вѣрою, любовію и преданностію Богу; 4) честнымъ, т. е. проводить жизнь, вполнѣ сообразную съ своимъ высокимъ назначеніемъ; 5) страннолюбивымъ, т. е. всегда оказывать пріютъ или посильную помощь всѣмъ нуждающимся братіямъ христіанамъ; 6) учительнымъ какъ своимъ словомъ и проповѣдничествомъ благовременнымъ и безвременнымъ и обязательнымъ въ воскресные и праздничные дни, такъ и примѣромъ собственной благочестивой жизни. Далѣе, онъ не долженъ быть: 7) ни пьяницею, каковой порокъ строго запрещенъ былъ еще и ветхозавѣтнымъ священникамъ (Лев. 10, 8), 8) ни бійцею, т. е. не только не долженъ убивать кого-либо, но и наносить какіе бы то ни было даже легкіе побои, 9) ни сварливымъ по отношенію къ кому бы то ни было, 10) ни мшелоимцемъ, что, по переводу съ славянскаго языка, значитъ «некорыстолюбивымъ», т. е. долженъ избѣгать всякихъ недостойныхъ способовъ къ пріобрѣтенію средствъ къ жизни, въ родѣ вымогательства, ростовщичества и др. Напротивъ, по отношенію къ ближнимъ, онъ долженъ быть 11) кроткимъ, т. е. тихимъ и миролюбивымъ со всѣми, 12) независтливымъ къ чужой собственности, а также и несребролюбивымъ. Какъ образецъ жизни для своихъ пасомыхъ, онъ, наконецъ, долженъ 13) хорошо управлять своимъ домомъ, въ смыслѣ установленія правильныхъ отношеній между членами своей семьи и господства между ними христіанской любви и мира, и содержатъ дѣтей своихъ въ послушаніи, воспитывая ихъ въ духѣ православія и истиннаго благочестія, и со всякою честностію, т. е. не терпѣть въ своемъ домѣ всего, что могло бы возбуждать въ другихъ подозрѣніе и нареканіе на духовный санъ.

Что касается управленія своею паствою, то священникъ въ этомъ отношеніи долженъ благоразсудно руководиться правилами свв. Апостоловъ, ученіемъ Богоносныхъ отцевъ, церковною практикою и наставленіями своего Епископа, а не управлять произвольно. Для этого оиъ долженъ часто и прилежно читать правила Регламента или Устава Св. Правительствующаго Сѵнода и по нимъ исполнять свои обязанности. При всемъ томъ священникъ всегда подчиненъ власти своего Епископа и долженъ исполнять всѣ его повелѣнія. Такъ, въ случаѣ какихъ либо затрудненій и вопросовъ по управленію паствою, онъ долженъ всегда спрашивать волю своего Епископа. Безъ благословенія Епископа онъ не можетъ своевольно (согласно 15 прав. Апостольскаго и 3 прав. Антіохійскаго собора) переходить отъ своего храма или прихода въ другой и вообще (согл. 39 Апостольскаго прав.) ничего не долженъ совершать и предпринимать безъ воли своего Епископа.

Четвертая часть ставленной граматы содержитъ угрозы священнику въ случаѣ его жизни и дѣятельности, несогласной съ приведенными выше правилами и его пастырскимъ назначеніемъ.

Такъ, ему угрожаетъ запрещеніе іерейства, если онъ будетъ проводить жизнь въ пьянствѣ (согл. 42 и 54 прав. Апостольскія и 24 прав. Лаодикійскаго собора), если окажется повиннымъ въ кощунствѣ, грабежѣ (согл. 25 прав. Антіохійскаго собора) и всякаго рода хищеніи или, вообще, въ разныхъ безчинствахъ и нерадѣніи о своей паствѣ (согл. 58 прав. Антіохійскаго собора). И такое запрещеніе будетъ простираться до тѣхъ поръ, пока онъ не исправится и не окажетъ благочинной жизни. Въ случаѣ же, если священникъ содѣлаетъ что-либо, возбраняющее священству, такъ, напр., если онъ будетъ заниматься мірскими дѣлами и попеченіями, то будетъ подлежать немедленному изверженію изъ іерейскаго сана (согл. 6, 44 и др. прав. Апостольскимъ). Далѣе указывается на великую нравственную отвѣтственность священника, какъ на причину, побуждающую его къ достойному прохожденію своего служенія. Онъ долженъ «пасти добре» ввѣренную ему паству для того, чтобы непостыдно предстать на страшномъ судѣ предъ нелицепріятнымъ Судіею, дать Ему отвѣтъ за себя и за всѣхъ своихъ пасомыхъ и заслужить отъ Него воздаяніе, подобающее мудрымъ и вѣрнымъ служителямъ, подобное тому, какое было сказано въ притчѣ Господа Іисуса Христа мудрому и вѣрному рабу (Мѳ. 25, 21 и 33 ст.).

Послѣ этого въ ставленной граматѣ говорится, что для того, чтобы новопоставленный іерей точнѣе зналъ свои пастырскія обязанности, вручено ему «обыкновенное о томъ поученіе», которое онъ долженъ заучить на память, чтобы удобнѣе могъ какъ наблюдать за собственною жизнію, такъ и пасти ввѣренную ему паству. Такія поученія іереямъ встрѣчались у насъ на Руси еще въ XIII и XIV вв. Такъ извѣстны были такія поученія митрополитовъ Кирилла II и святителя Петра. Здѣсь же разумѣется «Поученіе къ новопоставленному іерею», изданное Св. Сѵнодомъ въ 1843 году, которое точно излагаетъ пастырскія обязанности священника и призываетъ его къ добросовѣстному ихъ исполненію.

Наконецъ, въ заключеніе ставленной граматы приводится упоминаніе о ней самой, – именно, что она, подписанная рукою архіерейскою и утвержденная его печатію, выдана іерею въ свидѣтельство того, что онъ дѣйствительно возведенъ въ санъ священника и имѣетъ принадлежащія его сану права для священнодѣйствій. Грамата заканчивается точнымъ означеніемъ года (отъ сотворенія міра и отъ Рождества Христова), мѣсяца и числа ея написанія. Внѣшняя форма ставленной граматы нѣсколько разъ измѣнялась, но содержаніе и смыслъ ея со временъ апостольскихъ и вселенскихъ соборовъ оставались и остаются неизмѣнными.

Свящ. Александръ Крыловъ.

«Пастырскій Собесѣдникъ». 1897. № 29.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: