Замѣтка: О Спасовыхь праздникахъ (1, 6 и 16 августа).

Названіе праздника «происхожденіе честныхъ древъ честнаго и животворящаго креста», значащееся въ славянскихъ мѣсяцесловахъ и богослужебныхъ книгахъ Православной Церкви, составляетъ для многихъ трудно разрѣшимую задачу и грамотеями часто толкуется неправильно въ смыслѣ «произрастанія» того древа, изъ котораго былъ устроенъ впослѣдствіи крестъ Господа нашего Іисуса Христа. Но подлинное значеніе праздника уже довольно указывается греческимъ словомъ – προοδος («выступленіе впередъ», «походъ», «ходъ») въ названіи этого праздника, а еще болѣе оно видно изъ его въ исторіи. Извѣстно, что мать равноапостольнаго царя Константина, императрица Елена, обрѣтши въ Іерусалимѣ подлинный крестъ Господень, значительную часть древа животворящаго креста взяла съ собою въ Констаптипополь и положила на храненіе въ царской палатѣ или точнѣе въ дворцовой своей церкви.

Изъ древнихъ же греческихъ мѣсяцеслововъ видно, что въ 9-мъ вѣкѣ въ Константинополѣ существовалъ обычай изношенія креста Господня, предъ 1-мъ днемъ августа, изъ царскихъ палатъ въ храмъ св. Софіи. Въ мѣсяцесловахъ и прологахъ это изнесеніе креста показывается то 30-го, то 31-го іюля, а внесеніе въ царскую палату 14-го или 13-го августа. Въ теченіе промежуточныхъ 14 дней св. древо креста Господня, ежедневно обносилось въ крестномъ ходѣ по улицамъ Константинополя, съ окропленіемъ ихъ водою, освященною 1-го августа въ храмѣ св. Софіи. Въ обрядникѣ императора Константина Порфироднаго (912-59) подробно изложены правила, когда выносить крестъ изъ палаты предъ 1-мъ августа, – смотря потому, на какой день недѣли падало 1-е августа, его выносили иногда за 8, 7, 5, 4, 3 и за два дня до 1-го августа. Крестные ходы въ эти дни совершались только изъ Софіи; изъ другихъ церквей и монастырей цареградскихъ такихъ крестныхъ ходовъ не было.

Въ настоящее время въ Константинопольскихъ церквахъ и въ самой даже патріархіи ни особой торжественной службы, ни крестнаго хода въ 1-й день августа не бываетъ; служатъ лишь обычную литургію съ освященіемъ воды въ храмѣ, которое совершается каждый мѣсяцъ 1-го числа, послѣ чего приходскіе священники окропляютъ св. водою дома прихожанъ. Въ полномъ мѣсяцесловѣ архимадрита (нынѣ Высокопреосвященнаго) Сергія сказано, что въ Студійскихъ Минеяхъ, употреблявшихся въ Россіи съ 11-го до конца 14-го и начала 15-го вѣка, не было никакой службы кресту ни 31-го іюля, ни 1-го августа; служба эта началась лишь съ введеденіемъ у насъ іерусалимскаго устава вмѣсто студійскаго.

Въ Великороссіи праздникъ 1-го августа называется 1-мъ, Спасомъ[1]; освященіе воды съ крестпымъ ходомъ въ этотъ день совершается въ рѣкѣ, а гдѣ нѣтъ рѣки въ колодцѣ, день бываетъ нерабочій. Въ Малороссіи 1-е августа въ народѣ извѣстно болѣе подъ именемъ «дня свв. Макковеевь», память которыхъ творится въ этотъ день, почему къ освященію воды приносится вь церковь для освященія вмѣстѣ съ васильками и другими цвѣтами, преимущественно растеніе макъ[2]; освященіе воды послѣ литургіи совершается большею частію въ церквахъ или ближайшихъ колодцахъ, въ церковь приходятъ главнымъ образомъ женщины и дѣти, а мужщины бываютъ на работахъ, кромѣ рабочихъ захожихъ изъ Великороссіи, которые считаютъ грѣхомъ работу въ этотъ день. Что касается наименованія праздника 1-го августа «Спасомъ», употребляемаго въ сѣверо-восточномъ краѣ Россіи, то оно произошло отъ установленнаго въ 12-вѣкѣ празднованія въ этотъ день Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицѣ за одержанную великимъ княземъ Андреемъ Боголюбскимъ побѣду надъ поволжскими болгарами, и за побѣду, одержанную въ томъ же году греческимъ императоромъ Мануиломъ надъ сарацинами, какъ значится о семъ въ славянскомъ прологѣ. Церковная служба св. Креслу и Всемилостивому Спасу на 1-й день августа извѣстна въ Россіи только съ 15-го вѣка, но въ греческихъ богослужебныхъ книгахъ ея нѣтъ.

Праздникъ Преображенія Господня празднуется одинаково (6 августа) какъ сѣверо-восточной, такъ и въ юго-западной Руси. Народъ сѣверо-восточной Руси называетъ этотъ праздникъ «вторымъ Спасомъ», а въ юго-западпой Руси просто «Спасомъ». На праздникъ Преображенія Господня предки наши приносили въ храмъ къ освященію садовые плоды и огородныя овощи, которыхъ, исключая огурцовъ, до этого праздника предки наши не употребляли въ пищу, считая это грѣхомъ, и только съ 6-го августа у нихъ на столѣ являлись всѣ огородныя и садовыя произведенія. Въ этотъ же праздникъ владѣльцы полей, какъ и доселѣ въ сѣверо-западномъ краѣ, являются въ храмъ съ колосьями и сѣменами новаго хлѣба, надъ которыми совершается молитва и окропленіе святою водою, и эти освященные начатки потомъ сберегаются къ началу новаго посѣва. Такъ какъ въ день Преображенія Господня изъ садовыхъ овощей приносятъ въ храмъ для благословенія преимущественно яблоки, то отсюда и самый праздникъ Преображенія Господня въ народѣ называется «Спасомъ яблочнымъ».

«Третьимъ Спасомъ» въ Великороссіи называется праздникъ 16 августа въ честь Нерукотвореннаго образа Спасителя, по случаю перенесенія его изъ Едесвы въ Царьградъ. Въ великорусскомъ народѣ онъ также принадлежитъ къ числу нерабочихъ дней, какъ и 1-е августа. Въ Малороссіи и во всемъ юго-западномъ краѣ онъ считается однимъ изъ малыхъ праздниковъ и къ свободнымъ отъ работъ днямъ не причисляется. Впрочемъ, женщины въ этотъ день воздерживаются отъ нѣкоторыхъ ручныхъ работъ, какъ то: пряденіи, шитья и т. п., согласно названію образа. О нерукотворенномъ образѣ Спасителя извѣстно, что, но перенесеніи въ Царьградъ, онъ былъ поставленъ въ храмѣ Богородицы Фаросской, созданномъ императоромъ Мануиломъ (856-867 г.). Въ настоящее время этого образа нѣгъ въ Царьградѣ. По наиболѣе вѣроятному сказанію этотъ образъ, при завоеваніи, Константинополя крестоносцами въ 1204 г., былъ захваченъ венеціанцами и въ числѣ прочей добычи былъ отправленъ въ Венецію, по на пути потонулъ вмѣстѣ съ караблемъ въ Мраморномъ морѣ во время бури. По другому западному сказанію онъ находится въ г. Генуѣ, въ латинскомъ монастырѣ св. Варѳоломея, куда поступилъ отъ гепуэзскаго генерала Монтальто, а ему подарепъ греческимъ императоромъ Іоанномъ Палеологомъ въ благодарность за помощь оказанную при нападеніи сарацинъ въ 1362 году. Въ Римѣ извѣстенъ, также съ именемъ нерукотвореннаго, образъ главы Христа Спасителя, сохраніющійся въ церкви св. Петра подъ куполомъ въ верхней части одного изъ четырехъ опорныхъ столбовъ, имепно того, на которомъ изображенъ св. евангелистъ Матѳей. О чудесномъ происхожденіи этого нерукотвореннаго образа римское преданіе говоритъ такъ: когда Спаситель, во время Своего пути на Голгоѳу, изнемогалъ подъ тяжестію креста, сострадательная женщина по имени Вероника, домъ которой былъ на этомъ пути, подала ему полотенце отереть съ лица потоки кроваваго его пота; на семъ полотенцѣ или убрусцѣ, отъ прикосновенія къ лицу Спасителя, чудесно изобразился ликъ его. Убрусъ этотъ съ образомъ Спасителя сохранялся, какъ драгоцѣнность въ домѣ увѣровавшей во Христа Вероники – въ Іерусалимѣ, но впослѣдствіи времени перенесенъ въ Римъ. Печатные снимки сего образа съ посвидѣтельствовапіемъ и печатію одного изъ членовъ соборнаго причта, продаются въ Римѣ по недорогой цѣнѣ и весьма распространены среди католиковъ. Самаго же образа никто, кромѣ членовъ соборнаго причта, не можетъ видѣть; только въ Великій пятокъ онъ показывается народу съ балкона внутри храма, но съ такой высоты, что, по свидѣтельству бывшихъ при этомъ, даже въ увеличительное стекло можно видѣть только черное пятно. Нѣкоторые писатели считаютъ, однако, лице Вероники миѳическимъ, производя имя ея отъ «vera εικών», что съ латино-греческаго языка обозначаетъ «истинный образъ»[3].

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. Т. 2. № 31. С. 321-326.

 

[1] Во многихъ мѣстахъ праздникъ перваго Снаса именуется «мокрымъ», очевидно, отъ совершаемаго въ этотъ день чина водосвященія, для чего обыкновенно отправляются на источники, озера и рѣки. При этомъ поселяне наши считаютъ полезнымъ и спасительнымъ дѣломъ купаться въ освященныхъ водахъ. Нерѣдко еще праздникъ зовется «Спасомъ медовымъ», какъ видно оттого, что около этого времени наши пчеловоды подрѣзываютъ соты. Еще доселѣ у нихь соблюдается обычай на 1-е августа являться въ церковь съ медомъ, какъ своего рода новиною, для освященія. Во многихъ мѣстахъ, помимо того, благочестивые поселяне считаютъ долгомъ приносить въ церковь всякаго рода сѣмена и разнаго рода овощи въ цвѣтахъ и корнѣ, которыя освящаются здѣсь, какъ первые плоды лѣтнихъ сельскихъ трудовъ.

[2] Изъ мака на этотъ разъ приготовляется особое кушанье такъ называемые «шулики». Въ этомъ обстоятельствѣ нельзя не видѣть связи съ именемъ Маккавеевъ; которые извѣстны въ народѣ подъ именемъ «Макотруса», отъ собиранія маку. Нужно еще замѣтить, что простой народъ ставитъ въ связь съ ветхозавытными Макковеями и упомянутый обрядъ освященія воды. Поэтому иные догадываются, не находится ли въ семъ случаѣ «Маккавей» нашего простаго народа въ связи съ Мокошемъ, древне-славянскимъ богомъ, которому были посвящены рѣки, озера, и колодцы.

[3] Въ святахъ Православной Церкви подъ 11 іюля помещена память праведной Вероники Кровоточивой, исцѣленной Спасителемъ (†I). «Сказаніе католиковъ о Вероникѣ – пишетъ протоіерей Аполлинарій Ковальницкій – чистая фабула, излишне и крайне неразумно прилѣпленная къ величественному евангельскому повѣствованію о страданіяхъ Спасителя. Самое слово Вероника, очевидно игра словъ verus и icon (истинная икона). Нужно думать, что эта фабула имѣетъ связь съ истинной исторіей Нерукотвореннаго образа, о которомъ въ православно-восточной церкви есть несомнѣнная исторія, начинающаяся съ ІІІ в. Евсевій, историкъ копца ІІІ-го и начала ІV в., пишетъ на основаніи древнихъ рукописей, что Свой Нерукотвсренвый образъ Господь передалъ Авгарю, царю едесскому. Этотъ образъ, во время разграбленія Константинополя въ 1204 году крестоносцами, былъ ими похищенъ и перевезенъ ва западъ. Съ этого времени въ католическомъ мирѣ начинаются чаще и чаще сказанія о Вероникѣ, т. е: объ истинномъ образѣ; только латинскимъ патерамъ не понравилось, что въ исторіи «истиннаго образа Божія» самую видную роль занимаетъ едескій князь и они пожелали, чтобы эта роль была предоставлена дѣвицѣ, притомъ красивой, да еще изъ царскаго рода; въ сказаніяхъ о Вероникѣ говорится, что она была дочь родной сестры царя Ирода, Саломіи. Очень нужно все это примѣшивать къ исторіи крестныхъ страданій Спасителя!» («Холмско-Варшавскій Епархіальный Вѣстникъ». 1886. № 22. Отд. 2. С. С. 331.). – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: