Замѣтка: Какъ согласовать предсказаніе Іисуса Христа о проповѣданіи предъ концемъ міра Евангелія по всей вселенной и о томъ, найдетъ ли Онъ вѣру на землѣ при Своемъ второмъ пришествіи?
1-я гл. Апокалипсиса. Роспись экзонартекса кафоликона монастыря Каракал на Афоне (1767)
Перечисляя признаки Своего второго пришествія, Христосъ Спаситель сказалъ: «и проповѣдано будетъ сіе Евангеліе царствія по всей вселенной» (Мѳ. 24, 14) «и во всѣхъ народахъ» (Марк. 13, 10). Въ притчѣ же, относящейся и къ будущимъ судьбамъ Церкви, Господь спрашиваетъ: «но Сынъ человѣческій, пришедши, найдетъ ли вѣру на землѣ» (Лук. 18, 8)? Какъ согласовать эти два предсказанія Господа, касающіяся состоянія вѣры христіанской въ послѣдніе дни міра?
Первое предсказаніе Спасителя понимаютъ различно. Св. Іоаннъ Златоустъ, разумѣя подъ «вселенной» Римскую имперію, полагаетъ, что предсказаніе о проповѣданіи «Евангелія царствія по всей вселенной» исполнилось еще при жизни св. апостоловъ, такъ какъ они успѣли пройти съ проповѣдію Евангелія и насадить христіанство по всей Римской имперіи и даже за предѣлами ея{1}. – Но если во времена св. Іоанна Златоустаго подъ «вселенной» разумѣли Римскую имперію, обнимавшую всѣ извѣстныя тогда страны, то въ наше время въ разсматриваемомъ предсказаніи Спасителя, очевидно, разумѣется вся земля, всѣ народы, населяющіе земной шаръ, а не одна давно не существующая уже Римская имперія. Другіе понимаютъ это предсказаніе такъ, что со временемъ не только всѣ народы обратятся ко Христу, но наступитъ нѣкогда такая пора, когда христіанство на всемъ земномъ шарѣ сдѣлается такъ называемой «господствующей религіей», и тогда настанетъ на землѣ время особеннаго процвѣтанія христіанской вѣры и благочестія{2}. Но нельзя не видѣть, что эти послѣдніе толкователи выводятъ изъ словъ Спасителя больше, чѣмъ сколько въ нихъ заключается. И прежде всего, въ разсматриваемомъ предсказаніи нѣтъ никакихъ указаній на то, чтобы христіанская религія во всемъ мірѣ достигла положенія религіи господствующей: подъ конецъ міра будетъ воздвигнуто гоненіе противъ вѣрующихъ въ Христа, и ихъ «будутъ предавать на мученія и убивать» (Мѳ. 24, 9). Не говорятъ также указанныя слова Спасителя и того, будто къ извѣстному времени всѣ рѣшительно народы примутъ христіанство, такъ что не-христіапъ совсѣмъ не будетъ. Правда, христіанская религія имѣетъ предназначеніе не для одного какого-нибудь народа, какъ думали іудействующіе христіане апостольскаго вѣка, а для всѣхъ, и Самъ Спаситель сказалъ Своимъ ученикамъ: «идите по всему міру, и проповѣдуйте Евангеліе всей твари» (Марк. 16, 15): но тѣмъ не менѣе мы ничего не знаемъ о томъ, обратятся ли всѣ люди ко Христу, когда наступитъ время исполненія указаннаго повелѣнія Господа. Эти слова Его говорятъ только о томъ, что наступитъ нѣкогда такое время, когда проповѣдь о спасеніи обойдетъ весь земной шаръ, и раздастся между всѣми народами земли голосъ призыва къ покаянію и вѣрѣ во Христа. Но въ словахъ Самого Спасителя о многихъ званныхъ и маломъ числѣ избранныхъ (Мѳ. 20, 16) можно видѣть основаніе того, что и тогда не всѣ обратятся ко Христу. Иные, наконецъ, въ разсматриваемомъ предсказаніи Спасителя видятъ указаніе не на ту проповѣдь о спасеніи во Христѣ, которая раздается на землѣ уже въ теченіе почти двухъ тысячелѣтій, а на какую-то особенную, которая будетъ имѣть своимъ содержаніемъ указаніе на близость конца и скорое второе пришествіе Господа{3}. Но въ данномъ мѣстѣ Спаситель говоритъ, что будетъ проповѣдано «сіе Евангеліе царствія», т.-е., то, которое проповѣдывалъ Онъ Самъ и которое проповѣдывать повелѣлъ и Своимъ ученикамъ.
Итакъ, въ первомъ предсказаніи Спасителя заключается слѣдующій прямой смыслъ: проповѣдь о царствѣ Божіемъ, о Спасителѣ міра – Христѣ, о необходимости вѣры въ Него для спасенія человѣка и проч. обойдетъ всю землю, посѣтитъ всѣ народы, и всѣ тѣ, кому дорога будетъ истина, и кто не потерялъ еще способности чувствовать и воспринимать ее, обратятся ко Христу. Эта проповѣдь пріобрѣтетъ многихъ послѣдователей Христу; но, несомнѣнно, останется очень много и такихъ, которые хотя и будутъ слышать проповѣдь, но не обратятся.
Второе предсказаніе Спасителя, выраженное вопросомъ: «но Сынъ человѣческій, пришедши, найдетъ ли вѣру на землѣ?» отмѣчаетъ какое-то особенное явленіе среди вѣрующихъ, которое будетъ имѣть мѣсто предъ вторымъ Его пришествіемъ. Слова Спасителя: «но Сынъ человѣческій, пришедши, найдетъ ли вѣру на землѣ?» представляютъ собою заключеніе притчи о неправедномъ судіи (Лук. 18, 1-8). Въ одномъ городѣ жилъ неправедный судья, который долгое время не хотѣлъ защитить нѣкую вдову отъ соперника ея. Но вдова показала удивительную настойчивость и не давала покоя судіи своими просьбами. Чтобы избавиться отъ докучавшей ему вдовы, судья рѣшился, наконецъ, исполнить ея просьбу. Но если такъ поступилъ неправедный судья, не боявшійся Бога, не стыдившійся людей; то «Богъ ли не защититъ избранныхъ Своихъ, вопіющихъ къ нему день и ночь?» спрашиваетъ Христосъ. «Сказываю вамъ, – продолжаетъ Онъ далѣе, – что подастъ имъ защиту вскорѣ. Но Сынъ человѣческій, пришедши, найдетъ ли вѣру на землѣ?» – Главная мысль всей притчи – должно всегда молиться, и не унывать (Лук. 18, 1). Богъ, любящій и праведный, защититъ избранныхъ Своихъ, если они будутъ такъ же постоянны и настойчивы въ своихъ молитвахъ къ Нему, какъ вдова. Но найдетъ ли Сынъ человѣческій вѣру, т. е., ту настойчивость, то постоянство въ молитвахъ, какія показала вдова? Найдетъ ли Онъ эти качества во всѣхъ людяхъ, которые будутъ жить предъ Его вторымъ пришествіемъ? Вѣра здѣсь – не отвлеченное, холодное признаніе Христа Сыномъ Божіимъ, Спасителемъ міра, свойственное даже бѣсамъ (Іак. 2, 10), а истинно-христіанское настроеніе, которое такъ сроднилось съ душею вѣрующаго, что стало въ ней твердымъ, незыблемымъ и неизбѣжно побуждаетъ его къ горячей, искренней, непрестанной, неотступной молитвѣ къ Богу объ избавленіи отъ внутренняго и внѣшняго зла. Найдетъ ли такое настроеніе Спаситель во время Своего второго пришествія, – вотъ о чемъ Онъ спрашиваетъ. Вопросительная форма въ данномъ случаѣ представляетъ собою своего рода увѣщаніе или предостереженіе слушателей, чтобы они не впали въ равнодушіе и не перестали усердно молиться Богу. Такимъ образомъ между обоими разсматриваемыми предсказаніями Спасателя нѣтъ противорѣчія: первое предсказаніе имѣетъ въ виду внѣшнюю сторону распространенія христіанства, второе – внутренній ходъ развитія его.
Распространеніе христіанства по всей землѣ и между всѣми народами есть исполненіе воли Господа Іисуса Христа, сказавшаго Своимъ апостоламъ: «идите по всему міру, и проповѣдуйте Евангеліе всей твари» (Мар. 16, 15). Это – та сторона въ исторіи царства Божія на землѣ, которая отмѣчена Самимъ Спасителемъ въ притчѣ о горчичномъ зернѣ: горчичное зерно «хотя меньше всѣхъ сѣмянъ, но, когда вы-ростетъ, бываетъ больше всѣхъ злаковъ, и становится деревомъ, такъ что прилетаютъ птицы небесныя, и укрываются въ вѣтвяхъ его» (Мѳ. 13, 32). Подобно этому зерну, и царство Божіе (Церковь) первоначально заключалось во Христѣ, какъ зернѣ, и затѣмъ, будучи сообщено людямъ, растетъ больше и больше, пока не выростетъ настолько, что станетъ величественнымъ и могучимъ. Оно обниметъ, наконецъ, всѣ народы земли, найдетъ приверженцевъ вездѣ, хотя и не всѣ люди станутъ христіанами. Такая будущность принадлежитъ христіанству потому, что оно есть дѣло Божіе, Божіе строеніе (1 Кор. 3, 9). Царство Божіе – для всѣхъ народовъ, потому что, по своему предназначенію, все человѣчество должно составлять царство Божіе, быть обществомъ свободно-разумныхъ существъ. Это Божественное предначертаніе выполняется теперь въ христіанствѣ, гдѣ человѣкъ чрезъ Христа и во Христѣ входитъ въ общеніе съ Божествомъ и становится членомъ царства Божія на землѣ. Поэтому, древніе пророки смотрѣли на христіанство, какъ на царство Божіе, имѣющее обнять собою всѣ народы, которые придутъ на гору Сіонъ и поклонятся возсѣдающему тамъ Господу. На эту-то сторону въ исторіи царства Божія на землѣ и указываетъ Спаситель, когда говоритъ, что оно будетъ проповѣдано по всей вселенной. Это – количественное увеличеніе членовъ царства Божія, вступленіе въ Церковь людей всѣхъ народностей, имѣющее произойти предъ вторымъ пришествіемъ Христа. Но достаточно сравнить жизнь христіанскаго общества въ вѣкъ апостольскій съ жизнью современнаго христіанскаго общества, чтобы видѣть, какъ общій уровень нравственности, благочестія, вообще – подъема духа и воодушевленія всѣмъ добрымъ становится постепенно ниже и ниже. Оскудѣваютъ въ сердцахъ членовъ Церкви Христовой любовь, вѣра, религіозная твердость, братолюбное, мирное отношеніе къ другому. И это теченіе среди христіанскаго общества будетъ расти и усиливаться чѣмъ дальше, тѣмъ больше, будетъ захватывать большіе и большіе круги людей, а число истинныхъ христіанъ, параллельно тому, будетъ сокращаться. Но зато это будутъ истинные носители чистѣйшаго христіанства, избранники Божіи; это будетъ именно «славная», чистая Церковь Божія. Эту-то сторону, это-то явленіе въ средѣ христіанъ и имѣетъ въ виду Спаситель, когда спрашиваетъ въ заключеніе притчи о неправедномъ судіи: найдетъ ли Онъ вѣру въ тѣхъ людяхъ, которые будутъ жить предъ Его вторымъ пришествіемъ?
Такимъ образомъ, первое предсказаніе Спасителя относится къ распространенію предъ концемъ міра христіанской вѣры между всѣми народами, а второе указываетъ на то, что въ то же самое время среди вѣрующихъ больше и больше будетъ развиваться холодность къ истинно-христіанской жизни. Съ одной стороны, при кончинѣ міра чрезмѣрно увеличится число вѣрующихъ чрезъ количественный приростъ ихъ, а съ другой – значительно уменьшится число истинныхъ христіанъ чрезъ постепенное ослабленіе ихъ вѣры, въ смыслѣ дѣятельной христіанской настроенности.
Свящ. Гр. Мозолевскій.
«Руководство для сельскихъ пастырей». 1897. Т. 3. № 51. С. 366-371.
{1} Бесѣды на Ев. Матѳея т. 3
{2} См. у Кliefot’a, Christliche Eschatologie, стр. 143.
{3} Kliefoth, стр. 145.