Іеромонахъ Игнатій (Трепачко) – Христова Церковь во времена Антихриста по ученію св. Писанія и св. Отцовъ.

«Создамъ Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея» (Матѳ. 16, 18).

«Вѣрно слово, твердо обѣтованіе. Церковь непреодолима, хотя бы самъ адъ двинулся и міродержители тьмы произвели смятеніе» (Св. Аѳанасій Великій).

Антихристъ явится непосредственно предъ Вторымъ Пришествіемъ Христовымъ, какъ объ этомъ говоритъ св. Писаніе (Дан. 7, 11 и 12 гл.; Апок. 12, 13, 17, 20 гл.; Матѳ. 24 гл.; Марк. 13 гл., Лук. 17 и 21 гл.; 2 Ѳесс. 2 гл.) и св. Отцы Церкви (преп. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «должно знать, что надлежитъ прійти Антихристу при концѣ міра»{1}.

Какими же средствами воспользуется этотъ противникъ Божій для пріобрѣтенія себѣ власти «надъ всякимъ колѣномъ и народомъ, и языкомъ и племенемъ» (Апок. 13, 7)? Удастся ли ему утвердить между людьми свое нечестивое владычество и преодолѣть св. Христову Церковь? Въ чемъ будетъ состоять брань Антихриста со святой Церковью? На основаніи Священнаго Писанія и твореній святыхъ Отцовъ Церкви, мы знаемъ, что, во-первыхъ, борьба Антихриста противъ св. Церкви будетъ предпринята имъ съ намѣреніемъ искоренить между людьми вѣру въ Господа Іисуса Христа, какъ Богочеловѣка и Спасителя, а себя поставить предметомъ божескаго поклоненія; онъ будетъ стремиться ниспровергнуть Его ученіе и установленныя Имъ таинства, и открыто будетъ проповѣдывать, что только онъ есть истинный Христосъ и Богъ; а для сей цѣли, во-вторыхъ, онъ воспользуется не только обманомъ и лживыми чудесами, но и открытымъ жестокимъ гоненіемъ. Но хотя онъ и утвердитъ свое господство надъ многими изъ людей, но не преодолѣетъ Христовой Церкви.

По словамъ Самого Спасителя, Антихристъ будетъ принятъ іудеями за Мессію: «Я пришелъ во имя Отца Моего, говорилъ Господь, и не принимаете Меня; а если иной придетъ во имя свое, его примете» (Іоан. 5, 43).

Такъ какъ не можетъ быть вѣры въ двухъ Христовъ (2 Кор. 6, 14-15) и такъ какъ принявшіе истиннаго Христа, должны отвергнуть ложнаго, а принявшіе ложнаго, должны отречься отъ истиннаго Мессіи, то ясно, что и Антихристъ долженъ прежде открыто отвергнуть истиннаго Христа, чтобы самому быть принятымъ за Мессію. Посему-то св. Ириней Ліонскій называетъ Антихриста отступникомъ отъ Христа, требующимъ, чтобы только ему усвоилось божеское естество{2}. Апостолъ говоритъ: «кто лжецъ, если не тотъ, кто отвергаетъ, что Іисусъ есть Христосъ? Это — антихристъ, отвергающій Отца и Сына» (1 Іоан. 2, 22).

Такимъ образомъ, по ученію св. Писанія, существенный и явный признакъ Антихриста будетъ заключаться въ томъ, что онъ отвергнетъ божественное достоинство Господа Іисуса Христа.

Въ первомъ посланіи (гл. 4, ст. 3) ап. Іоаннъ прямо свидѣтельствуетъ, что Антихристъ не тайно и не скрытымъ образомъ, но явно будетъ отвергать Господа Іисуса Христа, во плоти пришедшаго. «Всякій духъ, который не исповѣдуетъ Іисуса Христа, пришедшаго во плоти, не есть отъ Бога, но это духъ антихриста, о которомъ вы слышали, что онъ придетъ». Слова «не исповѣдуетъ» указываютъ не только на тайное невѣріе въ Божество Христово, но и на явное свидѣтельство передъ другими своего невѣрія въ Господа Іисуса Христа. Въ такомъ смыслѣ эти слова употреблены и Спасителемъ, Который говоритъ: «всякаго, кто исповѣдаетъ Меня предъ человѣками, и Сынъ Человѣческій исповѣдаетъ предъ Ангелами Божіими; а кто отвергается Меня предъ человѣками, тотъ отверженъ будетъ предъ Ангелами Божіими» (Лук. 12, 8; Матѳ. 10, 32; Марк. 8, 38). Вообще, на языкѣ св. Писанія слово «исповѣдывать» употребляется въ смыслѣ открытаго, устнаго признанія какой-либо истины и отличается отъ внутренней, сокровенной вѣры (см. Римл. 10, 10; Тит. 1, 16; 1 Іоан. 1, 9; 2 Іоан. 1, 7; Римл. 10, 9).

Въ томъ же значеніи открытаго отрицанія Божества Христова, выраженіе «не исповѣдуетъ» употребляетъ въ семъ мѣстѣ и самъ ап. Іоаннъ; ибо онъ указываетъ здѣсь очевидный признакъ, по которому вѣрующіе узнали бы Антихриста. «Испытывайте духовъ, говоритъ онъ; Духа Божія и духа заблужденія узнавайте такъ: … всякій духъ, который не исповѣдуетъ Іисуса Христа, пришедшаго во плоти, не есть отъ Бога». Апостолъ Іоаннъ предвидѣлъ, что Антихристъ явно будетъ отвергать Отца и Сына, а потому, указывая на это, онъ предостерегаетъ христіанъ отъ того, чтобы они не попали въ антихристовы сѣти, когда этотъ явится.

Подобно св. Іоанну, и ап. Павелъ предсказалъ, что послѣдній врагъ Христовъ открыто возстанетъ противъ Господа Іисуса Христа и Его Церкви. Враждебныя дѣйствія всѣхъ вообще еретиковъ, которые уже начали появляться въ его время и имѣли появиться вскорѣ послѣ отшествія его ко Господу (Дѣян. 20, 29), онъ называетъ «тайной беззаконія» (2 Сол. 2, 7), ибо они скрытымъ образомъ старались и стараются нанести вредъ Христовой Церкви. Антихриста же Апостолъ называетъ откровеніемъ сей тайны беззаконія, которое послѣдуетъ за великимъ послѣднимъ отступленіемъ отъ вѣры. «Доколѣ не придетъ прежде отступленіе и не откроется человѣкъ грѣха, сынъ погибели... котораго пришествіе, по дѣйствію сатаны, будетъ со всякою силою...» (2 Сол. 2, 3, 8).

Такъ же учила и древняя вселенская Церковь устами знаменитыхъ Отцовъ и учителей своихъ. Св. Ириней пишетъ объ Антихристѣ, что онъ явится, какъ нечестивый, неправедный и беззаконный, какъ богоотступникъ{3}. Св. Иларій свидѣтельствуетъ, что діаволъ чрезъ аріанъ старался убѣдить людей въ томъ, что Христосъ не есть единосущный Сынъ Божій, а усыновленный по благодати; но чрезъ Антихриста будетъ стараться убѣдить, что Христосъ даже и по усыновленію не есть Сынъ Божій, чтобы такимъ образомъ совсѣмъ уничтожить имя истиннаго Христа{4}. Блаж. Августинъ говоритъ, что Антихристъ будетъ препятствовать крестить младенцевъ, хотя найдутся и такіе благочестивые родители, которые скорѣе рѣшатся претерпѣть всѣ мученія, нежели оставить дѣтей своихъ некрещенными{5}. Блаж. Іеронимъ утверждаетъ, что врагъ Христовъ пріобрѣтетъ довѣріе іудеевъ чрезъ отверженіе священныхъ постановленій Христа{6}. Преп. Ефремъ Сиринъ учитъ, что звѣрь положитъ «печать свою, т.е. злочестивыя начертанія... на правой рукѣ, а также на челѣ, чтобы человѣку не было уже возможности правою рукою напечатлѣть крестное знаменіе и также на челѣ назнаменовать святое имя Господне или славный и честный крестъ Христа и Спасителя Нашего... Змій будетѣ начертывать печать свою вмѣсто креста Спасителева. Ибо для того, безъ сомнѣнія, употребляетъ таковый способъ, чтобы имя Господне и Спасителя даже и не именуемо было въ то время»{7}. (См. также творенія «О Христѣ и объ Антихристѣ» св. Ипполита, Епископа Римскаго, и толкованіе на Апокалипсисъ св. Андрея Кесарійскаго.)

Явно отвергая Божество Спасителя, Его посланничество отъ Бога Отца и преподанное Имъ ученіе, Антихристъ также открыто будетъ присвоять себѣ божеское достоинство и распространять новое нечестивое ученіе, противное ученію Христову.

Объ этомъ ясно говоритъ Господь: «иной придетъ во имя свое» (Іоан. 5, 43), т. е., не отъ имени Бога Отца, какъ приходилъ нашъ Спаситель, и даже не во имя Христово, но отъ своего собственнаго имени будетъ проповѣдывать новое ученіе, никого не признавая выше себя. «Видишь-ли, — говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ при объясненіи этого евангельскаго мѣста, — какъ Онъ (Спасителъ) говоритъ о Себѣ, что Онъ посланъ отъ Отца, и судъ получилъ отъ Него, и ничего не можетъ дѣлать Самъ отъ Себя, именно для того, чтобы отсѣчь всякій предлогъ къ неправомыслію. Но о комъ это Онъ говоритъ: “иной придетъ во имя свое”? Здѣсь Христосъ указываетъ на Антихриста, который ничего подобнаго не будетъ говорить (т. е., что онъ посланъ отъ Отца, что пришелъ по волѣ Его), но совершенно противоположное; онъ насильственно будетъ похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя Богомъ. Это именно и значитъ, что онъ придетъ «во имя свое»{8}.

Св. ап. Павелъ предлагаетъ еще болѣе подробное ученіе о томъ, что Антихристъ будетъ именовать себя Богомъ и открыто требовать себѣ божескаго поклоненія. «Откроется, говоритъ онъ, человѣкъ грѣха, сынъ погибели, противящійся и превозносящійся выше всего, называемаго Богомъ, или святынею, такъ-что въ храмѣ Божіемъ сядетъ онъ, какъ Богъ, выдавая себя за Бога» (2 Ѳессал. 2, 3-4).

Этими словами св. Апостолъ предсказываетъ то, что Антихристъ будетъ предсѣдательствовать между такими христіанами, которые принадлежали прежде къ истинной Христовой Церкви, но потомъ, отпавъ отъ нея, признаютъ своей главой противника Христова и поклонятся ему. «Въ храмѣ Божіемъ сядетъ, говоритъ св. Ириней, обольщая только тѣхъ, кто поклоняются ему, какъ будто онъ — Христосъ»{9}.

Такъ какъ въ Церкви Божіей предсѣдательствуютъ духовные ея пастыри (Дѣян. 20, 28), которымъ отъ Самаго Спасителя ввѣрено управленіе христіанами, но которые, однако же, исповѣдуютъ себя слугами единаго Пастыреначальника Христа, то, дабы показать, что не такъ будетъ предсѣдательствовать въ Церкви Антихристъ, и что онъ не будетъ исповѣдывать Господа Іисуса Христа, святый Апостолъ говоритъ, что онъ возсядетъ въ Церкви, какъ похититель божескаго величія. Ибо сказавъ, что онъ превознесется «выше всего, называемаго Богомъ, такъ что въ храмѣ Божіемъ сядетъ», непосредственно за тѣмъ прибавляетъ: «какъ Богъ, выдавая себя за Бога». Это означаетъ, что онъ открыто станетъ усвоятъ себѣ божеское достоинство, что онъ будетъ показывать себя не только, какъ Бога, или подобнымъ Богу, но что онъ есть Богъ, выдавая себя за Бога.

Слѣдуя св. Писанію, и св. Отцы учатъ:

Св. Ириней Ліонскій: «противникъ сядетъ въ іерусалимскомъ храмѣ, стараясь показать себя Христомъ»; онъ будетъ требовать, «чтобы прельщенные имъ поклонялись ему, какъ Христу». Антихристъ «будетъ стараться убѣдить, что онъ самъ есть богъ» и «будетъ требовать, чтобы ему поклонялись, какъ Богу»{10}.

Св. Ипполитъ Римскій: «возгордившись, Антихристъ начнетъ превозноситься и прославлять себя, какъ Бога, изрыгая хулы на Христа»; и это онъ будетъ дѣлать столь явно, что «повелитъ вездѣ убивать всѣхъ тѣхъ, кои не захотятъ поклоняться ему и служить ему, какъ Богу»{11}.

Св. Амвросій Медіоланскій: «объ Антихристѣ будутъ проповѣдывать лжепророки: онъ есть Христосъ», и самъ онъ также будетъ стараться «всѣхъ убѣдить, что онъ есть Христосъ»{12}.

Преп. Ефремъ Сиринъ: «многіе повѣрятъ Антихристу и прославятъ его, какъ крѣпкаго бога», и «многіе поклонятся мучителю, съ трепетомъ взывая: ты нашъ спаситель!»{13}.

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій: «Антихристъ не только назоветъ себя высшемъ боговъ ложныхъ, но и въ храмѣ Божіемъ сядетъ, какъ будто онъ есть богъ.... Іудеи, которые не хотѣли вѣровать въ Господа, какъ будто бы Онъ былъ противникомъ Богу, увѣруютъ въ Антихриста, который назоветъ себя богомъ всяческихъ»{14}.

Преподобный Іоаннъ Дамаскинъ: «Іудеи, не принявшіе Господа Іисуса Христа, истиннаго Сына Божія и Бога, примутъ обманщика, который самъ себя назоветъ богомъ»{15}.

Итакъ, во всей древней христіанской Церкви было общее вѣрованіе, что послѣдній чрезвычайный врагъ Христовъ, отвергая Господа Іисуса, Сына Божія, открыто назоветъ самого себя христомъ и богомъ.

Какія средства будетъ употреблять Антихристъ для того, чтобы поколебать вѣру между людьми въ Господа Іисуса Христа и Его Евангеліе?

По ученію св. Писанія и св. Отцовъ, врагъ Христовъ для распространенія своего нечестія, съ одной стороны, прибѣгнетъ къ жестокимъ и непрерывнымъ гоненіямъ, при помощи коихъ онъ будетъ стараться исторгнуть изъ нѣдръ св. Церкви болѣе слабыхъ ея чадъ; съ другой же стороны, воспользуется лживыми чудесами и знаменіями, чтобы прельстить, если возможно, и самыхъ избранныхъ.

Спаситель нашъ предрекъ тяжкія бѣдствія для вѣрующихъ предъ кончиной міра. Какъ-то св. Апостолы спросили Его: «какой признакъ Твоего пришествія и кончины вѣка?». Въ отвѣтъ на это Господь сначала открылъ имъ признаки имѣющаго быть разрушенія Іерусалима и храма, а потомъ нарисовалъ имъ картину кончины вѣка: появленіе лжехристовъ, международныя войны, умноженіе беззаконій и совершенное охлажденіе взаимной любви, такъ что многіе возненавидятъ другъ друга.

Съ особой силой изобразилъ Спаситель различныя бѣдствія, какъ признакъ кончины. «Тогда будетъ великая скорбь, какой не было отъ начала міра донынѣ, и не будетъ. И если бы не сократились тѣ дни, то не спаслась бы ни какая плоть; но ради избранныхъ сократятся тѣ дни» (Матѳ. 24, 21-22). Единственное спасеніе тогда будетъ въ надеждѣ на Бога и терпѣніи. Господь нашъ предостерегалъ Своихъ послѣдователей, чтобы они въ тѣ тяжкія времена не вѣрили лжепророкамъ и самому Антихристу (Матѳ. 24, 23-26).

У пророка Даніила (11, 44 и въ др. мѣстахъ) и особенно въ Апокалипсисѣ (11, 7; 13, 7 и въ др. мѣстахъ) находятся ясныя указанія, что въ послѣднія времена постигнутъ св. Церковь великія бѣдствія.

Согласно съ ученіемъ св. Писанія и св. Отцы Церкви единодушно свидѣтельствуютъ, что св. Церковь будетъ претерпѣвать отъ Антихриста жестокія и непрерывныя гоненія, отъ которыхъ избавитъ ихъ только второе пришествіе Сына Божія.

Св. Іустинъ мученикъ говоритъ, что «человѣкъ отступленія» не только будетъ изрыгать хулы на Всевышняго, но вооружится гоненіями и противъ христіанъ{16}.

Св. Ириней Ліонскій время антихристово называетъ временемъ жестокости и тяжкихъ гоненій на Церковь, которыя будутъ ожесточеннѣе всѣхъ прежнихъ когда-либо бывшихъ{17}.

Св. Ипполитъ пишетъ, что Антихристъ, «надменный гордостію, начнетъ разсылать по всѣмъ странамъ, противъ христіанъ предписанія, чтобы повсюду предаваемы были смерти всѣ тѣ, кои не захотятъ служить и поклоняться ему, какъ Богу»{18}.

Упомянувъ прежде о притворствѣ Антихриста, св. Кириллъ Іерусалимскій продолжаетъ: «послѣ ознаменуетъ себя всѣми злыми дѣлами безчеловѣчія и беззаконія, такъ что превзойдетъ всѣхъ бывшихъ до него неправедныхъ и нечестивыхъ людей; противъ всѣхъ, и особенно противъ насъ христіанъ, будетъ онъ питать мысли убійственныя, жестокія, немилосердныя»{19}.

Особенно яркими чертами изображаетъ послѣднія гоненія преп. Ефремъ Сиринъ, говоря, что Антихристъ будетъ поступать съ невѣрующими въ него, «какъ человѣкъ суровый, жестокій, гнѣвливый, лютый, губительный»; что «тогда младенцы будутъ умирать на лонѣ матерей, умретъ и мать надъ своимъ дѣтищемъ, умретъ также и отецъ съ женой и дѣтьми среди торжища, и некому будетъ положить ихъ во гробъ»{20}.

«На погибель людей придетъ Антихристъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, ибо, чего онъ тогда не сдѣлаетъ! Все поколеблетъ, все возмутитъ своими повелѣніями и угрозами; онъ будетъ страшенъ во всѣхъ отношеніяхъ: по своей власти, по своей жестокости и по законопреступникъ предписаніямъ»{21}.

Блаж. Августинъ говоритъ, что во времена Антихриста будетъ разрѣшенъ діаволъ, и потому тогдашнія гоненія настолько превзойдутъ жестокостью всѣ предшествовавшія, насколько неукротимѣе можетъ свирѣпствовать діаволъ разрѣшенный, чѣмъ связанный. А потому онъ употребитъ всѣ свои силы для преслѣдбванія Церкви{22}.

Подобныя предсказанія имѣются и у св. Андрея Кесарійскаго и у преп. Іоанна Дамаскина.

Кромѣ жестокихъ гоненій Антихристъ воспользуется и обманомъ для прельщенія христіанъ. Лживыя чудеса и знаменія будутъ, по ученію св. Писанія, служить средствомъ для этой цѣли.

Господь говорилъ о чудесахъ, которыя будутъ совершены слугами Антихриста, какъ о такихъ дѣйствіяхъ, кои по своей кажущейся внѣшности и по вліянію на людей, будутъ имѣть видъ чудесъ истинныхъ. Лжехриста и лжепророки «дадутъ великія знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ» (Матѳ. 24, 24). Необычайность знаменій, по словамъ Спасителя, будетъ такова, что самые избранные подвергнутся опасности обольщенія. «Великій тогда будетъ обманъ, по причинѣ обольстительныхъ знаменій», замѣчаетъ св. Іоаннъ Златоустъ{23}.

Св. апостолъ Павелъ даетъ опредѣленное понятіе о чудесахъ, которыя совершитъ Антихристъ, когда говоритъ, что онъ придетъ «по дѣйствію сатаны и со всякою силою и знаменіями и чудесами ложными, и со всякимъ неправеднымъ обольщеніемъ погибающихъ» (2 Ѳессал. 2, 9-10). Въ этихъ словахъ показывается и самое различіе антихристовыхъ знаменій отъ чудесъ истинныхъ. Сначала Апостолъ сказалъ, что Антихристъ будетъ обладать великою силою и будетъ совершать чудеса, но дабы христіане не подумали, что врагъ Божій можетъ совершать знаменія истинныя, Апостолъ называетъ ихъ ложными.

И, дѣйствительно, они будутъ лживы по своей цѣли. «Какъ Сынъ Божій, родившійся и содѣлавшійся человѣкомъ, говоритъ св. Амвросій Медіоланскій, доказалъ Свое Божество знаменіями и чудесами, такъ и сатана откроется въ человѣкѣ, чтобы посредствомъ лживыхъ чудесъ показать себя Богомъ»{24}. Они лживы и по происхожденію, ибо будутъ проистекать отъ отца лжи, по дѣйству коего и будетъ пришествіе Антихриста. Посему-то древніе Отцы Церкви учили, что «сатана воспользуется имъ, какъ орудіемъ, дѣйствуя чрезъ него самъ»{25}. Будутъ лживы чудеса и по существу своему, потому что не будутъ превышать естественныхъ, хотя и сокровенныхъ, силъ природы, — тогда какъ въ чудесахъ истинныхъ, по волѣ Божіей, «побѣждаются естества уставы». Но будучи ложными во всѣхъ этихъ отношеніяхъ, по видимости они будутъ подобны истиннымъ. Посему ап. Павелъ и говоритъ, что въ нихъ будетъ выражаться великая сила (2 Ѳессал. 2, 9). Кромѣ того, въ этихъ же словахъ Апостола ясно показывается различіе между лживыми чудесами и лестію или коварствомъ, коими Антихристъ будетъ пользоваться для соблазна слабыхъ въ вѣрѣ. Сказавъ, что врагъ Божій придетъ «со всякой силой и знаменіями», Апостолъ прибавляетъ: «и со всякимъ неправеднымъ обольщеніемъ погибающихъ» (2 Ѳессал. 2, 10).

«Одни изъ слугъ антихристовыхъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, бывшіе при Апостолахъ, многихъ прельстили; «придутъ, говоритъ Спаситель, и прельстятъ многихъ»; а другіе, кои явятся предъ вторымъ пршествіемъ Спасителя, будутъ еще хуже первыхъ: «дадутъ знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ». Здѣсь Онъ разумѣетъ и Антихриста и тѣхъ, которые будутъ служить ему»{26}.

Объясняя слова Спасителя: «тогда, если кто скажетъ вамъ: “вотъ, здѣсь Христосъ”, или “тамъ”, — не вѣрьте» (Матѳ. 24, 26), св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «смотрите, какъ Христосъ предостерегаетъ. Не выходите, говоритъ, въ пустыню... Не сказалъ: отойдите и не вѣруйте; но: не входите и не исходите. Ибо великій тогда будетъ соблазнъ по причинѣ обольстительныхъ знаменій»{27}.

Св. Кириллъ Іерусалимскій учитъ, что противникъ Христовъ будетъ «волхвъ, весьма опытный въ искусствѣ обманывать волшебными составами и чародѣйствомъ»; онъ произведетъ «для обольщенія дѣла лживыя, чтобы народъ думалъ, будто бы видитъ воскрешеннаго мертвеца, когда онъ не воскрешенъ, и ходящихъ хромыхъ, прозрѣвшихъ слѣпыхъ, когда не совершено исцѣленія»{28}.

Исчисливъ подробно чудеса антихристовы, преп. Ефремъ Сиринъ между прочимъ говоритъ: «въ виду зрителей будетъ переставлять горы и вызывать острова изъ моря, но все это обманомъ и мечтательно, а не дѣйствительно; впрочемъ прельститъ міръ, обманетъ взоры всѣхъ; многіе повѣрятъ и прославятъ его»{29}.

Всѣ разсмотрѣнныя свидѣтельства св. Писанія и согласныя свидѣтельства св. Отцовъ Церкви показываютъ, что Антихристъ будетъ употреблять, съ одной стороны, жестокости и насилія, а съ другой, обманъ и лживыя чудеса, какъ средства для искорененія вѣры въ Господа Іисуса Христа.

«Первое гоненіе Церкви, когда христіанъ принуждали къ идольскимъ жертвоприношеніямъ ссылками, истязаніями и смертію, было исполнено насилія. Второе гоненіе, которое Церковь терпитъ теперь отъ лжеучителей и лжебратіи, исполнено коварства и обмана. Остается третье, имѣющее произойти отъ Антихриста, самое опасное изъ всѣхъ, потому что будетъ сопровождаться и насиліемъ, и коварствомъ, и обманомъ: будутъ употреблены для насилія — власть, а для обмана — чудеса»{30}.

Слѣдствіемъ возстанія Антихриста противъ Христовой Церкви будетъ то, что онъ привлечетъ на свою сторону тѣхъ, кто «не приняли любви истины для своего спасенія» (Ѳессал. 2, 10). Впрочемъ, св. Церковь не только не поколеблется отъ антихристовыхъ гоненій, но еще больше прославится въ лицѣ своихъ вѣрныхъ послѣдователей, имѣющихъ пострадать за Христа.

По ученію св. Писанія, Антихристъ будетъ господствовать не только надъ умами и сердцами отступившихъ отъ Христа людей, но и составитъ изъ нихъ цѣлое общество, которое признаетъ его своей главой и станетъ соблюдать его предписанія.

Въ св. Писаніи неоднократно говорится объ Антихристѣ, какъ царѣ и завоевателѣ, который будетъ вести войны со многими царями и побѣдитъ ихъ, и противъ Бога будетъ произносить хульныя слова и угнетать святыхъ Всевышняго (Дан. 7, 23-25).

«Всѣ древніе церковные писатели учатъ, что при кончинѣ міра будетъ десять царей..., а потомъ возстанетъ одиннадцатый малый царь (то-есть Антихристъ), который побѣдитъ трехъ изъ десяти..., и по умерщвленіи ихъ, остальныхъ семь подчинитъ своей власти»{31}.

Въ св. Писаніи антихристово царство представляется, какъ общество, противоположное даже по внѣшности Церкви Божіей. Въ Апокалипсисѣ говорится, что когда сатана будетъ разрѣшенъ, тогда онъ соберетъ къ себѣ народы со всѣхъ странъ и вмѣстѣ съ ними обойдетъ станъ святыхъ и градъ возлюбленный (Апок. 20, 7-9). О семъ такъ разсуждаетъ блаж. Августинъ: «это будетъ послѣднее гоненіе, которому, предъ наступленіемъ послѣдняго суда, по всей землѣ подвергнется св. Церковь отъ всего сборища діавольскаго»{32}.

Св. Ириней Ліонскій говоритъ, что Антихристъ похититъ себѣ царство и соберетъ къ себѣ невѣрующихъ іудеевъ{33}. «Царь Христосъ, царь и Антихристъ. Собралъ Господь овецъ разсѣянныхъ, и Антихристъ равнымъ образомъ соберетъ народъ разсѣянный»{34}.

Преп. Ефремъ Сиринъ свидѣтельствуетъ: «Многія сословія и народы возымѣютъ одну мысль, и съ великой радостію провозгласятъ Антихриста царемъ»{35}.

Священное Писаніе также ясно свидѣтельствуетъ, что всѣ члены антихристова царства будутъ имѣть особый знакъ, который и будетъ отличать ихъ отъ христіанъ. Антихристъ «сдѣлаетъ то, что всѣмъ, малымъ и великимъ, богатымъ и нищимъ, свободнымъ и рабамъ, положено будетъ начертаніе на правую руку ихъ или на чело ихъ, и что ни кому нельзя будетъ ни покупать, ни продавать, кромѣ того, кто имѣетъ это начертаніе, или имя звѣря, или число имени его» (Апок. 13, 16-17).

Какъ люди дойдутъ до такого ослѣпленія, что станутъ почитать, какъ Бога, подобнаго имъ человѣка? Не потеряютъ-ли они разумъ?

Это случится тогда, когда у людей изсякнетъ вѣра въ истиннаго Бога, и посему Богъ предастъ ихъ «превратному уму — дѣлать непотребства» (Рим. 1, 28), предастъ за ихъ безчисленныя преступленія, за противленіе истинѣ и крайнее развращеніе сердца. Такимъ образомъ, они будутъ объяты ослѣпленіемъ, сдѣлаются неспособными отличать ложь отъ истины, перемѣнятъ истину Божію во лжу, почтутъ и послужатъ твари вмѣсто Творца (Рим. 1, 25). «За то, что люди не приняли любви истины для своего спасенія, пошлетъ имъ Богъ дѣйствіе заблужденія, такъ что они будутъ вѣрить лжи, да будутъ осуждены всѣ, не вѣровавшіе истинѣ, но возлюбившіе неправду» (2 Ѳеесал. 2, 10-12). Эти люди забудутъ Творца и будутъ служить твари. А такъ какъ тогда никакая изъ видимыхъ тварей не въ состояніи будетъ сравняться съ Антихристомъ по могуществу, и не будетъ обладать въ такой степени, какъ онъ, всѣмъ тѣмъ, что ослѣпляетъ и удивляетъ людей, то они поклонятся и послужатъ этому необыкновенному существу.

Хотя Антихристъ распространитъ свое вліяніе на всѣ страны міра, все же св. Христова Церковь будетъ существовать на землѣ до самаго второго славнаго пришествія Господня.

Господь далъ Своимъ Апостоламъ такое обѣтованіе о Церкви: «Создамъ Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея» (Матѳ. 16, 18). Въ этихъ словахъ Господа подъ «Церковью» должно разумѣть вѣрующихъ во Христа и соблюдающихъ Его ученіе. Словами «врата ада» Спаситель указываетъ на всякаго рода гонителей Церкви (въ томъ числѣ и Антихриста), на соблазны, ереси и насилія, воздвигаемыя діаволомъ.

Св. Аѳанасій Великій, упомянувъ объ обѣтованіи Господа относительно непреодолимости Церкви, говоритъ: «Вѣрно слово, твердо обѣтованіе: Церковь непреодолима, хотя бы самъ адъ двинулся и міродержители тьмы произвели смятеніе»{36}.

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ учитъ: «хотя противъ Церкви возстанутъ и “врата ада”, т. е. уста еретиковъ, орудія демоновъ, но они не одолѣютъ Церкви; хотя и вооружатся, но не разрушатъ ея»{37}.

Слова «не одолѣютъ ея» означаютъ, по объясненію св. Іоанна Златоуста, что Церковь не можетъ какимъ бы то ни было образомъ быть разрушена.. «То, что Господь создалъ, никто не можетъ разрушить»{38}.

Такъ какъ Спаситель изрекъ Свое обѣтованіе о неоскудѣваемости Церкви безъ всякаго ограниченія или условія, но прямо и положительно сказалъ, что Церковь не преодолѣютъ никакія усилія враговъ ея, то, согласно съ ученіемъ св. Отцовъ, должно твердо вѣровать, что никакія усилія враговъ св. Церкви никогда не уничтожатъ ея; никакія антихристовы гоненія не разрушатъ того, что утвердилъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ.

«Враги Церкви, говоритъ въ одномъ изъ своихъ поученій митрополитъ Филаретъ Московскій, будутъ возставать на Церковь, но не одолѣютъ ея. Долго-ли? Безъ сомнѣнія, до скончаиія вѣка. Ибо если бы они могли одолѣтъ когда-нибудь, то Провидящій времена до вѣчности не сказалъ бы рѣшительно, что ее не одолѣютъ».

Столь же утѣшительное обѣтованіе даровалъ Господь Своимъ ученикамъ и предъ Своимъ вознесеніемъ на небо. Посылая ихъ на проповѣдь Евангелія и вмѣстѣ укрѣпляя ихъ мужество и терпѣніе въ перенесеніи ожидающихъ ихъ бѣдствій, Онъ сказалъ: «Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20). «Не видишь-ли силы Іисуса Христа? Не видишь-ли притомъ съ какимъ снисхожденіемъ Онъ говоритъ это? Не съ ними только будетъ находиться, говоритъ Онъ, но и со всѣми нами, которые послѣ нихъ будутъ вѣровать. Ибо Апостолы не могли пребывать до скончанія вѣка, но Онъ говоритъ ко всѣмъ вѣрнымъ, какъ бы къ одному тѣлу: Я съ вами, Я разрушаю всѣ препятствія» (св. І. Златоустъ){39}.

Въ другомъ мѣстѣ Евангелія Господь сказалъ: «Я умолю Отца, и дастъ вамъ другого Утѣшителя, да пребудетъ съ вами во-вѣкъ» (Іоан. 14, 16). «Что значитъ, спрашиваетъ св. Іоаннъ Златоустъ, “да пребудетъ съ вами во-вѣкъ”? И отвѣчаетъ: «то же, что Іисусъ Христосъ говоритъ о Себѣ: “Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка”»{40}. Слѣдовательно, и это обѣтованіе о вѣчномъ пребываніи Святаго Духа въ Церкви показываетъ, что Св. Духъ будетъ присутствовать въ ней Своей благодатію всегда и при всякихъ обстоятельствахъ, и никогда не оставитъ ея безъ Своего покрова и охраненія.

Св. Писаніе, преподавая ясное ученіе о неоскудѣваемости святой Церкви, свидѣтельствуетъ также и о томъ, что будутъ избранники Божіи и въ послѣднія тяжкія времена. Говоря о Своемъ второмъ пришествіи, Спаситель сказалъ: «тогда увидятъ Сына Человѣческаго, грядущаго на облакахъ небесныхъ съ силою и славою великою; и пошлетъ Ангеловъ Своихъ съ трубою громогласною, и соберутъ они избранныхъ Его отъ четырехъ вѣтровъ» (Матѳ. 24, 30-31). Эти слова ясно показываютъ, что предъ вторымъ пришествіемъ будутъ еще люди, угождающіе Господу Богу, не въ одномъ какомъ-нибудь мѣстѣ, но въ разныхъ мѣстахъ нашей планеты.

Въ показаніе того, что богослуженіе христіанское, и совершеніе таинствъ не прекратятся и при Антихристѣ, ап. Павелъ говоритъ: «всякій разъ, когда вы ѣдите хлѣбъ сей и пьете чашу сію (т. е. Тѣло и Кровь Христовы), смерть Господню возвѣщаете, доколѣ Онъ пріидетъ» (1 Кор. 11, 26). «Здѣсь важная истина, говоритъ митр. Филаретъ Московскій, скрывается въ маломъ словѣ “доколѣ” (по-церк.-слав. “дондеже”). Чтобы лучше открыть ее, обращаю рѣчь Апостола въ вопросъ: долго-ли христіане будутъ ѣсть Хлѣбъ таинственный и пить Чашу Господню? Въ словахъ Апостола нахожу отвѣтъ:, “доколѣ Онъ пріидетъ”, т. е. таинство Тѣла и Крови Христовы ненарушимо будетъ совершаться въ истинной Церкви Христовой до самаго второго пришествія Христова, или, что то же, до скончанія вѣка. Такъ, какъ это не можетъ быть безъ благодати тайно дѣйственной, безъ благодати священства, а заимствованная благодать священства не можетъ быть безъ благодати архіерейства, то очевидно, что благодать тайнодѣйственная и чинъ священноначалія, по предреченію Апостола, пребудутъ въ Церкви во всѣ времена и непресѣкаемой струей потекутъ даже до предѣловъ царства славы».

Такъ учатъ и древніе святые отцы Церкви. Святой Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «показывая, что святая Евхаристія пребудетъ до скончанія міра, ап. Павелъ сказалъ: “доколѣ Онъ пріидетъ”»{41}. То же ученіе преподаютъ преп. Іоаннъ Дамаскинъ и преп. Ефремъ Сиринъ{42}.

Вѣра въ непреодолимость св. Церкви была всеобща въ древней христіанской Церкви. Тертулліанъ учитъ: «никогда не оскудѣетъ христіанское общество, которое тогда-то особенно и укрѣпляется, когда, по-видимому, падаетъ»{43}.

Св. Амвросій Медіоланскій: «царство Церкви пребудетъ во-вѣки»{44}, «Богъ основалъ Церковь и предопредѣлилъ продлить ее на вѣки»{45}.

Св. Іоаннъ Златоустъ: «не оставляй Церкви, ибо ничего нѣтъ могущественнѣе ея; она никогда не состарѣвается и всегда процвѣтаетъ, посему Писаніе, показывая твердость и непоколебимость ея, называетъ ее горой»{46}. Святитель, въ толкованіи на Евангеліе отъ Матѳея, говоритъ, что во времена Антихриста св. Церковь пополнится обращеніемъ евреевъ ко Христу.

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ: «мы твердо увѣрены, что Церковь никогда не ниспровергнется, никогда не поколеблется и не разрушится; ибо это сказалъ о ней Христосъ, Которымъ небеса утвердились, и земля основалась, и стоитъ твердо, какъ говоритъ Духъ Святый (Псал. 32, 6)». Антихристъ только «тѣхъ, которые имѣютъ слабый и нетвердый умъ, обольститъ и отвратитъ отъ Бога живаго»{47}.

Св. Ипполитъ учитъ, что хотя Церковь и подвергнется жестокимъ гоненіямъ, но не перестанетъ существовать{48}.

Св. Кириллъ Іерусалимскій, на основаніи словъ прор. Даніила (12, 1-3), учитъ, что «Богъ попуститъ гоненія отъ Антихриста не по невозможности воспрепятствовать, но желая, по обычаю, подвижниковъ Своихъ увѣнчать», и что поэтому «благоговѣйные изъ живущихъ восхищены будутъ на облакахъ, пріявъ въ награду за труды почесть, которая выше человѣка»{49}.

Преп. Ефремъ Сиринъ: «Много найдется тогда людей, благоугождающихъ Богу, которымъ въ горахъ и мѣстахъ пустынныхъ можно будетъ спастись многими молитвами... Ибо Богъ видя ихъ несказанныя слезы и искреннюю вѣру, умилосердится надъ ними, какъ нѣжный Отецъ, и соблюдетъ ихъ»{50}.

Блаженный Ѳеодоритъ: «Антихристъ не надъ всѣми будетъ господствовать, но надъ тѣми, которые достойны погибели, которые, хотя бы онъ и не пришелъ, сами себя лишили бы спасенія»{51}.

Св. Андрей Кесарійскій учитъ, что Антихристъ побѣдитъ только тѣхъ, коихъ имена не написаны въ книгѣ жизни. Но многіе изъ вѣрующихъ за то, что они всѣмъ сердцемъ возлюбили Христа, побѣдятъ врага Христова{52}.

Такимъ образомъ, изъ ученія св. Писанія и святоотеческихъ писаній открывается, что св. Церковь со всѣми своими таинствами останется непоколебимой до самой кончины міра.

 

Іеромонахъ Игнатій.

 

«Православная Русь». 1977. № 17. С. 1-3; № 18. С. 3-4; № 19. С. 6-7; № 22. С. 6-7.

 

{1} «Точное изложеніе православной вѣры», кн. IV, гл. 26.

{2} «Противъ ересей», кн. 5-я, гл. 25.

{3} «Противъ ересей», кн. 5-я, гл. 25.

{4} «О Св. Троицѣ», гл. 6-я.

{5} «О градѣ Божіемъ», кн. XX, гл. 8-я.

{6} Толкованіе на кн. Даніила, гл. XI.

{7} Слово на пришествіе Господне.

{8} Бесѣды на Евангеліе отъ Іоанна.

{9} «Противъ ересей», кн. 5-я, гл. 25.

{10} «Противъ ересей», кн. 5.

{11} «О Христѣ и объ Антихристѣ».

{12} Толкованіе на Псаломъ 43-й и на Евангеліе отъ Луки.

​{13} Слово на пришествіе Господне.

​{14} Толкованіе на 2 Ѳессал. II.

​{15} «Точное изложеніе православной вѣры».

​{16} Разговоръ съ Трифономъ іудеемъ, гл. 137.

​{17} Противъ ересей, кн. 5-я, гл. 25-26.

​{18} «О Христѣ и объ Антихристѣ».

​{19} Огласительныя поученія. Слово 15, гл. 12.

​{20} Слово на пришествіе Господне.

​{21} Толкованіе на 2 Ѳессал. 2, 12.

​{22} О градѣ Божіемъ, кн. XX, гл. 8, 9.

​{23} Толкованіе на ев. Матѳея.

​{24} Толкованіе на 2 Ѳессал. 2, 9.

​{25} Св. Кириллъ Іерусалимскій. Огласительныя поученія. Слово 15.

​{26} Толкованіе на Матѳея.

​{27} Толкованіе на Матѳея.

​{28} Огласительныя поученія. Слово 15.

​{29} Слово на пришествіе Господне.

​{30} Блаж. Августинъ Бесѣда на псаломъ IX.

​{31} Блаж. Іеронимъ. Толкованіе на кн. Даніила, гл. 7.

​{32} «О Градѣ Божіимъ», кн. 20, гл. 11.

​{33} «Противъ ересей», кн. 5-я, гл. 25 и 30.

​{34} Св. Ипполитъ. «О Христѣ и объ Антихристѣ».

​{35} Слово на пришествіе Господне.

​{36} Слово: «Предста царица».

​{37} «Точное изложеніе православной вѣры».

​{38} Толкованіе на Матѳея.

​{39} Толкованіе на Матѳея.

​{40} Толкованіе на Іоанна.

​{41} Бесѣда на первое посланіе къ Коринѳянамъ.

​{42} «Точное изложеніе православной вѣры» и «Слово о Пречистыхъ Таинахъ».

​{43} Посланіе къ Скапулѣ, гл. 5-я.

​{44} Толкованіе на ев. Луку, кн. 7-я.

​{45} Толкованіе на Псаломъ 47-й.

​{46} На Евтропія, бесѣда 6 и др.

​{47} Слово на Преображеніе Господне.

​{48} «О Христѣ и объ Антихристѣ».

​{49} Огласительное поученіе 15.

​{50} Слово на пришествіе Господне.

​{51} Томъ III, стр. 382.

​{52} Толкованіе на Апокалипсисъ.

 

Епископы во время второго пришесвтия Христа. Миниатюра из византийской Псалтири, 1059 г. (Vat. gr. 752)

12-я гл. Апокалипсиса. Роспись притвора параклиса Богородицы Кукузелиссы Великой Лавры на Афоне (1715)




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: