Замѣтка о богослужебныхъ особенностяхъ за время съ Ѳоминой недѣли до праздника Св. Троицы.
Считаемъ благовременнымъ представитъ разъясненія нѣкоторыхъ недоумѣній, возбуждаемыхъ среди пастырей, какъ совершителей богослуженія, богослужебными особенностями текущаго періода, извѣстнаго на церковномъ языкѣ подъ названіемъ «Пятидесятницы».
1) Нѣкоторые полагаютъ, что съ недѣли Ѳоминой до Вознесенія всѣ службы должны начинаться, по обычномъ возгласѣ, пѣніемъ священника: «Христосъ воскресе» и притомъ съ крестомъ, свѣчею и кадиломъ въ рукахъ. Но пѣніе «Христосъ воскресе» священникомъ положено въ означенный періодъ только предъ литургіею (причемъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ священникъ поетъ пасхальный тропарь одинъ разъ и дважды – пѣвцы, въ другихъ «Христосъ воскресе» поется священникомъ трижды, а пѣвцы только заканчиваютъ начатое священникомъ въ третій разъ «Христосъ воскресе»... словами: «и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ»); предъ остальными службами въ тотъ же періодъ «Христосъ воскреси» поется, послѣ начальнаго возгласа не священникомъ, а пѣвцами по-трижды. Пѣніе пасхальнаго тропаря, съ крестомъ, свѣчею и кадиломъ, по Типикону, положено (кромѣ пасхальной недѣли) только въ самое отданіе Пасхи («Церк. Вѣстн.» 1895 г. № 50-й, стр. 1619).
2) Какъ начинать утреню съ Ѳоминой недѣли до отданія Пасхи?
Въ «Послѣдованіи утрени, вечерни, и полунощницы», изд. въ Кіево-Печерской Лаврѣ въ 1861 г. (л. 8), указано, что отъ недѣли св. Апостола Ѳомы до отданія Пасхи утреня начинается возгласомъ «Слава святѣй». Отсюда «Церковный Вѣстникъ» (1892 г. № 33-й, стр. 521-я), цитуя еще замѣчаніе Типикона о началѣ утрени въ понедѣльникъ недѣли Апостола Ѳомы, полагаетъ, что начальные псалмы утрени («Услышитъ тя Господь въ день печали» и «Господи, силою Твоею возвеселится царь») съ понедѣльника Ѳоминой недѣли до Вознесенія не должны читаться. Вопреки этому нѣкоторые полагаютъ, что оставлять псалмы 19 и 20 на утрени въ означенный періодъ нѣтъ основанія, такъ какъ типиконъ говоритъ лишь о той части утрени, которая начинается возгласомъ: Слава Святѣй, а о первой части, начинающейся возгласомъ: Благословенъ Богъ нашъ, типиконъ не упоминаетъ; слѣдовательно она и въ эти дни совершается по обычаю. Но въ отвѣтахъ «Церковныхъ Вѣдомостей» за прошлый 1897-й годъ (№ 23-й, стр. 787) на вопросъ о началѣ утрени отъ недѣли Ѳоминой до отданія Пасхи дается отвѣтъ, согласный съ изданнымъ въ Кіевѣ «Послѣдованіемъ вечерни, утрени и полунощницы». Въ этой книгѣ, – сообщается въ отвѣтѣ, – сказано: «отъ недѣли Ѳоминой до отданія праздника Пасхи во всѣ дни начинается утреня возгласомъ: Слава святѣй. Ликъ: "Аминь", и поетъ косно: "Христосъ воскресе", трижды, іерей-же въ сіе время кадитъ весь храмъ». На основаніи той же книги и прот. К. Никольскій въ своемъ «Пособіи къ изученію устава богослуженія Православной Церкви» (изд. 4, Спб. 1888 г., стр. 271), замѣчаетъ, что отъ Ѳоминой недѣли до отданія Пасхи начальная часть утрени опускается.
3) Неправильно поступаютъ въ тѣхъ церквахъ, въ которыхъ во все время съ Ѳоминой недѣли до отданія Пасхи чтеніемъ пасхальнаго тропаря «Христосъ воскресе» замѣняется не только молитва «Царю Небесный» (какъ бы слѣдовало), но и трисвятое, которое, однакожъ, по типикону не должно быть опускаемо въ означенное время.
4) Нѣкоторые іереи съ Ѳоминой недѣли до отданія Пасхи имѣютъ обычай на отпустахъ литургіи осѣнять предстоящихъ св. крестомъ трижды съ произнесеніемъ «Христосъ воскресе». Но уставомъ положено такъ оканчивать литургійные отпусты только въ свѣтлую недѣлю и на отданіе Пасхи.
5) Въ Преполовеніе Пятидесятницы не положено уставомъ бдѣнія, а потому вечерня должна быть совершаема отдѣльно отъ утрени[1].
6) Въ Духосошественскихъ церквахъ когда правильнѣе и приличнѣе отправлять храмовую службу: въ недѣлю св. Пятидесятницы или въ понедѣльникъ этой седмицы, и если въ понедѣльникъ, то должно-ли пѣть на утрени величаніе?
На этотъ вопросъ «Церковный Вѣстпикъ» (1897 г., № 20-й, стр. 636) даетъ такой отвѣтъ: «Хотя сошествіе Св. Духа па Апостоловъ было въ пятидесятый день по воскресеніи Христовомъ, но, какъ говоритъ синаксарь, "чести ради ко Всесвятому Духу и раздѣльнѣ отъ празднованія Св. Троицы узакониша св. отцы праздновати Ему". Отсюда попятно, что и праздничное богослуженіе въ указанныхъ храмахъ слѣдуетъ совершать въ самый день Св. Духа, а не наканунѣ. Къ особенностямъ богослужебнаго чина въ этотъ день относится то, что не полагается всенощнаго бдѣнія; утреня же совершается съ великимъ славословіемъ, но безъ поліелея». Въ «Тульскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ» (1897 г. № 11, стр. 264-я) свящ. К. Виноградовъ справедливо замѣчаетъ, что рѣшеніе Вѣстникомъ вопроса о праздничномъ храмовомъ богослуженіи въ день Св. Духа «не даетъ прямого отвѣта. Спрашивается: должно-ли при храмовомъ празднованіи пѣть на утрени величаніе?... Если по уставу на утрени въ этотъ день, – конечно безъ храмоваго празднованія, – не полагается поліелея, то это не значитъ, что и при храмовомъ празднованіи не должно быть поліелея. – Полное всенощное бдѣніе, состоящее изъ великой вечерни и утрени, повидимому не должно быть совершаемо подъ Духовъ день, такъ какъ великая вечерня совершается въ самый праздникъ Св. Троицы непосредственно послѣ литургіи. Но, аще храмъ, почему бы для храма Св. Духа не повторить великой вечерни, конечно – безъ чтенія колѣнопреклоненныхъ молитвъ, но съ великимъ прокимномъ. Обычай и благословеніе Архипастырей въ Тулѣ искони узаконили такой порядокъ храмоваго празднованія въ честь Св. Духа въ храмѣ, Ему посвященномъ». Съ своей стороны замѣтимъ, что для всенощнаго бдѣнія въ день Св. Духа нѣтъ необходимости повторять великую вечерню. По аналогіи съ богослуженіемъ праздниковъ Рождества Христова и Богоявленія, бдѣніе въ Духовъ день можно начать повечеріемъ (но только не великимъ, а малымъ, какъ полагается по уставу), – которое закончить великимъ славословіемъ, а затѣмъ начать литію и т. д. На утрени поліелей съ величаніемъ и евангеліемъ, положенными въ праздникъ Св. Троицы. Такъ именно, на сколько намъ извѣстно, совершается всенощное бдѣніе на Духовъ день, между прочимъ, въ Кіево-Братскомъ Духосошественскомъ храмѣ.
7) Если случится погребеніе священника во дни послѣ Пасхи до Вознесенія, то во время выноса тѣла изъ дома въ церковь и изъ церкви на кладбище, вмѣсто ирмосовъ: «Помощникъ и покровитель», по мнѣнію «Церковнаго Вѣстника» (1897 г. № 23-й, стр. 734-я), слѣдуетъ пѣть: «Христосъ воскресе». Съ своей стороны полагаемъ, что вмѣсто ирмосовъ покаяннаго канона соотвѣтственнѣе пѣть ирмосы пасхальнаго канона, а не тропарь Пасхи.
8) Въ теченіе Пятидесятницы какъ всѣ богослуженія, такъ и заупокойныя литургіи, равно панихиды и погребенія должны быть совершаемы священнослужащими, по общепринятному обычаю, въ свѣтлыхъ облаченіяхъ, а не въ траурныхъ, какъ допускается въ нѣкоторыхъ мѣстахъ[2].
9) Слѣдуетъ-ли предъ плащаницею на весь годъ ставить подсвѣчникъ и во время богослуженій возжигать свѣчи? Во многихъ сельскихъ храмахъ плащаницею служитъ написанная на полотнѣ икона безъ всякихъ украшеній, – которая обыкновенно сохраняется въ алтарѣ на одной изъ алтарпыхъ стѣнъ. Благоговѣніе требуетъ, чтобы предъ такою иконою, во время богослуженія, горѣла свѣча или лампада. Но едва-ли что можно возразить, замѣчаетъ «Церковный Вѣстникъ» (1891 г. 8-й), и противъ поставленія подсвѣчниковъ вблизи плащаницы, если она сохраняется и въ нарочито устроенномъ для нея гробѣ. Плащаница всегда и вездѣ возноситъ нашу мысль къ страдавшему и погребенному Господу, о чемъ мы и поемъ, либо читаемъ ежедневно въ символѣ вѣры. Свѣча предъ плащаницею круглый годъ можетъ выражать нашу горячую любовь къ «распятому за ны» Господу. Покровы на плащаницѣ, помимо символическаго обозначенія пеленъ, покрывавшихъ пречистое тѣло Господа, возлагаются еще и въ видахъ предохраненія отъ копоти и пыли часто очень дорогой плащаницы и даже ради красоты. Но что они покрываютъ, – это всякому извѣстно, такъ что если бы даже и вовсе закрыто было изображеніе Господа на плащаницѣ, ставя свѣчу предъ нею, каждый знаетъ, кого онъ чтитъ своею жертвою.
10) За прежніе годы въ «Пензенскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» помѣщены были слѣдующія замѣтки относительно богослужебныхъ особенностей съ Ѳоминой недѣли до праздника Св. Троицы: а) «Молитвы предъ началомъ литургіи отъ Ѳоминой недѣли до отданія Пасхи» (1886 г. № 5-й); б) «Отпустъ церк. службъ во дни Пятидесятницы» (1889 г. № 7-й; 1891 г. №. 8-й); в) «Когда снимать плащаницу съ престола предъ праздникомъ Вознесенія Господня» (1889 г. № 21-й); г) «Что пѣть на литургіи по возгласѣ: "Спаси, Боже, люди Твоя" наканунѣ Троицына дня» (1889 г. № 21-й); д) «Въ какомъ положеніи священникъ долженъ читать молитвы на вечернѣ Пятидесятницы» (1889 г. № 21-й); е) «Сохраненіе обычая украшать церкви и дома зеленью въ праздникъ Св. Троицы» (тамъ-же).
«Пензенскія Епархіальныя Вѣдомости». 1898. № 8. Ч. Неофф. С. 295-301.
[1] См. Пос. къ узуч. церк. уст., прот. Никольскаго, стр. 171, прим. 1.
[2] Во многихъ мѣстахъ въ настоящее время вошло въ обычай и вообще при похоронахъ употреблять бѣлыя облаченія, а въ столичныхъ «Бюро погребальныхъ процессій» и высшій парадъ состоитъ во всемъ бѣломъ – балдахинѣ, костюмахъ и проч. («Церк. Вѣстн.» 1894 г., № 51-52).