Замѣтка: Что такое Пасха и какъ нужно ее проводить.

И. А. Каверзнев «Светлое Воскресенье» (2003 г.)

 

Что можетъ быть радостнѣе праздника Пасхи – праздника Воскресенія Христова?! Св. Церковь цѣлыхъ семь недѣль назначила для приготовленія вѣрующихъ къ сему великому празднику. Стало быть, великъ и торжественъ этотъ праздникъ! Вотъ что говорилъ св. Григорій Богословъ въ этотъ день: «Пасха, Господня Пасха! И еще скажу въ честь Троицы: Пасха! Она у насъ праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ; столько превосходитъ всѣ торжества, даже Христовы и въ честь Христа совершаемыя, сколько солнце превосходитъ звѣзды».

Мы привыкли называть праздникъ Воскресенія Христова Пасхою, – да и такъ называетъ его св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ. Пасха священная намъ днесь показася, – поетъ она, – Пасха ново-святая; Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха – Христосъ избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха вѣрныхъ; Пасха двери райскія намъ отверзающая, Пасха всѣхъ освящающая вѣрныхъ. Но что такое Пасха? Для рѣшенія этого вопроса обратимся къ исторіи еврейскаго народа.

Когда Господь Богъ, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ на египетскаго царя, притѣснявшаго избранный Имъ народъ, опредѣлилъ въ одну ночь избить всѣхъ первенцевъ египетскихъ, то для спасенія евреевъ отъ подобной смерти указалъ пророку Моисею слѣдующее средство. Въ десятый день мѣсяца Нисана глава каждаго еврейскаго семейства долженъ былъ выбрать однолѣтняго агнца безъ порока и въ 14-ый день того же мѣсяца заклать его, а кровью его помазать косяки и пороги дверей домовъ своихъ. Въ ту же ночь евреи должны испечь этого агнца и, совершенно собравшись въ путь, съѣсть его съ прѣснымъ хлѣбомъ и горькими травами. Когда проходилъ въ эту ночь ангелъ Господень, поражающій первенцевъ египетскихъ, то онъ не коснулся жилищъ еврейскихъ, потому что на нихъ было знаменіе крови агнчей. Господь Богъ тогда же объявилъ израильтянамъ, что это – Пасха Господня, т.-е. день исшествія ихъ изъ Египта и избавленіе ихъ отъ работы египетской.

Но еврейская Пасха есть образъ христіанской Пасхи. Наша Пасха есть Пасха высшая, духовная и, какъ поетъ св. Церковь, нова, таинственная. Израильтяне избавлены отъ временной смерти и изведены изъ одной страны въ другую, и избавителемъ ихъ быть служитель Божій – Моисей; а христіане избавлены отъ вѣчной смерти и возведены отъ земли къ небу, и избавитель ихъ – Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Наша Пасха – Христосъ избавитель. Агнецъ еврейскій – прообразъ Христа. Какъ агнецъ былъ закалаемъ и умерщвляемъ, и кровь его спасла евреевъ отъ временной смерти, такъ и Христосъ былъ закланъ и умерщвленъ на крестѣ, и кровію Его мы избавились отъ вѣчной смерти. Христосъ – новая Пасха, – поетъ св. Церковь, – Жертва живая, Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра.

Какъ же мы должны проводить этотъ величайшій и радостнѣйшій праздникъ? Отчасти такъ же, какъ и евреи праздновали свою Пасху. Они ѣли закланнаго и испеченнаго ягненка и кровію его помазывали входы своихъ домовъ, и тѣмъ спаслись отъ поражающей руки ангела Господня. То же самое и мы должны дѣлать. То же самое предлагаетъ намъ и св. Церковь не только въ святую Пасху, но и во всѣ праздники и даже каждый день. Пріимите и ядите, – говоритъ Спаситель, – сіе есть тѣло Мое... Пійте отъ нея (чаши) вси, сія бо есть кровь Моя (Мѳ. XXVI, 26-28). Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный (Іоан. VI, 54). Поэтому, христіане, желая достойнымъ образомъ проводить св. Пасху, приготовьтесь къ ней очищеніемъ своей совѣсти отъ грѣховъ въ таинствѣ покаянія и причащеніемъ св. Христовыхъ таинъ, а во всю Свѣтлую седьмицу какъ можно чащѣ посѣщайте храмъ Божій и участвуйте въ совершеніи Божественной Литургіи, когда приносится Безкровная Жертва. Слава Богу, мы живемъ въ такое счастливое время, что насъ никто не стѣсняетъ въ отправленіи богослуженія, а напротивъ, всѣми мѣрами стараются привлечь въ храмы Божіи. Но не то было въ первые вѣка христіанства: тогда за одно только имя «христіанинъ» преслѣдовали, мучили, заключали въ темницы и даже убивали. Но и въ темницахъ святые мученики считали необходимымъ совершать божественную службу, особенно же въ такіе праздники, какъ св. Пасха.

Представьте такую картину. Въ темницѣ томятся нѣсколько христіанъ; наступаетъ свѣтлый праздникъ Христова Воскресенія. Узникамъ также хочется отпраздновать Пасху. Но какъ? Господь помогаетъ имъ въ этомъ. Нѣкоторые изъ христіанъ тайно отъ стражи приносятъ въ темницу хлѣбъ и вино. Среди мучениковъ находится или епископъ или пресвитеръ. Престоломъ служитъ или столъ или простой камень. И вотъ при еле мерцающемъ свѣтѣ отъ лучины совершается Божественная Литургія, и узники причащаются св. Христовыхъ тайнъ. И какое религіозное воодушевленіе замѣтно на лицахъ этихъ страдальцевъ! А то случается, что въ темницѣ не находится ни стола ни камня; тогда совершалась божественная литургія на персѣхъ мученика. «Гдѣ, отче, полежимъ хлѣбъ, – спросили ученики пресвитера Лукіана, – здѣсь (въ темницѣ) нѣтъ стола (престола)?». Онъ же, связанный, лежа вверхъ лицомъ на острыхъ камняхъ, отвѣтилъ: «На персѣхъ моихъ положите, и будетъ живой престолъ живому Богу».

Если христіане первыхъ вѣковъ, при такихъ тяжелыхъ обстоятельствахъ, считали необходимымъ совершеніе Божественной Литургіи, то намъ, находящимся въ лучшихъ условіяхъ, весьма грѣшно отказываться отъ Божественной Трапезы.

Другимъ не менѣе важнымъ дѣломъ въ праздникъ Пасхи должна быть благотворительность. «Настоящій день, – говоритъ св. Григорій въ день св. Пасхи, – облегчаетъ всякую скорбь, и нѣтъ человѣка такъ печальнаго, который не находилъ бы утѣшенія въ торжествѣ праздника. Нынѣ освобождается узникъ; должнику прощается долгъ; рабъ получаетъ свободу...». Истинная радость дѣлаетъ человѣка добрѣе по отношенію къ другимъ людямъ, нуждающимся въ его добротѣ, а такихъ людей у насъ очень и очень много... Есть люди, изнывающіе подъ бременемъ нищеты или болѣзни или другихъ какихъ тяжелыхъ обстоятельствъ, и имъ хочется порадоваться празднику Пасхи. Но горе, нужда, болѣзнь тяготятъ ихъ сердце... Чтобы дать имъ возможность порадоваться празднику Пасхи, принесите имъ слово утѣшенія и необходимыя средства къ пропитанію... Отымите печаль у душъ, удрученныхъ скорбью, какъ Господь отъялъ умерщвленіе отъ нашего тѣла, возвратите честь посрамленнымъ, обрадуйте опечаленныхъ, ободрите упадшихъ духомъ, изведите на свѣтъ заключенныхъ; пусть для всѣхъ цвѣтетъ, какъ цвѣтокъ, красота праздника» (слова св. Григорія); и тогда радость наша будетъ исполнена, и мы всѣ едиными устами и сердцемъ можемъ воскликнуть: Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь!

 

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 13-14. Ч. Неофф. C. 237-240.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: