Замѣтка: Почему Господь нашъ, по воскресенія Своемъ, не являлся торжественно среди враждебнаго Ему народа іудейскаго.
Враги Іисуса Христа, какъ ни желали отвергнуть Его воскресеніе, но, не нашедши во гробѣ тѣла Его, не могли предъявить оное народу, какъ обличеніе распространившейся молвы о воскресеніи. Чувствуя въ этомъ отношеніи свою безъотвѣтность, архіереи и книжники іудейскіе прибѣгли къ низкому обману и какъ прежде цѣною серебра купили предательство Іуды, такъ и теперь, при страшной для нихъ вѣсти о воскресеніи Распятаго, употребили то же средство въ отношеніи стражей гроба Христова: сребреники довольны даша воиномъ, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его, нощію прищедше, украдоша Его, намъ спящимъ, и аще сіе услышано будетъ у игемона (Пилата), мы утолимъ Его и васъ безпечальныхъ сотворимъ (Мѳ. 28, 13). Такимъ образомъ, они не стараются разслѣдовать дѣло о похищеніи тѣла Іисусова въ самомъ началѣ, если бы оно дѣйствительно было похищено, а стараются только о томъ, чтобы погасить это дѣло какъ можно скорѣе, хорошо зная, что это разслѣдованіе покрыло бы ихъ только безславіемъ и нанесло бы послѣдній ударъ ихъ вліянію на народъ. И вотъ стражи, говоритъ евангелистъ, пріемше сребреники, сотвориша, якоже научени быша. И молва о томъ, что Iисусъ Христосъ не воскресъ, а мертвый украденъ учениками во время сна стражи, приставленной ко гробу Его, распространилась между іудеями и упорно держалась между ними. Такъ самолюбіе и злоба, вооружившись обманомъ и клеветою, надолго помрачпла истину воскресенія Хрпстова въ глазахъ іудеевъ.
Спрашивается: почему же Господь не посрамилъ злобныхъ клеветниковъ торжественнымъ явленіемъ Своимъ по воскресеніи? Для чего не разорилъ Онъ совѣта лукавствующихъ торжественнымъ явленіемъ славы Своего воскресенія?
Во-первыхъ, не было никакой уважительной необходимости, которая бы могла, такъ сказать, служить побужденіемъ для Спасителя къ торжественному явленію по воскресеніи среди іудейскаго народа. Въ самомъ дѣлѣ, кому являться Ему въ Іерусалимѣ? Этому ли слабодушному, безхарактерному правителю Пилату, который, вопреки собственному своему убѣжденію и совѣсти, осудилъ Его на смерть? Легкомысленному ли и сладострастному Ироду, осмѣявшему Праведника, приведеннаго на судъ къ нему и не принявшему никакого участія въ Его судьбѣ и страданіяхъ? Этимъ ли архіереямъ и книжникамъ, которые, во все земное служеніе Спасителя роду человѣческому, неутомимо тѣснили, гнали и преслѣдовали Его и, наконецъ, клеветою и кознями довели до смерти крестной и которые, получивъ несомнѣнное извѣстіе отъ стражей гроба о восвресеніи Распятаго, вмѣсто того, чтобы увѣровать въ Него, или по крайней мѣрѣ благоразумно обслѣдовать это важное извѣстіе, занялись тотчасъ же сплетеніемъ новыхъ клеветъ и новой лжи? Іерусалимской ли черни, которая была осыпана Его благодѣяніями и, столько разъ бывъ свидѣтельницею Его чудесъ, тѣмъ не менѣе продолжительными криками требовала у Пилата Его смерти и даже безумно приняла на себя и на свое потомство свою отвѣтственность предъ небомъ за кровь Праведника?.. Чѣмъ всѣ эти преступные люди заслуживали благодѣяніе явленія Его? Не сдѣлалъ ли Спаситель уже довольно много или, лучше сказать, все для ихъ обращенія, и справедливо ли желать, чтобы Богъ умножалъ и, такъ сказать, расточалъ благодать Свою въ той мѣрѣ, какъ люди становятся болѣе и болѣе недостойными ея, – чтобы Онъ умножалъ знаменія тамъ, гдѣ невѣріе со всѣмъ ожесточеніемъ готово противиться истинѣ? Притомъ, кто можетъ утверждать, что явленіе воскресшаго Господа архіереямъ и книжникамъ, или всему Іерусалиму не было бы истолковано первыми, какъ мечта и призракъ, или же приписано дѣйствію темныхъ силъ, какъ это они не разъ уже дѣлали, вопреки всякой сообразности, въ то время, когда Онъ божественною силою изгонялъ бѣсовъ?
Правда, не одна пытливость, но и неразумная ревность и усердіе къ славѣ Спасителя желали бы, чтобы Онъ торжественнымъ явленіемъ Своимъ по воскресеніи сомкнулъ уста клеветниковъ и заставилъ ихъ, такъ сказать, увѣровать въ Себя. Но этого-то Онъ и не хотѣлъ! Если благоугодно Ему, по временамъ, являть необыкновенныя знаменія въ утвержденіе основанной Имъ на землѣ вѣры; то Онъ также хочетъ, чтобы вѣра въ Него была слѣдствіемъ свободнаго убѣжденія, а не принужденія и очевидной необходимости, потому что въ этомъ послѣднемъ случаѣ она ненадежна, теряетъ цѣну заслуги и не можетъ быть увѣнчана, какъ подвигъ. По сей-то причинѣ Спаситель усвояетъ высшее блаженство только той вѣрѣ, которая не видитъ и вѣруетъ (Іоан. 20, 29).
Далѣе, скажемъ со св. Златоустомъ, что появленіе воскресшаго Господа было безполезно для іудеевъ, и что если бы только симъ способомъ можно было обратить ихъ; то, безъ сомнѣнія, Господь не отказалъ бы въ немъ іудеямъ; послѣдствія воскрешенія Имъ Лазаря доказываютъ совсѣмъ противное. Въ самомъ дѣлѣ, чудо столь разительное, какъ воскрешеніе четверодневнаго мертвеца со всѣми признаками начавшагося уже тлѣнія, изведеніе его, связаннаго по рукамъ и по ногамъ, изъ углубленной пещеры предъ очи всего народа – вмѣсто того, чтобы обратить іудеевъ и побудить ихъ къ вѣрѣ въ Спасителя, только болѣе усилило ихъ злобу и было одною изъ главныхъ причинъ, по которой они рѣшились умертвить Его. Они не простили Ему воскресенія другого: простили ли бы Его собственное? Конечно, они были не въ силахъ что-либо сдѣлать лично Ему; но неумолимая ненависть ихъ, безъ всякаго сомнѣнія, не оскудѣла бы въ новыхъ козняхъ и въ покушеніи тѣмъ или другимъ способомъ на новое богоубійство. Ихъ обращеніе съ апостолами доказываетъ это: они преслѣдуютъ, подвергаютъ разнымъ истязаніямъ и, когда можно, предаютъ ихъ смерти. Если же такъ они поступали съ учениками, то пощадили ли бы Учителя?!... Не зачѣмъ было наводить ихъ на новое злодѣяніе; и безъ того наказанія, заслуженныя ими, были очень тяжки. Спаситель пощадилъ ихъ отъ новыхъ, скрывшись по воскресеніи отъ взоровъ ихъ.
Къ словамъ Златоуста прибавимъ еще, что появленіе воскресшаго Господа среди народа не могло бы обойтись безъ смутъ и волненій въ немъ: народъ раздѣлился бы во мнѣніяхъ: овіи глаголали бы опять, яко благъ есть, другіе, принадлежавшіе къ сторонѣ синедріона, говорили бы: ни, но льститъ народы (Іоан. 7, 12); вмѣстѣ съ тѣмъ воскресли бы въ умахъ учениковъ Христовыхъ мечты о земномъ царствѣ Мессіи, разсѣянныя голгоѳскими событіями; подозрительные владыки іудеи, римляне, не преминули бы употребить строгія мѣры къ подавленію волненія въ народѣ, – кровопролитія начались бы во имя Того, Кто есть любовь. Iисусъ Христосъ дорожилъ земнымъ покоемъ и счастіемъ людей, даже и враговъ Своихъ, и не хотѣлъ подавать повода къ такимъ плачевнымъ событіямъ. Царство Его – не отъ міра сего.
Впрочемъ, хотя воскресшій Господь и не явился въ мірѣ среди народа, однако достаточно явилъ и засвидѣтельствовалъ Свое воскресеніе чрезъ учениковъ Своихъ. Въ самомъ дѣлѣ, свидѣтельство апостоловъ, сопровождаемое очевидными чудесами, служило неопреоборимымъ доказательствомъ воскресенія Распятаго. Эти чудеса, совершаемыя во имя Іисуса, изумлявшія весь народъ и не разъ приводившія въ замѣшательство злобный синедріонъ, не ясно ли говорили, что Тотъ, Иже бысть мертвъ, живъ есть (Апок. 2, 8)? Не были ли они самою лучшею проповѣдью о воскресеніи? Воскресшій Спаситель не являлся ли, такъ сказать, предъ очи народа всякій разъ, какъ апостолы именемъ Его совершали необыкновенныя знаменія, говорили, не обинуясь, и синедріону, и іудеямъ: разумно буди всѣмъ вамъ и всѣмъ людямъ израилевымъ, яко во имя Iисуса Христа Назорея, Егоже вы распясте, Егоже Богъ воскреси отъ мертвыхъ, о Семъ сей стоитъ предъ вами здравъ (Дѣян. 4, 10)? Чрезъ эти-то знаменія и чудеса и восхотѣлъ явиться іудеямъ Спаситель по воскресеніи. Чрезъ нихъ Онъ явилъ Себя Спасителемъ и Господомъ всего міра, чрезъ нихъ увѣровали всѣ народы. Почему же іудеямъ не подражать бы имъ? Чего, какихъ еще доказательствъ требуется для нихъ?
Итакъ, хотя по несомнѣнному слову апостола Петра, Богъ воскресшему въ третій день Іисусу даде явлену быти не всѣмъ людемъ, но свидѣтелемъ, преднареченнымъ отъ Бога, тѣмъ не менѣе не несвидѣтельствована Себе остави (Дѣян. 14, 17) Господь нашъ по воскресеніи Своемъ и предъ невѣріемъ и ожесточеніемъ іудеевъ; только эти люди, какъ предсказалъ о нихъ за тысячу лѣтъ пророкъ Исаія, ослѣпили очи свои и окаменили сердца, да не видятъ очима, ни разумѣютъ сердцемъ (Іоан. 12, 40).
«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1896. № 7-8. Ч. Неофф. С. 189-193.