Василій Ивановичъ Залуцкій – Ветхозавѣтныя пророчества и прообразы пребыванія Іисуса Христа во гробѣ и Его славнаго воскресенія.

Задолго до совершенія Сыномъ Божіимъ искупленія рода человѣческаго Богъ благоволилъ чрезъ своихъ пророковъ открыть людямъ многія, не только главныя, но и частнѣйшія событія и обстоятельства относительно Лица и служенія Мессіи.

Эти пророчества о Спасителѣ, въ общей ихъ совокупности, достигаютъ той полноты, ясности и точности, дальше которыхъ, можно сказать, нельзя было идти въ будущемъ прозрѣніи въ тайну искупленія. На основаніи ихъ, Іудеи должны были нѣкогда узнать Мессію.

Въ ряду этихъ пророчествъ не могло не имѣть мѣста пророчество о величайшемъ и важнѣйшемъ событіи въ жизни Мессіи-Христа – о Его воскресеніи послѣ смерти и пребываніи во гробѣ. Такое откровеніе дѣйствительно находится во многихъ мѣстахъ Свящ. Писанія. Самое важное по ясности и точности мѣсто относительно пребыванія Іисуса Христа во гробѣ и о воскресеніи Его содержится въ XV псалмѣ. Этотъ псаломъ есть молитва, обращенная ко Господу во время скорби. Но безпокойство и ужасъ не находятъ мѣста въ душѣ Того, Кто проситъ здѣсь Господа Бога сохранить и спасти Его. Его надежда столь совершенна и жива, что она почти похожа на радость, внушаемую увѣренностію въ покровительствѣ Божіемъ и спасеніи отъ бѣдствій.

Образъ смерти и ада не смущаютъ вѣрующей и уповающей души молящагося. Она почерпаетъ въ самомъ гробѣ источникъ увѣренности: нѣтъ горькой жалобы въ скорби. Можно сказать, что это сладостная пѣснь хвалы, надеждъ и благодарности. Предъ вѣрою страхи, опасенія погибели исчезаютъ какъ пустыя привидѣнія. Очевидно, что указанный псаломъ есть мессіанская пѣснь. Псалмопѣвецъ, вдохновенный Богомъ, даетъ намъ понять, что нѣкогда Мессія будетъ страдать. Но нечестивые могутъ ли одержать побѣду надъ Посланникомъ Божіимъ? Они могутъ предать Его поруганію, всякаго рода насиліямъ, осудить Его, подвергнуть Его смерти, но побѣдить – никогда. Смерть для него будетъ торжествомъ.

Пророкъ и царь Давидъ, при помощи сверхъестественнаго свѣта, видѣлъ Мессію сходящимъ во гробъ, въ которомъ Его плоть будетъ сохранена отъ тлѣнія, и въ шеолъ, откуда душа Его выйдетъ торжествующею! Вотъ эти слова псалмопѣвца, заканчивающія псаломъ и составляющія предметъ утѣшенія для вѣрующихъ: всегда видѣлъ я предъ собою Господа; ибо Онъ одесную меня... Отъ того возрадовалось сердце мое и возвеселился языкъ мой; даже плоть моя упокоится въ упованіи, ибо Ты не оставишь души моей въ адѣ, и не дашь святому Твоему увидѣть тлѣнія, Ты укажешь мнѣ путь жизни: полнота радостей предъ Лицемъ Твоимъ, блаженство въ десницѣ Твоей во вѣкъ (Ис. ХV, 8-11). Нельзя видѣть здѣсь простой молитвы объ освобожденіи молящагося праведника отъ погибели смерти. Псалмопѣвецъ говоритъ какъ апостолъ Павелъ: смерть! гдѣ твое жало? адъ! гдѣ твоя побѣда? (1 Кор. ХV, 55). Что подтверждается въ этой пѣсни вѣры? Подтверждается то, что смерть, гробъ не будутъ имѣть никакой власти надъ праведникомъ, молитву котораго онъ воспроизводить: этотъ святой избѣгнетъ тлѣнія гроба не одинъ разъ, но навсегда, во вѣки. Св. апостолы, какъ увидимъ ниже, внушаютъ намъ смотрѣть на слова псалмопѣвца, какъ на пророчество о смерти и воскресеніи Христа Спасителя.

Нужно замѣтить, что въ приведенныхъ стихахъ ХV псалма нѣтъ рѣчи о чрезвычайной помощи, дарованной во время бѣдствій жизни, но о прославленіи послѣ смерти и погребенія во гробѣ; нѣтъ рѣчи о прославленіи чисто духовномъ: Мессія будетъ прославленъ вмѣстѣ съ своею душею и съ своимъ тѣломъ, душа Мессіи не будетъ оставлена во адѣ, ни Его плоть предана тлѣнію гроба. Эта св. плоть будетъ сохранена отъ всякаго тлѣнія. Исполненіе этого пророчества находится въ Евангеліи Матѳея, въ гл. ХХVІІ и ХХVІІІ. Шеолъ, среди котораго душа Мессіи не будетъ оставлена, есть мѣсто, называемое апостоломъ Петромъ адомъ (Дѣян. ІІ, 27). Это мѣсто душъ еще непрославленныхъ, о которомъ патріархъ Іаковъ сказалъ, думая о своемъ сынѣ Іосифѣ: съ печалію сойду къ сыну моему въ преисподнюю (Быт. ХХХVІІІ, 35). Это мѣсто ожиданія, мрачное еще, которое апостолъ Петръ называетъ темницею (1 Петр. ІІІ, 19). Св. Церковь ясно выражаетъ эту мысль, когда она говоритъ о душѣ Іисуса Христа, тѣло котораго еще невоскресшее покоилось во гробѣ: «во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею яко Богъ, въ рай же съ разбойникомъ, и на престолѣ былъ еси, Христе, со Отцемъ и Духомъ» (Тропарь на часахъ въ день Пасхи).

Какъ душа Христа не доллена быть оставлена Его Отцемъ во адѣ, также Его пречистое тѣло не должно, по словамъ псалмопѣвца, видѣть тлѣніе гроба, т. е. испытать его, подвергнуться ему. Таковъ дѣйствительно смыслъ изреченія псалма.

Слова стиха 10: и не дашь снятому Твоему..., «Твоему святому» по преимуществу, означаютъ, очевидно, Мессію, котораго Св. Писаніе равно называетъ праведнымъ (Ис. LІІІ, 11; Іер. ХХІІІ, 5-6). Христосъ не есть ли дѣйствительно святый, праведный по преимуществу? Христосъ, говорить апостолъ Павелъ, есть святый, непричастный злу, непорочный, отдѣленный отъ грѣшниковъ и превознесенный выше небесъ... (Евр. VІІ, 26). Понятно, почему и какъ Его плоть, столь святая, не должна испытать тлѣнія гроба, этого плачевнаго послѣдствія смерти, введенной грѣхомъ въ падшее человѣчество. Необходимо было, чтобы Христось пострадалъ, какъ Онъ самъ сказалъ, но Онъ совершенно также долженъ войти въ свою славу и воскреснуть въ третій день (Лук. ХІІІ, 26-27). На стихи разсматриваемаго псалма апостолы дѣлали указанія, когда говорили іудеямъ эти слова столь ясныя, столь знаменательныя, слова, которыя мы сейчасъ приводимъ: Мужи братія! да будетъ позволено съ дерзновеніемъ сказать вамъ о праотцѣ Давидѣ, что онъ и умеръ и погребенъ, и гробъ его у насъ до сего дня. Будучи пророкомъ и зная, что Богъ съ клятвою обѣщалъ ему отъ плода чреслъ его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престолѣ его (2 Цар. 7, 12. Псал. 131, 11). Онъ провидя сказалъ о воскресеніи Христа, что не оставлена душа Его во адѣ, и плоть Его не видѣла тлѣнія (Дѣян. II, 29-31). Къ Мессіи, а не къ Давиду св. апостолъ Павелъ въ свою очередь прилагаетъ стихъ: Давидъ, говоритъ онъ, въ свое время послуживъ изволенію Божію, почилъ и приложился къ отцамъ своимъ, и увидѣлъ тлѣніе. А Тотъ, Котораго Богъ воскресилъ, не увидѣлъ тлѣнія (Дѣян. ХIII, 36). Самъ Іисусъ Христосъ напоминаетъ эти стихи и выражаетъ въ молитвѣ увѣренность въ своемъ воскресеніи, когда Онъ восклицаетъ: Я прославилъ Тебя на землѣ, совершилъ дѣло, которое Ты поручилъ Мнѣ исполнить. И нынѣ прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имѣлъ у Тебя прежде бытія міра (Іоан. XVII, 4-5). Стихъ 11-й: Ты укажешь Мнѣ путь жизни, полнота радостей предъ лицемъ Твоимъ, блаженство въ десницѣ Твоей во вѣкъ. Слово жизнь употребляется часто въ Библіи, чтобы выразить радость: такова дѣйствительно жизнь въ Богѣ. Жизнь въ единеніи съ Богомъ – это, по словамъ Апокалипсиса, наслаждаться полнотою радостей (Ап. XX, 6). Сблизивъ этотъ стихъ съ стихами, которые предшествуютъ ему, легко видѣть, что эти слова: Ты укажешь Мнѣ путь жизни, относятся къ вознесенію. Мессія говорить Своему Отцу: Ты вознесешь Меня въ Свое лоно, средоточіе блаженной жизни. Христосъ, соединенный съ Своимъ Отцемъ, не есть ли Самъ жизнь? Я есмь жизнь, говоритъ Онъ въ своемъ Евангеліи: Я есмь путь, истина и жизнь (Іоан. XIV, 6). Изъ лона этой жизни, говоритъ намъ апостолъ Павелъ, Онъ непрестанно ходатайствуетъ за насъ (Евр. X, 20).

Полнота радостей предъ лицемъ Твоимъ, блаженство въ десницѣ Твоей во вѣкъ. Здѣсь рѣчь идетъ о небѣ. Эта полнота радости описана Христомъ въ Евангеліи св. Матѳея (гл. V). Тамъ «тѣ, которые алкаютъ и жаждутъ будутъ насыщены»; тамъ «сердца чистыя узрятъ Бога»; тамъ Отецъ небесный скажетъ избраннымъ: радуйтесь и веселитесь. Послѣднее слово во вѣки напоминаетъ также это слово Христа въ Апокалипсисѣ: и живый, и былъ мертвъ, и се, живъ во вѣки вѣковъ, аминь (I, 18).

Пророческій смыслъ псалма XV особенно уясняется сближеніемъ Евангелія съ пѣснію псалмопѣвца. Псаломъ даетъ пророчество, а Евангеліе разсказываетъ его исполненіе.

Столь же обильно Господь сообщилъ свои откровенія о лицѣ и служеніи Мессіи другому великому пророку – Исаіи. Въ LIII главѣ своей книги пророкъ говоритъ о Мессіи подъ образомъ Раба Господа, Который путемъ глубочайшаго уничиженія, тягчайшими страданіями и смертію имѣетъ искупить человѣческій родъ отъ грѣховъ и наказаній за оные и за этотъ подвигъ будетъ увѣнчанъ славою и господствомъ надъ народами. Гдѣ и какъ онъ видѣлъ этого страждущаго Раба? Въ пророческомъ видѣніи Христосъ явился ему израненный, покрытый язвами, въ состояніи, однимъ словомъ, до котораго іудеи должны довести Его семьсотъ лѣтъ послѣ. Житія святыхъ показываютъ намъ, что Искупитель много разъ являлся святымъ новаго завѣта такимъ, какимъ Онъ выведенъ былъ предъ Пилатомъ, въ день Своихъ страданій, когда послѣдній громко сказалъ толпѣ, чтобы тронуть и обезоружить ее: «се, человѣкъ!». Послѣ страданій и осужденій Онъ подвергся смерти, Онъ, родъ Котораго, происхожденіе неисповѣдимы ни для кого, ибо Онъ предвѣчно и непостижимо рожденъ отъ Бога Отца и въ опредѣленное время долженъ былъ воспріять тѣло человѣческое и пострадать для спасенія людей. Чтобы закончить рядъ бѣдствій и уничиженій, которыя долженъ былъ претерпѣть Рабъ Господень, пророкъ упоминаетъ о намѣреніи враговъ Его предать погребенію между злодѣями, но вопреки ихъ желанію Онъ найдетъ Себѣ гробь у богатаго. Ему назначили, говоритъ онъ, гробъ съ злодѣями, но Онъ погребенъ у богатаго: потому что Онъ не сдѣлалъ грѣха, и не было лжи въ устахъ Его (ст. 9). Кто не признаетъ въ этихъ чертахъ Іосифа Аримаѳейскаго, мужа добраго и правдиваго, полагающаго тѣло Господа въ новомъ гробѣ? Соотвѣтствіе Евангелія съ пророчествомъ ясно. Къ этому Исаія прибавляетъ въ другомъ пророчествѣ, что мѣсто Его упокоенія будетъ предметомъ чествованія: и покой, Его будетъ слава (XI, 11). Этотъ гробь былъ прославленъ болѣе, чѣмъ какой-либо другой, и всякимъ образомъ: чудесами, явленіями, ангеловъ, которыя происходили тамъ съ самого начала, святилищемъ, которое св. царица Елена велѣла построить здѣсь на счетъ государства и которое соединяетъ въ своей окружности мѣсто, гдѣ Спаситель былъ распятъ, и мѣсто, гдѣ Онъ воскресъ, особенно уваженіемъ, которымъ это мѣсто не перестаетъ пользоваться съ первыхъ вѣковъ со стороны всѣхъ вѣрующихъ.

Исаія видѣлъ уничиженіе, страданія и мѣсто погребенія Раба Господня; Онъ же возвѣщаетъ намъ о славныхъ послѣдствіяхъ Его смерти. Господу угодно было поразить Его, и Онъ предалъ Его мученію; когда же душа Его принесетъ жертву умилостивленія, Онъ узритъ потомство долговѣчное, и воля Господня благоуспѣшно будетъ исполняться рукою... Чрезъ познаніе Его Онъ, Праведникъ, Рабъ Мой, оправдаетъ многихъ, и грѣхи ихъ на себѣ понесетъ.... Посему Я дамъ Ему часть между великими и сильными будетъ дѣлить добычу... (LIII, 10-12). Хотя Рабъ Іеговы преданъ быль жесточайшимъ мученіямъ и смерти, но жизнь Его не можетъ быть разрушена; Онъ оживетъ, воскреснетъ. Св. Церковь, какъ многоплодная супруга, дастъ потомство Іисусу во время долгихъ дней, т. е. до конца вѣковъ. Воля Божія, которая исполнится Его рукою точно потому, что Онъ страдалъ, это, какъ текстъ говоритъ, прощеніе грѣховъ, заслуженное для всѣхъ виновныхъ, просвѣщеніе невѣдущихъ истины и распространеніе истиннаго Богопознанія между всѣми народами. Наконецъ Самъ Богъ возвѣщаетъ, что Онъ превознесетъ Мессію выше многихъ и сильныхъ, такъ что сильныхъ Онъ раздѣлитъ какъ свою добычу, т. е. будетъ обладать ими, какъ добычею. Онъ получитъ господство надъ ними, сдѣлаегь ихъ членами своего духовнаго царства, или церкви. Въ отношеніи къ тѣмъ, которые примутъ Раба Господа, какъ Искупителя, пострадавшаго за людей грѣшныхъ и виновныхъ, плодами Его искупительныхъ страданій будетъ то, что Онъ многихъ оправдаетъ, грѣхи ихъ понесетъ и будетъ ходатайствовать за преступниковъ. Такимъ образомъ исполнилось слово Спасителя, говорящаго о своей близкой смерти: если пшеничное зерно, падши въ землю, не умретъ, то принесетъ много плода (Іоан. XII, 24).

Итакъ разсмотрѣнное нами пророчество Исаіи въ точности исполнилось на Іисусѣ Христѣ: распятый среди двухъ разбойниковъ, Онъ погребенъ былъ въ новомъ гробѣ, принадлежавшемъ Іосифу Аримоѳейскому. Въ третій день воскресъ изъ мертвыхъ, являлся ученикамъ въ продолженіи 40 дней, вознесся на небо, и теперь болѣе не умираетъ, смерть Имъ ктому не обладаетъ (Рим. VІ, 9). Въ десятый день по вознесеніи па небо Онъ ниспослалъ Св. Духа на учениковъ, и они, прошедши вселенную, всюду проповѣдали и утвердили Его ученіе; цари и вельможи приняли ихъ проповѣдь, и исповѣдали Іисуса Христа Мессіею, и всѣ вѣрующіе въ него получаютъ оправданіе и отпущеніе грѣховъ.

Но Христосъ, Сынъ Божій былъ предвозвѣщенъ не только словами пророковъ, но и жизнію ихъ, а также жизнію лучшей части народа Божія. Народъ Божій, въ лицѣ достойнѣйшихъ своихъ членахъ, св. патріарховъ, пророковъ, преслѣдуемыхъ праведныхъ и вѣрныхъ Іудеевъ, справедливо служитъ предметомъ удивленія. Онъ былъ, среди язычниковъ, чудомъ по своему ученію и своимъ добродѣтелямъ. Эта часть народа Божія была образомъ, или тѣнью Христа въ Его земной жизни.

Слѣдующая молитва, которую пророкъ Осія влагаетъ въ уста вѣрующихъ своего времени, выражаетъ надежды, какія праведные изъ Израильтянъ питали въ сердцѣ своемъ въ отношеніи къ будущему Мессіи: не служитъ ли она также выраженіемъ довѣрія христіанъ среди скорбей ихъ жизни? Пойдемъ, и возвратимся къ Господу! Ибо Онъ уязвилъ, и Онъ исцѣлитъ насъ, поразилъ, и перевяжетъ наши раны. Оживитъ насъ чрезъ два дня, въ третій день возставитъ насъ, и мы будемъ жить предъ лицемъ Его. Познаемъ, будемъ стремиться познать Господа, какъ утренняя заря – явленіе Его, и Онъ пріидетъ къ намъ какъ дождь, какъ поздній дождь ороситъ землю (Ос. VI, 1-3). Эти послѣднія слова, эти образы плодотворнаго дождя и росы, употребляются другими пророками: они означаютъ времена возстановленія, которыя слѣдовали за плѣномъ, и прообразовательно возстановленія мессіанской эпохи. Многіе видѣли пророчество о воскресеніи Христа въ слѣдующихъ словахъ Осіи: Онъ оживитъ насъ чрезъ два дня, въ третій день возставитъ насъ (воскреситъ). Толкователи подтверждаютъ многочисленныя отношенія между возстановленіемъ іудейскаго народа и воскресеніемъ Іисуса Христа. Выраженіе: послѣ дней часто употребляется въ Свящ. Писаніи, чтобы сблизить два событія, не опредѣляя точно промежутокъ, который раздѣляетъ ихъ. Священные писатели хотятъ такимъ образомъ этимъ выраженіемъ возбудить мысль объ увѣренности въ чемъ-либо, а не опредѣлить продолжительности времени.

Наказаніе плѣномъ представляется въ Библіи какъ смертный приговоръ, освобожденіе послѣ 70 лѣтъ было воскресеніемъ послѣ промежутка относительно короткаго. Предсказать іудейскому народу, какъ дѣло несомнѣнное, его возвращеніе изъ плѣна, это чудо. Полнота образовъ соотвѣтствуетъ восторженному состоянію пророка, возвѣщающаго такое чудо. Осія прежде всего говоритъ объ освобожденіи Израиля; но возвращеніе плѣнныхъ не было ли образомъ искупленія человѣчества? А Христосъ есть глава искупленнаго міра; можно, слѣдовательно, съ отцами Церкви видѣть предсказанное Осіею освобожденіе Христа отъ плѣна гроба. Ихъ широкое толкованіе не ограничивало Христомъ прообразовательныя слова Осіи; въ ихъ глазахъ эти слова суть также пророчество о несомнѣнномъ освобожденіи всѣхъ тѣхъ, которые признаютъ Христа своимъ главою, и о воскресеніи ихъ въ послѣдній день. Замѣтимъ, наконецъ, что «третій день» означаютъ обыкновенно въ Писаніи день замѣчательный изъ всѣхъ. Спаситель хотѣлъ освятить это пророческое число, столь знаменательное въ ветхомъ завѣтѣ чудомъ своего собственнаго воскресенія. Можно также ссылаться не только на книгу Іоны, но еще на книгу пророка Осіи, чтобы изъяснить текстъ апостола Павла: Христосъ погребенъ былъ и воскресъ въ третій день по писаніемъ (1 Кор. XV, 4).

Пребываніе Іисуса Христа во гробѣ и Его воскресеніе еще яснѣе предъизображено было исторіею пророка Іоны. Нельзя сомнѣваться, что исторія Іоны представляетъ образъ погребенія и воскресенія Спасителя. Самъ Господь объ этомъ сказалъ: какъ Іона былъ во чревѣ кита три дня и три ночи; такъ и Сынъ человѣческій будетъ въ сердцѣ земли три дня и три ночи (Мѳ. XII, 40).

Подъ образомъ этого пророка всегда первые христіане любили представлять Его, какъ побѣдителя смерти. Слова Іисуса Христа ясно показываютъ отношеніе Іоны ко Христу. Прообразъ и образъ столь удивительны и, замѣчаютъ между тѣмъ, и другимъ такое соотвѣтствіе, что было бы неразумно видѣть здѣсь только случайность. Предавши себя на смерть, чтобы спасти своихъ братьевъ и проведши три дня въ нѣдрахъ земли «сердцѣ земли», какъ Іона во чревѣ морскаго чудовища, Спаситель явился, какъ прорркъ, полный жизни, въ новую среду, свободный отъ всякаго волненія и всякой опасности; потомъ какъ пророкъ еще, какъ этотъ единственный пророкъ, посланный къ язычникамъ, Онъ проповѣдывалъ покаяніе невѣрнымъ и обратилъ своимъ словомъ не только языческій городъ, но цѣлый языческій міръ, котораго Ниневія была образомъ. И вотъ здѣсь больше Іоны (Mѳ. XII, 41).

«Несвойственно, скажемъ словами одного толкователя, пророку Іонѣ, который былъ только прообразъ, имѣть всѣ черты истины. Но почти не было ничего, что походило бы лучше на смерть и гробь, какъ чрево этой рыбы, ничего, что представляло бы нагляднѣе истинное и совершенное воскресеніе, какъ освобожденіе Іоны. Итакъ воздадимъ славу и благодареніе Тому, Кто не оставилъ никакой черты, ни одной іоты у пророковъ, а равно въ законѣ, которыхъ бы Онъ не исполнилъ» (Bossuet, megil sur Evangil.).

 

В. З.

 

«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1897. № 15. Ч. Неофф. С. 274-283.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: