Василій Ивановичъ Залуцкій – Въ чемъ должна состоять, по указанію апостола Іуды, дѣятельность пастырей въ виду появленія лжеучителей.

Посланіе апостола Іуды не назначается для какой-либо частной церкви, но вообще для всѣхъ вѣрующихъ, которые призваны и освящены Богомъ Отцомъ и Сохранены Іисусомъ Храстомъ. Оно вызвано было необходимостью разоблачить и поразить извѣстныхъ лжеучителей, которые искажали евангельское ученіе, вносили смуту въ Церковь и соблазняли вѣрующихъ своими развращенными нравами. Св. апостолъ имѣлъ въ виду главнымъ образомъ послѣдователей Симона, Николая и другихъ еретиковъ того времени, которые извѣстны въ исторіи подъ именемъ гностиковъ и которыхъ нелѣпыя мнѣнія и постыдныя дѣла описаны св. Епифаніемъ, св. Иринеемъ и другими древними отцами. Эти еретики учили, что одна вѣра достаточна безъ добрыхъ дѣлъ и вводили въ Церковь распущенность, которую св. апостолы обличали въ своихъ посланіяхъ.

Посланіе апостола Іуды представляетъ непрерывное обличеніе необузданнаго своеволія этихъ еретиковъ, смѣло распространявшихъ свое лжеученіе. Нельзя говорить съ большею силою противъ враговъ столь опасныхъ, какъ это дѣлаетъ св. апостолъ въ своемъ посланія. «Мое чрезвычайное усердіе къ вашимъ интересамъ, говоритъ онъ, обращаясь къ вѣрующимъ, побуждало меня писать вамъ о значеніи дѣла вашего спасенія, которое есть общее достояніе всѣхъ людей, но теперь, когда я извѣщенъ объ опасностяхъ угрожающихъ вамъ, – это для меня необходимость убѣждать васъ посланіемъ мужественно бороться съ врагами нашего спасенія. Ваша вѣра подверглась жестокому нападенію, и я долженъ предупредить васъ противъ коварства ложныхъ учителей, которые искажаютъ ее и которые ничего не щадятъ, чтобы похитить ее у васъ, дабы вы сохранили ее безъ измѣненія, такою, какъ вы приняли ее отъ апостоловъ, которые были первыми провозвѣстниками ея. Эта вѣра неизмѣнна. Не должно ожидать, что Богъ измѣнитъ ученіе, которое онъ однажды открылъ намъ. Только еретики усиливаются ослабить и извратить ее». Послѣ этого вступленія, апостолъ въ первой части своего посланія (5-16) представляетъ живое изображеніе распущенности лжеучителей; предостерегаетъ вѣрующихъ беречься этихъ обольстителей, подобныхъ по своимъ омерзительнымъ дѣламъ содомлянамъ; онъ сравниваетъ ихъ съ Каиномъ, Валаамомъ, Кореемъ; потому что они были снѣдаемы завистію, какъ первый, были жадны, какъ второй и были непокорны поставленнымъ пастырямъ, какъ третій; онъ угрожаетъ этимъ обманщикамъ наказаніемъ, какое предсказалъ нечестивымъ праведный Енохъ. Во второй части посланія (17-25) сего апостолъ увѣщеваетъ вѣрующихъ пребывать твердыми въ вѣрѣ, какую они приняли отъ апостоловъ, быть прилежными въ молитвѣ, пребывать въ любви, ожидать милосердія Господа нашего Іисуса Христа и жизни вѣчной, которую Онъ обѣщалъ намъ; умоляетъ ихъ не пренебрегать спасеніемъ своихъ братьевъ, стараться возвращать на путь тѣхъ, которые удалились отъ него.

Посланіе Іуды, по замѣчанію Оригена, содержитъ не много строкъ, но онѣ исполнены силы и благодати Божіей. По примѣру св. апостола Іуды, дѣятельность пастырей Церкви должна состоять въ томъ, чтобы, во 1-хъ, при появленіи лжеучителей говорить и писать въ защиту религіи; 2-хъ, открыто изобличать ихъ, и 3-хъ, просвѣщать своихъ пасомыхъ истинамъ противоположнымъ заблужденіямъ времени.

Истиный Пастырь всегда чувствуетъ потребность наставлять своихъ пасомыхъ, но особенно въ такое вреея, когда ересь, нечестію и распутство возстаютъ противъ ученія Іисуса Христа и нападаютѣ на него, тогда онъ, какъ блюститель вѣры, долженъ мужественно вобружиться, чтобы защищать ее. Онъ долженъ сохранять неизменно истины вѣры, ибо то, чему св. апостолы учили происходитъ отъ Самого Бога и неизмѣнно, какъ Онъ не можетъ измѣняться. Являясь представителями апостоловъ на землѣ, пастыри должны обличать заблужденіе или порокъ, которые оскорбляютъ величіе Божіе. Горе имъ, если они бываютъ спокойными зрителями Его поруганія! Своимъ молчаніемъ и равнодушіемъ они соглашаются какъ бы на преступленіе тѣхъ, которые распяли Іисуса Христа, и они подвергаютъ опасности пасомыхъ, которые довѣрены имъ. Отсюда распущенность нравовъ, отсюда эта безпорядочность, которая овлядѣваетъ всѣми возрастами и состояніями. Кромѣ того, равнодушное отношеніе ко врагамъ вѣры вредить собственному спасенію пастыря. Пастырь, которому плотская мудрость заграждаетъ уста, измѣняетъ своему долгу, и какъ бы правильною ни казалась его жизнь, онъ имѣетъ только наружность благочестія, но не имѣетъ его сущности. Люди могутъ хвалить его, но Богъ его осуждаетъ; его участь будетъ участію безполезныхъ рабовъ. Напротивъ, если пастыри заботятся о просвѣщеніи своихъ пасомыхъ, тогда пороки дѣлаются рѣже; благочестіе распространяется между вѣрующими, всѣ обряды религіи исполняются, Слово Божіе выслуживается съ назиданіемъ; и упорные грѣшники возбуждаютъ только сожалѣніе.

Долгъ пастыря заботиться о томъ, чтобы обнаруживать заблужленіе и все то, что препятствуетъ успѣхамъ Евангелія. Онъ открыто изобличаетъ этихъ безумныхъ людей, которые порицаютъ то, чего они не знаютъ, которые легкомысленно разсуждаютъ о святыхъ таинствахъ и не замѣчаютъ, что источникъ заблужденія состоитъ въ развращеніи сердца. Чѣмъ болѣе умножаются этого рода люди, тѣмъ болѣе пастыря должны указывать опасный ядъ ихъ заблужденій. Эти люди колеблютъ и увлекаютъ другихъ, злоупотреблаютъ даромъ Божіимъ, чтобы ослабить истины спасенія, дать пороку видъ невинности, оправдать страсти и объявить неисполнимыми самыя сушественныя обязанности христіанина. Это враги Іисуса Христа и Его ученія; это люди, которые утверждаютъ развращенныя правила міра, осуждаемыя Евангеліемъ. Вотъ личности, которыхъ ревностный пастырь долженъ обнаружить и указать. Затѣмъ, онъ старается внушить страхъ къ нимъ, открыть коварство демона, дышащаго здобою, чтобы погубить чрезъ своихъ сообщниковъ тѣхъ, которыхъ Іисусъ Христосъ пришелъ спасти. Онъ изображаетъ діавола, какъ льва рыкающаго, который старается поглотить ихъ и не упускаетъ никакого случая поставить имъ сѣти, часто незамѣтныя, но всегда опасныя. Онъ заставляетъ ихъ спросить себя: отъ кого ведетъ начало ихъ право, которое они присвоиваютъ себѣ? Богъ ли огкрылъ этимъ лжеучителямъ свои повелѣнія? Надѣлила ли ихъ своею властію св. Церковь? Нѣтъ, они сами прасвоили себѣ эту власть, и свои умишленія выдаютъ за истину. Чтобы внушать пасомымъ осторожность къ такимъ противникамъ религіи, Апостолъ показываетъ имъ поведеніе этихъ распутныхъ людей, которые потворствуютъ страстамъ; Онъ показываетъ, что поведеніе ихъ есть послѣдствіе ихъ ученія, и что, зная только личный интересъ; неудивительно, что они приносятъ ему въ жертву религію, которая обуздываетъ дурныя склонности, упорядочиваетъ желанія, очищаетъ чувство.

Наконецъ ревностный пастырь старается внушить своимъ пасомымъ избѣгать общества нечестивыхъ, какъ единственнаго средства избѣжать ихъ сѣтей. Богъ, говоритъ пророкъ, поставилъ его стражемъ для дома Израиля: если онъ, замѣтивъ издали врага, увѣдомитъ народъ принять осторожность и приготовиться къ защитѣ, то избавить свою душу. Тотъ, кто будетъ убитъ или раненъ, можетъ только себѣ вмѣнить свою вину; но если стражъ уснетъ, тогда онъ достоинъ смерти, и Богъ отмститъ на немъ потерю несчастнаго, который погибъ (Іезек. III, 17-18). Обязанность пастыря состоитъ въ томъ, чтобы предупреждать души, которыя довѣрены ему, противъ нападенія заблужденія и нечестія и побудать ихъ избѣгать этихъ лжецовъ, которые внушаютъ людямъ свои заблужденія и увлекаютъ ихъ съ собою въ общую бездну.

Долгъ пастыря просвѣщать своихъ пасомыхъ, научая ихъ истинамъ, противоположнымъ заблужденію извѣстнаго времени, и основывать свои наставленія на священномъ писаніи и преданіи. Служители религіи суть блюстители истины и ученія Іисуса Христа; существенная ихъ обязанность учить вѣрующихъ пути спасенія и отвращать ихъ отъ пути погибели. Она должны научать ихъ не только обязанностямъ, связаннымъ съ святостію ихъ призванія ко Христу, но еще совершенству жизни христіанской. Они не должны переставать внушать имъ, что страхъ Божій есть единственная мудрость человѣка, что имѣть только разумъ, благоразуміе для земныхъ вещей, чтобы доставить себѣ на землѣ пріятную и удобвую жизнь, не занимаясь никогда вѣчностію, – это благоразуміе безумныхъ и грубѣйшая изъ всѣхъ ошибокъ. Вмѣстѣ съ этимъ, пастыри должны стараться увеличить любовь пасомыхъ къ св. Церкви, которую Іисусъ Христосъ основалъ и которой Онъ будетъ покровительствовать всегда: они должны повторять имъ постоянно, что Божественный Искупитель образовалъ новый народъ, что Онъ пріобрѣлъ его Своею кровію, что этотъ избранный народъ есть его Церковь, что Онъ далъ ему виднмыхъ руководителей, которые ведутъ его ко спасенію и что Онъ никогда не оставатъ его, слѣдуя этому обѣтованію: се Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка (Мѳ. XXVIII, 20). Тѣ, которые возстаютъ противъ Церкви, будутъ посрамлены, потому что даже двери ада не могутъ одолѣть Церкви, которую Іисусъ Христосъ поставилъ столпомъ и утвержденіемъ истины и среди которой Онъ будетъ обитать до окончанія вѣка. Пастыри должны внушать вѣрующамъ совершенное подчиненіе всему тому, что св. Церковъ рѣшаетъ и что повелѣваетъ, потому что руководимая Св. Духомъ она не можетъ обмануться; потому что она говоритъ, изъясняетъ писанія, обличаетъ заблужденія устами пастырей; потому что ея судомъ оканчиваются всѣ религіозные споры. Если и Церкви не послушаетъ, сказалъ Іисусъ Христосъ: то да будетъ онъ тебѣ, какъ язычникъ и мытарь (Мѳ. XVIII, 17). Внушая пасомымъ глубокое уваженіе къ св. Церкви, пастырь старается подобное чувство возбудить и къ тѣмъ, которые управляютъ ею во имя Спасителя, къ епископамъ, которые замѣняютъ апостоловъ, и которымъ Іисусъ Христосъ сказалъ: научите вся языки; наконецъ ко всѣмъ служителямъ алтаря, которые трудатся подъ управленіемъ высшихъ пастырей.

Итакъ долгъ пастырей мужественно защищать св. Церковь противъ еретиковъ и вольнодумцевъ, которые нападаютъ на нее и искажаютъ ея ученіе. Они открыто обличаютъ ихъ и стараются направить ихъ на истивный путь; вмѣстѣ съ этимъ они заботятся о просвѣщеніи свѣтомъ истиннаго ученія своихъ пасомыхъ и внушаютъ имъ совершенную покорность, какой требуетъ Іисусъ Христосъ, къ св. Церкви.

 

В. З.

«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1889. № 42. Ч. Неофф.С. 767-773.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: