Воспитаніе и служеніе пророка Самуила.
Для просмотра изображения кликните по нему.
Молитвою матери испрошенный у Бога, Самуилъ съ трехлѣтняго возраста посвящается Богу и при скиніи воспитывается и приготовляется къ великому своему служенію. Не видно, чтобы для дѣтей обѣта родительскаго существовало въ это время при скиніи какое-либо нарочитое училище съ курсомъ предметовъ и наукъ. Молитва усиленная, благоговѣйное вниманіе къ различнаго рода жертвоприношеніямъ, изученіе закона Моѵсеева, благочестивое размышленіе о дѣлахъ Божіихъ и судьбахъ народа Божія, – вотъ образовательный курсъ для юношества, живущаго при скиніи. Юная душа дѣтская въ священной оградѣ скиніи, вдали отъ суеты и развлеченій мірскихъ, съ добрымя задатками природными, пропитывалась съ раннихъ лѣтъ религіознымъ расположеніемъ и настроеніемъ. Служеніе, свойственное возрасту, при скиніи, какое давалось дѣтямъ обѣта по усмотрѣнію первосвященника, еще болѣе возвышало душу дѣтскую и держало на извѣстной высотѣ созерцанія.
Самуилъ отрокъ уже блюдетъ въ скиніи за священнымъ огнемъ, чтобы не угасалъ ни днемъ, ни ночью; и это служеніе, возбуждающее и поддерживающее бодренность духа, въ особомъ бѣломъ одѣяніи удлиненномъ, по подобію ефуда священническаго, пріучало его постепенно смотрѣть на свое назначеніе и служеніе съ благоговѣніемъ. Сонъ невольный смежаетъ глаза отрока; Самуилъ засыпаетъ въ скиніи; но довольно одного шороха, одного тихаго голоса, чтобы онъ проснулся и былъ готовъ къ исполненію приказаній первосвященника. Среди этого сна гласъ Господень зоветъ Самуила трижды, и каждый разъ онъ встаетъ и идетъ къ Илію, думая, что тотъ зоветъ его. Илій понимаетъ, откуда идетъ этотъ зовущій голосъ, и научаетъ Самуила благоговѣйному вниманію откровенію Божію. Печально для Илія съ семействомъ было это откровеніе Божіе; но для самого Самуила, вѣроятно по объясненію того же первосвященника, оно было призваніемъ къ великому служенію въ качествѣ пророка и судіи народа израильскаго.
Послѣ Іисуса Навина духовная религіозная жизнь народа Божія находилась подъ блюденіемъ и управленіемъ первосвященника и старцевъ народа. Судіи только чрезвычайные дѣятели, посылаемые Богомъ бѣдствующему народу, и притомъ въ области внѣшней, государственной, какъ водители, спасающіе народъ отъ чужеземнаго ига. Въ лицѣ Илія первосвященническая власть соединена съ властію судіи. Не особенно сильно нравственное вліяніе первосвященниковъ Еврейскихъ на народъ въ періодъ судей израильскихъ, когда народъ такъ легкомысленно и скоро оставляетъ Бога Избавителя, чтобы служить Баалу и Астартѣ, богамъ языческимъ. Примѣръ дѣтей Илія, поведеніемъ своимъ оскорблявшихъ народное чувство, и невнимательность самого Илія къ своему служенію, показываютъ, что и въ это время поддержки религіозному чувству народа въ средѣ священнической ждать было невозможно. Съ растлѣніемъ духа народнаго ослабъ и унизился и нравственный характеръ ихъ вождей и пастырей.
Особымъ путемъ воспитываетъ и ведетъ Господь новую нравственную силу къ народу въ лицѣ Самуила. Послѣ Божественнаго откровенія ему о судьбѣ дома Илія, Самуилъ дѣлается извѣстенъ народу, какъ провозвѣстникъ воли Божіей, какъ сосудъ благодати Божіей. Когда, съ плѣненіемъ Филистимлянами ковчега завѣта, погибли дѣти Илія и самъ онъ, Самуилъ остается единственнымъ истолкователемъ суда Божія и нравственнымъ вождемъ народа. Урокъ народу данъ слишкомъ вразумительный. Самуилъ старается поднять духъ народа частыми бесѣдами съ нимъ о Богѣ истинномъ, напоминаніемъ не только благодѣяній Божіихъ, но и самыхъ мѣстъ, въ которыхъ оныя были оказаны. Онъ самъ приноситъ жертвы, къ которымъ приглашаетъ и народъ изъ различныхъ мѣстъ въ мѣста болѣе памятныя милостію Божіею. Искреннее благожеланіе, нелицемѣрная и горячая любовь ко всѣмъ безъ различія, готовность служить и помогать каждому нуждающемуся въ немъ, производятъ на народъ громадное нравственное вліяніе. Идолы брошены, забыты и разбиты. На жертвенникахъ курится ѳиміамъ и приносится жертва только Богу Израильскому. Довольно одного слова Самуила, чтобы всѣ колѣна встали предъ Іеговою, какъ одинъ человѣкъ, и готовы были дѣлать, что укажетъ пророкъ Божій. Такого почтенія и послушанія въ народѣ своимъ вождямъ давно не видано въ народѣ израильскомъ. Саулъ – царь народа, и однакоже долженъ быть въ послушаніи пророку, и теряетъ власть именно за непослушаніе, за то, что проявляетъ желаніе поступать по своему личному усмотрѣніго.
Со времени Самуила дѣлаются извѣстивши въ исторіи народа Божія ученики пророческіе, которые въ царствованіе Давида и послѣ него являются благодѣтельно дѣйствующими на народъ израильскій. Такъ же воспитываемые, какъ и самъ Самуилъ, эти юноши, обращаясь постоянно съ пророкомъ, отъ него поучались и просвѣщались, и получали даръ пророческій. Выходя изъ такой строго нравственной школы, ученики пророческіе не могли входить въ сдѣлку и потакать духу времени и сильнымъ міра, но правдивы и неподкупны были всегда. На нихъ посему справедливо могъ надѣяться Самуплъ, какъ на нравственную силу народа.
Подъ старость Самуилъ долженъ былъ раздѣлить бремя правленія съ дѣтьми своими, которые не походили на отца своего. Народъ потребовалъ дать ему царя, и съ не удовольствіемъ Самуилъ помазываетъ на царство Саула. При всемъ народѣ сдавая царю свою власть, Самуилъ даетъ торжественно отчетъ въ своемъ правленіи судіи, и никто не заявляетъ никакой обиды, несправедливости, неудовольствія.
Помоги Богъ всякому, имѣющему власть, такъ честно и свято вести свое общественное служеніе, какъ Самуилъ. Но подготовка къ сему въ воспитаніи нашемъ должна быть такова же, какъ и у Самуила.
«Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1872. № 32. С. 249-250.
⸭ ⸭ ⸭
Тропарь, гласъ 4-й:
Отъ непло́ды прозя́блъ еси́, пра́вды плодъ,/ предпоказу́я гряду́щее благодѣя́ніе намъ, Самуи́ле боже́ственне./ Тѣ́мже измла́да Го́споду священнодѣ́йствовавъ,/ пома́залъ еси́, я́ко проро́къ, царе́й боже́ственнымъ мv́ромъ.// И ны́нѣ тя́ благохва́лящихъ, блаже́нне, помина́й.
Кондакъ, гласъ 8-й:
Я́ко сынъ богоиспроше́нъ, даръ Бо́гу прине́слся еси́,/ проро́чески измла́да сподо́бивыйся открове́нія лу́чшаго./ Сего́ ра́ди Го́споду я́же въ зако́нѣ плоды́ прине́слъ еси́,// Самуи́ле, просла́вивыйся, я́ко та́инникъ Бо́жія благода́ти.