Владимірская чудотворная икона Пресвятыя Богородицы.

«Не умолчимъ никогда Богородице, силы Твоя глаголати недостойны. Аще бо Ты не бы предстояла молящи: кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ, кто же бы сохранилъ донынѣ свободны».

Преблагословенная Богородица, согласно обѣщанію Своему и по успеніи не оставлять вѣрующихъ всесильнымъ покровительствомъ, присно ходатайствуетъ за насъ предъ Всевышнимъ Сыномъ и Богомъ Своимъ, предстоя одесную Его престола. Невидимое заступленіе Матери Божіей предъ милосердымъ Господомъ благотворно и многообразно выражается на землѣ. Обозрѣвая умомъ минувшія судьбы Христовой церкви, мы можемъ еще въ древнихъ писаніяхъ мужей достовѣрныхъ находить безчисленное множество доказательствъ Ея благости и любви къ роду человѣческому. Всѣ разнообразныя благодѣянія Ея нѣтъ возможности изобразить; изъ нихъ лишь небольшая часть занесена на страницы лѣтописей христіанской церкви. За этотъ благодатный покровъ Богоматери отвсюду во вселенской церкви Христовой слышатся Ей благодарственныя и хвалебныя пѣснопѣнія, въ которыхъ Она достойно ублажается, какъ честнѣйшая херувимовъ и славнѣйшая серафимовъ, какъ Царица, Владычица и Ходатаица міра, взбранная Воевода, Радость скорбящихъ. Заступница обидимыхъ – и тому подобными наименованіями.

Очевидное и всесильное заступленіе небесной Ходатаицы рода христіанскаго издревле и многократно обнаруживалось въ нашемъ православномъ отечествѣ. Уже самое обиліе честныхъ иконъ Богоматери, которыя получили особыя названія отъ различныхъ городовъ и мѣстечекъ Россіи, или по поводу какихъ-либо общественныхъ и частныхъ событій, достаточно свидѣтельствуетъ, что наше отечество находится подъ особеннымъ покровительствомъ Божіей Матери, есть мѣсто избранное Его изъ всѣхъ странъ для благодатнаго Своего пребыванія на землѣ. Память многихъ чудесныхъ Ея заступленій въ обширной Россіи, свято сохраняющаяся въ нашихъ лѣтописяхъ, увѣковѣчена построеніемъ посвященныхъ Ея имени святыхъ храмовъ и обителей и учрежденіемъ особенныхъ церковныхъ праздниковъ. Въ общемъ кругозорѣ обнаруженій чудеснаго промышленія Богоматери о нашемъ отечествѣ не можемъ не усмотрѣть, что православная Россія пріосѣнена чуднымъ покровомъ особенно т. н. Владимірской иконы Божіей Матери, которая поэтому имѣетъ у насъ великую честь и славу. Въ своемъ собесѣдованіи отчасти лишь касаясь первоначальной исторіи этой чудотворной иконы, мы постараемся прослѣдить особенно тѣ чудесныя проявленія Ея благости къ Россіи, по поводу которыхъ наша св. Церковь учредила особенныя въ честь Ея празднества, ежегодно совершаемыя трижды: 21-го мая, 28-го іюня и 26-го дня августа.

1. Исторія и названіе Владимірской иконы Божіей Матери. Чудотворная эта икона, по общему вѣрованію нашихъ предковъ, основанному на церковномъ преданіи[1], написана еще при жизни Богоматери св. евангелистомъ Лукою на доскѣ отъ того стола, за которымъ трапезовалъ Іисусъ Христосъ съ Матерію Своею и Іосифомъ въ Назаретѣ. Удовлетворяя благочестивому желанію вѣрующихъ видѣть ликъ Богородицы и по отшествіи Ея отъ земной жизни, искусный въ живописи апостолъ съ благоговѣніемъ изобразилъ чудный Ея ликъ. Когда же св. Лука представилъ образъ самой Приснодѣвѣ, Она изрекла: «благодать Родившагося отъ Меня и Моя да будетъ съ нимъ!». О самомъ письмѣ этой иконы сказано въ Степенной книгѣ: «апостолъ Лука изящне видѣніе Богоматери и прочая подобія начерта: во образъ возраста среднія мѣры, святое же и благодатное лице Ея мало окружія, продолжающійся носъ доброгласнѣ лежащь на десно приблизь пречестнаго лица предвѣчнаго Ея Младенца; персты же богопріемныхъ рукъ Ея тонкостію истончени». Этотъ образъ Божіей Матери имѣетъ въ вышину 1 аршинъ и 7 вершковъ, въ ширину же 15 2/8 вершковъ. Сначала онъ былъ посланъ въ Антіохію къ вѣрующимъ, въ частности къ тому державному Ѳеофилу, для котораго св. Лука написалъ Евангеліе и книгу Дѣяній апостоловъ. По прошествіи многихъ лѣтъ изъ Антіохіи, по преданію, этотъ самый образъ былъ перенесенъ въ Іерусалимъ. Отсюда при греческомъ императорѣ Ѳеодосіи супругою его Евдокіею, путешествовавшею по св. мѣстамъ Палестины, онъ отправленъ былъ въ 450 году въ Константинополь къ благочестивой царицѣ Пульхеріи, какъ даръ христіанской любви. Со временемъ, именно въ половинѣ 12 вѣка, патріархъ цареградскій Лука Хризовергъ прислалъ эту драгоцѣнную икону въ наше отечество великому князю Юрію Долгорукому. Такъ, написанный св. Лукою образъ Богоматери перешелъ въ стольный градъ Кіевъ и затѣмъ перенесенъ въ Вышгородъ при сынѣ Юрія Андреѣ[2].

По сказанію Степенной книги, эта честная икона во время пребыванія въ Вышгородѣ въ дѣвичьемъ монастырѣ ознаменовала себя чудесами. Между прочимъ инокини Вышгородской обители по входѣ въ храмъ однажды увидѣли, что, поставленная у стѣны, эта икона находилась среди храма на воздухѣ; однако онѣ взяли ее и затѣмъ снова поставили на прежнее мѣсто. На другое утро икона опять находилась въ воздухѣ, какъ бы показывая видъ, что желаетъ уйти въ иное мѣсто. Слухъ объ этомъ чудѣ дошелъ до благочестиваго князя Андрея Георгіевича, который, получивши отъ отца себѣ въ удѣлъ Вышгородъ, жилъ однакоже въ суздальской землѣ. Но онъ имѣлъ намѣреніе основаться въ г. Владимірѣ на берегу Клязьмы и поднять его значеніе выше старѣйшихъ городовъ Суздаля и Ростова. Изъ Суздаля князь Андрей немедленно отправился въ Вышгородъ въ монастырь и, помолясь здѣсь предъ чудотворною иконою Богоматери, ночью, при посредствѣ монастырскаго духовенства, взялъ съ собой эту святыню въ суздальскую землю, въ 1155 году.

Во время перенесенія честной иконы Богоматери на пути совершались чудесныя исцѣленія. Довольно поразительное обстоятельство случилось верстъ за 10 отъ г. Владиміра. Кони, везшіе св. икону на саняхъ, вдругъ остановились невдалекѣ отъ р. Клязьмы и всѣми усиліями народа никакъ не могли сдвинуть ихъ съ мѣста. Запряжены были другіе болѣе сильные кони, но и они также упорно стояли на одномъ мѣстѣ. Такимъ образомъ, торжественная процессія перенесенія иконы должна была пріостановиться. Это обстоятельство привело благоговѣйнаго князя Андрея въ ужасъ. По совершеніи молебствія князь удалился въ приготовленный для него шатеръ и здѣсь долго наединѣ молился Божіей Матери. И вотъ ночью во снѣ явилась ему Богоматерь съ хартіею въ рукѣ[3], завѣщевая – не ѣхать далѣе и икону Ея поставить во Владимірѣ. Тогда благочестивый князь призналъ въ случившемся знаменіе любви Богоматери къ мѣсту видѣнія и немедленно повелѣлъ построить тутъ богатую бѣлокаменную церковь въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Въ устроенномъ храмѣ пока и поставлена была честная икона. Чрезъ нѣсколько времени князь Андрей основалъ здѣсь монастырь и городъ, который въ воспоминаніе чуда, ознаменовавшаго любовь Богоматери къ этому мѣсту, назвалъ Боголюбовымъ. Вскорѣ вблизи этого священнаго мѣста онъ основалъ свою столицу во Владимірѣ. Здѣсь Андрей Георгіевичъ построилъ великолѣпную десятинную церковь Успенія Богородицы, въ которую и перенесена была привезенная изъ Вышгорода честная икона. Съ тѣхъ поръ она и получила названіе Владимірской иконы Божіей Матери.

2. Чудесное покровительство Владимірской иконы Богоматери Андрею Боюлюбскому. Благочестивый князь Андрей, бывшій свидѣтелемъ многихъ явленій чудесной помощи отъ этой иконы, богато украсилъ ее, такъ что въ окладѣ ризы было 15 фунтовъ золота, множество жемчуга, драгоцѣнныхъ камней и серебра[4], и имѣлъ къ ней особенную вѣру и благоговѣніе. Онъ имѣлъ благочестивый обычай, подобно Константину Великому, брать съ собою честный образъ Заступницы и на поле сраженія для внушенія воинамъ упованія на помощь небесную и для подкрѣпленія ихъ мужества. За нелицемѣрную любовь и усердіе князя Андрея къ чудотворной иконѣ ему оказана была чудесная помощь въ войнѣ съ волжскими болгарами, которые уже давно жили не въ ладахъ съ русскими и часто дѣлали набѣги на русскія области. Отправляясь съ войскомъ противъ нихъ въ 1164, году для вѣрности военныхъ успѣховъ князь Андрей заключилъ союзъ съ греческимъ царемъ Мануиломъ, но вскорѣ онъ узналъ, что этотъ союзникъ не могъ быть твердою опорою и даже самъ нуждался въ помощи, потому что долженъ былъ сражаться съ сарацинами. Тогда набожный князь за вѣрною помощію обратился къ Богоматери, чудотворную икону Которой вмѣстѣ съ честнымъ Крестомъ Господнимъ онъ взялъ съ собою. Предъ сраженіемъ князь, по предварительномъ пріобщеніи св. Таинъ, во время молебствія со слезами молился предъ образомъ Заступницы и скорой въ бѣдахъ Помощницы. «О Владычица Богородица! взывалъ онъ – надѣющіеся на Тебя не погибаютъ, и я, рабъ Твой, прибѣгаю подъ Твой покровъ и защиту и вѣрую, что Крестъ Сына Твоего есть оружіе обоюдуострое противъ враговъ. Умоли Спасителя міра, Котораго держишь на рукахъ, да будетъ сила Креста Его огнемъ, попаляющимъ лица сопротивныхъ, и Твое всесильное предстательство да поможетъ намъ и низложитъ враговъ нашихъ!». По примѣру благочестиваго князя всѣ воины также усердно молились предъ чудотворною иконою Матери Божіей о ниспосланіи побѣды, и съ великимъ благоговѣніемъ лобызали эту честную икону. И чудесная помощь явилась: отъ перваго же напора русскихъ дружинъ болгаре были разбиты и бѣжали въ безпорядкѣ. Войско Андрея далеко преслѣдовало ихъ. Приписывая эту побѣду чудесной помощи, побѣдители, во главѣ съ княземъ, въ торжественномъ молебствіи предъ чудотворною иконою Богоматери всеусердно благодарили и прославляли Ее за дарованныя благодѣянія. И вотъ въ это время отъ этой святыни и Креста Господня возсіялъ чудный свѣтъ, который и озарилъ все православное воинство своимъ дивнымъ сіяніемъ.

Вскорѣ послѣ того русскій князь и греческій императоръ Мануилъ извѣстили другъ друга о своихъ побѣдахъ надъ врагами. Андрей Боголюбскій при этомъ узналъ отъ Мануила, что точно такой же чудный свѣтъ отъ св. иконъ и въ тотъ же день, 1-го августа, осѣнилъ и его войско во время битвы съ сарацинами, побѣду надъ которыми въ Греціи приписывали чудесной силѣ Креста Господня и изображенію Спасителя на хоругви. Тогда оба властителя, чтобы сохранить память о чудесной, почти одновременной, побѣдѣ надъ невѣрными, по совѣщаніи со своими святителями, установили особенное празднество въ знакъ благодарности Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери. Празднество это, и донынѣ совершаемое въ греко-россійской церкви 1-го августа, называется «Происхожденіе (съ греч. преднесеніе) честнаго и животворящаго Креста Господня».

Но не только во время Андрея Боголюбскаго, и въ послѣдующія времена православное наше отечество неоднократно удостоивалось чудеснаго покровительства Владимірской иконы Божіей Матери. По благочестивому примѣру князя Андрея икону эту брали во многихъ походахъ русскихъ войскъ, и многія священныя воспоминанія соединены съ нею. Совершаемыя православною Церковію въ честь этой чудотворной иконы Богоматери три торжественныя празднества въ память чудесныхъ Ея заступленій и помощи древней нашей столицѣ и отечеству отъ нашествія враговъ со всею убѣдительностію свидѣтельствуютъ о благодати и милости Божіей, обильно изливаемой на вѣрующихъ посредствомъ Владимірской иконы Божіей Матери.

3. Праздникъ 26-го августа. Первый изъ трехъ церковныхъ праздниковъ въ честь этой чудотворной иконы въ историческомъ порядкѣ ихъ происхожденія есть праздникъ 26-го дня августа. Онъ установленъ по слѣдующимъ обстоятельствамъ.

1395 году страшный Тамерланъ въ полетѣ своихъ завоеваній по востоку коснулся и нашихъ предѣловъ. Съ несмѣтною силою вступивши въ Россію, онъ привелъ ее въ смятеніе и всюду распространилъ ужасъ. Быстро приблизился онъ къ предѣламъ рязанскимъ, взялъ городъ Елецъ, умертвилъ множество христіанъ и, похваляясь опустошить всю землю Русскую и искоренить вѣру Христову, устремился къ Москвѣ. При всеобщемъ уныніи россіянъ, ожидавшихъ возвращенія временъ Батыя, великій князь Василій Димитріевичъ повелъ свои войска для отраженія сильнаго непріятеля и остановился за Коломной на берегу Оки. Въ это время, когда Россіи грозила неминуемая бѣда, москвитяне, устрашенные слухами о несмѣтныхъ полчищахъ и свирѣпости Тамерлана, усердно молились въ храмахъ Божіихъ объ избавленіи отечества отъ иноплеменниковъ, о благовѣрномъ князѣ и христолюбивомъ воинствѣ. Не надѣясь на свои силы, великій князь искалъ всесильной помощи у Пресвятой Богородицы. Изъ Коломны писалъ онъ къ митрополиту Кипріану о томъ, чтобы онъ наложилъ на московское княжество постъ и покаяніе и распорядился на защиту Россіи послать во Владиміръ за чудотворною иконою Божіей Матери, съ помощію которой Андрей Боголюбскій побѣдилъ болгаръ. Немедленно отправленное святителемъ въ Владиміръ именитое духовенство 15 августа приняло въ свои руки драгоцѣнную святыню.

Перенесеніе этой славной иконы въ Москву представляло въ высшей степени умилительное зрѣлище. Августа 26 дня митрополитъ съ духовенствомъ въ священныхъ ризахъ въ сопровожденіи княжескаго семейства, бояръ и множества православнаго народа торжественно встрѣтилъ честную икону внѣ города Москвы на кучковомъ полѣ Народъ, по обѣимъ сторонамъ дороги, преклоняя колѣна, съ воплями взывалъ: «Матерь Божія! спаси землю русскую!». Привезенная святыня была поставлена въ соборномъ храмѣ въ честь Успенія Богородицы и явила чудесную помощь земли русской. Современные лѣтописцы повѣствуютъ, что въ день принесенія Бладимірской иконы Божіей Матери въ Москву Тамерланъ оставилъ свое намѣреніе идти въ столицу, будучи устрашенъ необыкновеннымъ видѣніемъ. Во снѣ онъ увидѣлъ предъ собою высокую гору, съ вершины которой шли къ нему многіе святители въ блестящихъ одеждахъ съ золотыми жезлами, которыми и грозили ему. Надъ святителями въ воздухѣ видѣнъ былъ необыкновенный свѣтъ и среди его величественная и благолѣпная Жена съ тьмами молніеобразныхъ воиновъ, которые всѣ съ пламенными мечами устремились на Тамерлана. Обративъ къ нему грозное лице Свое, Она сказала: «Тамерланъ! оставь землю русскую, выйди изъ нея вонъ! иначе Я накажу тебя!». Отъ страшнаго видѣнія завоеватель въ трепетѣ проснулся и, не могши самъ объяснить его, созвалъ своихъ вельможъ, которымъ разсказалъ сновидѣніе и затѣмъ спрашивалъ о его значеніи. «Величественная жена, отвѣчали ему мудрѣйшіе изъ нихъ, есть Матерь Бога Христіанскаго. Очевидно, Она хочетъ вступиться за христіанъ, потому что – ихъ Помощница и Попечительница». – «Если такова у христіанъ помощница, сказалъ царь, то напрасно мы шли на нихъ и безъ успѣха трудимся теперь; потому что если одного изъ предстоящихъ Ей пошлетъ противъ насъ, то одинъ побѣдитъ насъ всѣхъ, такъ что не найдемъ и мѣста, куда бѣжать». И тотчасъ, сверхъ всякаго чаянія орды и русскихъ, велѣлъ своимъ войскамъ удалиться изъ предѣловъ Россіи. Полчища его бѣжали въ такомъ ужасѣ и смятеніи, какъ будто многочисленное воинство русское гналось вслѣдъ за ними. Съ великою радостію приняли въ Москвѣ извѣстіе о внезапномъ отступленіи врага, который неизвѣстно почему пятнадцать дней предъ тѣмъ въ бездѣйствіи стоялъ на одномъ мѣстѣ.

Исповѣдуя столь явную милость Божію, москвитяне пали предъ чудотворною Владимірскою иконою и въ радости восклицали: «не наши войска прогнали врага, не наши вожди побѣдили его, но только невидимая сила Божія». Въ одной древней граматѣ говорится по этому случаю: «Богъ русскую православную землю помилова отъ нахожденія безбожнаго Тамерлана пришествіемъ чудотворнаго образа пречистыя своея Матери, егоже богогласный Лука написа»[5]. Такъ, дарованная христіанамъ побѣда надъ врагами, безъ всякаго кровопролитія, приписана была молитвамъ и заступленію Богородицы. Въ память столь славнаго освобожденія Москвы на мѣстѣ, гдѣ встрѣчена была честная Владимірская икона жителями Москвы на пути изъ Владиміра, въ 1395 году воздвигнутъ монастырь, который донынѣ называется Срѣтенскимъ. Тогда же установлено празднество во всей Россіи 26-го августа «Срѣтенію Владимірскія иконы Божіей Матери», которая и осталась въ Москвѣ навсегда; на мѣстѣ же ея во Владимірѣ находится копія, написанная, по преданію, св. Петромъ митрополитомъ московскимъ. Съ тѣхъ поръ въ этотъ праздникъ въ Москвѣ положено совершать изъ Успенскаго собора крестный ходъ чрезъ Спасскія ворота въ Срѣтенскій монастырь, чтобы чрезъ то живѣе вспоминать первоначальное срѣтеніе чудотворной иконы. Московскіе иконописцы начала 15 вѣка увѣковѣчили этотъ достопамятный день особеннымъ изображеніемъ «Срѣтенія Божіей Матери». Современный этому событію древній образъ безъ поновленій находится въ Коломенскомъ Богоявленскомъ соборѣ; на иконѣ изображены митрополитъ Кипріанъ и серпуховскій князь Владиміръ Андреевичъ.

4. Праздникъ 23-го іюня. Благодарственное празднованіе въ честь Владимірской[6] иконы Божіей Матери 23-го іюня православная церковь совершаетъ по случаю двукратнаго избавленія Россіи отъ нашествія Ахмата невидимымъ Ея заступленіемъ.

Въ 1472 году при в. князѣ Іоаннѣ Васильевичѣ III царь Золотой Орды Ахматъ съ громадными войсками направился къ Москвѣ, чтобы ограбить и раззорить ее, и уже достигъ рѣки Оки. Великій князь послалъ сюда сильный отрядъ. Затѣмъ, услышавши о приближеніи хана къ беззащитному Алексину, и самъ выѣхалъ изъ столицы въ Коломну, чтобы отсюда управлять движеніями войска. Но еще сильно дѣйствовалъ ужасъ ханскаго имени. Не смотря на 180 тысячъ воиновъ, которые стали между непріятелемъ и Москвою на пространствѣ 150 верстъ, Москва страшилась нашествія татаръ, и мать великаго князя съ его сыномъ для безопасности уѣхала въ Ростовъ. Укрѣпляемый молитвами и благословеніями святителей, русскій царь крѣпко ополчился на брань съ невѣрными въ защиту православной вѣры и отечества. Между тѣмъ предстательствомъ Богородицы совершилось чудесное избавленіе отечества. На татаръ внезапно напалъ ужасъ и они начали отступать сначала тихо, медленно, а ночью побѣжали, гонимые однимъ страхомъ: ибо русскія войска еще не переходили Оку. Самъ ханъ Ахматъ бѣжалъ съ такою скоростію, что достигъ своихъ улусовъ въ шесть дней. Такъ по молитвамъ Пресвятой Богородицы Господь даровалъ православнымъ безъ брани славную побѣду и сохранилъ Москву и всю Россію отъ бѣдствія. Тогда великій князь по возвращеніи въ столицу, вмѣстѣ съ православнымъ народомъ своимъ въ глубокой радости прославилъ Бога и Пречистую Богородицу, справедливо приписавши обратившій въ бѣгство татаръ страхъ невидимой всесильной защитѣ Владимірской иконы Ея.

Восемь лѣтъ спустя при томъ же Іоаннѣ III чудесная помощь этой иконы Богоматери была причиною и окончательнаго сверженія ига татарскаго, которое тяготѣло надъ Россіей слишкомъ двѣсти лѣтъ. Въ большомъ гнѣвѣ за неплатежъ дани Ахматъ въ 1480 году съ своими полчищами двинулся на Русь съ тѣмъ, чтобы наложить на нее новое иго или же утвердить старое. Не довольствуясь собственными силами, онъ склонилъ польскаго короля Казиміра помогать ему и вмѣстѣ воевать наше отечество. Русскіе дѣятельно готовились къ оборонѣ; въ нѣсколько дней Москва наполнилась ратниками. Іоаннъ III, лично принявшій начальство надъ войсками, 23-го дня іюня выѣхалъ изъ Москвы, чтобы дать отпоръ хану, въ открытой битвѣ. Русскія войска стали противъ полчищъ татарскихъ: ихъ раздѣляла только рѣка Угра. Двѣ недѣли татары и русскіе смотрѣли другъ на друга чрезъ эту рѣку. Въ началѣ октября происходили лишь незначительныя перестрѣлки. Вожди и воины русскіе горѣли нетерпѣніемъ вступить въ рѣшительную битву съ врагами. Между тѣмъ въ храмахъ Божіихъ во все это время православные усердно молились о дарованіи побѣды надъ невѣрными. Всегда твердый въ предпріятіи и сильный духомъ Іоаннъ однакоже медлилъ вступить въ битву. Русскіе какъ-бы поджидали перехода татаръ чрезъ рѣку, а татары по-видимому рѣшились дождаться льда, чтобы тѣмъ удобнѣе перейти чрезъ рѣку для рѣшительной битвы съ русскими. Но вотъ въ началѣ ноября наступили сильные морозы, и Угра уже покрылась крѣпкимъ льдомъ. Тогда-то Іоаннъ неизвѣстно по какой причинѣ приказалъ своимъ войскамъ отступать. Бояре изумились такому приказу, думая, что Іоаннъ по прежнему страшится вступить въ битву. Наши полки не отступали, а просто бѣжали отъ непріятеля, которому оставалось только гнать и поражать бѣгущихъ. Между тѣмъ непріятель не преслѣдовалъ; напротивъ «объятый страннымъ ужасомъ» самъ спѣшилъ удалиться, не причинивши Россіи никакого зла. Тогда, говоритъ нашъ славный Карамзинъ, представилось зрѣлище удивительное: два воинства бѣжали другъ отъ друга никѣмъ не гонимыя. Россіяне наконецъ остановились, но Ахматъ ушелъ во-свояси, раззоривши въ Литвѣ двѣнадцать городовъ за то, что Казиміръ не оказалъ ему помощи.

По поводу этого случая наши лѣтописцы, выражая общенародное мнѣніе, повѣствуютъ такъ: «Совершися дивное чудо предстательствомъ Пресвятыя Богородицы. Страхъ бо нападе на татаръ, едини другихъ бояхуся и бѣжаху никимже гоними. Премилостивый бо Богъ молитвъ ради Пресвятыя Богородицы свѣтлу и изрядну побѣду безъ крове показа Христіаномъ на противныя и тако пощади достояніе свое Москву и всю Россію». Православные «радостію возрадовашася великою зѣло и отъ того времене уставиша 23 іюня праздновати Пресвятыя Богородицы Владимірскія» съ крестнымъ ходомъ въ Срѣтенскій монастырь. Съ началомъ этого праздника кончилось несчастное иго татарское и установилась независимость русскаго государства. Іоаннъ III выразилъ свое благоговѣйное почтеніе къ Божіей Матери построеніемъ величественнаго храма въ честь Ея успенія.

5. Праздникъ 21-го мая. При чудесной помощи Божіей Матери иго татарское, какъ видѣли, было свергнуто. Но впослѣдствіи Русь еще часто подвергалась нападеніямъ монгольскихъ ордъ и въ 1521 г. снова спасена была отъ нашествія Махметъ-Гирея чудеснымъ заступленіемъ Владимірской иконы Богоматери. Подъ его предводительствомъ крымскіе и ногайскіе татары вмѣстѣ съ казанскими двинулись къ Московскимъ предѣламъ съ такою поспѣшностію, что великій князь Василій Іоанновичъ едва успѣлъ выслать свои войска на берега Оки. Разбивши воеводъ русскихъ, враги предали огню всѣ селенія отъ Нижняго до Москвы, плѣнили множество жителей и своими жестокостями и оскверненіемъ священныхъ храмовъ напомнили бѣдственныя времена нашествія Батыя. Іюня 29 дня Махметъ стоялъ уже въ нѣсколькихъ верстахъ отъ Москвы, куда въ ужасѣ и смятеніи стекались беззащитные жители изъ окрестностей. Жалкая участь предстояла славной столицѣ, которую великій князь на время оставилъ, чтобы набирать войска. Въ такомъ безъисходпомъ положеніи россійскаго государства митрополитъ Варлаамъ вмѣстѣ съ народомъ усердно молился въ храмахъ Божіихъ, и Господь утѣшилъ бѣдствующихъ. Великая опасность, угрожавшая Москвѣ и отечеству, вскорѣ была устранена заступленіемъ Владимірской Божіей Матери. Крымскій ханъ внезапно отступилъ отъ Москвы, не причинивъ большаго зла Россіи.

Лѣтописцы передаютъ, что татары хотѣли выжечь Московскіе посады, но увидѣли вокругъ города безчисленное войско Русское и, съ ужасомъ возвратившись въ лагерь, извѣстили о томъ хана. Надменный завоеватель, не повѣривши имъ, послалъ другихъ удостовѣриться въ справедливости ихъ донесенія. Посланные по возвращеніи сказали, что и они видѣли войско, которое вдвое превышаетъ показанное тѣми число. Ханъ дивился этому и послалъ въ третій разъ ближайшаго своего родственника. Этотъ засвидѣтельствовалъ тоже и сказалъ: «царь! зачѣмъ ты медлишь? на насъ идетъ безчисленное войско изъ Москвы!». И враги побѣжали. Это видѣніе, устрашившее враговъ, всѣмъ православнымъ народомъ приписано было чудодѣйствію Владимірской иконы Божіей Матери, и прежде не разъ спасавшей столицу отъ нападенія непріятеля. Въ благодарственное вѣчное воспоминаніе спасенія Москвы отъ страшнаго нашествія татаръ въ 1521 г. и вмѣстѣ въ память недавняго (въ 1514 г.) поновленія чудотворной иконы учреждено въ православной церкви 21-го мая празднество въ честь Владимірскаго образа Божіей Матери и установленъ былъ крестный ходъ изъ Московскаго Успенскаго собора прежде (до 1722 г.) въ Срѣтенскій монастырь, а потомъ въ церковь Владимірской Богоматери въ Китаѣ-городѣ у Никольскихъ воротъ. И въ послѣдующія времена русскіе цари и православный народъ неоднократно прибѣгали съ мольбами къ всесильной помощи Богоматери, и многія знаменія Ея покровительства Россіи запечатлѣны въ нашей исторіи. Особенно въ страшное время нашествія Наполеона въ 1812 году, когда на православное наше отечество обрушились всѣ силы Европы, Богоматерь не оставила его безъ помощи. Въ это время, когда сыны Россіи въ храмахъ Божіихъ со слезами молились о спасеніи дорогаго отечества, нигдѣ не было такого множества народа, нигдѣ столько не пролито слезъ, какъ предъ чудотворною Владимірскою иконою Божіей Матери. Въ глубокой вѣрѣ и надеждѣ на Нее поклонники Русскіе находили для себя единственный источникъ ободренія и утѣшенія. Въ день Бородинской битвы 26-го августа, въ праздникъ Срѣтенія Владимірской иконы Богоматери, эта чудотворная икона обнесена была вокругъ Китай-города и Кремля. Въ самомъ началѣ сентября, когда непріятельскія войска были уже близь Москвы, по Высочайшему повелѣнію чудотворныя иконы Богоматери Владимірская, Иверская и Смоленская были привезены во Владиміръ къ неимовѣрной радости его жителей. Вскорѣ послѣ того была получена вѣсть объ освобожденіи Москвы отъ французовъ, и 20 сентября чудотворныя иконы уже изъ гор. Мурома были перенесены въ Москву. Въ 1813 г. въ недѣлю цвѣтоносную, по возобновленіи Успенскаго собора, сюда была принесена Владимірская икона Божіей Матери и поставлена на прежнемъ же мѣстѣ, именно на лѣвой сторонѣ отъ царскихъ вратъ въ драгоцѣнномъ створчатомъ кіотѣ. На этой иконѣ находится драгоцѣнная риза стоимостію болѣе двухъ-сотъ тысячъ рублей сер.; она сдѣлана изъ чистаго золота и украшена множествомъ дорогихъ камней, при чемъ одинъ изумрудъ въ убрусѣ ризы оцѣненъ въ восемьдесятъ тысячъ рублей сер.

Изложенныя лѣтописныя сказанія о чудесномъ покровѣ нашего отечества Владимірскою иконою Богоматери глубоко назидательны и поучительны для православныхъ христіанъ. Въ нихъ со всею ясностію выступаютъ священные для насъ благочестивые обычаи предковъ.

Въ тяжкихъ обстоятельствахъ отечества, предвидя неминуемую гибель его, предки наши взывали къ Господу и Божіей Матери о своемъ спасеніи. И Господь, по ходатайству Заступницы Небесной, не только являлъ имъ благодатную Свою помощь, но «далъ» еще «долготу дней во вѣкъ вѣка и вѣнчалъ ихъ славою и велелѣпіемъ» (Псал. 20, 5-6). Со всѣмъ рвеніемъ и мужествомъ борясь со врагами, предки наши приписывали одержанныя побѣды не себѣ, не своему искусству и храбрости, а Господу и Богородицѣ, къ Которымъ обращались съ слезными мольбами. За побѣды свои они тотчасъ-же благодарили Бога и всѣмъ потомкамъ заповѣдали творить то же. Подобно благочестивымъ нашимъ предкамъ и мы, православные соотечественники, какимъ бы бѣдствіямъ и опасностямъ ни подвергались въ частной и общественной жизни, должны съ великимъ терпѣніемъ и покорностію предъ Промысломъ переносить испытанія Божіи, изливать печаль сердца своего въ пламенной молитвѣ къ Господу и Пречистой Его Матери, и отъ Нихъ ожидать вожделѣнной помощи и спасенія. «Много можетъ моленіе Матернее ко блаюсердію Владыки», воспѣваетъ св. Церковь. Съ другой стороны, и намъ слѣдуетъ мыслить точно такъ же, какъ наши предки мыслили объ успѣхахъ своего оружія; всякіе успѣхи наши въ общественныхъ и частныхъ дѣлахъ должны мы приписывать не собственнымъ только силамъ, не своей опытности и мудрости, а помощи Божіей иногда видимой, чаще же сокрытой отъ нашего взора. Наконецъ, свято соблюдая благочестивое завѣщаніе предковъ, и мы должны сердцемъ и устами прославлять Господа за неисчислимыя благодѣянія нашему отечеству, славить вмѣстѣ съ св. Церковію и благодарить Заступницу нашу предъ Богомъ – Пресвятую Богородицу, ибо Она есть всегдашняя Ходатаица за насъ предъ Всевышнимъ въ молитвахъ Своихъ о насъ неусынающая. (Паст. Собесѣдн.)

 

«Владимірскія Епархіальныя Вѣдомости». 1892. № 10. Ч. Неофф. С. 233-245.

 

[1] Четь-Минеи 26-го іюня и церк. службы.

[2] Эта икона иногда называется «Пирогощею» по имени купца, привезшаго ее изъ Царьграда.

[3] Въ память этого чудеснаго видѣнія по желанію князя Андрея была написана икона, на которой изображена Божія Матерь съ хартіею въ рукѣ. Новонаписанную икону онъ назвалъ «Боголюбивою» или «Боголюбскою» и учредилъ въ честь Ея празднество 18-го іюня.

[4] Въ 1237 году татары, вступивши въ предѣлы Владимірскіе и взявши г. Владиміръ, разграбили и сожгли соборный храмъ, съ чудотворной же иконы Божіей Матери сняли этотъ драгоцѣнный окладъ. Однакоже самая икона ни отъ руки татаръ, ни отъ огня не потерпѣла ни малѣйшаго вреда и вскорѣ снова была украшена княземъ Юріемъ Ярославичемъ (Степенн, кн. 1, стр. 541).

[5] Историч. акт. Археограф. Экспидиц. том. 2, № 7.

[6] Также чудесному заступленію этой славной иконы Богоматери современники приписали побѣду надъ царевичемъ ногайскимъ Мазовшею, который въ 1451 году осаждалъ столицу многочисленными войсками отца своего Седи-Ахмета. По сказаніямъ лѣтописца, татары услышали вдали какой-то необыкновенный шумъ какъ-бы отъ приближенія милліоннаго войска русскаго, которое между тѣмъ было немногочисленно и стояло очень далеко. Тогда они въ ужасномъ смятеніи устремились въ бѣгство. Узнавши о столь внезапномъ спасеніи Москвы, великій князь открыто исповѣдалъ предъ всѣми, кто была побѣдительная Воевода, когда, прибывши въ столицу, прямо спѣшилъ въ храмъ Богоматери къ Ея чудотворной иконѣ Владимірской и со слезами умиленія и радости благодарилъ и славилъ невидимую Заступницу Россіи. Въ память этого чудеснаго событія святитель Іона соорудилъ церковь на своемъ дворѣ въ честь Положенія ризы Пресв. Богородицы (празд. 2-го іюля).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: