Новосвмуч. пресвитеръ Николай Тихомировъ – О Церкви Православной и о заблужденіи тѣхъ, кои чуждаются Ея (Поученіе въ день св. равноап. вел. кн. Владиміра).

Азъ есмъ дверь: Мною аще кто внидетъ спасется, и внидетъ и изыдетъ, и пажить обрящетъ (Іоан. 10, 9)

Такъ вѣщаетъ о Себѣ Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, бесѣдуя съ іудеями о благодатномъ царствѣ своемъ, основываемомъ Имъ изъ увѣровавшихъ и имѣвшихъ увѣренность въ Него людей, бесѣдуя уподобителыю, какъ бы о стадѣ овецъ. Сказавъ о сихъ словесныхъ овцахъ, что они имѣютъ устроенный имъ дворъ овчій, охраняющій ихъ отъ нападенія хищныхъ звѣрей, и пастырей, заботливо пекущихся объ ихъ благосостояніи, Онъ наконецъ, Себя Самого называетъ единственною дверію во дворъ тотъ, дверью, которою пасомые и пастыри должны входить и исходить для обрѣтенія пажити. Азъ есмь дверь овцамъ.

Понятенъ, братіе, смыслъ сихъ послѣднихъ словъ Христа. Всѣмъ намъ извѣстно, что Іисусъ Христосъ есть единый и единственный путь для возвращенія насъ въ небесное отечество. Нѣсть бо иною имене подъ нсбесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немъ же подобаетъ спастися намъ (Дѣян. 4, 12), кромѣ имени Іисуса Христа. Всѣ мы, христіане, это знаемъ, всѣ сему вѣруемъ. Отчего же не всѣ спасаемся? Отчего многіе изъ насъ, даже желающіе спастись, идутъ не по пути спасенія, а уклоняются совершенно въ противную сторону? Оттого, между прочимъ, что или не знаютъ или не хотятъ признать дворъ овчій тамъ, гдѣ онъ есть, а потому сами придумываютъ или входятъ уже въ придуманные другими мрачные вертепы, скрывающіе отъ нихъ свѣтъ истины. Дабы чего подобнаго и съ нами не случилось, братіе, разсмотримъ гдѣ находится тотъ дворъ овчій, въ которомъ Господь намъ обѣщаетъ полную безопасность и тучную пажить, и сколь пагубно заблуждаются тѣ, которые, по невѣдѣнію или по упорству, чуждаются двора сего.

Дворъ овчій, Самимъ Спасителемъ устроенный для необходимаго убѣжища словесныхъ овецъ, безопаснаго жилища и спасительнаго возрастанія ихъ въ духовной жизни есть Церковь Его Святая, т. е. общество истинно вѣрующихъ въ Него; общество не произволеніемъ человѣковъ составленное и управляемое, но Самимъ Господомъ основанное, апостолами Его утвержденное и распространенное, и преемниками ихъ – пастырями и учителями – доселѣ распространяемое, не престая быть наздану на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну Самому Іисусу Христу (Еф. 2, 20); общество, огражденное законами, пріявшими свое начало во времена апостольскія и понынѣ удерживающее первобытную свою чистоту и неизмѣняемость; общество руководимое Самимъ Духомъ Святымъ, по непреложному обѣщанію Спасителя, имѣющему пребыть въ немъ до скончанія вѣка, – короче и яснѣе, – то общество, въ которое мы вступили черезъ таинство св. крещенія, членами котораго именуемся. Сія-то единая святая, соборная и апостольская церковь и заключаетъ въ себѣ средства, служащія къ нашему очищенію, освященію и совершенію, – едина Церковь содержитъ все потребное къ животу и благочестію. По непосредственному преемству отъ апостоловъ содержа никогда неоскудѣвающую благодать священства, она имѣетъ у себя пастырей и учителей, не восхищеніемъ пріемлющихъ честь сію, но законнымъ избраніемъ и рукоположеніемъ по чину, переданному отъ апостоловъ, поставляемыхъ въ служеніе и строеніе Таинъ Христовыхъ; будучи, наконецъ, бдительною хранительницею слова Божія во всей его чистотѣ и неизмѣнности, вѣрною истолковательницею и провозвѣстницею его во всей полнотѣ, Церковь поистинѣ представляетъ вѣрующимъ такую пажить, на которой всякій, безъ различія пола, возраста и состоянія, во всякое время можетъ обрѣтать благопотребную для себя пищу.

Познайте отсюда, братіе, сколь пагубно заблужденіе тѣхъ, которые ересями и расколами отдѣляютъ себя отъ общенія съ Церковью Православною, кои изобрѣтаютъ свои образы служенія, свое уставы благоугожденія Богу и дерзаютъ еще именовать себя истинными христіанами. Но одно удержаніе нѣкоторыхъ внѣшнихъ обрядовъ вѣры, и въ то же время пренебреженіе и явное отверженіе святыхъ таинствъ ея, развѣ составляетъ христіанство? Строгое воздержаніе отъ пищи и неупустительное чтеніе извѣстныхъ молитвословій и вмѣстѣ презрѣніе и злобная ненависть ко всѣмъ прочимъ не принадлежащимъ къ ихъ обществамъ, развѣ есть христіанство? Созданіе молитвенныхъ храминъ, украшеніе св. иконъ, одно тѣлесное поклоненіе имъ и одно устное призываніе имени Божія, безъ посредника, облеченнаго благодатію священства, безъ священной трапезы, безъ умилостивительной безкровной жертвы, развѣ составляетъ служеніе, достойное христіанства? Именованіе только себя христіанами, а между тѣмъ совершенное отчужденіе себя отъ таинства тѣла и крови Христовыхъ и часто добровольное совлеченіе съ себя Христа, въ Котораго облеклись крещеніемъ, развѣ христіанское это дѣло? Нѣтъ, Сына Божія поправый и кровъ завѣтную скверну возмнивъ, его же освѣтися, а духа благодати укоривый (Евр. 10, 29) есть горшій самого нечистаго идолопоклонника, самого грубаго язычника. И не услышитъ Господь моленія сихъ уничижителей Сына Его, сихъ сквернителей святыни Его. Онъ грозно вѣщаетъ имъ: Не приходите явишися Ми; ходити по двору Моему не приложите и аще принесте Ми семидалъ, всуе: кадило мерзость Ми есть. Новомѣсячій вашихъ и субботъ и дне великаго не терплю, поста и праздности и праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа Моя. Егда прострете руки ко Мнѣ, отвращу очи Мои отъ васъ, и аще умножите моленія, не услышу васъ (Исх. 1, 12-15).

Среди васъ, братіе, находятся сіи слѣпотствующіе, вы ихъ знаете, быть можетъ, состоите въ нѣкоторыхъ связяхъ съ ними. Бойтесь, чтобы что нибудь изъ ихъ суемудренныхъ толковъ не привнести въ православное исповѣданіе вѣры. Помните слова апостола: малъ квасъ все смѣшеніе кваситъ.

Совершая нынѣ память св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра, поборника и насадителя православной вѣры въ странѣ нашей, помолимся вмѣстѣ съ нимъ Господу Богу да распространитъ Онъ, всемогущій, свѣтъ спасительной вѣры въ царствѣ нашемъ, во всѣхъ концахъ его, да обратитъ къ правовѣрію невѣрующихъ, да упразднитъ вся ереси и расколы, да тако поживше въ мирѣ на земли, сподобимся вѣчнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во вѣки вѣковъ (Молитва по акаѳистѣ св. Князю Владиміру). Аминь.

 

Свящ. Николай Тихомировъ.

 

«Тобольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1916. № 18. Отд. Неофф. С. 283-285.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: