Иеромонах Симеон Полоцкий – Слово въ день святого равноапостольнаго князя Владиміра.

Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

Слова Христа, Бога нашего, сказанные фарисеям, от божественного Евангелиста Матфея в гл. 9, в зач. 30.

Изгнанный из земного рая и вместе с тем лишенный и Небесного род наш человеческий в праотце своем Адаме не может без искусного вождя возвратиться в свое наследие и снова получить свою природу, слушатели православные. Поэтому смилостивился над Своим творением Всемилостивейший Творец, послал нам искуснейшего Вождя, наиболее благого Пастыря, душу свою положившего за овец, единородного Сына Своего, чтобы призвал нас и вывел из тьмы неверия, из прелести диавольской и из вечного рабства. Когда Он пришел в этот мрачный мир, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16). Он был Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Он был вождь, призывающий всех людей в свет жизни. Он призвал на первой ступени своего вхождения в мир через Ангельское славословие пастухов в пещеру (Лк. 2) и через звезду волхвов из Персии (Мф. 2). Затем Он призвал Словом уст Своих святых Апостолов и учеников (Мф. 4). Он призвал и других из рыболовства на ловлю человеков. Иных – из мытницы на описание Благовестия. Иных – еще откуда-либо на созидания духовного храма Своей Церкви.

Он призвал блудников и блудниц к Своему Отцу через покаяние. Он призвал мытаря Закхея с фигового дерева для спасения. Он призвал разбойника с креста в рай, говоря ему: ныне же будешь со Мной в раю (Лк. 23, 45). Он призвал и многих других людей к Своему Отцу, различным образом, и не переставал это делать, пока не вознесся со славой на Небо. Если Он и вознесся от земли на Небо, однако и оттуда не перестает призывать, ибо Он всегда призывает Своих людей, некоторых – внутренним зовом, как об этом упоминает Апостол, говоря: потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4, 6), как бы говоря: этот Всемогущий Господь, Который говорит: да будет свет, прогнав тьму мира, Сам произвел великолепнейший свет, которым просвещает наш ум, чтобы мы познали Таинства, что и есть внутренний зов. Иных Он призывает внешним зовом, через Себя Самого, как Савла ярким блистанием света, ослеплением его очей и произнесенными словами: Савл, Савл! что ты гонишь Меня (Деян. 9, 4)? Как Евстафия Плакиду, подобным образом явившись к нему через образ Своего распятия между рогами оленей, говоря: «Плакида, Плакида, что ты гонишь меня»? Призывает внешне и через Ангелов, как сотника Корнилия (Деян. 10), через Апостолов, как через святого Петра, Иудеев – через Павла, Еллинов – через Дионисия Ареопагита и также через Павла, евнуха царицы Эфиопской (Деян. 8), а также святого Климента через Варнаву. И как призвал Он ныне празднуемого благоверного князя Владимира через святого Кирилла, Апостола славянской земли. Когда он показал великому князю Владимиру образ Страшного суда Христова, тотчас посеялось на ниве сердца его семя страха Божия, ибо испугался он нелицемерного Судии, Который будет судить царей, князей и всех судей земли и каждому воздаст по делам его, трепеща перед Тем, перед Кем трепещут Ангелы и все Небесные воинства. Затрепетал он перед Тем, перед Кем трепещут Херувимы и Серафимы. Испугался он Того, Кого увидя, отхлынуло море и Иордан возвратился вспять (Пс. 113). Он устрашился Того, Кто запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина (Мф. 4, 39). От этого те, кто был с Ним в корабле, убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему (Мф. 4, 41)? Видя честной образ этого страшного Судии и Господа, устрашился Владимир. И стал ему началом премудрости страх Господень, ибо тотчас он стал рассуждать по-божественному, а то, что от диавола, отвергать. Он тотчас начал искать пути выхода из тьмы к свету и тотчас послал в Царствующий град своих послов, чтобы испытать истинную веру. Когда же он получил от них достоверные свидетельства похвалы, то не потерпел и малое время пребывать во тьме, ему опротивело поклонение проклятым идолам, он возгнушался их скверными жертвами и возненавидел их проклятых кумиров. И снова он послал к царям Нового Рима Константину и Василию, прося их сестру Анну себе в жены. Когда они сказали, что православным нельзя сочетаться браком с идолослужителями, то он быстрее всякого слова пообещал принять святое крещение, приветствовать христианский закон и истинно исповедовать все составляющие кафолической веры, диавола же проклятъ, идолов разрушить и отречься от всего их нечестия.

Это ощутил завистник спасения рода человеческого, пытаясь своей хитростью отвратить его от спасительного намерения, и ослепил его телесные очи, чтобы, убоявшись диавольского гнева и наказания, снова принести им жертву в умилостивление. Но не отдал его Господь поймать их зубам. Он не бросил этот честной бисер на растоптание адским свиньям и растерзал их сети, державшие душу Владимира, как птенца. Растерзал же премудрым советом благоверной царевны Анны, которая послала к великому князю сказать: «В тот день, что ты крестишься, ты будешь просвещен как телесными, так и душевными очами», и когда он совершил это, слово исполнилось делом. Так спасся неверный муж верной женой. О, благословенная невеста! Тобой уневестилась душа Владимира Небесному Жениху. Блаженна царская дочь, ибо тобою тот, кто был рабом диавола, стал сыном Царя Небесного. Преблаженна ты, жена, что твоим премудрым советом пришло спасение мужу твоему. Не менее блажен и ты, благоверный князь Владимир, что избежал тьмы и приложился к свету. Отрекся адского мучителя и прилепился к всещедрому Богу, когда, увидев образ истинного Бога и Человека Христа Господа, разрушил мерзких идолов и отдал на растоптание людям и скоту. Ты совлекся смрадного адского рубища и облекся святым крещением в Небесную одежду, в самого Христа Господа. Словами Апостола Павла: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гол. 3, 27). Блажен, что ты оказался мудрее Соломона, который из-за любви к скверным женам от истинного Бога обратился к мерзким идолам. Ты же, любовью святой жены, от идольского обмана обратился к одному истинному Богу. Он после создания храма соорудил капища демонам, а ты разорил капища, создав Церкви Божии. Ты не подражал лукавому Иеровоаму, сделавшего двух идолов и сказавшего Израилю: вот боги твои, Израилъ, которые вывели тебя из земли Египетской (3 Цар. 12, 28). Напротив, ты сделался поистине благ, когда, сокрушив мерзких идолов, Святую Троицу Единого истинного Бога возвестил людям, говоря: «Это Бог твой, новый Израиль, выведший тебя из подземного Египта, из рабства гееннского фараона». Блаженно ваше соединение, ибо по этой причине святым крещением просветилась вся Россия. Поэтому очень скоро в Русской земле крестились, крестятся и будут креститься поистине ваши духовные чада о Христе Господе, которые верно служат Господу и спасаются. Поистине это плоды вашего виноградника, приносимые Богу в жертву. От этого винограда две ваши лучшие грозди в начале насаждений были принесены Христу Богу в жертву, Глеб и Борис, твои сыновья, святой Владимир, истечением невинных кровей которых ясно украшается багряница Русской Церкви и славнейшим совершением чудес, как сладким вином, возвеселяется весь наш род. Блажен виноград Российский, имеющий насадителя Владимира, который хорошо знал, как уничтожить терние идолов и насадить добрые лозы. Этим тернием были неискусные люди, не только в наших землях, но и по всей вселенной, часто и в самой Иудее, о которой Псалмопевец говорит: Прославлен в Иудее Бог, в Израиле возвеличено имя Его (Пс. 75, 1). Но откуда появилось в мире почитание проклятых идолов, повествуют многие из многих. В Божественном же Писании в Книге Премудрости Соломона сказано следующее: Отец, терзающийся горькой скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения (Прем. 14, 15). У историографов снова нахожу следующее: царь Нин, третий после потопа в Вавилоне, внук Нимрота и сын Вила, сильно любя своего отца Вила после его смерти создал его образ в память о нем, который сам очень почитал, а чтобы его почитали и другие, издал о нем такой закон: если кто, вор или разбойник или имеющий другой порок или вину, приговорен к смерти, но, воздавая почести, прибегнет к этому образу, то будет оправдан и освобожден от наказания. Так злые люди, сделавшие много зла, прибегая к этому идолу, освобождались от наказания и за это воздавали идолу Божию честь. Подражая этому Нину Вилову, другие цари и вельможи ставили своим детям и родителям идолов и беспрепятственно их обожествляли. Так эта душепагубность вошла во вселенную и погубила бесчисленное множество людей, пока Бог не просветил своей благодатью умы избранных людей. Первым из них был Мелхиседек, священник от Бога Вышнего, который, насмеявшись над идолами, принес жертву истинному Богу приношением хлеба и вина. После него верным Богу был праотец Авраам, который оставил идолов своего отца и стал послушным Господу. Затем многие, происшедшие от его семени, имели веру в Бога и насмеялись над идолами, как Исаак, Иаков и двенадцать патриархов, затем Моисей. Даниил, три отрока, пророки и другие благочестивые люди. Из представителей других народов благочестивый царь Константин первым в Новой Благодати стал искоренять это мерзкое запустение в Риме и насаждать сад благочестия. А в наших Русских землях хотя и не раз начинала сиять заря Православия, например, через святого Апостола Андрея, водрузившего знамя креста Господня на Киевских горах, через Архиерея Михаила во времена князей Дира и Аскольда, когда он для утверждения Православия бросил в огонь Святое Евангелие, где оно оставалось невредимым, через святую Ольгу, которая приняла святое крещение, а также некоторых вместе с ней, но этими светилами Бог не изволил ни разогнать мрачную ночь неверия, ни разрушить проклятых идолов, как ночных воронов, до тех пор, пока не воссиял, как солнце, на Русском горизонте благоверный князь Владимир. Он тотчас после принятия святого крещения и православной веры постарался очистить и освятить весь свой дом и все свое княжество, а проклятых идолов и живших в них демонов осмеять и прогнать, как мрачную тьму. Поэтому его заслуженно назовем солнцем, так как им заблистал нам свет истины и правда кафолической веры. Назовем его ярким светильником, так как он стоял на высоком престоле, как подсвечник, светозарно освещая весь дом своего государства. Назовем его солью мира, ибо так, как когда-то солью исцелились Иерихонские воды и сделались плодоносными, так и он, войдя в воду купели святого крещения, весь род Российский исцелил, как воды, и сделал его плодоносным для Бога. Назовем его нашим пастырем, ибо он исторг заблудших овец из волчьих зубов и привел в стадо Христово. Назовем его и воеводой полков Христовых, ибо он стал, как храбрый воин Христа, побеждать и его, и своих врагов. Назовем его мысленным Моисеем, ибо как Моисей стал подателем Израилю ветхого Завета, так и он стал нам истолкователем закона новой Благодати. Как Моисей вывел из рабства чувственного Египта и фараона народ Израилев через Чермное море, так он из рабства мысленного Египта и фараона вывел нас через море святого крещения, наконец, назовем его нашим отцом, так как он всю землю Русскую родил водой и духов в усыновление Богу Небесному. Святой Владимир отец всем чадам русским, но тебе, благочестивый самодержец, этот святой благоверный отец Владимир, в особенности, ибо ты связан с ним не только духовным родством, но и наследием данного Богом царского престола, на котором ты, сидя Божиим утверждением, поистине подражаешь его добродетелям, так что мы можем считать тебя вторым Владимиром. Хотя имя твое и не Владимир, но на деле ты и есть Владимир, ибо ты владеешь миром, врученным тебе от Бога. И если в святом крещении он был назван Василием, то ты в святом своем венчании это имя получил на деле, поскольку «Василий» и означает «царь». Ты возложением на твою честную главу царского венца стал царем, или Василием.

Святому Владимиру имя Василий было дано заслуженно, ибо с момента святого крещения он начал праведно царствовать, и не только над внешним миром, но и над внутренним, то есть над страстями плоти, ибо с тех пор он поработал плоть своему духу, а дух покорил создавшему его Богу, что и является настоящим царствованием. Не является истинным царем тот, кто не является рабом Бога. И не является не-царем тот, кто верный раб Богу. Адам до тех пор повиновался Богу. Пока оставался его верным рабом. Он был царем всей вселенной и обладал всеми животными, как только желал, ничему не сопротивляясь. Но когда он преступил заповедь, когда проявил непослушание, он тотчас лишился райского царства и, как один из самых последних рабов, искал лопатой пищу в земле, а все звери перестали его слушать. Таково наше рабство, наказание за нашу непокорность Богу в Адаме. Служение же Богу на земле – духовное семя, а на Небе – плод Вечного Царства. Святой же Василий после святого крещения поистине служил Богу, когда весь Русский народ привлекал к его хвале, строил Церкви и одарял многими богатыми даяниями, когда соблюдал посты и совершал все другие добродетели. За это ныне он наслаждается Царством вместе с Царем Небесным, ожидая полного во плоти воздаяния венца. Поэтому поистине перед лицом Предвечного Бога ты имеешь дерзновение, святой Владимир, к Его Милосердию, и можешь, если хочешь, и за нас умолить Господа, ибо написано: желания боящихся его исполнит Он (Пс. 144, 19). Моли же, во-первых, Его Божественное Милосердие о благоверном государе, царе нашем, чтобы умножились его годы во здравии, в мире, в тишине и всяком благоденствии. Моли о пастыре его словесного стада и обо всем Церковном причте, чтобы все хорошо совершали свою службу и не потеряли награду за свои труды. Моли обо всей пресветлой царской палате, о князьях и боярах, обо всех и о людях всякого чина и сана, чтобы богоугодно пожив здесь, в земном царстве, удостоиться вечной славы в Небесном гражданстве, аминь.

 

Иеромонах Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. Пер. Е. Ю. Коржова. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011. С. 318-322.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: