Новосвмуч. пресвитеръ Николай Тихомировъ – Почитаніе свв. иконъ – установленіе божественное и для насъ спасительное (Поученіе въ день перенесенія Нерукотвореннаго Образа Христа Спасителя).

Нынѣ св. церковь совершаетъ празднество въ честь нерукотвореннаго образа Христа Спасителя. Объ обстоятельствахъ происхожденія сего образа церковное преданіе повѣствуетъ слѣдующее.

Во время земной жизни Господа нашего Іисуса Христа въ Сирійскомъ городѣ Едессѣ жилъ князь Авгарь, впавшій въ тяжкую и неизлѣчимую болѣзнь. Услыхавши, что въ іудейской странѣ явился великій Чудотворецъ Іисусъ, Который однимъ словомъ Своимъ исцѣляетъ всякія болѣзни, Авгарь сильно пожелалъ видѣть Его, дабы получить отъ Него исцѣленіе. И вотъ, онъ послалъ съ письмомъ въ Іерусалимъ искуснаго живописца Ананію съ тѣмъ, чтобы тотъ снялъ точно изображеніе съ Лица Христова, дабы, по крайней мѣрѣ, взирая на образъ Того, къ Кому онъ всею душою благоговѣлъ, имѣть утѣшеніе въ болѣзни. Прибывши въ Іерусалимъ, Ананія отдалъ письмо Спасителю и затѣмъ, избравши удобное время, сталъ было на хартіи изображать Ликъ Спасителя, но всѣ труды его были напрасны: Божественный образъ оставался превыше всѣхъ усилій искусства. Между тѣмъ Господь, провидя желаніе Ананіи, отеръ полотенцемъ Свое Лицо, и на полотнѣ тотчасъ же отпечатлѣлся Божественный Ликъ Его. Изображеніе это съ отвѣтомъ на письмо было принесено Ананіею къ Авгарю. Съ благоговѣніемъ князь принялъ Божественный образъ, облобызалъ его, поклонился ему и тотчасъ же получилъ исцѣленіе отъ неисцѣльной болѣзни своей, кромѣ нѣкоторыхъ слѣдовъ, оставшихся на лицѣ его до того времени, когда, во вознесеніи Господнемъ на небо, св. апостолъ Ѳаддей преподалъ Авгарю окончательное исцѣленіе отъ недуга тѣлеснаго, вмѣстѣ съ тѣмъ доставивъ ему и его подданнымъ и вѣчное спасеніе, крестивши ихъ во имя Христово. Нерукотворенный же образъ Спасителя и по кончинѣ Авгаря долгое время составлялъ необоримую стѣну для Едессы отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, доколѣ не былъ пріобрѣтенъ царемъ греческимъ Романомъ и перенесенъ въ Константинополь въ 944 году по Рождествѣ Христовѣ.

Итакъ, братіе, если Самъ Господь благоволилъ начертать Пречистый Ликъ Свой на полотнѣ и чрезъ него преподать исцѣленіе Авгарю, то нужно ли доказывать, что почитаніе св. иконъ есть установленіе божественное, для насъ спасительное? Нужно ли говорить о томъ, какъ много терпятъ тѣ люди, которые отвергаютъ св. иконы? Во св. иконахъ мы имѣемъ не только всѣмъ понятную исторію земной жизни Христа Спасителя, исторію церкви христіанской, но источникъ освященія и утѣшенія нашего: онѣ возводятъ мысль нашу къ небу, къ Богу и святымъ Его, онѣ возвышаютъ и одухотворяютъ жизнь нашу. Вотъ икона, на которую взирала мать твоя, когда томилась въ смертныхъ мукахъ, рождая тебя и поручая тебя ей на сохраненіе. Вотъ икона, которою молитвенно напутствовали тебя родители на начало поприща житейскаго. И ты самъ въ ужасныя минуты жизни, когда, казалось, все оставило тебя, не склонялся ли смиренно предъ св. иконою, давая обѣты жизни христіанской, – не чувствовалъ ли тогда утѣшенія при одномъ взглядѣ на крестъ Господень? Затѣмъ, когда ты возляжешь на одръ смертный, не святая ли икона станетъ въ изголовья твоемъ, какъ знакъ твоего христіанскаго упованія? Не крестъ ли честный будетъ осѣнять прахъ твой, когда опустятъ тебя въ могилу?.. Вотъ какое важное значеніе имѣютъ для насъ св. иконы!

Дорожите, же, братіе, св. иконами, покланяйтесь имъ, лобызайте ихъ, возводя свой умъ и сердце къ изображаемымъ на нихъ Христу Спасителю, Пречистой Матери Его и Его святымъ угодникамъ, скорымъ помощникамъ и молитвенникамъ о душахъ нашихъ. Аминь..

 

Свящ. Н. Тихомировъ.

 

«Тобольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1916. № 22. Отд. Неофф. С. 373-374.

 

***

Из иноческого дневника «В объятиях Отчих» новосвмуч. Иосифа, Митрополита Петроградского:

Внимай, что говоритъ твоему сердцу кроткій, серьезный ликъ Спасителя со св. иконы. Онъ глядитъ въ самую твою душу и какъ бы испытуетъ ее, насколько она тверда въ Его желаніи, усердна въ Его исканіи, тепла въ Его любви, искрения въ Его почитаніи, непреткновенна въ Его послушаніи. Внимай сему, ибо если Онъ найдетъ въ этомъ отношеніи все благополучнымъ въ твоей душѣ, то неудержимъ будетъ уже въ милостяхъ Своихъ къ тебѣ, давъ тебѣ возможность хотя желаніемъ однимъ, глубочайшимъ и дѣйственнымъ, заслужить и получить ихъ. (№ 86)

 

Спас Нерукотворный. Новгород. 2-я пол. XII в. (ГТГ).

Спас Всемилостивый («Спас Борисоглебский»). Нач. XV в. Находится в соборе Воскресения Христова города Тутаева. Икона отличается большими размерами – около трех метров в высоту и ширину. Икона почитается в качестве чудотворной.

Великоустюжкая икона Спаса Нерукотворного. 1447 г. (ГТГ). В тяжелую годину 1447 г., когда в городе свирепствовала чума, устюжане, уповая на Силу и Премудрость Божию, заказали эту икону и поместили ее на вратах города – «во спасение города».

Спас Всемилостивый («Спас Москворецкий»). 2-я четв. XVII в. Находится в Покровскм соборе на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Вплоть до нач. XX в. являлась одной из шести наиболее почитаемых в Москве чудотворных святынь. На полях иконы начертан тропарь 2 гласа, входящего в службу Нерукотворному образу Спасителя.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: