Протоіерей Павелъ Троцкій – Необыкновенный подвижникъ Кіево-Печерскаго монастыря (Поучительное чтеніе въ день памяти преп. Іоанна Многострадальнаго).

Кто бывалъ на богомольи въ Кіево-Печерской Лаврѣ и поклонялся тамъ въ пещерахъ нетлѣннымъ мощамъ святыхъ угодниковъ печерскихъ, тотъ навѣрное особенно замѣтилъ тамъ мощи преп. Іоанна Многострадальнаго въ такъ называемой ближней, Антоніевой пещерѣ. Тогда какъ мощи другихъ угодниковъ печерскихъ почиваютъ въ ракахъ, или гробницахъ, въ лежачемъ положеніи, мощи Іоанна Многострадальнаго оказываются въ положеніи стоячемъ, – и при томъ ихъ видна только верхняя – меньшая часть – голова и грудь съ крещенными на ней руками, а остальная часть мощей сокрыта въ землѣ по грудь; преподобный зрится въ полузакопанномъ видѣ въ тѣсной келійкѣ. Что бы это значило? Нѣкоторые недоумѣваютъ, смотря на особенное положеніе мощей Іоанна Многострадальнаго, и придумываютъ разныя небылипы о немъ, которыя и разносятъ по отдаленнымъ краямъ православнаго міра; такъ, напр., разсказываютъ, будто, мощи преп. Іоанна Многострадальнаго ежегодно входятъ въ землю на маковое зерно, и когда они совсѣмъ войдутъ въ землю, тогда будетъ конецъ міра. Откуда пошла такая небылица – трудно сказать; но что это именно небылица, это очевидно, уже изъ ясныхъ словъ Спасителя нашего, записанныхъ въ святомъ Евангеліи, что дня кончины міра никто не знаетъ, – не только люди не знаютъ, но и ангелы. Предостерегая васъ отъ разныхъ невѣрныхъ разсказовъ о преп. Іоаннѣ Многострадальномъ, память котораго нынѣ празднуется, я разскажу вамъ, братіе мои, объ этомъ святомъ угодникѣ то, что достовѣрно извѣстно изъ древнѣйшаго сказанія архимандрита печерскаго Поликарпа, жившаго спустя только нѣсколько десятковъ лѣтъ по кончинѣ преподобнаго. Но напомню вамъ прежде всего то, что пещеры кіевскія, какъ ближнія, такъ и дальнія, при Антоніѣ и Ѳеодосіѣ печерскихъ и нѣкоторое время послѣ нихъ, были не только мѣстами подвиговъ преподобныхъ, но и мѣстами ихъ погребеній, а впослѣдствіи и исключительно стали мѣстами погребеній печерскихъ иноковъ, когда послѣдніе стали жить въ открытомъ надпещерномъ монастырѣ.

Преп. Іоаннъ Многострадальный жилъ спустя почти 50 лѣтъ по кончинѣ преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія печерскихъ, именно въ то время, когда пещеры служили и мѣстами погребеній и въ нихъ еще подвизались нѣкоторые изъ строгихъ иноковъ. Къ послѣднимъ принадлежалъ и Іоаннъ Многострадальный, почившій 18 іюля не прежде 1160 года. «Онъ пребывалъ здѣсь, говоритъ преп. Поликарпъ, тридцать лѣтъ въ великомъ вездержаніи, строгимъ постомъ удручая и томя плоть свою и нося на всемъ тѣлѣ тяжкія желѣза. Часто приходилъ къ нему одинъ изъ братій, томимый, по дѣйствію діавола, плотскимъ желаніемъ, продолжаетъ тотъ же преп. Поликарпъ, и просилъ блаженнаго Іоанна молить Бога, чтобы Онъ подалъ ему ослабу страстей и утолилъ похоть плотскую. И много разъ приходилъ онъ съ этою прозьбою. Блаженный же Іоаннъ говорилъ ему: братъ мой! мужайся и крѣпись, потерпи Господа ради; старайся сохранить пути Его, и Онъ не оставитъ тебя въ рукахъ враговъ и не предастъ насъ на растерзаніе зубамъ ихъ... Выслушай меня, сынъ мой, я разскажу тебѣ все, что случилось со мною отъ юности моей. Много пострадалъ я, томимый нечистымъ желаніемъ. Не знаю, чего не дѣлалъ я для своего спасенія: по два, по три дня оставался я безъ пищи, и такъ три года провелъ... Нѣсколько разъ и по цѣлой недѣлѣ ничего не ѣлъ; безъ сна проводилъ всѣ ночи, жаждою много морилъ себя и тяжкія желѣза на себѣ носилъ. Въ такомъ злостраданіи провелъ я года три, но и тутъ не нашелъ покоя. И пошелъ я въ пещеру, гдѣ лежитъ святой отецъ нашъ Антоній, сталъ на молитву и молился день и ночь у гроба его. И услышалъ я голосъ его ко мнѣ: «Іоаннъ, Іоаннъ! нужно тебѣ затвориться здѣсь: не видѣніемъ и молчаніемъ борьба прекратится, и Господь поможетъ тебѣ молитвами преподобныхъ своихъ». Съ того часа, братъ мой, поселился я въ этомъ скорбномъ и тѣсномъ мѣстѣ, и вотъ уже тридцатый годъ, какъ я живу здѣсь и только не много лѣтъ назадъ нашелъ успокоеніе. Всю жизнь свою мучительно боролся я съ помыслами плотскими, и жестока была моя жизнь. Не зная, что дѣлать, не могши терпѣть борьбы съ плотью, задумалъ я жить нагой и надѣлъ на себя вериги тяжкія, которыя съ тѣхъ поръ остаются на тѣлѣ моемъ, и доселѣ истончиваютъ меня стужа и желѣза. Наконецъ прибѣгъ я къ тому, въ чемъ и нашелъ пользу. Вырылъ я яму глубиною до плечь, и, когда пришли дни святаго поста, я вошелъ въ нее и своими руками засыпалъ себя землею, такъ что только руки и голова были свободны. Итакъ, подъ этимъ тяжкимъ гнетомъ пробылъ я весь постъ, не могши двинуться ни однимъ суставомъ. Но и тутъ не прекратилось разженіе и стремленіе плоти. Къ тому же врагъ діаволъ, чтобы выгнать меня изъ пещеры, страхи разные наводилъ на меня. Ноги мои, засыпанныя землею, горѣли какъ въ огнѣ, такъ что жилы корчились и кости трещали; уже пламенъ досягалъ до утробы, и члены мои сгорали. Я же забылъ лютую ту боль и порадовался душего, что чисты соблюдены они отъ такой скверны, и желалъ лучше весь горѣть въ огнѣ томъ Господа ради, нежели выйти изъ ямы. И вотъ, увидалъ я змѣя страшнаго и лютаго, который хотѣлъ пожрать меня, дыша, пламенемъ, осыпая меня искрами. И такъ много дней дѣлалъ онъ со мною, чтобы прогнать меня. Когда же приблизилась ночь Воскресенія Христова, вдругъ напалъ на меня лютый тотъ змѣй, такъ что голова и руки мои были уже въ его пасти, волоса на головѣ и бородѣ опалились, какъ ты теперь и видишь. Я же изъ гортани змѣя того, возопилъ изъ глубины сердца: «Господи Боже. Спасителю мой! Зачѣмъ ты меня оставилъ! Сжалься надо мною, Владыко! Ты единый Человѣколюбецъ, спаси меня грѣшнаго»! и проч. И вдругъ блеснула молнія и лютый тотъ змѣй исчезъ отъ меня, и послѣ того и донынѣ я не видалъ его. Тогда свѣтъ Божественный, какъ солнце, осіялъ меня, и я услышалъ голосъ, говорившій мнѣ: «Іоаннъ, Іоаннъ! вотъ тебѣ помощь. Прочее же отъ тебя зависитъ: наблюдай за собою, чтобы не было съ тобою чего-нибудь горше, и не пострадать бы тебѣ въ будущемъ вѣкѣ»! Я же поклонился и сказалъ: Господи! зачѣмъ же Ты оставилъ меня въ такой злой мукѣ? И былъ мнѣ отвѣтъ: «по мѣрѣ силы терпѣнія твоего, Я навелъ на тебя искушеніе, чтобы ты очистился чрезъ него, какъ золото въ огнѣ. Господь не попускаетъ выше силъ напасти человѣку, чтобы онъ не изнемогъ; но, какъ господинъ, рабамъ крѣпкимъ и могучимъ тяжкія и великія дѣла вручаетъ, немощнымъ же и слабымъ измышляетъ малыя и легкія. Знай же вотъ что: при борьбѣ съ плотскою страстью, о которой ты молиться, молись лежащему противъ тебя мертвецу, чтобы онъ облегчилъ тебя. Онъ сдѣлалъ больше Іосифа и можетъ помогать сильно страждущимъ такою страстью». Не зная имени этого святого, я началъ взывать: Господи, помилуй меня! Потомъ узналъ я, что это – Моисей, родомъ угринъ (венгерецъ). (Мощи его и до сихъ поръ почиваютъ противъ келліи съ мощами преп. Іоанна Многострадальнвго). И пришелъ на меня свѣтъ неизреченный, въ которомъ и теперь пребываю, и не имѣю нужды въ свѣтильникѣ ни днемъ, ни ночью. «Мы, братъ мой, продолжалъ преп. Іоаннъ, погубили умъ свой плотолюбіемъ и Творящій праведное Христосъ попускаетъ страсть на насъ, никогда не приносившихъ плода. Но, братъ мой, я говорю тебѣ: помолись этому преподобному Моисею, и онъ поможетъ тебѣ». И взявши одну кость отъ мощей святаго, Іоаннъ подалъ ее брату и сказалъ: «приложи ее къ тѣлу своему». Тотъ сдѣлалъ такъ, и тотчасъ утихла страсть; члены его омертвѣли, и съ тѣхъ поръ не было ему искушенія. И возблагодарили они вмѣстѣ Бога, прославляющаго святыхъ своихъ»: закончилъ свой разсказъ объ Іоаннѣ Многострадальномъ преп. Поликарпъ.

Вотъ вамъ, братіе, самый достовѣрный разсказъ о преп. Іоаннѣ Многострадальномъ и почти его же собственными словами. Больше намъ ничего неизвѣстно объ этомъ необычайномъ подвижникѣ Клево-Печерскомъ. Неизвѣстно также и то: самъ ли онъ зарылъ себя въ землю предъ своею кончиною, или просилъ своихъ собратій, чтобы они такъ погребли его по смерти.

Такъ, или иначе, а преп. Іоаннъ Многострадальный и донынѣ остается полузарытымъ въ землѣ, въ своей тѣсной келлійкѣ, какъ подвизался онъ и при жизни, – на память и въ поученіе всѣмъ послѣдующимъ родамъ, – чтобы и мы, съ Божіею помощью, боролись съ своими страстями и многоразличными искушеніями, посылаемыми намъ отъ Господа, по нашей силѣ, для нашего же блага.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1894. № 14.Ч. Неофф. С. 395-400.

 

⸭    ⸭    ⸭

Тропа́рь, гла́съ 1-й:

Терпѣ́нія сто́лпъ вои́стинну непоколѣби́мый/ и забра́ло отъ вра́жіихъ стрѣля́ній необори́мо,/ равноа́нгельне и многострада́льне о́тче на́шъ Іоа́нне,/ иму́ще тя́, мы́, недосто́йніи, мо́лимся,/ припа́дающе къ честны́мъ твои́мъ моще́мъ те́плѣ:// изба́ви на́съ душетлѣ́нныхъ страсте́й плотски́хъ и спаси́ твои́ми моли́твами.

Конда́къ, гла́съ 2-й:

Сто́лпъ цѣлому́дрія, вра́жіими боре́ньми непобѣди́мь сы́й,/ а́ки сто́лпъ, многострада́льное водруже́нно оста́вилъ еси́ на́мъ тѣ́ло твое́,/ всече́стне Іоа́нне,/ ему́же въ не́мощехъ душе́вныхъ и тѣле́сныхъ покланя́ющеся,/ мо́лимъ тя́, преподо́бне:// моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о всѣ́хъ на́съ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: