Священникъ Алексѣй Тиховъ – Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (Марк. 8, 34-38; 9, 1).

Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи излагается, какъ мы слышали, ученіе Іисуса Христа о томъ, что кто хочетъ идти за Нимъ, т. е. быть истиннымъ Его послѣдователемъ, тотъ долженъ отвергнуть себя, взять крестъ свой, и слѣдовать за Нимъ.

Но что же значитъ отвергнуться себя? Отвергнуться себя значитъ отвергнуться своей воли и покорить ее совершенно волѣ Божіей. Труднымъ кажется намъ это самоотверженіе, но это потому только, что мы на все смотримъ въ собственномъ свѣтѣ нашемъ. Мрачное покрывало на очахъ нашихъ не позволяетъ намъ видѣть предметы въ ихъ истинномъ видѣ. Если бы мы имѣли ясное и точное познаніе о самихъ себѣ, о растлѣнной грѣхомъ природѣ нашей и о томъ, для чего требуетъ отъ насъ самоотверженія Искупитель нашъ, пришедшій для спасенія погибшихъ; тогда, не взирая на всѣ трудности, мы охотно бы послѣдовали Его призыву къ самоотверженію.

И дѣйствительно, если мы обратимся къ Слову Божію, то въ немъ, какъ въ чистомъ зеркалѣ, ясно увидимъ всю испорченность нашей падшей природы; мы ясно увидимъ, что нашъ умъ, ослѣпленный земною мудростію, которая есть безуміе предъ Богомъ (1 Кор. 3, 19), не рѣдко сбиваетъ насъ съ истиннаго и спасительнаго пути, заставляетъ блуждать по распутіямъ міра сего, наконецъ приводитъ насъ къ погибели. Наша воля не есть свободная, избирающая истинное и доброе, но порабощенная страстями и постоянно насъ влекущая къ злому и грѣховному. Св. апостолъ Павелъ говоритъ: знаю, что не живетъ во мнѣ, то есть въ плоти моей доброе; потому что желаніе добра есть во мнѣ, но чтобы сдѣлать оное, того не на хожу. Доброю, которою хочу, не дѣлаю, а злое, котораго не хочу, дѣлаю (Рим. 7, 18. 19). Дѣйствительно, какъ часто въ самыя чистыя наши расположенія, въ самыя благія, искреннія намѣренія, лишь только они зачинаются, закрадывается уже зло; оно, какъ червь въ цвѣткѣ, зарождается въ нихъ самихъ, – подтачиваетъ и портитъ ихъ. Чаще всего такъ бываетъ съ нами. Приходитъ на сердце человѣку благородная мысль. Въ первую минуту онъ ничего пламеннѣе, чистосердечнѣе не желаетъ, какъ исполнить ее, сдѣлать святое дѣло. Но вотъ проходитъ немного времени, – усердіе – уже слабѣе противъ прежняго, – человѣка одолѣваетъ какая-то лѣность, встрѣчаются препятствія, возникаютъ противорѣчія, являются другія важныя дѣла, занятія, нужды – и онъ откладываетъ задуманное до другаго времени. А это другое время таково, что оно рѣдко приходитъ. Если же и придетъ, то прежнія препятствія возобновляются въ мысли еще съ большею силою, и доброе намѣреніе мало по малу предается забвенію. Теперь, если человѣкъ, углубившись въ свою совѣсть, оглянется на свои прошедшія дѣла, онъ самъ удивится себѣ и скажетъ: «не понимаю, какъ это случилось со мною, – хотѣлъ сдѣлать доброе, а сдѣлалъ дурное». Послѣ этого судите сами: можемъ ли мы полагаться на собственную волю? Къ чему она насъ приведетъ? Она можетъ обратиться въ пагубное своеволіе, которое можетъ насъ погубить на всегда. – Познаемъ же, братіе, и возчувствуемъ, что намъ необходимо отвергнуться своей собственной воли, всецѣло покоривъ ее волѣ Божіей.

Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи Іисусъ Христосъ говоритъ: возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мною (Марк. 8, 34). Чего отъ насъ – Своихъ послѣдователей этими словами требуетъ Іисусъ Христосъ? Онъ требуетъ, чтобы мы – Его послѣдователи переносили великодушно, ради Него, за насъ распятаго, всякія поношенія, гоненія, бѣдствія, нищету и всякія иныя злоключенія; идти же въ слѣдъ за Христомъ, значитъ идти по указанному имъ пути истиннаго благочестія къ вѣчному блаженству. По ученію Спасителя, путь къ вѣчной жизни, есть путь тѣсный (Мѳ. 7, 14); онъ преисполненъ скорбей, страданій и слезъ. Вступая на сей путь, мы должны оставить все, отторгнуть сердце свое отъ сокровищъ міра сего, отвергнуться себя, и взять только крестъ свой: иже хощетъ по Мнѣ ити, говоритъ Самъ Спаситель, да отвержется себе и возьметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34). Кажется, чего ожидать на пути семъ страннику міра, грядущему къ небесному своему отечеству, кромѣ великихъ трудностей, неизбѣжныхъ опасностей, страданій и слезъ?!. Но мы, христіане, не должны устранять себя отъ этого крестнаго пути, такъ какъ тѣсный путь приведетъ насъ къ жизни вѣчной – въ обители Отца нашего небеснаго; а пространныя врата и широкій путь – среди радостей и утѣхъ земныхъ, за которыми, большею частію, такъ усердно мы гоняемся, неминуемо приведутъ насъ въ погибель (Мѳ. 7, 13. 14). Всѣ святые, нынѣ обитающіе въ обителяхъ Отца небеснаго, шли этимъ крестнымъ путемъ; напрасно и мы надѣемся получить радости небесныя, если не сѣемъ слезами здѣсь – на землѣ.

Братіе-христіане! Сколь многіе, къ несчастію, уклоняются отъ крестнаго пути, несомнѣнно приводящаго къ вѣчной блаженной жизни, представляя его, по своей не дальновидности и легкомыслію, исполненнымъ однѣхъ скорбей и лишеній, бѣдъ и напастей, и чуждымъ всѣхъ удовольствій и радости; – и, увлекаясь чувственными божделѣніями и примѣрами другихъ, избираютъ такіе пути, которые хотя и представляются пространными и пріятными, – обѣщаютъ, а иногда и дѣйствительно доставляютъ много удовольствій для чувственной нашей природы, но которые неминуемо приводятъ наконецъ къ погибели.

Іудеи, находясь при рѣкахъ въ Вавилонѣ (Псал. 136), въ отечествѣ враговъ, никакъ не хотѣли пѣть на своихъ арфахъ тѣхъ сладкихъ пѣсней, которыя они обыкновенно пѣвали въ дни веселія и свободы въ своемъ отечествѣ; но воспоминая о Сіонѣ, всѣ дни плѣна своего проводили въ слезахъ: и кто изъ насъ не признаетъ слезъ ихъ справедливыми? Для чего же мы, братіе-христіане, въ Вавилонѣ міра сего, въ удаленіи отъ Бога, въ чужой странѣ – въ странѣ нашего изгнанія, среди многочисленныхъ враговъ, предаемся шумной разсѣянности? Для чего беззаконнымъ нашимъ веселіемъ утѣшаемъ враговъ нашихъ и оскорбляемъ безконечную любовь Отца небеснаго? Проліемъ же горячія слезы о грѣхахъ нашихъ предъ Отцемъ небеснымъ и всегда будемъ проливать ихъ, доколѣ Онъ, всеблагій, кроткимъ гласомъ призываетъ насъ къ молитвѣ и слезамъ. И Самъ Спаситель кого называетъ блаженными? Только проливающихъ слезы о грѣхахъ своихъ: блаженны, говоритъ Онъ, плачущіе нынѣ; ибо бозсмѣетесь; но горе вамъ, смѣющіеся ибо восплачете и возрыдаете! (Лук. 6, 21. 25). Аминь.

 

С. Т.

 

«Воскресное чтеніе». 1897. № 37-38. С. 579-582.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: