Сѵнодикъ: Преосвященный Виссаріонъ, епископъ Костромской и Галичскій (30 мая / 12 іюня).

30-го минувшаго мая [12 іюня 1905 г. на нов. ст.] въ 5 часовъ 20 минутъ по полудни скончался, на 83-мъ году отъ рожденія, одинъ изъ старѣйшихъ іерарховъ Россійской Церкви – епископъ Костромской и Галичскій Виссаріонъ. Почившій владыка въ мірѣ Василій Петровичъ Нечаевъ родился въ Тульской губерніи, Крапивенскаго уѣзда въ селѣ Колединѣ 15-го марта 1823 года. Отецъ его былъ діаконъ; съ 1838 по 1844 г. обучался въ Тульской духовной семинаріи и затѣмъ въ Московской духовной академіи, въ которой окончилъ курсъ ученія въ 1848 году въ первомъ разрядѣ, по списку третьимъ студентомъ. Курсовое сочиненіе его «О святителѣ Димитріи, Ростовскомъ чудотворцѣ» было признано заслуживающимъ напечатанія на счетъ академическихъ суммъ. В. И. Нечаевъ проходилъ должности преподавателя: логики, психологіи, патристики и латинскаго языка въ Тульской духовной семинаріи съ 1848 года, – церковпой археологіи и церковнаго законовѣдѣнія и церковной Библейской исторіи въ Виѳанской семинаріи съ 1849 года и Священнаго Писанія и греческаго языка въ Московской семинаріи съ 1852 года. Въ 1850 году утвержденъ былъ въ степени магистра богословія. Въ 1853 г. рукоположенъ во священника къ Николаевской при Московской духовной семинаріи церкви, съ сохраненіемъ профессорской должности. По увольненіи отъ этой должности резолюціею митрополита Филарета, отъ 12 октября 1855 года, былъ назначенъ на мѣсто приходскаго священника къ Московской Николаевской въ Толмачахъ церкви и служилъ въ ней 34 года до принятія монашества. Проходилъ должность увѣщателя въ коммиссіи военнаго суда съ 1859 по 1873 годъ.

Былъ однимъ изъ основателей журнала «Душеполезное Чтеніе», изданіемъ котораго занимался въ теченіе 30 лѣтъ, съ 1859 г. по 1889 годъ. Въ составъ редакціи въ 1859 году входили; священникъ Казанской, у Калужскихъ воротъ, церкви А. I. Ключаревъ, впослѣдствіи архіепископъ Харьковскій Амвросій, В. П. Нечаевъ и священникъ В. I. Лебедевъ. За смертію послѣдняго и съ выходомъ въ 1866 году изъ состава редакціи А. I. Ключарева, В. П. Нечаевъ остался единственнымъ редакторомъ журнала и все время оставался вѣренъ задачѣ журнала: «служить духовно-нравственному наставленію христіанъ, удовлетворять потребности общеназидательнаго и общепонятнаго духовнаго чтенія».

Въ 1874 году священникъ Нечаевъ возведенъ былъ въ санъ протоіерея. Былъ въ числѣ учредителей противораскольническаго Московскаго братства святителя Петра митрополита и состоялъ членомъ совѣта этого братства съ 1874 по 1889 годъ. Въ 1887 году скончалась супруга В. П. Нечаева, и въ 1889 году, по зрѣломъ обсужденіи, онъ принялъ монашество въ храмѣ цреподобнаго Сергія, что на Троицкомъ архіерейскомъ въ Москвѣ подворьѣ, съ причисленіемъ къ братству Московскаго каѳедральнаго Чудова монастыря. Въ томъ же году возведенъ былъ въ санъ архимандрита и ему поручено было управленіе Московскимъ Богоявленскимъ монастыремъ. 29 іюня 1889
года воспослѣдовало Высочайшее повелѣніе о бытіи архимандриту Виссаріону епископомъ Дмитровскимъ, первымъ викаріемъ Московской епархіи. Хиротонія его во епископа совершена въ Московскомъ Большомъ Успенскомъ соборѣ. Въ санѣ епископа, преосвященный Виссаріонъ былъ товарищемъ предсѣдателя миссіонерскаго общества въ Москвѣ и предсѣдателемъ Кирилло-Меѳодіевскаго братства съ 1889-го по 1892 годъ. Руководилъ противораскольническими бесѣдами съ 1889-го по 1891 годъ. Въ 1891-мъ году получилъ назначеніе на каѳедру епископа Костромскаго. Въ 1894 году присутствовалъ въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Въ томъ же году удостоенъ совѣтомъ Московской духовной академіи степени доктора богословія и утвержденъ въ этой степени Святѣйшимъ Сѵнодомъ.

5-го ноября 1898 года Костромская епархія праздновала пятидесятилѣтіе служенія своего архипастыря святой Церкви и Отечеству. Въ рѣчи протоіерея I. Вознесенскаго юбиляру отмѣчены высокіе черты архипастырской дѣятельности и личнаго характера почившаго владыки: «Служеніе его, – говорилъ ораторъ, – доселѣ отличалось неустаннымъ совершеніемъ богослуженія, какъ въ Костромскихъ каѳедральныхъ соборахъ Троицкомъ и Успенскомъ, такъ и въ городскихъ и сельскихъ церквахъ епархіи; безкорыстными, правдивыми и прямыми отношеніями его къ подчиненнымъ ему труженикамъ на Нивѣ Христовой; должнымъ вниманіемъ къ лицамъ, достойнымъ того; терпѣливою снисходительностью къ слабымъ, въ ожиданіи ихъ исправленія, строгимъ лично наблюденіемъ надъ самимъ собою, братскою любовію ко всѣмъ и христіанскимъ миролюбіемъ, сочувствіемъ его общественнымъ и сословнымъ интересамъ; сдержанностью начальственныхъ распоряженій, чтобы не стѣснить кого своими личными воззрѣніями и правилами жизни и, наконецъ, ровнымъ и тайнымъ теченіемъ дѣлъ епархіи». И на епископской каѳедрѣ преосвященный Виссаріонъ не оставлялъ своего любимаго дѣтища «Душеполезнаго Чтенія», состоя его постояннымъ сотрудникомъ. Ни одна почти книжка журнала не появлялась не украшенная его проповѣдями и статьями. Мѣстныя «Епархіальныя Вѣдомости» такъ же были наполнены его поученіями и проповѣдями.

Ученая дѣятельность почившаго владыки, по отзывамъ комиссіи изъ ректора и профессоровъ Московской духовной академіи, была весьма разностороння и плодотворна. Помимо диссертаціи «Святый Димитрій, митрополитъ Ростовскій» имъ написанъ рядъ сочиненій, касавшихся а) истолкованія Священнаго Писанія, б) раскрытія истинъ православнаго нравоученія и вѣроученія, в) изъясненія богослуженія и общеупотребительныхъ молитвъ и г) обличенія заблужденій старообрядцевъ. Истолковательные труды владыки содержатъ изъясненіе паримій изъ Пятокнижія Моисеева, изъ книгъ Іисуса Навина, Судой, Царствъ, Паралипоменонъ, Іова (Спб., 1894 г., 605 стр.), паримій изъ книги Притчей и книги Премудрости Соломоновой (Москва, 1888 г., 322 стр.), паримій изъ книги пророка Исаіи (Москва, 1890 г., 348 стр.) и шъ книгъ пророковъ Іереміи, Іезекіиля, Даніила, Іоиля, Іоны, Михея, Софоніи, Захаріи и Малахіи (Москва, 1892 года, 202 стр.). Истины православнаго нравоученія и вѣроученія и излагаются преосвященнымъ Виссаріономъ въ слѣдующихъ книгахъ: «Сборникъ для любителей духовнаго чтенія» (Москва, 1884 г., 621 стр.), «Очерки христіанской жизни» (Москва, 1885 г., 239 стр.), «Черты христіанскаго ученія» (Москва, 1887 г., 307 стр.), «Сборникъ для назидательнаго чтенія» (Москва, 1891 года, 381 стр.), «Духовная пища» (Москва, 1891 г., 410 стр.), «Духовный свѣтъ» (Москва, 1891 г., 457 стр.), «Уроки покаянія въ великомъ канонѣ святаго Андрея Критскаго, заимствованные изъ Библейскихъ сказаній» (Москва, 1891 г., 470 стр.), «Христіанскіе уроки» (Москва, 1891 года, 383 стр.) и «Голосъ пастыря» (Москва, 1893 г., 305 стр.).

Къ изъясненію богослуженія и молитвъ относятся: «Толкованіе на божественную литургію по чину святителя Іоанна Златоустаго и святителя Василія Великаго» (Москва, 1884 г., 243 стр.), «О вечернѣ» (Москва, 1891 г., 86 стр.) и «Обозрѣніе употребительнѣйшихъ церковныхъ молитвъ» (Москва; 1892 г., 194 стр.). Наконецъ, ему принадлежитъ «Книга о расколѣ и по поводу раскола» (Москва, 1890 г., 202 стр.).

Уже одинъ перечень этихъ трудовъ преосвященнаго Виссаріона свидѣтельствуетъ о рѣдкомъ, необычайномъ трудолюбіи почившаго владыки, совмѣщавшаго дѣятельное исполненіе обязанностей еписконскаго служенія съ кабинетною дѣятельностыо ученаго, обогатившаго русскую богословскую науку многочисленными произведеніями, имѣющими къ тому же широкій кругъ читателей, такъ какъ многія изъ перечисленныхъ сочиненій вышли вторымъ и далее третьимъ изданіемъ.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1905. № 23. С. 962-965.

 

Памяти преосвященныхъ Виссаріона, епископа Костромского, и Веніамина Кинешемскаго.

Веспою текущаго [1905] года, черезъ двѣ недѣли одинъ послѣ другого, почили въ Ипатіевскомъ монастырѣ старцы епископы: Виссаріонъ, епископъ Костромской и Галичскій, и ближайшій сотрудникъ его по управленію Костромского паствою преосвященный Веніаминъ, епископъ Кинешемскій.

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости» сообщаютъ слѣдующія достопримѣчательныя черты изъ жизни этихъ святителей.

Прсосвящеішый Виссаріонъ, чрезвычайно трудолюбивый и энергичный, тщательно возгрѣвалъ въ себѣ энергію и способность къ дѣламъ и не показывалъ въ себѣ упадка силъ. Вставая каждый день раннимъ утромъ, обыкновенно до заутрени (утреня въ 5 часовъ), онъ ежедневно приходилъ къ богослуженію въ храмъ, служилъ круглый годъ не только въ праздники, по нерѣдко и въ будни. Послѣ обѣдни скоро переходилъ къ занятію обычными многочисленными дѣлами епархіи, не торопясь, вникая во всякое дѣло. Въ свободное, необширное время отъ дѣлъ, много читалъ, слѣдилъ постоянно за вновь выходящей духовной литературой; у него было можно получить добрый, основательный совѣтъ относительно выбора для чтенія новой книги изъ духовной литературы. Много и постоянно писалъ для «Душеполезнаго Чтенія» или для мѣстныхъ «Епархіальныхъ Вѣдомостей». Вообще, онъ жилъ болѣе духовною, нежели физической, жизнью, безпрестанно почти трудясь, ложась спать въ 11 часовъ ночи, а если много было бумагъ для прочтенія и подписи, что случалось нерѣдко, то въ 12 часовъ ночи и позднѣе; обѣдалъ въ часъ и послѣ обѣда не отдыхалъ, а обыкновенно до чая прочитывалъ газеты, журналы; въ 5 часовъ пилъ чай, послѣ чая обыкновенно диктовалъ какое-нибудь поученіе; въ 7 часовъ вечера принимался за дѣла, ѣлъ разъ въ день (одинъ обѣдъ – безъ ужина). Владыка былъ отзывчивъ къ нуждамъ бѣдныхъ просителей и помогалъ имъ перѣдко пзъ своихъ личныхъ средствъ, а подаяніемъ ежедневной милостыни нищимъ и прохожимъ завѣдывалъ его келейникъ, который ему ежемѣсячно давалъ отчетъ.

Преосвященный Веніаминъ былъ уже 87 лѣтъ и послѣдніе три года по старческой слабости никуда не выходилъ изъ своихъ покоевъ, – даже въ храмъ Божій. Кончины своей преосвященный Веніаминъ ждалъ ужо нѣсколько лѣтъ. Будучи чрезвычайно религіозенъ, проводя постническую, аскетическую жизнь, покойный послѣдніе годы жилъ почти не земною жизнію, мыслилъ и говорилъ съ людьми только о Богѣ, о служеніи Ему, о загробной жизни. Въ Костромѣ его знали скорѣе не какъ архипастыря, а какъ старца-подвижника, мудраго духовнаго совѣтника, и зналъ больше простой народъ, который посѣщалъ его каждодневно толпами, желая получить отъ него, какъ святаго подвижника, слывшаго въ народѣ даже за «прозорливца», благословеніе и услышать слово назиданія. Одинъ изъ проповѣдниковъ при отпѣваніи владыки, между прочимъ, засвидѣтельствовалъ о немъ слѣдующее: «онъ открылъ къ себѣ доступъ всѣмъ, ищущимъ разрѣшенія различныхъ недоумѣнныхъ вопросовъ, касающихся, въ особенности, жизни духовной, спасенія, не отказывая въ рѣшеніи вопросовъ и житейскихъ. Въ теченіе многихъ лѣтъ дверь въ его покои была открыта для приходящихъ за совѣтами каждодневно. Сотни, можетъ быть даже тысячи, простыхъ вѣрующихъ, благочестивыхъ людей, по преимуществу женскаго пола, здѣсь въ бесѣдѣ со старцемъ-святителемъ нашли себѣ утѣшеніе въ горѣ, умиротвореніе смятенной сомнѣніями и грѣхами души, наставленіе въ доброй жизни, – сотни, можетъ быть тысячи, изъ получившихъ совѣты мудраго старца-архіерея измѣнили свой образъ жизни къ лучшему, укрѣпились въ вѣрѣ и упованіи на Бога и стали себя чувствовать болѣе счастливыми въ земной жизни, стали смотрѣть болѣе бодро, съ надеждою, и на загробную свою будущность. Въ этомъ, въ послѣдніе годы жизни старца, состояло служеніе его людямъ, – служеніе не менѣе плодотворное, чѣмъ и многихъ другихъ пастырей церковныхъ. Этотъ подвигъ служенія меньшей братіи въ преосвященномъ Веніаминѣ очень высоко цѣнилъ приснопамятный Костромской архипастырь Виссаріонъ, предупредившій кончиною Веніамина только на двѣ недѣли, – тотъ архипастырь, который самъ былъ ученый проповѣдникъ и учитель народный. Съ этой стороны, почившій преосвященный Веніаминъ оставляетъ по себѣ и въ народѣ надолго добрую и благодарную память».

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1905. № 32. С. 1365-1366.

 

Посланіе преосвященнаго Виссаріона, епископа Костромского, къ паствѣ.

По случаю исполнившагося 8 декабря 1903 года пятидесятилѣтняго служенія въ священномъ санѣ.

Возлюбленныя чада мои о Господѣ! Исполнилось ровно пятьдесятъ лѣтъ со времени моего рукоположенія въ священный санъ. Столь долголѣтнее служеніе, при долголѣтней, притомъ жизни, есть величайшая милость ко мнѣ Господа, даровавшаго мнѣ благодать для служенія спасенію ближнихъ. Сознаю себя недостойнымъ служителемъ церкви Христовой и дивлюсь долготерпѣнію Господа, продолжающаго дни моей жизни и дни моего служенія сначала въ санѣ священника, потомъ въ санѣ епископа. Чѣмъ дольше я служу, тѣмъ больше пріемлю отвѣтственности предъ Господомъ, ибо долженъ буду на томъ свѣтѣ дать отвѣтъ не только за мои личные грѣхи, но и за грѣхи пасомыхъ, если вслѣдствіе моей небрежности и непредусмотрительности не приняты надлежащія мѣры противъ возникновенія и распространенія среди ихъ невѣрія, суевѣрій, лжемудрованій, нечестивыхъ и безнравственныхъ обычаевъ. Сознаю мою безотвѣтность и молю Господа, да не внидетъ въ судъ съ рабомъ своимъ, ибо никто, даже великій праведникъ, не устоитъ предъ симъ нелицепріятнымъ судомъ. Скажу одно: не послужитъ ли сколько-нибудь къ облегченію тяжести моей вины то, что, страшась праведнаго гнѣва Божія, я старался привлечь къ себѣ милосердіе Божіе ревностію къ проповѣданію слова Божія устно и письменемъ. Я всегда держалъ въ умѣ сказанное Апостоломъ: горе мнѣ, аще не благовѣствую. Благовѣствовать или править слово истины есть первый долгъ пастыря. Да позволено мнѣ будетъ исполнить сей долгъ и въ настоящія минуты.

«Для меня нѣтъ большей радости», говоритъ святой апостолъ и евангелистъ. Іоаннъ Богословъ, «какъ слышать, что чада мои ходятъ въ истинѣ» (3 Іоанн., ст. 4). Подобную радость и я испытываю, вступая въ общеніе съ вами словомъ. Радуйтесь, братіе, и вы, что Господь сподобилъ васъ принадлежать къ православной, святой, соборной, т. е. вселенской и апостольской церкви. Только въ церкви можно спастись, внѣ церкви нѣтъ спасенія. Христосъ есть глава церкви, церковь есть тѣло Его, ибо такъ тѣсно соединена съ Нимъ, какъ члены тѣла съ головою. Членъ тѣла, отсѣченный отъ него, не можетъ жить самъ собою, умираетъ и гніетъ: равно и отпадшій отъ церкви погибаетъ. Христосъ, совершивъ дѣло искупленія и вознесшись на небеса, не оставилъ насъ, но согласно Своему обѣщанію пребываетъ съ нами и будетъ пребывать до скончанія вѣка въ святой Своей церкви. Въ ней одной сосредоточены всѣ средства для усвоенія спасенія, содѣяннаго Христомъ. Въ ней одной пребываетъ и всегда будетъ пребывать Духъ Святый (Іоанн. 14, 17) своею благодатію, прощающею, очищающею и освящающею. Она даруется намъ въ таинствахъ, совершаемыхъ законными священнослужителями. Въ ней одной существуетъ истинное ученіе Христово, ибо пребывающій въ ней Духъ Святый есть Духъ истины, почему она и называется столпомъ и утвержденіемъ истины. Паче всего дорожите, братія, честію быть чадами православной церкви и наслѣдниками царствія небеснаго. Любите ее, какъ чадамъ свойственно любить родную мать, повинуйтесь ея пастырямъ и учителямъ, ибо кто повинуется и слушаетъ ихъ, тотъ повинуется и слушаетъ самого Христа; кто презираетъ и отвергается ихъ, тотъ презираетъ и отвергается Самого Христа. Строго соблюдайте уставы церковные о праздникахъ и постахъ. Каждый воскресный день непремѣнно посѣщайте храмъ Божій, ибо кто три воскресенія сряду не побываетъ въ церкви, за исключеніемъ препятствій отъ немощи и другихъ непреодолимыхъ препятствій, тотъ будетъ отлученъ отъ причастія святыхъ тайнъ, – такъ гласитъ одно изъ соборныхъ правилъ (1 Трул., пр. 80). Нигдѣ такъ не близокъ Христосъ къ вѣрующимъ, какъ въ храмѣ Его. Самъ Онъ сказалъ: «гдѣ двое или трое соберутся во имя Мое, тамъ и Я посредѣ ихъ». Гдѣ же больше собирается народу, какъ не въ храмѣ Божіемъ? Всѣ мы – братія во Христѣ Іисусѣ: гдѣ же съ большею, силою проявляется братское общеніе, какъ не въ храмѣ Божіемъ, гдѣ предъ лицемъ Отца небеснаго всѣ равны, нѣтъ различія между богатымъ и бѣднымъ, знатнымъ и худороднымъ, гдѣ всѣ одинаково милы Ему, какъ чада Его возлюбленныя? – Храмъ Божій есть мѣсто не только молитвы, но и ученія. Здѣсь всѣмъ вслухъ преподается ученіе истины въ чтеніяхъ изъ Евангелія, Апостола, Псалтири, и другихъ ветхозавѣтныхъ и новозавѣтныхъ книгъ, также въ пастырскихъ наставленіяхъ. Здѣсь не только грамотные, но и неграмотные, внимательно слушая эти чтенія, могутъ узнать все, что нужно для спасенія души. – Въ храмѣ Божіемъ, особенно во время литургіи, вѣрующіе сподобляются тѣснѣйшаго общенія съ Господомъ Богомъ и съ небожителями, ибо храмъ Божій есть мѣсто особеннаго присутствія Божія, такъ что стоящіе въ храмѣ на небеси стояти мнятъ. На литургіи вѣрныхъ съ нами невидимо служатъ ангельскія силы, окружая въ алтарѣ престолъ Господень при священнодѣйствіи великаго таинства.

Каждый годъ, православные христіане, неопустительно, во дни постовъ, очищайте свою совѣсть покаяніемъ во грѣхахъ и освящайте себя причащеніемъ тѣла и крови Христовой. Каяться во грѣхахъ мы должны ежедневно, ибо ежедневно грѣшимъ; но покаяніе въ посты отъ ежедневнаго отличается тѣмъ, что соединяется съ говѣніемъ, исповѣдью и причащеніемъ святыхъ тайнъ. Не уклоняйтесь, братіе, отъ подвиговъ говѣнія, строго соблюдайте воздержаніе даже въ постной пищѣ и всячески воздерживайтесь отъ снѣдей непостныхъ. Такое воздержаніе или ограниченіе свободы въ питаніи имѣетъ отчасти значеніе нѣкотораго наказанія, подобнаго тому, какое налагается на провинившихся въ чемъ-нибудь школьниковъ: ихъ сажаютъ за такъ называемый голодный столъ, даютъ имъ одинъ хлѣбъ и воду. Всѣ мы виноваты предъ Господомъ, оскорбляемъ Его грѣхами, и потому должны смиренно подчиняться уставамъ церкви объ употребленіи не столь питательной, какъ въ мясоѣдъ, пищи. Пусть это напоминаетъ намъ о нашей виновности предъ Господомъ. – Какъ можно чаще во дни говѣнія ходите въ храмъ Божій для того, чтобы участіемъ въ общихъ, всенародныхъ молитвахъ, бывающихъ въ храмѣ, скорѣе умилостивить Бога, чѣмъ молитвами домашними. Ободряйте себя въ этомъ святомъ дѣлѣ примѣромъ ниневитянъ, преклонившихъ Бога на милость всенароднымъ покаяніемъ. – Съ смиреннымъ самоосужденіемъ и сокрушеннымъ сердцемъ приступайте къ таинству исповѣди и, принявъ чрезъ служителя таинства прощеніе во грѣхахъ, давайте обѣщаніе воздерживаться отъ нихъ. Кто спѣшитъ осквернять себя грѣхами, отъ которыхъ очистился на исповѣди, тотъ походитъ на извѣстное нечистоплотное животное, которое, омывшись въ чистой водѣ, ложится въ грязь (2 Петр. 2, 22). – Съ благоговѣніемъ и любовію ко Христу освящайте себя благодатію тѣснѣйшаго общенія съ Нимъ въ таинствѣ тѣла и крови Христовой. Боже васъ сохрани уклоняться отъ этого таинства. Помните грозное слово Спасителя: аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ, т. е. подвергнетесь опасности лишиться вѣчнаго блаженства.

Свято ведите себя въ жизни семейной: дѣти повинуйтесь своимъ родителямъ, родители заботьтесь о воспитаніи дѣтей въ страхѣ Божіемъ. Мужья и жены строго соблюдайте супружескую вѣрность. Всѣ охотно исполняйте священный долгъ покорности царю и поставленнымъ отъ него властямъ. Подлежащіе воинской повинности не тяготитесь исполненіемъ ея, будьте готовы самоотверженно на брани со врагами пролить кровь за вѣру, царя и отечество, зная, что таковое самоотверженіе есть высшая степень главной добродѣтели христіанской – любви къ ближнимъ, по слову Спасителя: больши сея ллюбви никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя. Если намъ заповѣдано любить ближняго, какъ самого себя, то дорожите честію его, какъ своею честію, и бойтесь грѣха клеветы противъ него. Наипаче заботьтесь о его спасеніи, какъ и вашемъ спасеніи. Видя ближняго, идущаго путемъ погибели, старайтесь обратить его на путь истины.

Мы оскорбляемъ Господа безчисленнымъ множествомъ грѣховъ – дѣломъ, словомъ, помышленіемъ, всѣми нашими чувствами, памятью, воображеніемъ, вѣдѣніемъ, невѣдѣніемъ, грѣхами вольными и невольными, частымъ повтореніемъ одного и того же грѣха; но къ числу самыхъ обыкновенныхъ и самыхъ возмутительныхъ изъ всѣхъ грѣховъ принадлежатъ два грѣха: сквернословіе и пьянство.

Сквернословіе есть непростительное злоупотребленіе даромъ слова. Сей даръ, отличающій человѣка отъ всѣхъ земныхъ животныхъ, данъ ему для того, чтобы Господа славословить и ближняго назидать. Сквернословіемъ грѣшникъ уничижаетъ Господа, наноситъ безчестіе ближнему и становится хуже безсловеснаго животнаго. Всего менѣе простителенъ грѣхъ сквернословія христіанину. Уста его освящены благодатію Святаго Духа чрезъ помазаніе святымъ мѵромъ. Устами онъ прикасается святыхъ Таинъ, лобызаетъ святое Евангеліе, крестъ Господень, святыя иконы и святыя мощи. Устами произноситъ слова хвалы Богу и святымъ Его. Изрыгать тѣми же самыми устами слова сквернословія не значитъ ли наносить поруганіе Господу и святымъ Его? Ни во что ставить благодать Божію, освящающую наши уста, не есть ли величайшее кощунство? Если на страшномъ судѣ грозитъ намъ осужденіе за всякое слово праздное, хотя неоскорбительное для чести ближняго, то не гораздо ли строже мы будемъ наказаны за сквернословіе? Бойтесь, братіе, этого грѣха, нигдѣ столько не распространеннаго, какъ у насъ въ Россіи.

Не менѣе возмутительно пьянство. Употребленіе горячительныхъ напитковъ у многихъ доходитъ до крайняго излишества, до потери сознанія, до безчувствія, сопровождается другими грѣхами – блудомъ, убійствомъ, разореніемъ семейства, богозабвеніемъ, утратою совѣсти и безстыдствомъ. Пьянство есть видъ чревоугодія самый гнусный, въ высшей степени богопротивный. Предающіеся пьянству грѣшатъ противъ первой заповѣди Десятословія. Для нихъ, по слову Апостола, чрево есть богъ (Фил. 3, 19), служеніе, которому они предпочитаютъ служеніе Богу. Добрые христіане посѣщаютъ храмъ Божій по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ, а пьяницы проводятъ эти дни съ утра до вечера и даже ночью въ попойкахъ и нерѣдко помираютъ безъ покаянія. Въ послѣднее время для противодѣйствія злу пьянства учреждаются общества трезвости, члены которыхъ даютъ обѣты совсѣмъ не пить вина. Съ этою цѣлію они избѣгаютъ мірскихъ развлеченій и во дни, свободные отъ работъ, проводятъ вечернее время въ храмахъ Божіихъ, гдѣ для нихъ совершается молебствіе, чтеніе акаѳистовъ, въ соединеніи съ общимъ пѣніемъ, и предлагается пастырями церкви назидательное чтеніе и поученіе. Для нѣкоторыхъ обществъ трезвости устрояются особыя помѣщенія, гдѣ члены ихъ упражняются въ чтеніи книгъ духовнаго содержанія и книгъ благонамѣренныхъ свѣтскихъ подъ руководствомъ пастырей церкви или другихъ благочестивыхъ лицъ. Это весьма полезно. Но въ недавнее время вмѣстѣ съ казенною продажею вина учреждены и попечительства о народной трезвости. Къ сожалѣнію, заправители этихъ попечительствъ, съ цѣлью отвлечь народъ отъ пьянства, устраиваютъ для него почти исключительно мірскія развлеченія; вмѣсто духовныхъ книгъ и вообще благонамѣренныхъ по содержанію и направленію предлагаютъ иногда для чтенія книги и газеты не безвредныя въ религіозномъ и нравственномъ отношеніи, также потѣшаютъ народъ лицедѣйскими представленіями, не всегда цѣломудренными и часто шутовскими. Предметомъ шутокъ является въ нихъ нерѣдко супружеская вѣрность, благочестіе и т. п. Никакъ нельзя согласиться, чтобы таковыя представленія, устрояемыя съ цѣлью отучить народъ отъ пьянства, были полезны для народа. Пьянство есть великое зло; но для искорененія его прививать народу вкусъ къ театральнымъ развлеченіямъ значитъ отвлекать народъ отъ одного зла къ другому злу, не менѣе, если не болѣе, тяжкому и пагубному. Если для развлеченія народа устрояются лицедѣйскія представленія, не всегда нравственныя, то привычка къ нимъ растлѣваетъ душу, пріучаетъ къ безстыдству и зрителя уподобляетъ скомороху, ибо и въ дѣйствительной жизни онъ начинаетъ уснащать свою рѣчь словами, слышанными на сценѣ, и смотрѣть на преступленія такъ же легко, какъ легко относится къ нимъ скоморохъ.

Вообще, братіе, ведите себя какъ можно осторолшѣе и бдительнѣе, чтобы не попасть въ сѣти, раскидываемыя повсюду врагами церкви. Въ настоящее время ихъ очень много. Вольномысліе и невѣріе распространяется повсюду съ неудержимою силою и притомъ безнаказанно. Зараженные духомъ вольномыслія и невѣрія не только сами идутъ путемъ погибельнымъ, но и другихъ совращаютъ на этотъ путь. Овладѣвшая ими ревность просвѣщать народъ не обѣщаетъ пользы. Церковь, по ихъ мнѣнію, только препятствуетъ успѣхамъ народнаго просвѣщенія. Нерасположеніе къ церкви, предубѣжденіе противъ нея и вообще противъ религіи открыто высказывается не только устно, но и въ печати, на страницахъ повременныхъ изданій, сочувствующихъ разрушительнымъ ученіямъ, направленнымъ противъ церкви, семейства, правительства. Таковыхъ изданій гораздо больше, чѣмъ противоборствующихъ имъ – охранительнаго направленія. Духомъ вольномыслія и отрицанія пронцкнуты многіе (къ счастію, не всѣ) изъ учителей народныхъ школъ. Они растлѣваютъ народъ если не словами, то поведеніемъ: постовъ не соблюдаютъ, въ храмы Божіи не ходятъ и своимъ примѣромъ соблазняютъ особенно молодое поколѣніе. Горе соблазнителямъ: они, по слову Христа, заслуживаютъ потопленія въ морской пучинѣ съ камнемъ на шеѣ. Народныя библіотеки и читальни предлагаютъ народу для чтенія большею частію, если не исключительно, книги по всѣмъ частямъ мірского знанія, а книги духовныя, начиная съ священнаго писанія, въ ограниченномъ количествѣ. Не слишкомъ увлекайтесь, братіе, подобнымъ чтеніемъ: пристрастіе къ нему не заглушило бы вкуса къ чтенію духовному. Особенно предостерегайте дѣтей отъ вреднаго вліянія на нихъ со стороны неблагонамѣренныхъ ревнителей народнаго просвѣщенія. Помните, что вы – христіане, чада православной церкви. Строго слѣдуйте въ дѣлѣ просвѣщенія руководству пастырей церкви, какъ главныхъ руководителей въ дѣлѣ спасенія души. Помните, что церковь, въ которой они поставлены служителями, есть столпъ и утвержденіе истины. Крѣпко храните эту истину: ею просвѣтилъ насъ Христосъ, ее проповѣдывали апостолы, за нее проливали кровь исповѣдники и мученики, она ясно раскрыта и защищена въ борьбѣ съ врагами ея вселенскими соборами, богомудрыми писаніями отцевъ и учителей церкви. Она дошла до насъ въ неповрежденномъ видѣ отъ нашихъ благочестивыхъ предковъ. Берегите это сокровище, какъ зеницу ока. Горе отступающимъ отъ этой истины. Еслибы даже, говоритъ Апостолъ, ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема (Гал. 1, 8). Свято сохраняйте вѣру православную и согласно съ вѣрою устрояйте свою жизнь, исполняйте заповѣди Христовы и живите такъ, чтобы видно было всякому, что вы христіане не по имени только, но по строго христіанской жизни. Кто называется христіаниномъ, а по жизни не только ничѣмъ не выше невѣрующихъ во Христа, но еще, пожалуй, хуже ихъ, тотъ то же, что нехристъ, и находится въ опасности лишиться вѣчнаго спасенія.

Запомните хорошенько, братіе, предложенное вамъ мною наставленіе, примите его не къ свѣдѣнію только, но къ сердцу и исполненію, и помолитесь о моемъ недостоинствѣ, чтобы я, уча другихъ, не подавалъ повода говорить о мнѣ: врачу, исцилися самъ, и чтобы Глава церкви Господь Іисусъ Христосъ сподобилъ меня, Его служителя, восьмидесятилѣтняго старца, прочее время живота моего послужить Ему ко славѣ Его имени и ко благу Его святой церкви и затѣмъ въ мирѣ и покаяніи скончать животъ мой.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 51-52. С. 2008-2013.

 

Изъ духовнаго завѣщанія преосвященнаго Виссаріона.

Благодарю Тебя; Господи, за всѣ милости Твои, явленныя мнѣ во вся дни живота моего, – благодарю за дарованіе мнѣ жизни, за долголѣтіе, за сохраненіе здоровья, пбо рѣдко испытывалъ болѣзни, за внѣшнее благосостояніе, наипаче же духовныя милости. За величайшее благо почитаю, что родился и воспитался въ нѣдрахъ православной Церкви, добрымъ ученіемъ и воспитаніемъ приготовленъ къ служенію Церкви, самъ былъ учителемъ будущихъ служителей Церкви, долгое время священствовалъ, сподобился благодати архіерейства, словомъ устнымъ и письменнымъ возвѣщалъ истину къ общему назидапію. Благодарю Тебя, Господи, за все, но вмѣстѣ исповѣдаю, что былъ недостойнымъ Твоимъ служиттеломъ, многаго не сдѣлалъ, что надлежало бы мнѣ сдѣлать во славу Твоего святаго имени и во благо Церкви. Исповѣдаю, что и личная моя жизнь далеко не соотвѣтствовала христіанскому званію, что оскорблялъ Тебя многими и великими грѣхами и, принявъ монашескіе обѣты, худо исполнялъ ихъ. Не вниди Господи, въ судъ съ рабомъ Твоимъ, не воздаждь мнѣ по дѣламъ моимъ, но сотвори со мною по милости Твоей. Благодарно вспоминаю благоволеніе ко мнѣ начальства, сослуживцевъ, бывшихъ моихъ прихожанъ, духовныхъ дѣтей, всѣхъ подчиненныхъ. Прошу христіанскаго прощенія у всѣхъ недовольныхъ моею жизнію и служеніемъ, потерпѣвшихъ отъ меня несправедливости и оскорбленія. Не откажите мнѣ, братіе и други, сродницы и знаемые, благоволившіе ко мнѣ и не благоволившіе, въ молитвенной помощи, егда душа моя разлучится отъ бреннаго тѣла, помолитесь объ упокоеніи ея. Чадамъ моимъ по плоти и всѣмъ сродникамъ завѣщаваю хранить миръ и любовь, преуспѣвать въ вѣрѣ, благочестіи и добродѣтельной жизни, сего же преуспѣянія молитвенно желаю всѣмъ православнымъ христіанамъ, наипаче же тѣмъ, которые ввѣрены были моему пастырскому попеченію, дабы не дать строгаго отвѣта за нихъ на судѣ Христовомъ.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1905. № 27. С. 1129-11130.

 

Сост. Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: