Архимандритъ Николай (Орловъ) – Общія собранія пастырей церкви по примѣру апостоловъ. Нѣсколько словъ о значеніи ихъ.

Апостолы Христовы готовилась вступить въ борьбу съ цѣлымъ міромъ. Никогда еще міровая исторія не знала столь неравной борьбы. Съ одной стороны – ничтожная горсть людей безъ всякаго оружія и доспѣховъ, съ другой стороны – цѣлый міръ. Какое, казалось, безуміе! Тѣ борцы идутъ лишь съ однимъ оружіемъ – съ словомъ убѣжденія, въ которомъ не видѣли ничего страшнаго для себя борцы противной стороны, но которое оказалось острѣйше, паче всяко меча обоюду остра (Евр. 4, 12). А у этихъ послѣднихъ какія неисчислимыя средства для борьбы! Какъ ужасны ихъ орудія защиты и нападенія! Вся злоба людей міра, всѣ силы ада на ихъ сторонѣ. У нихъ и численное превосходство. Въ мигъ они готовы были бы стереть съ лица земли всякаго, кто осмѣлился бы объявить имъ открытую войну. Что же апостолы? Поступили ли они такъ, какъ обычно поступаетъ большинство людей, если когда предстоитъ осуществить тяжелую задачу? Слышится ли изъ устъ хотя бы то одного изъ нихъ малодушный отказъ Господу идти и свидѣтельствовать имя Его «до послѣднихъ земли»? Или, быть можетъ, страхъ и ужасъ сковалъ ихъ уста, парализовалъ волю? Нѣтъ, они совершенно спокойны. Каждый изъ нихъ давно уже рѣшился побѣдить или умереть. Каждый, ни маю не медля, сейчасъ же и вступитъ въ эту безпощадную борьбу на жизнь и на смерть съ царствомъ тьмы, какъ только Духъ Божій укажетъ, что приспѣю время ея. Откуда же брали они эту могучую духовную силу? Что сообщало имъ это величественное спокойствіе, эту святую рѣшимость идти и побѣдить міръ? Отвѣтъ намъ и даетъ разсмотрѣнное апостольское чтеніе (въ день вознесенія). Апостолы пребывали въ полномъ единеніи: бѣша вси апостоли единодушно вкупѣ (Дѣян. 2, 1), бяху единодушно въ молитвѣ и моленіи (1, 14). Живое постоянное общеніе ихъ между собою и съ Господомъ, пламенная молитва, одушевляющая ихъ благодать Духа Святаго – вотъ что сдѣлало ихъ способными на подвигъ.

Примѣръ аностоловъ Христовыхъ да воодушевитъ и насъ, земныхъ пастырей, въ той тяжелой борьбѣ за существованіе, которую ведетъ нынѣ церковь, въ которой мы по своему положенію являемся передовыми борцами. Намъ не нужно теперь разъединяться. Въ настоящую минуту мы болѣе, чѣмъ когда-либо, должны помнить, что наша сила – въ единеніи. Теперь все болѣе и болѣе начинаетъ входить въ обычай устроятъ пастырскія собранія. О, если бы этотъ достохвалышй обычай привился повсюду! Въ церковной и приходской жизни такъ много теперь вопросовъ, тяжелыхъ, неразрѣшимыхъ вопросовъ! Думы одна другой мучительнѣе, пастырскія тревоги, безсонныя ночи, – въ наши дни удѣлъ каждаго пастыря, любящаго свое дѣло. Во взаимномъ общеніи съ братіями каждый изъ насъ найдетъ и успокоеніе своему наболѣвшему сердцу и разрѣшеніе всѣхъ неотложныхъ вопросовъ. Собранія пастырей во имя общаго дѣла, во имя Господа Пастыреначальника – да что можетъ быть выше и святѣе этого? Разумно поставленныя, руководимыя нашими земными пастырепачальниками – архипастырями, они окажутъ самое благодѣтельное вліяніе на каждаго отдѣльнаго сочлена, въ силу психологическаго закона: масса увлекаетъ отдѣльныя личности. Тотъ божественный огонекъ, который тлѣетъ въ сердцѣ каждаго изъ насъ съ момента хиротоніи, которымъ мы должны свѣтить міру, согрѣвать хладныя души, или, по безсмертному выраженію нашего поэта, «жечь сердца людей», подъ вліяніемъ общихъ братскихъ собраній разгорится въ цѣлое пламя, которое будетъ попалить все грѣховное, нечистое въ нашей собственной душѣ, въ жизни нашей паствы – частной и общественной. Въ частности, наши Костромскія собранія пользуются рѣдкимъ вниманіемъ и сочувствіемъ нашего маститаго Архипастыря, общаго нашего молитвенника и наставника, Преосвященнѣйшаго Виссаріона. Какъ было бы хорошо, если бы въ подражаніе апостоламъ каждый разъ такія собранія ознаменовывались краткимъ молебствіемъ или общимъ молитвеннымъ пѣніемъ! Молитва есть жизнь души, въ особенности пастырской души. Молиться мы должны непрестанно, служить какъ можно чаще и ни въ чемъ не находить для этого препятствій. Общее рѣшеніе всѣхъ пастырей должно быть обязательно для каждаго отдѣльнаго сочлена. Если когда, то въ нынѣшнее скорбное время въ особенности мы должны усилить свою пастырскую ревность. Нашъ долгъ теперь говорить и говорить. Молчаніе будетъ преступно, погибельно. Говорить съ убѣжденіемъ, смѣло, дерзновенно въ этомъ должна состоять вся наша жизнь и въ церкви и среди паствы. Не будемъ дожидаться удобнаго случая, но сами будемъ искать его ежедневно, ежечасно, чтобы сказать вдохновенное слово. Пастырскія собранія весьма удобно устраивать въ городахъ. Но развѣ есть существенныя препятствія, чтобы и сельскіе пастыри чаще объединялись между собою? Кто мѣшаетъ сельскому батюшкѣ съѣздить къ своему сосѣду и поговорить съ нимъ по-братски, по душѣ? Главнѣе всего нужна искренность, а она укажетъ наилучшіе снособы къ взаимообіцепію. Гдѣ есть искренность, тамъ и небольшой пастырскій кружокъ будетъ имѣть великое значеніе.

 

Ректоръ семинаріи, Архимандритъ Николай.

 

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1905. № 11. Ч. Неофф. С. 320-321.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: