• Архиепископ Аверкий (Таушев) - Как мы, христиане, должны встречать Новый Год?

    «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною,

    чтобы воздать каждому по делам его»

    (Апок. 22, 12).

    Вот и еще один год нашей жизни канул в вечность. Благость Божия даровала нам новый год. Ценим ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это?

    Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это нередко даже дважды — и по новому и по старому стилю, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет.

    О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу — могиле, а для многих из нас — что этот новый год, быть может, будет последним годом их жизни.

    Есть ли тут повод к веселию?

    30 December 2018 читать далее


  • Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Слово въ день памяти святителя Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца.

    Свят. Николай Чудотворец. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г.

    Мы празднуемъ сегодня память одного изъ величайшихъ святителей Церкви Христокой — иже во святыхъ отца нашего Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца, котораго, какъ никого другого, высоко и свято чтили во всѣ времена всѣ народы земли — и не только христіане, но и мусульмане и даже многіе язычники.

    — «Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ», — такъ воскликнулъ посвящавшій его въ санъ пресвитера епископъ Патарскій: — «счастлива та паства, которая будетъ имѣть его своимъ руководителемъ: онъ укрѣпить ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ наставитъ ее въ добродѣтельной и благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ бѣдствующихъ».

    Вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ этихъ пророческихъ словъ прозорливца-епископа. Св. Николай отъ самой юности своей весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и непреклоннымъ ревнителемъ чистоты Православія; онъ проводилъ самую суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и молитвахъ; забывая себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ страждущихъ, защищалъ несправедливо обиженныхъ, осужденныхъ и обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся въ вѣрѣ и малодушныхъ — онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ.

    18 December 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – Правда, как она есть (о лицемерии Константинопольского патриархата).

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – Правда, как она есть (о лицемерии Константинопольского патриархата).

    «Темже отложше лжу, глаголите

    истину, кийждо ко искреннему своему»

    (Ефес. 4, 25)

    Апостол учит, что христиане не должны лгать, а говорить друг другу только правду. Если это должны делать все христиане вообще, то тем более — лица, носящие сан священства, и, конечно, прежде всего епископы.

    И эта правда, эта истина должна быть не чисто-внешней, лишь формальной (под которой нередко, а особенно в наше время, скрывается вопиющая неправда), а истиной по существу, ибо только такая истина и есть действительная, настоящая истина, а не одна обманчивая видимость истины.

    Но вот в наше время, когда истина на каждом шагу попирается, а ложь торжествует, нагло поднимая голову, мы со скорбью видим, как редко можно слышать голос такой чистой истины. Личные интересы, личные выгоды и лукавые соображения часто совсем затмевают истину. И приходится слышать явную ложь, иногда даже очень плохо завуалированную и замаскированную, причем сторонники и приспешники этой лжи с ожесточением от всех требует, чтобы эта ложь признавалась за истину.

    12 December 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – С какой "вселенской церковью" учат нас объединяться? (против папы римского).

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – С какой

    "Папа (Римский) есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его, или о нем. Папа имеет божескую власть, и власть его неограниченна. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано папою, то все равно что сделано Богом. Заповеди его должно исполнять, как заповеди Божии. Только один Бог подобен папе; папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или что душа в теле. Власть папы выше всякой сотворенной власти, ибо она некоторым образом распространяется на предметы небесные, земные и преисподние, да оправдываются в нем слова Писания: "вся покорил еси под нозе его". Во власть и волю папы отдано все, и никто и ничто не может ему противиться. Если бы папа увлек за собою в ад миллионы людей, то никто бы из них не имел права спросить его: отец святой, зачем ты это делаешь?

    Папа непогрешим, как Бог, и может делать все, что Бог делает.

    Воля Бога, а следовательно и папы, который есть наместник Бога, — имеет верховную власть повсюду. Он опоясан двумя мечами, то есть властвует над духовными и мирскими: над патриархами и епископами, над императорами и королями. Все люди на свете — его подданные. Он — все, выше всего и содержит в себе все. Что он хвалит или порицает, то должны все хвалить или порицать.

    12 December 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей».

    Мы только что отпраздновали великое и радостное торжество. Ежегодно, в день 29 июня нашей св. Церковью прославляется светлая мученическая кончина двух величайших Апостолов, более всех потрудившихся в проповеди Евангелия – святых Петра и Павла. В богослужебных песнопениях этого дня св. Церковь едва находит слова, дабы достойным образом отметить их апостольскую ревность, почтить их самоотверженные благовестнические труды.

    «Апостолов первопрестольники», «вселенныя учителие», «Богопроповедников первостоятели», «руце Евангелия благодати», «нозе истиннаго проповедания», «реки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «Новаго Завета Богописанныя скрижали», «основания Церкве истинные столпы и стены», «всего мира предстатели» – такими возвышенными именами и выражениями прославляет Церковь этих верных своих служителей, обоих равно – заметим это! – не делая предпочтения одному перед другим, но обоих одинаково называя «первоверховными» и «первостоятелями».

    Велика должна быть радость и духовное ликование верующих, которых не напрасно св. Церковь готовит к встрече этого дня даже особым, так наз. «Апостольским», или «Петровым» постом, как это бывает только перед немногими другими важнейшими праздниками, и, казалось бы, в этом торжестве веры должны были бы соединиться все христиане, осознав себя учениками и последователями великих первоверховных Апостолов.

    14 July 2018 читать далее


  • Архиеп. Аверкий (Таушев) - Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу.

    Архиеп. Аверкий (Таушев) - Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу.

    "Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Иоан. 16, 22).

    "Веселимся Божественне... Христос бо воста – веселие вечное" (Канон Пасхи).

    Наша православная христианская вера – это никогда не престающая, вечно живущая в сердцах наших радость. Это – радость о Воскресшем Господе, радость Воскресения, радость пасхальная.

    Не без особого глубокого значения, как свидетельствует об этом великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, в пасхальную ночь, а затем и в течение всего пасхального периода читается в храмах наших боговдохновенная книга Деяний Апостольских. Она, как никакая другая книга, живо и ярко говорит нам о величайшей истине христианства – о Воскресении Христовом и "содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения" (Творения св. Иоанна Златоуста, том IX, стр. 5-8). Из нее мы узнаем, что свв. Апостолы, проповедуя евангельское учение, благовествовали прежде всего о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, и эта именно проповедь оказывала такое могущественное действие на слушателей, пленяя тысячи сердец в послушание Христово.

    Это и понятно, ибо ничего так не жаждет человечество, как избавления от многообразных скорбей, неизбежно сопряженных с "оброком греха" – смертью (Рим. 6, 23). Воскресением Христовым побеждена смерть, попрана адская сила греха, и потому Пасха торжественно прославляется нами, как "избавление скорби" (см. стихиры Пасхи).

    Вот почему так чутко и восприимчиво сердце человека к светлой пасхальной радости!

    Но вся полнота пасхальной радости доступна нам лишь при хранении нами безусловной верности Христу Воскресшему, всецелой преданности Ему, как Богу и Спасителю нашему, и полной непримиримости к врагам Его.

    11 April 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    «Бодрствуйте, стойте в вере мужайтеся, утверждайтеся!»
    (1 Коринф. 16, 13)

    «Содержите Христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой,

    и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять, или отменять что в нем,  

    а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его!»

    (Еп. Феофан – «О Православии».)

    Приближается к концу св. Четыредесятница – время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа – преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской.

    Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к христианскому совершенству, в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей.

    Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример истинного и действенного покаяния, которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него.

    И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение.

    01 April 2018 читать далее