Святый Апостолъ Іасонъ.
Ζωῆς Ἰάσων λαμβάνει φθαρτῆς πέρας, Ἀλλ’ εὗρεν ἄλλην μὴ πέρας κεκτημένην. Никодимъ Святоюречъ (29 Апр. Синаксарь).
Прешедше же Амфиполь и Аполлонію (Павелъ и Сила) внидоста въ Солунъ, идѣже бѣ сонмище іудейское. По обычаю же своему Павелъ вниде къ нимъ, и по субботы три стязашеся съ ними отъ писаній... Возревновавше же непокоршіися іудеи, и пріемше крамольники нѣкія мужи злыя, и собравше народъ, молвяху по граду: нашедше же на домъ Іассоновъ, искаху ихъ извести къ народу. Не обрѣтше же ихъ, влечаху Іассона и нѣкія отъ братій ко градоначальникамъ, вопіюще: яко иже развратиша вселенную, сіи и здѣ пріидоша, ихже пріятъ Іассонъ: и сіи вси противно велѣніемъ Кесаревымъ творятъ, Царя глаголюще иного быти, Іисуса. Смятоша же народъ и градоначальники слышащія сія: вземше же довольное отъ Іассона и отъ прочихъ, отпустиша ихъ (Дѣян. 17 гл. I, 2, 5-9 ст.).
Цѣлуетъ васъ Тимоѳей споспѣшникъ мой, и Лукій и Іассонъ и Сосипатръ срооницы мои (Римл. 16, 21).
Св. ап. Іассонъ къ какой принадлежалъ націи: іудейской, или греческой – трудно рѣшить. Имя, которое онъ носилъ, греческое (съ давнихъ временемъ часто употреблявшееся у грековъ; такъ извѣстный предводитель аргонавтовъ былъ Язонъ-Ясонъ-Іассонъ); но іудеи и предъ временемъ пришествія Спасителя нерѣдко измѣняли свои имена чисто еврейскія на греческія и могли носить два имени. Греческое имя Іассонъ могло быть измѣнено изъ созвучнаго еврейскаго имени Іисусъ, или собственно Іегошуа. «Настоящее имя Іассонъ, замѣчаетъ В. Фарраръ, могло быть Іисусъ». (Жизнь св. ап. Павла, Спб. 1887 г. 17 стр.). Примѣръ подобнаго двойного имени (Іисусъ – Іассонъ) находится даже въ лицѣ одного іудейскаго первосвященника, упоминаемаго во 2 кн. Маккавейской (гл. I, 7 ст.; 4 гл. 7-9), брата благочестиваго первосвященника Оніи. Іегошуа, или Іисусъ, изъ угожденія къ сирійскому царю Антіоху Епифану перемѣнилъ свое имя на благозвучное для грековъ имя Іассона... Впрочемъ, въ апостольскій періодъ евреи нерѣдко носили греческія или латинскія имена (см. Римл. 16 гл.). Ап. Павелъ называлъ Іассона своимъ сродникомъ (συγγενεῖς μου). Если онъ былъ родственникомъ апостола языковъ, то, безъ сомнѣнія (Іассонъ) былъ іудей, какъ равно и другіе сродники ап. Павла, упоминаемые въ 16 гл. I посланія къ Римлянамъ (Андроникъ, Сосипатръ).
Одно ли и тоже лице Іассонъ, сродникъ ап. Павла, упоминаемый имъ въ посланіи къ Римлянамъ (16 гл, 21 ст.) съ Іассономъ, жителемъ Солуня (Ѳессалоники), въ домѣ котораго св. апостолъ проживалъ во время своего второго путешествія? (Дѣян. 17 гл. 5, 6). Большинство ученыхъ (преимущественно западные писатели) думаютъ, что Іассонъ сродникъ ап. Павла былъ лицемъ отдѣльнымъ (отличнымъ) отъ Іассона Солунскаго, у котораго имѣлъ временное мѣстопребываніе апостолъ языковъ. – Въ Славянскомъ Прологѣ, Четьи Минеяхъ, Сказаніи Дороѳея о семидесяти апостолахъ и др. говорится объ Іасонѣ, какъ сродникѣ ап. Павла, упоминаемомъ въ 21 ст. 16 гл. Римл.
Въ службѣ св. ап. Іассону и Сосипатру, помѣщаемой подъ 28 числомъ апрѣля, св. Іассонъ прославляется какъ ученикъ и сродникъ ап. Павла, но о пребываніи его (Павла) въ домѣ Іассона и непріятностяхъ, испытанныхъ имъ изъ-за содержанія у себя апостола языковъ, нѣтъ никакихъ упоминаній. Умолчаніе о солунскомъ волненіи, обрушившемся на Іассона, въ вышеупомянутомъ источникѣ не можетъ служить доказательствомъ, что Іассонъ, сродникъ ап. Павла и хозяинъ дома, въ коемъ въ Солунѣ проживалъ св. апостолъ – два разныя лица. Въ греческихъ Минеяхъ подъ 29 ч. апрѣля Никодимъ агіоритъ замѣчаетъ: «λέγουσι τινες, ὅτι ὁ Ιάσων ὁῦτος τὸν οποῖον ὁνομάζει ὁ Πάυλος συγγενῆ εἷναι ἐνεῖνος ὁ ἴδιος ὅς τὶς ὑποδὲχθη τὸν Παύλον ἐν τῇ Θεσσαλονίκη» (296-297). Изъ этого подстрочнаго замѣчанія видно, что самъ авторъ не допускаетъ раздѣльности лица Іассона, сродника Павлова, съ Іассономъ, пріютившимъ у себя въ Солунѣ св. Павла. Отцы Церкви, во главѣ съ св. Iоанномъ Златоустомъ признаютъ за одно лицо Іассона, упоминаемаго въ посланіи къ Римлянамъ, съ Іассономъ, жившимъ въ Солуни. Св. Iоаннъ Златоустъ въ 37 бесѣдѣ на Апост. Дѣянія (17 гл. 8-9 ст.), говоритъ: «удивителенъ этотъ мужъ (Іассонъ) – подвергшій опасности себя для спасенія другихъ... и такимъ образомъ онъ положилъ за Павла свою душу»... (138-142 ст.). – Преосв. Ѳеофанъ въ толкованіи. Посл. къ римлянамъ (стр. 409) замѣчаетъ: «Іассонъ помянутый (21 ст. 16 гл. Римл.) есть Іассонъ, у котораго останавливался св. Павелъ въ Солуни. Когда возстали на св. Павла Солунскіе евреи, то не нашедши его у Іассона, повлекли въ судъ самого Іассона, который тамъ отплатился отъ бѣды. – Въ Библейскомъ Словарѣ Протоіерея Π. Ѳ. Солярскаго объ Іассонѣ сказано: «Іассонъ родственникъ ап. Павла (Римл. 16, 21), въ домѣ котораго проживалъ Апостолъ въ Солуни (Дѣян. 17. 5-9 ст.). Жизнь Іассона подвергалась опасности отъ возмутившихся іудеевъ за принятіе въ свой домъ ап. Павла» (Библ. Слов т. 2, стр. 141). – Въ Библейскомъ Біограф. Словарѣ Яцкевича объ Іассонѣ помѣщены слѣдующія свѣдѣнія: «Іассонъ, о которомъ говорится въ посланіи къ Римлянамъ, принялъ къ себѣ ап Павла, когда послѣдній прибылъ въ Солунь. Во время возмущенія, Іассонъ, съ опасностью своей жизни, спасъ апостола» (ч. 2, стр. 11). – Тоже повторено и въ Библейской Энциклопедіи архимандрита Никифора (Вып. 2, стр. 64). – Въ Богосл. Энциклопедіи, издаваемой наслѣдниками А. Ѳ. Лопухина (т. VI, стр. 180), говорится отдѣльно объ Іассонѣ – Солунянинѣ, въ домѣ коего проживалъ св. Павелъ, и объ Іассонѣ, упоминаемомъ въ 16 стихѣ 16 главы посланія къ Римлянамъ, но составитель статьи объ Іассонѣ свящ. А. Петровскій (преподаватель С.-Петербургской дух. семинаріи) замѣчаетъ о второмъ Іассонѣ, что онъ «предположительно признаваемый за одно лицо съ Іассономъ Апостольскихъ Дѣяній».
Западные писатели также отожествляютъ Іассона. сродника ап. Павла, съ Іассономъ Солунскимъ. Минь (Dictionaire de la Bible, t. 11, p. 866) пишетъ: «Іассонъ, о которомъ говорится въ XVI гл. 21 стихѣ посланія къ Римлянамъ, былъ хозяинъ дома, въ которомъ проживалъ ап. Павелъ въ Солуни. Іассонъ жертвовалъ своею жизнью за спасеніе апостола во время возмущенія противъ него въ Солуни (Дѣян. XVII, 7). Изъ посланія къ Римлянамъ видно, что онъ былъ родственникъ ап. Павла: Iason et Sosipater cognati mei. Греки считаютъ его епископомъ Тарса въ Киликіи и включаютъ его въ число 70».
Св. Іассонъ, по церковному преданію, былъ родомъ изъ Тарса (Νικοδήμου Ἁγῖορείτοῦ Συναξαριστὴς 29 апр. Прологъ подъ 22 апр.). Родиною его считается Тарсъ Киликійскій, вѣроятно потому, что онъ былъ сродникъ ап. Павла, а сей послѣдній происходилъ изъ г. Тарса (Дѣян. 11 гл. 25 ст.). Кто были родители Іассона, гдѣ и какое онъ получилъ образованіе – неизвѣстно. Если св. Іассонъ сродникъ ап. Павла, то неизвѣстно, когда онъ переселился изъ своего родного города въ Ѳессалонику (Солунь). Побужденіемъ къ переселенію Іассона, вѣроятно, занимавшагося, подобно ап. Павлу, ремесломъ, въ Солунь было то, что этотъ городъ былъ однимъ изъ многолюдныхъ и торговыхъ городовъ Македоніи. Іудеи стремились сюда ради торговыхъ выгодъ и той безопасности, которую они всегда могли находить въ главныхъ городахъ Римскихъ провинцій. Ѳессалоникійскіе іудеи заселяли цѣлый кварталъ и, благодаря хорошему сбыту своихъ издѣлій и удачной торговлѣ, были люди богатые, и многіе, подобно Іассону, имѣли собственные дома. На свои средства они устроили въ Солунѣ обширную синагогу, которая, какъ кажется, была религіознымъ центромъ для евреевъ не только самого Солуня, но и окрестныхъ городовъ, въ томъ числѣ для Филиппъ, Амфиполя и Аполлоніи, и привлекала къ себѣ много язычниковъ, – прозелитовъ (Дѣян. 17, 4). Изъ Дѣяній Апостольскихъ о св. Іассонѣ извѣстно только то, что онъ въ Ѳессалоникѣ (Солунѣ) принималъ въ своемъ домѣ ап. Павла во время второго его (52-53 г.) миссіонерскаго путешествія. Изгнанные изъ Филиппъ ап. Павелъ и Сила (Дѣян. 16 гл.), прошедши чрезъ Амфиполь и Аполлонію, пришли въ Ѳессалонику (Дѣян. 17, 1). Заблаговременно снесшись съ соплеменниками и частнѣе съ своими сродниками, ап. Павелъ нашелъ себѣ помѣщеніе у Іассона. Св. Павелъ, нежелавшій пользоваться чужимъ содержаніемъ, съ самаго же начала своего пребыванія въ Ѳессалоникѣ, при помощи своего хозяина, нашелъ себѣ работу для снисканія себѣ пропитанія, чтобы, преподавая другимъ высшія духовныя блага, ничѣмъ не обременять своихъ слушателей, и своимъ безкорыстіемъ удалить всякій поводъ къ подозрѣнію въ корысти (I Солун. 2. 9). О своихъ апостольскихъ трудахъ и тяжелыхъ работахъ въ Солунѣ, самъ же Апостолъ въ скоромъ времени, но по выходѣ изъ сего города, писалъ Ѳессалоникійскимъ христіанамъ: «мы могли бы явиться (къ вамъ) съ важностью, – какъ Апостолы Христовы, но были тихи среди васъ, подобно какъ кормилица нѣжно обходится съ дѣтьми своими. Такъ мы, изъ усердія къ вамъ, восхотѣли передать вамъ не только благовѣстіе Божіе, но и души наши, потому что вы стали любезны намъ. Ибо вы помните, братья, трудъ нашъ и изнуреніе: ночью и днемъ работая, чтобы не отятотить кого изъ васъ, мы проповѣдывали у васъ благовѣстіе Божіе» (Дѣян. 17, 1-9). Неожиданно полученное щедрое приношеніе отъ христіанъ г. Филиппъ (4, 16) дало возможность ап. Павлу посвятить себя исключительно проповѣди о Христѣ Спасителѣ міра, о чемъ св. Дѣеписатель Лука повѣствуетъ такъ: «они (Павелъ и Сила) пришли въ Ѳессалонику, гдѣ была іудейская синагога. Павелъ, по своему обыкновенію, вошелъ къ нимъ и три субботы говорилъ съ ними отъ Писаній, открывая и доказывая имъ, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть изъ мертвыхъ, и что сей Христосъ есть Іисусъ, Котораго я проповѣдую вамъ» (Дѣян. 17, 1-3). Слушатели проповѣди ап. Павла въ синагогѣ состояли преимущественно изъ іудеевъ, «и нѣкоторые изъ нихъ, по замѣчанію св. Луки, увѣровали и присоединились къ Павлу и Силѣ» (Дѣян. 17, 4). Незначительное число обращенцевъ изъ іудеевъ показывало, что Солунскіе іудеи съ самаго начала проповѣди св. Павла подозрительно и даже враждебно отнеслись къ нему, и если дозволено было ими ап. Павлу проповѣдывать въ ихъ синагогѣ въ теченіе слѣдующихъ двухъ собраній, то это сдѣлано было ими, вѣроятно, съ лукавою цѣлью – заградить уста проповѣдника (Д. Глаголевъ. Второе путешествіе ап. Павла, Тула 1843, стр. 154). Совсѣмъ иначе отнеслись къ проповѣди ап. Павла эллины, іудейскіе прозелиты. «Какъ изъ Еллиновъ, чтущихъ Бога, пишетъ еванг. Лука, великое множество, такъ и изъ знатныхъ женщинъ не мало увѣровали и присоединились къ Павлу и Силѣ» (Дѣян. 17, 4). Выраженіе «присоединились къ Павлу и Силѣ», показываетъ, что новообращенные изъ эллиновъ, по окончаніи молитвеннаго собранія въ синагогѣ послѣдовали за апостолами, желая ближе и лучше ознакомиться съ ученіемъ и лицомъ Iисуса Христа и совершеннымъ Имъ дѣломъ спасенія рода человѣческаго. Такимъ образомъ, церковь Христова въ Ѳессалоникѣ образовалась преимущественно изъ язычниковъ (I Сол. I, 9; 2 гл. 14); новообращенные требовали отъ своего учителя продолжительнаго наставленія въ истинѣ новой религіи, но, къ сожалѣнію, не долго пришлось ап. Павлу оставаться въ Ѳессалоникѣ среди любимыхъ своихъ чадъ. Вскорѣ послѣ третьяго собесѣдованія ап. Павла въ синагогѣ «неувѣровавшіе іудеи», завидуя тому, что ненавистная имъ проповѣдь о Распятомъ въ теченіе трехъ недѣль привела ко Христу почти такое же количество послѣдователей, какое они могли пріобрѣсти для іудейства въ теченіе многихъ лѣтъ, «возревновали и, взявше съ площади нѣкоторыхъ негодныхъ людей, собрались толпою и возмущали городъ» (Дѣян. 17, 5). Къ злобѣ присоединилось и опасеніе лишенія значительныхъ доходовъ и утраты уваженія къ себѣ. – Заручившись помощью этихъ негодныхъ отверженцевъ общества, іудеи приступивши къ дому Іассона, домогались вывести ихъ (Павла и Силу) къ народу и повести на судъ народнаго собранія. Но ап. Павелъ, заблаговременно получивши предостереженіе объ этомъ возмущеніи, скрылся съ своими сотрудниками въ безопасномъ мѣстѣ. Не нашедши же ни Павла, ни Силы, буйные мятежники схватили и повлекли Іассона къ городскимъ начальникамъ, крича, что эти всесвѣтные возмутители пришли и сюда, а Іассонъ принялъ ихъ, и всѣ они поступаютъ противъ повелѣній кесаря, почитая другого царемъ, Іисуса (Дѣян. 17, 6. 7 ст.). Оказавшись предъ лицемъ политарховъ – такъ назывались градоначальники Ѳессалоники, – буйная толпа не хотѣла и не могла спокойно изложить свои обвиненія, и эти послѣднія выразились у ней страшными неистовыми криками. Конечно, если бы враги апостоловъ заранѣе не условились относительно своего образа дѣйствій, то начальники города долго не могли бы понять, о чемъ имъ заявляютъ. Но хитрые іудеи заранѣе обдумали весь ходъ дѣла: потому многочисленная толпа обвинявшихъ ап. Павла и Силу въ одинъ голосъ теперь вопила, что «эти всесвѣтные возмутители пришли и сюда, а Іассонъ принялъ ихъ и всѣ они поступаютъ противъ повелѣній кесаря, почитая другого царемъ – Іисуса». Очевидно, что гнусные клеветники въ настоящемъ случаѣ воспользовались самымъ сильнымъ для себя и самымъ пригоднымъ орудіемъ, какое только могло быть: именно обвиненіе солунскихъ христіанъ въ оскорбленіи величества (crimen lesae majestatis). И сдѣлать это было тѣмъ болѣе удобно, что поводъ къ нему легко можно было найти въ проповѣдываемомъ ап. Павломъ въ Ѳессалоникѣ ученіи о второмъ славномъ пришествіи Господа нашего Iисуса Христа и открытіи Имъ царства славы. Извѣтъ въ важномъ политическомъ преступленіи, клонящемся къ ниспроверженію существующаго государственнаго строя, какъ и можно было ожидать, сильно встревожилъ начальство города и даже многихъ гражданъ. «И встревожили, пишетъ св. Лука, народъ и городскихъ начальниковъ, слушавшихъ это» (Дѣян. 17, 8). Но, по выслушаніи обвиненія, обративъ вниманіе на тѣхъ, хорошо всѣмъ извѣстныхъ бездѣльниковъ, которые составляли главную массу обвинителей, политархи сильно усумнились въ справедливости сдѣланнаго ими заявленія. Имъ казалось слишкомъ уже странной мысль, будто простые ремесленники, Іассонъ и его друзья, замышляютъ какой-то важный государственный переворотъ. Нѣсколько вопросовъ, обращенныхъ ими къ Іассону, подтвердили ихъ подозрѣніе. Вникнувъ же въ дѣло глубже, они увидѣли, что весь шумъ произошелъ изъ за нѣкоторыхъ религіозныхъ мнѣній, раздѣляемыхъ немногими бѣдными, скромными и добрыми людьми. Поэтому, принявъ на всякій случай мѣру предосторожности, предписываемую благоразуміемъ или даже закономъ, они тотчасъ же отпустили обвиняемыхъ (Д. Глаголевъ, 167-168). «Но сіи (градоначальники), получивши "довольное" отъ Іассона и прочихъ, отпустили ихъ» (Дѣян. 17, 9), такими словами заканчиваетъ св. Лука повѣствованіе о Солунскомъ возмущеніи противъ ап. Павла.
Относительно того, въ чемъ состояла упомянутая мѣра къ прекращенію возмущенія іудеевъ противъ Павла и Силы, вслѣдствіе неяснаго опредѣленія ея у св. Луки, трудно сказать. Дѣеписатель говоритъ, что политархи λαβόντες τὸ ἱκανὸν παρὰ τοῦ Ἰάσονος καὶ τῶν λοιπῶν ἀπέλυσαν αὐτούς (Дѣян. 17. 9). Рѣчь св. Луки даетъ понять, что всѣ привлеченные къ суду были отпущены. Такъ какъ трудно представить, чтобы при Іассонѣ и внезапно взятыхъ вмѣстѣ съ нимъ вѣрующихъ были сколько-нибудь значительныя суммы, и такъ какъ не трудно видѣть, что подсудимые не отлучались домой до самого постановленія рѣшенія, то нѣтъ основанія допускать, что начальники взяли съ представленныхъ имъ христіанъ какой-нибудь денежный залогъ. Скорѣе всего политархи ограничились только тѣмъ, что отъ Іассона и всѣхъ захваченныхъ въ его домѣ потребовали рѣшительное обѣщаніе не представлять въ будущемъ повода для подобнаго настоящему безпокойства города, и потому позаботиться о возможно скорѣйшемъ удаленіи тѣхъ, которые служили ближайшею причиною этою безпокойства. Весьма вѣроятно, что отъ давшихъ такое обѣщаніе потребовали еще выраженія готовности отдаться въ руки правосудія въ случаѣ неисполненія ими обѣщаннаго. Основаніемъ для высказаннаго соображенія, по мнѣнію свящ. Д. Глаголева, служитъ прежде всего снесеніе находящагося въ 17 гл. 9 ст. Дѣяній выраженія: λαβόντες τὸ ἱκανὸν съ словами въ Евангеліи Марка: τὸ ἱκανὸν ποιῆσαι (15, 15. Тогда Пилатъ, желая сдѣлать угодное народу τὸ ἱκανὸν ποιῆσαι, отпустилъ имъ Варраву, а Іисуса, бивъ, предалъ на пропятіе). Если слова евангелиста значатъ не болѣе, какъ только: «сдѣлать кому-либо угодное, удовлетворить кого-нибудь, благодаря исполненію его желанія», то, очевидно, и λαβόντες τὸ ἱκανὸν можетъ означать не что иное, какъ только: «получить удовлетвореніе отъ кого-либо, встрѣтить исполненіе своихъ желаній со стороны кого-либо». Такимъ образомъ, вопросъ о мѣрѣ предосторожности, принятой Ѳессалоникійскими политархами въ описанномъ случаѣ, въ сущности сводится къ тому: что могло быть главнымъ желаніемъ городского начальства, когда оно разбирало заявленіе мятежной, неистовой толпы? Отвѣтъ на это долженъ быть таковъ: прежде всего и болѣе всего начальство города должно было позаботиться объ обезпеченіи общественнаго спокойствія. Поддержаніе этого послѣдняго всегда вообще служило предметомъ великой заботы для римскихъ градоначальниковъ; въ описываемую же пору оно должно было особенно занимать ихъ, такъ какъ носилось очень много тревожныхъ слуховъ о покушеніи на жизнь императора Клавдія, о мятежномъ движеніи іудеевъ въ Римѣ, вызвавшемъ противъ себя строгія мѣры правительства, наконецъ, даже говорили о какихъ-то ожидающихъ міръ великихъ катастрофахъ (Krenkel, Hausrath, Фарраръ и др.). Итакъ, совершенно естественно предположить, что политархи, въ видахъ сохраненія спокойствія въ мѣстномъ населеніи, обязали Іассона и привлеченныхъ съ нимъ христіанъ позаботиться о возможно скорѣйшемъ удаленіи за предѣлы города проживавшихъ у нихъ лицъ, подавшихъ поводъ ко всему происшедшему. Къ такому именно предположенію между прочимъ можетъ привести и то основаніе, что у римскихъ чиновниковъ, въ случаяхъ, подобныхъ разсмотрѣнному, вообще практиковалась мѣра удаленія людей, вызвавшихъ волненія, при чемъ часто даже не обращалось вниманія на то, заслуживаютъ ли тѣ люди удаленія или нѣтъ. Въ частности, такая именно мѣра была примѣнена къ св. Павлу въ Филиппахъ (Дѣян. 16 гл. 39); не разъ примѣнялась она къ нему и послѣ... По всей вѣроятности, какъ только состоялось рѣшеніе политарховъ, извѣстіе о немъ тотчасъ же было принесено въ тайное убѣжище апостоловъ. И какъ только наступила ночь, св. Павелъ и Сила подъ прикрытіемъ нѣкоторыхъ братій оставили городъ послѣ мѣсячнаго почти въ немъ пребыванія (Д. Глаголевъ, Второе Путеш. ап. Павла, стр. 169-170). Большинство ученыхъ и экзегетовъ подъ словомъ λαβόντες τὸ ἱκανὸν разумѣютъ денежную взятку, полученную политархами съ Іассона и захваченныхъ въ его домѣ христіанъ. Такъ Фарраръ замѣчаетъ, что выраженіе Дѣян. 17 гл. 9 ст. λαβόντες τὸ ἱκανὸν звучитъ въ родѣ перевода латинской фразы «satisdatione accepta» (Жизнь св. Ап. Павла. Спб. 1887, стр. 958). Преосв. Ѳеофанъ въ толкованіи Посл. къ Римлянамъ (17 гл. 9 ст.) пишетъ: «когда возстали на ап. Павла солунскіе евреи, то, ненашедши его у Іассона, повлекли въ судъ самого Іассона, который тамъ отплатился отъ бѣды» (Москва, 1870 г. изд. 2, ч. 2, стр. 409). Въ 12 правилѣ св. Петра, архіепископа Александрійскаго, сказано, что въ Солунѣ (Іассонъ и др.), влекомые за Павла и Силу къ градоначальникамъ, отпущены (были) «за довольные пенязи»... Св. Златоустъ говоритъ: «удивителенъ этотъ мужъ (Іассонъ), подвергшій опасности себя для спасенія другихъ... Смотри, какъ Іассонъ, давъ довольное, избавилъ Павла и другихъ и такимъ образомъ положилъ за него свою душу» (Бесѣда 37 на Апост. Дѣянія, стр. 138 и 142).
Послѣ описаннаго въ 17 главѣ книги Апост. Дѣяній имя св. Іассона встрѣчается во второй разъ, а именно въ 21 ст. 16 главы посланія къ Римлянамъ: «Цѣлуетъ васъ (Римлянъ) Іассонъ и Сосипатръ сродницы мои». Посланіе къ Римлянамъ написано было ап. Павломъ въ Коринѳѣ (59 г.). Слѣдовательно св. Іассонъ въ это время находился въ упомянутомъ городѣ, какъ спутникъ и сотрудникъ св. ап. Павла... Затѣмъ въ книгахъ Свящ. Писанія имя Іассона уже не встрѣчается.
Изъ церковнаго Преданія извѣстно, что св. Іассонъ, ученикъ ап. Павла, былъ имъ поставленъ во епископа родного города Тарса и былъ первымъ святителемъ сего города. «Св. Іассонъ апостолъ, Тарсянинъ, той первый въ Тарсѣ уловленъ бысть къ благочестію... и своему городу Тарсу епископъ поставленъ бысть» (Св. Димитрій Ростовскій. Четьи Минеи, 28 апр. Никодимъ Святогорецъ въ Синаксарѣ подъ 29 апрѣля). По основаніи и утвержденіи церкви въ Тарсѣ св. Іассонъ вмѣстѣ съ Сосипатромъ, епископомъ Иконійскимъ, отправились въ западныя страны и достигли «Керкирейскаго острова» (Корцира, нынѣ островъ Корфу на Іонійскомъ морѣ) и здѣсь, обративши многихъ къ христіанству, построили прекрасную церковь во имя св. первомученика архидіакона Стефана. За распространеніе христіанской вѣры они были представлены къ владѣтелю (царю) острова Керкиллину, который приказалъ заключить апостоловъ въ темницы; здѣсь находились семь разбойниковъ (и у Никодима: ἑπτὰ ἀρχηγοὶ τῶν κλεπτῶν) а именно: Сатурній, Іакисхолъ, Фавстіанъ, Іаннуарій, Марселій, Евфрасій и Маммій. Св. Апостолы богодухновенною своею бесѣдою обратили этихъ разбойниковъ къ Христовой вѣрѣ «и отъ волковъ овцы сихъ содѣлаша». Услышавъ объ обращеніи разбойниковъ въ христіанство, Керкиллинъ повелѣлъ бросить ихъ въ большой чанъ (конобъ), наполненный смолою, сѣрой и другими горючими веществами, и бывшіе разбойники приняли за Христа мученическую кончину:
Λησταί, µαθόντες τὴν Ἐδὲµ ληστοῦ λάχος
Πίσση λαχεῖν ἔσπευσαν αὐτὴν ἐµφλόγω.
Темничный стражъ, видя страданія мучениковъ, принялъ также Христову вѣру и по повелѣнію царя былъ преданъ страшнымъ мученіямъ; сначала отсѣчена была ему лѣвая рука, затѣмъ были отрѣзаны обѣ ноги; но такъ какъ мученикъ не переставалъ призывать имя Христа, то ему была усѣчена голова, «и причтеся святыхъ мучениковъ лику».
Послѣ сего Керкиллинъ приказалъ св. Іассона и Сосипатра извести изъ темницы и передать ихъ на мученіе нѣкоему князю Карпіану. «Той же вземши ихъ, связа крѣпко, и въ темницу отосла паки». Видя страданія апостоловъ и непоколебимую ихъ вѣру въ Iисуса Христа, дочь царя, именемъ Керкира (Цирцея), также объявила себя христіанкою; дорогія свои одежды и ожерелья (монисто), снявши съ себя, раздала бѣднымъ. Узнавши о семъ, отецъ ея (царь Керкиллинъ) сильно опечалился и всячески старался отвратить дочь свою отъ Христовой вѣры, – но ни угрозы, ни ласки отца не могли отклонить Керкиру отъ Христа, послѣ чего царь приказалъ заключить ее въ особую темницу, а затѣмъ въ великомъ гнѣвѣ повелѣлъ отдать ее «нѣкоему мурину блуднику въ растлѣніе». Но едва только еѳіопъ приблизился къ дверямъ темницы, гдѣ находилась св. дѣва, внезапно медвѣдь схватилъ его и началъ терзать. Св. Керкира, увидѣвши чрезъ темничное окно борьбу мурина съ звѣремъ, призываніемъ имени Iисуса Христа прогнала медвѣдя. Спасши отъ смерти и исцѣливши язвы, нанесенныя медвѣдемъ, мурина наставила она въ христіанской вѣрѣ, и еѳіопъ, сдѣлавшись христіаниномъ, громко взывалъ: «Великъ Богъ христіанскій»! – За такое исповѣданіе христовой вѣры, онъ былъ подвергнутъ мученіямъ безъ милости, «и скончался страдальчески, представъ Господеви въ ликѣ мученическомъ». По убіеніи мурина (еѳіопа), царь приказалъ воинамъ обложить дровами темницу, въ коей находилась св. Керкира, и зажечь, въ чаяніи, что вмѣстѣ съ темничнымъ зданіемъ сгоритъ и дочь его. Но темница сгорѣла, а св. дѣва осталась «жива, цѣла и неопалима». Увидѣвши таковое чудо многіе изъ зрителей обратились ко Христу. По повелѣнію царя св. Керкира повѣшена была на деревѣ, подъ коимъ разведенъ былъ костеръ, чтобы тяжкимъ дымомъ задушить ее, а затѣмъ стрѣлами была умерщвлена, и такъ «духъ свой предаде въ руци Божіи».
Βελῶν Βασιλὶς ταῖς βολαῖς ἐστιγμένη,
Ἐκ στιγμάτων ἔλαμψεν, ὡς ἐκ μαργάρων[1].
По кончинѣ св. Керкиры отецъ ея царь Керкиринъ воздвигъ жестокое гоненіе на христіанъ, которые, изъ страха его преслѣдованій, убѣжали на ближайшій островъ, гдѣ и скрывались. Узнавъ о семъ, царь рѣшилъ самъ отправиться на тотъ островъ, чтобы схватить христіанъ и предать ихъ лютой смерти, но во время плаванія среди пучины, Божіимъ казнимый гнѣвомъ, потонулъ, какъ древній Фараонъ, – а вѣрующіе во Христа, избавившись отъ мучительскихъ его рукъ, принесли Богу благодарственныя пѣснопѣнія. Въ тоже время и Іассонъ и Сосипатръ освобождены были изъ темничнаго заключенія и невозбранно поучали народъ слову Божію. – Послѣ этого воцарился на о. Керкирѣ (Корфу) другой парь, и, узнавъ о св. апостолахъ, приказалъ схватить ихъ и вбросить ихъ въ желѣзную кадь (конобъ), наполненную смолой, сѣрой и другими горючими веществами, и разжечь оную; но апостолы силою Божіею остались живыми и невредимыми, а язычники, стоявшіе близь коноба, были опалены огнемъ. Видя такое чудо, многіе увѣровали въ проповѣдуемаго апостолами Христа: увѣровалъ и самъ царь и, повергшись ницъ съ камнемъ на шеѣ, съ громкимъ воплемъ восклицалъ: «Боже Іассоновъ и Сосипатровъ помилуй мя!» Апостолы, собравши вѣрующихъ, научили царя слову Божію и» по достаточномъ наставленіи въ истинахъ св. вѣры, крестили его, нарекши Севастіаномъ. Чрезъ нѣсколько дней послѣ сего сильно заболѣлъ царскій сынъ и внезапно умеръ. Опечаленный отецъ со слезнымъ моленіемъ обратился къ св. апостоламъ и тѣ, помолившись, силою Христовою воскресили умершаго. Во время пребыванія своего на островѣ (апостолы) совершили многія чудеса и вмѣстѣ съ царемъ построили прекрасныя церкви, «и вся добрѣ и свято совершиша, и Христово возрастиша стадо, и въ старости маститѣй скончавше житіе, къ желаемому Христу Господу взыдоша» (Четьи Минеи 28 апр.). – Въ греческихъ Минеяхъ конецъ житія св. апостоловъ Іассона и Сосипатра разнится отъ славянской Четьи Минеи. У Никодима Святогорца подъ 29 числомъ апрѣля сказано, что, послѣ обращенія царя въ христіанство, на островѣ Корцирѣ остался одинъ только Іассонъ; онъ одинъ воскресилъ и сына царскаго, а затѣмъ, при участіи царя (Севастіана), распространилъ христіанскую вѣру, строилъ храмы и затѣмъ закончилъ свою жизнь мирно въ глубокой старости (ч. 2, стр. 298). Въ Славянскомъ Прологѣ подъ 28 числомъ апрѣля, согласно греческимъ Минеямъ, сказано: что по раскаяніи царя «Іассонъ собралъ всѣхъ вѣровавшихъ, поучивъ, крести во имя Отца и Сына и св. Духа и именова его Севастіана. Не по мнозѣхъ же днехъ, сынъ царевъ въ недугъ впадъ, умре: апостолъ же, помолився, воздвиже его отъ мертвыхъ. Многая убо отъ тогда словесе и памяти достойная содѣлавъ чудеса, и церкви купно съ царемъ создавъ прекрасны, въ старости маститѣ сконча житіе и къ желаемому взыде»... (28 апр. л. 50). Въ Славянскомъ Синаксарѣ въ житіи св. апостоловъ Іассона и Сосипатра говорится о совмѣстной ихъ дѣятельности до крещенія царя (Севастіана), а затѣмъ уже рѣчь идетъ объ одномъ только Іассонѣ. «Видѣвъ ихъ (т. е. Апостоловъ, брошенныхъ въ желѣзную кадь съ смолою, сѣрою и воскомъ) неопальныхъ пребывшихъ, (царь) рыдаше каяся; его же святіи поучивше и крестивше со иными многими, нарекоша его Севастіанъ. Посемъ сынъ царевъ, умерый въ недугѣ, воскрешенъ бысть святымъ Іассономъ: иже и ина многа преславная чудеса содѣлавъ, и церкви купно съ царемъ создавъ прекрасны, вся добрѣ устрой, и Христово стадо возрасти. Наконецъ, въ старости маститѣ бывъ, ко Господу отыде»... (Кіевъ. 1874 г. л. 291). Св. Сосипатръ, по церковнымъ преданіямъ, окончилъ свою жизнь мученичествомъ. Въ лѣтописи церковныхъ событій архимандрита Арсенія (впослѣдствіи епископъ) напечатано: (ч. I, стр. 23): «около сего же времени (т. е. 63 г. по Р. X.) св. Апостолы изъ 70-ти Іассонъ и Сосипатръ полагаютъ начало церкви въ Корцирѣ, нынѣшнемъ Корфу, и древнѣйшій, по преданію, храмъ христіанскій освященъ ими на маломъ островкѣ Видо (въ древ. Питія), въ главномъ городѣ острова. Сосипатръ, потерпѣлъ отъ язычниковъ мученическую смерть, а Іассонъ пережилъ его и былъ первымъ епископомъ острова. Останки (ὸσὲα) св. Апостоловъ ежегодно въ десятый день мая поставляются для лобзанія въ храмѣ ихъ. (Писалось въ 1852 г. Рангаве. Έλληνῖκα, ч. 3, стр. 662).
Въ богослужебной мѣсячной Минеѣ подъ 28 числомъ Апрѣля помѣщена «служба святыхъ апостолъ Іассона и Сосипатра», но содержаніе оной, за исключеніемъ кондака по 6-й пѣсни (гдѣ упоминается и св. Сосипатръ) относится къ одному св. Іассону. Въ этой службѣ весьма скудны историческія свѣдѣнія о немъ. Въ 1-мъ стихѣ 4-й пѣсни канона св. Іассонъ называется ученикомъ ап. Павла («ученикъ бывъ Павлу премудрому священнопроповѣднику»)..., но о родствѣ съ нимъ въ службѣ нѣтъ никакихъ данныхъ. Не говорится въ службѣ о непріятностяхъ, испытанныхъ ими въ Солуни изъ-за ап. Павла; нѣтъ свѣдѣній о мѣстѣ рожденія, объ апостольскихъ трудахъ на о. Корцирѣ (Корфу), объ обращеніи имъ семи разбойниковъ, о крещеніи царевны Керкиры, царя и др.; вообще въ службѣ нѣтъ никакихъ историческихъ свѣдѣній о св. Іассонѣ, кромѣ того, что онъ былъ епископомъ Тарса, гдѣ устроилъ престолъ (святительскую каѳедру) и «пожилъ священно и преподобно» (2 стихъ 8-й пѣсни канона). Не видно изъ службы: какою смертью закончилъ св. Іассонъ свою проповѣдническую дѣятельность, т. е. скончался ли онъ въ мирѣ, въ «маститѣй старости», или же умерщвленъ за проповѣдь о Христѣ; только въ 3-мъ стихѣ 9-й пѣсни канона тѣло св. Іассона называется «терпѣливымъ и многострадальнымъ», и въ Cѣдальнѣ есть выраженіе «пострадавъ, блаженне», что можетъ служить подтвержденіемъ страданій, вынесенныхъ имъ за Христа при своей жизни, но не свидѣтельствомъ его мученической смерти. – Хотя о мѣстѣ кончины и погребенія св. Іассона въ службѣ нѣтъ указаній, но объ его мощахъ, источающихъ исцѣленіе, о ракѣ, предъ коей больные получаютъ исцѣленіе, говорится отдѣльно. Такъ о мощахъ св. Іассона въ 3-мъ стихѣ 3-й пѣсни канона воспѣвается: «Исцѣленія точатъ священныя твоя, мудре, мощи различная, Духа Святаго дѣйствомъ и благодатію», а о ракѣ (въ 3-мъ стихѣ 9-й пѣсни канона): «рака, идѣже лежитъ терпѣливое и многострадальное тѣло твое, славне Іассоне, зари испущаетъ всегда, и тму болѣзней разоряетъ, преблаженне». Вѣроятно, вслѣдствіе многочисленныхъ чудесъ отъ мощей, св. Іассонъ въ службѣ особенно прославляется какъ «врачъ преискусный, исцѣляющій страсти прелютыя недугующихъ» (3-й стихъ 4-й пѣсни канона), «прогоняющій отъ людей злобныхъ духовъ» (3-й стихъ 6-й пѣсни канона); «Іассонъ пребогатый исцѣленія всегда источаетъ приходящимъ къ рацѣ его и уставляетъ недуги душамъ, и отгоняетъ прелестныя духи и утишаетъ бурю» (3 ст. на Господи воззвахъ); «недуги отгоня различныя и прогнавъ злобныя духи, люди къ познанію Господню обратилъ еси» (3 ст. 6 пѣсни канона). Въ виду множества чудесъ, совершающихся при ракѣ Іассона, онъ, по словамъ церков. пѣснопѣній, живетъ и по кончинѣ (ст. 2) и – «по кончинѣ (особенно) ублажается» (ст. 3 на Господи воззвахъ), а потому день его памяти вѣрующими той мѣстности, гдѣ почиваетъ его тѣло, считался днемъ веселія и радости духовной: «священныя составимъ вси лики, приглашаетъ составитель службы (пр. Іосифъ пѣснописецъ), священно блажаще Іассона, великаго Христова апостола съ лики безплотными всегда веселящася» (1-й ст. 9-й пѣсни канона). Въ день памяти св. Іассона торжествуютъ и веселятся не только живущіе на землѣ, но и небожители. «Играетъ тварь ликующи нынѣ въ честнемъ торжествѣ твоемъ, славне; апостоли, пророци и вси мученицы радуются, Іассоне: съ ними же тя вѣрою величаемъ» (2-й стихъ 9-й пѣсни канона) и другія (1-й стихъ 1-й пѣсни канона)...
Служба, въ честь св. ап. Іассона составленная состоитъ преимущественно изъ пѣснопѣній, прославляющихъ его въ общихъ чертахъ, какъ великаго Христова Апостола (1 ст. 9 пѣсни канона); величаетъ «блаженнымъ» (1-й ст. на Господи воззвахъ, Сѣдаленъ по 3-й пѣсни канона, 2 ст. 7-й пѣсни, 2 стихъ 8-й пѣсни канона), «преблаженнымъ» (3-й стихъ 1-й пѣсни и 1-й стихъ 5-й пѣсни канона и др.), – «славнымъ» (1-й стихъ 4-й пѣсни и 2-й стихъ 9-й пѣсни канона), «мудрымъ» (3-й стихъ 9-й пѣсни канона); «сладкимъ словомъ мудрости своей украсилъ божественную церковь» (2 стихъ 4-й пѣсни канона); «пребогатымъ» (1-й стихъ 1-й пѣсни канона), «богодухновеннымъ» (2-я cтихира на Господи воззвахъ), «богоноснымъ» (2-й стихъ 4-й пѣсни канона), «законнымъ учителемъ» («законенъ былъ еси учитель... иже тваремъ чести приносящія спаслъ еси» (3-й ст. 8-й пѣсни канона), «служителемъ священнымъ» (3-й стихъ 1-й пѣсни канона), «ученикомъ премудраго священно-проповѣдника Павла» (1-й стихъ 4-й пѣсни канона), – «подобникомъ Христу, того повинуяся божественнымъ мановеніямъ» (тамъ же). – Въ службѣ св. Іассонъ уподобляется «звѣздѣ пресвѣтлой, просвѣщающей всю вселенную свѣтомъ проповѣданія» (кондакъ), «Спасительной струѣ, теченіемъ своимъ всю землю наполнившей и сердца живущихъ на ней оросившей» (1-я стихира на Господи воззвахъ), «лѣствицею, возводящею, досязающею до небесъ и вѣрныя возводящею ученіемъ къ небесной жизни» (2-я стихира на Господи воззвахъ), «цѣвницею богокрасной, отрѣвающей прелукавыя пѣсни» (1-й стихъ 3-й пѣсни канона) и др. – Изъ нѣкоторыхъ пѣснопѣній св. Іассону можно видѣть, что онъ проповѣдывалъ среди язычниковъ, былъ «учителемъ» тѣхъ, которые тварямъ воздавали почести и, отвративъ ихъ отъ суетной лести, наставилъ почитать «Единаго Бога несозданнаго» (3-й стихъ 8-й пѣсни); «содержимыя лестью и пагубѣ безумно работающія человѣки, преблаженне, божественными ученіи свободилъ еси» (1-й стих. 5-й пѣсни канона). Главный предметъ апостольской проповѣди св. Іассона былъ единый Богъ, въ Троицѣ поклоняемый, какъ видно изъ 2 стиха 6 пѣсни канона: «научився божественымъ, научилъ еси благодатію, славне, троицкому сіянію»... а изъ этого видно, что между его слушателями были и іудеи, признававшіе единаго Бога и отвергавшіе троичность лицъ Божества... Въ службѣ собору св. 70 апостоловъ, помѣщенной подъ 4 января въ Служебной Минеѣ, св. Іассонъ воспоминается дважды: въ 1-й стихирѣ на Господи воззвахъ поставленъ на 20 мѣстѣ, между ап. Сосипатромъ и Гаіемъ и во 2-мъ стихѣ 5-й пѣсни канона между Тертіемъ и Сосѳеномъ. – Въ службѣ св. 70 Апостоламъ, особо изданной (Кіевъ, 1899) св. ап. Іассонъ воспоминается трижды: въ 5-й стихирѣ на Господи воззвахъ на великой вечернѣ поставленъ на 36 мѣстѣ, между ап. Ермомъ и Наркисомъ; во 2-мъ стихѣ 5-й пѣсни канона между Тертіемъ и Сосѳеномъ; – въ другомъ канонѣ 70 Апостоловъ св. Іассону въ 4-й пѣсни посвященъ особый стихъ: «Іассонъ Богодухновенный Апостолъ, лѣствииа бысть до небесъ досяжущая, вѣрныя возводящая ученіемъ къ небесной жизни: живетъ же по кончинѣ и предстоитъ радуяся Троицѣ славнѣй, того молитвами, Господи, всѣмъ подаждь велію милость».
Во всѣхъ извѣстныхъ спискахъ св. 70 Апостоловъ Іассонъ причисляется къ ихъ лику. Такъ въ Сказаніи, приписываемомъ св. Дороѳею, епископу Тирскому (въ Предисловіи къ служебному Апостолу) онъ поставленъ на 43 мѣстѣ, между Лукіемъ и Сосипатромъ, и о немъ сказано: «Іассонъ, его же Апостолъ (Павелъ) въ Римстѣй епистоліи поминаетъ, въ Тарсѣ бысть епископъ». Въ Мартирологѣ Адона, помѣщенномъ въ агіологіи Востока Арх. Сергія – св. Іассонъ (Ясонъ) поставленъ на 45 мѣстѣ, между тѣми же апостолами, какъ у Дороѳея (т. е. между Лукіемъ и Сосипатромъ) и обозначено, что онъ былъ епископомъ Тарса. Въ Четьи Минеѣ св. Димитрія, митрополита Ростовскаго (подъ 4 января) св. Іассонъ поставленъ на 46 мѣстѣ и тоже между св. Лукіемъ и Сосипатромъ, «Іассонъ святой, его же въ той же (Римской) епистоліи воспоминаетъ, бысть епископъ въ Тарсѣ».
Память св. Іассона въ православной (Восточной) церкви положена 4 января въ Соборѣ 70 Апостоловъ и особо 28-го Апрѣля (хотя въ Синаксарѣ Никодима Святогорца сказаніе о жизни св. Ап. Іассона и Сосипатра помѣщено подъ 29 апрѣля) Μνήμη τῶν ἀγίων Ἀποστόλων Iάσωνος καὶ Σωσιπάτρου, а 28 апрѣля у него положена Μνήμη τῶν ἀγίων Ἐννέα μαρτύρων τῶν ἐν Κυζίκω μαρτυρησάντων, коихъ память положена (въ Правосл. богослужебныхъ книгахъ) 29 апрѣля. Въ Мѣсяцесловѣ Императора Василія св. ап. Іассонъ упоминается подъ 27 апрѣля. Въ греческой церкви, какъ замѣчено въ Лѣтописи церковныхъ событій Архим. Арсенія на основаніи сочиненія Рангаве Έλληνῖκα, мощи св. ап. Іассона и Сосипатра ежегодно въ 10 день мая поставляются для лобзанія въ храмѣ ихъ имени посвященномъ. – У католиковъ память св. Іассона совершается 12 іюля (Dictionnair de la Bible, Wetzer et Welte, t. XII, стр. 122), а 29-го апрѣля у нихъ положено Memoria sanctorum septem Latronum, qui a Sancte Iasone ad Christum conversi, martyrii vitam adepti sunt sempiternam.
Въ старинныхъ иконописныхъ подлинникахъ св. ап. Іассонъ изображается такъ: «Іассонъ, епископъ Тарскій, старъ, волоса вьющіеся съ високъ, борода не велика, риза малиновая, исподняя коричневая, омофоръ и евангеліе». Въ Строгановскомъ Подлинникѣ св. Іассонъ изображенъ съ лысиной, борода средняя, правая рука у груди – книга, а лѣвая подъ ризою.
Просвѣщеніе сущихъ во тмѣ тя свѣтильника, Тарсу поставляетъ, блаженне, иже сего престолъ строяща, св щенно и преподобно, Іассоне апостоле. (2-й стихъ 8-й пѣсни канона въ службѣ 28 апрѣля).
«Православный Собесѣдникъ». 1907. 1-е полугодие. Февраль. С. 149-172.
[1] Въ греческихъ Минеяхъ, кромѣ вышеупомянутыхъ мучениковъ: св. дѣвы Керкиры, мурина и семи бывшихъ разбойниковъ, упоминаются еще Зинонъ, Евсевій, Неонъ и Виталій, обращенные ко Христу св. Ап. Іасономъ и Сосипатромъ. За исповѣданіе Христовой вѣры они, послѣ разныхъ истязаній, были сожжены, по приказанію царя Керкиллииа.