Арсеній (грекъ), архіепископъ Суздальскій.

Рака с мощами святителя Арсения в суздальском Рождественском соборе.

Когда вы входите въ древній Суздальскій городской соборъ, мѣсто погребенія бывшихъ Суздальскихъ князей и епископовъ, вы видите у западнаго лѣваго столба деревянное надгробіе; на немъ въ особой рамѣ стоитъ живописное изображеніе святителя, вокругъ главы коего нарисованъ нимбъ. На столбѣ надъ гробницей прикрѣплена небольшая икона Богоматери древняго письма; здѣсь же вы найдете и небольшую табличку съ слѣдующимъ текстомъ: «На семъ мѣстѣ погребенъ Преосвященный Арсеній, Архіепископъ Суждальскій, 1625 года апрѣля 29 дня. Родомъ грекъ Галасунска града, о которомъ же вспоминается въ прологу октября 22 дня въ чудесахъ Казанскія Божія Матери о избавленіи царствующаго града Москвы отъ ляховъ. На паствѣ Суздаля былъ 12 лѣтъ».

По прочтеніи этого текста невольно возникаетъ вопросъ, что это за святитель-чужеземецъ и какимъ образомъ онъ получилъ архіепископскую каѳедру въ одномъ изъ древнѣйшихъ русскихъ городовъ.

На мѣстѣ въ Суздалѣ сохранились о немъ довольно скудныя и темныя воспоминанія, хотя память его свято чтится мѣстными жителями и до настоящаго времени. Поэтому за свѣдѣніями о жизни и дѣятельности архіепископа Арсенія приходится обращаться къ другимъ не мѣстнымъ источникамъ.

Въ настоящее время свѣдѣнія эти настолько уже полно и обстоятельно разработаны, что представляется возможнымъ прослѣдить жизнь этого святителя отъ начала до конца и составить ясное представленіе о его личности[1].

Архіепископъ Арсеній родился около 1550 года въ деревнѣ Калерьяна, близь Ѳессалійскаго города Трикки, отъ священника Ѳеодора и жены его Хрисафы. – Благочестивые родители давали глубоко религіозное воспитаніе своимъ дѣтямъ и всѣ пять сыновей ихъ приняли монашество, а три изъ нихъ даже достигли епископскаго сана. И сама мать ихъ по смерти своего супруга приняла иноческое постриженіе съ именемъ Христодулы.

Мальчикъ Арсеній, по смерти отца, былъ отправленъ къ старшому брату своему епископу Стагонскому Іоасафу и здѣсь подъ его руководствомъ началъ обученіе чтенію и письму. Послѣ этой домашней подготовки онъ былъ отданъ для дальнѣйшаго образованія въ школу г. Трикки, основанную Ларисскимъ митрополитомъ Іереміей Траносомъ, впослѣдствіи патріархомъ Константинопольскимъ. Здѣсь Арсеній изучилъ грамматику, піитику и реторику. Своимъ хорошимъ поведеніемъ и успѣхами онъ заслужилъ расположеніе покровителя школы митрополита Іереміи, принялъ монашество и былъ посвященъ въ іеродіакона.

По окончаніи образованія въ Трикки іеродіаконъ Арсеній вернулся къ своему брату Іоасафу и жилъ у него до его кончины. По смерти Іоасафа Арсеній удалился въ обитель Христа Спасителя близь Ѳермопилъ и здѣсь былъ рукоположенъ въ іеромонаха. 5 мая 1572 г. митрополитъ Іеремія былъ возведенъ на Константинопольскій патріаршій престолъ и вскорѣ вызвалъ къ себѣ іеромонаха Арсенія на должность очереднаго священника при патріаршемъ храмѣ Всеблаженной. Усердною службою и примѣрнымъ поведеніемъ Арсеній заслужилъ всеобщую любовь и въ началѣ восьмидесятыхъ годовъ ХVІ в. былъ рукоположенъ въ епископа Елассоны и Димоника (въ Ѳессаліи).

По удаленіи съ патріаршей каѳедры патріарха Іереміи, епископъ Арсеній новымъ патріархомъ Ѳеолептомъ II вторично былъ вызванъ въ Константинополь. Здѣсь въ это время находился посолъ царя Ѳеодора Іоанновича Борисъ Благово, привезшій патріарху богатую милостыню на поминъ души отца его царя Ивана Васильевича. Патріархъ въ благодарность за это вниманіе и милостыню царя рѣшилъ снарядить въ Москву особое посольство.

Во главѣ этого посольства былъ поставленъ Преосвящ. Арсеній, возведенный предъ отъѣздомъ въ санъ архіепископа. Въ началѣ 1586 года посольство прибыло на русскую границу и затѣмъ въ Москву. Царь Ѳеодоръ Ивановичъ принялъ посольство весьма ласково и чрезъ мѣсяцъ, одаривъ пословъ деньгами и отправивъ богатую милостыню патріарху, отпустилъ обратно въ Константинополь. – Такимъ образомъ, въ первый разъ архіепископъ Арсеній познакомился съ Россіей и русскимъ государемъ въ 1586 г.

На обратномъ пути патріаршее посольство заѣхало въ польскій городъ Львовъ и было весьма радушно принято православными жителями города. Здѣсь къ этому времени для огражденія православія отъ натисковъ латинства была основана мѣстнымъ братствомъ православная школа. Для этой школы было весьма важно имѣть среди учителей образованнаго православнаго грека, поэтому православные жители Львова стали усердно просить архіепископа Арсенія остаться у нихъ. Арсеній склонился на эту просьбу, былъ опредѣленъ въ братскую школу преподавателемъ греческаго и церковнославянскаго языковъ, и на свою каѳедру въ Греціи болѣе уже не возвращался.

Плодомъ двухлѣтней педагогической дѣятельности архіеп. Арсенія въ Львовѣ, была «Грамматика доброглаголиваго еллинословенскаго языка; совершеннаго искусства осми частей слова – къ наказанію многоименитому россійскому роду». Грамматика эта послужила затѣмъ образцомъ для слѣдующихъ изданій грамматики Лаврентія Зизанія и Мелетія Смотрицкаго; составлена она Арсеніемъ при сотрудничествѣ учениковъ Львовской школы, такъ какъ самъ Арсеній не владѣлъ еще тогда въ достаточной степени знаніемъ церковнославянскаго языка.

Тѣмъ временемъ, патріархъ Іеремія снова занялъ патріаршую каѳедру въ Константинополѣ и нашелъ ее въ весьма плачевномъ состояніи. Для возстановленія ея благоустройства нужны были большія средства и онъ рѣшилъ самъ отправиться за милостыней къ благочестивому и щедрому Московскому царю Ѳеодору Ивановичу. На пути въ Польшу патр. Іеремія вызвалъ къ себѣ архіепископа Асенія и пригласилъ его ѣхать съ собой въ Москву. Очевидно, Арсеній былъ нуженъ патріарху, какъ человѣкъ ему ужо извѣстный, бывшій ранѣе въ Москвѣ и нѣсколько знавшій церковнославянскій языкъ.

21 іюня 1588 года патріархъ со свитою подошли къ Смоленску и были радушно приняты мѣстнымъ епископомъ Сильвестромъ, воеводами и народомъ, но помѣщеніе имъ было пока отведено внѣ города на базарной площади. 29 іюня въ Смоленскѣ была получена царская грамота, приглашающая патріарха въ Москву. Тогда патріархъ со всею свитою были торжественно введены въ городъ и въ мѣстный каѳедральный соборъ. По окончаніи литургіи гостямъ въ домѣ епископа была предложена царская трапеза и вручены царскіе подарки. 1-го іюля патріархъ со свитою выѣхали въ Москву, получая путевое довольствіе отъ государя. Архіепископъ Арсеній въ частности получалъ: «по 2 алтына на день деньгами, кружку меду боярскаго, ½ ведра меду паточнаго, ведро меду цѣженаго, прутъ бѣлорыбицы, прутъ семжины и блюдо спинки бѣлужьи».

Въ Москвѣ для помѣщенія патріарху было отведено подворье рязанскаго епископа, а архіепископъ Арсеній былъ помѣщенъ въ столовой избѣ этого подворья. На столъ Арсенію ежедневно давалось по полколача бѣлаго и по 5 блюдъ. Чрезъ пять дней но пріѣздѣ въ Москву патріархъ Іеремія былъ принятъ царемъ Ѳеодоромъ Ивановичемъ въ торжественной аудіенціи. Здѣсь патріархъ вручилъ царю привезенные съ собою подарки (разныя святыни) и получилъ въ отвѣтъ щедрые царскіе дары. Но архіепископу Арсенію на этотъ разъ государева жалованья не было дано «для того, какъ онъ былъ у государя напередъ сего въ Москвѣ и ему по царѣ и вел. князѣ Иванѣ Васильевичѣ дано милостыни двема имъ (съ еп. Паисіемъ Диррахійскимъ) 330 руб. и онъ, пріѣхавъ въ Литовскую землю въ Львовъ, съ тѣхъ мѣстъ жилъ въ Львовѣ, а въ своей области не былъ».

Во время начавшихся потомъ переговоровъ съ патріархомъ Іереміей объ учрежденіи патріаршества въ Россіи, архіепископъ Арсеній велъ себя самымъ корректнымъ образомъ, не тормозилъ этихъ переговоровъ, какъ это дѣлалъ митрополитъ Монемвасійскій Іерофей. 23 января 1589 г. Арсеній вмѣстѣ съ другими принималъ участіе въ избраніи патріарха въ Успенскомъ соборѣ и по церемоніалу долженъ былъ доставить актъ избранія къ царю. 26 января архіеп. Арсеній участвовалъ въ рукоположеніи митрополита Іова въ Московскаго патріарха, былъ приглашенъ послѣ этого вмѣстѣ съ патріархомъ Іереміей на богатую царскую трапезу и получилъ въ подарокъ братину въ 3 гривенки, объяри, камки, атласа, 40 соболей въ 15 рубл. и 20 р. деньгами. 28 января вмѣстѣ съ патріархомъ Арсеній былъ представленъ царицѣ и отъ нея получилъ также богатые подарки. 4 февраля вмѣстѣ съ патріархомъ Іереміей архіеп. Арсеній отправился на богомолье въ Троице-Сергіевъ монастырь. Паломники пробыли здѣсь до 11 февраля и получили отъ обители также нескудные дары. Архіеп. Арсеній получилъ «образъ Сергіево видѣніе обложенъ серебромъ, камки багровой, братину серебряную въ 5 рублей, 40 куницъ, 10 рубл. деньгами, судковъ троецкихъ да суконцо троицкое».

Предъ отправленіемъ въ обратный путь въ Константинополь патріархъ Іеремія со свитою былъ принятъ въ прощальной аудіенціи царемъ Ѳеодоромъ Ивановичемъ, снова всѣ получили богатые подарки. Во время этой аудіенціи архіепископъ Арсеній обратился къ Государю съ слѣдующими словами: царь Ѳеодоръ востока и запада, Владиміра, Москвы и всей Россіи и всей сѣверной земли, великой Сибири, царь державнѣйшій, благочестивѣйшій, боговѣнчанный и великій, святѣйшій святыхъ, слава благочестивыхъ! Я, смиренный Арсеній, ничтожнѣйшій изъ всѣхъ епископовъ и малѣйшій изъ остальныхъ, полюбилъ твою сострадательность, которую ты проявляешь ко всѣмъ своимъ и чужеземцамъ и каждый день на всѣхъ изливаешь человѣколюбіе и милость, посему пусть я останусь здѣсь, столь весьма далеко отъ родственниковъ, отечества и своей епархіи, чтобы молиться Богу день и ночь, дабы ты былъ долгоденственъ, имѣлъ хорошее здоровье, чтобы царствовалъ всегда надъ весьма многими народами, чтобы ты совершалъ всякое благо и чрезмѣрныя благодѣянія каждый день, такъ какъ имѣешь готовность къ этому». Царь милостиво принялъ эту просьбу Арсенія и отвѣтилъ ему. «Имѣй крѣпкую увѣренность, что я тебя упокою, что ты будешь имѣть богатые города съ деревнями и сдѣлаешься надъ всѣми ими архіереемъ».

Такимъ образомъ, архіеп. Арсеній не захотѣлъ вернуться съ патріархомъ Іереміей въ Грецію и остался въ Россіи. По какимъ побужденіямъ онъ поступилъ такъ, остается не вполнѣ яснымъ. Нужно думать, что онъ не особенно тяготѣлъ къ мѣсту своего епископскаго служенія въ Греціи и разъ уже добровольно отказался отъ него, оставшись въ Львовѣ. И теперь онъ, вѣроятно, полагалъ, что лучше устроить свою судьбу въ православной Россіи подъ покровительствомъ благочестиваго царя, чѣмъ въ угнетенной турецкимъ владычествомъ Греціи.

Оставшись въ Москвѣ, архіеп. Арсеній вскорѣ составилъ поэтическое описаніе въ стихотворной формѣ путешествія патріарха Іереміи въ Москву и поставленія московскаго патріарха. Трудъ этотъ онъ предназначилъ для одного изъ своихъ друзей на востокѣ, а можетъ быть, въ самомъ Константинополѣ.

Царь Ѳеодоръ Ивановичъ сдержалъ свое обѣщаніе и пожаловалъ архіепископу Арсенію на содержаніе нѣсколько деревень. На доходы съ этихъ деревень преосвящ. Арсеній пріобрѣлъ себѣ въ кремлѣ, вблизи царскихъ дворцовъ, домъ и устроилъ въ немъ храмъ во имя в.-муч. Димитрія Солунскаго. Въ 1596-1597 г. архіеп. Арсеній, по повелѣнію царя Ѳеодора Ивановича, патріарха и всего архіерейскаго чина, былъ опредѣленъ къ Архангельскому собору съ титуломъ «архіепископа архангельскаго», но сохраняя и прежній свой титулъ «архіепископа елассонскаго» или въ русской передѣлкѣ «галасунскаго». Обязанность его состояла въ томъ, чтобы «служить завсегда при родителяхъ государскихъ». – Этотъ титулъ и эти обязанности преосвящ. Арсеній несъ до 1615 г.

Но еще до занятія этого оффиціальнаго положенія въ Россіи архіеп. Арсеній былъ допущенъ къ живому и непосредственному участію, наравнѣ съ прочими русскими епископами, во всѣхъ важнѣйшихъ общецерковныхъ и политическихъ событіяхъ нашего отечества. Въ 1590 г. онъ вмѣстѣ съ русскими архіереями участвовалъ въ торжественномъ пріемѣ у патріарха Іова Константинопольскаго посланника митр. Діонисія; въ 1592 г. принималъ участіе въ избраніи на митрополичью каѳедру въ Новгородъ чудовскаго архимандрита Варлаама.

Съ 1596-97 г. онъ принимаетъ участіе во всѣхъ церковныхъ и государственныхъ дѣлахъ уже на правахъ члена русской церковной іерархіи. Въ 1598 г. архіеп. Арсеній подписалъ грамоту объ избраніи Бориса Годунова на русскій престолъ. Въ февралѣ 1604 г. онъ присутствовалъ на торжественномъ пріемѣ у патріарха Іова пословъ отъ іерусалимской патріархіи. 20 іюня 1605 г. архіеп. Арсеній вмѣстѣ съ другими русскими архіереями встрѣчалъ на лобномъ мѣстѣ Лжедимитрія и сопровождалъ его въ Архангельскій соборъ. 24 іюня онъ участвовалъ въ низложеніи патріарха Іова и въ избраніи и нареченіи на его мѣсто архіепископа рязанскаго Игнатія, а 30-го іюня участвовалъ въ его рукоположеніи. Царемъ Лжедимитріемъ преосвящ. Арсеній былъ внесенъ въ списокъ членовъ проектированнаго имъ государственнаго совѣта съ титуломъ «архіепископа архангельскаго». 21 іюля при коронованіи Лжедимитрія на архіеп. Арсенія возложена была обязанность – въ Архангельскомъ соборѣ въ придѣлѣ св. Іоанна Лѣствичника увѣнчать главу Лжедимитрія короною Мономаха съ провозглашеніемъ «аксіосъ». При коронованіи Марины Мнишекъ 8 мая 1606 г. архіеп. Арсеній подносилъ ей «коруну царскую», а 11 мая являлся съ поздравленіями во дворецъ и подносилъ молодымъ царю и царицѣ подарки.

Въ маѣ того же 1606 г. архіеп. Арсеній принималъ участіе въ избраніи на русскій престолъ Василія Ивановича Шуйскаго. 3 февраля 1607 г. съ патріархомъ Гермогеномъ рѣшалъ вопросъ о посылкѣ въ Старицу за престарѣлымъ патріархомъ Іовомъ «для соборнаго разрѣшенія Россійскаго народа въ клятвопреступленіи царю Борису Ѳеодоровичу и его семейству».

По долгу своего оффиціальнаго положенія «служить завсегда у гробовъ государскихъ» преосвящ. Арсеній долженъ былъ оставаться въ Московскомъ кремлѣ и въ послѣдующее время, и послѣ низложенія царя Василія Шуйскаго; ему пришлось перенести на себѣ всю тяжесть и всѣ ужасы водворившейся тогда на Руси смуты.

Въ 1611 году во время одного изъ пожаровъ въ кремлѣ пострадалъ и домъ архіеп. Арсенія, а въ августѣ 1612 г. поляки совсѣмъ отняли у него этотъ домъ и значительную сумму денегъ. Во время тяжелаго томительнаго заключенія въ кремлѣ архіеп. Арсеній съ находившимся при немъ духовенствомъ и русскими боярами 5 октября 1611 г. подписался подъ двумя «вѣрющими грамотами», отправленными къ королю Сигизмунду и сыну его Владиславу «для убѣжденія королевича къ скорому пріѣзду въ Москву»...

Вслѣдствіе страшнаго голода и вынесенныхъ во время осады въ кремлѣ огорченій и лишеній архіепископъ Арсеній въ 1612 году тяжко разболѣлся, но былъ исцѣленъ отъ этой болѣзни чудеснымъ образомъ. Въ полуночный часъ, когда больной святитель возносилъ горячія молитвы къ Богу, келья его освѣтилась необыкновеннымъ свѣтомъ, явился преподобный Сергій и воззвалъ къ нему: «Арсеніе! Се Господь услыша молитву рабовъ своихъ и молитвъ ради Всенеиорочныя Матери своея, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодѣвы Маріи и великихъ чудотворцевъ Петра, Алексія Іоны, съ ними же и азъ ходатай быхъ, заутра градъ сей предаетъ Господь Богъ въ руцѣ православнымъ Христіаномъ и враговъ нашихъ низложитъ»... Болящій послѣ этого выздоровѣлъ, а вскорѣ исполнилось и предсказанное въ чудномъ видѣніи.

Въ это время ополченіе князя Пожарскаго было уже подъ Москвою. 22 октября 1612 г. войска Пожарскаго и Трубецкаго безъ особенныхъ усилій овладѣли Китай-городомъ, а черезъ мѣсяцъ сдались и поляки, находившіеся въ кремлѣ. По этому случаю 27 ноября состоялось церковное торжество. «Въ день же недѣльный, разсказывается въ прологѣ, собрашася благочестивіи воеводы съ сущими съ ними архимандриты и священники и по всѣмъ христолюбивымъ воинствомъ и вземше честные кресты и св. иконы, соидоша на лобное мѣсто, молебная совершающе. Изъ града же кремля изыде на срѣтеніе имъ архіепископъ Галасунскій Арсеній съ сущимъ съ нимъ освященнымъ чиномъ, иже бяху съ нимъ прежде удержаны во градѣ, носяще съ собою икону Преч. Богородицы Владимірскія и честные кресты и прочія св. иконы... И доидоша въ градъ кремль, обычныя литіи совершающе и тако внидоша въ соборную церковь Успенія и, Божественную литургію совершивше, разыдошася кійждо во свояси». – Временнымъ правительствомъ во главѣ съ князьями Пожарскимъ и Трубецкимъ архіеп. Арсеній вознагражденъ былъ за тѣ потери, какія онъ понесъ во время осады въ кремлѣ.

Въ 1612 г. кончилось для Руси «смутное время», вскорѣ былъ избранъ на царство Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ. 2 мая 1613 г. архіепископъ Арсеній съ прочимъ Московскимъ духовенствомъ встрѣчалъ за городомъ новоизбраннаго царя съ его матерію и сопровождалъ ихъ къ царскимъ гробницамъ въ Архангельскій соборъ, гдѣ и совершилъ по ихъ просьбѣ молебенъ. 11 мая онъ подписалъ утвердительную грамоту объ избраніи Михаила Ѳеодоровича на царство. Но въ томъ же мѣсяцѣ произошла перемѣна въ положеніи архіеп. Арсенія. Въ грамотѣ, отправленной Строгановымъ, преосвящ. Арсеній подписался: «смиренный Арсеній, Божіею милостію архіепископъ Архангельскій и Тверскій и Кашинскій». Судя по этой подписи архіеп. Арсеній получилъ тверскую каѳедру, но въ тоже время не оставилъ своего положенія и при Архангельскомъ соборѣ. Архіепископомъ Архангельскимъ онъ подписывался и въ 1614 году. Проживалъ преосвящ. Арсеній въ это время болѣе въ Москвѣ, въ Твери же былъ на самое короткое время.

Въ началѣ 1615 г. преосвящ. Арсеній былъ переведенъ на каѳедру архіепископа Суздальскаго и Тарусскаго, освободившуюся за смертію архіеп. Герасима. Съ переводомъ на Суздальскую каѳедру архіеп. Арсеній былъ освобожденъ отъ служенія при Архангельскомъ соборѣ и болѣе уже не титуловался епископомъ архангельскимъ, но все-таки продолжалъ оставаться въ Москвѣ: по повелѣнію царя Михаила Ѳеодоровича ему было указано жить въ Богоявленскомъ монастырѣ на Троицкомъ подворьѣ вблизи царскаго дворца. Оставаясь въ Москвѣ, архіеп. Арсеній продолжалъ принимать живое участіе во всѣхъ событіяхъ общецерковной и государственной жизни нашего отечества. Въ 1618 г. онъ участвовалъ на соборѣ по поводу исправленія Требника архимандритомъ Троицкой лавры Діонисіемъ и его товарищами. Въ 1619 г. принималъ участіе въ избраніи на архіепископію рязанскую инока Свіяжскаго монастыря Іосифа. – Въ апрѣлѣ того же 1619 г. оказалъ особенно цѣнныя услуги при пріемѣ Іерусалимскаго патріарха Ѳеофана, такъ какъ зналъ «патріарховъ языкъ»: онъ служилъ посредникомъ въ сношеніяхъ патріарха съ представителями русской церковной и гражданской власти, руководилъ имъ при совершеніи богослуженія по нашему чину. 22 іюня 1619 г., при нареченіи митр. Филарета въ патріархи московскіе, архіеп. Арсеній встрѣчалъ его при входѣ въ Успенскій соборъ, а 24 іюня принималъ участіе въ его рукоположеніи. Въ 1620 г. онъ принималъ участіе въ соборахъ «о крещеніи латынь и о ихъ ересехъ» и о томъ, чтобы принимать черезъ перекрещиваніе даже «бѣлорусцевъ, приходящихъ отъ польскаго и литовскаго государства въ православную вѣру нашу греческаго закона».

Въ слѣдующемъ 1621 г. преосвящ. Арсеній уже глубокимъ старцемъ покидаетъ Москву послѣ болѣе чѣмъ тридцатилѣтняго пребыванія въ ней и переселяется въ свой епархіальный городъ Суздаль, чтобы провести тамъ остатокъ своихъ дней. Свѣдѣній о его жизни и дѣятельности за это время сохранилось очень мало. Извѣстно только, что въ 1622 г. онъ по повелѣнію царя Михаила Ѳеодоровича и патріарха Филарета совершалъ погребеніе въ Троицкой лаврѣ дочери Бориса Годунова Ксеніи, въ иночествѣ Ольги, скончавшейся въ Суздальскомъ Покровскомъ монастырѣ. Въ 1625 г. преосв. Арсеній, по сказанію Суздальскаго ключаря Ананіи Ѳедорова, производилъ по порученію патріарха Филарета разслѣдованіе объ иконѣ Казанской Божіей Матери, принесенной въ Суздальскій храмъ Воскресенія Христова изъ Николо-Шартомскаго монастыря и прославившейся чудотвореніями. Разслѣдованіе подтвердило справедливость распространившейся о чудотвореніяхъ молвы и въ память принесенія иконы въ Суздаль 23 ноября было установлено празднованіе.

Въ томъ же 1625 г. 29 апрѣля преосв. Арсеній скончался семидесяти шести лѣтъ. Такъ опредѣляетъ время его кончины вышеупомянутый ключарь Ананія Ѳедоровъ; тоже написано и на табличкѣ, хранящейся надъ гробницей святителя въ Суздальскомъ соборѣ. Но проф. Димитріевскій, согласно съ открытымъ имъ рукописнымъ житіемъ архіеп. Арсенія, полагаетъ, что преосв. Арсеній скончался годомъ позднѣе т. е. 13 апрѣля 1626 года и погребенъ былъ 26 апрѣля. Нѣкоторые изслѣдователи (Строевъ) полагаютъ, что архіеп. Арсеній скончался 29 апр. 1630 г., но это мнѣніе не имѣетъ за себя достаточныхъ основаній.

Погребенъ преосв. Арсеній въ Суздальскомъ каѳедральномъ соборѣ у лѣваго западнаго столба.

Вотъ краткій очеркъ жизни и дѣятельности архіепископа Арсенія, перечень тѣхъ событій русской жизни, въ которыхъ онъ принималъ живое и непосредственное участіе. Уже этотъ очеркъ достаточно ясно характеризуетъ личность этого святителя, говоритъ о его высокихъ умственно-нравственныхъ качествахъ. Чужеземецъ по происхожденію и воспитанію онъ съумѣлъ пріобрѣсти въ Россіи прочное положеніе, заслужить уваженіе отъ всѣхъ, съ кѣмъ приходилось ему вступать въ непосредственное общеніе, – и отъ русскихъ государей, и отъ представителей высшей церковной и гражданской власти, онъ нравственно слился съ своимъ новымъ отечествомъ, пережилъ вмѣстѣ съ нимъ и перестрадалъ самую тяжелую для него годину. Естественно послѣ этого, что онъ какъ бы пересталъ быть для Россіи и для русскихъ чужеземцемъ и поставленъ былъ управлять русскою паствою въ древнемъ русскомъ городѣ и здѣсь также пріобрѣлъ всеобщее уваженіе, сохранившееся и послѣ его смерти.

О высокихъ умственныхъ дарованіяхъ архіепископа Арсенія, о степени его образованія говорятъ сохранившіеся до нашего времени его ученые и литературные труды. Мы говорили выше о составленной имъ въ Львовѣ еллинословенской грамматикѣ, о поэтическомъ описаніи путешествія патріарха Іереміи въ Москву. Кромѣ этихъ трудовъ, архіеп. Арсеніемъ составлены историческіе мемуары, открытые проф. Димитріевскимъ, обнимающіе собой время отъ вступленія на престолъ Ѳеодора Ивановича до восшествія на престолъ перваго царя изъ дома Романовыхъ Михаила Ѳеодоровича, съ краткимъ очеркомъ предшествующей исторіи Россіи. Эти мемуары архіеп. Арсенія до нѣкоторой степени восполняютъ свѣдѣнія объ этой эпохѣ по другимъ источникамъ, даютъ нѣкоторымъ событіямъ новое освѣщеніе; они говорятъ, что этотъ чужеземецъ внимательно слѣдилъ за всѣмъ, что тогда происходило въ его новомъ отечествѣ и въ чемъ онъ самъ принималъ участіе. Короче, онъ изучалъ русскую жизнь, старался понять и оцѣнить происходящее вокругъ него. Поэтому онъ такъ и сблизился и какъ бы сросся съ Россіей и съ русскими.

О высокихъ нравственныхъ качествахъ архіепископа Арсенія говоритъ его неусыпная заботливость о строеніи храмовъ Божіихъ и широкая благотворительность монастырямъ Востока и нашего отечества.

Объ устроеніи храмовъ Божіихъ Арееніемъ разсказываетъ составитель его житія, открытаго проф. Димитріовскимъ. Въ Москвѣ преосв. Арсеній построилъ церковь в.-муч. Ѳеодора Стратилата и Ѳеодора Тирона, по дорогѣ, ведущей въ Тверь, – церковь Господа Вседержителя съ двумя придѣлами, въ Москвѣ у заставы по Рязанской дорогѣ – церковь Рождества Пресв. Богородицы, за Москвой-рѣкой – церковь в.-муч. Георгія, на сѣверъ отъ Москвы въ д. Завида – церковь Успенія Пресв. Богородицы съ двумя придѣлами, вблизи этой деревни въ мѣстечкѣ Спасское – церковь во имя Спасителя, въ мѣстечкѣ Никитское въ 115 миляхъ отъ Москвы – церковь во имя Архангеловъ, вблизи Москвы – церковь въ честь Всѣхъ Святыхъ. «Все это онъ сдѣлалъ, прибавляетъ авторъ житія, явно, тайная же сердца его Господь вѣдаетъ». Въ Андроніевомъ монастырѣ архіеп. Арсеній устроилъ церковь во имя чуда архистратига Михаила и возстановилъ большую трапезу, выстроилъ каменную колокольню; въ Тверской архіепископіи возстановилъ соборную церковь Преображенія Господня, остававшуюся 25 лѣтъ безъ богослуженія.

Можетъ быть, эти показанія описателя житія архіеп. Арсенія не совсѣмъ точны, преувеличены, такъ какъ напр. возобновленіе Тверского собора и Андроніева монастыря по русскимъ источникамъ приписывается другимъ лицамъ, но и въ этомъ случаѣ они достаточны для характеристики архіеп. Ареенія.

О подобной дѣятельности Арсенія въ Суздалѣ, во время управленія его Суздальской епархіей, свѣдѣній не сохранилось.

Ключарь Ананія Ѳедоровъ упоминаетъ только, что архіепископъ Арсеній неоднократно ходатайствовалъ предъ царемъ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ и патріархомъ Филаретомъ о средствахъ на возобновленіе въ Суздалѣ церквей, пострадавшихъ во время Литовскаго нашествія.

Располагая по милости русскихъ государей достаточными средствами, архіеп. Арсеній не только расходовалъ ихъ на постройку и украшеніе храмовъ Божіихъ, но дѣлалъ частыя приношенія въ монастыри Востока и Россіи. Въ 1589 г. онъ послалъ въ Метеорскій монастырь «Варлаамъ» икону Божіей Матери Владимірской въ мѣдномъ золоченомъ окладѣ съ эмалью, въ вѣнцѣ съ дорогими камнями, и въ главный Метеорскій монастырь Преображенія – двѣ иконы въ серебряныхъ окладахъ Покрова Пресв. Богородицы и Деисусъ. Въ 1594 г. архіеп. Арсеній пожертвовалъ въ Преображенскій монастырь на Синаѣ храмовую икону. Въ 1596 г. тщательно и прекраснымъ почеркомъ самъ написалъ напрестольное Евангеліе и украсилъ его многочисленными и художественно исполненными миніатюрами; Евангеліе это онъ пожертвовалъ въ Лавру преп. Саввы Освященнаго въ Палестинѣ. Въ 1599 г. архіеп. Арсеній отослалъ въ обитель «Варлаамъ» серебряное блюдо, въ срединѣ коего на выпуклости, позолоченной и накрытой хрусталемъ, изображена была Богоматерь съ Младенцемъ; въ томъ же году онъ приложилъ въ Архангельскій соборъ служебникъ виленской печати 1598 г. Въ 1609 г. архіеп. Арсеній приложилъ въ Архангельскій соборъ напрестольное Евангеліе печати 1606 г. въ дорогомъ окладѣ, въ 1619 г. подарилъ въ Николо-Шартомскій монастырь своей епархіи рукописное въ ⅛ листа Евангеліе, кончающееся 45 зачаломъ отъ Іоанна. Послѣ предисловія къ Евангелію отъ Луки находится собственноручная подпись Арсенія съ просьбою поминать его родителей и братьевъ. Въ 1623 г. архіеп. Арсеній подарилъ мѣдный ковшичекъ для теплоты въ Боголюбовъ монастырь; въ 1624 г. пожертвовалъ такой же ковшичекъ въ Суздальскій Ризположенскій монастырь. Вѣроятно, преосвящ. Арсеніемъ дѣлаемы были приношенія и вклады и въ другія церкви и монастыри Востока и Россіи, но они остаются пока не извѣстными[2].

При такихъ высокихъ качествахъ святителя Арсенія естественно, что онъ былъ уважаемъ всѣми при жизни, что память его свято чтилась въ Суздалѣ и послѣ его кончины и даже устанавливалось мѣстное почитаніе его, какъ святого[3]. Въ 1668 г. Суздальскій архіепископъ Стефанъ писалъ патріарху Іоасафу: «въ мимошедшихъ лѣтѣхъ по нахожденіи на Московское государство и на православныхъ христіанъ безбожныхъ и богоненавистныхъ ляховъ благоволеніемъ Божіимъ и избраніемъ освященнаго собора былъ въ Суздалѣ въ домѣ Пречистыя Богородицы на архіерейскомъ престолѣ греческой страны Галасунска града архіепископъ Арсеній, о немъ же въ житіи преп. Сергія и въ прологѣ въ октябрѣ мѣсяцѣ на праздникъ Преев. Богородицы Казанскія о избавленіи великаго града Москвы и всего государства отъ безбожныхъ ляховъ вспоминается. И будучи онъ Арсеній въ Суздалѣ на своемъ престолѣ волею Божіею преставися въ прошломъ 7133 году, а въ нынѣшнемъ 7176 (1668) г. марта въ 8 день что былъ на гробѣ его кирпичный сводъ и тотъ сводъ и персть осыпались и люди гробъ его видятъ и подлѣ тоя гробницы не починя стоять не возможно»... На это патріархъ Іоасафъ отвѣчалъ архіеп. Стефану: «писалъ ты, сыну, къ намъ патріарху о Арсеніи, архіепископѣ Суждальскомъ и мы патріархъ великаго государя, царя и великаго князя Алексія Михайловича по той твоей отпискѣ докладывали и великій государь совѣтовалъ о томъ съ святѣйшими вселенскими патріархами Киръ-Паисіемъ папою и патріархомъ Александрійскимъ и судіею вселенскимъ и Киръ-Макаріемъ, патріархомъ Антіохійскимъ и всего востока, и съ нами патріархомъ. А совѣтовавъ указали о архіепискоиѣ Арсеніи освидѣтельствовать тебѣ, сыне, да къ тебѣ жъ для того свидѣтельства Чудова монастыря архим. Іоакимъ посланъ, и о всемъ къ тебѣ, сыну, приказано съ нимъ архимандритомъ словесно, а что учинено будетъ, о томъ ты бы, сыну, съ нимъ архимандритомъ къ намъ писалъ къ Москвѣ». «По той святѣйшаго патріарха грамотѣ преосв. Стефанъ съ архим. Іоакимомъ мощи архіепископа Арсенія свидѣтельствовали и въ новый гробъ положили и поставили на прежнемъ мѣстѣ», совершивъ въ этотъ день (28 апр.) въ соборѣ литургію и отслуживъ соборне по святителѣ Арсеніи паннихиду.

Архіепископъ Стефанъ былъ ревностнымъ почитателемъ святителя Арсенія. По свидѣтельству ключаря Ананіи Ѳедорова онъ въ письмахъ къ разнымъ лицамъ обыкновенно въ концѣ приписывалъ: «а милость Божія и Пречистыя Богородицы и великихъ святителей Іоанна и Ѳеодора и Арсенія Суздальскихъ чудотворцевъ, да будетъ», т. е. архіепископа Арсенія приравнивалъ къ канонизованнымъ уже Суздальскимъ святителямъ Ѳеодору и Іоанну. Поэтому и вышеизложенный случай о переложеніи мощей архіеп. Арсенія можно, намъ кажется, разсматривать какъ попытку архіеп. Стефана закрѣпить мѣстное почитаніе святителя Арсенія оффиціальной канонизаціей. Но попытка эта почему-то успѣха не имѣла. Тѣмъ не менѣе мѣстное почитаніе святителя Арсенія продолжалось. Въ іюлѣ того же 1660 г. архіепископомъ Стефаномъ надъ могилою архіеп. Арсенія въ соборѣ была устроена деревянная гробница и написанъ «его святителевъ образъ». Затѣмъ въ церквахъ г. Суздаля и его епархіи появляются иконы, гдѣ святитель Арсеніи пишется вмѣстѣ съ другими Суздальскими чудотворцами. По свидѣтельству ключаря Ананіи Ѳедорова такія иконы были въ церкви Воскресенія Христова въ г. Суздалѣ, въ церкви с. Знаменскаго (Стремячки тожъ), въ церкви с. Краснаго, принадлежавшаго Суздальскому архіерейскому дому.

Устроенная архіеп. Стефаномъ надъ могилою архіеп. Арсенія деревянная гробница была впослѣдствіи разобрана; но въ 1756 г. при митрополитѣ Сильвестрѣ мѣсто могилы Арсенія было ограждено рѣшеткою, такъ какъ, по преданію, таинственная сила сталкивала осмѣливающихся становиться надъ мѣстомъ погребенія святителя. Въ настоящее время надъ этимъ мѣстомъ снова устроена деревянная гробница.

Благоговѣйное почитаніе святителя Арсенія въ Суздалѣ продолжается и до настоящаго времени: приходящими въ соборъ богомольцами служатся на гробѣ его паинихиды. Особенно много бываетъ богомольцевъ въ пятницу передъ Троицынымъ днемъ, преимущественно женщинъ съ дѣтьми. Всѣ они считаютъ своимъ долгомъ отслужить паннихиду надъ гробомъ архіеп. Арсенія, молитвенно прося его ходатайства за болящихъ дѣтей.

Сохраняются въ Воскресенской г. Суздаля церкви и тѣ иконы, о которыхъ упоминаетъ ключарь Ананія Ѳедоровъ. Иконы эти въ настоящее время переписаны вновь, но на нихъ, очевидно, написаны тѣже, что и прежде, лица. Въ теплой церкви среди мѣстныхъ иконъ, въ иконостасѣ есть икона Суздальскихъ чудотворцевъ; на ней написаны: св. Прокопій, св. еп. Діонисій, св. еп. Симонъ, св. еп. Арсеній, св. пp. Софія, пр. Евфросинія, преп. Евфимій, свят. Ѳеодоръ и Іоаннъ.

Въ холодномъ храмѣ за лѣвымъ клиросомъ помѣщена Казанская икона Божіей Матери, на обратной сторонѣ ея написаны Суздальскіе чудотворцы: преп. Евфросинія, Прокопій Юродивый, св. Арсеній (въ святительскихъ одеждахъ), св. Симонъ, св. Ѳеодоръ, Іоаннъ и Діонисій, преп. Евфимій и прав. Меланія.

Кромѣ этихъ двухъ иконъ въ Воскресенской церкви есть еще образъ всѣхъ святыхъ новаго письма, на немъ въ числѣ святителей изображенъ и архіеп. Арсеній.

Существованіе иконныхъ изображеній святителя Арсенія въ Воскресенской именно церкви г. Суздаля, кажется, можно объяснить тѣмъ, что при этомъ святителѣ принесена была сюда изъ Н. Шартомскаго монастыря чтимая икона Казанской Божіей Матери, имъ было произведено разслѣдованіе о чудесахъ, бывшихъ отъ этой иконы, имъ же установлено и торжество въ честь Срѣтенія этой иконы. Естественно поэтому, что причтъ и приходъ сего храма сохраняютъ особую благоговѣйную память къ святителю Арсенію.

 

В. Д.

 

«Владимірскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910. Отд. Неофф. № 25. С. 458-465; № 26. С. 475-479.

 

[1] Наиболѣе обстоятельно и полно біографія архіепископа Арсенія разработана проф. А. Аѳ. Димитріевскпмъ (Труды Кіевской Духовной Академіи 1898 г. кн 1 и 3) на основаніи открытыхъ имъ въ одномъ изъ Трапезунтскихъ монастырей новыхъ матеріаловъ. Изъ этого труда проф. Димитріевскаго главнымъ образомъ заимствованы и наши свѣдѣнія объ Арсеніи.

[2] В новейшее время теме русских икон на православном Востоке было посвящено много научных работ, наприм.: P. L. Vocotopoulos, Encore deux icones envoyées de Russie par Arsène d'Elassone. // Δελτίον τῆς Χριστιανικῆς ̓Αρχαιολογικῆς ῾Εταιρείας. 1992. περ. Δ´. τ. ΙΣΤ´. 1991-1992. σ. 167-170; S. Kissas, A Russian Icon from Tatarna Monastery in Eurytania. // «Cyrillomethodianum», vol. 8-9 (1984-1985), p. 261-281. Святитель делал многочисленные вклады в греч. мон-ри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, мон-ри Палестины и Афона. В марте 1592 г. послал в Александрийский Патриархат, в Метеоры и в мон-рь Дусику русские иконы. В том же году он сделал вклады иконами в Саввы Освященного лавру, в афонские мон-ри Хиландар и Дионисиу. В 1593 г. послал 4 иконы в дар митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греч. ц. св. Георгия в Венеции, в 1594 г. – икону «Преображение» на Синай. Также послал список Владимирской иконы Божией Матери (ок. 1602 г.) «на молитву и благословение» митр. Кесарийскому Герману. В Скиту св. Анны на Афоне находится вклад Святителя – икона «Деисус и избранные святые (четырехрядная)» (ок. 1621 г.). – ред.

[3] В Кайдаловских святцах (составлены в Ростове в кон. XVII в.) отмечены дни памяти святителя (29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля). – ред.

 

Богоматерь на престоле, с предстоящими – русская икона из монастыря в мест. Мегалон-Пилон (Μεγάλων Πυλῶν; совр. Пили, 1592 г.), Местонахождение: Византийский музей (Афины). На иконе, кроме самого свтятиеля Арсения (справа коленопреклоненно), изображены: его дядя – Неофит II, митр. Ларисский; его племянник – свт. Виссарион II Ларисский и старший брат – Иоасаф, еп. Стагонский.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: