Святый мученик-младенец Гавриил Заблудовский, Слуцкий чудотворец.

Сегодня исполняается 116 лет с прославления святого мученика младенца Гавриила. – ред.

Святой мученик-младенец Гавриил Заблудовский, Слуцкий чудотворец, пострадавший от фанатических евреев, родился 20 марта 1684 года, в деревне Зверках, недалеко от Заблудова (в гродненском повете); родители его, Петр Гавдел и Анастасия, были благочестивые и православные поселяне. Когда Гавриилу было около 6 лет, случилось, что мать понесла в поле обед мужу, оставив в доме дитя одного. Пользуясь этим случаем, жид Щутко, арендатор дер. Зверков, вошел в дом к младенцу, приласкал его и увел в местечко Белый Сток (ныне Белосток в Польше). Здесь жиды начали жестоко мучить младенца: они распяли его, кололи тело его разными острыми орудиями, чтобы выпустить из него всю кровь. Так скончался младенец мученическою смертию. Тело его брошено было в поле. Псы три дня бегали около трупа и лаем отгоняли от него хищных птиц. По лаю же собак было найдено замученное тело и представлено в Заблудово; а по ране в боку и другим знакам открылось, что младенец лишен жизни изуверством жидов. Преступники получили достойное наказание, а тело мученика-младенца с честию погребли в Заблудове. Чрез 30 лет, в 1720 г., когда погребали в том же месте другаго младенца, нашли мощи Гавриила нетленными и поставили их в церковном склепе. В 1746 г. случился в Заблудове страшный пожар, много домов в этом местечке, в том числе и церковь, сгорели, но мощи Гавриила остались целы.

C 1752 года активное участие в прославлении честного имени св. муч. младенца Гавриила принимают и православные христиане Слуцкого края. Архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу. 9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 км. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Было видно, что пальцы святого исколоты, на теле рваные раны.

В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, игуменом Модестом, ректором Слуцкой семинарии. В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар И. П. Трутнева, список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа. В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святого мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви. Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В 1908 году в типографии Успенской Почаевской лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная Владыкой Антонием (Храповицким), одобренная Св. Синодом.

В Слуцке (Минская епархия) 19 и 20 апреля 1914 г. было совершено местное прославление святого мученика, младенца Гавриила в Российской Церкви. Прославление возглавили: архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) вместе с правящим Минской епархии епископом Туровским и Минским Митрофаном (Краснопольским) (буд. новосвященномученик). Об этих торжествах писали не только в Минских Епархиальных Ведомостях, но и в других епархиальных периодических изданиях Российской Церкви. Остается непонятным, почему иерархия Московского Патриархата, вслед за иерархией Польской Автокефалии, придерживается мнения, что прославление святого младенца было совершено патр. константинопольским Григорием V в 1820 г.

20 апреля, было отслужено четыре Литургии, самую торжественную совершали архиепископ Антоний, епископ Митрофан и епископ Феофилакт при участии старшего духовенства («Минские епархиальные ведомости». 1914. № 13-14. С. 282.). Слуцкие торжества собрали тогда около 25 000 человек («Минские епархиальные ведомости». 1914. № 12. С. 262.) и стали самыми массовым паломничеством к мощам младенца-мученика Гавриила. Во время крестного хода с мощами святого на глазах у многочисленных паломников произошло чудо исцеления. Мальчик, который до этого не мог ходить и которого волокли две крестьянки, после окропления святой водой и возложения рук архиепископа Антония (Храповицкого), молитвами святого мученика Гавриила был исцелен. Все это оказало особое воздействие на всех богомольцев, которые прибыли на это торжество из разных мест империи («Вестник Виленского Свято-Духова братства». 1914. № 10. С. 220.). Потвержение этого чуда находим в ежедневной петроградской газете «Земщина»: «Чудо при ракѣ мученика. У раки св. мученика Гавріила перебывало 35.000 человѣкъ. Серебряный гробъ съ мученикомъ вынесенъ 60 священниками. За процессіей слѣдовало море народа. На глазахъ народа и архіепископа Антонія, шестилѣтній крестьянскій мальчикъ съ парализованными ногами получилъ исцѣленіе. Архіепископъ Антоній окропиль малютку святой водой, затѣмъ всенародно прочелъ акаѳистъ св. мученику Гавріилу».

Владыка Антоний сообщил телеграммой самому Государю Николаю II о соврешении церковного прославления нового угодника, на которой последовал ответ Царя-Мученика.

"ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодпо было на имя Высокопреосвященнѣйшаго Антонія Архіепископа Волынскаго дать слѣдующую Высокомилостивѣйшую телеграмму: «Слуцкъ. Высокопреосвященному Антонію, Архіепископу Волынскому. Отъ души благодарю Васъ Владыко, и всѣхъ за меня помолившихся». «НИКОЛАЙ». Высочайшая телеграмма эта получена въ отвѣтъ на слѣдующую всеподаннѣйшую телеграмму, посланную участниками церковнаго слуцкаго торжества: «Ливадія. ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ. Въ лицѣ нынѣ торжественно прославляемаго святаго мученика Гавріила Бѣлоруссія вспоминаетъ свои вѣковыя страданія, ослабу отъ которыхъ она имѣетъ только отъ Самодержавныхъ Обладателей земли русской. Посему всегда о нихъ горячо молится и нынѣ въ священный день памяти умученнаго младенца умиленно проситъ Господа услышать мольбы многотысячнаго собравшагося сюда народа и сохранить Помазаника своего, ГОСУДАРЯ нашего въ здравіи и долгоденствіи. Архіепископъ Волынскій Антоній, Епископъ Минскій Митрофанъ и и. д. Начальника губерніи Ченыкаевъ»" («Минскія Епархіальныя Вѣдомости». 1914. № 9. Ч. Оффиц. С. 113-114; «Церковныя Вѣдомости». 1914. № 23. С. 264.).

***

Новый святой.

Въ Слуцкѣ состоялось торжественное прославленіе мученика младенца св. Гавріила при огромномъ количествѣ молящихся, прибывшихъ на поклоненіе св. мощамъ Гавріила, при участіи высшихъ духовныхъ и свѣтскихъ властей.

Это православно-русское торжество является символомъ побѣды православія и русской народности, одержаной надъ католицизмомъ и польщизной, которыя преднамѣренно отвлекали вниманіе православнаго минскаго населенія отъ тѣхъ именно святынь края, на которыхъ лежитъ печать исконнаго православія. Вѣдь Минская епархія, возникшая при Владимирѣ Святомъ (въ то время Туровская), имѣла въ числѣ своихъ епископовъ такихъ святителей, какъ св. Кириллъ и Лаврентій Туровскіе.

Минская епархія прожила въ тяжелыхъ историческихъ условіяхъ нѣсколько столѣтій. Вѣка униженія и рабства перенесла Бѣлая Русь, вѣка жестокихъ угнетеній и преслѣдованій претерпѣла и православная церковь въ Бѣлоруссіи. Жестокія преслѣдованія, которымъ подвергались православные со стороны католиковъ и уніатовъ, въ значительной степени вытравили изъ сознанія мѣстнаго православнаго населенія память о чисто мѣстныхъ святыняхъ, и въ частности о св. мученикѣ Гавріилѣ Слуцкомъ.

Но прошли невзгоды, выстрадалъ и вынесъ все православный западно-русскій народъ, выстрадала и вынесла все и православная церковь. Пережила она и послѣднее испытаніе – натискъ католицизма на ея твердыни въ годы (1905-1906) русскихъ смутъ.

И теперь, когда миновало «лихолѣтье» Минскаго края, когда все пережито и терпѣливо перенесено, настало время русскому православному человѣку поднять свою голову, оглянуться на свое прошлое, вспомонть свои вѣковыя святыни, сохраненныя Промысломъ Божіимъ отъ уничтоженія и забвенія, вспомнить своихъ Богомъ прославленныхъ святыхъ, охранявшихъ православную вѣру и русскій народъ отъ несчастій и гибели въ тяжелые годы испытаній.

Нынѣшнее свѣтлое торжество вызвано желаніемъ православнаго народа воздать дань благоговѣнія и поклоненія святому младенцу Гавріилу. Это святое дитя является символомъ бѣлорусскаго племени съ его терпѣніемъ, смиреніемъ, кротостью и незлобіемъ. Благія послѣдствія этого поклоненія не замедлятъ сказаться. У мощей святого бѣлорусскаго мученика православный народъ западно-русскаго многострадальнаго края почерпнетъ силы для дальнѣйшей борьбы за то, что намъ дорого и свято.

Русскій народъ укрѣпитъ вѣру въ свою правоту, углубитъ сознаніе святости своей православной вѣры и церкви и рѣшимость отстаивать свою вѣру и церковь отъ католицизма, полыцины и отъ растлѣваюшихъ вліяній еврейскаго похода противъ православія.

Гробница мученика младенца св. Гавріила – эта великая историчеекая святыня, какъ маякъ, освѣтитъ всю нашу жизнь, разольетъ по всей нашей странѣ свой свѣтъ и укрѣпитъ сердца всѣхъ вѣрующихъ, сомнѣвающихся и колеблющихся.

Память о св. мученикѣ Гавріилѣ должна объединить вѣрующихъ южнаго и западнаго края, какъ членовъ одной семьи.

Да укрѣпитъ же этотъ св. мученикъ ихъ въ православіи и да возвратитъ къ нему заблудшихъ сыновъ, которые не устояли противъ соблазна и впали въ великій грѣхъ измѣны вѣрѣ отцовъ и своей Родинѣ.

«Извѣстія и замѣтки по Харьковской епархіи». 1914. № 11. Отд. 2. С. 697-699.

***

Слуцкія торжества.

Счастливъ тотъ народъ, въ которомъ сильна вѣра въ Бога; счастливъ тотъ народъ, который способенъ по своимъ религіознымъ побужденіямъ, по первому зову бросить все – семью, обычный свой трудъ, обычныя занятія и итти, зачастую впроголодь со всѣми лишеніями и опасностями пути за десятки, сотни и даже тысячи верстъ, чтобы поклониться святому мѣсту, къ которому обращены сердца и умы всѣхъ, въ комъ еще жива душа христіанская.

Такія мысли, такія чувства наполняли душу каждаго вѣрующаго при видѣ того, какъ, по зову пастырей Церкви, вѣрующій народъ не только нашей епархіи, но и сосѣднихъ, тысячною волною устремился въ г. Слуцкъ для поклоненія святымъ мощамъ Св. Отрока младенца Гавріила.

17 апрѣля въ 2 часа дня изъ Минска прибылъ на ст. Замирье Епископъ Слуцкій Ѳеофилактъ въ сопровожденіи священниковъ и діаконовъ Минскихъ церквей, членовъ православнаго народнаго братства и свыше 500 человѣкъ паломниковъ. Въ м. Городнѣ Епископъ Ѳеофилактъ былъ встрѣченъ духовенствомъ, учащимися и народомъ.

Въ 3 часа во главѣ съ Владыкою Ѳеофилактомъ, 12 мѣстными священниками и свыше 7000 человѣкъ крестный ходъ вышелъ въ Несвижъ. Паломниковъ прибыло изъ различныхъ мѣстностей губерніи свыше 7000 человѣкъ. Погода стояла чудная. Ко времени прибытія крестнаго хода въ Несвижѣ по улицамъ города были выстроены войска и учащіеся.

По случаю ожидаемаго прибытія крестнаго хода въ городѣ царило необычайное движеніе.

Всѣ улицы и площади города были запружены народомъ, собравшимся на рѣдкое торжество.

Многія зданія города, были декорированы зеленью. Особенной красотой отличались арки, устроенныя городскимъ управленіемъ.

Въ 8 часовъ вечера крестный ходъ, увеличившійся присоединившимися по пути процессіями, вступилъ въ Несвижъ. Всего въ Несвижъ прибыло 23 священника и до 8000 человѣкъ паломниковъ.

Разстояніе отъ Городеидо Несвижа (19 верстъ) было пройдено крестнымъ ходомъ въ 5 часовъ.

При входѣ въ городъ крестный ходъ былъ встрѣченъ мѣстнымъ духовенствомъ, представителями власти, города и учащимися.

Крестный ходъ, соединившись съ Несвижскимъ крестнымъ ходомъ, прослѣдовалъ въ храмъ, гдѣ Преосвященнымъ Ѳеофилактомъ, при большомъ стеченіи народа, было совершено торжественное всенощное бдѣніе, которое закончилось въ 11 часовъ вечера.

Заботами городского управленія и частныхъ лицъ для духовенства и паломниковъ были отведены зданія, въ которыхъ они размѣстились на ночлегъ.

На другой день въ 6 ч. утра крестный ходъ, сопутствуемый народомъ, собравшимся проводить паломниковъ, отбылъ въ м. Тимковичи. Въ Несвижѣ, Тимковичахъ, Романовѣ, гор. Слуцкѣ, а также во всѣхъ мѣстностяхъ по пути слѣдованія крестнаго хода закрыты всѣ казенныя винныя лавки и частныя питейныя заведенія.

Несмотря на большое стеченіе народа, въ Несвижѣ и по пути слѣдованія соблюдался полный порядокъ.

Въ Тимковичи крестный ходъ прибылъ въ 3 часа дня. Послѣ трехчасовой остановки, крестный ходъ прослѣдовалъ въ Романово, куда прибылъ 18 апр. въ 11 час. вечера, встрѣченный на 4 верстѣ романовскимъ духовенствомъ. Мѣстечко иллюминовано, украшено флагами. На другой день въ 8½ час. утра, крестный ходъ выбылъ въ гор. Слуцкъ. Изъ Слуцка навстрѣчу вышелъ крестный ходъ во главѣ съ Владыкою Митрофаномъ. Безъ преувеличеній можно сказать, что въ этомъ крестномъ ходѣ участвовалъ весь православный Слуцкъ, съ той массой народа и паломниковъ, пришедшихъ къ Святому. Не только народъ въ томъ смыслѣ, какъ мы привыкли понимать этотъ терминъ, но вся интеллигенція, всѣ православные горожане.

Всѣ сплотились въ одну братскую семью и шли безъ всякихъ чиновъ и мѣстъ.

Получилось нѣчто исключительно грандіозное, когда крестный ходъ, во главѣ котораго шелъ Преосвященный Ѳеофилактъ, соединился съ крестнымъ ходомъ изъ Слуцка.

Два потока народа слились въ море, покрывшее на нѣсколько верстъ всю даль полей и нивъ...

Подъ непрерывное пѣніе пасхальныхъ каноновъ и величаній мученику Гавріилу этотъ невиданный у насъ крестный ходъ вошелъ въ городъ.

Въ монастырѣ началось всенощное бдѣніе у раки св. Гавріила Отрока.

Вся мѣстность возлѣ монастыря и монастырская ограда переполнились народомъ...

Полиція наблюдала только за порядкомъ, не прибѣгая ни къ какимъ мѣрамъ, которыя бы вносили въ эти настроенія недовольство... И все обошлось благополучно.

Всенощное бдѣніе у раки со св. мощами мученика Гавріила совершено тремя Владыками и продолжалось всю ночь. Молящіеся прибывали отовсюду, среди нихъ встрѣчаются и католики.

Надо при этомъ замѣтить, что въ Слуцкихъ торжествахъ принялъ участіе и Высокопреосвященнѣйшій Антоній, Архіепископъ Волынскій и Житомірскій, составитель службы отроку Гавріилу.

Прибывъ 17 апр. въ Минскъ, благостный Архипастырь въ тотъ же день выѣхалъ въ Слуцкъ совмѣстно съ Преосвященнѣйшимъ Митрофаномъ.

Позднюю обѣдню въ день Гавріила Отрока въ Тройчанскомъ монастырѣ, служили соборне – Архіепископъ Антоній и Епископы Митрофанъ и Ѳеофилактъ, въ сослуженіи многочисленнаго духовенства.

Послѣ запричастнаго стиха, Высокопреосвященный Антоній произнесъ вторую проповѣдь къ народу, въ которой, осуждая нашу обычную дряблость духа въ борьбѣ съ обезличивающимъ насъ равнодушіемъ къ національнымъ интересамъ и плѣненіемъ Россіи инородческимъ засильемъ, призывалъ слѣдовать примѣру нашихъ предковъ, грудью отстоявшихъ православіе въ этомъ С. Зап. краѣ въ періоды, особенно опасные, въ тѣ времена, когда польщизна и католицизмъ готовы были поработить все издревле русское. Владыка говорилъ свыше часа. По окончаніи обѣдни, рака, въ которой почиваютъ св. мощи Гавріила Отрока была вынесена изъ храма священниками къ народу, въ монастырскую ограду. По два въ рядъ, вышло и все собравшееся духовенство въ числѣ до ста протоіереевъ и іереевъ. И крестный ходъ подъ сѣнью безчисленныхъ хоругвей, пошелъ вокругъ Тройчанскаго храма, при пѣніи молебна святому.

«Святый мученице, Гавріиле, моли Бога о насъ!»

Духовенству вторили народныя толпы.

Къ началу прохода дворъ монастырскій наполнился нищими, калѣками, больными – дѣтьми, взрослыми и лирниками, славившими – на своихъ кобзахъ, – малютку-мученика.

Солнце заливало садъ монастыря, покрывало всѣхъ своими золотыми лучами.

Вотъ – вотъ готовыя распуститься и зацвѣсти деревья были покрыты тѣми, кому не удалось идти за гробомъ святого.

Крутые берега Случи также были полнымъ полны паломниками и народомъ.

Медленно подвигался крестный ходъ. Архіепископъ и Епископы шли за гробомъ снятого отрока.

За ними шелъ управляющій губерній камеръ-юнкеръ С. Н. Ченыкаевъ, предводители дворянства, начальствующія. По обѣимъ сторонамъ крестнаго хода выстроились учащіеся всѣхъ слуцкихъ учебныхъ заведеній, – гимназій, городскихъ училищъ, духовнаго училища, церковно-приходскихъ школъ.

Вели больныхъ дѣтей.

Бросался въ глаза одинъ больной мальчикъ. Я не знаю, чѣмъ онъ былъ боленъ, но видѣлъ, какъ его волокли подъ руки двѣ крестьянскихъ женщины. Мальчикъ то смѣялся, то пищалъ и производилъ впечатлѣніе бѣсноватаго; ходить онъ не могъ.

Послѣ перваго обхожденія храма. Владыка Антоній окропилъ его святой водой. Мальчикъ присѣлъ на землю и сталъ подниматься безъ посторонней помощи. Затѣмъ онъ сталъ передвигать своими ноженками, обутыми въ лапотки..

Владыка Антоній, со словами – «молись, дитя, молись», возложилъ ему на головку руки и мы стали свидѣтелями несомнѣннаго чуда..

Мальчикъ садился отдыхать и поднимался, а затѣмъ шелъ все лучше и лучше.

Что же это такое? Чудо!... Чудо Божье во имя Святого крошки неповиннаго страдальца св. Гавріила.

Мы могли только узнать, что зовутъ мальчика Миша и что онъ родомъ изъ д. Синявки, Слуцкаго уѣзда.

Чудеснымъ событіемъ, тогда-же во время крестнаго хода, заинтересовались всѣ, кто шелъ за святымъ Гавріиломъ.

Видѣли это мѣстные жители, свидѣтелемъ этому былъ управляющій губерніи, камеръ-юнкеръ Двора С. Н. Ченыкаевъ, свѣтлѣйшій князь камеръ- юнкеръ Двора Грузинскій, и многіе другіе, если не достаточно сказать, что это совершилось на глазахъ Архіепископа и Епископовъ.

Это были удивительныя минуты!

Особенно же поразилъ меня крикъ этого мальчика:

«Давайте молиться»...

Въ эти мгновенья, неслось единодушное многотысячное призываніе Святого:

«Святый Отроче Гавріиле, Мучениче, моли Бога о насъ!»

Предъ громадной необозримой толпой народа проходилъ гробикъ съ тѣломъ святого...

Обойдя трижды монастырскій храмъ, Архіепископъ Антоній взошелъ на амвонъ и прочиталъ молитву Святому, окропляя народь...

Это были прекрасныя мгновенья. Мгновенья которыя пришлось пережить только тѣмъ, кто былъ въ Слуцкѣ.

Вообще надо сказать, что торжества прославленія отрока мученика Гавріила прошли при высокоторжественной обстановкѣ.

Благоговѣйное настроеніе многочисленныхъ паломниковъ, прибывшихъ сюда изъ разныхъ мѣстъ Россіи, ничѣмъ не было нарушено.

Зрѣлище сорокатысячной толпы народа молящагося у Тройчанскаго монастыря было столь величественно, что вполнѣ понятными становятся слова Архіепископа Антонія Волынскаго, сказанныя тамъ же народу: «Не все еще погибло для народнаго самосознанія, и великъ Богъ Русской Земли».

Да, великъ Богь Земли русской, повторимъ мы, и золотое сердце народа Русскаго, въ немъ жива еще вѣра и никакія ухищренія и гоненія воинствующаго католицизма и злобствующаго еврейства не угасятъ народнаго духа и православной вѣры. Свѣтъ этой вѣры яркимъ свѣточемъ возсіялъ въ Слуцкѣ на прославленіи мученика Гавріила, явившемся всенароднымъ праздникомъ въ православной Бѣлой Руси. И такимъ онъ останется навсегда.

«Вѣстникъ Виленскаго Св.-Духовскаго Братства». 1914. № 10. С. 218-220.

***

Подробнее о Святом мученике-младенце можо узнать из сборника сост. А. В. Катричом:

«Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский): Житие и ист. очерк, служба, акафист» (Харьков, 2003).

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

К сожелении составителью этого сборника неизвестно о местном прославлении святого мученика младенца Гавриила. Сборник нуждается в значительной переработке, тем не менее рекомендуем его нашим читателям. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: