Свѣтлое Христово Воскресеніе («Мысли на каждый день года» святителя Ѳеофана, затворника Вышенскаго).

Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти къ жизни привелъ насъ Господь Своимъ воскресеніемъ. И вотъ воскресеніе сіе ангелы поютъ на небеси, увидѣвъ свѣтлость обожженнаго естества человѣческаго въ предопредѣленной ему славѣ, въ лицѣ Господа Искупителя, во образъ коего, силою воскресенія Его, имѣли претвориться всѣ истинно вѣрующіе въ Него и прилѣпляющіеся къ Нему вседушно. Слава, Господи, преславному воскресенію Твоему! Ангелы поютъ, сорадуясь намъ и предзря восполненіе сонма своего; насъ же сподоби, Господи, Тебѣ воскресшаго чистымъ сердцемъ славити, видя въ воскресеніи Твоемъ пресѣченіе снѣдающаго насъ тлѣнія, засѣмененіе новой жизни пресвѣтлой и зарю будущей вѣчной славы, въ которую предтечею вошелъ Ты воскресеніемъ насъ ради. Не человѣческіе только, но вмѣстѣ и ангельскіе языки не довлѣютъ изъяснить неизреченную Твою къ намъ милость, преславно воскресшій Господи!

Понедѣльникъ.

Благовѣствуя воплощеніе Господа, ангелъ говоритъ: «радуйся благодатная!» и возвѣщая пастырямъ о рожденіи Христа Спасителя тоже говоритъ: се благовѣствую вамъ радость велію. Но, возвѣщая женамъ о воскресеніи Господа, ангелъ говоритъ только: воста, нѣсть здѣ! Не прибавляетъ радуйтеся, ибо радость сама собою исполнитъ сердце, коль скоро придетъ удостовѣреніе, яко воистину воста Господь. Тогда это удостовѣреніе было осязательно: ангелъ предуготовилъ его, Господь явленіемъ Своимъ завершилъ. И радость была у всѣхъ неистощимо-полная! Нынѣ у насъ церковь, жилища и стогны – все облечено въ одежду радованія, а всѣ увлекаются общимъ потокомъ радости. Но ты подвигни нѣсколько мысль свою отвлечься отъ внѣшняго, и, собравшись въ сердце, возставь истину воскресенія, во всей широтѣ, глубинѣ и высотѣ ея, чтобъ не внѣшно только являться радующимся, но и въ себѣ самомъ носить, исходящій извнутрь, духъ радости, какъ ключъ свѣтлой волы, бьющій изъ нѣдръ земли.

Вторникъ.

Тогда іудеи свѣтъ воскресенія Христова покушались затмить легкимъ туманомъ лжи: «ученики украли». Эту ничтожность легко было преодолѣть, и истина восторжествовала. Но и по сіе время врагъ не перестаетъ туманить предъ Солнцемъ воскресенія, чая затмить его. Никто да не смущается! Отъ отца лжи чего ожидать, кромѣ лжи? Онъ многихъ изъ сиоихъ клевретовъ научилъ цѣлыя книги писать противъ воскресенія. Этотъ книжный туманъ книгами и разсѣянъ. Не бери худой книги, и не отуманишься; а случится нечаянно напасть на такую, возьми въ противоядіе книгу добрую, и освѣжишь голову и грудь. Бываетъ другой туманъ отъ врага – въ помыслахъ. Но и этотъ тотчасъ разсѣется, какъ дымъ отъ вѣтра, отъ здраваго разсужденія христіанскаго. Пройди разсужденіемъ все совершившееся, и увидишь ясно, какъ день, что всему этому совершиться иначе нельзя было, какъ силою воскресенія Христова. Это убѣжденіе будетъ для тебя потомъ твердынею, установившись на которой легко станешь отражать и поражать враговъ истины.

Среда.

Истину воскресенія разумъ можетъ доказывать своими соображеніями, на основаніи Писанія, и силу его доводовъ не можетъ не признать невѣрующій, коль скоро не заглушено еще въ немъ чувство истины. Вѣрующій же не требуетъ доказательствъ, потому что церковь Божія преисполнена свѣтомъ воскресенія. Вѣрны и убѣдительны оба эти указателя истины. Но противъ соображеній разума могутъ рождаться и встрѣчаться противосоображенія, и вѣра можетъ быть препираема и колеблема недоумѣніями и сомнѣніями, извнѣ приходящими и внутри возникающими. Нѣтъ ли неприступной ограды для истины воскресенія? Есть. Это будетъ, когда сила воскресенія, воспринятая еще въ крещеніи, начнетъ дѣйственно обнаруживаться въ истребленіи растлѣнія души и тѣла, водвореніи въ нихъ началъ новой жизни. Такой будетъ ходить во свѣтѣ воскресенія, и ему безумнымъ покажется всякій, говорящій противъ истины воскресенія, какъ тому, кто ходитъ во дни, говорящій, будто теперь ночь.

Четвергъ.

Благодѣтеленъ трудъ тѣхъ, которые здравыми соображеніями разбиваютъ взгромождаемую противъ истины воскресенія ложь. Читай и вооружайся этими соображеніями; но при этомъ не лѣнись все больше и больше давать простора для входа въ тебя силы воскресенія Христова. Чѣмъ больше будешь дѣлать это, тѣмъ больше будешь дышать воздухомъ воскресенія и тѣмъ безопаснѣйшимъ становиться отъ всѣхъ стрѣлъ вражіихъ, направляемыхъ противъ этой истины. Спросишь, что же для этого надо? Ничего особеннаго: будь тѣмъ, чѣмъ долженъ ты быть, по завѣту, въ который вступилъ ты во святомъ крещеніи, которое есть наше воскресеніе. Оплевалъ ты сатану и всѣ дѣла его? – и продолжай такъ себя держать въ отношеніи къ нему. Сочетался ты со Христомъ? – и пребудь съ Нимъ. Дѣла тьмы и свѣта явны. Бѣгай однихъ и прилежи другимъ. Но дѣлай это безъ всякихъ уступокъ, даже малѣйшихъ, чтобы нормою жизни твоей было слѣдующее: нѣтъ общенія свѣту ко тьмѣ, Христу съ веліаромъ.

Пятница.

Есть у св. отцовъ похвала нѣкоторымъ лицамъ, славнымъ по христіанской жизни своей, состоящая въ томъ, что они воскресли прежде общаго воскресенія. Въ чемъ же тайна такой жизни? Въ томъ, что они усвоили себѣ характеристическія черты жизни по воскресеніи, какъ онѣ указываются въ словѣ Божіемъ, и дѣлали ихъ качествующими въ себѣ. Будущая жизнь представляется отрѣшенною отъ всего плотскаго: тамъ не женятся, ни посягаютъ, – не будутъ тамъ питаться мертвою пищею, и самое тѣло воспріимутъ духовное. Итакъ, кто живетъ отрѣшенно отъ всего плотскаго, тотъ принимаетъ въ себя или возвращаетъ въ себѣ зародыши будущей по воскресеніи жизни. Дойди до того, чтобы въ тебѣ замерло все плотское, и станешь воскресшимъ прежде будущаго воскресенія. Путь къ этому указываетъ апостолъ, когда говоритъ: духомъ ходите и похоти плотскія не совершайте (Гал. 5, 16). И удостовѣряетъ, что этимъ путемъ навѣрное можно достигнуть чаемаго: сѣли, говоритъ онъ въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. 6, 8).

Суббота.

Двѣ у насъ жизни, плотская и духовная. Духъ нашъ какъ будто погребенъ во плоти. Когда оживши благодатію Божіею, начнетъ онъ извлекать себя изъ сорастворенія съ плотію и являться въ духовной чистотѣ своей, тогда онъ воскресаетъ, или воскрешаетъ себя часть за частію. Когда же онъ всего себя исторгнетъ изъ этой связности, тогда исходитъ, какъ изъ гроба, въ обновленной жизни, и такимъ образомъ, духъ становится самъ по себѣ, живъ и дѣйственъ; а гробъ плоти самъ по себѣ, мертвъ и бездѣйственъ, хотя то и другое въ одномъ и томъ же лицѣ. И вотъ тайна того, что говоритъ апостолъ: идѣже духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17). Это – свобода отъ облежащаго нетлѣнный духъ нашъ тлѣнія, или отъ страстей, растлѣвающихъ естество наше. Этотъ духъ вступившій въ свободу чадъ Божіихъ тоже, что привлекательно разцвѣченный мотылекъ, выпорхнувшій изъ своего клубочка. Вотъ его радужное разцвѣченіе: любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить въ насъ соревнованія?

 

«Полоцкія Епархіальныя Вѣдомости». 1900. № 8. Отд. Неофф. С. 377-381.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: