ПРАЗДНИКЪ ПАСХИ.

Праздникъ Пасхи совершается въ воспоминаніе величайшаго и радостнѣйшаго событіи въ мірѣ, подобнаго которому не было и быть не можетъ на землѣ. Событіе это заключаетъ въ себѣ окончательное исполненіе всѣхъ обѣтованій спасенія, данныхъ роду человѣческому, и служить удостовѣреніемъ спасительной судьбы человѣка и въ будущемъ мірѣ, гдѣ предстоять ему воскреснуть для блаженной вѣчности по подобію Христа, явившаго ему Свое славное воскресеніе на землѣ.

Событіе Воскресенія Христова и явленія Воскресшаго. Всѣ предосторожности, принятыя первосвященниками и старѣйшинами народа Іудейскаго для охраненія гроба Господня, обращены были Промысломъ къ славѣ Воскресенія изъ мертвыхъ въ третій день по смерти, какъ о томъ предсказали пророки и предрекъ Самъ Господь апостоламъ, книжникамъ и старѣйшинамъ народа Іудейскаго и всему народу (Матѳ. ХVII, 22-23; Марк. X, 33-34; Іоан. II, 19-22; Матѳ. XXVII, 62-63). Въ глубокое утро третьяго два по смерти Христовой, или въ первый день недѣли, по восходѣ зари, но до полнаго еще разсвѣта (Матѳ. ХХVIII, 1; Марк. XVI, 2; Лук. XXIV, 1, 22; Іоан. XX, 1) произошло великое землетрясеніе. Ангелъ Господень, сшедшій съ небесъ, отвалилъ камень отъ гроба и сѣлъ на немъ. «Зракъ» Ангела былъ «яко молнія и одѣяніе его было яко снѣгъ, отъ страха сотрясошася стрегущіи, и быша яко мертвіи» и разсѣялись (Матѳ. XXVIII, 2, 4, 11).

Своими многократными явленіями по воскресеніи Своемъ въ продолженіе 40 дней Господь засвидѣтельствовалъ истину Своего воскресенія изъ мертвыхъ: «постави Себе жива во мнозѣхъ истинныхъ явленіяхъ» (Дѣян. I, 3) предъ апостолами, «иже», какъ сами о себѣ говорятъ они, «съ Никъ ядохомъ и пихомъ, по воскресеніи изъ мертвыхъ» (Дѣян. X, 41): «денми четыредесятми являлся имъ» (Дѣян. I, 3).

Явленіе Господа Іисуса Христа по воскресеніи Его можно уподобить солнечному восходу, который, начинаясь зарею, постепенно увеличивается и достигаетъ полноты своей. Всѣхъ явленій Господа воскресшаго, было десять изъ нихъ пять, воспоминаемыхъ въ недѣлю Пасхи[1]. Первое явленіе воскресшаго Господа было Маріи Магдалинѣ (Іоан. XX, 14-18). Явясь по воскресеніи Маріи Магдалинѣ одной, Господь вторично явился ей же и другимъ женамъ, когда онѣ, по поведѣнію ангеловъ, со страхомъ и радостію великою спѣшили возвѣстить апостоламъ о воскресеніи Господа (Матѳ. ХХVIII, 9, 10; Лук. XXIV, 9-11). Третье явленіе Іисуса Христа по воскресеніи, упомянутое въ Евангеліи, было апостолу Петру, который слезами сердечнаго сокрушенія во время страданій и смерти Спасителя омылъ свое троекратное отреченіе отъ Него. Но обстоятельства этого явленія не раскрыты въ Евангеліи (Лук. XXIV, 34; 1 Кор. XV, 5). Предъ вечеромъ того же дня, въ четвертый разъ является Гссподь двумъ ученикамъ, изъ коихъ одинъ былъ Клеопа, на пути въ Еимаусъ; изъясняетъ имъ пророчество о Себѣ, и позвается въ преломлепіи хлѣба (Лук. XXIV, 13-35). По скоромъ возвращеніи сихъ учениковъ въ Іерусалимъ, въ тотъ же вечеръ Господь является въ пятый разъ. Сквозь затворенныя двери Онъ входитъ въ домъ, гдѣ пребывали апостолы кромѣ Ѳомы, и производитъ въ нихъ сперва недоумѣніе и страхъ, а потомъ радость; даруетъ имъ миръ и Святаго Духа, даетъ осязать Себя и вкушаетъ предъ ними рыбу и медъ (Марк. XVI, 14; Лук. XXIV, 36-44; Іоан. XX, 19-25). Чрезъ восемь дней отъ сего явленія послѣдовало шестое, подобное предыдущему, для увѣренія Ѳомы, при чемъ Господъ блаженными называетъ тѣхъ, которые не видятъ и вѣруютъ (Іоан. XX, 26-29). Въ седьмой разъ является Онъ седми ученикамъ на морѣ Тиверіадскомъ, предлагаетъ имъ чудесно успѣшный ловъ и на брегѣ рыбу, хлѣбъ и огнь; истязаетъ любовь Петра и поручаетъ ему Своихъ овецъ и притчею предсказываетъ мученическую смерть (Іоан. XXI). Восьмымъ явленіемъ должно полагать то, которое было на нѣкоторой горѣ Галилейской и котораго свидѣтелями, кромѣ единонадесяти апостоловъ, были болѣе 500 учениковъ. Іисусъ Христосъ объявилъ Себя владыкою неба и земли, повелѣлъ апостоламъ проповѣдывать Евангеліе всему міру, обѣщая имъ чудодѣйственную силу и Свое всегдашнее присутствіе (1 Кор. XV, 6; Матѳ. XXVIII, 16-20). Девятаго явленія извѣстенъ только свидѣтель онаго апостолъ Іаковъ (1 Кор. XV, 7). Десятое явленіе Господа есть то, когда Онъ, изведши апостоловъ на гору Елеонскую, завѣщавъ имъ не отлучаться отъ Іерусалима, въ ожиданіи скораго сошествія Святаго Духа, и благословивъ ихъ, вознесся на небо, ниспославши въ то же время двухъ ангеловъ, дабы облегчить сіе разлученіе обѣтованіемъ Своего второго славнаго пришествія (1 Кор. XV, 7; Марк. XVI, 19-20; Лук. XXIV, 50-53; Дѣян. I, 1-11).

Наименованіе и прообразованіе Пасхи. Пасха наша, по словамъ Писанія, есть Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ Своимъ Пречистымъ Всесвятымъ тѣломъ и кровію (I Кор. V, 7). Слово Пасха – есть еврейское, значить прехожденіе и избавленіе. Ибо первоначально праздновала Пасху Церковь ветхозавѣтная въ память того, что ангелъ, посланный отъ Бога погубить Египетскихъ первенцевъ, прешелъ мимо жилищъ евреевъ и тѣмъ избавилъ ихъ отъ смерти и рабства египетскаго (Исх. ХII, 23-27). Равно и для христіанъ Пасха значить прехожденіе со Христомъ, избавленіе и приведеніе Имъ вѣрующихъ отъ смерти къ вѣчно-блаженной жизни[2]. «Великая и священная Пасха, говорить св. Григорій Богословъ, называется у евреевъ Пасхою на ихъ языкѣ, гдѣ слово сіе значитъ прехожденіе – исторически по причинѣ прехожденія и преселенія Израильтянъ изъ Египта въ Хананею, а духовно по причинѣ прехождепія и восхожденія отъ дольняго къ горнему»[3]. Блаженный Августинъ пишетъ: «слово Пасха есть еврейское и значитъ прехожденіе отъ смерти къ жизни, какъ говоритъ и Самъ Господь: яко слушаяй словесе Моего и вѣруяй пославшему Мя, имать животъ вѣчный: и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. V, 24). И въ другомъ мѣстѣ Евангелистъ Іоаннъ, изъясняя Пасху, говорить, что Господь совершилъ Пасху съ учениками Своими, яко пріиде Ему часъ, да прейдетъ отъ міра сего къ Отцу (Іоан. XIII, I). Итакъ прехожденіе отъ настоящей смертной жизни въ иную безсмертную и блаженную прославляется въ страданіи и воскресеніи Господа». Такъ же и въ священныхъ пѣснопѣніяхъ Церкви говорится: «Пасха, Господня Пасха, отъ смерти бо къ жизни и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе побѣдныя поющія. Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало». Въ сѵнаксарѣ на Пасху говорится: «Пасха преведеніе толкуется. Она есть день, въ который Богъ въ началѣ превелъ изъ небытія въ бытіе: день, въ который Богъ, переведши израильтянъ сквозь Чермное море, исхитилъ отъ рукъ фараоновыхъ: – въ который, сошедъ съ небеси, вселился во утробу Дѣвы, и нынѣ похитивъ родъ человѣческій изъ ада, возвелъ и привелъ на небеса къ древнему достоянію нетлѣнія».

Поелику Іисусъ Христосъ, наша Пасха, прешелъ и насъ превелъ и избавилъ отъ смерти къ блаженной жизни Своею смертію и воскресеніемъ, то Пасхою называли иногда недѣлю Страстную и Свѣтлую, недѣлю страданій – Пасхою крестною, а недѣлю воскресенія – Пасхою воскресною. По церковному расположенію недѣль и нынѣ между седмицами Страстной и Свѣтлой находится одинъ воскресный день; поэтому сіи седмицы доселѣ составляютъ какъ бы одну недѣлю, которая, начинаясь воспоминаніемъ страданій и смерти Христа, оканчивается торжествомъ воскресенія Его и называется Великою. Въ этомъ смыслѣ великая и святая недѣля Пасхи, т. е. недѣля страданій и воскресенія Христа, между прочими недѣлями церковнаго года есть то же, что день воскресный между прочимъ днями седьмнцы. Въ смыслѣ же обыкновенномъ, подъ именемъ Пасхи издревле разумѣется собственно Свѣтлая недѣля воскресенія Христова. «Во святую и великую недѣлю Пасхи празднуемъ самое живоносное воскресеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа», говорится въ сѵнаксарѣ въ недѣлю Пасхи, согласно съ Апостольскими Постановленіями.

Пасха ветхозавѣтная была прообразованіемъ христіанской. Народъ Богоизбранный праздновалъ Пасху въ память избавленія своего изъ Египта, закалая въ жертву агнца непорочнаго, неимѣвшаго никакихъ тѣлесныхъ недостатковъ (Исх. XII, 5): такъ мы празднуемъ Пасху въ воспоминаніе искупленія рода человѣческаго страданіемъ, смертію, и воскресеніемъ «Агнца непорочва и пречиста Христа» (1 Петр. I, 19), Который есть Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра и невинно закланный за насъ (Іоан. I, 29), и есть собственно Пасха наша (1 Кор. V, 7). Древній Израиль правдновагь Пасху въ память набавленія своего отъ рабства Египетскаго: новый Израиль торжествуетъ Пасху въ воспоминаніе своего избавленія отъ рабства діаволу и грѣху. Пасха прообразовательная состояла въ яденіи плотя пасхальнаго агнца: наша Пасха состоитъ во вкушеніи агнца Божія – Его пречистаго тѣла и крови. Не сокрушая костей – ѣли древле прообразовательнвго пасхальнаго агнца (Исх. XII, 10): и у Агнца Божія – Христа не пребиша голеній (Іоан. XIX, 33-36). Избавленные отъ тяжкаго ига египтянъ смертію первенцевъ ихъ, потомки Авраама шли чрезъ пустыню въ обѣтованную землю, кипящую медомъ и млекомъ: христіане – духовные потомки отца вѣрующихъ, искупленные драгоцѣнною кровію Христа, должны тещи чрезъ пустыню міру сего къ вѣчному небесному наслѣдію.

Древность и время празднованія Пасхи. Праздникъ воскресенія Христова или Пасхи есть древнѣйшій изъ всѣхъ христіанскихъ праздниковъ. Онъ начался съ самаго воскресенія Христова. Его торжествовали св. апостолы и заповѣдали праздновать всѣмъ вѣрующимъ. Св. апостолъ Павелъ, побуждая первыхъ христіанъ къ достойному празднованію Пасхи Хрвстовой, говоритъ: «Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ. Тѣмже да празднуемъ не въ квасѣ ветсѣ, но въ безквасіихъ чистоты и истины» (Кор. V, 8)[4]. Въ Постановленіяхъ Апостольскихъ говорится: «великую недѣлю Св. Пасхи не работаютъ, но да празднуютъ; она есть недѣля воскресенія Господня: и надобно во время ея познавать Пострадавшаго и Воскресшаго». Кромѣ того объ апостольскомъ происхожденіи праздника Пасхи свидѣтельствуютъ св. отцы Церкви. Такъ, Игнатій Богоносецъ, въ квоемъ посланіи къ Филиппійцамъ упоминаетъ о праздникѣ Св. Пасхи, какъ о всеобщемъ въ его время христіанскомъ торжествѣ. Блаженный Августинъ говоритъ: «чтб не писано, а передано, и что хранимъ мы, что впрочемъ соблюдается во всемъ мірѣ, то предано или отъ самихъ апостоловъ, или отъ соборовъ. По ихъ спасительному установленію сохраняются отъ Церкви правила и постановленія, напримѣръ, о ежегодномъ воспоминаніи страданій, воскресенія, вознесенія Господня и сошествія Святаго Духа»[5].

Апостольскими правилами указано даже самое время празднованія Пасхи христіанской, именно послѣ весенняго равноденствія – не съ іудеями[6]. Церкви въ Азіи, Понтѣ, Греціи, Римѣ, Италіи, Африкѣ, Ливіи, Египтѣ, Испаніи, Галліи, Британіи, непрерывно и свято соблюдая преданія апостольскія, издревле праздновали Пасху Христову не съ іудеями, кои распяли Іисуса Христа и коихъ Пасха по теченію самыхъ событій предваряетъ христіанскую, но послѣ весенняго равноденствія и полнолунія, и послѣ Пасхи іудейской, въ первый воскресный день. Этому правилу не слѣдовали нѣкоторые христіане Сиріи, Месопотаміи и Киликіи, обращенные изъ малоазійскихъ Іудеевъ, которые по своимъ преданіямъ, совершали праздникъ христіанской Пасхи по обычаю ветхозавѣтному, въ одно время съ Пасхою Іудейскою, въ 14-е число нисана (марта), перваго послѣ весенняго равноденствія мѣсяца, въ какой бы день недѣли это число не случилась, Въ этотъ день разрѣшали и постъ[7]. Видѣть такое разногласіе въ празднованіи Пасхи между христіанами, изъ коихъ одни еще держатъ постъ, а другіе веселятся, – было соблазнительно. По сему поводу пастыри Церкви имѣли между собою сношенія и совѣщанія. Св. Поликарпъ, епископъ Смирнскій, жившій въ концѣ I и въ началѣ II вѣка, самъ лично былъ въ Римѣ для совѣщанія съ папою Аникитой о водвореніи между христіанами единовременнаго празднованія Пасхи. Для водворенія сего единства во многнхъ мѣстахъ были также держаны соборы[8].

Частныя преданія христіанъ о времени празднованія Пасхи согласилъ первый Вселенскій Соборъ, постановивъ праздновать Пасху всѣмъ христіанамъ въ первый воскресный день послѣ весенняго равноденствія и перваго весенняго и мартовскаго полнолунія. Если же полнолуніе случится въ пятницу или субботу или въ воскресный день, то праздновать Пасху въ слѣдующій воскресный день, дабы Пасха христіанская всегда была послѣ іудуйской, ибо Христовъ воскресъ послѣ оной. Такъ Равноапостольвый Константинъ, заботясь о мирѣ и единеніи Церкви Божіей, съ радостію писалъ, по окончаніи Никейскаго Собора, пастырямъ Церкви, не бывшимъ на немъ, о соборномъ постановленіи праздновать Пасху всѣмъ христіанамъ въ одинъ извѣстный воскресный день. «Послѣ разсужденія о святѣйшемъ праздникѣ Пасхи, общимъ рѣшеніемъ всѣхъ найдено справедливымъ, чтобы всѣ и вездѣ праздновали ее въ одинъ день. Ибо что можетъ быть превосходнѣе и величественнѣе, какъ этотъ праздникъ, въ который подана намъ надежда безсмертія, сохранять всѣмъ совершенно одинаково. Напротивъ, найдено недостойнымъ торжествовать святѣйшій праздникъ по уставамъ и обычаямъ іудеевъ. У насъ ничего не должно быть общаго съ іудеями: мы стоимъ на иномъ пути, который укатанъ насъ Спасителемъ. Для нашей святѣйшей вѣры предлежитъ поприще и законное и благоприличное; и такъ твердо и единодушно держась на этомъ поприщѣ, почтеннѣйшіе братія, уклонимся отъ подражанія іудеямъ. Спаситель нашъ предалъ намъ одинъ праздничный день вашего искупленія чрезъ Свое воскресеніе и хочетъ, чтобы была одна каѳолическая Церковь. Члены ея хотя принадлежатъ многимъ и разнымъ мѣстамъ, но одушевляются однимъ духомъ, волею и содѣйствіемъ Божіимъ. Итакъ благоразуміе вашей святости тщательно да обсудитъ, сколь важно, и сколь непристойно, однимъ въ одни и тѣ же дни поститься, а другимъ торжествовать; и послѣ дней Пасхи однимъ праздновать и веселиться, а другимъ соблюдать установленные посты. Такимъ образомъ, я думаю, какъ и всѣ вы видите, что Божественному промыслу угодно, чтобы празднованіе Пасхи установлено было также по одному правилу. Поступая же такъ чтобы у васъ не было ничего общаго съ обыкновеніемъ убійцъ Спасителя, мы должны хранить вмѣстѣ и тотъ прекраснѣйшій обычай, который соблюдаютъ всѣ Церкви, пребывающія и въ странахъ запада и полудня, и сѣвера, и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, принадлежащихъ востоку: значитъ поступать такъ всѣ считаютъ правильнѣе. Я полагаю, ваша мудрость легко согласится и охотно одобритъ то, что единогласно сохраняется въ Римѣ, Италіи, Африкѣ, Египтѣ, Испаніи, Галліи, Британіи, въ Ливіи и всей Греціи, въ епархіи Асійской и Понтійской, и въ Киликіи; согласится и одобрить не только потому, что въ мѣстахъ мною упомянутыхъ пребываетъ большее число Церквей, но и потому что это есть святѣйшее установленіе, которое всѣ желали утвердить его великимъ Соборомъ. Такого постановленія, значитъ требуетъ справедливость, Кратко скажу, общему изволенію всѣхъ угодно было, чтобы святѣйшій праздникъ Пасхи празднуемъ былъ всѣми въ одинъ день. Итакъ охотно примите опредѣленіе Собора, какъ даръ Божій и повелѣніе, свыше посланное. Ибо что постановляется св. Соборами епископовъ, то должно приписать изволенію Божію»[9].

Согласно опредѣленію перваго Вселенскаго Собора о празднованіи Пасхи, соборъ Антіохійскій, въ 341 году, первымъ своимъ правиломъ объявилъ всѣхъ дерзающихъ нарушить опредѣленіе святаго и великаго собора, въ Никеѣ бывшаго, о святомъ праздникѣ спасительной Пасхи отлученными отъ общенія и отверженпыми отъ Церкви. «И сіе речено о мірянахъ. Аще же кто изъ предстоятелей Церкви, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, послѣ сего опредѣленія, дерзнетъ къ развращенію людей и къ возмущенію церквей особитися и со Іудеями совершати Пасху, таковаго св. соборъ отнынѣ уже осуждаетъ быть чуждымъ Церкви, яко содѣлавшагося не только виною грѣха для самого себя, но и виною разстройства и развращенія многихъ. И не токмо таковыхъ соборъ отрѣшаетъ отъ священнослуженія, но и всѣхъ дерзающихъ быть въ общеніи съ ними».

Для опредѣленія ежегоднаго дня Пасхи принять былъ Церковію Вселенскою Александрійскій пасхальный лунный кругъ, придуманный въ Александріи, состоящій изъ 19 лѣтъ и доселѣ употребляемый Церковію. По прошествіи 19 лѣтъ этого круга луны, новолунія и полнолунія возвращаются на тѣ же самыя числа мѣсяцевъ, въ которыя они приходились за 19 лѣтъ. Церкви Карѳагенской вмѣнено было предвозвѣщать всѣмъ о днѣ Пасхи, чрезъ приписаніе подъ опредѣленіями собора[10]. По силѣ соборныхъ опредѣленій, Александрійскій пасхальный кругъ введенъ былъ въ употребленіе повсюду въ христіанской Церкви на Востокѣ и Западѣ. Но въ 1582 году папа Григорій XIII для Запада далъ новую пасхалію, по коей Пасха празднуется тамъ иногда ранѣе Восточной цѣлымъ луннымъ мѣсяцемъ и болѣе, такъ что иногда Іудейская Пасха бываетъ послѣ Григоріанской, чего по опредѣленію перваго Никейскаго собора не должно быть. Это происходить отъ того, что пасхальное новолуніе по Григоріанскому счисленію бываетъ 6 и 7 марта новаго стиля, т. е. 22 и 23 февраля стараго. Въ православной каѳалической Церкви праздникъ Пасхи совершается всегда согласно съ постановленіями соборовъ.

Главныя условія для празднованія Пасхи вь православной Церкви слѣдующія: «первое, – подобаетъ во равноденіи весны Пасху совершати; второе – не въ кій день жидовскія; третье – не просто или абіе по равноденіи, но въ первый по равноденіи. въ полноту луны; четвертое – по полнотѣ луны абіе недѣля первая». Если полнолуніе мартовское случится прежде 19 марта – поздняго предѣла іудейской Пасхи, то Пасха наша празднуется въ первое воскресенье послѣ апрѣльскаго полнолунія. Какъ опрѣсночные дни іудеевъ оканчиваются 21 марта, то Пасха наша не бываетъ ранѣе 22-го марта. Самое равнѣе полнолуніе весеннее совпадаетъ съ 22 числомъ марта, а самое позднее – съ 19 числомъ апрѣля. Но какъ сіе послѣднее число иногда приходится въ понедѣльникъ, а, по положенію Никейскаго собора, Пасху должно праздновать въ первое за тѣмъ воскресенье, то прилагая къ 19 числу шесть дней седмицы, получимъ для самаго поздняго празднованія Пасхи 25 число апрѣля. Посему Пасха празднуется отъ 22 марта до 25 апрѣля; и всѣхъ 35 дней, въ кои она бываетъ. Сіи дни въ пасхаліи нашей означаются 35 буквами славянской азбуки и называются ключевыми пасхальными буквами. Способъ узнавать день Св. Пасхи и всѣ подвижные праздники, зависящіе оть времени ея, называются церковною пасхаліею. Порядокъ дней марта и апрѣля, въ кои поперемѣнно празднуется Пасха, по прошествіи этого времени, возвращается опять на прежній путь; потому что, по совершеніи 532 лѣтъ, кругъ солнечный, содержащій въ себѣ 28 лѣтъ, и лунный, заключающій 19 лѣтъ, опять начинаютъ теченіе свое вмѣстѣ. Продолженіе 532 лѣтъ въ пасхаліи называется великимъ индиктіовоыъ.

Величіе и торжество праздника Пасхи. Праздникъ Пасхи есть высочайшій, радостнѣйшій и торжественнѣйшій изъ всѣхъ христіанскихъ праздниковъ, – праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ. Великая радость Воскресенія Христова или Пасхи предьизображена была преобразовательною Пасхою ветхозавѣтною. Для празднованія ея, какъ важнѣйшаго событія, установленъ былъ и новый священный годъ, и мѣсяцъ пасхальный началомъ мѣсяцевъ. «И будетъ вамъ день сей въ память; и празднуйте той праздникъ Господу во вся роды ваши: законно вѣчно празднуйте его» (Исх. XII, 1, 28). «И возвеселишлися предъ Господомъ Богомъ твоимъ ты, и сынъ твой, и дщерь твоя, и рабъ твой, и раба твоя, и левитъ, иже во градѣхъ твоихъ, и пришлецъ, и сирота, и вдова, яже въ васъ. И помянеши, яко рабъ былъ еси ты въ земли Египетстѣй» (Втор. XVI, 11-12).

Новозавѣтная Пасха, какъ время славы и торжества, предсказана была пророками (Псал. XV, 10; Осія VI, 3; XIII, 14) и Самимъ Спасителемъ (Марк. IX, 9), и великою радостію для вѣрующихъ сопровождались всѣ явленія имъ воскресшаго Господа. «Вы печаль имате нынѣ», говорилъ Іисусъ Христосъ предъ Своими страданіями и смертію, «паки же узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ» (Іоан. XVI, 22). Жены мѵроносицы, услышавши отъ ангела о воскресеніи Господа, съ радостію велію текли возвѣстить объ этомъ апостоламъ. «И се Іисусъ срѣте я, глаголя: радуйтеся» (Матѳ. XXVIII, 8-9). Равно возрадовашеся и ученицы, видѣвше Господа воскресшаго (Іоан. XX, 20). Никакъ не исполняться вѣрующимъ въ Него высокою радостію при мысли о воскресеніи Христовомъ, коимъ Спаситель во всей силѣ открылся Сыномъ Божіимъ (Римл. I, 4) и запечатлѣлъ искупленіе рода человѣческаго (Римл. IV, 25), утвердивъ нашу вѣру и положивъ основаніе нашему блаженному воскресенію! «Аще Христосъ не воста, тще убо проповѣданіе наше, тща же и вѣра ваша» (I Кор. XV, 14), говоритъ апостолъ Павелъ; и онъ же въ другомъ мѣстѣ глаголетъ: «воздвигій Христа изъ мертвыхъ, оживотворитъ и мертвенныя тѣлеса ваша живущимъ Духомъ Его въ» (Римл. VIII, 11).

Отцы и писатели Церкви въ своихъ писаніяхъ прославляютъ также праздникъ святой Пасхи въ высокихъ выраженіяхъ. Они называютъ его величайшимъ изъ дней[11], праздникомъ священнѣйшимъ, въ который дарована намъ надежда безсмертія[12], свѣтлѣйшимъ и радостнѣйшимъ, въ который возстановлено человѣчество на первобытное совершенство и предизображено вѣчное блаженство искупленныхъ – во свѣтѣ и славѣ Божественной. Святой Григорій Богословъ въ день Пасхи бесѣдовалъ нѣкогда: «нынѣ спасеніе міру, – міру видимому и невидимому. Христосъ возсталъ изъ мертвыхъ; Христосъ во славѣ Своей, – восходите и вы; Христосъ изъ гроба, – освобождайтесь отъ узъ грѣха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхій Адамъ, совершается новый. Пасха, Господня Пасха и еще скажу въ честь Троицы: Пасха она у насъ праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ; сколько превосходятъ всѣ торжества, даже Христовы и въ честь Христа совершаемыя, сколько солнце превосходитъ звѣзды»[13]. Святой Амвросій Медіоланскій въ день Пасхи проповѣдывалъ: «сего дня воскресеніемъ Христовымъ открыта преисподняя, земля обновляется крещеніемъ оглашенныхъ, небо отверзто Духомъ Святымъ. Открытая преисподняя возвращаетъ мертвыхъ, обновленная земля произращаетъ воскрешаемыхъ, отверзтое небо пріемлетъ восходящихъ. Преисподняя возвращаетъ узниковъ къ горнему, земля шлетъ погребенныхъ на небо, небо имъ воспріятыхъ представляетъ Господу»[14]. Св. Григорій Нисскій въ словѣ своемъ на св. Пасху говоритъ: «мудрость изрекла, что въ день веселія забываютъ о бѣдствіи. Настоящій день заставляетъ насъ забыть первый, произнесенный для насъ приговоръ. Тогда мы ниспали съ неба на землю: нынѣ Небесный содѣлахъ и насъ небесными. Тогда чрезъ грѣхъ воцарилась смерть: нынѣ жизнь опять получила владычество чрезъ правду. Тогда одинъ отверзъ входъ смерти: и нынѣ Единымъ же вводится снова жизнь. Тогда чрезъ смерть мы отпали отъ жизни: нынѣ жизнію упраздняется смерть. Тогда отъ стыда крылись подъ смоковницею; нынѣ со славою приблизились къ древу жизни. Тогда за преслушаніе были изгнаны изъ рая: нынѣ за вѣру вводимся въ рай. Что же послѣ сего намъ должно дѣлать? Что иное, какъ не взыграть подобно горамъ и холмамъ, о коихъ возвѣщалъ пророкъ, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчіи (Псал. СХІІІ, 6). Итакъ, пріидите, возвеселимся о Господѣ. Онъ сокрушилъ силу врага и водрузилъ для насъ побѣдное знаменіе креста, поразивъ противника. Воскликнемъ гласомъ радости, какимъ обыкновенно восклицаютъ побѣдители надъ трупами побѣжденныхъ». Св. Іоаннъ Златоустъ, начиная слово свое на св. Пасху, говорить: «вотъ наступилъ для насъ вожделѣнный спасительный праздникъ, день воскресенія Господа нашего Іисуса Христа. Этотъ праздникъ есть залогъ мира, источникъ примиренія, истребленія враговъ, разрушеніе смерти, погибель діавола. Сегодня люди соединились съ ангелами, и обложенные плотію, вкупѣ съ безплотвыми Силами, возносятъ хвалебныя пѣсни Богу. Сегодня Господь сокрушилъ врата адовы и самое лицо смерти истребилъ. Но что я говорю, лице смерти? Даже самое имя смерти измѣнилъ: она теперь называется уже не смертію, но успокоеніемъ и сномъ»[15]. Св. Епифаній Кипрскій говорить: «праздникъ Пасхи торжественнѣе всѣхъ праздниковъ; онъ составляетъ для всего міра торжество обновленія и спасенія. Сей то праздникъ есть глава и верхъ всѣхъ праздниковъ»[16]. Церковь въ своихъ сказаніяхъ и священныхъ пѣснопѣніяхъ называетъ Пасху великою, двери райскія намъ отверзающею, недѣлею святою, свѣтлымъ Христовымъ воскресеніемъ; призываетъ къ ея торжеству землю и небо, міръ видимый и невидимый, Христосъ бо воста, веселіе вѣчное.

Христосъ сшедъ къ борьбѣ адовѣ единъ,

Многія еземъ побѣды корысти, взыде.

Сими стихами начинается сѵнаксарь на недѣлю Пасхи, въ которую, по словамъ его, «мы празднуемъ самое живоносное воскресеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Посему и радуясь преестественно, мы свѣтло празднуемъ воскресеніе, выражая радость, которою по милосердію Божію обогатилось наше естество; такъ же празднуемъ и вражды разрушеніе, и, изображая соединеніе съ Богомъ и ангелами, творниъ обычное цѣлованіе».

Чествованіе величайшаго изъ праздниковъ христіанскихъ – свѣтлаго дня Воскресенія Христова продолжается въ воспоминаніе его и въ каждый первый день недѣли въ продолженіе всего года. «И день этотъ», поучаетъ св. Іоаннъ Златоустъ, «особенно прилично святить дѣлами любви христіанской». «Въ первый день недѣли», повторяетъ онъ слова св. апостола Павла, «каждый изъ васъ пусть отлагаетъ у себя и сберегаетъ, сколько позволитъ ему состояніе». Для чего же апостолъ этотъ день назначилъ для пожертвованій спрашиваетъ и поясняетъ св. Іоаннъ Златоустъ: почему не сказалъ: въ понедѣльникъ, во вторникъ или въ прочіе дни недѣли. Конечно, съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы въ самомъ днѣ воскресенія имѣть побужденіе сильнѣе располагать васъ къ благотворенію. И почему этотъ день способнѣе побудить насъ къ милостынѣ? Потому, что въ этотъ день прекращается всякій трудъ: душа отъ того дѣлается готовѣе къ благотворенію, но что всего важнѣе – въ этотъ день мы получили безчисленныя благодѣянія. Въ этотъ день попрана смерть, уничтожено проклятіе, истреблена власть грѣха, врата адовы сокрушены, плѣненъ діаволъ, прекращена долговременная вражда, на землѣ водворвлся миръ, родъ человѣческій достигъ прежняго и гораздо большаго благородства[*].

 

А. Р.

 

«Приходское Чтеніе». 1914. № 1. С. 23-31.

 

[*] Прот. Г. С. Дебольскій: «Дни богослуженія», т. II, Спб., 1894 г., стр. 180-195; Митр. Фаларетъ: «Начертаніе церковно-библейской исторіи», т. I, М., 1887 г., стр. 370-372; Архіеп. Черниговскій Филаретъ: «Житіе святыхъ, апрѣль», Спб., 1872 г., стр. 276-285; С. Дестунисъ: «Житіе святыхъ, апрѣль», Спб., 1904 г., стр. 202-210; С. В. Булгаковъ: «Настольная книга», Кіевъ, 1912 г., стр. 621-628.

[1] По церковному преданію, первое явленіе воскресшаго Господа было пречистой Дѣвѣ Марія (Сѵнаксарь на Пасху).

[2] Сѵнаксарь въ недѣлю Пасхи.

[3] Въ словѣ 45-мъ на св. Пасху.

[4] 7-е правило св. апостоловъ.

[5] Письмо СVIII.

[6] 7-е правило св. Апостоловъ.

[7] Евсев. кн. V, гл. 23-24. Сократ, кн. V, гл. 22. Златоустъ въ бесѣдѣ XII на кн. Бытія, 1.

[8] Евсев. кн. V, гл. 23-24.

[9] Евсев. о жизни Константина Великаго. Кн. III, гл. 17-18. Ѳеодор. Истор. кн. I, гл. 9.

[10] Карѳ. соб. Прав. 43, 62, 84.

[11] Св. Григорій Богословъ въ 45-мъ словѣ на св. Пасху.

[12] Евсев. о жизни Константина Великаго. Кн. ІІІ, гл. 17.

[13] 45-е сл. на св. Пасху.

[14] 62 Sermo.

[15] 72-е слово, томъ VI.

[16] Въ словѣ на св. Пасху.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: