Протоіерей Петръ Смирновъ – Поученіе въ день празднованія иконѣ Божіей Матери, всѣхъ скорбящихъ Радости.

Сіе мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ, иже во образѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ. (Филип. 2, 5-7).

Въ нынѣшнемъ Апостольскомъ чтеніи говорится о добровольномъ, насъ ради, уничиженіи Господа Іисуса Христа, а между тѣмъ оно предлагается въ дни праздниковъ Богородичныхъ. Какая этому причина? Та причина, что жизнь Преблагословенной Матери Божіей имѣетъ великое сходство съ жизнію Ея Божественнаго Сына, и Она также исполнена уничиженія, страданій, скорбей безпримѣрныхъ.

Пресвятая Дѣва происходила изъ рода царя Давида; но это только сильнѣе давало Ей чувствовать ту крайнюю бѣдность, въ которой находился тогда этотъ, нѣкогда столь богатый и знаменитый, родъ. Это былъ родъ усѣченный до корня, дивными путями Промысла хранившійся для того только, чтобы дать міру Приснодѣву. Представители этого царскаго рода, какъ напр. праведный Іосифъ, должны были снискивать пропитаніе тяжелымъ трудомъ – плотника. Далѣе: раждается Она отъ престарѣлыхъ родителей и съ самаго ранняго возраста, по смерти ихъ, узнаетъ нужду и горе сиротства. Когда окончилось Ея воспитаніе, нужно было искать человѣка, который бы взялъ Ее подъ свое попеченіе.

Въ храмѣ іерусалимскомъ Она возрастаетъ разумомъ и благочестіемъ, и невинная – чистая душа Ея въ особенности плѣняется красотою дѣвства, которому рѣшается она посвятить и всю свою жизнь. Теперь, въ нѣдрахъ Христіанской Православной Церкви, ищущіе высшаго совершенства найдутъ къ сему и ободреніе и всякую помощь, а тогда первосвященники не дозволили Ей остаться при храмѣ и всецѣло предаться влеченію сердца, а поручили Ее храненію мужа, хотя и благочестиваго.

Слышитъ Она радостное благовѣстіе Ангела, но въ то же время подвергается страшному искушенію въ домѣ своего нареченнаго мужа: Іосифъ видитъ Ея бремяношеніе, не зная тайны воплощенія, недоумѣваетъ и колеблется, обличить или тайно отпустить Ее отъ себя. Пресвятая Дѣва чувствуетъ, видитъ эти недоумѣнія нареченнаго мужа, но не смѣетъ открыть Божіей тайны, молчитъ и страдаетъ. Какія тяжкія мученія она должна была вытерпѣть, пока Ангелъ не открылъ великой Божіей тайны во снѣ Іосифу.

Пришло время рожденію: для Нея и Божественнаго Сына Ея нѣтъ мѣста въ городѣ, а этотъ городъ – Давида, начальника Ея рода и племени. Ради Ея хранился онъ, а Она чужая въ немъ, Ей мѣста нѣтъ, кромѣ мрачной и сырой горной пещеры. Этого мало: скоро, на подобіе преступницы, Она вынуждена бѣжать отъ ярости Ирода, и въ слѣдъ Ея несется отчаянный вопль и стонъ отцевъ и матерей тѣхъ невинныхъ дѣтей, которыхъ безжалостно избиваютъ ищущіе Ея Сына.

Въ храмѣ Іерусалимскомъ срѣтаетъ Ее дивный мужъ, благословляетъ Божественнаго Младенца, предвѣщаетъ Ему славу и величіе, а Ей изрекаетъ грозное слово: что оружіе, т. е. скорбь и горе пройдутъ самую душу Ея.

Глубоко уничиженная съ дѣтства, Она проводитъ около тридцати лѣтъ въ бѣдной и убогой хижинѣ назаретскаго плотника. У Царицы Небесной нѣтъ слугъ: Ей по опыту, по всей вѣроятности по тяжкому опыту, знакомы тѣ работы, которыя мы дерзаемъ называть низкими, недостойными нашего званія. До сихъ поръ показываютъ источникъ, куда она ходила за водою и носила Ее на своихъ раменахъ.

Наконецъ Сынъ Ея выступилъ на поприще предопредѣленнаго Ему служенія: но лучше ли стало Его матери? Его не понимаютъ, на Него клевещутъ, ищутъ Его смерти: не должно ли все это съ непостижимою совершенно для насъ, но понятною нѣсколько для матерей, горестію отдаваться въ Ея сердцѣ? Предреченное Сѵмеономъ оружіе медленно, постепенно проходило Ея душу: не осталось въ Ней мѣста неизраненнаго, неуязвленнаго злобою людскою.

Но вотъ пришло время страшнаго испытанія: Сынъ Ея на крестѣ томится въ ужаснѣйшихъ смертныхъ мукахъ. Напрасно мы стали бы описывать состояніе матери. Въ самомъ Евангеліи это положеніе стоитъ выше всякаго изображенія. Евангелистъ говоритъ только: стояла при крестѣ мати Его (Іоан. 19, 25). Въ этихъ двухъ словахъ все сказано.

Господь воскресъ, вознесся на небо, со славою возсѣлъ одесную Отца; но для матери еще продолжалось время испытанія: еще остается Она сиротою на землѣ, еще должна видѣть Она, какъ Іудеи ненавидятъ самое имя Сына Ея, гонятъ послѣдователей Его, побиваютъ камнями Стефана, отсѣкаютъ голову Апостолу Іакову. Не скоро прошло время и этого тяжкаго, послѣдняго испытанія.

Такимъ образомъ и о Ней можно сказать согласно съ словами Апостола объ Іисусѣ Христѣ, что Она, будучи Матерію Божіею, царицею неба и земли, путями Божественнаго промысла была смирена и Сама Себя, покорная ему, смирила до самыхъ тяжкихъ трудовъ, самыхъ ужасающихъ скорбей человѣческихъ, на подобіе послѣдней изъ рабынь человѣческихъ.

Для чего же суждено было испытать Ей всю эту горькую чашу? Здѣсь открывается другая причина, почему во дни Ея празднества мы слышимъ чтеніе объ этомъ Ея великомъ уничиженіи.

Господь Іисусъ Христосъ испыталъ всю немощь человѣческаго естества, для того, чтобы всегда, зная по опыту нашу немощь, помогать намъ и ходатайствовать о насъ предъ Отцемъ Небеснымъ. Этотъ же трудъ уничиженія и долготерпѣнія раздѣляетъ съ Нимъ и Пречистая Богоматерь чтобы также помогать намъ въ нашихъ многоразличныхъ скорбяхъ и быть Ходатаицею о насъ предъ престоломъ Всевышняго. Она по собственному опыту узнала, что значитъ быть въ бѣдности, въ сиротствѣ, какъ тяжело терпѣть клевету, безславіе, какъ тяжки и трудны работы, въ коихъ проходитъ вся жизнь у иныхъ, какъ тяжко и горько матери видѣть дѣтей своихъ въ незаслуженномъ поношеніи, въ несправедливомъ гоненіи отъ людей, какъ горько страдать за близкихъ сердцу: однимъ словомъ Она Сама опытно узнала и узнала во всей ужасающей полнотѣ всѣ скорби и невзгоды человѣческой жизни... И вотъ видимъ мы на святой Ея иконѣ: стоитъ Она съ теплымъ моленіемъ предъ престоломъ Своего Сына, и подъ кровомъ Ея покоются и утѣшаются болящіе, неимущіе, отверженные людьми, оклеветанные, слѣпые, хромые, убогіе, несчастныя матери, сиротствующія дѣти, безпріютныя вдовицы. Всѣ прибѣгаютъ къ Ней, какъ къ общей Матери; открываютъ ей свои нужды, свои скорби, свои желанія; съ истинно-матернею любовью Она внемлетъ всѣмъ, слышитъ всякій вздохъ сердца, желаетъ по трогательному выраженію церковной молитвы, стереть всяку слезу съ лица земли.

Чтеніе Апостольское не только объясняетъ намъ духъ празднованія Пречистой Богоматери, но и внушаетъ намъ сообразную съ нимъ обязанность: сіе да мудрствуется въ васъ, т. е. и вы также думайте, и вы также поступайте. Прибѣгайте къ Радости всѣхъ скорбящихъ и учитесь быть подобно Ей, сердобольными и состраждущими. Если было съ вами горе въ жизни, – воспоминайте о немъ не для того, чтобы роптать и жаловаться на свою судьбу, но чтобы всегда знать и помнить, какъ тяжело страдать другимъ. Если недостатки, скорби, тяжкія лишенія извлекали и теперь порой еще извлекаютъ изъ глазъ слезу, – несите эту слезу не на показъ людямъ, какъ вы несчастливы, но для облегченія и уврачеванія подобныхь же скорбей и печалей вашихъ ближнихъ. Тогда съ осоенною любовію устремятся на васъ эти очи сь неба, исполненныя любви ко всѣмъ страждущимъ, но особенно къ состраждущимъ, и съ особеннымъ участіемъ воздохнеть Она о васъ предъ возлюбленнымъ и до конца возлюбившемъ Ее своимъ Сыномъ. Аминь.

 

Сказано въ церкви Императорскаго Московскаго Вдовьяго Дома.

 

Слова и рѣчи настоятеля С.-Петербургскаго Исаакіевского каѳедрального собора. Ч. II. Изд. 2-е дополн. Спб. 1887. С. 118-122.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: