Объ умѣренности и воздержности (Слово въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

Пріятъ же хлѣбы Іисусъ и хвалу воздавъ, подаде ученикомъ, ученицы же возлежащимъ (Іоан. VI, 11).

Чудесное событіе, изложенное въ нынѣ чтенномъ Евангеліи, произошло во второй годъ общественнаго служенія Господа Іисуса, вскорѣ послѣ усѣкновенія главы Іоанна Крестителя и посланія Апостоловъ на проповѣдь. Пріидите, говорилъ Господь по возвращеніи ихъ, въ пусто мѣсто едини и отдохните мало (Mѳ. VI, 81). Они вошли въ лодку и переплыли чрезъ Галилейское морѣ, чтобы въ пустынныхъ окрестностяхъ города Виѳсаиды, на восточной сторонѣ названнаго моря и въ области кроткаго тетрарха Филиппа, вдали отъ преслѣдованій и нападокъ лукавыхъ своихъ противниковъ, въ близкомъ кругу дать отчетъ Господу во всемъ томъ, что они сдѣлали въ первое свое посольство, чему научили, что испытали, что потерпѣли, сдѣлали ли и какое сдѣлали примѣненіе изъ тѣхъ наставленій и мудрыхъ ученій, которыми Божественный Учитель въ напутствіе снабдилъ ихъ изъ Своего отечески любвеобильнаго сердца.

Но только краткое время единомысленныя души оставались въ спокойномъ сопребываніи; только на весьма непродолжительное время Спасителю дозволено было успокоиться отъ трудовъ и безпокойствъ неутомимо и ревностно выполнявшагося Имъ учительскаго служенія; едва масса народа, жаждавшаго спасенія, узнала, гдѣ находится столь страстно искомый Учитель и Чудотворецъ, какъ онъ въ огромныхъ толпахъ собрался въ пустыню внимать изъ устъ Христовыхъ слову жизни. И Господь, постоянно готовый помогать и врачевать, утѣшать, ободрять, наставлять, гдѣ и когда было то необходимо, не отсылаетъ народа просящаго; народъ алчетъ хлѣба истины, и Господь, говорившій о себѣ: Азъ есмъ путъ и истина и животъ, могъ ли не утолить его голода, не исполнить его желаній? Не самъ ли Онъ приточно сказалъ: Какой изъ васъ отецъ, когда сынъ попроситъ у него хлѣба, подастъ ему камень? или когда попроситъ рыбы, подастъ ему змѣю вмѣсто рыбы или если попроситъ яйца подастъ ему скорпіона (Лк. XI, 11)? Слѣдовательно, если человѣческій земной отецъ слышитъ просьбу своего дитяти, могъ ли Божественный Учитель и Благодѣтель не исполнить просьбъ вѣрнаго Своего стада? Но не только небесной пищей Господь укрѣпляетъ души народа, Онъ подаетъ алчущимъ въ пустынѣ и обыкновенную пищу; находятся пять хлѣбовъ и двѣ рыбы, – капля для собравшагося въ числѣ нѣсколькихъ тысячъ народа, – но что невозможно для приращенія человѣческими силами, то замѣняется Божественнымъ всемогуществомъ; Спаситель повелѣваетъ массамъ народа расположиться на землѣ, беретъ хлѣбы и произнесши благодарственную молитву къ Отцу своему, раздѣляетъ ихъ; то же дѣлаетъ и съ рыбами, и весь народъ въ числѣ нѣсколькихъ тысячъ насытился, кромѣ того остатками пищи наполнили еще двѣнадцать корзинъ. – Что сдѣлалъ Господь въ Виѳсаидѣ, то же дѣлаетъ Онъ еще и по сего дня, потому что Богъ и донынѣ насыщаетъ и наполетъ милліоны своихъ твореній; и человѣкъ и мы находимся между совозлежащими за трапезой, уготовляемой ежедневно Богомъ, ибо ежедневно подается намъ свыше все на удовлетвореніе нашихъ естественныхъ потребностей.

Потребность въ пищѣ, вложенная въ насъ Творцомъ, ближайшей своей цѣлью имѣетъ поддержаніе жизни и здоровья; насколько несомнѣнно, что человѣкъ имѣетъ слѣдовательно право, даже обязанность поддерживать жизнь, и здоровье и по возможности заботиться о продленіи ихъ, настолько же несомнѣнно и то, что должно доставлять своему тѣлу, такую мѣру пищи и питья, какая необходима для достиженія той цѣли. Богъ сотворилъ пищу для вкушенія ея съ благодареніемъ, пишетъ Апостолъ Павелъ къ ученику своему Тимоѳею (1 Тим. IV, 3). Но и жизнь не есть цѣль сама въ себѣ; она есть только средство для высшей цѣли; вѣрно и добросовѣстно исполнять обязанности и труды призванія, быть истинно полезнымъ себѣ самому и человѣческому обществу, стремиться къ своему вѣчному благу и споспѣшествовать вѣчному благу другихъ и пособлять имъ въ достиженіи онаго, чрезъ это чтить Бога, для прославленія Котораго мы созданы, для пріобщенія къ существу и власти Котораго надъ нами мы назначены, вотъ возвышенная цѣль, предносимая христіанствомъ всѣмъ намъ, въ достиженіи которой оно наисильнѣйшимъ образомъ поддерживаетъ всѣхъ и каждаго. Такъ при свѣтѣ христіанства и вкушеніе пищи служитъ средствомъ для достиженія благородной и высокой цѣли; подобно тому какъ человѣкъ долженъ жить не для того только чтобы жить; такъ и пищу принимать онъ долженъ не для того только чтобы ѣсть; чувственное удовольствіе, съ какимъ Творецъ въ премудромъ намѣреніи связалъ удовлетвореніе какъ другихъ потребностей такъ и удовлетвореніе потребностей питанія, никогда не должно быть главной побудительной причиной при вкушеніи пищи; оно должно быть постоянно подчинено высшимъ, истиннымъ побудительнымъ причинамъ. Ѣдите ли, пьете ли, говоритъ Апостолъ, все дѣлайте во славу Божію (1 Кор. X, 31). Пища есть даръ Божій; надлежитъ слѣдовательно ее употреблять правымъ образомъ, въ надлежащей мѣрѣ, съ правыми намѣреніями; обычай оттого прекрасный и благородный, истинно христіанскій прежде и послѣ принятія пищи благодарить болѣе или менѣе короткою молитвою Раздаятеля земныхъ даровъ, Его, отъ котораго исходитъ всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ, Отца сеѣтовъ, что столь прекрасно выражено Апостоломъ Іаковомъ въ его посланіи (Іак. I, 17). И отъ Апостола языковъ не слышимъ ли мы, что пищу Богъ сотворилъ для вкушенія ея съ благодарностію? И Господь самъ не предшествуетъ ли намъ въ этомъ за нее благодареніи Своимъ примѣромъ? Пріятъ же хлѣбы Іисусъ, говоритъ Евангеліе, и хвалу воздавъ, подаде чрезъ учениковъ возлежащимъ. И послѣднюю свою, вечерю съ учениками, въ день предъ страданіями, когда Онъ подъ видомъ хлѣба и вина преподалъ Себя Самого Апостоламъ въ таинственную пищу, не благодареніемъ ли заключилъ Онъ, не хвалебной ли пѣсныо въ честь Бога Отца? Впрочемъ, что и общежитейскія радости, съ которыми бываетъ соединено принятіе пищи, не недозволены и отнюдь не грѣховны, если только онѣ не принимаютъ постыднаго характера вслѣдствіе сопровождающихъ обстоятельствъ, на этомъ нѣтъ нужды особенно настаивать. Не встрѣчаемъ ли мы самого Спасителя гостемъ на бракѣ въ Канѣ Галилейской? Тѣмъ естественнѣе и дозволительнѣе такое совмѣщеніе, что дружескія непринужденныя пиршества столь часто и легко представляютъ случаи оказывать другъ другу братскую любовь, поддерживать взаимный миръ и согласіе или эти снова возстановлять.

По отношенію же къ себѣ самимъ при удовлетвореніи себя пищею мы можемъ погрѣшать: или слишкомъ обильнымъ пресыщеніемъ или недостаточнымъ питаніемъ себя. Слишкомъ ничтожнымъ питаніемъ себя, если бы кто сталъ отказывать себѣ въ принятіи необходимаго для тѣлеснаго благобытія количества пищи, съ извѣстными ея питательными качествами, человѣкъ погрѣшилъ бы противъ себя самого, будетъ ли происходить это изъ скупости и грязной скупости или изъ ложной ревности по добродѣтели. Безъ сомнѣнія христіанскимъ нравственнымъ ученіемъ рекомендуется добровольное умерщвленіе и воздержность какъ превосходное средство для укрощенія нашихъ пожеланій и обузданія нашихъ страстей, и это имѣетъ приложеніе особенно въ отношеніи питанія себя; но это внѣшнее умерщвленіе должно быть предпринимаемо съ разсудительностію и умѣренностію, съ принятіемъ во вниманіе своего возраста, занятій, физическаго или умственнаго напряженія, особенностей организма. Христіанинъ въ неблагоразумной ревности вздумавшій умерщвлять себя до ущерба здоровью и предполагавшій бы при этомъ, что онъ приноситъ тѣмъ жертву Богу, нечестиво лишилъ бы себя чрезъ это силъ, дарованныхъ ему Богомъ для исполненія его обязанностей. Строгое умерщвленіе тѣла не должно быть доводимо до той степени ослабленія его, на которой оно дѣлается неспособнымъ къ совершенію добрыхъ дѣлъ; нападеніе на врага не должно сопровождаться вредомъ для любезнаго намъ мирнаго гражданина.

Несравнено чаще встрѣчаются другаго рода погрѣшности при удовлетвореніи себя пищею, погрѣшности вслѣдствіе излишества питанія; и этаго рода грѣхи несравненно вреднѣе, по послѣдствіямъ и тяжелѣе чѣмъ грѣхи перваго рода. Троякимъ образомъ можетъ происходить здѣсь грѣхъ: въ отношеніи количества, обилія пищи; въ отношеніи качества, лакомости питанія, дѣйствующаго на чувственныя страсти, возбуждающіяся особенно отъ вкусной пищи и напитковъ; и въ отношеніи времени принятія пищи. Неумѣренность въ пищѣ и питьѣ идетъ рука объ руку съ лакомостію ея; тогда этотъ грѣхъ становится двойнымъ грѣхомъ постояннаго бражничанья и невоздержности. – Неумѣренность есть одинъ изъ отвратительнѣйшихъ и гибельнѣйшихъ грѣховъ и Свящ. Писаніе болѣе нежели въ одномъ мѣстѣ предостерегаетъ отъ него въ серьезнѣйшихъ и убѣдительнѣйшихъ словахъ; объяденіе и пьянство имъ перечисляются между такими грѣхами, о которыхъ оно ясно объявляетъ, что тяжесть ихъ и великость устраняетъ грѣшника отъ участія въ благахъ царства Божія (Гал. V, 21); оно называетъ неумѣренныхъ врагами креста Христова, для которыхъ богомъ служитъ чрево (Фил. III, 18. 19); съ правомъ и Церковью неумѣренность поставляется въ ряду главныхъ или такъ называемыхъ смертныхъ грѣховъ, потому что она въ самомъ дѣлѣ служитъ корнемъ многихъ другихъ грѣховъ. Какъ человѣкъ унижается порокомъ неумѣренности! Какъ сближаетъ онъ человѣка съ животнымъ, какія грязныя склонности пробуждаетъ въ немъ и страсти! Какому богохульству, проклятіямъ, звѣрскимъ грубостямъ можно бываетъ нерѣдко внимать изъ устъ такихъ рабовъ этихъ грѣховъ! Какія крупныя непріятности они причиняютъ другимъ! Какъ часто споры и ссоры, даже пожизненная вражда, насилія, разныя преступленія и даже смертоубійства своими причинами коренятся именно въ этомъ порокѣ неумѣренности, страсти къ пьянству! Какъ часто неумѣренный повергаетъ своихъ близкихъ въ нужду и бѣдность, навлекаетъ на нихъ стыдъ и позоръ! Какъ часто длящаяся въ теченіе цѣлыхъ годовъ болѣзненность и наконецъ преждевременная смерть бываютъ наградой за порокъ неумѣренности! И если бы неумѣренный одинъ только, исключительно на себѣ самомъ несъ слѣдствія своего грѣха! Но къ этимъ грѣхамъ, особенно къ пороку пьянства, имѣетъ приложеніе слово Писанія, что Господь наказываетъ за вину отцовъ, ненавидящихъ Его, дѣтей до третьяго и четвертаго рода (Исх. XX, 5). Проклятіе слабоуміемъ, физической и духовной слабостью и преждевременной смертью нерѣдко составляетъ для потомковъ наслѣдство отъ такихъ безпутныхъ предковъ. А какими крѣпкими узами связываетъ порокъ неумѣренности свою жертву! Это фактъ, что каждый другой порокъ легче можетъ быть оставленъ и исправленъ нежели порокъ пьянства. Въ приложеніи къ нему по истинѣ полное значеніе имѣютъ печальныя слова: Винопійца оставляетъ свой порокъ только тогда, когда уже не можетъ пить т. е. на краю могилы, при концѣ своего жалкаго, несчастнаго бытія. А какая судьба ожидаетъ его въ загробной жизни? Піяницы царствія Божія не наслѣдятъ, говоритъ Апостолъ (1 Кор. VI, 10).

Средину между обѣими крайностями – слишкомъ недостаточнаго удовлетворенія естественной потребности питанія и слишкомъ обильнаго – занимаетъ добродѣтель воздержности и умѣренности, которая есть не другое что какъ правое, богоугодное властвованіе надъ удовлетвореніемъ потребностей своей физической природы. Свящ. Писаніе и прямо и непрямо требуетъ отъ насъ пріобрѣтенія и охраненія этой славной добродѣтели. Трезвитеся, братіе, напоминаетъ Апостолъ (1 Петр. V, 8). И Спаситель самъ взываетъ къ намъ: Внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца, ваши объяденіемъ и піянствомъ (Лк. XXI, 34). – И какъ спасительна, какъ почетна для людей добродѣтель умѣренности! Какимъ способнымъ и дѣльнымъ дѣлаетъ она человѣка въ исполненіи его обязанностей и работъ! Какъ могущественно споспѣшествуетъ она здоровью и благоденствію! Какое благодѣтельное вліяніе производитъ она на силу и остроту ума! И какъ необходима она для сохраненія чистоты, для подавленія чувственныхъ влеченій и пожеланій и господства надъ ними! – Такъ, Богъ уже здѣсь на землѣ отчасти награждаетъ эту добродѣтель и наказываетъ этотъ порокъ! Оттого мы должны чтить мудрость Церкви, цѣнить Ея матернія, любвеобильныя намѣренія въ заповѣди о постахъ, обязательность которыхъ ведетъ свое начало уже отъ временъ апостольскихъ.

Если мы признаемъ за этою заповѣдью о постѣ все ея достоинство и если будемъ исполнять ее не только по буквѣ, но и по духу, тогда въ полной мѣрѣ испытаемъ на себѣ и спасительные плоды умѣренности и самоограниченія: обузданіе пороковъ, возвышеніе дѣятельности ума, умноженіе добродѣтелей и наградъ за оныя. О, если бы всѣмъ намъ Господь даровалъ благодать участія въ той небесной вечерѣ, о которой говоритъ Онъ: Истинно говорю вамъ: Домовладыка самъ препояшется и посадитъ своихъ вѣрныхъ рабовъ и подходя самъ станетъ служить имъ (Лк. ХII, 37). Примемъ къ сердцу слышанное и будемъ слѣдовать этому въ своей жизни.

 

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1879. № 32. Ч. Неофф. C. 249-252.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: