Слово о постѣ.

«Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ».

Се нынѣ, братія, время благопріятно, нынѣ день спасенія. Св. Церковь ввела насъ на поприще св. поста, поставила насъ на суть, который ведетъ путниковъ къ Самому Господу и соединяетъ съ Нимъ, спасаетъ отъ сѣтей врага нашего спасенія, избавляетъ отъ страстей и пороковъ и обновляетъ къ наслѣдію благъ вѣчныхъ.

Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Святый и безгрѣшный, постился сорокъ дней и ночей, приготовляясь къ совершенію великаго дѣла спасенія рода человѣческаго, и тѣмъ показалъ намъ примѣръ слѣдовать по стопамъ Его въ дѣлѣ нашего спасенія. Св. Пророки и Апостолы и всѣ подвижники благочестія, начиная работать Господу со страхомъ, вооружали себя на борьбу со врагами спасенія постомъ и молитвою. Такъ: Св. пророкъ Моисей, удостоившійся созерцать славу Божію, бесѣдовать съ Самимъ Господомъ и отъ Него принять заповѣди, предварительно постился на горѣ Синайской сорокъ дней и сорокъ ночей: «хлѣба не ѣлъ и воды не пилъ» (Исх. 34, 28). Св. Царъ и Пророкъ Давидъ самъ о себѣ говоритъ: «смиряхъ постомъ душу мою» (Пс. 34, 13). Св. пророкъ Божій Илія постился сорокъ дней и сорокъ ночей и потомъ удостоился видѣнія славы Господней и бесѣдовалъ съ Господомъ. Пророкъ Даніилъ говорилъ о себѣ: «я былъ въ сѣтованіи три седьмины дней. Вкуснаго хлѣба я не ѣлъ, мясо и вино не входили въ уста мои» (10, 2. 3), Благочестивые три отрока Ананія, Азарія и Мисаилъ отказались отъ царскаго стола, довольствовались самою скудною простою пищею, и были здравы и благолѣпны. Величайшій изъ пророковъ, Св. Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ всю жизнь свою провелъ въ постѣ, питаясь въ пустынѣ акридами и медомъ дикихъ пчелъ. И Св. Апостолы налагали на себя особенные посты, приготовляясь идти на проповѣдь Евангелія (Дѣян. 1, 9; 13, 2. 3). Епископы и пресвитеры поставлялись также при соблюденіи поста. Но недостанетъ времени упоминать о всѣхъ святыхъ постникахъ, подвизавшихся въ пустыняхъ и горахъ земныхъ и просіявшихъ святостію житія своего.

Итакъ, братія, послѣдуемъ примѣру Господа и святыхъ угодниковъ Божіихъ, будемъ поститься и молиться въ св. четыредесятницу, ради спасенія душъ нашихъ. Но вы спросите: какъ нужно поститься, чтобы постъ послужилъ намъ во спасеніе? Въ семъ важномъ дѣлѣ спасенія святые подвижники поста пусть поучаютъ насъ посту истинному, спасительному; ихъ ученіе и предлагаю, братія, вашему вниманію.

Такъ какъ мы состоимъ изъ души и тѣла, то и поститься должны и тѣлесно, и духовно. Постящеся, братія, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ, учитъ Св. Церковь.

Тѣлесный постъ необходимъ. «Отъ поста и молитвы бываютъ многія блага, говоритъ Св. Іоаннъ Златоустъ. Постящійся легокъ, глубоко внимателенъ, молится трезвенно, лукавыя вожделѣнія погашаетъ, умилостивляетъ Бога и горделивую душу смиряетъ». Св. Василій Великій въ словѣ о постѣ, между прочимъ, учитъ: «когда воспрещено было брашно, и хранима будетъ заповѣдь, тогда первоначальный грѣхъ истребляется, дабы человѣкъ тою же вещію угодилъ Богу, которою огорчилъ Бога: какъ яденіе погубило человѣка, такъ неяденіе да сохранитъ его. Покаяніе безъ поста не бываетъ плодоносно. Постомъ можемъ и будущихъ золъ избавиться, и грядущихъ благъ насладитьсяа». «Постъ, говоритъ Св. Аѳанасій Великій, болѣзни врачуетъ, мокроты изсушаетъ, бѣсовъ прогоняетъ, лукавые помыслы удаляетъ, сердце дѣлаетъ чистымъ». «Итакъ, возлюбленные, говоритъ Св. Ефремъ Сиринъ, будемъ содержать сей постъ съ ревностію и чистымъ сердцемъ; потому что постъ отверзаетъ дверь небесную, подъемлетъ насъ отъ земли и возноситъ въ высоту». «Въ той мѣрѣ, какъ плоть постящагося становится тонкою и легкою, говоритъ великій постникъ и молитвенникъ нашъ преподобный Серафимъ Саровскій, духовная жизнь приходитъ въ совершенство и открываетъ себя чудными явленіями. Тогда духъ совершаетъ свои дѣйствія какъ бы въ безтѣлесномъ тѣлѣ. Внѣшнія чувства точно закрываются, и умъ, отрѣшась отъ земли, возносится къ небу и всецѣло погружается въ созерцаніе міра духовнаго». Относительно употребленія пищи, тотъ же угодникъ Божій даетъ такіе совѣты: «постъ состоитъ не въ томъ только, чтобы ѣсть рѣдко, но въ томъ, чтобы ѣсть мало и не разбирать между снѣдями вкусными и невкусными. Отказываемся же мы отъ пріятной пищи для того, чтобы усмирить воюющіе члены плоти и дать свободу дѣйствіямъ духа. Не разуменъ тотъ постникъ, который дожидается опредѣленнаго часа, а въ часъ трапезы весь предается ненасытному вкушенію и тѣломъ, и умомъ. Къ строгому посту святые люди приступали не вдругъ, дѣлаясь постепенно и мало-по-малу способными довольствоваться самою скудною пищею».

Но какъ бы мы ни изнуряли тѣло свое постомъ и сухояденіемъ, истинный постъ, по ученію тѣхъ же св. подвижниковъ, поста, состоитъ не въ одномъ изнуреніи плоти. Постящеся, братія, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ. Истинный постъ, постъ христіанскій есть по преимуществу постъ духовный, по отношенію къ которому постъ тѣлесный есть только вспомогательное средство, или предуготовительное пособіе къ посту духовному, такъ что постъ тѣлесный безъ духовнаго, по ученію Святителя Тихона, ничего не значитъ. «Многіе постятся отъ пищи и питія, говоритъ онъ, но отъ гнѣва, злопомнѣнія и мщенія поститься не хотятъ; многіе воздерживаются отъ вина, мяса и рыбы, но языкомъ своимъ людей, подобныхъ себѣ, кусаютъ, – и какая имъ отъ того польза? Есть такіе, которые часто не касаются руками снѣдей, но оныя простираютъ на мздоимство, хищеніе и грабленіе чужаго добра, и какая имъ отъ того польза? Истинный и прямой постъ есть воздержаніе отъ всякаго зла. Ежели хочешь, христіанинъ, чтобы постъ былъ тебѣ полезенъ, то, постяся тѣлесно, постись и душевно, и постись всегда. Налагая постъ чреву своему, наложи злымъ мыслямъ и прихотямъ твоимъ. Да постится умъ твой отъ суетныхъ помышленій; да постится память отъ злопомнѣнія; да постится воля твоя отъ злаго хотѣнія; да постятся очи твои отъ худаго видѣнія; да постятся уши твои отъ скверныхъ пѣсней и шептаній клеветническихъ; да постится языкъ твой отъ клеветы, осужденія, кощунства, лжи, лести, сквернословія и всякаго празднаго и гнилаго слова; да постятся руки твои отъ хищенія чуждаго добра, ноги отъ хожденія на злыя дѣла. Это есть истинный, христіанскій постъ! Такого поста Богъ нашъ отъ насъ требуетъ. Богъ устами пророка говоритъ: «аще въ судѣхъ и сварѣхъ поститеся, и біете смиреннаго: вскую Мнѣ поститеся? Не таковаго бо поста Азъ избрахъ, глаголетъ Господь, но разрѣшай всякъ соузъ неправды, разрушай обдолженія насильныхъ писаній; раздробляй алчущимъ хлѣбъ твой, и нищія безкровныя введи въ домъ твой; аще видиши нага, одѣй и ближняго твоего не презри. Тогда воззовеши, и Богъ услышитъ тя, и слава Божія объиметъ тя» (Ис. 58 гл.). Аминь.

 

П. Т.

«Разянскія Епархіальныя Вѣдомости». 1904. № 5. Отд. Неофф. С. 155-158.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: