Архіепископъ Димитрій (Самбикинъ) – Архипастырское наставленіе духовенству Подольской епархіи предъ наступленіемъ праздника Пасхи.

Въ виду наступленія величайшаго изъ праздниковъ православной церкви – св. Пасхи, свѣтлаго, всерадостваго дня Воскресенія Христова, я, по долгу архипастыря, счелъ нужнымъ предложить духовенству Подольской епархіи нѣсколько совѣтовъ относительно празднованія этого «торжества изъ торжествъ». Побужденіемъ къ сему съ одной стороны было замѣчаемое въ простомъ народѣ охлажденіе къ церковнымъ празднествамъ и религіозный индеферентизмъ, вслѣдствіе коего русскій православный въ дни нарочитыхъ праздниковъ христіанской церкви иногда вмѣсто посѣщенія своего приходскаго храма, отправляемся для слушанія Богослуженія въ костелъ, гдѣ завлекаютъ его и игрою на органахъ, и представленіемъ разнаго рода мистерій и, наконецъ, къ прискорбію нужно сказать, большимъ порядкомъ и благочиніемъ въ немъ, нежели въ иныхъ Церквахъ, гдѣ священники не радятъ о благоукрашенін своихъ храмовъ даже въ великіе праздники; съ другой стороны – и болѣе существенной стороны потому, что въ Подоліи, искони русской, православной странѣ, подъ вліяніемъ разныхъ неблагопріятныхъ историческихъ событій, не обращалось приходскими священниками, особенно въ селахъ, на точное исполненіе церковнаго устава, преимущественно въ отношеніи Богослуженія, а вслѣдствіе чего забывались древніе благочестивые обычаи въ празднованіи великихъ праздниковъ и что особенно замѣтно въ дни Свѣтлой Пасхальной Недѣли.

Такъ, вопреки и церковному уставу и соборнымъ постановленіямъ и узаконеніямъ христіанскихъ Государей, Пасхальное празднество въ Подоліи ограничивается тремя, а иногда и двумя днями, а за тѣмъ уже начинаются работы не только въ поляхъ (гдѣ иногда вынуждаются къ работамъ въ раннихъ посѣвахъ), но и въ мѣстечкахъ и городахъ, гдѣ нѣтъ таковыхъ спѣшныхъ срочныхъ работъ; это сокращеніе Пасхальнаго празднества, вѣроятно, наслѣдіе тяжелаго крѣпостнаго права, когда въ большинствѣ помѣщиками были католики, коимъ чужды были празднества своихъ крестьянъ православныхъ; въ тому же присоединялась и еврейская эксплоатація православными храмами, когда за дозволеніе позвонить даже при погребеніи покойника, взималась ими особая плата; этимъ можно объяснить и то, что въ Подоліи – почти не бываетъ краснаго по селамъ звона, который едва ли въ иныхъ мѣстахъ, не ограничивается первымъ днемъ, но это не такъ важно, какъ то, что вслѣдствіе сокращенія Пасхальнаго Празднества, вошло и почти повсемѣстно на Подоліи въ обычай, на Пасхальной недѣли (иногда даже на 2, или 3 день) совершать заупокойныя службы, нанихиды въ храмахъ, а иногда и на кладбищахъ, что уже вопреки ясному требованію церковнаго устава и всеобщему обычаю православной церкви не только въ Россіи, но и въ другихъ православныхъ церквахъ и это «новшевство» едва ли не въ одной Подоліи совершается и развитіе этого антицерковнаго обычая замѣтно усиливается за послѣдніе годы, такъ что нужно ожидать, что нѣкоторые священники, пожалуй, станутъ совершать панихиды и въ самый праздникъ Воскресенія Христова. Есть и другія опущенія Церковнаго устава, допускаемыя въ Подоліи и, думается, что онѣ допускаются болѣе по невѣдѣнію, чѣмъ по нежеланію слѣдовать требованію церковнаго устава и практикѣ православной церкви.

Начало Пасхальной службы начинается еще съ вечера великой субботы, когда на вечерни, предъ литургіею, уже въ церкви пѣснопѣніями прославляется Воскресеніе Спасителя и на литургіи во время пѣнія прокимна «Воскресни Боже»... (этотъ прокименъ долженъ быть пѣтъ предъ самою Плащаницею) священнослужители изъ черныхъ траурныхъ ризъ облачаются въ свѣтлыя, бѣлыя и уже читается Евангеліе, возвѣщающее о Воскресеніи Спасителя изъ мертвыхъ.

Благовѣстъ къ чтенію апостольскихъ Дѣяній начинать съ 7 часовъ вечера рѣдкими ударами во второй по величинѣ колоколъ.

Начало чтенію долженъ положить самъ настоятель церкви, священникъ. По троекратномъ поклоненіи предъ Плащаницею среди храма и цѣлованіи изображенія Спасителя на Плащаницѣ и Евангелія на ней возложеннаго, священникъ въ епатрахили здѣсь же у Плащаницы дѣлаетъ возгласъ: «Молитвами св. Отецъ нашихъ... чтецъ: трисвятое по Отче нашъ, по возгласѣ, чтецъ произноситъ Дѣяній святыхъ апостолъ чтеніе» и читаетъ 1 главу. Желательно, чтобы священникъ прочелъ хотя бы одну первую главу апостольскихъ Дѣяній. Его перемѣняетъ чтецъ, а затѣмъ дозволяется чтеніе мірянамъ добраго поведенія и отличающимся благочестивымъ образомъ жизни. Желательно, чтобы преимущественное участіе въ чтеніи апостольскихъ Дѣяній принимали участіе обучающіеся въ сельскихъ школахъ, для чего заблаговременно, съ разрѣшенія священника и подъ его руководствомъ, учитель или учительница подготовляетъ по очереди чтецовъ и чтицъ въ ночь св. Пасхи, безъ отягощенія для нихъ.

Пасхальная ночь съ первыхъ временъ христіанства проводится въ бодрствованіи. Въ древности въ это время совершалось крещеніе оглашенныхъ, которые предпочтительно предъ другими праздниками желали принять крещеніе именно въ ночь св. Пасхи, чтобы умерши для плотской грѣховной жизни, возродиться для новой, благодатной жизни въ праздникъ Воскресенія Христова. Благочестивые наши иредки всю ночь проводили безъ сна, ожидая полночи, когда по общему вѣрованію христіанскаго міра, воскресъ Христосъ Спаситель; въ нѣкоторыхъ городахъ въ Россіи имѣютъ обыкновеніе въ пасхальную ночь обходить церкви, чтобы приложиться къ Плащаницѣ. Все это обязываетъ причтъ въ настоящую ночь или самому, по перемѣнно присутствовать въ церкви, или же приглашать почетнѣйшихъ прихожанъ для соблюденія должнаго въ церкви порядка. Въ нѣкоторыхъ сельскихъ церквахъ на Плащаницѣ ставятъ тарѣлочку для сбора денежныхъ пожертвованій, но это весьма неблагоприлично и должно быть прекращено. Тарѣлочка для сбора денегъ на нужды церкви должна быть въ другомъ какомъ либо мѣстѣ, а ни какъ на самой Плащаницѣ.

За часъ до начала Пасхальной заутрени совершать полунощницу, (чинопослѣдованіе которой изложено въ церковномъ Уставѣ, а также въ постной Тріоди, въ послѣдованіи страстной недѣли). По окончаніи полунощницы, священникъ съ діакономъ (если таковый гдѣ имѣется), окадивъ Плащаницу со всѣхъ 4 сторонъ и сдѣлавши земной поклонъ въ безмолвіи должны перенести ее (Плащаницу) царскими вратами въ алтарь и возложить на св. престолѣ, на которомъ она должна находиться до праздника Вознесенія Господня. Для положенія на престолъ слѣдовало бы имѣть особую небольшаго размѣра Плащаницу съ изображеніемъ на ней одного только Спасителя, лежащаго въ гробѣ. Плащаница эта должна быть написанною на шелковой матеріи, или на полотнѣ и безъ всякихъ вышивокъ и украшеній, и съ гладкою поверхностію для безопасной постановки на ней богослужебныхъ сосудовъ при Богослуженіи. При обозрѣніи церквей Подоліи въ періодѣ отъ Пасхи до праздника Вознесенія Господня мнѣ приходилось видѣть на престолахъ благоукрашенныя Плащаницы, на бархатѣ, вышитыя золотомъ и серебромъ, съ выпуклыми изображеніями Спасителя и предстоящихъ предъ Его гробомъ; нѣкоторыя изъ видѣнныхъ мною Плащаницъ были большаго размѣра противъ престола, вслѣдствіе чего голова Спасителя оказывалась загнутою на лѣвую сторону престола, а ноги Его – на правую сторону, что производило пепріятное впечатлѣніе отъ такого ненормальнаго положенія Плащаницы; такое положеніе ея показывало въ священникѣ небрежное и предосудительное отношеніе къ лику Богочеловѣка, на что, къ сожалѣнію нѣкоторые іереи и не обращали должнаго вниманія. Выпуклости вышитыхъ на плащаницѣ ликовъ Спасителя и предстоящихъ предъ Его тѣломъ святыхъ – препятствуютъ правильной и устойчивой постановкѣ чаши и дискоса во время совершенія литургіи и при малѣйшей неосторожности можно пролить св. кровь изъ чаши; не говоря уже о томъ, что дорогія и богато украшенныя плащаницы, отъ небрежнаго съ ними обращенія, скоро портятся, на что и приходилось слышать жалобы отъ жертвователей подобныхъ Плащаницъ, и что прямо относилось ими къ небрежности священниковъ, съ чѣмъ и нельзя не согласиться. Такія, (т. е. богато украшенныя) Плащаницы, по внесеніи въ алтарь, слѣдуетъ ставить на мѣсто, которое онѣ занимали до положенія оныхъ на вечерни великой пятницы. Лучшее мѣсто для ихъ храненія алтарь, гдѣ онѣ подъ стекломъ въ особомъ кіотѣ и должны находиться, или же въ особо устроенной гробницѣ.

Предъ утренею церковь наполняется благоуханіемъ въ знакъ обильной благодати, полученной чрезъ Воскресеніе Христово. Въ Церковномъ Уставѣ требуется чтобы предъ началомъ утрени устроялись (поставлялись) два сосуда (горшки) съ углями горящими; въ эти сосуды влагается много фиміама (ладана) и благоухающихъ травъ; одинъ сосудъ ставится среди церкви, другой въ алтарѣ, чтобы вся церковь наполнилась благоуханія. Нужно только наблюдать, чтобы отъ этихъ сосудовъ не было чада, дыма и остерегаться неосторожнаго обращенія съ огнемъ, чтобы не произвести пожара. Въ храмѣ возжигаются всѣ свѣчи, лампады и желательно, чтобы иконостасъ освѣщенъ былъ плошками (лампадками), съ горящими въ нихъ свѣтильнями; для всерадостнаго великаго праздника, можно освѣщать храмы и съ внѣшней стороны (но только въ каменныхъ, а не деревянныхъ церквахъ) и на карнизахъ храма разставлять плошки и лампады. Церковный Уставъ требуетъ, чтобы въ Пасхальную утреню не только духовенство, но и міряне стояли со свѣчами, а потому, кромѣ такъ назынаваемыхъ братчиковъ и членовъ церковно-приходскаго попечительства, имѣющихъ у себя брагскія свѣчи, и всѣ пришедшіе въ храмъ обязаны запасаться свѣчами, въ церкви ли пріобрѣтенными, или нарочито приготовленными изъ домашняго воска. Несправедливо воспрещать пчеловодамъ являться въ храмъ съ свѣчами выдѣланными ими самими, хотя бы онѣ (г. е. свѣчи) не были по формѣ вырабатываемыхъ Епархіальнымъ свѣчнымъ заводомъ. Народъ Пасхальнымъ свѣчамъ приписываетъ особенное значеніе, хранитъ ихъ у себя въ домѣ, и настоятели церкви не должны преслѣдовать этого отъ дѣдовъ унаслѣдованнаго благочестиваго обычая; воспрещать слѣдуетъ только употребленіе свѣчей нечистаго воска, не самими пчеловодами приготовленныхъ, а купленныхъ на рынкахъ.

Въ послѣдованіи на Св. Пасху говорится: «настоятель вшедъ во св. алтарь, со іереи и діаконы облачается въ весь свѣтлѣйшій санъ», т. е. облачается въ полное облаченіе (во всѣ священныя одежды, присвоенныя іерею и діакону), и для Пасхальнаго Богослуженія слѣдуетъ употреблять самыя дорогія, лучшія облаченія. Болѣе приличныя облаченія на Пасху считаются бѣлыя (– Ангелы, возвѣстившіе первую вѣсть Мѵроносицамъ о Воскресеніи Спасителя, были, по свидѣтельству Евангелистовъ, въ бѣлыхъ блещащпхся ризахъ. Іоан. XX, 12; Лук. XXIV, 4), затѣмъ – золотистыя. Въ нѣкоторыхъ церквахъ, гдѣ имѣется довольно перемѣнъ облаченій, священники на каждую пѣснь Пасхальнаго Канова переблачаются, но нельзя одобрить этого обычая, вызваннаго, вѣроятно, суетнымъ желаніемъ показать богатство церковной ризницы, или же удовлетворить честолюбіе жертвователей, желающихъ на Пасху видѣть на священникѣ облаченія, ими пріобрѣтенныя. Если довольно въ какой церкви священныхъ облаченій, то ихъ можно употреблять поперемѣнно въ послѣдующіе дни Пасхальной Недѣли. На Пасхальную службу и псаломщики обязаны воздѣвать, съ разрѣшенія настоятеля, стихари.

Разрѣшается священникамъ дозволять дѣтямъ лучшимъ по благовравію и успѣхамъ мѣстной школы, участвующимъ въ крестномъ ходѣ въ несеніи подсвѣчниковъ (ставниковъ), артоса, иконъ и др. священныхъ предметовъ, – воздѣвать стихари. Строго воспрещается священникамъ, подъ какимъ бы то ни было предлогомъ, какъ напримѣръ: подъ предлогомъ управленія хоромъ, для наблюденія за порядкомъ отправленія Богослуженій, устранять діаконовъ отъ участія вь Богослуженіи (какъ-это къ сожалѣнію, нѣкоторые іереи, въ затаенной враждѣ на своихъ сослужителей, сдѣлали на Праздникъ Рождества Христова, устранивъ діаконовъ на великій праздникъ отъ Богослуженія и пріобщенія св. Таинъ, отославши ихъ на клиросъ читать и пѣть). Если въ какомъ селѣ какой либо священникъ дозволитъ себѣ такое своеволіе (т. е. устраненіе діакона отъ Пасхальнаго Богослуженія), то будетъ строго наказанъ, (или посылкою въ монастырь, или же денежнымъ штрафомъ въ пользу оскорбленнаго).

Ради всемірнаго и всерадостнаго Праздника Воскресенія Христова первый день Пасхи разрѣшается совершить Богослуженіе и находящимся въ запрещеніи священнослуженія іереямъ и діаконамъ (отъ мѣстнаго Епископа, а не отъ Синода), но только разрѣшеніе это дается для одного перваго дня Пасхи.

Въ Пасхальномъ ходѣ предъ началомъ утрени священникъ выходитъ изъ алтаря съ крестомъ и Пасхальнымъ Трикиріемъ, діаконъ съ Евангеліемъ, псаломщикъ съ иконою Воскресенія Христова. Затѣмъ въ крестномъ ходѣ должны быть песены: артосъ, храмовая икона, икона Божіей Матери, запрестольные выносные кресты, хоругви. Священвикъ заблаговременно (съ псаломщикомъ и учителемъ), дѣлаетъ распоряженіе, въ какомъ порядкѣ долженъ совершиться Пасхальный ходъ, чтобы небыло замѣшательства, такъ обычнаго при желаніи многихъ участвовать въ церковныхъ процесіяхъ. Порядокъ хода на Пасхальную утреню подробно изложенъ въ цвѣтной Тріоди, но такъ какъ эта книга, по своей величинѣ неудобна при совершеніи Богослуженія, то слѣдуетъ запасаться небольшими книжками, въ которыхъ изложено чинопослѣдованіе Богослуженія на св. Пасху.

Утреня дня Свѣтлаго Воскресенія начинается (возгласомъ: «Слава Святѣй и Едипосущней...») въ притворѣ (паперти) предъ (главными входными) дверями храма, въ знаменовапіе того, что мѵроносицы и апостолы первую вѣсть о Воскресеніи Спасителя услышали предъ дверями Его Гроба. Въ притворѣ по Церковному Уставу совершаются паннихиды по умершимъ; и первымъ возглашеніемъ «Христосъ Воскресе изъ мертвыхъ...» возвѣщается радостная вѣсть о Его Воскресепіи не только живымъ, но и мертвымъ и подастся всѣмъ отрадная надежда и въ наше будущее воскресеніе изъ мертвыхъ. Пасхальная утреня, по Церковному Уставу, должна совершаться въ алтарѣ; но въ нѣкоторыхъ церквахъ (особенно въ городахъ) отправляется среди храма; дозволяется дѣлать такое отступленіе отъ Устава только въ тѣхъ приходахъ, гдѣ введено общенародное пѣніе, каковое присутствіемъ церковнаго причта среди народа можетъ поддерживаться.

Канонъ пасхальный – дивное, божественное твореніе преподобнаго Іоанпа Дамаскина, по уставу, полагается пѣть и пѣть не только ирмосы, по и тропари (или пѣспи, стихи канона). Въ цвѣтной Тріоди сказано: пѣть ирмосы на 4-е (т. е. повторять четыре раза) и тропари на 12 (т. е. каждый изъ двухъ стиховъ пасхальныхъ пѣсней по 6 разъ) съ припѣвомъ «Христосъ воскресе». И паки послѣди (т. е. въ концѣ пѣсни канона ирмосъ и по немъ: «Христосъ воскресе»: весь трижды. Между пѣснями канона пѣть: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ...». – Къ сожалѣнію въ церквахъ не только приходскихъ, (въ селахъ и городахъ), но даже и въ монастырскихъ не соблюдается требованіе церковнаго Устава относительно пѣнія канона.

Пѣніе канона сокращается до крайнихъ предѣловъ, до того, что эти чудныя, восторженныя пѣснопѣнія, поются по одному разу и при томъ спѣшно. Нѣкоторые изъ духовепства стараются какъ можно скорѣй, быстрѣй отправить пасхальную службу и случалось слышать въ городахъ похвальбу, что кто изъ священниковъ скорѣй отправилъ пасхальную утреню и литургію и у того, кто скорѣй совершилъ службу, болѣе бываетъ богомольцевъ, а особенно изъ интиллигентнаго будто бы общества, для которыхъ тяжело простоять часъ даже на такой службѣ, какъ пасхальная, что не дѣлаетъ чести тяготящимся пасхальною службою, а причту потакающему въ этомъ да будетъ стыдно.

Требованіе Устава о пѣніи 12 разъ тропарей можетъ быть выполняемо въ монастыряхъ, а въ приходскихъ церквахъ можно допустить и сокращеніе: пѣть ирмосы каждой пѣсни по три раза – въ началѣ пѣсни по два раза (т. е. въ первый разъ поютъ священникъ и псаломщики, или вообще духовенство, за тѣмъ – пѣвчіе, а въ третій разъ по окончаніи пѣсни священно-церковно-служители съ пѣвчими). Пѣсни канона разрѣшается пѣть не менѣе, какъ по два раза каждый стихъ съ припѣвами между ними: «Христосъ воскресе» и – по окончаніи пѣспи канона, послѣ ирмоса (пропѣтаго въ 3 разъ) тропарь: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ....» трижды[1]. Послѣ каждой пѣсни канона – малая ектенія. Возгласы послѣ ектеніи особые, помѣщенные въ цвѣтной Тріоди (и въ службѣ на св. Пасху). Послѣ пѣнія ирмоса каждой пѣсни (въ началѣ ея) полагается по Церковному Уставу кажденіе алтаря и всего храма. «Творитъ же начало канона на каждую пѣснь всегда предстоятель и кадитъ въ началѣ канона святыя иконы, оба лика и братію по чину, и по коейждо пѣсни бываетъ ектенія малая внѣ алтаря» (На слѣдующіе дни пасхальной недѣли ектенію слѣдуетъ произносить только по 3, 6 и 9 пѣсни); кажденіе храма совершать можно не на всѣхъ (9) пѣсняхъ канона, а слѣдуетъ непремѣнно совершать это кажденіе на 1, 3, 7 и 9 пѣспи. При кажденіи священникъ держитъ въ лѣвой рукѣ св. крестъ и пасхальный трисвѣщпикъ (трикирій), а въ правой рукѣ кадило и при кажденіи, возглашаетъ къ народу: «Христосъ воскресе». Начало каждой пѣсни (ирмосъ) запѣвается въ алтарѣ. На 9 пѣсни кажденіе по храму совершается діакономъ, гдѣ таковый имѣется. На сей пѣсни вмѣсто запѣва Христосъ воскресе – слѣдуетъ пѣть между тропарями канона стихи, указанные въ цвѣтной Тріоди.

Послѣ канона, Ексапостиларія («Плотію уснувъ...»), ко времени окончанія хвалитныхъ стихиръ (изъ которыхъ въ одной стихирѣ по славѣ сказано: «другъ друга обымемь, рцемъ братіе»...), предписано цѣлованіе совершать настоятелю съ причтомъ въ алтарѣ съ произнесеніемъ «Христосъ воскресе». Отсюда это пасхальное лобзаніе другъ друга называется «Христосованьемъ».... Въ день примиренія неба и земли, въ праздникъ всерадостнаго свѣтлаго Воскресенія Христова – каждому, а тѣмъ болѣе служителю алтаря Господня слѣдуетъ стать выше всякихъ личныхъ враждебныхъ отношеній къ своимъ ближнимъ и привѣтствовать всѣхъ словами мира и любви не на словахъ только, но и на дѣлѣ. Къ сожалѣнію въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ, преимущественно въ городахъ, этотъ обычай Христосованья оставляется, а въ селахъ иногда подаетъ поводъ инымъ священникамъ и въ день величайшаго праздника къ выраженію ими своихъ непріязненныхъ личныхъ отношеній къ нѣкоторымъ изъ своихъ прихожанъ, не допуская ихъ къ кресту и не лобзаясь съ ними, на что не разъ поступали жалобы къ Епархіальному Начальству; такіе священники въ торжественныя минуты всеобщаго прощенія, таящіе въ себѣ чувства ненависти къ своимъ сослуживцамъ и прихожанамъ не достойны быть служителями алтаря и если (чего не дай Боже) послѣдуетъ на кого либо жалоба въ оскорбленіи на праздникъ св. Пасхи (недопущеніемъ кого либо ко кресту и т. д.), то виновные будутъ строго наказаны. Во избѣжаніе нареканій особенно на вдовствующихъ священниковъ, пасхальное лобзаніе должно совершаться ими только съ мужчинами, а христосованье съ женщинами должпо ограничиваться словеснымъ привѣтствіемъ «Христосъ воскресе» и допущеніемъ ими женщинъ къ цѣлованію креста. – Привѣтствіе съ Воскресеніемъ Христа Спасителя начинается въ алтарѣ между священно-служителями, подобно привѣтствію отъ ангеловъ и отъ Самаго Воскресшаго мѵроносицамъ въ вертоградѣ въ самый день воскресенія Христова и распространилось внѣ вертограда (Матѳ. XXVIII, 5-10; Іоан. XX, 16-18). Священно-служащіе – послѣ взаимнаго привѣтствія и лобзанія – исходятъ изъ алтаря съ священными знаменіями христіанства (священникъ со крестомъ, діаконъ – съ Евангеліемъ, остальные члены причта съ иконами Воскресенія Христова, храмоваго праздника) и становятся предъ царскими вратами лицемъ въ предстоящимъ, по чину рядомъ, отъ правой стороны настоятеля (священника) и подходятъ (говорится въ цвѣтной Тріоди) прежде честнѣйшіе церковники (подъ коими разумѣются церковный староста, его помощникъ, представители отъ прихожанъ и др.) и старцы (– старѣйшіе по своимъ должностямъ въ селахъ), единъ по единому. И мало преклоняясь предъ настоятелемъ, цѣлуютъ кійждо ихъ честный крестъ и святое Евангеліе и прочыя образы. Таже и самаго настоятеля во уста цѣлуютъ, глаголюще: «Христосъ воскресе»; оному же отвѣщавшу: «Воистину воскресе». По тому же образу и іереи цѣлуются и сами между собою по чину своему. Послѣ «Христосованья» съ причтомъ цѣлованіе становится всеобщимъ, присутствующіе взаимно привѣтствуютъ и цѣлуютъ другъ друга. «Бываетъ же по требованію Церковнаго Устава, посреди отъ всѣхъ веліе молчаніе», а потому слѣдуетъ настоятелю, совмѣстно съ сельскою полиціею и начальствомъ, заблаговременно озаботиться о не допущеніи безпорядка, шума въ храмѣ при выполненіи пасхальнаго взаимнаго привѣтствія. Во время «Христосованья» слѣдуетъ пѣть тропарь Христосъ воскресе – многократно. «По цѣлованіи же (сказано въ цвѣтной Тріоди) чтется огласительное слово Златоустаго отъ настоятеля». («Аще кто благочестивъ и Боголюбивъ...») а потому, согласно требованію Церковнаго Устава, на пасхальной утрени предписывается священникамъ произносить только это слово св. Іоанпа Златоуста, такъ какъ при этомъ вдохновенномъ словѣ вселенскаго учителя нѣтъ мѣста для слова обыкновеннаго проповѣдника. Рекомендуется же приходскимъ священникамъ своего сочиненія проповѣди произносить на вечерни въ 1 день Пасхи, какъ и принято въ православной Русской церкви. Слово св. Іоанна Златоуста въ цвѣтной Тріоди изложено на славянскомъ языкѣ, маловразумительномъ для простыхъ слушателей, а потому въ этомъ же номерѣ Епархіальныхъ Вѣдомостей перепечатывается тоже слово, переложенное на русскій языкъ съ краткими поясненіями Высокопреосвященнаго Митрополита Кіевскаго Платона. Этимъ словомъ могутъ воспользоваться приходскіе священника и произнести оное на Пасхальной утрени.

Послѣ утрени во многихъ церквахъ на первый день Пасхи непосредственно совершается литургія и ради скорости допускается сокращеніе службы, а именно вмѣсто отдѣльнаго пѣнія каждаго часа отпѣвается только одинъ часъ (о порядкѣ совершенія часовъ см. цвѣти. Тріодь: «о часахъ св. Пасхи и всея свѣтлыя недѣли»), вслѣдствіе чего въ нѣкоторыхъ церквахъ проскомидія совершается ранѣе, а иногда даже предъ утренею, чего никакъ не слѣдуетъ допускать. Проскомидію, хотя бы на нее подавали и множество просфоръ, можно совершить при точномъ исполненіи пѣнія часовъ: 1 послѣ утрени, а затѣмъ по отпустѣ, предъ началомъ литургіи 3 и 6 часовъ. Строго воспрещается, какъ незаконное дѣйствіе, совершеніе проскомидіи предъ Пасхальною заутренею или во время таковой; она (проскомидія) должна быть совершена предъ литургіею во время пѣнія 3 и 6 часовъ.

На литургіи антифоны пѣть всѣ и попеременно на обоихъ клиросахъ и не ограничиваться только двумя или тремя (гдѣ, конечно, два хора поющихъ). Замѣчательную особенность Пасхальной литургіи составляетъ чтеніе Евангелія. О чтеніи онаго такъ сказано въ цвѣтной Тріоди: «времени приспѣвшу чтенія св. Евангелія: начальный діаконъ исходитъ и на обычномъ мѣстѣ прямо царскихъ вратъ на востокъ лицемъ станетъ: и вси іереи елицы суть служащій, послѣ же діаконы глаголютъ, на различныхъ мѣстѣхъ ставше, отъ св. престола и до западныхъ вратъ церковныхъ, единъ по единому: послѣди же всѣхъ стоитъ архидіаконъ, и чтутъ вси по настоятели, единъ по единому, по статьямъ, якоже настоятель расположитъ. На всякой статіи Евангелія ударяютъ въ церкви по единощи въ кандію (звонецъ); параэклисіархъ же внѣ церкви – въ великое било (доску) и въ великій кампанъ (колоколъ). По окончаніи же чтенія ударяютъ во всѣ кампаны и въ великое било». Пасхальное Евангеліе для чтенія распредѣляютъ большею частію на четыре статьи. Первая статья съ 1 стиха до 6; вторая статья съ 6 до 9; третья статья съ 9 до 14 стиха и четвертая статья съ 14 стиха до 18 стиха. Располагаются же служащіе для чтенія Евангелія: настоятель въ олтарѣ или на горнемъ мѣстѣ за престоломъ или у престола, другіе священники по обѣимъ сторонамъ престола; первый діаконъ въ церкви предъ западными (входными) дверями, вторый – на солеѣ предъ царскими вратами (гдѣ обыкновенно читается Евангеліе) третій и четвертый діаконы становятся въ церкви, обратясь лицемъ одинъ къ южнымъ, а другой къ сѣвернымъ дверямъ. Хотя въ церковномъ уставѣ не говорится о чтеніи Пасхальнаго Евангелія на разныхъ языкахъ, но издавна въ практикѣ русской православной церкви допускается чтеніе литургійнаго Пасхальнаго Евангелія на разныхъ языкахъ (преимущественно на греческомъ, латинскомъ, еврейскомъ и славянскомъ, а въ послѣднее время и на русскомъ). Въ греческой православной церкви чтеніе Евангелія на разныхъ языкахъ выполняется на вечерни. Въ городскихъ церквахъ чтеніе Пасхальнаго Евангелія разрѣшается читать на иностранныхъ языкахъ (греческомъ, латинскомъ и др., а въ сельскихъ предлагается читать оное (Евангеліе) на славянскомъ и русскомъ. Въ недавнее время но благословенію Св. Сипода издано Пасхальное Евангеліе на разныхъ языкахъ и, вѣроятно, съ цѣлью, чтобы это Евангеліе читалось и въ храмахъ въ праздникъ св. Пасхи (Рекомендуется духовенству выписывать Пасхальное Евангеліе на разныхъ языкахъ изъ синодальныхъ книжныхъ складовъ въ С.-Петербургѣ и въ Москвѣ).

Въ первый день Пасхи по совершеніи литургіи (по заамвонной молитвѣ) бываетъ освященіе Артоса. Артосъ (άρτος) иначе «всецѣлая просфора», съ изображеніемъ (на Артосѣ) креста, или (большею частію) Воскресенія Христова. Чинъ освященія Артоса изложенъ въ дополнительномъ Требникѣ, изданномъ въ Кіевѣ, 1853 г., а потому совѣтуется пріобрѣсти этотъ Требникъ во всякую приходскую церковь. Артосъ по освященіи полагается въ храмѣ на аналогіѣ и преимущественно предъ мѣстною иконою Спасителя, а по Типикону послѣдованія на Пасху, вмѣстѣ съ образомъ Воскресенія Христова (хотя положеніе Артоса отдѣльно отъ иконы Воскресенія Спасителя удобнѣе и принято во всѣхъ церквахъ). Въ приходскихъ церквахъ во время крестнаго хода съ хоругвями, иконами Воскресенія Христова и Божіей Матери, обносятъ и Артосъ. Крестные ходы въ пасхальную недѣлю, согласно церковному уставу, слѣдуетъ совершать ежедневно. Въ приходскихъ церквахъ эти ходы совершаются послѣ литургіи, хота по Типикону (послѣдованіе понедѣльника свѣтлой седьмицы, утро), положено совершать крестные ходы послѣ литургіи, но это потому, что въ монастыряхъ послѣ литургіи совершается торжественное шествіе съ иконою Воскресенія Христова и Аргосомъ въ трапезу, слѣдовательно совершеніе крестнаго хода послѣ литургіи во кругъ храма трудно совмѣстить съ означеннымъ шествіемъ въ трапезу.

Въ первый день Пасхи совершается освященіе брашенъ, мясной пищи, сыра и яицъ (красныхъ). Объ осввщеніи ихъ въ цвѣтной Тріоди сказано: «Вѣдомо же буди и се, яко мясъ православной христіане къ Церкви не приносятъ, но въ домъ ко іерею». Далѣе замѣчается: «яица же и сыръ принесенныя поставляются въ притворѣ, въ церковь же отнюдь ненодобаетъ вносити». Къ сожалѣнію, въ нѣкоторыхъ сельскихъ церквахъ не только сыръ и яйца, по и пасхи (куличи) и мясныя брашна вносятъ въ храмъ, чего не слѣдуетъ допускать и во исполненіе требованія церковнаго устава и во избѣжаніе стѣсненія отъ нихъ въ церкви; на домъ же къ священникамъ, кажется, этого приноса нигдѣ въ Россіи не бываетъ. Въ сельскихъ приходахъ, гдѣ церковные притворы (или паперти) весьма малы, то совѣтовать прихожанамъ ставить всѣ эти приноси (сыръ, яйца, мясо и т. п), въ церковной оградѣ, вокругъ церкви рядами и освящать все это по совершеніи литургіи во время крестнаго хода вокругъ церкви. При выходѣ съ хоругвями, св. иконами и Артосомъ предъ западными церковными дверями прочесть молитвы на благословеніе брашна (мяса), сыра и яицъ, а затѣмъ при пѣніи пасхальныхъ пѣспопѣиій (или пасхальнаго канона) свящеипикъ окропляетъ святою водою, чрезъ что соблюдется должный порядокъ и избѣгается тѣснота при поднесеніи каждымъ домохозяиномъ своей пасхи и приложенныхъ къ ней мясной пищи и прочихъ жизненнымъ продуктовъ. О благословеніи пасокъ въ «Дняхъ Богослуженія» прот. Дебольскаго сказано: «Пасха христіанская есть Самъ Христосъ Своимъ тѣломъ и кровію, Пасха – Христосъ избавитель, какъ поетъ церковь и говоритъ ап. Павелъ (1 Кор. V, 7)... По сему особенно прилично причащаться тѣла и крови Христовыхъ на всю пасхальную недѣлю, кромѣ запрещенныхъ Святѣйшимъ Синодомъ (что, къ слову замѣтить, и бывало въ древней греческой церкви). Но какъ православные христіане имѣютъ обычай принимать св. Тайны – въ продолженіе великаго поста и въ свѣтлый день Воскресенія Христова не многіе причащаются; то, по совершеніи литургіи, въ этотъ день благословляются и освящаются во храмѣ особенныя приношенія вѣрующихъ или брашна, обыкновенно называемыя пасхами, чтобы вкушающимъ отъ нихъ напоминало о причащеніи истинной Пасхи Христовой (т. е. тѣла и крови Его) и соединяло всѣхъ вѣрныхъ во Іисусѣ Христѣ. Какъ причащеніе истинной Пасхи (т. е. тѣла и крови Христовой) бываетъ для вѣчной жизни (Іоан. VI, 54): такъ и вкушеніе отъ пасокъ, напоминающихъ объ истинномъ причащеніи, служитъ знаменательнымъ выраженіемъ живой вѣры, что мы въ праздникъ Пасхи "смерти празднуемъ умерщвленіе, иного житія вѣчнаго начало", – в вѣры въ предначатіе иной блаженной жизни. Получившіе жизнь обыкновенно начинаютъ принимать пищу, принятіе которой есть признакъ жизни и служитъ къ радости (Луки VIII, 65; XV, 23-24; Дѣян. XVI, 34) и укрѣпленію силъ къ дѣланію. Такъ и мы, оживъ съ воскресшимъ Христомъ, въ знакъ возрожденія своего въ новую жизнь и подкрѣпленія силъ для дѣланія добрыхъ дѣлъ въ царствѣ благодати, пріемлемъ благословенныя пасхи, свидѣтельствуя вѣру свою въ Воскресшаго изъ мертвыхъ, Который и Самъ принятіемъ пищи увѣрялъ въ истинѣ своего воскресенія и своей жизни. (Лук. XXIV, 35. 43; Іоан. XXI, 13; Дѣян. X, 41). Употребленіе освященныхъ пасокъ въ святую седьмицу у православныхъ христіанъ можно уподобить яденію ветхозавѣтной Пасхи, которую въ первый день седьмицы Богоизбранный народъ вкушалъ семейно (Исх. XII, 3. 4). Такъ по благословеніи и освященіи христіанскихъ пасокъ, вѣрующіе въ первый день свѣтлаго праздника, пришедъ изъ храмовъ Божіихъ въ свои жилища и окончивъ подвиги поста и въ знакъ радостнаго единенія, всѣ семейно имѣютъ тотъ часъ и тѣлесное подкрѣпленіе; прекращая говѣніе всѣ семейно вкушаютъ благословенную пасху и употребляютъ ее во всю святую седьмицу».

Особенною торжественностію отличается вечерня перваго дня святой Пасхи, на которой, послѣ великаго провимна: «Кто Богъ велій».... читается Евангеліе (отъ Іоанна Зачало 68) и читается оное священникомъ (изъ алтаря, въ царскихъ вратахъ), обратившимся лицемъ къ народу. На вечернѣ весьма прилично было бы приходскимъ священникамъ произносить поученія своего произведенія, въ которыхъ раскрывали бы значеніе воскресенія Христова въ дѣлѣ нашего спасенія... Въ Подоліи существуетъ издавна обычай сходиться и молодымъ и старымъ людямъ къ церкви въ церковную ограду, на «цвинтарь». Вѣроятно, въ былое время сходились къ церкви послушать пастырскихъ поученій – наставленій въ истинахъ вѣры, вѣроятно, священно-церковно-служители въ этотъ день излагали народу исторію праздника; объясняли значеніе церковнаго торжества въ святую седьмицу, уясняли значеніе обрядовъ, соблюдаемыхъ церковію въ эту недѣлю и т. п. А теперь, кажется, собирается въ церковную ограду преимущественно молодежь и не для духовной бесѣды, а для игръ иногда и предосудительныхъ, для пѣнія пѣсней, въ которыхъ чаще всего упоминается какой-то Зельманъ и его дѣти. Это, кажется отголосокъ старины юго-западнаго края, того времени, когда православныя церкви отдавались католическими панами въ аренду евреямъ, которые за право совершать церковныя требы, за открытіе входа въ церковь, за освященіе пасокъ и т. п. брали деньги и нужно думать, что особенно они (евреи) притѣсняли православный народъ въ свѣтлый праздникъ Пасхи, зная, какъ великъ этотъ праздникъ въ христіанскомъ мірѣ и, вѣроятно въ этотъ то праздникъ евреи за право входа въ церковь для освященія пасовъ брали двойную плату... Какъ хорошо было бы, если бы современные пастыри подобныя собранія своихъ прихожанъ къ церкви, въ церковную ограду обращали бы во внѣ богослужебныя собесѣдованія; вели бы съ ними бесѣду о предметахъ религіозно-нравственныхъ, читали бы полезныя и душеспасительныя книги, предлагали бы и другимъ грамотнымъ читать оныя и тѣмъ предохранили бы особенно молодежь отъ грубыхъ и не всегда цѣломудренныхъ игрищъ. Въ нѣкоторыхъ церквахъ, какъ можно было видѣть изъ записи въ лѣтописяхъ, добрыми пастырями уже обращено вниманіе на пасхальныя сборища молодежи въ церковную ограду и дается этому хорошее направленіе. Дай Богъ, чтобы сей благой примѣръ нашелъ себѣ подражаніе и въ другихъ.

Праздникъ Пасхи отъ самаго начала своего, отъ времени воскресенія Христа Спасителя, былъ свѣтльмъ, всеобщимъ и продолжительнѣйшимъ христіанскимъ торжествомъ. Со временъ апостольскихъ праздникъ христіанской Пасхи продолжался семь дней, въ которые совершается такое же Богослуженіе, какъ и въ первый день Пасхи. Древнее установленіе семидневнаго празднованія Пасхи, кромѣ преданія нынѣ хранимаго православною церковію, видно изъ апостольскихъ постановленій, повелѣвающихъ всѣмъ рабамъ и свободнымъ не дѣлать (не работать) въ великую недѣлю Пасхи (книга V, гл.). Въ продолженіе всей пасхальной недѣли древніе христіане ежедневно собирались для общественнаго Богослуженія, при коемъ пастыри церкви предлагали вѣрующимъ поученія. «По святомъ и спасительномъ днѣ Пасхи, говоритъ св. Кириллъ Іерусалимскій, со втораго дня ея въ каждый день седьмицы, собираясь на св. мѣсто, будете слушать поученія, если Богу угодно будетъ» (оглас. поуч. 17, 33); св. Златоустъ въ праздникъ Пасхи въ бесѣдѣ къ народу, убѣждая слушателей посѣщать Богослужевіе въ пасхальную седмиду, между прочимъ, говоритъ: «вы ежедневно пользуетесь непрестаннымъ ученіемъ; для этого мы собираясь въ продолженіе семи дней, предлагаемъ вамъ духовную трапезу, доставляя вамъ наслажденіе Божественнымъ словомъ, каждодневно наставляя васъ» (37 сл. V тома, Дни Богоелуж. ч. 2 стр. 182). Какъ изъ этихъ словъ вышеупомянутаго святителя, такъ и изъ свидѣтельствъ другихъ отцевъ церкви, видно, что пастыри церкви, при Богослуженіи въ пасхальную недѣлю, ежедневно предлагали народу свои поученія; и современнымъ пастырямъ, особенно приходскимъ священникамъ, слѣдуетъ подражать въ такомъ благомъ дѣлѣ, требуемомъ отъ нихъ и 6 Вселенскимъ Соборомъ (прав. 19). «Предстоятели церквей должны наипаче же во дни воскресные поучать весь клиръ и народъ словесамъ благочестія». А когда же приличнѣе предлагать народу поученія (въ возможно простой, удобопонятной формѣ), какъ не въ дни св. Пасхи, когда вся седьмица – есть одинъ сплошный воскресный день, начало и основаніе всѣхъ воскресныхъ дней въ году. Если кто изъ приходскихъ священниковъ затруднится составленіемъ поученій, то можетъ воспользоваться въ изобиліи изданными въ печати проповѣдями, а какое изобиліе пасхальныхъ проповѣдей, можно видѣть изъ того, что Воронежскимъ Архіепископомъ Игнатіемъ († 1848 г.) изъ однихъ только поученій, произнесенныхъ на вечерняхъ перваго дня Пасхи, издана цѣлая книга пасхальныхъ проповѣдей, подъ наименованіемъ «Вечеръ Пасхи» или напр. при «Руководствѣ для сельскихъ пастырей» (издаваемомъ при Кіевской духовной Семинаріи) въ приложеніи на 1891 г. напечатано до 10 проповѣдей; во множествѣ печатались пасхальныя поученія и въ другихъ духовныхъ журналахъ за прошлые годы, и въ каждой церковной библіотекѣ навѣрное найдутся и духовные журналы прежнихъ лѣтъ и собранія поученій нашихъ Архипастырей и пастырей, а слѣдовательно нѣтъ и мѣста для отговорки приходскимъ священникамъ, что за недосугомъ составлять собственнаго сочиненія проповѣди, нечѣмъ было воспользоваться для поученія въ пасхальную седьмицу своихъ прихожанъ.

Считая всѣ дни пасхальной недѣли свѣтлыми, радостными и праздничными, православная церковь издревле установила производить красный колокольпый звонъ во всѣ семь дней пасхальной седьмицы. Къ сожалѣнію и этотъ благочестивый, отъ прадѣдовъ унаслѣдованный обычай, въ Подоліи не соблюдается, обыкновенно звонъ здѣсь, на сколько мнѣ извѣстно, производится только первые два – три дня, а затѣмъ уже прекращается.

Вѣроятно, ежедневный въ теченіи пасхальной недѣли звонъ ослабленъ и оставленъ въ тяжкую годину православія въ Подоліи, когда она считалась хлопскою вѣрою. Слѣдуетъ пастырямъ единой, нераздѣльной православной русской церкви возстановить этотъ пасхальный красный звонъ, отъ котораго сердце каждаго русскаго человѣка радостію бьется; да кстати – продолженіе пасхальнаго звона въ остальные дни Пасхи можетъ пробудить въ народѣ сознаніе не умѣстности и грѣховности работъ въ пасхальпую седмицу, каковыя (работы) къ стыду православнаго населенія (предъ еврействомъ, свято хранящимъ свои праздники) производятся даже и въ городахъ. Пасха нынѣшняго (1891 года), какъ поздняя по времени (такъ какъ, навѣрно, вездѣ окончатся посѣвы хлѣба) представляется весьма удобнымъ періодомъ для возстановленія нарушеннаго, по невниманію къ церковнымъ правиламъ празднованія Пасхи не въ два, или три дня, но и на всю седмицу, какъ того требуютъ апостольскія постановленія и правила Вселенскаго Собора и обычаи православной церкви. Сокращеніе пасхальныхъ празднествъ въ два-три дня (вмѣсто цѣлой недѣли) повело и къ нарушенію церковнаго устава относительно поминовенія усопшихъ, каковое поминовеніе въ Подольской епархіи совершается на пасхальной надѣли и не только въ послѣдніе дни, но, кажется, съ 3 или 4 дня и такое нарушеніе церковнаго устава относительно поминовенія усопшихъ допускается едва ли только не въ одной Подоліи; такъ какъ въ недавно изданномъ историко-статистическимъ описаніи Волыни г. Теодоровича видно, что въ Волынской епархіи поминовеніе усопшихъ совершается на Ѳоминой недѣли; такой же порядокъ поминовенія, какъ видно изъ ниже напечатаннаго поученія протоіерея П. Троцкаго, соблюдается и въ Кіевской епархіи; слѣдовательно требуемое церковнымъ уставомъ поминовеніе усопшихъ должно быть перенесено и въ Подольской епархіи съ пасхальной недѣли на понедѣльникъ, или вторникъ Ѳоминой недѣли. Поминовеніе усоишихх – дѣло святое и полезное для умершихъ, но нужно знать, когда оно должно быть совершаемо, чтобы своевольнымъ нарушеніемъ (хотя бы, по видимому, и съ доброю цѣлію), не стать въ противорѣчіе съ практикою православвой церкви и требованіями устава. Въ Типиконѣ, или церковномъ уставѣ (въ послѣдованіи великаго четвертка, утро) ясно сказано: «подобаетъ вѣдати, яко литія въ притворѣ не бываетъ до недѣли Ѳомины». Въ Номоканонѣ (пунктъ 169) сказано паннихиды по умершемъ не отправлять въ страстную и святую (пасхальную) седмицу. Въ послѣдованіи сыропустныя недѣли на вечернѣ въ Типиконѣ сказано, что по умершимъ во время великаго поста начинать совершеніе сорокоустовъ съ недѣли новыя (или недѣли св. ап. Ѳомы). Въ цвѣтной тріоди – въ первый разъ упоминается о литіи по умершимъ только съ понедѣльника св. ап. Ѳомы, или аптииасхп (см. листъ 45).

Обыкновеніе поминать въ эти дни (только въ понедѣльникъ, или вторникъ Ѳоминой недѣли) имѣетъ основаніе въ томъ, что въ недѣлю ап. Ѳомы воспоминается, между прочимъ, сошествіе Iисуса Христа во адъ, и церковный уставъ, какъ выше уже замѣчено, разрѣшаетъ начинать сорокоусты по умершимъ во время великаго поста только съ понедѣльника ап. Ѳомы. (Подробнѣе см. Воскреси. Чтеніе 1838 г. № 8). Этотъ день поминовенія называется радоницею (радуницею), такъ какъ въ оный привѣтствуютъ умершихъ радостною вѣстію о воскресеніи Спасителя. Поминовеніе усопшихъ послѣ Пасхи (въ недѣлю аптипасхи, или недѣлю Ѳомину), ведется съ древнихъ временъ, какъ можно заключить изъ словъ св. Амвросія Медіоланскаго († 397 г.), св. Іоанна Златоустаго († 407 г.) и другихъ.

«Достойно и праведио есть, братія, говоритъ св. Амвросій, послѣ торжества Пасхи, которое мы праздновали, раздѣлить нашу радость съ мучениками и имъ, какъ участникамъ страданій Господа, возвѣстить славу воскресенія Господня» (Sermo LXXIV, de nativ. martyr). Слова св. Амвросія хотя относятся къ памяти св. мучениковъ, но онѣ могутъ быть приведены въ доказательство и древности нашего православнаго обыкновенія совершать память усопшихъ послѣ Пасхи въ понедѣльникъ, или вторникъ недѣли аи. Ѳомы; такъ какъ начало торжественнаго поминовенія усопшихъ въ вѣрѣ положено совершать въ новозавѣтной церкви благочестивымъ обыкновеніемъ творить память мучениковъ, среди коихъ погребали издревле и прочихъ умершихъ. Св. Іоаннъ Златоустъ въ 62 бесѣдѣ своей ясно указываетъ на поминовеніе усопшихъ, совершаемое нынѣ православною церковно во вторникъ недѣли св. ап. Ѳомы. Достаточно и сего, чтобы видѣть неумѣстность поминовенія усопшихъ на пасхальной недѣлѣ и долгъ приходскихъ священниковъ удержать своихъ прихожанъ – совершать оное (поминовеніе) на недѣлѣ ап. Ѳомы (въ понедѣльникъ, или вторникъ); для сей цѣли въ этомъ же номерѣ помѣщается проповѣдь пр. П. Троцкаго о поминовеніи усопшихъ на Ѳоминой недѣлѣ. Предлагаю приходскимъ священникамъ въ понедѣльникъ, или вторникъ недѣли ап. Ѳомы совершать въ церквахъ заупокойныя литургіи, а за тѣмъ съ крестнымъ ходомъ отправляться на кладбище, для отправленія на оныхъ (и какъ можно торжественнѣе) панихидъ но усопшихъ (сначала – общей, а за тѣмъ уже и – частныхъ, по требованію прихожанъ).

Съ древнихъ временъ, какъ можно заключить изъ слова св. Григорія Богослова († 390 г.), въ христіанской церкви былъ обычай на пасхальной недѣлѣ пріобщать св. Таинъ дѣтей. Предлагается приходскимъ священникамъ, чтобы они убѣждали прихожанокъ-матерей приносить и приводить своихъ дѣтей (отъ рожденія до 7 лѣтъ), для пріобщенія св. Тайнамъ со втораго дня Пасхи и весьма желательно, чтобы въ радостные дни св. Пасхи и малыя дѣти были удостоены причастія св. Таинъ, вкусили бы чрезъ принятіе св. крови истинной, Божественной Пасхи.

Въ первенствующей христіанской церкви, прославленіе Воскресшаго Спасителя начиналось въ храмѣ, разносилось и по домамъ вѣрующихъ. Какъ по воскресеніи Господа ангелы первую вѣсть о семъ сообщили св. женамъ мѵроносицамъ въ вертоградѣ, и онѣ (св. жены) передали о семъ апостоламъ и распространили радостную вѣсть о воскресеніи ихъ Божественнаго Учителя внѣ вертограда въ Іерусалимѣ и въ предѣлахъ онаго. Подобно сему въ православной церкви издревле, священно-служащіе, послѣ литургіи въ храмѣ, посѣщая жилища вѣрующихъ (своихъ прихожанъ) съ животворящимъ крестомъ и св. иконами, подобно ангеламъ, поющимъ воскресеніе Христово на небеси, молятъ Господа сподобить и ихъ на землѣ чистымъ сердцемъ Его славить и подобно апостоламъ, проповѣдуютъ Воскресшаго въ мірѣ. Благочестивый обычай прославленія (славленія) Воскресшаго Спасителя въ домахъ прихожанъ, кажется, въ Подольской епархіи ослабленъ, если и во все не прекращенъ, по крайней мѣрѣ приходилось мнѣ слышать сѣтованіе отъ нѣкоторыхъ православныхъ лицъ, что приходскіе священники не посѣщаютъ въ дин св. Пасхи и въ домахъ ихъ не славятъ воскресшаго Христа. Славленіе воскресшаго Спасителя въ послѣднее время замѣнено просто формальностію визитовъ, которыми и свѣтскіе уже стѣсняются и желаютъ отмѣны оныхъ, замѣняя разными взносами на благотворительныя учрежденія. Духовенству, подобно свѣтскимъ лицамъ, неумѣстно дѣлать визиты, а совѣтуется по возможности, возстановлять прежде существовавшій въ русской церкви, обычай славленія воскресшаго Христа, но безъ всякаго вымогательства какого либо за оный вознагражденія и довольствоваться добровольнымъ подаяніемъ, отъ своихъ прихожанъ. Хотя нужно сказать къ прискорбію, что подобное славленіе (хожденіе съ св. крестомъ) на пасхальной недѣлѣ по домамъ городскихъ жителей, особенно считающихся образованными (но не по православному русскому образованію, а по западно-европейскому), дѣло, тяжелое для приходскаго священника, такъ какъ много и среди называющихъ себя православными довольно найдется такихъ, которые непрочь поглумиться не только радъ причтомъ, но и надъ самою святынею. Къ такимъ, совѣтую по первомъ невѣжливомъ отношеніи къ своему пастырю, по заповѣди Спасителя, не входить въ домъ, какъ недостойнымъ евангельскаго мира (Луки X, гл. 8).

Въ сельскихъ приходахъ, гдѣ еще фальшивая цивилизація мало распространилась, священники съ причтомъ обязательно въ пасхальную недѣлю съ св. крестомъ должны посѣщать домы своихъ прихожанъ; посѣщая – славить Христа воскресшаго пѣніемъ пасхальныхъ пѣснопѣній, чрезъ это и не бывшіе въ храмѣ примутъ отъ самаго священника, какъ отъ благовѣстника Ангела, радостную вѣсть о воскресеніи Спасителя, а сколько среди простаго народа старыхъ, немощныхъ, убогихъ и всѣми оставленныхъ, утѣшилось бы такимъ добрымъ къ нимъ отношеніемъ своего пастыря, пришедшаго не съ корыстною цѣлію, а единственно съ благовѣстіемъ о всерадостномъ воскресеніи Господа; чрезъ эти посѣщенія, хотя и краткія по времени, установились бы лучшія отношенія между священникомъ и прихожанами, какъ между отцомъ и дѣтьми; особенно подобное посѣщеліе (для славлевія Христа) дорого для живущихъ вдали отъ церкви, въ глухихъ деревняхъ, хуторахъ, куда вѣроятно, священникъ является только – по зову для требоисправленій. Зауряднымъ посѣщеніемъ всѣхъ и богатыхъ и бѣдныхъ, благорасположенныхъ къ причту и уклоняющихся отъ него (а можетъ быть и отъ церкви) показало бы въ православномъ священникѣ истиннаго пастыря церкви, любвеобильнаго, неищущаго своей пользы, но пользы и спасенія своихъ пасомыхъ. Чрезъ посѣщеніе для означенной цѣли домовъ и семействъ всѣхъ прихожанъ, показало бы священнику, гдѣ оказывается въ его приходѣ вліяніе католичества, или какого либо отщепенства, въ родѣ штунды, открыло бы ему правильный взглядъ на своихъ прихожанъ и подало бы поводъ благовременно принять благоразумныя мѣры къ уврачеванію отъ нравственныхъ и религіозныхъ недуговъ.

Вообще отъ возстановленія стариннаго, и искони православнаго обычая «Христославленія», не по приглашенію только нѣкоторыхъ, но всѣхъ безъ исключенія, можно ожидать весьма полезныхъ и благодѣтельныхъ послѣдствій для возвышенія нравственнаго авторитета православнаго духовенства, для поднятія религіознаго духа въ самихъ прихожанахъ, для сплоченія ихъ въ одну истинно-христіанскую семью... Надѣюсь, что мой архипастырскій призывъ къ пастырямъ ввѣренной мнѣ паствы не останется не услышаннымъ и не выполненнымъ; обращаю же на это особенное вниманіе потому, что приходилось и не разъ слышать жалобы священниковъ на своихъ псаломщиковъ, что они съ крестомъ, или кропиломъ, ходятъ по домамъ прихожанъ, а сами священники (какъ оказывалось) не считали для себя обязательнымъ посѣщеніе своихъ прихожавъ въ великіе праздники Крещенія Господня, или св. Пасхи, и являлись только въ тѣ дома, куда ихъ приглашали для совершенія молебна и, конечно, не безъ вознагражденія.

Желательно, чтобы священники, воодушевлясь пасхальнымъ истинно-всерадостнымъ, для каждаго христіанина торжественнымъ Богослуженіемъ, совершали бы Богослуженіе не въ одинъ только 1 или 2 день, но и по возможности всю недѣлю. Для привлеченія прихожанъ въ возвозможно большемъ количествѣ требуется прежде всего истовое, благоговѣйное и согласное съ церковнымъ Уставомъ отправленіе пасхальнаго Богослуженія, которому можно въ нѣкоторые дни придать особенный характеръ празднованія, напр. въ понедѣльникъ – совершеніе крестнаго хода во кругъ храма послѣ литургіи, во второикъ – 23 Апрѣля, когда празднуется память св. великомученика Георгія, глубокочтимаго русскимъ народомъ, какъ охранителя домашняго скота отъ хищныхъ звѣрей, совершать крестный ходъ въ поля, въ пятницу, когда прославляется Божія Матерь, какъ живоносный Источникъ исцѣленій болящихъ во Влахенскомъ храмѣ, можно совершать крестный ходъ для освященія колодцевъ (что наблюдается въ внутреннихъ губерніяхъ Россіи); въ субботу – по литургіи производить раздачу Артоса... Такимъ образомъ почти для каждаго дня пасхальной недѣли есть побужденіе для внимательнаго и благочестиваго священника совершать Богослуженіе, въ которомъ навѣрное примутъ участіе и прихожане.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1891. № 14. С. 237-259.

 

[1] Духовенство поетъ ирмосъ «Воскресенія день...» однажды, за тѣмъ – на клиросѣ – тотъ же ирмосъ «Воскресенія день...» – однажды; далѣе запѣвъ: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ» и 1 стихъ 1 пѣсни «Очистимъ чувствія» поется на клиросѣ дважды; за тѣмъ также съ напѣвомъ «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ»: – 2 стихъ; «Небеса убо достойно да веселятся»... на клиросѣ – также дважды. Послѣ сего и духовенство и пѣвчіе поютъ (въ 3 разъ) ирмосъ «Воскресенія день» и тропарь «Христосъ воскресе» – трижды; каждая пѣснь заканчивается малою ектеніею. Въ такомъ же порядкѣ, какъ 1 пѣснь, выполняется 3 и дальнѣйшія пѣсни канона.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: