Разсказы изъ жизни святыхъ о силѣ молитвы и пользѣ милостыни за усопшихъ.

Случаи, изъ которыхъ можно видѣть спасительную силу молитвъ за усопшихъ, нерѣдки въ жизни святыхъ подвижниковъ.

Такъ, св. Іоаннъ Милостивый, патріархъ Александрійскій, поучая, что молитвенныя поминовенія весьма полезны душамъ, отшедшихъ отъ насъ, разсказывалъ между прочимъ слѣдующую повѣсть:

Одинъ христіанскій плѣнникъ засаженъ былъ Персами въ темницу. Нѣкоторые изъ сотоварищей его, убѣжавъ изъ Персіи и пришедши въ Кипръ, увѣрили родителей плѣннаго, что сынъ ихъ уже умеръ, и они (сотоварищи) погребли его. Вслѣдствіе сего начали совершаться поминовенія по усопшемъ, и три раза въ году совершались. Но чрезъ четыре года является самъ мнимо умершій, узнаетъ, что столько времени молились объ немъ, какъ объ усопшемъ, и спрашиваетъ: въ какіе дни года совершалось о немъ поминовеніе? Родители отвѣчали: на праздникъ Богоявленія, на Пасху и на день Пятидесятницы. Тогда возвратившійся плѣнникъ сказалъ родителямъ: точно, въ эти дни приходилъ ко мнѣ какой-то свѣтоносный мужъ, разрѣшалъ меня отъ оковъ, выводилъ изъ темницы, и я могъ цѣлый день свободно прохаживаться; на другой же день опять обрѣтался я въ темницѣ и въ оковахъ.

Однажды, разсказываетъ св. мученица Перпетуя, въ темницѣ, во время общей молитвы, я нечаянно произнесла имя умершаго моего брата Динократа. Вразумленная этою нечаянностію, начала я молиться и воздыхать о немъ предъ Богомъ. Въ слѣдующую ночь было мнѣ видѣніе. Вижу я, будто изъ мѣста темнаго выходитъ Динократъ въ сильномъ жару, и мучимый жаждою, нечистый видомъ и блѣдный; на лицѣ его рана, съ которою онъ умеръ. Между имъ и мною была глубокая пропасть, и мы не могли приблизиться другъ къ другу. А подлѣ того мѣста, гдѣ Динократъ стоялъ, былъ полный водоемъ, котораго край былъ гораздо выше, чѣмъ ростъ моего брата, и Динократъ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалѣла, что высота края препятствуетъ моему брату напиться. Тотчасъ послѣ сего я проснулась и познала, чго брать мой въ мукахъ. Но вѣруя, что молитва моя можетъ помочь ему въ страданіяхъ, я всѣ дни и ночи въ темницѣ молилась съ воплемъ и рыданіями, чтобы онъ мнѣ былъ дарованъ. Въ тотъ день, въ который мы оставались связанными въ оковахъ, было мнѣ новое видѣніе: мѣсто, которое прежде я видѣла темнымъ, сдѣлалось свѣтлымъ, и Динократъ, чистый лицемъ и въ прекрасной одеждѣ наслаждается прохладою. Гдѣ у него была рана, тамъ вижу только слѣдъ ея, а край водоема теперь былъ вышиною не болѣе, какъ по поясъ отроку, и онъ могъ безъ труда доставать оттуда воду. На краю стояла чаша златая, полная воды. Динократъ, подошедши, сталъ изъ нея пить, и вода въ ней не уменьшалась. Насытившись, онъ отошелъ и началъ веселиться. Симъ видѣніе и кончилось. Тогда я уразумѣла, что онъ освобожденъ отъ наказанія (Дѣян. Мучен., гл. 7 и 8. Изд. 1802 г., стр. 210 и 211).

Но если одна молитва можетъ много значить для умершихъ, то тѣмъ болѣе она будетъ полезна для нихъ, когда будетъ соединяться съ милостынею и другими дѣлами благотворительности. Св. Златоустъ говоритъ: хочешь ли почтить умершаго? Почти его милостынями и благотвореніями; ибо милостыня служитъ къ избавленію отъ вѣчныхъ мукъ».

Благочестивое преданіе сохранило замѣчательный опытъ, который хорошо показываетъ, какъ полезна для усопшихъ милостыня, подаваемая въ память ихъ.

У блаженнаго Киръ-Луки былъ родной брать, который, и по вступленіи въ монашескій чинъ, мало заботился о душѣ своей. Въ состояніи такой безпечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя особенно о томъ, что братъ его не приготовился, какъ должно, къ смерти, молилъ Бога открыть его участь. Однажды видитъ старецъ душу брата во власти злыхъ духовъ и тотчасъ послѣ сего видѣнія послалъ осмотрѣть келлію его. Посланные нашли тамъ деньги и вещи, изъ чего старецъ уразумѣлъ, что душа его брата страдаетъ между прочимъ за нарушеніе обѣта нестяжанія. Все найденное старецъ отдалъ нищимъ. Послѣ сего, во время молитвы, старцу открылось судилище, на которомъ Ангелы свѣта спорятъ съ духами злобы о душѣ усопшаго брата. Старецъ слышитъ вопль злыхъ духовъ: «душа наша, она творила дѣла наши»! Но Ангелы говорятъ имъ, что она избавляется отъ ихъ власти милостынею, розданною за нее; на сіе духи злобы возразили: развѣ усопшій роздалъ милостыню? не этотъ ли старецъ, указывая на Киръ-Луку? Блаженный подвижникъ отвѣчалъ: да, я сотворилъ милостыню, но не за себя, а за сію душу. Поруганные духи, услышавъ отвѣтъ старца, разсѣялись, а старецъ успокоенный видѣніемъ, пересталъ сомнѣваться и скорбѣть объ участи брата (Пролог. 12 августа). Подобный примѣръ, свидѣтельствующій о благотворныхъ для умершихъ слѣдствіяхъ милостыни, сохранился слѣдующій: святая игуменія Аѳанасія предъ отшествіемъ своимъ отъ сей жизни заповѣдала сестрамъ своего монастыря поставлять въ память ея трапезу нищимъ до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завѣщаніе своей начальницы. Сіе нерадѣніе вызвало святую изъ другаго міра. Явившись въ сопровожденіи двухъ Ангеловъ нѣкоторымъ изъ сестеръ обители, она говорила имъ: для чего преступили вы заповѣдь мою? да будетъ всѣмъ извѣстно, что творимыя до сорока дней за душу усопшаго милостыни и питаніе алчущихъ умилостивляютъ Бога. Если грѣшны души усопшихъ, то чрезъ сіе пріемлютъ онѣ отъ Господа отпущеніе грѣховъ; если безгрѣшны, благотворительность за нихъ служитъ ко спасенію благотворителямъ (Чет.-Мин. 12 апр.).

Но больше всѣхъ другихъ жертвъ умилостивляетъ Бога безкровная жертва, приносимая въ пречистыхъ тайнахъ тѣла и крови Господа нашего Іисуса Христа. Вотъ и примѣръ, доказывающій, что поминовеніе на Божественной проскомидіи низводитъ милость Божію людямъ поминаемымъ. Во время жизни преподобнаго Венедикта, разсказываетъ св. Григорій Двоесловъ, были двѣ постницы, которыя, славясь святостію жизни, имѣли несчастную страсть говорить много, и много ложнаго и вреднаго. Святый старецъ умолялъ ихъ удерживать свой языкъ, и за непослушаніе угрожалъ имъ отлученіемъ. Но онѣ не оставили укоренившейся привычки, и чрезъ нѣсколько дней умерли, отлученныя вслѣдствіе угрозы праведника. Какъ постницы, онѣ погребены были въ церкви, но, какъ отлученныя, не могли оставаться въ ней. Когда діаконъ во время литургіи возглашалъ: «оглашении изыдите», – онѣ, какъ открыто было нѣкоторымъ изъ христіанъ, выходили вонъ изъ церкви. Узнавъ о семъ, св. Венедиктъ послалъ въ церковь, гдѣ онѣ были погребены, просфору, приказавши вынуть изъ нея часть за упокой душъ ихъ и поминать имена ихъ при совершеніи животворящихъ и страшныхъ Таинствъ. Такъ какъ послѣ сего никто не видалъ, чтобы онѣ выходили изъ церкви: то вѣрные уразумѣли, что заупокойною жертвою, принесенною за нихъ, по желанію раба Божія, онѣ получили отъ Бога прощеніе (Бес. Григ. Двоесл. кн. 2, гл. 23).

Святый Григорій Двоесловъ также разсказываетъ въ своихъ бесѣдахъ, какъ извѣстному въ его время благочестивому пресвитеру явился одинъ преставившійся христіанинъ и просилъ совершить за упокой его души безкровную жертву. Къ этой просьбѣ явившійся присовокупилъ, что если священная жертва облегчитъ его участь, то онъ уже, въ знаменіе сего, не явится болѣе ему. Священникъ Христовъ исполнилъ требованіе, и новаго явленія не послѣдовало (Книг. 4, гл. 59).

Чтобы лучше уразумѣть силу безкровной жертвы за души отшедшихъ, приведемъ еще одинъ духовный опытъ изъ жизни св. Григорія Двоеслова, имъ самимъ разсказанный. «Въ монастырѣ моемъ», говоритъ св. Григорій Двоесловъ, «былъ братъ Іустъ, занимавшійся врачебнымъ искусствомъ. Онъ впалъ въ тяжкую болѣзнь, и когда уже не оставалось ни малѣйшей надежды къ выздоровленію, то другіе братья, разбирая его вещи, въ одномъ лекарствѣ нашли скрытыя имъ златницы. Это было донесено мнѣ. Я, чтобы временнымъ наказаніемъ очистить брата отъ грѣха корыстолюбія и чтобы привести въ страхъ другихъ, приказалъ отлучить брата, доколѣ онъ еще живъ, отъ общенія съ прочею братіею монастыря, а по смерти похоронить вмѣстѣ съ тремя златницами вдали отъ братскихъ могилъ и лишить его церковныхъ молитвъ въ продолженіе тридцати дней. Какъ я приказалъ, такъ было и сдѣлано. По прошествіи тридцати дней отлученія, во мнѣ возбудилось чувство состраданія и любви къ несчастному брату, и, желая избавить его отъ мученій за гробомъ, я далъ другое приказаніе, чтобы въ теченіе другихъ тридцати дней совершаема была молитва за упокой души его. Въ ночь, послѣ послѣдней заупокойной литургіи, умершій является своему брату и говоритъ ему: «доселѣ худо мнѣ было, но теперь я благополученъ, потому что сегодня получилъ пріобщеніе». Такимъ образомъ чрезъ спасительную безкровную жертву, усопшій братъ избѣгъ наказанія (Кн. 4, гл. 55).

 

«Аѳонскій листокъ». Благословеніе Обители Св. Пантелеимона. № 143. С. 3-6 (Изд. 7-е (М. 1900).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: