Притча о бракѣ царскаго сына (Мѳ. 22, 1-14).

Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ притчѣ о бракѣ царскаго сына сравниваетъ царство небесное съ брачнымъ пиромъ, устроеннымъ царемъ для сына своего (Мѳ. 22, 2). Царство небесное, которое сравнивается здѣсь съ брачнымъ пиромъ, открыто для насъ крестными, страданіями и смертію Господа нашего Іисуса Христа. Сравненіе царства небеснаго съ брачнымъ пиромъ, устроеннымъ царемъ для сына своего, показываетъ, какую великую духовную радость будутъ испытывать тѣ, которые удостоятся быть въ этомъ царствѣ.

Царь, устроившій брачный пиръ для сына своего, послалъ рабовъ своихъ звать званныхъ на этотъ пиръ (ст. 3), Подъ званными, которые прежде другихъ позваны были на брачный пиръ царскаго сына, или къ участію въ царствѣ небесномъ, разумѣется народъ еврейскій, который избранъ былъ Богомъ изъ всѣхъ народовъ земли для сохраненія истинной вѣры, и съ которымъ Богъ торжественно вступилъ въ завѣтъ, признавъ его Своимъ удѣломъ изъ всѣхъ народовъ земли (Исх. 19, 4-6). Зовъ народа еврейскаго къ спасенію и къ участію въ царствѣ небесномъ выражался прежде всего въ тѣхъ увѣщаніяхъ этого народа, какія были со стороны вождей его, Моѵсея и Іисуса Навина, и пророковъ, чтобы онъ хранилъ истинную вѣру въ Бога, безъ которой невозможно спасеніе, и въ тѣхъ средствахъ, какія Богъ употреблялъ, чтобы обратить къ Себѣ этотъ народъ, когда онъ отступалъ отъ Него. Этотъ зовъ выражался, далѣе, въ томъ, что народу еврейскому даны были обѣтованія о спасеніи, и онъ въ особенности былъ приготовляемъ къ принятію Спасителя міра.

Подъ рабами посланными царемъ звать званныхъ на брачный пиръ царскаго сына, разумѣются тѣ первые проподвѣдники, которые обратились къ сынамъ Израилевымъ съ проповѣдію о приближеніи царства небеснаго, когда наступило время спасенія, и Единородный Сынъ Божій явился въ міръ, воплотившись отъ Пресвятой Дѣвы Маріи и Святаго Духа. Это – Предтеча Господень, Іоаннъ, предъ выступленіемъ Іисуса Христа на общественное служеніе обратившійся къ израильтянамъ съ проповѣдію о приближеніи царства небеснаго и съ увѣщаніемъ покаяться и сотворить достойный плодъ покаянія (Мѳ. 3, 1. 2. 8. 9; Лук. 3, 7. 8) и свидѣтельствовавшій объ Іисусѣ Христѣ, какъ Спасителѣ міра, что Онъ есть агнецъ Божій, который беретъ на себя грѣхъ міра (Іоан. 1, 29). Это – ученики Христовы, посланные по городамъ іудейскимъ съ проповѣдію о приближеніи царства небеснаго (Мѳ. 10, 5-7; Лук. 10, 1. 9).

Какъ званные по первому зову рабовъ не хотѣли придти на брачный пиръ царскаго сына, такъ и сыны Израилевы не приняли проповѣди первыхъ вѣстниковъ приближенія царства небеснаго и не увѣровали по этой проповѣди въ пришедшаго въ міръ Спасителя. Но, принявъ равнодушно проповѣдь первыхъ вѣстниковъ приближенія царства небеснаго, израильтяне пока еще не обнаружили непріязненнаго отношенія къ этимъ проповѣдникамъ.

Къ званнымъ, не хотѣвшимъ придти на брачный пиръ царскаго сына по первому зову рабовъ, царь вторично посылаетъ другихъ рабовъ, съ приказаніемъ, чтобы они болѣе настойчиво позвали званныхъ и сказали имъ, что обѣдъ уже готовъ (ст. 4). Вторичное, болѣе настойчивое приглашеніе званныхъ на брачный пиръ царскаго сына означаетъ новое и болѣе смѣлое обращеніе къ іудейскому народу посланниковъ Христрвыхъ съ евангельскою проповѣдію, когда уже наступило царство Божіе, когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ совершилъ уже дѣло Своего служенія и пролилъ пречистую кровь Свою на крестѣ для искупленія людей отъ грѣха и примиренія ихъ съ Богомъ. Ученики Христовы, принявъ Духа Святаго, Который напомнилъ имъ все, что говорилъ Іисусъ Христосъ (Іоан. 14, 26), наставилъ ихъ на всякую истину (Іоан. 16, 13) и облекъ ихъ силою свыше (Лук. 24, 49; Дѣян. 1, 8), стали безбоязненно проповѣдывать объ Іисусѣ Христѣ, какъ Спасителѣ міра. Обратившись съ такою проповѣдію прежде всего къ израильтянамъ, которымъ дано было обѣтованіе о спасеніи (Дѣян. 2, 39), они настойчиво убѣждали ихъ раскаяться и креститься во имя Іисуса Христа для полученія прощенія грѣховъ (Дѣян. 2, 38. 40; 3, 19-20), извиняя при этомъ невѣдѣніемъ прежнее ихъ невѣріе и отреченіе отъ Іисуса Христа предъ Пилатомъ (Дѣян. 3, 17).

Ученики Христовы, вторично выступившіе на проповѣдь предъ народомъ израильскимъ объ Іисусѣ Христѣ, какъ Спасителѣ міра, по справедливости названы здѣсь другими рабами, посланными царемъ звать званныхъ на брачный пиръ его сына, такъ какъ послѣ сошествія Святаго Духа они совершенно измѣнились по духу, изъ робкихъ и боязливыхъ, какими они показали себя ранѣе, въ особенности въ послѣдніе дни земной жизни Іисуса Христа, они сдѣлались смѣлыми и безбоязненными проповѣдниками Христовой вѣры, и, кромѣ того, они могли быть названы другими рабами и потому еще, что къ прежнимъ ученикамъ Христовымъ присоединились новые проповѣдники Христовой вѣры, какъ-то: Матѳій, Павелъ, Варнава и др.

Званные и на этотъ разъ не вняли зову рабовъ, и одни изъ нихъ, пренебрегши этотъ зовъ, «пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою», а другіе даже совсѣмъ враждебно отнеслись къ рабамъ и, схвативъ ихъ, «оскорбили и убили» (ст. 5-6).

Хотя послѣ смѣлой и настойчивой проповѣди апостола Петра, съ которою онъ обратился къ израильтянамъ послѣ сошествія Святаго Духа и послѣ чудеснаго исцѣленія хромаго отъ рожденія, многіе изъ израильтянъ увѣровали въ Іисуса Христа и крестились (Дѣяп. 2, 41; 4, 4), и хотя число учениковъ, по свидѣтельству книги Дѣяній Апостоловъ (6, 7), весьма умножилось въ Іерусалимѣ, однако, большая часть изъ сыновъ Израилевыхъ, народъ въ цѣломъ его составѣ остался глухъ и къ этому настойчивому зову апостоловъ Христовыхъ увѣровать въ Іисуса Христа, какъ Спасителя и Сына Божія, п креститься во имя Его для полученія прощенія грѣховъ. Одни по привязанности къ благамъ міра сего пренебрегли этотъ зовъ и не хотѣли воспользоваться благами небеснаго царства. Другіе же вслѣдствіе высокаго мнѣнія о своей праведности не только не хотѣли принять проповѣди апостоловъ, но даже враждебно отнеслись къ самимъ проповѣдникамъ, запрещали имъ проповѣдывать о распятомъ Іисусѣ, какъ Спасителѣ міра (Дѣян. 4, 18; 5, 28), и если они не слушали ихъ, то грозили имъ (Дѣян. 4, 21), наносили имъ оскорбленія, били ихъ (Дѣян. 5, 40), заключали въ темницу (Дѣян. 4, 1-3; 5, 17-18), умышляли умертвить ихъ (Дѣян. 5, 33) и нѣкоторыхъ дѣйствительно убивали (Дѣян. 7, 58-60; 12, 1-2).

Услышавъ, что званные съ пренебреженіемъ отнеслись и ко вторичному зову на брачный пиръ царскаго сына, а нѣкоторые изъ нихъ даже оскорбили и убили посланныхъ къ нимъ рабовъ, царь разгнѣвался и, пославъ войска свои, истребилъ убійцъ оныхъ и сжегъ городъ ихъ (ст. 7). Такъ Господь поступилъ и съ народомъ израильскимъ. Народъ сей послѣ того, какъ онъ не принялъ вторичнаго и болѣе настойчиваго обращенія къ нему апостоловъ Христовыхъ и такъ враждебно поступилъ съ этими проповѣдниками, не заслуживалъ уже никакого извиненія и подвергся праведному на казанію. Въ 70-мъ году по Рождествѣ Христовомъ римскія войска подъ предводительствомъ Тита окружили Іерусалимъ и, послѣ продолжительной осады, ворвавшись въ городъ, предали въ немъ все разрушенію и уничтоженію, такъ что отъ прекраснаго города съ его великолѣпнымъ храмомъ остались однѣ только развалины. Изъ оставшихся въ живыхъ жителей его многіе были умерщвлены, и цѣлые десятки тысячъ были отведены въ плѣнъ. Чрезъ 65 лѣтъ послѣ этого, при императорѣ Адріанѣ, Іерусалимъ совсѣмъ былъ разрушенъ, и по его улицамъ прошелъ плугъ, сотни тысячъ іудеевъ были избиты, а оставшіеся въ живыхъ были разсѣяны по всему міру и имъ, подъ страхомъ смертной казни, запрещено было даже приближаться къ тому мѣсту, гдѣ былъ ихъ славный городъ. Такъ исполнилось пророчество Іисуса Христа, которое Онъ высказалъ въ виду крайняго невѣрія іудеевъ по отношенію къ Нему, что Іерусалимъ будетъ окруженъ войсками и жители его падутъ отъ острія меча, и отведутся въ плѣнъ во всѣ народы, и на мѣстѣ великолѣпнаго храма не останется камня на камнѣ: все будетъ разрушено (Лук. 21, 20. 24. 6; Мѳ. 24, 2; Мар. 13, 2).

Послѣ того, какъ званные не хотѣли придти на брачный пиръ царскаго сына по вторичному зову рабовъ и даже враждебно поступили съ этими рабами, царь повелѣваетъ рабамъ своимъ идти на распутія (т. е. на дороги, лежащія за городомъ и ведущія въ различныя мѣста) и звать на брачный пиръ всѣхъ, кого найдутъ (ст. 8, 9). Это означаетъ повелѣніе Божіе апостоламъ Христовымъ идти съ евангельскою проповѣдію ко всѣмъ народамъ, которымъ Богъ прежде попустилъ ходить своими путями (Дѣян. 14, 16). Первый, обратившійся съ евангельскою проповѣдію къ язычникамъ, былъ апостолъ Петръ (Дѣян. 15, 7), которому Богъ открылъ, чтобы опъ ни одного человѣка не почиталъ сквернымъ или нечистымъ (Дѣян. 10, 15. 28), и безъ всякаго сомнѣнія шелъ въ Кесарію, въ домъ Корнилія, римскаго сотника, проповѣдывать евангеліе язычникамъ (ст. 20). Въ особенности же много потрудился въ дѣлѣ проповѣданія евангелія язычникамъ апостолъ Павелъ, этотъ избранный сосудъ Господа, чтобы возвѣщать имя Христово предъ народами и царями и сынами Израилевыми (Дѣян. 9, 15). Онъ проходилъ по городамъ Малой Азіи, Македоніи и Греціи, вездѣ проповѣдуя евангеліе язычникамъ, которые съ радостію принимали его проповѣдь, обращались къ вѣрѣ Христовой и крестились для полученія прощенія грѣховъ (Дѣян. 13, 48. 49; 14, 1, и др.). И другіе апостолы, разсѣявшіеся по различнымъ странамъ, проповѣдывали евангеліе язычникамъ.

Со временъ апостоловъ и до сихъ поръ Христова вѣра широко распространилась до землѣ, и многіе народы, которые прежде были языческими, теперь исповѣдуютъ эту вѣру.

Всѣ увѣровавшіе въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія и Спасителя, стремятся къ полученію благъ этого небеснаго царства. Но всѣ ли христіане примутъ участіе въ этихъ благахъ? – Отвѣтъ на этотъ вопросъ дается въ заключеніи притчи.

Когда рабы исполнили повелѣніе царя и собрали всѣхъ, кого, только нашли, и брачный пиръ наполнился возлежащими (ст. 10), тогда царь, вошедши посмотрѣть возлежащихъ, увидѣлъ тамъ человѣка, одѣтаго не въ брачную одежду (ст. 11), т. е. въ неприличную одежду, которою этотъ гость дѣлалъ безчестіе брачному торжеству. Замѣтивъ гостя, дѣлающаго безчестіе брачному торжеству своего неприличною одеждою, царь съ кротостію обращается къ нему, думая услышать отъ него какое-либо извиненіе въ томъ, что онъ осмѣлился явиться на брачное торжество царскаго сына въ такомъ неприличномъ видѣ: «другъ! какъ ты вошелъ сюда не въ брачной одеждѣ» (ст. 12)? Но гость не могъ представить никакого извиненія своему поступку, и «молчалъ». Этимъ молчаніемъ гость показалъ, что онъ могъ явиться къ царю на брачный пиръ его сына въ болѣе приличномъ видѣ; если же онъ этого не сдѣлалъ, значитъ – не хотѣлъ. Въ виду такой неизвинительной дерзости, какую обнаружилъ гость, осмѣлившійся явиться въ неприличной одеждѣ на брачное торжество царскаго сына, царь подвергъ его наказанію. «Тогда сказалъ царь слугамъ: связавъ ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внѣшнюю; тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ. Ибо много званныхъ, а мало избранныхъ» (ст. 13-14).

Изъ этого заключительнаго отдѣла притчи мы видимъ, что не всѣ иступившіе въ церковь Христову, называющіеся христіанами, удостоятся благъ небеснаго царства. Гость, въ числѣ другихъ принявшій приглашеніе рабовъ на брачный пиръ царскаго сына, но не допущенный къ участію въ этомъ брачномъ торжествѣ за то, что явился не въ брачной одеждѣ, и представляетъ собою тѣхъ христіанъ, которые, при своемъ желаніи воспользоваться благами небеснаго царства, не будутъ допущены къ участію въ нихъ. Какъ гости, принявшіе приглашеніе рабовъ царя на брачный пиръ царскаго сына, должны были обязательно перемѣнить свою обычную одежду, въ которой ихъ застали рабы, на брачную, безъ исполненія чего одинъ изъ гостей съ позоромъ былъ удаленъ съ брачнаго торжества, такъ и всѣ вступившіе въ церковь Христову и, такъ сказать, принявшіе приглашеніе въ царство небесное, на это духовпое торжество Самого небеснаго Царя, должны сбросить съ себя прежнюю одежду, какую они имѣли до принятія этого приглашенія, и облечься въ новую, духовную одежду, безъ которой невозможенъ будетъ доступъ въ царство небесное. По ученію апостола Павла, тотъ, кто сдѣлался христіаниномъ, долженъ оставить свою прежнюю жизнь, исполненную грѣха и порочныхъ стремленій, и сдѣлаться новымъ человѣкомъ, созданнымъ по образу Божію, праведнымъ и святымъ (Еф. 4, 22-24). Быть праведнымъ, значить быть оправданнымъ предъ Богомъ, быть чистымъ отъ того грѣха, съ которымъ человѣкъ раждается на свѣтъ, и свободнымъ отъ вины за этотъ грѣхъ, которая тяготѣетъ надъ каждымъ человѣкомъ съ самаго рожденія. Эту праведность человѣкъ получаетъ чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, который Своими крестными страданіями оправдалъ насъ предъ Богомъ и примирилъ насъ съ Нимъ (Кол. 1, 22-23; 2 Кор. 5, 21; Евр. 9, 11-15; 24-28; 10, 12-14). Значитъ, чтобы оправдаться предъ Богомъ и примириться съ Нимъ, необходимо увѣровать въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія и нашего Спасителя, и, такъ сказать, облечься во Христа, т. е. облечься въ ту праведность, которую Онъ пріобрѣлъ для насъ Своею кровію. Въ эту праведность человѣкъ дѣйствительно и облекается въ таинствѣ крещенія, въ которомъ онъ очищается отъ того грѣха, съ которымъ раждается въ міръ, и освобождается отъ вины за этотъ грѣхъ и такимъ образомъ становится чистымъ и праведнымъ предъ Богомъ (Гал. 3, 27; Рим. 13, 14). О необходимости вѣры въ Іисуса Христа для спасенія Онъ Самъ сказалъ, явившись ученикамъ по воскресепіи и посылая ихъ проповѣдывать евангеліе по всему міру: «Кто будетъ вѣровать и креститься, спасенъ будетъ; а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ» (Map. 16, 16). Но одной вѣры недостаточно для полученія спасенія, какъ и Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ: «Не всякій, говорящій Мнѣ: Господи! Господи! войдетъ въ царство небесное» (Матѳ. 7, 21), т. е. не всякій вѣрующій во Христа и называющійся христіаниномъ войдетъ въ царство небесное. Чрезъ вѣру въ Іисуса Христа человѣкъ оправдывается предъ Богомъ и становится чистымъ и праведнымъ предъ Нимъ. Но къ этой нравственной чистотѣ, праведности, полученной даромъ, по милости Божіей, чрезъ вѣру въ Іисуса Христа (Рим. 3, 22-26), человѣкъ для полученія спасенія долженъ присоединить еще свой собственный подвигъ, именно, онъ долженъ еще стремиться къ нравственному совершенству, къ святости. «Будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный» (Матѳ. 5, 48), – вотъ что заповѣдалъ еще Господь нашъ Іисусъ Христосъ вѣрующимъ въ Него. Или, какъ говоритъ апостолъ Петръ вѣрующимъ въ Іисуса Христа: «По примѣру призвавшаго васъ Святаго, и сами будьте святы во всѣхъ поступкахъ. Ибо написано: будьте святы, потому что Я святъ» (1 Петр. 1, 15-16). Это нравственное совершенство можетъ быть достигнуто чрезъ исполненіе нравственнаго закона. Нравственный же законъ, по ученію Самого Іисуса Христа, утверждается на двухъ главныхъ заповѣдяхъ: на любви къ Богу всѣмъ сердцемъ и всею душею и на любви къ ближнему, какъ къ самому себѣ (Матѳ. 22, 36-40; Мар. 12, 28-31). Исполняя эти заповѣди, т. е. любя Бога всѣмъ сердцемъ и всею душею и ближняго, какъ самого себя, и облекаясь, такъ сказать, въ любовь, эту совокупность совершенства, по словамъ апостола Павла (Кол. 3, 14), христіанинъ и можетъ достигнуть нравственнаго совершенства или святости. Безъ этой же святости, какъ говоритъ апостолъ Павелъ, никто не увидитъ Господа (Евр. 12, 14), т. е. никто не получитъ царства небеснаго, гдѣ самымъ высшимъ источникомъ блаженства праведныхъ и святыхъ будетъ лицезрѣніе Самого Бога.

Если же христіанинъ не будетъ хранить нравственной чистоты, полученной при крещеніи, и будетъ проводить грѣховную жизнь, не заботясь при этомъ объ очищеніи себя отъ грѣховъ чрезъ искреннее покаяніе, и если онъ, вмѣсто того, чтобы стремиться къ нравственному совершенству, къ святости, исполняя заповѣди о любви къ Богу и къ ближнему, будетъ жить только для себя, для своего удовольствія, забывая и Бога, и ближняго, и вмѣсто любви питая даже вражду къ ближнему, то такой христіанинъ не можетъ надѣяться на полученіе царства небеснаго, онъ не будетъ допущенъ въ царство небесное, и, какъ гость, осмѣлившійся явиться на брачный пиръ царскаго сына въ неприличной одеждѣ, будетъ выброшенъ во тьму внѣшнюю, мѣсто мученія грѣшниковъ, гдѣ будетъ онъ мучиться и сожалѣть, что по своей же собственной винѣ попалъ въ это мѣсто мученія.

Примите къ сердцу, православные христіане, глубоко-назидательный урокъ Христовой притчи, и не уподобляйтесь тому гостю, который явился на брачный пиръ царскаго сына въ неприличной одеждѣ, и не думайте, что вы, будучи христіанами только по имени, удостоитесь благъ небеснаго царства. Чтобы достигнуть царства небеснаго, вы должны быть христіанами не по имени только, но на самомъ дѣлѣ, т. е. должны прежде всего хранить въ себѣ нравственную чистоту, полученную при крещеніи, и затѣмъ стремиться къ нравственному совершенству, къ святости, исполняя правственный законъ, доколѣ не достигнете званія мужа совершеннаго, мѣры полнаго возраста Христова (Еф. 4, 13). Знайте, что за гробомъ поздно уже будетъ заботиться объ этомъ, какъ поздно было заботиться о перемѣнѣ одежды тому гостю, который явился на брачный пиръ царскаго сына въ неприличной одеждѣ, когда пиръ уже начался, и онъ, связанный по рукамъ и ногамъ, выброшенъ былъ во тьму внѣшнюю. Посему дѣлайте добрыя дѣла, пока еще продолжается день вашей жизни, и пока еще не наступила для васъ ночь, т. е. смерть, послѣ которой вы уже не будете имѣть возможности сдѣлать никакого добраго дѣла, хотя бы и сильно желали этого, поддерживайте въ себѣ нравственную чистоту чрезъ чистосердечное раскаяніе въ своихъ грѣхахъ, исправляйте свою жизнь теперь, пока еще есть время, такъ какъ за гробомъ не будетъ мѣста ни для покаянія, ни для исправленія.

 

С. В. В.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1889. № 42. С. 1257-1262.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: