Проповѣдническія темы въ недѣлю Сыропустную.

Въ недѣлю сыропустную, – послѣднюю приготовительную къ св. Четыредесятницѣ недѣлю, – самымъ благовременнымъ будетъ поученіе о постѣ. О постѣ говорится и въ воскресномъ литургійномъ чтеніи (Матѳ. 6, 14-21), какъ о добродѣтели, которою необходимо христіанину украшаться на ряду съ незлобіемъ и милостынею; и въ апостольскомъ чтеніи на литургіи слышимъ мы призывы къ посту (Римл. 13, 11-14; 14, 1-4).

При составленіи миссіонерскаго поученія о постѣ, необходимо имѣть въ виду, что сектантами или отвергается тѣлесный постъ, или отрицаются ими собственно посты, установленные Православною Церковію. А потому въ первой части и миссіонерскаго поучеиія о постѣ слѣдуетъ раскрыть, на основаніи Свящ. Писанія, что истинный христіанскій постъ, съ одной стороны, – духовный подвигъ искорененія грѣховныхъ склонностей и усовершенствованія въ добродѣтеляхъ, а съ другой стороны, постъ есть тѣлесное воздержаніе не отъ запрещеннаго только Богомъ, но и отъ того, что позволено человѣку. Во второй части миссіонерскаго поученія о постѣ необходимо доказать, на основаніи свидѣтельствъ Свящ. Писанія, апостольскую древность постовъ, установленныхъ Православною Церковію.

Что постъ христіанскій есть духовный подвигъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ Свящ. Писаніе въ тѣхъ изреченіяхъ, въ которыхъ говорится, что цѣлью поста является борьба съ діаволомъ, подавленіе страстей, возвышеніе духа и приближеніе его къ Богу и дѣла милосердія (Матѳ. 6, 16-18; Марк. 9, 29; Гал. 5, 24, ср. Исаіи 58, 3-4. 6-7). Но для того, чтобы перестать грѣшить, по свидѣтельству ап. Петра, надо страдать и плотію (1 Петр. 4, 1). Это страданіе плотію постящійся и выражаетъ или въ полномъ воздержаніи отъ пищи, по примѣру Господа Іисуса Христа (Лук. 4, 2) и другихъ великихъ постниковъ (Исх. 34, 28; 2 Цар. 3, 35; 3 Цар. 19, 8; Дѣян, 9, 9), или же въ воздержаніи отъ извѣстнаго рода пищи (Быт. 2, 16. 17; Дан. 10, 2-3; Матѳ. 3. 4; Дѣян. 9, 9; 10, 30; 13, 2. 3; 14, 23). Для упражненія въ тѣлесномъ постѣ св. ап. Павелъ еще заповѣдуетъ мужу и женѣ «на время уклоняться другъ отъ друга» (1 Кор. 7, 5). Вотъ въ чемъ состоитъ тѣлесный постъ, принятый Православной Церковію. Такой именно постъ лучше всего ведетъ къ подавленію грѣха, царствующаго не въ душѣ только, но и въ тѣлѣ (Римл. 6, 12) и вообще къ христіанскому совершенству. Наоборотъ, невоздержаніе въ пищѣ, питьѣ и т. п. бываетъ причиною многихъ бѣдствій и пороковъ, оскорбляющихъ Бога, и вредитъ спасенію души (Лук. 6, 25; 12, 19-20; Іак. 4, 1; Гал. 5, 19-21 и др.).

Давая заповѣди о тѣлесномъ постѣ, Господь Іисусъ Христосъ предостерегалъ Своихъ послѣдователей отъ лицемѣрнаго фарисейскаго поста (Матѳ. 6, 16-18). Слова Спасителя: «Не то, что входитъ въ уста, оскверняетъ человѣка» (Матѳ. 15, 11) нельзя понимать въ томъ смыслѣ, будто бы Христосъ не налагаетъ на людей воздержанія въ пищѣ. Здѣсь рѣчь идетъ не о постѣ, а о соблюденіи фарисейскаго преданія относительно вкушенія пищи неумытыми руками. Точно также нельзя понимать и словъ св. ап. Павла: «Пища не приближаетъ насъ къ Богу» (1 Кор 8, 8) въ томъ смыслѣ, будто, по Аностолу, никакого поста (воздержанія въ пиіцѣ) не надо; великій Апостолъ говоритъ только о безразличіи пищи самой по себѣ. О своемъ же постѣ тотъ же Апостолъ пишетъ: «Былъ часто въ постѣ» (2 Кор. 11, 27), «являемъ себя въ постахъ» (2 Кор. 6, 5). Желающій правильно понять ученіе св. ап. Павла о пищѣ не долженъ упускать изъ виду того, что ему приходилось разъяснять вопросы о пищѣ или ядущимъ идоложертвенное (1 Кор. 8 гл.), или тѣмъ, которые держались еретическихъ взглядовъ на тѣло, какъ злое начало, и потому старались умерщвленіемъ тѣла скорѣе освободить духъ отъ узъ этого злого начала (Кол. 2, 8. 16-23).

Установленные Православною Церковію посты находятъ оправданіе въ слѣдующихъ указаніяхъ Свящ. Писанія. Въ среду и пятницу христіане постятся, какъ Господь предсказалъ, въ воспоминаніе того, что Христосъ отнятъ былъ отъ апостоловъ: въ среду преданъ, и въ пятницу – распятъ (Лук. 5, 35). Великій постъ или Четыредесятница установленъ въ подражаніе 40-дневному посту Спасителя (Лук. 4, 2; 1 Петр. 2, 21). Петро-Павловскій постъ – въ память поста св. апостоловъ, по сошествіи на нихъ Св. Духа, предъ выступленіемъ на всемірную проповѣдь (Дѣян. 13, 2). Успенскій постъ – установленъ въ напоминаніе о будущемъ преображеніи нашихъ тѣлъ, подобно тѣлу Спасителя во время преображенія на горѣ Ѳаворъ (Матѳ. 17, 2; Фил. 3, 21), и въ воспоминаніе Успенія Богоматери. Въ приведенныхъ указаніяхъ Свящ. Писанія даются только основанія для принятыхъ Православною Церковію постовъ, а самая продоллгителыіость этихъ постовъ, образъ пощенія и связанныя съ постами богослужебныя особенности развились не сразу – при апостолахъ, а постепенно въ послѣдующіе первые вѣка христіанства, свѣдѣнія о чемъ проповѣдникъ найдетъ въ исторіи православнаго богослуженія, въ твореніяхъ св. отцовъ Церкви и въ исторіи христіанской Церкви. Напримѣръ, о постѣ св. Четыредесятницы говорится въ 69 Апост. Правил. и въ твор. св. Игнатія Богописца (2 вѣка), о Петровомъ постѣ въ 5 кн. «Постановленій апостольскихъ» и т. д.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1913. № 6. Ч. Неофф. C. 191-194.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: