Проповѣдническія темы на недѣлю Св. Пятидесятницы.
Въ евангельскомъ чтеніи недѣли Пятидесятницы содержится бесѣда Господа Іисуса Христа, сказанная въ послѣдній (восьмой) день великаго іудейскаго праздника кущей (Іоан. VII, 37-52; VIIІ, 12), а въ апостольскомъ чтеніи – повѣствованіе о сошествіи Св. Духа на апостоловъ (Дѣян. Ап. II, 1-11).
1. Господь Іисусъ Христосъ въ бесѣдѣ въ праздникъ кущей возвѣстилъ вѣрующимъ въ Него обѣтованіе даровъ Св. Духа (Іоан. VII, 38-39). Это обѣтованіе Христово исполнилось въ 50 день по воскресеніи Христовомъ, когда Духъ Святый въ видѣ огненныхъ языковъ сошелъ на всѣхъ апостоловъ (Дѣян. Ап. II, 3-4); – даръ Духа Святаго получили въ тотъ же день и три тысячи душъ, увѣровавшихъ во Христа вслѣдствіе апостольской проповѣди и крестившихся (ст. 37, 38, 41).
Бесѣда Господа Іисуса Христа въ праздникъ кущей вызвала въ народѣ разныя сужденія о Христѣ: многіе стали говорить: «это воистину пророкъ» (Іоан. VII, 40-43), а фарисеи, ожесточенные въ своемъ невѣріи, сдѣлали распоряженіе схватить Іисуса Христа; но слуги, посланные ими для исполненія этого порученія, плѣнились высокимъ ученіемъ Христовымъ, за что получили строгій выговоръ со стороны фарисеевъ, выразившихъ укорительное замѣчаніе и сочлену синедріона – Никодиму, тайному ученику Христову, высказавшему справедливое слово въ защиту Его (44-52). Неодинаковое также впечатлѣніе произвела на народъ въ день сошествія Св. Духа на апостоловъ проповѣдь ихъ на разныхъ языкахъ, «какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать» (ст. 4): одни изъ слушателей въ недоумѣніи говорили: «что это значитъ?» а другіе – насмѣхались, издѣваясь надъ явленіемъ, которое должно было вызывать благоговѣніе (ст. 12-13). Господу Іисусу Христу извѣстна была ненависть къ Нему фарисеевъ, не скрыто было отъ Божественнаго всевѣдѣнія Его и безумство издѣвавшихся надъ «даромъ языковъ» ниспосланнымъ св. апостоламъ въ день Пятидесятницы; но Сыну Божію была дорога вѣра въ Него людей съ простымъ сердцемъ, какъ тѣ слуги, которыхъ послали фарисеи, чтобы схватить Іисуса, – людей, съ умиленіемъ души внимающихъ проповѣдникамъ Божественной истины. «Я свѣтъ міру; кто послѣдуетъ за Мною, тотъ не будетъ ходитъ во тьмѣ, но будетъ имѣть свѣтъ жизни» – такими словами Христовыми заканчивается евангельское чтеніе въ Пятидесятницу, и въ этихъ словахъ заключается главная мысль, какъ евангельскаго, такъ и апостольскаго чтеній, предлагаемыхъ св. Церковію для нашего назиданія въ день Пятидесятницы. Эту мысль проповѣднику, прежде всего, и слѣдуетъ раскрыть въ своемъ поученіи на праздникъ св. Пятидесятницы. На многопоучительныхъ страницахъ исторіи распространенія въ мірѣ евангелія Христова проповѣдникъ найдетъ для назиданія своихъ слушателей много примѣровъ, ясно показывающихъ, что, кто послѣдовалъ за Христомъ, тотъ обрѣлъ истинный свѣтъ жизни, а всѣ противники Христа ходили прежде, какъ и нынѣ ходятъ въ глубокой тьмѣ.
2. Обѣтованіе Христово о ниспосланіи вѣрующимъ въ Него даровъ Духа Святаго, выраженное въ 38-39 ст. VII гл. Іоанна, вызываетъ вопросъ: «какъ мы нынѣ получаемъ дары Духи Свящаго?» На поставленный вопросъ православный катихизисъ даетъ вполнѣ достаточный для проповѣдническаго назиданія слѣдующій отвѣтъ: чрезъ усердную молитву и чрезъ таинства»; только, конечно, этотъ отвѣтъ въ проповѣди требуется раскрыть полнѣе.
3. Насиліе, которое хотѣли совершить надъ Іисусомъ Христомъ невѣрующіе въ Него фарисеи (ст. 44), является вѣковѣчнымъ примѣромъ того, что, гдѣ невѣріе не успѣваетъ достигнуть своихъ цѣлей, тамъ оно дѣйствуетъ насиліемъ. Сколько подобныхъ примѣровъ привести можетъ проповѣдникъ не только изъ священной и церковной исторіи, а изъ современной жизни! Наше святое православіе тѣмъ и привлекательно въ высокой степени, что оно строго осуждаетъ всякое религіозное насиліе. Инославіе, допускающее религіозное насиліе, этимъ самымъ полагаетъ мрачную тѣнь на проповѣдуемое имъ христіанство. А насиліе невѣрія только показываетъ полную его несостоятельность.
4. Слова служителей фарисеевъ: «Никогда человѣкъ не говорилъ такъ, какъ этотъ человѣкъ» (ст. 46) можно положить въ основаніе проповѣди о высокомъ превосходствѣ евангельскаго ученія предъ всякимъ другимъ религіознымъ ученіемъ. На эту тему необходимо говорить проповѣднику особенно въ настоящее время, когда и въ разговорахъ слышатся, и въ печати разглашаются мысли о томъ, что, будто бы, всѣ вѣры одинаковы, что, будто бы, и Христосъ, и Будда, и Конфуцій, и другіе основатели религій имѣютъ одинаковое достоинство.
5. Вь день сошествія Св. Духа на апостоловъ вполнѣ открылась жизнь и дѣятельность основанной Господоиъ Іисусомъ Христомъ Церкви. Православное ученіе о Церкви Христовой и о пребываніи въ ней благодати Святаго Духа – вотъ главнѣйшій предметъ проповѣди въ праздникъ св. Пятидесятницы. Православное ученіе о Церкви Христовой извращается въ настоящее время не однимъ инославіемъ, а и заблужденіями сектантствующихъ. А потому проповѣдническая тема о Церкви Христовой и о пребываніи въ ней благодати Святаго Духа можетъ быть разработана въ миссіонерскомъ духѣ.
6. Сошествіе Святаго Духа на апостоловъ, по истолкованію Св. Церкви, является найяснѣйшимъ откровеніемъ таинства Пресвятыя Троицы: Бога Отца, пославшаго Святаго Духа, Бога Сына Іисуса Христа, умолившаго Отца о посланіи Духа Святаго, и Бога – Святаго Духа, сошедшаго въ видѣ огненныхъ языковъ. Посему то и день св. Пятидесятницы иначе называется Троицынымъ днемъ. Какъ будетъ благовременно въ этотъ великій праздничный день раскрыть въ проповѣди православное ученіе о Пресвятой Троицѣ!
7. Сошествіе Св. Духа на апостоловъ для нихъ явилось особеннымъ даромъ Божіимъ, необходимымъ имъ, какъ всемірнымъ проповѣдникомъ евангелія; огненные языки изображали силу и свойства апостольской проповѣди. А какіе дары Духа Святаго получаемъ мы – христіане? – вотъ вопросъ для проповѣди. Вь «Православномъ исповѣданіи каѳолической и апостольской Церкви Восточной» на этотъ вопросъ (73) дается отвѣтъ: «Даровъ Духа Святаго седмь» (Апок. 4, 5; Исаіи 11, 2. 3). Первый даръ Духа Святаго есть мудрость, сходящая свыше (Іак. 3, 17); второй даръ – даръ разума, или разумѣнія тайнъ и воли Божіей (Лук. 24, 25; Гал. 3, 3; 2 Тим. 2, 7); третій – даръ совѣта, содѣйствующій къ прославленію Бога и спасенію человѣческой души и согласующійся съ истиною (Пс. 1, 1; 32, 10): четвертый, даръ – крѣпость, или твердость и мужество въ вѣрѣ, чтобы противостоять различнымъ искушеніямъ (Ефес. 6, 14-17); пятый даръ Духа Святаго – вѣдѣніе, или познаніе, направленное къ тому, чтобы узнать волю Божію или Законъ Божій (Пс. 78, 6); шестой даръ Духа Святаго – благочестіе (Матѳ. 15, 8; 1 Тим. 4, 8); седьмой даръ – страхъ Божій (Пс. 21, 24; 33, 10). Подаются намъ нынѣ и чрезвычайные дары Духа Святаго въ многочисленныхъ благодатныхъ исцѣленіяхъ отъ святыхъ мощей, въ чудотвореніяхъ отъ святыхъ иконъ; безъ благодати Св. Духа мы не можемъ совершить ни одного добраго дѣла: «Богъ производитъ въ насъ и хотѣніе, и дѣйствіе по Своему благоволенію» (Филипп. 2, 13). Самъ Духъ Святый помогаетъ намъ и молиться какъ должно (Римл. 8, 26), награждая насъ во время молитвы и послѣ нея неземною радостію и душевнымъ міромъ.
8. Съ перваго же дня вполнѣ открывшейся на землѣ Церкви Христовой изъ широкихъ «вратъ ада» вышли противники Церкви Христовой въ лицѣ тѣхъ кощунниковъ, которые насмѣхались надъ св. апостолами, заговорившими разными языками. На всемъ протяженіи жизни Церкви Христовой отъ дня сошествія Св. Духа и до настоящаго времени «врата адовы» противостоятъ Церкви Христовой. Но о Церкви сказалъ Христосъ Господь: «Я создамъ Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея» (Матѳ. 16, 18). Вѣруемъ, что не разрушится Вселенская Христова Церковь; но Господь можетъ попустить, по грѣхамъ христіанъ, разореніе Церкви Божіей въ томъ или другомъ мѣстѣ. На православную русскую Церковь въ переживаемые дни изъ «вратъ адовыхъ» выступили многочисленныя полчища разрушителей. Долгъ проповѣдника призвать слушателей въ день Сошествія Духа къ усердной молитвѣ, чтобы Царь Небесный очистилъ души всѣхъ православныхъ русскихъ людей отъ всякой грѣховной скверны, дабы сохранилось въ нашей землѣ Царство Христово – Св. Церковь Христова – непреоборимымъ отъ козней вражіихъ. Всѣ эти мысли можно развить въ проповѣди на тему: «Св. Церковь Христова и врата адовы».
«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 21. Ч. Неофф. С. 492-496.