Замѣтка: Вторая вселенская родительская суббота.

Вторая вселенская родительская суббота бываетъ наканунѣ дня Пресвятыя Троицы и обыкновенно называется Троицкою. Какъ первая вселенская родительская суббота положена за недѣлю до св. Четыредесятницы, такъ вторая упреждаетъ недѣлею постъ апостольскій.

Въ субботу Троицкую предъ недѣлею Пятидесятницы Церковь призываетъ насъ со временъ апостольскихъ совершать поминовеніе всѣхъ отъ вѣка усопшихъ благочестивыхъ. праотецъ, отецъ и братій нашихъ, потому что въ деер Пятидесятницы запечатлѣлось искупленіе міра, освятительно-совершительною силою Животворящаго Пресвятаго Духа, которая благодатно и спасительно простирается на живущихъ и умершихъ. Ибо Господь Спаситель, «во адъ сошедый и вереи вѣчныя сокрушивый», явился Великимъ Помощникомъ всѣмъ грѣшникомъ. Посему Церковь въ субботу предъ Пятидесятницею, представляющею первый день открывшагося во всей силѣ царства Христова и, по выраженію Церкви, изряднѣе призывающею насъ къ молитвамъ «о своихъ грѣхахъ и о людскихъ невѣдѣніяхъ», ходатайствуя о собраніи всѣхъ въ Царство Христово; молясь объ искупленіи Живыхъ – «возвратить плѣненіе душъ ихъ», «приноситъ молитвенныя очищенія» и о душахъ прежде усопшихъ и проситъ упокоить ихъ на мѣстѣ прохлажденія, «яко не мертвіи восхвалятъ Тя, Господи, ниже сущій во адѣ исповѣданіе дерзнутъ принести Тебѣ; но мы живіи благословимъ Тя и молимъ и жертвы приносимъ Тебѣ о душахъ ихъ».

Начало установленія Троицкой родительской вселенской субботѣ относится къ древнимъ временамъ христіанства. Какъ объ установленіи мясопустной родительской субботы сказано, что «божественные отцы пріяли ее отъ священныхъ апостоловъ»: такъ должно сказать и о происхожденіи Троицкой родительской субботы. Въ словахъ апостола Петра, произнесенныхъ имъ въ день Пятидесятницы, есть важное указаніе на начало обычая поминать умершихъ въ Пятидесятницу; ибо апостолъ говоритъ о воскресшемъ Спасителѣ, егоже Богъ воскреси, разрѣшивъ болѣзни смертныя, – расторгнувъ узы смерти (Дѣян. ІІ, 24). Равно и въ Постановленіяхъ Апостольскихъ есть указаніе на основаніе древняго обычая поминать умершихъ во дни Пятидесятницы. Тамъ говорится, что апостолы, исполнясь Св. Духа въ Пятидесятницу; проповѣдали іудеямъ и язычникамъ Господа Іисуса Христомъ Божіимъ, Судіею живыхъ и мертвыхъ. Въ IV вѣкѣ Василій Великій въ молитвахъ своихъ, нынѣ читаемыхъ въ Пятидесятницу; присоединилъ и моленіе о усопшихъ въ вѣрѣ братіяхъ. Въ одной изъ сихъ молитвъ онъ говоритъ: «упокой, Господи, души рабовъ Твоихъ, прежде усопшихъ отецъ и братій нашихъ, и прочихъ сродниковъ по плоти, и всѣхъ своихъ въ вѣрѣ, о нихъ же и память творимъ нынѣ». (Дни Богослуженія, прот. Гр. Дебольскаго).

«Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости». 1892. № 10. Отд. Неофф. С. 291-292.

 

⸭    ⸭    ⸭

Чинъ поминовенія усопшихъ, совершаемый въ Троице-Сергіевой Лаврѣ.

 

По уставу св. Православной церкви въ субботу, передъ праздникомъ св. Пятидесятницысо, вершается поминовеніе скончавшихся правосланыхъ христіанъ. Въ Троице-Сергіевой Лаврѣ, согласно древнему обычаю, вселенская паннихида совершается не въ субботу, а наканунѣ, т. е. въ пятницу, послѣ вечерни въ Троицкомъ соборѣ. Поминовеніе усопшихъ совершается по древнему помяпнику по особому чину, при чемъ читаются слѣдующія умилительныя молитвы:

«Помяни Господи всѣхъ, иже отъ вѣка и до нынѣ рабовъ твоихъ во истиннѣй вѣрѣ и упованіи на милосердіе Твое преставльшихся и елика въ житіи семъ согрѣшиша словомъ, дѣломъ, помышленіемъ и всякимъ чувствомъ душевнымъ, тѣлеснымъ, волею или неволею, въ вѣдѣніи и невѣдѣніи, прости имъ и отъ всякія вины разрѣши ихъ и упокой души ихъ, идѣже присѣщаетъ свѣтъ Лица Твоего.

Помяни Господи усопшихъ рабовъ Твоихъ Благочестивыхъ Императоровъ, Императрицъ, Царей, Царицъ, Благовѣрныхъ Великихъ Князей и Великихъ Княгинь и Книженъ, Царевичей и Царевенъ, наипаче же миру святыя Церкве и благому жительству человѣческому споспѣшествовавшихъ...

Помяни Господи усопшихъ рабовъ Твоихъ... во всякомъ начальствѣ и власти и служеніи блага ради общаго потрудившихся, православныхъ воиновъ, гражданъ, поселянъ и всѣхъ христіанъ въ православной вѣрѣ и покаяніи скончавшихся...

Помяни Господи усопшихъ рабовъ Твоихъ плодоносившихъ и добродѣявшихъ во святыхъ Твоихъ Церквахъ и въ обители Преподобнаго Сергія, и создателей обители сея, и отцовъ, и братій нашихъ служившихъ во обители Преподобнаго Сергія, миловавшихъ нищія, посѣщавшихъ больныя, защищавшихъ немощныя, подвизавшихся за правду и всѣхъ заповѣдавшихъ молитися о нихъ...

Упокой Господи души усопшихъ рабовъ Твоихъ, внезапною или нужною смертію скончавшихся и предсмертнаго покаянія и причащенія святыхъ таинъ напутствія не сподобившихся, яко болѣзнію умъ и память отъемлещею, пораженныхъ, или на брани убіенныхъ, отъ разбойниковъ и навѣтниковъ разными образы жизни лишенныхъ, отъ грома, отъ огня, отъ жара, отъ мраза, отъ ярости звѣрей, отъ скотовъ умершихъ, утопшихъ, по бѣдственной смерти погребенія лишенныхъ, сироты, нищія и младенцы отъ одиночества и неизвѣстности не имѣющихъ ближняго молящагося за нихъ. Помяни ихъ Самъ Господи, вѣдый коегождо имя и душевную потребу, и даруй имъ очищеніе и прощеніе, и миръ, и ослабленія сподоби ихъ, непобѣдимою силою Животворящаго Креста и молитвами Пресвятыя Богородицы и всѣхъ святыхъ».

На этой же паннихидѣ іеромонахами и іеродіаконами читаются лаврскіе синодики. Обычный запѣвъ: «Покой Господи души усопшихъ рабъ Твоихъ» чередуется съ стихомъ: «Дивенъ Богъ во святыхъ Своихъ Богъ Израилевъ». Паннихида эта продолжается около двухъ часовъ и ее совершаетъ обыкновенно о. намѣстникъ лавры съ братіей.

 

«Московскія Церковныя Ведомости». 1895. № 22. С. 211-212.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: