Проповѣдническія темы на 3-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Св. Церковь, воспитывая чадъ своихъ, какъ членовъ Царствія Божія, во 2-ю недѣлю по Пятидесятницѣ предложила имъ поучительный евангельскій примѣръ того, съ какою готовностію должно отзываться на спасительные призывы Божіи. Въ настоящій воскресный день, 3-й по Пятидесятницѣ, Церковь преподаетъ своимъ чадамъ наставленіе Господа Іисуса Христа о томъ, какъ они должны относиться къ вещественнымъ своимъ нуждамъ, исполняя заповѣдь: «Ищите прежде Царствія Божія и правды Его» (Матѳ. VІ, 22-33).

1. Въ нашъ вѣкъ, – вѣкъ господства практическаго матеріализма въ средѣ православнаго общества, – какъ необходимо проповѣдническое разъясненіе наставленія Іисуса Христа объ отношеніи христіанъ къ вещественнымъ своимъ нуждамъ! Господь Іисусъ Христосъ, призывая людей въ Царствіе Божіе, не воспрещаетъ имъ всякую заботу объ удовлетвореніи своихъ вещественныхъ нуждъ. Христосъ не требуетъ отъ насъ, чтобы мы совсѣмъ оставили всякій трудъ для снисканія себѣ необходимаго пропитанія, одежды и для удовлетворенія другихъ насущныхъ вещественныхъ нуждъ. Христосъ заповѣдуетъ намъ только, чтобы мы свой трудъ не дѣлали источникомъ исключительно матеріальнаго обезпеченія и не давали житейскимъ заботамъ поглотить насъ настолько, что уже не остается у насъ возможности стремиться къ высшимъ духовнымъ цѣлямъ, – къ тому, чтобы достигнуть высшаго нравственнаго совершенства и уподобленія своему первообразу – Богу.

Какъ же намъ исполнить эту заповѣдь Христову? Необходимо, прежде всего, имѣть правильный взглядъ на вещественныя наши нужды. Господомъ дарованъ человѣку духовный свѣтильникъ – умъ, и намъ должно заботиться, чтобы этотъ свѣтильникъ нашей жизни былъ всегда свѣтелъ, здравъ, благонастроенъ (Матѳ. VІ, 22-23). Умъ для души то же, что глазъ для тѣла. Чистый, не засоренный, неповрежденный, вообще здоровый глазъ ясно видитъ и различаетъ предметы. Свѣтлый, здравый, не потемненный страстями умъ оказываетъ доброе вліяніе на духовную жизнь и нравственное поведеніе человѣка, отражаясь на сердцѣ, на волѣ, на воображеніи, на совѣсти и на всѣхъ внѣшнихъ чувствахъ человѣка. Въ противномъ случаѣ все будетъ не въ порядкѣ.

Человѣкъ съ неповрежденнымъ, здравымъ умомъ ясно сознаетъ несовмѣстимость служенія Богу истинному и мамонѣ – идолу, измышленному страстію преклоненія предъ земными сокровищами (– ст. 24). Человѣкъ съ здравымъ умомъ также ясно сознаетъ, что душа больше тѣла и духовныя потребности выше и важнѣе потребностей тѣлесныхъ (ст. 25). Для здраваго ума человѣка, при свѣтѣ вѣры въ Бога Творца и Всеблагого Промыслителя, очевидна любовь Божія, простирающаяся на низшихъ тварей, тѣмъ болѣе попечительная о высшемъ созданіи – человѣкѣ (ст. 26).

Если же человѣкъ помрачитъ или погаситъ богодарованный ему свѣтильникъ жизни, то онъ дойдетъ до полнаго безразсудства, стараясь добиться невозможнаго, въ родѣ, напримѣръ, того, чтобы прибавить себѣ роста на одинъ локоть (ст. 27). Такой человѣкъ осуетится въ своихъ заботахъ настолько, что всю жизнь свою наполнить безпокойными думами о пищѣ, питьѣ, одеждѣ (ст. 28-30). Такое настроеніе духа свойственно язычникамъ, не знающимъ ни благости истиннаго Бога, ни вѣчной жизни, а не послѣдователямъ Христовымъ, для которыхъ открыто все богатство любви и милостей Божіихъ, которые вѣруютъ, что Отецъ Небесный Самъ знаетъ всѣ наши нужды, знаетъ, кому, когда и чѣмъ помочь (31-32).

Заключаетъ Господь Іисусъ Христосъ наставленіе объ отношеніи послѣдователей Своихъ къ вещественнымъ нуждамъ жизни такими словами: «Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и это все приложится вамъ» (ст. 33). Искать прежде Царствія Божія значитъ – прежде всякой заботы о житейскомъ и временномъ желать быть членомъ Царствія Божія, здѣсь – на землѣ вѣрнымъ членомъ Церкви Христовой, а въ вѣчности – наслѣдникомъ Царства Небеснаго. Ищетъ Царствія Божія тотъ, кто право и искренно вѣруетъ въ Іисуса Христа, надѣется на Него и живетъ по ученію Его. Искать правды Его или оправданія, значитъ тоже, что исполнять законъ Христовъ, быть праведнымъ, благочестивымъ. И это все, т. е. всѣ необходимыя для человѣческой жизни вещественныя блага, приложится вамъ, т. е. дадутся какъ бы въ придачу, какъ и св. апостолъ Павелъ говоритъ: «благочестіе полезно и для настоящей и будущей жизни» (1 Тим. IV, 8).

Въ заключительной части поученія проповѣдникъ можетъ указать на забвеніе заповѣди Христовой – «Ищите прежде Царствія Божія и правды Его»... тѣми христіанами, которые цѣлію своей жизни ставятъ земныя стяжанія и во всю свою жизнь заняты поглощающими ихъ заботами о пищѣ, питьѣ, одеждѣ и т. п. Очевидно «духовный свѣтильникъ» жизни – умъ такихъ христіанъ помраченъ страстію къ земнымъ стяжаніямъ, и они служать мамонѣ, а не Богу. Долгъ проповѣдника просвѣтить людей съ такимъ помраченнымъ умомъ силою благодатнаго слова Христова.

2. Въ апостольскомъ чтеніи 3-й недѣли по Пятидесятницѣ предлагается наставленіе св. ап. Павла о плодахъ оправданія вѣрою въ Господа Іисуса Христа (Римл. V, 1-10). Св. ап. Павелъ исчисляетъ плоды вѣры въ Господа Іисуса Христа въ такомъ порядкѣ: «оправдавшись вѣрою, мы имѣемъ»: а) миръ съ Богомъ (ст. 1), б) сыновній доступъ къ благодати Божіей и несомнѣнную надежду на будущую вѣчную славу и блаженство (ст. 2), в) благодушіе въ скорбяхъ (ст. 3-4), изліяніе Духомъ Святымъ любви Божіей въ сердца человѣческія (ст. 5) и г) увѣренность въ спасеніи чрезъ Іисуса Христа, въ силу крестныхъ заслугъ Его (ст. 6-10). Апостольское указаніе плодовъ истинной вѣры въ Іисуса Христа даетъ основаніе поставить для проповѣди такой вопросъ: «всякая ли вѣра, называемая христіанскою, одинаково правильна, т. е. оправдываетъ насъ предъ Богомъ?» Вопросъ этотъ изъ числа миссіонерскихъ вопросовъ. На поставленный вопросъ проповѣдникъ прежде всего даетъ прямой отвѣтъ: истинная христіанская вѣра одна, ибо «развѣ раздѣлился Христосъ?» (1 Кор. I, 13). «Одинъ Господь, одна вѣра», – говоритъ тотъ же св. ап. Павелъ (Ефес. IV, 5). Далѣе проповѣднику необходимо раскрыть слѣдующія мысли: а) истинная христіанская вѣра не состоитъ только въ признаніи умомъ, что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій, ибо Іисуса исповѣдывали Сыномъ Божіимъ и бѣсы (Матѳ. VIII, 28. 29; Лук. ІV, 33. 34), но апостолъ Іаковъ не считаетъ эту вѣру бѣсовъ истинною, говоря: «бѣсы вѣруютъ и трепещутъ» (II, 19). б) Истинная христіанская вѣра познается по тѣмъ плодамъ, исчисленнымъ св. апостоломъ Павломъ, какіе она производитъ въ сердцѣ вѣрующаго. в) Истинная христіанская вѣра, по свидѣтельству слова Божія, выражается въ дѣлахъ любви, а безъ нихъ она мертва (Іак. II, 20). г) Хранительницей единой истинной христіанской вѣры является православная Церковь. д) Отдѣлившіеся отъ православной Церкви общества и отдѣльные члены повреждаютъ единую истинную христіанскую вѣру и потому чрезъ вѣру свою не получаютъ оправданія предъ Богомъ. Въ заключеніе проповѣди необходимо напомнить православнымъ христіанамъ объ обязанности ихъ испытывать свои сердца, сохраняются ли въ нихъ плоды оправданія вѣрою въ Іисуса Христа, указанные св. ап. Павломъ.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 24. Ч. Неофф. C. 562-566.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: