Проповѣдническія темы на 2-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Недѣлею первою по Пятидесятницѣ св. Церковь заканчиваетъ богослужебный кругъ Цвѣтной Тріоди, обнимающій собою непрерывно слѣдующія священныя воспоминанія радостнѣйшихъ для христіанина событій, начиная съ воскресенія Христова и оканчивая сошествіемъ Св. Духа на апостоловъ. Со 2-й недѣли но Пятидесятницѣ св. Церковь переходитъ, такъ сказать, къ обычному кругу своей жизни, обнимающему 32 седьмицы, до начала богослужебнаго круга Постной Тріоди. Весь этотъ періодъ времени есть періодъ воспитанія Церковію своихъ чадъ, какъ членовъ Царства Божія на землѣ. Этой высокой цѣли служатъ и евангельскія и апостольскія чтенія, систематически распредѣляемыя по седьмицамъ. Предлагая повѣствованія о важнѣйшихъ событіяхъ изъ земной жизни Господа Іисуса Христа и Его наставленія, а также и наставленія апостольскія, св. Церковь напоминаетъ своимъ чадамъ о важнѣйшихъ обязанностяхъ, на нихъ лежащихъ, и ведетъ ихъ къ высшему духовному совершенству. Въ 17 воскресныхъ дней по Пятидесятницѣ читаются евангельскія зачала отъ Матѳея, а апостольскія – изъ посланій св. апостола Павла къ Римлянамъ, 1 и 2 къ Коринѳянамъ.

Въ евангельскомъ чтеніи 2-й недѣли по Пятидесятницѣ содержится повѣствованіе о призваніи къ апостольскому служенію Андрея и Петра (Матѳ. IV, 18-20), Іоанна и Іакова (-21-22 ст.) и о проповѣди Іисуса Христа въ Галилеѣ (ст. 23), а въ апостольскомъ чтеніи приводится наставленіе св. ап. Павла о Богѣ, какъ нелицепріятномъ Судіи всѣхъ людей, – іудеевъ и язычниковъ (Римл. II, 10-16).

1. Св. евангелистъ Матѳей повѣствуетъ о второмъ призваніи ко апостольскому служенію Андрея, Петра и Іоанна, происходившемъ при морѣ Геннисаретскомъ. У евангелиста Іоанна говорится, что сіи апостолы послѣдовали за Іисусомъ Христомъ еще по указанію Іоанна Предтечи на Іисуса Христа, какъ на Агнца Божія (Іоан. I, 35-42). Насладившись первыми бесѣдами съ Іисусомъ Христомъ, они опять удалидись въ свою родную Галилею и занялись прежнимъ промысломъ – рыболовствомъ. Блаженный Ѳеофилактъ такъ объясняетъ друкратное призваніе апостоловъ: «Когда Андрей и Петръ увидѣли, что Іоанна (Предтечу) связали, тогда опять возвратились къ прежней рыбарской жизни; теперь же Іисусъ, идя около моря, уловилъ ихъ, т. е. призвалъ ихъ быть «ловцами человѣковъ», и они тотчасъ, оставивъ, все, послѣдовали за Іисусомъ Христомъ и уже не оставляли Его». Разсказавши о призваніи Господомъ Іисусомъ Христомъ св. апостоловъ, проповѣдникъ можетъ поставить вопросъ: какъ нынѣ Господъ призываетъ людей къ послѣдованію за Христомъ? – Раскрывая этотъ вопросъ, проповѣдникъ, прежде всего, выясняетъ, что голосъ Божій, призывающій людей ко спасенію, постоянно раздается въ учрежденной Господомъ Іисусомъ Христомъ Церкви, которая является истинной хранительницей и истолковательницей Божественнаго Откровенія. Всѣ члены Церкви Христовой должны слышать спасительный призывъ Божій. Людямъ, не принадлежащимъ къ Церкви, нынѣ, можно сказать, во всемъ мірѣ проповѣдуется о Христѣ, значитъ и они слышать голосъ Божій, призывающій ихъ ко спасенію. Вѣщаетъ Господь людямъ о спасеніи и чрезъ внѣшнюю природу, ихъ окружающую, и чрезъ ихъ человѣческую природу. «Язычники, – говорится въ воскресномъ апостольскомъ чтеніи, – не имѣющіе закона, по природѣ законное дѣлаютъ,... они показываютъ, что дѣло закона у нихъ написано въ сердцахъ, о чемъ свидѣтельствуетъ совѣсть ихъ и мысли, то обвиняющія, то оправдывающія одна другую» (Римл. II, 14-15). Въ третьей части поученія на поставленный вопросъ проповѣдникъ можетъ показать, отчего голосъ Божій, призывающій людей ко спасенію, остается для большей части людей гласомъ въ пустынѣ. Разъясненіе этого глубоко прискорбнаго явленія можно дать частью на основаніи притчи Спасителя о Сѣятелѣ и сѣмени (Лук. VIII, 5-15), частію на основаніи апостольскаго ученія о поврежденности природы человѣческой (Римл. VII, 7-24), а частію на основаніи указанія св. ап. Іоанна Богослова, что Духу Божію всегда противится «духъ лестчъ» (1 Іоан. IV, 1).

2. Примѣръ св. апостоловъ, принесшихъ въ жертву послушанія Христу все то, что несовмѣстимо было съ ихъ новымъ назначеніемъ и призваніемъ, даетъ проповѣдническую тему и томъ, что каждому христіанину, призываемому къ вѣчному спасенію, надо бытъ готовымъ на всякіе труды ради Господа и самопожертвованіе. На эту тему проповѣднику необходимо говорить съ особеннымъ одушевленіемъ, которое въ данномъ случаѣ должно выражаться не столько въ краснорѣчіи, сколько въ той силѣ проповѣдническаго слова, которая въ наукѣ о проповѣдничествѣ называется помазаніемъ.

3. Призывая апостоловъ, Господь сказалъ имъ: «Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ». Быть «ловцами человѣковъ» значитъ возвѣщать людямъ ученіе Іисуса Христа, и симъ благовѣстіемъ, какъ бы мрежею, извлекать ихъ изъ моря суетной жизни и отвлекать отъ порочныхъ страстей и земныхъ попеченій. А кто нынѣ Богомъ призванные ловцы человѣковъ и кто самозванные? – вотъ вопросъ для проповѣднической бесѣды. Зсѣ истинные преемники апостоловъ, – пастыри и учители Церкви православной, – Богомъ избранные ловцы человѣковъ, а лжеучители, сектантскіе проповѣдники и другіе имъ подобные – являются самозванными ловцами человѣковъ. Образъ самозваннаго проповѣдника, вѣры представить можно въ проповѣднической бесѣдѣ на основаніи евангельскихъ и апостольскихъ предостереженій христіанамъ отъ лжеучителей и лжепророковъ (Матѳ. VII, 15-16; ХХIII, 13-15; XXIV, 24-27; 2 Петр. II, 1-3; 10-19; 1 Іоан. IV, 1. 3; Іуд. 4. 8. 10-16 и друг.). Православнымъ христіанамъ руководственнымъ правиломъ для различенія «ловцовъ человѣковъ» должно быть слѣдующее: кто закидываетъ сѣти съ корабля Церкви, тотъ закидываетъ ихъ для уловленія людей къ жизни вѣчной, а кто закидываетъ ихъ съ ладьи собственного суемудрія, вопреки Церкви, тотъ очевидно хочетъ уловлять людей для собственной цѣли. Подобные ловцы, по-видимому, ревнуютъ о чистотѣ религіозной истины и этимъ обольщаютъ многихъ. Въ дѣйствительности же эти ловцы увлекаютъ людей въ сѣти лжи и обмана. На первыхъ порахъ они даже, по-видимому, отличаются искреннею ревностію къ истинѣ и внѣшнимъ благочестіемъ, чѣмъ особенно прельщаютъ многимъ простецовъ. Но въ дальнѣйшей жизни, какъ показываетъ исторія, открывается, что ихъ ревность по вѣрѣ основывается на ихъ честолюбіи, а благочестивая жизнь ихъ – есть только призракъ. Такихъ непризванныхъ «ловцовъ человѣковъ» много развелось на Руси. И православному проповѣднику необходимо предостеречь простыя души, дабы не увязли онѣ въ сѣтяхъ, влекущихъ къ вѣчной погибели.

4. Возвѣщаемая въ воскресномъ апостольскомъ чтеніи истина о Богѣ, какъ нелицепріятномъ Судіи всѣхъ людей (Римл. II, 10-11), имѣетъ важное значеніе въ религіозно-нравственной жизни человѣка. Она служитъ основаніемъ достохвальныхъ христіанскихъ добродѣтелей: послушанія Богу и благоговѣнія предъ Его Божественными дѣлами, снисходительнаго сужденія о другихъ людяхъ, ибо кто вѣруетъ въ нелицепріятнаго Бога, тотъ вмѣстѣ съ ап. Петромъ признаетъ, что «во всякомъ народѣ боящійся Бога и поступающій по правдѣ пріятенъ Ему» (Дѣян. X, 35); вѣра въ нелицепріятнаго Бога побуждаетъ каждаго къ особой бдительности насъ самимъ собою, вызываетъ ревность къ дѣланію добра и вообще укрѣпляетъ человѣка въ борьбѣ съ разными трудностями на пути ко спасенію.

5. Словами св. ап. Павла: «Тѣ, которые подъ закономъ, по закону и осудятся» (Римл. II, 12) проповѣдникъ можетъ напомнить объ обязанности православныхъ христіанъ быть первыми по жизни людьми, образцовыми, примѣрными для другихъ. Если Господь будетъ судить іудеевъ по закону, въ которомъ уяснены были всѣ ихъ обязанности, то также будетъ судить нелицепріятный Господь и православныхъ христіанъ. Съ невѣдущаго закона меньше будетъ взыскано. По слову Спасителя, «рабъ, который зналъ волю господина своего, и не дѣлалъ по волѣ его, битъ будетъ много» т. е. наказанъ будетъ строго (Лук. ХII, 47). А вѣдь намъ – православнымъ открыта вся воля Божія, намъ данъ Божественный законъ жизни, поэтому мы и должны быть свѣтомъ міру, дабы не подвергнуться страшному осужденію Божію.

6. Свидѣтельство св. ап. Павла о томъ, что язычники будутъ судимы Господомъ не по писанному закону Божію, а по закону, положенному Богомъ на сердцахъ человѣческихъ, по закону совѣсти, проповѣдникъ можетъ положить въ основаніе поученія объ обязанности христіанина имѣть непорочную, чистую совѣсть. Совѣсть человѣческая можетъ заблуждаться и принимать ложныя направленія. Есть люди съ совѣстію ослѣпленною, принимающею зло за добро; у другихъ совѣсть притуплена, когда ими зло не считается зломъ; а у иныхъ немощная совѣсть, преувеличивающая грѣхъ и ослабляющая добродѣтель, или, наоборотъ, ослабляющая преступность грѣха и смотрящая на добродѣтель, какъ на нѣчто совершенно невозможное для человѣка. Въ нашъ вѣкъ, – вѣкъ насажденія свободы совѣсти, – проповѣднику весьма благовременно напомнить, что только чистая, непорочная предъ Богомъ совѣсть свободна, а для совѣсти ослѣпленной, притупленной и немощной должны быть положены необходимыя границы, по указанію слова Божія и истинной хранительницы и истолковательницы его – св. православной Церкви.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 23. Ч. Неофф. C. 539-544.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: