Проповѣдническія темы на 12-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.
1. Въ евангельскомъ чтеніи на литургіи въ 12-ю недѣлю по Пятидесятницѣ излагается бесѣда Господа Іисуса Христа съ богатымъ юношей о путяхъ къ вѣчной жизни (Матѳ. XIX, 16-22) и – наставленіе ученикамъ объ опасностяхъ богатства (ст. 23-26){1}.
Упоминаемый въ евангельскомъ чтеніи юноша не почелъ достаточнымъ одно свое личное мнѣніе относительно того, правильно ли онъ устрояетъ свое спасеніе, все ли дѣлаетъ, что нужно для спасенія, а вопросилъ Іисуса Христа: «Учитель благій! что сдѣлать мнѣ добраго, чтобы имѣть жизнь вѣчную» (ст. 16)? Примѣръ этотъ достоподражаемый! Проповѣдникъ, на основаніи этого евангельскаго примѣра, можетъ предложить поученіе, имѣющее миссіонерское значеніе, на тему о томъ, что христіане въ дѣлъ спасенія должны обратиться къ руководству Богомъ поставленныхъ учителей – пастырей Церкви. Не хотятъ этой истины знать наши сектанлы, которые «по своимъ прихотямъ избираютъ себѣ учителей,... и отъ истины отвращаютъ слухъ свой» (2 Тим. IV, 3. 4). Непризванные Богомъ сектантскіе учители распространяютъ душевредныя лжеученія. И хотя они стараются свои заблужденія обосновать на Евангеліи, но Евангеліе толкуютъ превратно, и на превратномъ толкованіи слова Божія строютъ не Божіе зданіе – Церковь святую, а хижину на пескѣ (Матѳ. VII, 23-27).
Но не одни только сектанты избѣгаютъ обращаться за руководствомъ въ дѣлѣ спасенія къ законнымъ учителямъ вѣры – пастырямъ; пастыри Церкви встрѣчаютъ себѣ противодѣйствіе въ дѣлѣ духовнаго руководства пасомыхъ и со стороны нѣкоторыхъ именующихся православными христіанами, а живущихъ по руководству знанія, общественнаго мнѣнія, принятыхъ обычаевъ и т. п. Такихъ противниковъ пастырямъ Церкви въ настоящее время развелось на Руси много. Потому-то особенно необходимой для нашего «лукаваго» времени и является настойчивая проповѣдь о томъ, какъ опасно христіанамъ въ дѣлѣ спасенія души уклоняться отъ руководства Богомъ поставленныхъ учителей вѣры (Еф. ІV, 11). Православные христіане должны твердо помнить, что главнымъ руководителемъ въ сужденіи о добрѣ и злѣ, о различіи грѣха отъ добродѣтели, лжи отъ истины, является Церковь, а ея органы въ семъ случаѣ суть пастыри, получившіе отъ нея законную власть питать ученіемъ истины ввѣренныя ихъ попеченію души. Слушающій ихъ слушаетъ Самого Христа, а отметающійся ихъ – отметается Самого Христа (Лук. X, 16).
2. Въ апостольскомъ чтеніи 12-й недѣли по Пятидесятницѣ преподается христіанамъ напоминаніе св. апостола Павла о необходимости твердаго убѣжденія въ истинахъ Евангелія (1 Кор. XV, 1. 2) и о возможности такого убѣжденія посредствомъ увѣренности въ воскресеніи Іисуса Христа (ст. 3-11). Напоминаніе св. апостола Павла о необходимости твердаго убѣжденія въ истинахъ Евангелія особенно необходимо для тѣхъ православныхъ христіанъ, отъ которыхъ требуются отвѣты вопрошающимъ о нашемъ упованіи (1 Петр. ІІІ, 15), а также и для тѣхъ православныхъ христіанъ, которые подвергаются искушеніямъ со стороны сектантовъ. По наставленію св. апостола Павла, только то ученіе вѣры должно признавать истиннымъ ученіемъ, которое согласно съ возвѣщеннымъ міру Евангеліемъ Христовымъ. А Христово Евангеліе, какъ и все Божественное Откровеніе, заключено въ свящ. Писаніи и свящ. Преданіи и сохраняется неизмѣнно св. Церковію. То ученіе вѣры, которое подтверждается свящ. Писаніемъ и свящ. Преданіемъ, согласно изъясненію св. Церкви, есть несомнѣнное Божественное ученіе; всякое же религіозное ученіе, построяемое или на одномъ свящ. Писаніи, истолковываемомъ по личному разумѣнію читателя, или на преданіи, выдаваемомъ за священное, но съ апостольскимъ преданіемъ несогласнымъ, должно признаваться религіознымъ заблужденіемъ. Общій поучительный урокъ изъ апостольскаго чтенія такой: только въ православной вѣрѣ спастись можно, такъ какъ вѣра эта основывается на истинномъ Божественномъ Откровеніи; а сектантскихъ лжеученій надо отрицаться, потому что эти лжеученія не почерпаютъ своего содержанія изъ источниковъ спасенія.
«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 33. Ч. Неофф. C. 778-781.
{1} Та же бесѣда Спасителя, по евангелію отъ Луки (ХVІІІ, 18-27), читается въ 30-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.