Проф. Василій Ѳедоровичъ Пѣвницкій – ПРЕДОСТЕРЕЖЕНІЕ ОТЪ СОБЛАЗНОВЪ.

Слово, сказанное въ церкви Кіево-Братскаго монастыря въ пятокъ первой недѣли Великаго поста (21 февраля 1903 года), на вечернемъ богослуженіи, извѣстномъ подъ именемъ пассіи.

 

Вси вы соблазнитесь о Мнѣ въ нощъ сію

(Матѳ. XXIV, 3).

Съ такимъ предостереженіемъ любовь Господа Іисуса Христа обратилась къ избраннымъ ученикамъ Его, наканунѣ дня Его страданій. Ученики преданы были своему Учителю и Господу; они послѣдовали за Нимъ, по Его призыву, оставивъ всѣ земныя попеченія. Внимая Его святому ученію, видя чудеса, Имъ совершаемыя, они полны были вѣры въ Его силу и могущество и въ Его чрезвычайное посланничество. Господь зналъ это, но вмѣстѣ Онъ зналъ и слабость человѣческую, часто не выдерживающую давленія соблазновъ и опасностей, увлекающихъ насъ съ пути долга, и со скорбію видѣлъ, что въ день, полный потрясеній и уничиженія Его величія, не устоятъ твердо въ преданности Ему тѣ, которыхъ Онъ приблизилъ къ себѣ и возлюбилъ болѣе другихъ. На дружеское замѣчаніе объ этомъ Спасителя наиболѣе рѣшительный и отличавшійся наибольшею крѣпостію характера ученикъ началъ претить Ему и смѣло и самонадѣянно заявлялъ Ему: аще и вси соблазнятся, о Тебѣ, азъ никогда же соблажнюся (Матѳ. XXVI, 33). Извѣстно, какъ обманчива оказалась такая самоувѣренность верховнаго изъ апостоловъ, въ виду опасности, ему угрожавшей: онъ не устоялъ въ твердомъ исповѣданіи имени своего Учителя и Господа, и многими горькими слезами оплакивалъ свое паденіе.

Если нужно было предостереженіе противъ соблазновъ апостоламъ, удостоеннымъ чрезвычайнаго избранія и особенной близости къ небесному Учителю, то тѣмъ болѣе оно необхидимо для насъ. Мы болѣе слабы и не можемъ равняться съ апостолами въ преданности Господу и Его святому закону.

И дано намъ это предостереженіе – дано въ Евангеліи, сохраняющемъ для насъ слова Господа, указующаго вѣрнымъ путь спасенія. Господь видѣлъ, какое множество соблазновъ будетъ угрожать на томъ пути Его послѣдователямъ, и видя силу этихъ соблазновъ надъ неутвердившеюся въ добрѣ нашею волею, Онъ изрекъ, въ услышаніе всѣхъ вѣковъ, слово предостерегающей любви, указующее на тѣ опасности, какимъ будетъ подвергаться вѣра и добродѣтель людей, живущихъ въ мірѣ. Горе міру отъ соблазнъ (говорилъ Онъ): нужда бо есть пріити соблазномъ (Матѳ. XVIII, 7)... Востанутъ лжехристи и лжепророцы, и дадятъ знаменія велія и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Марк. XIII, 22)... Тогда соблазнятся мнози (Матѳ. XXIV, 10). Блюдитеся, да не кто васъ прельститъ (Марк. XIII, 5).

Горе міру отъ соблазнъ! Соблазны въ духовно-нравственномъ мірѣ то же, что въ мірѣ вещественномъ вредныя испаренія, носящіяся въ воздухѣ и разносящія заразу, или тѣ, незримыя глазу, болѣзнетворныя существа, о которыхъ нынѣ такъ много говорятъ, которыя, проникая въ наше тѣло, поражаютъ его жизненную силу и доводятъ его до смерти. Отъ этихъ, незримыхъ глазу, воздушныхъ испареній или вредныхъ существъ происходятъ губителъныя болѣзни, отъ которыхъ страдаютъ и погибаютъ сотни и тысячи нашихъ собратій. И когда разражается надъ нами губительная болѣзнь, мы принимаемъ крайнія мѣры осторожности, чтобы предохранить себя отъ заразы и не дать ей овладѣть нашимъ хрупкимъ тѣлеснымъ составомъ. Но если мы боимся заразы тѣлесной, то какъ не бояться намъ заразы духовной, разносимой соблазнами, насъ окружающими? Эта зараза болѣе прилипчива и болѣе опасна для насъ, чѣмъ зараза тѣлесная. Отъ воздушной заразы страдаетъ тѣло, которому, все равно, рано или поздно нужно будетъ предаться тлѣнію, а отъ заразы, разносимой соблазнами, страдаетъ душа, искажается въ ней образъ Божій; она теряетъ чистоту свою, и гибнетъ въ ней то, что должно бы быть цѣлымъ на вѣки вѣчные. Заразивъ душу и предавъ ее гибельному вліянію, мы теряемъ все, что дорого для насъ, и дѣлаемся данниками смерти духовной, вѣчной.

Горе міру отъ соблазнъ! Не возможно есть не пріити соблазномъ (Лук. XVII, 1). Отъ чего? Есть врагъ у насъ, – врагъ злой, хитрый и коварный, – врагъ царства Божія. Онъ сѣетъ и распространяетъ соблазны для уловленія въ свои сѣти тѣхъ, кого Господь зоветъ ко спасенію. Издавна онъ враждуетъ противъ церкви Божіей и разнообразныя средства употребляетъ для совращенія чадъ ея на путь грѣха и противленія закону Христову. Мы не видимъ его, а многіе не хотятъ и думать о его существованіи и его дѣйствіяхъ, направленныхъ противъ насъ. А онъ, при нашей безпечности, тѣмъ свободнѣе и безпрепятственнѣе повсюду, на пагубу намъ, разставляетъ свои сѣти. Между тѣмъ Господь неоднократно указывалъ на его силу, опасную для насъ, называя его княземъ (Іоан. XVII, 31. XIV, 30. XVII, 11).

Многообразны нападенія этого врага; разнообразна борьба; онъ и самъ враждуетъ, и дѣйствуетъ чрезъ людей, говоритъ святый Іоаннъ Златоустъ. Нужно быть крайне осторожнымъ и ко всему готовымъ. По изображенію святаго отца, жизнь наша то же, что плаваніе по опасному морю. «Какъ тотъ, кто намѣревается выйти въ море, долженъ предвидѣть и стремленіе безпорядочныхъ водъ, и напоръ бурныхъ вѣтровъ, и скопленіе облаковъ, и подводные камни и скалы, и нападенія морскихъ разбойниковъ, и голодъ и жажду, и опасности моря, и неудобства пристани, и недостатокъ съѣстныхъ припасовъ, и все подобное, и ко всему быть готовымъ, – такъ точно и вступившій въ водоворотъ настоящей жизни долженъ быть готовъ и къ кознямъ людей, и къ нападеніямъ враговъ, и къ обманамъ мнимыхъ друзей, и къ искушеніямъ и къ клеветамъ, и къ полчищамъ бѣсовъ и къ ярости діавола, если хочетъ достигнуть царственнаго города и войти въ пристань съ полнымъ грузомъ»[1].

При первоначальномъ насажденіи и распространеніи спасительной вѣры Христовой среди языческаго невѣрующаго міра, врагъ силился совращать исповѣдниковъ Христовыхъ страхомъ опасностей и мученій, какимъ подвергали его орудія вѣру гощихъ во Христа; но когда увидѣлъ, что гоненія и козни послужили къ умноженію нашихъ торжествъ и къ большему утвержденію вѣры среди міра, тогда (говоритъ одинъ святой отецъ) онъ перемѣнилъ жестокія гоненія на скрытое коварство, и кого не могъ одолѣть голодомъ, огнемъ и мечемъ, тѣхъ думаетъ покорить страстями и удовольствіями[2]. Врагъ не дремлетъ; на всѣхъ путяхъ нашихъ онъ разставляетъ сѣти соблазновъ, въ которыя легко попасть всякому, мало внимательному къ себѣ.

Къ глубокому прискорбію вѣрныхъ чадъ Божіихъ, эти сѣти уже не скрытно разставляются нынѣ, для уловленія безпечныхъ и неосторожныхъ. Онѣ стоятъ предъ глазами всѣхъ имѣющихъ очи видѣть, и многіе, по легкомыслію своему, безбоязненно идутъ на нихъ и впадаютъ въ нихъ, не думая о томъ, какая пагуба угрожаетъ имъ въ этихъ сѣтяхъ.

Первыя сѣти соблазна, какія князь міра разставляетъ для уловленія чадъ церкви, – ученія, противящіяся истинѣ Божіей, широко и безпрепятственно распространяемыя въ мірѣ христіанскомъ. Господь далъ намъ правое ученіе, служащее свѣтомъ для нашего темнаго ума, освѣщающее предъ нами всѣ вопросы о Богѣ, мірѣ и человѣкѣ, какіе стояли предъ нами неразрѣшимою загадкою, и указующее намъ путь ко спасенію и животу вѣчному. Но какъ древле, въ раю, врагъ-искуситель возбудилъ въ нашихъ прародителяхъ сомнѣніе въ истинѣ слова Божія и чрезъ то ввелъ ихъ въ грѣхопаденіе, такъ точно дѣйствуетъ онъ и до нынѣ. Не слышится ли и нынѣ слово, повторямое, если не самимъ искусителемъ, то многими устами уловленныхъ имъ: что, яко рече Богъ? Истинно ли сказалъ Богъ (Быт. III, 1)? Безразсудно надмевающіеся плотскимъ умомъ своимъ (Кол. II, 18) отвращаютъ отъ истины Божіей взоръ, свой и вмѣсто нея плетутъ паутину своихъ лживыхъ измышленій. Какъ ни тонки нити этой паутины, какъ ни мало имѣютъ онѣ твердости и устойчивости, но слабые умы, подобно мелкимъ насѣкомымъ, увлекаясь ими и запутываясь въ нихъ, приготовляютъ тѣмъ себѣ погибель. Тѣмъ опаснѣе эти паутины ложныхъ ученій, что онѣ, при всей своей нетвердости, почти никогда не исчезаютъ изъ той поднебесной, въ которой мы вращаемся. Уничтоженныя и разсѣянныя нынѣ, онѣ завтра, невидимою, враждебною, намъ рукою, вновь плетутся на уловленіе добычи изъ среды нашей, и такъ продолжается изъ года въ годъ, изъ вѣка въ вѣкъ. Были въ древней церкви, ереси, вожди которыхъ, водимые духомъ, противнымъ Духу Божію, силились, вмѣсто истины, хранимой въ церкви, распространять свое ученіе, ломая и искажая вѣру, намъ свыше данную. Онѣ смѣняли одна другую; по уничтоженіи и разсѣяніи одной ереси, врагъ церкви и мира церковнаго воздвигалъ и сплеталъ другую ересь, не давая тѣмъ, покоя хранителямъ Божія достоянія, служащаго къ нашему спасенію, и уловляя въ свои сѣти мало внимательныхъ къ себѣ и не утвержденныхъ въ вѣрѣ. Ереси, волновавшія міръ христіанскій, не могли поколебать твердыхъ основаній вѣры, положенныхъ и хранимыхъ Духомъ Божіимъ. Но какъ многія тысячи вѣрующихъ, соблазненныя ими, отпали отъ церкви и, порвавъ связь съ живительною и спасающею силою благодати, подаваемой церковію, омертвѣли для царства Божія, подобясь сучьямъ и вѣтвямъ, оторваннымъ бурнымъ вѣтромъ отъ дерева!

Послѣ уясненія всѣхъ пунктовъ вѣры Христовой на соборахъ и въ писаніяхъ вселенскихъ учителей, казалось, не должно бы быть мѣста лжеучителямъ въ мірѣ христіанскомъ... Но какъ ни очищалась нива Божія, – врагъ успѣвалъ сѣять вредныя плевелы, гдѣ Господь сѣялъ и возращалъ одну пшеницу. По его, незамѣтному для насъ, возбужденію всегда появлялись и появляются мнози непокориви, суесловцы и умомъ прельщеии (Тит. I, 10-11), иже вся домы развращаютъ. Далее, болѣе, по неложному предсказанію святыхъ апостоловъ, именно въ послѣднія дни настанутъ времена люта (2 Тим. III, 1), когда отступятъ нѣцыи отъ вѣры, внемлюще духовомъ лестчимъ и ученіемъ бѣсовскимъ (1 Тим. IV, 1. 2 Петр. III, 3. Іуд. I, 18). Не видны ли нынѣ признаки приближенія этихъ временъ лютыхъ, предсказанныхъ Духомъ? Какихъ опасныхъ лжеученій не производитъ наше время? И какъ широко и быстро распространяются оныя! Сѣются и растутъ они безпрепятственно и въ кругахъ образованныхъ, сѣются и въ темной массѣ простого народа. Но что особенно служитъ къ смущенію и скорби стражей дома Божія, – прежде вносящіе ереси погибели не выступали такъ явно, а какъ бы боясь за свое развращающее слово; нынѣ же они дерзновенно и самоувѣренно разглашаютъ свое гнилое слово, направленное противъ истины Болсіѳй, хранимой въ церкви, и это живое слово разливается широкою волною по стогнамъ городовъ и вторгается въ училищные домы, заражая юные, неокрѣпшіе умы. Пржде учители нечестія, не внимающіе голосу церкви, были люди безъ имени и славы; а нынѣ имена сыновъ противленія окружаются необыкновеннымъ почетомъ, и многіе, не могущіе или не старающіеся отличить истину отъ лжи, видя славу учителей нечестія, легко увлекаются ими и слѣдуютъ ихъ нечистотамъ или ихъ развращенному ученію (2 Петр. II, 2). Блюдитеся (скажемъ Словами Господа), да не кто васъ прельститъ (Марк. XIII, 5). Время опасное и лукавое; зараза носится въ воздухѣ и угрожаетъ въ особенности неосторожнымъ. Бойтесь, какъ бы не уловили васъ льстивыми словами отступающіе отъ истинной вѣры, насъ спасающей. По апостолу, судъ надъ ними давно готовъ, и погибель ихъ не дремлетъ (2 Петр. II, 3). Знайте, что погибель несутъ вамъ льстивыя словеса, и помните, что грядетъ гнѣвъ Божій на сыны непокоривыя (Еф, V, 6).

Немалымъ соблазномъ для насъ, далѣе, служатъ обычай свѣта. Церковь, руководствуясь божественными узаконеніями, установила добрый порядокъ жизни нашей и указала намъ правильный путь, ведущій къ совершенству. Но рядомъ съ церковію, матерински пекущеюся о нашемъ спасеніи, стоитъ міръ, вводящій и установляющій обычаи, расходящіеся съ указаніями церкви, и слабая воля, оставляя послушаніе церкви, подчиняется вліянію этихъ обычаевъ; не разсуждая или забывая о томъ, какимъ вредомъ это сопровождается для души нашей. Правда, міръ, насъ окружающій, – міръ христіанскій, воспринявшій вѣру Христову. Но въ немъ христіанскія начала постепенно вытравляются и замѣняются другими началами, привходящими не отъ силы Вожіей. Господь недаромъ противопоставляетъ міръ тому избранному стаду, въ которомъ Онъ видѣлъ начатокъ спасаемыхъ, долженетвующихъ составить святую церковь (Іоан. XIV, 17. 19. 27. XI, 18. XVI, 33. XVII, 9. 14. 16). Отъ міра нѣсть (говорилъ Онъ ученикамъ Своимъ), но Азъ избралъ васъ отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ (Іоан. XV, 13). И возлюбленный ученикъ Его говоритъ намъ, что рожденный отъ Бога, т. е., вступившій въ царство Божіе, блюдетъ себе отъ міра; такъ какъ міръ весь во злѣ лежитъ (1 Іоан. V, 18-19) и онъ предостерегаетъ насъ отъ любви къ міру, и отъ подчиненія Его законамъ: не любите міра (говоритъ онъ), ни яже въ мірѣ: аще кто любитъ міръ, нѣсть любве отчи въ немъ: яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, похоть очима и гордость житейская (1 Іоан. II, 15-16). Присмотритесь къ своей жизни и наблюдайте жизнь вашихъ ближнихъ, и вы увидите, какъ дѣйствуютъ на насъ, переплетаясь, двѣ противоборствующія силы, склоняющія нашу волю, – одна въ одну сторону, другая въ другую: сила, исходящая изъ церкви, указываетъ намъ путь спасенія, заповѣданный намъ Господомъ, а другая сила, исходящая изъ міра, совращаетъ вѣрующихъ и, отвлекая ихъ отъ спасительнаго пути, манитъ ихъ къ благамъ и удовольствіямъ похоти: нужны ли примѣры дѣйствія этихъ противоборствующихъ силъ? Вотъ для нашего духовнаго услажденія учреждены святые праздники Божіи, въ воспоминаніе великихъ и славныхъ событій, послужившихъ устроенію нашего спасенія. Въ эти дни церковь зоветъ насъ на молитву и прославленіе Бога и желаетъ питать насъ духовною пищею; а міръ или обычай свѣта отвлекаетъ насъ отъ молитвеннаго и благоговѣйнаго провожденія праздника. Когда раздается по стогнамъ города звонъ, зовущій на молитву, – до насъ доходитъ другой зовъ, влекущій насъ къ увеселеніямъ и забавамъ сомнительнаго свойства, подавляющимъ тѣ святыя чувства, какія желаетъ возбудить въ насъ церковь торжественнымъ богослуженіемъ въ воскресные и праздничные дни. Соблазнъ очевидный: а какъ многіе не хотятъ противостоять силѣ этого соблазна. – Церковь, далѣе, учредила постъ для обузданія нашей плоти, противоборствующей духу, и для доставленія намъ большихъ удобствъ къ совершенію дѣла нашего спасенія. По слову одного святого отца[3], постъ на путяхъ жизни нашей, – это твердыни, установленныя для огражденія и защищенія нашихъ душъ и тѣлъ отъ нападеній врага нашего спасенія. Но врагъ, владѣющій міромъ, разбиваетъ эти твердыни, сооружаемыя для нашей безопасности, и отнимаетъ у насъ побѣдоносныя оружія, данныя намъ благодатію Божіею. – А сколько другихъ, болѣе мелкихъ, соблазновъ въ мірѣ, подстерегающихъ насъ чуть не на каждомъ шагу, и мы готовы поддаваться имъ, не замѣчая того, что они совращаютъ насъ съ пути спасенія.

Обратите вниманіе на ваши содружества. При ежедневномъ сношеніи съ своими ближними, съ которыми вы связаны многими связями, сколько представляется опасностей, угрожающихъ чистотѣ душъ вашихъ! Счастливы вы, если васъ окружаетъ общество благонастроенное, преданное церкви, чуждающееся всего соблазнительнаго. Но вездѣ ли строй жизни поддерживается на той высотѣ, какая желательна по духу церкви, по духу евангельскаго закона? Вездѣ ли, въ обыденномъ житейскомъ обиходѣ, соблюдается законъ нравственной чистоты и безупречности? Тамъ, гдѣ духъ Божій сѣетъ чистыя сѣмена, – святыя мысли, чувства, слова и намѣренія, – тамъ духъ міра разсѣиваетъ нечистые помыслы, грѣховныя чувства и соблазнительныя бесѣды. Но и плевелы, разсѣиваемыя міромъ по тому полю, на какомъ мы вращаемся, заглушаютъ и подавляютъ то святое, что насаждаетъ въ насъ духъ Божій. Къ вамъ обращаемся съ вопросомъ: какія рѣчи приходится вамъ слышать въ обычныхъ домашнихъ собраніяхъ нашихъ? Тамъ легкомысленныя и вольныя сужденія о священныхъ предметахъ, а нерѣдко и прямыя глумленія надъ тѣмъ, къ чему съ благоговѣніемъ относится душа благочестивая. Другой разъ выискиваютъ и выставляютъ на позоръ недостатки, часто мнимые, въ поставленныхъ надъ нами духовныхъ отцахъ и руководителяхъ, и подвергая ихъ поруганію и осмѣянію, подрываютъ уваженіе не только къ нимъ, но и къ церкви, въ которой они являются главными членами, получившими благодатное освященіе. Тамъ превозносятъ похвалами отъявленнаго невѣра, и выражаютъ сочувствіе его сужденіямъ, направленнымъ къ попранію не только установленій церковныхъ, но и основныхъ истинъ христіанскихъ. Въ другомъ обществѣ расписываютъ соблазнительныя картины, оскорбительныя для цѣломудреннаго слуха, и нетолько съ равнодушіемъ, но часто съ прямымъ сочувствіемъ и одобреніемъ говорятъ о такихъ дѣяніяхъ, которыя составляютъ мерзость предъ Господомъ. Но зачѣмъ намъ перечислять такія и подобныя бесѣды, какія вы можете слышать чуть не ежедневно среди своихъ знакомыхъ? Спросимъ только: проходятъ ли онѣ безслѣдно для васъ? Не оставляютъ ли онѣ вреднаго отпечатка па душѣ вашей? По словамъ премудраго, такія рѣчи и бесѣды уязвляютъ, аки мечи и суть сѣть гражданомъ (Притч. XII, 12), чрезъ которую врагъ уловляетъ неосторожныхъ. Отъ нихъ незамѣтно вливается въ душу ядъ, ее отравляющій; тускнѣетъ чистота сердца, пропадаетъ боязнь порока, подрывается преданность церкви и вѣрѣ, насъ спасающей, и человѣкъ увлекается на скользкій путь, на которомъ ожидаютъ его преткновенія и паденія.

Вы не замѣчаете вреднаго дѣйствія на васъ нескромныхъ и неосторожныхъ бесѣдъ. Но тѣмъ хуже, тѣмъ опаснѣе для васъ соблазнъ, ими разносимый. Въ мірѣ духовно-нравственномъ, какъ и въ мірѣ вещественномъ, порча является сначала малая, незамѣтная сразу, а потомъ она постепенно увеличивается и овладѣваетъ всѣмъ существомъ, искажая его чистоту и цѣлость. Если вы не обратили вниманія на первое прираженіе яда, въ васъ вносимаго, и не остерегаетесь его, – при вашей невнимательности, онъ, незамѣтно вторгаясь въ вашу душу, производитъ въ ней свое разрушительное дѣйствіе, – и если послѣ вы замѣтите его гибельное дѣйствіе, то уже, можетъ быть, поздно будетъ бороться съ нимъ. Обратитесь своимъ воспоминаніемъ къ годамъ своей юности. Какъ благоговѣла ваша душа предъ всѣмъ священнымъ? Какъ боялась порока, не только великаго, но и малаго. Какимъ благоухающимъ цвѣтомъ нравственной чистоты украшена была она? Но прошли годы; на нее дѣйствовали, къ ней приражались вліянія грѣховнаго міра, разносимыя окружавшими васъ, – и что, какая перемѣна произошла съ вами? Очерствѣла душа; угасъ въ ней священный огонь, возжигаемый въ юности, и не стало въ ней той свѣжести и чистоты, какими прежде обладала она. Замѣтили ли вы начало происшедшей въ васъ перемѣны? А можетъ быть ея можно было бы избѣжать, еслибы вы оберегали себя отъ вредныхъ вліяній, идущихъ отъ окружающаго васъ міра.

Особенно опасны и гибельны худыя бесѣды и содружества для молодыхъ людей. Юная душа полна довѣрія и ищетъ сближенія. Не установившаяся, не утвердившаяся въ характерѣ, она представляетъ изъ себя подобіе мягкаго воска, на которомъ легко отпечатлѣваются тѣ предметы и образы, какіе стоятъ предъ глазами, и она съ увлеченіемъ можетъ подчиняться толчку, какой дается ей окружающими. И какъ много молодыхъ душъ совращается и погибаетъ отъ соприкосновенія съ людьми, несущими соблазны! Едва вступили они въ жизнь, еще не получили полнаго самообладанія, а ихъ уже надломило и направило на ложный путь вліяніе дурного содружества. Иные изъ нихъ вышли изъ доброй, вѣрующей семьи; но у нихъ явились новыя знакомства, встрѣтились они съ новыми вѣяніями, и вотъ потеряна у нихъ вѣра, главное сокровище, данное намъ отъ Бога, которое ввѣряла имъ любящая мать, молящаяся за нихъ Богу. Хранившіе прежде чистоту души, они уже не боятся и не отвращаются отъ той грязи, которой такъ много на распутіяхъ міра. Не зная жизни, не имѣя никакого опыта, они съ гордою самоувѣренностію пошли предписывать всѣмъ законы, сами пренебрегая закономъ, служащимъ для нихъ правиломъ жизни, и души ихъ погибаютъ безвременно (Притч. XIII, 2). Они вступаютъ на путъ, иже мнится человѣкомъ правъ бъти, послѣдняя же его приходятъ во дно адово (Притч. XIV, 12). Жаль соблазняемыхъ и совращаемыхъ; но еще горше соблазнителямъ и совратителямъ. Объ нихъ сказалъ Господь грозное слово: иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. XVIII, 6).

Что же дѣлать намъ въ виду соблазновъ, насъ окружающихъ? А что дѣлаете вы, когда зараза угрожаетъ вашему тѣлесному здоровью? Вы принимаете крайнія мѣры осторожности; вы избѣгаете тѣхъ мѣстъ, въ которыхъ находится зараза, и боитесь сообщаться съ людьми, подвергшимися за разѣ. Не то же ли самое должны предписывать намъ наше благоразуміе и забота о нашемъ душевномъ спасеніи, когда угрожаютъ намъ гибельныя для души вѣянія? Необходима крайняя внимательность къ себѣ и трезвенная бдительность надъ собою. Разные духи дѣйствуютъ на насъ; но вы, слѣдуя совѣту Апостола, не всякому духу вѣруйте, но искушайте духи, аще отъ Бога суть (I Іоанн. IV, 1-3), и избѣгая людей, извращающихъ уставъ Божій, держитесь тѣхъ, которые исполнены духа Божія, и дорожатъ святынею вѣры. Но какъ узнать Духа Божія и духа лестча? И волки хищники являются нерѣдко въ одеждѣ овчей; благовидною личиною умѣетъ прикрываться и нечестіе, выставляя себя обладателемъ высокаго разума и просвѣщенія, до какого не досягаетъ темная толпа, и противники Христовы иногда говорятъ именемъ Христа, попирая въ то же время Его завѣты и ученіе. Есть одинъ неложный руководитель у насъ, – Святая Церковь. Къ ней обращайтесь; у ней ищите руководственныхъ указаній и защиты отъ соблазновъ. Хотите служить Богу, дорожите своимъ спасеніемъ, – слѣдуйте ея завѣтамъ и твердо держитесь ихъ.

Зараза отъ соблазновъ (сказали мы) наиболѣе опасна для юныхъ воспріимчивыхъ душъ, легко поддающихся впечатлѣніямъ отъ среды, ихъ окружающей... Помня это, мы, старшіе, должны охранять и руководить ихъ отъ соблазновъ, раскрывая предъ ними гибельность пути, на какой влекутъ соблазны. Мы виновны предъ ними, если предоставляемъ имъ ходить въ похотехъ сердца ихъ, и оставляемъ ихъ безъ всякаго руководства и охраны, на первыхъ порахъ ихъ выступленія на болѣе или менѣе самостоятельную жизнь. А еще болѣе мы должны остерегаться подавать соблазнъ малымъ симъ, вѣрующимъ во имя Христово. У насъ всегда должна быть въ памяти уже приведенная нами страшная угроза Господа: иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучитъ морстѣй (Матѳ. XVIII, 6). Свободны ли мы въ этомъ отношеніи отъ упрека? Не бываемъ ли слишкомъ неосторожны въ своихъ рѣчахъ и поступкахъ?

Но блюдя надъ собою, мы не можемъ полагаться на одну свою бдительность, при множествѣ соблазновъ, окружающихъ насъ со всѣхъ сторонъ. Если мы дорожимъ чистотою своей души и цѣлостію своей вѣры, не будемъ довѣрять одной своей волѣ, при самыхъ добрыхъ ея желаніяхъ, а должны обращаться съ молитвою къ Богу, да хранитъ Онъ насъ отъ заразы, разносимой мірскими соблазнами. Недаромъ (говоритъ святой Іоаннъ Златоустъ) Господь заповѣдалъ намъ говорить въ молитвѣ: не введи насъ во искушеніе, но избави пасъ отъ лукаваго (Матѳ. VІ, 13). И во время распространенія губительной болѣзни, угрожающей нашему тѣлу, мы, не видя спасенія отъ людей, усердною молитвою просимъ защиты у Господа, полагая въ Немъ свое спасеніе. Не болѣе ли должно располагать насъ къ молитвѣ о спасеніи нашемъ распространеніе заразы, угрожающей цѣлости нашего духа и могущей лишить насъ жизни вѣчной? «Вотъ свойство любомудраго ума (говоритъ тотъ же великій вселенскій учитель), – при опасностяхъ, намъ угрожающихъ, не полагаться на себя, не прибѣгать къ человѣческой помощи и не искать ея въ смертныхъ сужденіяхъ, а обращать взоръ свой къ небу и призывать вездѣсущаго Бога»[4], нашего Помощника и Защитника во всѣхъ бѣдахъ нашихъ. Онъ сила спасенія нашего (Псал. СХХХІV, 8), Ему же слава и благодареніе и поклоненіе, нынѣ и присно, и въ нескончаемые вѣки вѣковъ. Аминь.

 

В. Пѣвницкій

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 10. С. 361-368.

 

[1] Св. Іоанна Златоуста бес. на СХХХІХ псаломъ. Твореній св. Іоапиа Златоуста т. V, кн. 2, стр. 468.

[2] S. Leonis Magni serm. XVIII. Patrol. latinae curs. completus, t. LIV, p. 182.

[3] S. Leonis Magni sermo XVIII. De jejeunio decimi mensis VII. Patrologiae latinae completus, t. LIV, p. 182-184.

[4] Свят. Іоанна Златоуста бес. на СХХХІХ псаломъ. Твореній св. Іоанна Златоуста т. V, кн. 2, стр. 468, 471.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: