Преполовеніе Пятидесятницы.

Преполовеніе есть половина Пятидесятницы. – средина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествія Св. Духа. Какъ средину Великаго поста Церковь отличаетъ, называя ее Средокрестною или Среднею недѣлею, такъ прешедъ половину Пятидесятницы, Церковь въ среду на четвертой недѣлѣ по Пасхѣ празднуетъ Преполовеніе Пятидесятницы, соединяющее два великія христіанскія торжества – Пасхи и сошествія Св. Духа. «Празднику преполовляющуся Твоего. Христе, воскресенія и Божественнаго пришествія Св. Твоего Духа, сшедшеся чудесъ Твоихъ воспѣваемъ таинства», взываетъ Церковь въ день Преполовенія[1]. Настало преполовеніе дней, начинаемыхъ отъ спасительнаго возстанія и Божественною Пятидесятницею скончаемыхъ, и святится, имѣя обоюдную свѣтлость: отсюда преполовеніе озарилось Божественною свѣтлостію Пасхи, оттуда сіяетъ благодатію Утѣшителя».

Наименованіе праздника преполовеніемъ Церковь заимствовала изъ Евангелія, благовѣствующаго объ Іисусѣ Христѣ, что Онъ, во дни земной Своей жизни, въ 3 годъ Своей Евангельской проповѣди, въ преполовеніе Ветхозавѣтнаго праздника кущей, взыде въ церковь и учаше (Іоан. VII. 14-36).

Праздникъ Кущей былъ одинъ изъ трехъ великихъ всенародныхъ Еврейскихъ праздниковъ, въ память пребыванія Евреевъ въ кущахъ во время странствованія ихъ и особенно въ память показанной Богомъ Моѵсею на горѣ кущи (Исход. ХХV, 40), по образу которой Моѵсей поставилъ Скинію (Исход. XXXIX. 43; XL, 1)[2]. Праздникъ продолжался восемь дней, изъ коихъ первый и послѣдній дни были нарочито святы (Левит. XXIII, 34-43). Замѣчательнѣйшій обрядъ осьмаго дня, состоявшій въ связи съ нашимъ преполовеніемъ, было торжественное возліяніе воды. При безчисленномъ стеченіи народа первосвященникъ выходилъ изъ храма Соломонова къ источнику Силоамскому у подошвы Сіона, золотою чашею черпалъ свѣжую и чистую воду; при звукѣ трубъ возвращался во храмъ; смѣшивалъ воду съ виномъ и возливалъ на жертвенникъ. Народъ во время этого обряда неумолкно пѣлъ великое аллилуія, т. е. шесть псалмовъ (112-117). Возліяніе воды было знаменіемъ изліянія Св. Духа (Исход. XII, 3)[3].

Итакъ въ преполовеніе праздника Кущей Господь вошелъ во храмъ и училъ. Отъ Божественнаго ученія Господа преполовеніе сдѣлалось праздникомъ для Церкви Христовой. Ибо Іудеи, слыша ученіе, произносимое Имъ въ праздникъ почтенія сѣней, дивляхуся, глаголюще: «како Сей книги вѣсть, не учився? Мнози отъ народе, вѣроваша въ Него, и глаголаху, яко Христосъ, егда пріидетъ, егда больша знаменія сотворитъ? Мнози глаголаху» о Іисусѣ Христѣ, и «Сей есть воистину пророкъ. Друзіи глаголаху: Сей есть Хритосъ». Божественное ученіе Его было столь вразумительно, могущественно и славно, что когда первосвященники и фарисеи, враждовавшіе противъ Іисуса Христа, послали схватить Его, служители возвратились къ нимъ, не исполнивъ ихъ приказанія, и отвѣчали: «николиже такъ есть глаголалъ человѣкъ, яко Сей человѣкъ».

Симъ ученіемъ Своимъ Господь ясно показалъ Себя, какъ говоритъ сѵнаксарь на Преполовеніе, Мессіею, ходатаемъ Бога и человѣковъ, законодателемъ и равнымъ Богу Отцу. «Тоя ради вины настоящій праздникъ празднующе и средопятидесятницу именующе, Мессію воспѣваемъ Христа».

Ставь научаетъ, посредѣ праздника,

Христосъ Мессія средѣ учителей[4].

Это ученіе Іисуса Христа, соотвѣтственно половинѣ Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздникъ сошествія Св. Духа, прилично предвозвѣщаетъ и о приближающемся времени сошествія Св. Духа; ибо въ послѣдній день праздника, во время коего Господь былъ въ церкви и училъ, Онъ Самъ предвозвѣстилъ о Св. Духѣ, «Егоже хотяху пріимати вѣрующія во имя Іисуса Христа» (Іоан. VII, 37-39). Такимъ образомъ Преполовеніе Пятидесятницы есть явленіе Божественной силы и мудрости Спасителя, яко Мессіи, пославшаго Св. Духа.

День Преполовенія есть древній христіанскій праздникъ; объ немъ упоминаетъ въ своихъ поученіяхъ св. Іоаннъ Златоустый. Въ V вѣкѣ Анатолій Константинопольскій, въ VII преподобный Андрей Критскій, въ VIII св. Іоаннъ Дамаскинъ, въ IX преподобный Ѳеофанъ Исповѣдникъ воспѣли Преполовеніе въ духовныхъ пѣсняхъ, которыми Церковь нынѣ восхваляетъ Господа среди Преполовенія Пятидесятницы.

Празднуя Преполовеніе Пятидесятницы, Церковь, какъ и въ прочіе дни, исповѣдуетъ Божественную благость, мудрость и славу Спасителя. Париміи въ праздникъ Преполовенія служатъ истолкованіемъ и какъ бы дополненіемъ той проповѣди, которую Спаситель произнесъ въ праздникъ Кущей. «Отъ Сіона изыдетъ законъ и слово Господне изъ Іерусалима» и проч. (Мих. IV, 2-3, 5, VI, 2-5, VIII, 5, 4). Этотъ законъ и это слово есть то же самое, о которомъ говорилъ Спаситель на горѣ Сіонской въ концѣ праздника Кущей. Это Его Евангельская вѣра, долженствовавшая стать посреди вселенной, какъ столпъ облачный посреди пустыни Аравійской, и свѣтить всѣмъ народамъ.

Во второй париміи (Исход. LV, 1-13) подъ именемъ воды, на которую Господь призываетъ жаждущихъ, разумѣется благодать, которую проліетъ Духъ Божій, сошедши въ день Пятидесятницы, – какъ воду премудрости и жизни. Третья паримія изъ притчей Соломоновыхъ (IX, 1-11) живо изображаетъ Спасителя, всю Его благость и все величіе, когда Онъ громко возгласилъ: «кто жаждетъ, иди ко Мнѣ и пей». Этотъ зовъ была та самая вѣчная премудрость, которая готовила великое торжество человѣчеству, призывала на чашу духовной радости, къ уразумѣнію Божественнаго закона отъ Сіона.

Чтеніемъ Апостола на литургіи въ день Преполовенія Церковь проповѣдуетъ Божественную мудрость, силу и славу Воскресшаго въ благодатной силѣ и мудрости св. Ап. Павла и Варнавы, которыхъ за чудесное ими исцѣленіе хромаго и мудрую проповѣдь Ликаонскіе язычники назвали богами – Варнаву Діемъ, а Павла – Ерміемъ, «понеже той бяше начальникъ слова» (Дѣян. XIV, 6-18). А чтеніемъ Евангелія Церковь благовѣствуетъ о прибытіи Іисуса Христа въ Преполовеніе праздника Кущей въ Іерусалимъ и о Божественномъ ученіи Спасителя во храмѣ Іерусалимскомъ (Іоан. VII, 14-VIII, 20).

Воспоминая въ недѣлю о разслабленномъ освященіе воды отъ Ангела въ купелѣ Силоамской, и особенно Божественное ученіе Іисуса Христа, произнесенное Имъ въ Пятидесятницу, которое Господь уподобляетъ водѣ, «подающей грѣшнику, жаждущему спасенія, жизнь и мудрость», Церковь въ день Преполовенія по литургіи совершаетъ малое водоосвященіе, прося Господа напоить жаждущія души водами благочестія, «яко всѣмъ возопилъ Онъ, жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ». Итакъ ветхій обрядъ возліянія воды на жертвенникъ Церковь замѣнила своимъ крестнымъ хожденіемъ на рѣки и кладези и водоосвященіемъ.

Праздникъ Преполовенія, подобно ветхозавѣтному празднику Кущей, въ предѣлахъ предпразднства и попразднства, продолжается 8 дней. – со вторника 4 недѣли до вторника 5 недѣли по Пасхѣ.

 

Прот. Г. С. Дебольскій. Дни богослуженія Православной Каѳолической Восточной Церкви. Кн. 2. Изд. 9-е. С. 229-232.

 

[1] На вечерни вторника о Разслабленномъ.

[2] Логффостъ ministerium templi, pag. 750.

[3] Сѵнаксарь на Преполовеніе

[4] Стихи на сѵнаксарь Преполовенія.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: