Преподобноисповѣдникъ Серафимъ (Сангушко-Загоровскій) – Поученіе вь день св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова.
Возлюбленные! будемъ любить другъ друга, потому что любовь отъ Бога (1 Іоан. 4, 7).
Возлюбленные о Господѣ братья-христіане!
Въ началѣ настоящей моей бесѣды съ вами, я припоминаю и позволю себѣ разсказать одинъ случай изъ жизни празднуенаго сегодня св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова... Въ большомъ, славномъ своими богатствомъ и роскошью городѣ Ефесѣ, св. апостолъ Іоаннъ проводилъ послѣднюю половину своей жизни въ глубокой старости... Уже христіане съ услажденіемъ читали его евангеліе, уже святыя посланія его распространились въ церквахъ Божіихъ, но самъ онъ – столѣтній старецъ прекратилъ свои личныя посѣщенія и мирно оканчивалъ въ Ефесѣ свою многоплодную жизнь... И въ самомъ Ефесѣ уже смолкли его святыя уста, онъ уже не могъ назидать паствы своими нѣкогда убѣдительными и глубоко назидательными поученіями... Но въ эту пору изнеможенія, онъ, водимый своими учениками, часто приходилъ въ церковь Божію и каждый разъ отеческимъ голосомъ, едва слышнымъ уже, повторялъ одну святую заповѣдь: возлюбленные, дѣти мои, будемъ любить другъ други, потому что любовь отъ Бога... На вопросъ учениковъ, почему онъ такъ часто говоритъ ото, онъ отвѣчалъ: «Это заповѣдь Господня; она одна замѣнитъ вамъ всѣ прочія»... Такимъ образомъ, эти слова были любимыми у апостола Христова, они же были и послѣднимъ завѣщаніемъ его христіанамъ... И вотъ почему въ настоящій день, когда св. Церковь ублажаетъ великаго апостола и благовѣстника любви, мы ничего приличнѣе не нашли взять предметомъ поученія, какъ эти слова его: возлюбленные! будемъ любить другъ друга, потому что любовь отъ Бога...
Истина въ этихъ словахъ неновая, заповѣдь древняя (1 Іоан. 2, 7), – по выраженію самого апостола, – и пожалуй, для многихъ изъ христіанъ покажется слишкомъ простою, недостойною поученія... Но когда посмотришь на жизнь христіанъ, на ихъ нравы, ихъ взаимныя отношенія; когда повсюду представляются въ христіанскомъ обществѣ примѣры обидъ, зависти, вражды, недоброжелательства другъ къ другу, тогда приходится сознаться, что можно учить первымъ началамъ Христова ученія, что не излишне возвращаться къ самымъ простымъ истинамъ слова Божія, что не безполезно сказать поученіе о любви христіанской, не безполезно остановить вниманіе боголюбивыхъ слушателей на словахъ апостола: возлюбленные! будемъ любить другъ друга, потому что любовь отъ Бога!..
Братья христіане! предъ вами жизнь... Только однажды вы можете прожить ей... Что же есть самаго благороднѣйшаго въ ней, къ чем умы должны стремиться, какого наивысшаго дара мы должны желать и ждать отъ нея?.. Какое есть самое высшее благо, самое высшее добро въ жизни человѣческой?.. Мы привыкли слышать, что самое великое въ духовно-нравственномъ мірѣ есть вѣря... Да!.. это дивное слово въ продолженіи многихъ вѣковъ было главнымъ ключомъ религіи всѣхъ народовъ; значеніе же вѣры нашей христіанской возвышено Евангельскимъ ученіемъ настолько, что ни одного чуда не совершается безъ нея, и мы легко и истинно научились смотрѣть на вѣру, какъ на самое высшее благо, и знаемъ, и исповѣдуемъ, что безъ вѣры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6)... Но приникните вашимъ сердцемъ къ богоглаголевымъ устамъ св. и первоверховнаго ап. Павла, болѣе всѣхъ потрудившагося въ проповѣди безсмертной истины Христова ученія, откройте дорогія страницы его священныхъ посланій и вы прочитаете въ нихъ еще и слѣдующая замѣчательныя слова великаго апостола: если я говорю языками человѣческими и ангельскими, а любви не имѣю, то я – мѣдь звенящая, или кимвалъ звучащій. Если имѣю даръ пророчества, и знаю всѣ тайпы, и имѣю всякое познаніе и всю вѣру, такъ что могу и горы переставлять, а не имѣю любви, – то я ничто. И если я раздамъ все имѣніе мое и отдамъ тѣло мое на сожженіе, а любви не имѣю, – нѣтъ мнѣ въ томъ никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3). Въ этомъ ученіи св. ап. Павелъ, приводя пасъ къ самому источнику христіанства, положительно наставляетъ, что самое величайшее благо въ духовио-нравственномъ мірѣ, самое высшее добро въ жизни человѣческой есть Любовь... Теперь, – говорить онъ, – пребываютъ сіи три: вѣра, надежда, любовь; но любовь изъ нихъ больше (1 Кор. 13, 13)!.. Больше, – потому что любовь отъ Бога (1 Іоан. 4, 7), больше, – потому что Самъ Богъ есть любовь, и пребывающій въ любви пребываетъ въ Богѣ, и Богъ въ немъ (1 Іоан. 4, 16)!.. Любовь къ Богу и къ ближнимъ – вотъ истинное украшеніе всякаго христіанина, вотъ отличительный и драгоцѣннѣйшій знакъ христіанъ среди всѣхъ народовъ міра, вотъ истинное счастье человѣческой жизни!.. Великій учитель Церкви – св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ объ этомъ слѣдующія, замѣчательныя слова: «Какъ при золотой одеждѣ и обуви нужно бываетъ нѣкоторое одѣяніе дабы намъ узнать царя; а когда ми видимъ порфиру и діадему, то не требуемъ никакого другого знака царскаго достоинства, такъ точно и здѣсь: когда есть діадема любви, то она достаточно отличаетъ истиннаго ученика Христона не только для насъ, но и для невѣрныхъ; потому, – говоритъ Христосъ, – узнаютъ всѣ, что вы Мои ученики, если будете имѣть любовь между собой (Іоан. 13, 35)...
Ублажаемый нынѣ св. Церковію св. ап. и евангелистъ Іоаннъ Богословъ, преимущественно предъ прочими апостолами и называется апостоломъ любви, потому что при жизни Божественнаго Учителя – Господа Іисуса Христа, онъ особенно любилъ Его сыновнею, нѣжною любовію; а впослѣдствіи, когда сдѣлался руководителемъ жизни новообращенныхъ христіанъ въ семи малоазіатскихъ городахъ, упоминаемыхъ въ Апокалипсисѣ, любилъ своихъ чадъ духовныхъ любовію братскою, отеческою... Вся жизнь св. ап. Іоанна представляетъ намъ прекрасный образецъ высоконравственной, христіанской жизни и самымъ дѣломъ выясняетъ основной характеръ ученія Христова – любовь къ Богу и ближнимъ... Любовь ко Христу и ближнимъ дышала вовсѣхъ мысляхъ, желаніяхъ, словахъ и поступкахъ апостола... На какіе только труды и подвиги ни рѣшался св. апостолъ для прославленія имени своего Учителя и Господа, какія только лишенія и мученія съ радостію переносилъ онъ за вѣру Христову! Когда нужно было просвѣтить ближняго ученіемъ Христовымъ и спасти отъ грѣха, для св. апостола не существовало никакихъ опасностей, никакихъ трудностей, которыя могли бы остановить его... Нѣсколько разъ онъ подвергался жестокимъ побоямъ, униженіямъ, опасности лишиться жизни за проповѣдь о Христѣ и, несмотря ни на что, небоязнепно обличалъ невѣріе и пороки и училъ вѣрѣ во Христа... Эта чистая любовь руководила и всѣми отношеніями св. ап. къ ближнимъ... У него не было враговъ; кротостію и незлобіемъ отвѣчалъ онъ на злыя дѣйствія ихъ и съ радостію прощалъ всѣ обиды; съ отеческою любовью и нѣжностью обращался онъ съ учениками своими и словомъ, и дѣломъ внушая имъ искреннюю любовь другъ къ другу...
Желали бы вы видѣть истинную и самоотверженную любовь къ Богу, какою проникнута была вся долголѣтняя жизнь св. ап. и евангелиста Іоанна. Богослова и поучиться у него этой любви?..
Перенеситесь вашимъ мысленнымъ взоромъ ко днямъ земной жизни Господа, нашего Іисуса Христа... Вотъ, Голгоѳа и крестъ ...Окровавленный, покрытый ранами, съ терновымъ на главѣ вѣнцомъ, оставленный на поруганіе среди двухъ разбойниковъ, въ тяжкихъ мукахъ умираетъ распятый на крестѣ Господъ нашъ Іисусъ Христосъ, умираетъ «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія».. И вотъ, въ эти великія минуты въ жизни Господа ни одинъ изъ апостоловъ не устоялъ противъ ужаснаго испытанія; страхъ обратилъ всѣхъ ихъ въ бѣгство, когда Божественный Учитель ихъ былъ схваченъ врагами; ихъ не было ни одного при страданіяхъ и крестѣ Господа, только одинъ Іоаннъ остался вѣрнымъ чувству любви своей... Любовь къ Господу привела его ко кресту Христову... Она – сильная, чистая и святая, хотя бемолствовала при крестѣ, но языкъ чувствъ не умолкалъ и говорилъ краснорѣчивѣе всякаго слова... Этотъ голосъ – пламенно любящаго сердца, неслышимый цѣлымъ міромъ, услышанъ былъ Господомъ Іисусомъ со креста, Который усыновляя Іаонна Пречистой Матери Своей, сказалъ: Жено, се Сынъ Твой – се – Мати Твоя... Спаситель какъ бытакъ сказалъ: «только тебѣ и твоей любви, возлюбленный ученикъ Мой, довѣряю драгоцѣнное Мое Сокровище: соблюди его, какъ сынъ, которымъ ты вполнѣ достоинъ назваться»... Видѣть страданія крестныя съ такою любящею душою, какова душа Іоанна, значитъ какъ бы распинаться самому... По истинѣ, на какія только жертвы не обрекаетъ себя истинная любовь!.. Она не оставляетъ любимое существо и тогда, когда весь міръ оставляетъ его... Іоаннъ видѣлъ предсмертное томленіе Спасителя и не отходилъ отъ креста, слышалъ послѣднее, таинственное слово Его со креста: соверштиася, – но какъ прикованный къ землѣ, стоялъ у креста и поколебавшаяся Голгоѳа не удалила его отъ ужасовъ Голгоѳскихъ... Только тогда, когда пришли Іосифъ Аримаѳейскій и Никодимъ, чтобы снять тѣло Іисуса со креста, тутъ только Іоаннъ разлучился со крестомъ, присовокупивъ и свое погребальное мѵро – слезы сердца, исторгнутыя совершеннѣйшею любовію ко Христу Спасителю, болѣе благоуханныя всякаго мѵра... Послѣ успенія Божіей Матери св. ап. Іоаннъ отправляется на проповѣдь въ Малую Азію... Истинная и самоотверженная любовь къ Богу и здѣсь сказалась у него въ необыкновенной ревности за вѣру Христову, за распространеніе путемъ проповѣди слова Божія, за просвѣщеніе свѣтомъ Христова ученія, «сѣдящихъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй»... Озлобленные язычники бросали въ апостола камнями, бросали его въ котелъ съ кипящимъ масломъ, закованнаго въ цѣпи отправляли въ заточеніе на островъ Патмосъ... И всё, всё – всѣ муки, гоненія, пытки – всё претерпѣлъ великій апостолъ, одушевленный самответрженной любовію къ сладчайшему своему Учителю и Господу!..
Желали бы вы видѣть истинную и самоотверженную любовь къ ближнимъ, какую проявлялъ въ своей жизни св. ап. и евангелистъ Іоаннъ Богословъ и поучиться у него этой любви?.. Откройте дорогія страницы его Евангелія, его священныхъ посланій и приклоните ваше сердце къ его боговдохновеннымъ наставленіямъ, въ коихъ онъ поучаетъ христіанъ любви къ ближнимъ... Возлюбленные! – пишетъ онъ, – будемъ любитъ другъ друга, потому что любовь отъ Бога, и всякій любящій рожденъ отъ Бога и знаетъ Бога; кто не любитъ, тотъ непознаетъ Бога, потому что Богъ есть любовь (1 Іоан. 4, 7-8). Кто говоритъ: «я люблю Бога», а брата своего не навидитъ, тотъ лжецъ; ибо не любящій брата своего, котораго видитъ, какъ можетъ любитъ Бога, Котораго не видитъ?.. И мы имѣемъ отъ Него такую заповѣдь, чтобы любящій Бога, любилъ и брата своего... (1 Іоан. 4, 20-21)... Дѣти мои! станемъ любитъ не словомъ или языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18)... А какъ любить дѣломъ и истиною, это онъ самъ показалъ на слѣдующемъ примѣрѣ... Въ одномъ городѣ онъ поручилъ мѣстному епископу для христіанскаго воспитанія одного добраго юношу. Наставивъ юношу въ истинахъ христіанской вѣры, епископъ предоставилъ его самому себѣ. И что же? Неимѣя надъ собою надзора, юноша сбился съ пути истины и дотото развратился, что сталъ во главѣ шайки разбойниковъ. Возвратившись въ тотъ городъ, «апостолъ любви» съ великою сердечною скорбію узналъ объ этомъ, и несмотря на свои слабыя старческія силы, отправился на то мѣсто, гдѣ были разбойники. Юноша, сдѣлавшійся атаманомъ разбойникомъ, и превосходившій всѣхъ звѣрствомъ, кровожадностію и безчеловѣчіемъ, увидавъ апостола, отъ стыда и страха обратился въ бѣгство. Но апостолъ, забывъ свою старость, погнался изо всѣхъ силъ, крича ему въ слѣдъ: «сынъ мой! что ты бѣжишь отъ меня, отъ твоего отца, отъ безоружнаго старика!.. Сынъ мой! пожалѣй меня и небойся! Если нужно радъ умереть за тебя, какъ и Господь за насъ; за твою душу я готовъ отдать свою... Остановись! Повѣрь – Христосъ послалъ меня»!.. Услышавши это, юноша сперва остановился и смотрѣлъ въ землю, потомъ бросилъ свое оружіе, задрожалъ и горько заплакалъ... Когда же старецъ-апостолъ приблизился къ нему, то обнялъ его, палъ передъ нимъ на колѣни, цѣловалъ его правую руку, умоляя раскаяться, потомъ часто и усердно молился съ нимъ и за него Богу, пока возвратилъ заблудшаго въ нѣдра Церкви... Такъ великій апостолъ силою любви своей къ ближнимъ возвратилъ погибшаго юношу на путь истины и добра и спасть душу его отъ смерти!.. О, если бы, братья христіане, и въ нашихъ сердцахъ горѣлъ пламень той искренней и самоотверженой любви къ Богу и ближнимъ, какой преисполнена была душа воспоминаемаго нынѣ «апостола любви»!.. Вѣдь безъ этой любви нѣтъ и не можетъ быть и истинаго христіанства; безъ этой любви ни самая вѣра наша – хотя бы и чудодѣйственная, ни наши подвиги благочестія – хотя бы и самые высшіе не принесутъ намъ пользы, будутъ «мѣдью звенящею или кимваломъ звучащимъ»... Одна только истинно-христіанская любовь совершаетъ духовную жизнь нашу; одна она можетъ снискать намъ благоволеніе Божіе... За любовь – даровалъ Христосъ грѣшницѣ отпущеніе грѣховъ: прощаются грѣхи ея многіе за то, что она возлюбила много (Лук. 7, 47); за любовь – св. Іоаннъ Богословъ возлежалъ на персяхъ Христа и былъ участникомъ въ таинствахъ Его; за любовь – св. ап. Павелъ былъ восхищенъ въ рай и слышалъ тамъ «неизреченные глаголы»; за любовь – всѣ апостолы и пророки получили Духа Святаго, а сонмы мучениковъ и мученицъ, преподобныхъ и подвижниковъ, великихъ угодниковъ Божіихъ – спасеніе души и Царство Небесное!..
И мы, братіе, не другимъ чѣмъ можемъ привлечь къ себѣ милость Божію и заслужить блаженство вѣчное, какъ только истинно-христіанскою любовію, которая, по слову св. Писанія, долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслить зла, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ, все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ, никогда не перестаетъ (1 Кор. 13, 4-8)!..
Посмотрите какое въ наши дни охлажденіе и упадокъ среди христіанъ вѣры въ Бога, какое оскудѣніе любви христіанской, какое развитіе сектъ и вольномыслія, какое распространеніе пороковъ и преступленій!
Поревнуемъ же, попримѣру великаго ап. Іоанна Богослова, за дѣло Божіе: поревнуемъ за св. вѣру нашу христіанскую, за Матерь-Церковь православную, за добрую христіанскую жизнь, украшенную діадемой любви къ Богу и къ ближнимъ!.. Предъ нами и вокругъ насъ густыя толпы братій нашихъ, увлеченныхъ «пустымъ обольщеніемъ» и блуждающихъ «по распутіямъ міра сего, а не по Христу»: поможемъ имъ примѣромъ собственной «жизни по Бозѣ» уразумѣть что есть воля Божія благая и всесовершенная, поможемъ имъ уразумѣть счастье доброй христіанской жизни, исполненной любви къ Богу и ближнимъ, поможемъ имъ приподняться отъ ихъ паденія и съ пути гибельнаго стать на путь спасенія... Братія! – пишетъ ап. Іаковъ, – если кто изъ васъ уклонится отъ истины, и обратитъ кто его, пустъ тотъ знаетъ, что обратившій грѣшника отъ ложнаго пути его спасетъ душу отъ смерти и покроетъ множество грѣховъ (Іак. 5, 19-20).. Увѣщевайте другъ друга, – взываетъ другой апостолъ, – и назидайте одинъ другого; вразумляйте безчинныхъ, утѣшайте малодушныхъ, поддерживайте слабыхъ... Если же кто и не послушаетъ слова нашего, то не считайте его за врага, а вразумляйте какъ брата (1 Ѳесял. 5, 11-14; 2 Ѳесал. 3, 15)!.. Помните, братіе, что человѣкъ не хлѣбомъ однимъ живетъ и живъ бываетъ, а такъ же и «Словомъ Божіимъ» и въ послѣднемъ нуждается неизмѣримо большее число людей, чѣмъ въ хлѣбѣ насущномъ... Несчастнаго бѣдняка, безпріютнаго калѣку, больного – мало обуть, одѣть, накормить, полѣчить, – его еще важнѣе обогрѣтъ христіанскою любовію, подойти къ нему съ братскимъ участіемъ... Дайте ему почуять силу и спасительность любви христіанской, дайте ему ваше сердце, съ душой и лаской подойдите къ нему, заговорите о Божьей жизни... Люди больше всего нуждаются въ любви... Царство Божіе въ людяхъ строится на любви... Опускайте же каждый на устроеніе среди людей Царства Божія хотя небольшую лепту... Тогда любовь или добро разольется какъ животворный воздухъ, какъ благотворный свѣтъ, какъ великая, плодотворящая пустыню, рѣка: я услужу вамъ, вы – другимъ, другіе – третьимъ, тѣ – въ свою очередь еще другимъ и третьимъ, и такъ далѣе, – и добро дойдетъ до всѣхъ, и безъ вѣдома нашего станемъ служить и помогать другъ другу и обойметъ насъ всѣхъ любовь христіанская, и объединить всѣхъ въ одну любящую семью, и согрѣетъ, и счастьемъ одарить, т. е. мы будемъ любить другъ друга по заповѣди ублажаемаго нынѣ св. апостола, по заповѣди Христа Спасителя: Сія есть заповѣдь Моя, да любите другъ друга, какъ Я возлюбилъ васъ... Потому узнаютъ всѣ, что вы Мои ученики, если будете имѣть любовь между собою...
Позаботимся же, братіе мои, жить въ любви евангельской, въ любви истинно-христіанской: съ нею и на землѣ рай и на небѣ вѣчное блаженство!...
Произнесенное 8-го мая 1909 г., въ Харьковскомъ каѳедральномъ соборѣ.
Священникъ Николай Загоровскій.
«Извѣстія и замѣтки по Харьковской Епархіи». 1909. №№ 11-12. С. 812-820.