Преподобный Серафимъ (Сангушко-Загоровскій) Новый Исповѣдникъ – О благотворномъ вліяніи семьи въ дѣлѣ христіанскаго воспитанія дѣтей (Слово на день Рождества Пресвятыя Богородицы).

«Величаемъ Тя, Пресвятая Дѣва, и чтемъ святыхъ Твоихъ родителей».

Возлюбленные о Христѣ братья!

Въ нынѣшній пресвѣтлый и всерадоотиый праздникъ св. Матерь-Церковь своими дивными молитвами и пѣснопѣніями переноситъ насъ въ тѣ, давно минувшія, священноисторическія времена, когда по молитвамъ святыхъ и праведныхъ богоотецъ Іоакима и Анны Господь даровалъ имъ Дщерь, содѣлавшуюся Матерію Сына Божія; нынѣ въ молитвахъ и пѣснопѣніяхъ Церкви открывается взору души нашей то великое и многознаменательное въ жизни всемірнаго человѣчества священное событіе – «преславное Рождество Божіей Матери», которое «радость возвѣстило всей вселенной», потому что Богородицею весь родъ человѣческій обновился и печаль праматери Евы въ радость перемѣнилась... «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселенной: изъ Тебе бо возсія Солнце Правды Христосъ Богъ нашъ, и разрѣшивъ клятву, даде благословеніе, и упразднивъ смерть дарова намъ животъ вѣчный». «Сей день Господень, радуйтеся людіе: се бо Свѣта чертогъ и книга Слова животнаго изъ утробы произыде..., во спасеніе душъ нашихъ»!.. Вотъ, возлюбленные, причина и основаніе нашей духовной радости въ нынѣшній праздникъ!

Все – что сдѣлалъ для насъ Господь Іисусъ Христосъ, всѣ блага, какія принесъ Онъ намъ съ неба на землю – этимъ мы обязаны Ей, Пречистой Богоматери, преславное Рождество Коей собрались мы въ храмъ Божій молитвенно праздновать; за ту искупительную жертву, какую на Голгоѳѣ принесъ Господь за наши грѣхи и коею всѣмъ намъ открылъ путь къ вѣчному блаженству, – мы Ее должны ублажать и прославлять; то христіанство, которое разлилось по всей землѣ, которое свѣтомъ своимъ озарило всѣ народы и ведетъ родъ человѣческій къ счастью и совершенству, – черезъ Нее даровано намъ, ибо отъ Нея, Пречистой и Преблагословенной Дѣвы, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія» «родися Отроча Младо, Превѣчный Богъ», Спаситель міра, разрушившій клятву и ниспославшій намъ благословеніе Отца свѣтовъ, упразднившій смерть и даровавшій намъ жизнь вѣчную... Какъ же намъ нынѣ духовно не радоваться, не торжествовать, не прославлять молитвенно Пречистую Божію Матерь?.. «Величай, душе моя, преславное Рождество Божіей Матери»!.. «Обновися Адаме, радуйся Ево, веселися Давиде, благодушествуй Анно; ибо Мати Зиждителя твоего рождается преславно, ликуетъ обновльшеся вся земля, и радуется одѣяна во одежду; всякъ языкъ ликуя да вопіетъ Маріи: блаженъ домъ Давидовъ, яко питаетъ питательницу жизни нашея»!..

Но наша духовная радость, наше свѣтлопраздничное торжество, наша благочестивая настроенность, еще болѣе усугубятся, еще болѣе восполнятся, если мы къ нашей молитвѣ въ сей день въ храмѣ Божіемъ присоединимъ и приличествующее дню назиданіе во спасеніе души... А оно – это душеспасительное назиданіе само собою вытекаетъ и слагается изъ исторіи празднуемаго событія... Эта исторія – кратка и проста, она не многосложна, но полна глубокаго смысла и неисчерпаема по богатству духовнаго вдохновенія и наставленія для вѣрующей души...

Въ бѣдномъ и небольшомъ Галилейскомъ городкѣ Назаретѣ проживаетъ благочестивая чета – Іоакимъ и Анна... По происхожденію – они знатнаго рода: Іоакимъ изъ царскаго рода Давида, а Анна изъ рода первосвященника Аарона... По жизни – оба праведны и благочестивы предъ Господомъ: вся жизнь ихъ проникнута безграничной любовію къ Богу и милосердіемъ къ ближнимъ, но всѣмъ людямъ они извѣстны не столько знатностью своего происхожденія, сколько своимъ высокимъ смиреніемъ и милосердіемъ... Они уже достигли глубокой старости... Тихо и мирно склонялись къ послѣднему закату угасающіе дни праведно прожитой на землѣ жизни ихъ... По-видимому ничто не нарушало ихъ семейнаго мира и счастія... Одно лишь сердечное горе тяготило ихъ: всю жизнь свою они не имѣли дѣтей, а по понятіямъ того времени безчадіе считалось безславіемъ и тяжкимъ наказаніемъ отъ Самого Бога, тѣмъ болѣе прискорбнымъ, что потомкамъ царя Давида дана была надежда сдѣлаться орудіями спасенія рода человѣческаго чрезъ рожденіе обѣщаннаго Мессіи... Бездѣтные въ глазахъ тогдашняго общества были какъ «нелюбимые Богомъ» и отъ всѣхъ терпѣли скорби и поношенія; даже у алтаря не принимались жертвы бездѣтныхъ, будто лишенныхъ благословенія Божія... Этой-то скорби и поношеній не избѣжали и праведные старцы – Іоакимъ и Анна. И тяжелымъ гнетомъ лежало на нихъ это положеніе безчадства; въ скромной семейной долѣ они жили какъ бы отчужденные отъ Бога, пренебрегаемые людьми, снѣдаемые своею сердечною грустью... Но эта грусть, это видимое поношеніе воспитали въ родителяхъ чистоту мыслей, отрѣшеніе отъ всякихъ земныхъ цѣлей и всецѣлую, безропотную преданность волѣ Божіей... Единственное желаніе: представить чистую жертву Богу – было для нихъ выше всего на свѣтѣ.... Посему, пощеніемъ великимъ, милостынею къ ближнимъ и молитвами предъ Богомъ день и ночь, угождали они Творцу вѣковъ и Промыслителю вселенной, укрѣпляя другъ друга взаимною любовію и не теряя надежды, что Богъ всегда силенъ помиловать рабовъ своихъ... И Господь внялъ ихъ мольбѣ... Плодомъ ихъ святыхъ обѣтовъ, непрестанныхъ молитвъ и чистой, праведной жизни было рожденіе у нихъ Св. Дѣвы Маріи, Которую Самъ Богъ беретъ подъ Свой особенный покровъ и благоволеніе, чтобы приготовить Ее въ «жилище Господа» и о рожденіи Которой возрадовались небо и земля, ангелы и человѣки... Съ самаго ранняго дѣтства, съ самыхъ дней рожденія Св. Дѣва украшена была чудными дарами души и тѣла, какъ украшается новая царская палата для принятія царя, какъ украшается новый храмъ Господень въ жилище Господа... Но промыслъ Божій, предназначавшій Ее быть Матеріею Господа, воспитательницею Спасителя міра, судилъ получить Ей и воспитаніе высшее, благодатное: до 3-хъ лѣтъ въ семьѣ благочестивыхъ родителей, а съ 3-хъ лѣтъ подъ кровомъ св. храма... Было, конечно, и въ то время много школъ въ Іерусалимѣ, было много мудрыхъ учителей, были знаменитые книжники, у ногъ своихъ собиравшіе къ себѣ многочисленныхъ учениковъ... И однако же, праведные Іоакимъ и Анна, желая какъ можно ранѣе изъять свое дитя изъ міра суетнаго и оградить Ее отъ соблазновъ мірскихъ и дурныхъ вліяній, дабы не дать Ея юной и чистой душѣ заразиться порчею вѣка, съ 3-хъ лѣтъ отдаютъ Ее во св. храмъ!.. Здѣсь – подъ руководствомъ священниковъ, вдали отъ суетнаго міра, въ уединеніи, въ созерцаніи священныхъ мѣстъ и предметовъ храма Божія, въ благоуханіи церковныхъ молитвъ и пѣснопѣній, въ сообществѣ благочестивыхъ вдовъ и юныхъ дѣвъ, посвятившихъ себя Богу, Она и проводитъ свое дѣтство и отрочество... И какое же получаетъ тамъ воспитаніе?.. Не свѣтское, не мірское и для мірской жизни, но святое, чистое, такое, которое просвѣтило Ея душу, обогатило Ея сердце, украсило Ее добрыми чувствами, хорошимъ нравомъ и тѣмъ подготовило Ее къ самой жизни, къ исполненію Ея великаго назначенія... И все, чѣмъ впослѣдствіи украшалась Ея жизнь, что оставила Она намъ въ примѣръ и удивленіе, всѣхъ этихъ дивныхъ плодовъ добродѣтельныя сѣмена были посѣяны въ Ея душу въ благочестивой семьѣ и во св. храмѣ... Ея усердіе къ молитвѣ и благочестивымъ занятіямъ, приснодѣвственная чистота и цѣломудріе, вѣра въ обѣтованія Божіи, всегдашняя внимательность къ путямъ Промысла Божія, преданность волѣ Божіей, благодушное перенесеніе трудныхъ житейскихъ обстоятельствъ, непоколебимое мужество среди величайшихъ искушеній и скорбей, сердечная теплота къ сродникамъ, а главное – во всемъ высокое смиреніе: вотъ нравственныя совершенства, постоянно проявлявшіяся въ Ней отъ младенчества и до успенія... Она сохранила всѣ заповѣди Господни, исполнила всю волю Господа, всѣ наставленія Его соблюла, всѣ слова Его сокрыла въ сердцѣ Своемъ, оказала ближнимъ всѣ дѣла милосердія... Да и можно-ли скуднымъ и слабымъ словомъ человѣческимъ выразить все нравственное величіе и святость Пресвятой Дѣвы Маріи?.. «Ничего не найдется у людей такого, какъ Богородица Марія, ничто не можетъ сравниться съ Нею, – говоритъ сладкоглаголивый св. Іоаннъ Златоустъ. – Перебери, человѣкъ, мысленно все созданіе и посмотри – есть-ли что равное или большее, чѣмъ святая Богородица Марія; обойди землю, осмотри море, полюбопытствуй въ воздухѣ, изслѣдуй мысленно небеса, подумай о всѣхъ невидимыхъ силахъ и скажи: есть-ли другое подобное же чудо во всемъ созданіи? Небеса возвѣщаютъ славу Божію, ангелы служатъ со страхомъ, архангелы преклоняются съ трепетомъ, херувимы не перенося трепещутъ, серафимы не приступаютъ, но летая вокругъ съ трепетомъ вопіютъ: «святъ, святъ, святъ Господь Саваоөъ: исполнь небо и земля славы Его» (Исаіи 6, 3)! И вотъ перечисли эти необычайныя явленія и проникнись удивленіемъ побѣды Дѣвы: именно, Кого все созданіе со страхомъ и трепетомъ воспѣвало, Того Она одна неизъяснимо зачала въ своей утробѣ... Поэтому скажемъ Ей: «благословенна Ты въ женахъ»; Ты одна исцѣлила печаль Евы, одна утерла слезы плачущей, одна принесла цѣну для искупленія міра, Тебѣ одной была довѣрена драгоцѣнная жемчужина, Ты одна зачала безъ похоти и родила безъ страданія, одна родила Эммануила, какъ Онъ самъ благоволилъ. «Благословенна Ты въ женахъ и благословенъ плодъ чрева Твоего»!...

И когда вашъ мысленный взоръ останавливается на этомъ чудномъ и высоконравственномъ ликѣ Богообразной и Святѣйшей Дѣвы, рожденной въ благочестивой семьѣ и воспитанной подъ сѣнію храма; когда вы услаждаетесь созерцаніемъ богоугодной и праведной жизни благочестивыхъ старцевъ Іоакима и Анны, день и ночь угождающихъ Богу чистотою жизни своей, во всемъ согласованной съ закономъ Божіимъ, и всецѣло преданныхъ воспитанію своего дитяти подъ вліяніемъ вѣры въ Бога и заповѣдей церкви; когда, наконецъ, отъ созерцанія мира и счастья этого «Святого семейства» въ вашемъ сердцѣ слагается благой порывъ духовнаго восторга воскликнуть къ святымъ богоотцамъ Іоакиму и Аннѣ словами церкви; «о, блаженная двоица! вы всѣхъ родителей превзошли, потому что вы произвели высшую всея твари Богоматерь и Дѣву»! – тогда не чувствуете-ли вы, возлюбленные братіе, какъ въ сферѣ такихъ благочестивыхъ размышленій въ вашу душу вливается и вытекающее отсюда назиданіе: «вотъ примѣръ – достойный подражанія! вотъ урокъ нашему времени! о, если бы и въ наше время, въ современномъ христіанскомъ обществѣ, было обращено особое вниманіе на великое и благотворное вліяніе семьи въ дѣлѣ христіанскаго воспитанія дѣтей, если бы и современные родители-христіане, храня святость семейнаго очага, воспитывали своихъ дѣтей подъ всестороннимъ вліяніемъ вѣры въ Бога и завѣтовъ Матери-Церкви»!..

Къ великому нашему прискорбію, не то мы видимъ въ дѣйствительности.

Въ наше время, подъ вліяніемъ широко разлившихся въ обществѣ атеистическихъ воззрѣній, таинство брака и семья стали подвергаться самымъ ожесточеннымъ нападеніямъ и издѣвательствамъ со стороны невѣрія... Законное супружество считается едва-ли не предразсудкомъ, и напротивъ «гражданскій бракъ», незаконныя сожитія предпочитаются законнымъ супружествамъ и это уже почти не считается грѣхомъ... Проповѣдуется «свободная любовь», «свобода чувства»; измѣна супружеской вѣрности, разводы – обычное явленіе въ современной семейной жизни... Воспитательные дома переполняются дѣтьми рожденными «внѣ брака»; въ канавахъ, баняхъ и у подъѣздовъ домовъ – то и дѣло находять «подкидышей» или же трупики невинныхъ крошекъ... Въ семьяхъ замѣтно падаетъ духъ вѣры и благочестія и должное вліяніе богобоящихся родителей на своихъ дѣтей, а среди дѣтей рано ослабляется чувство страха Божія и христіанскій долгъ уваженія къ родителямъ, наставникамъ и къ старшимъ по возрасту... И вы посмотрите на современную, такъ называемую «золотую молодежь», этотъ «цвѣтъ и надежду» общества: вѣдь она, можно сказать, переполнена слабо-нервными неврастениками, рано «все» испытавшими и все «прошедшими», утратившими вѣру въ Бога, въ будущую, загробную жизнь, «тоскующими въ жизни», рѣшающимися даже на тяжкій грѣхъ самоубійства... Словомъ, семья – этотъ корень, основа и счастье Церкви и государства – замѣтно въ наши дни разлагается, падаетъ и для многихъ «извѣрившихся» становится уже не тихимъ и мирнымъ уголкомъ, манящимъ къ себѣ своими чистыми радостями, а «ненавистной обузой», отъ которой всячески стараются избавиться; съ разложеніемъ же семьи падаетъ и воспитаніе дѣтей...

Вотъ скорбная страница одного изъ современныхъ недуговъ нашей общественной жизни, при одной мысли о которомъ (недугѣ) невольно вспоминаются слова Христа Страдальца, сказанныя Имъ плачущимъ Іерусалимскимъ женщинамъ, когда Онъ шелъ на Голгоѳу и падалъ подъ тяжестью креста Своего: «дщери Іерусалимскія! не плачьте обо Мнѣ, но плачьте о себѣ и о дѣтяхъ вашихъ»...

Да, намъ съ вами, братіе, именно и должно «плакать и о себѣ и о дѣтяхъ нашихъ"»; намъ съ вами и должно призадуматься: чѣмъ помочь горю!..

О, вы видите, вы чувствуете, возлюбленные братіе, какъ настойчиво – необходимо въ наше тяжелое время собрать и создать семью, тихую, мирную, благочестивую и боголюбивую христіанскую семью, гдѣ бы дѣти съ раннихъ лѣтъ и во всю жизнь воспитывались подъ вліяніемъ святыни, церковныхъ обрядовъ и молитвъ, въ религіозномъ чувствѣ, въ духѣ св. православной Церкви, въ сознаніи честности, долга, въ стремленіи къ истинному благу родной земли и въ охраненіи отъ всякихъ искушеній и увлеченій!.. Только тогда не будуть поражать насъ печальныя явленія нашихъ дней, только тогда изъ нашихъ семей будутъ выходить люди вѣрующіе, честно исполняющіе свой гражданскій долгъ, люди съ добрыми нравами, честными стремленіями, а главное – съ христіанскою, вѣрующею и богобоящеюся душею!.. Вѣдь въ благовоспитанной христіанской семьѣ – все благополучіе настоящаго и будущаго; въ хорошей, доброй семѣ – воспитаніе, направленіе и нравы людей; въ семьѣ полагается основаніе для всей послѣдующей жизни; въ христіанской семьѣ – сила народа, счастье общества и нравственная мощь государства!.. Откуда могутъ выходить въ общество, на дѣло общественнаго труда хорошіе люди, честные, правдивые дѣятели, добрые, богобоязненные христіане съ душею счастливою, готовою на всякое добро, – откуда – священныя, трезвыя рѣчи и мысли, благія цѣли и намѣренія и мирныя, свѣтлыя, добрыя христіанскія дѣла, сіяющія свѣтомъ ученія Христова и проникнутыя Божіимъ духомъ?..

Только изъ христіанскихъ семействъ, изъ христіанскаго воспитанія дѣтства, изъ самыхъ раннихъ дѣтскихъ занятій въ вѣрѣ и страхѣ Божіемъ...

Соберите-же прежде всего вокругъ себя добрую христіанскую семью, дайте ей ваше сердце, вашу христіанскую любовь и тихія семейныя радости, оградите вашу семью отъ соблазновъ, дурныхъ вліяній и пагубнаго шума мірского!.. Учите вашихъ дѣтокъ главнымъ и основнымъ правиламъ вѣры Христовой, заповѣдямъ Божіимъ и молитвамъ, воспитывайте ихъ въ страхѣ Божіемъ, въ благоговѣніи къ святынѣ, въ прилежаніи къ посѣщенію храма Божія и церковныхъ богослуженій, въ почитаніи воскресныхъ и праздничныхъ дней, въ усердномъ и неопустительномъ исполненіи христіанскаго долга исповѣди и Св. Таинъ Причастія; пріучите вашихъ дѣтей къ труду, развейте и закрѣпите въ нихъ высокія христіанскія добродѣтели кротости и смиренія, цѣломудрія и послушанія, честности и трезвости; объясните и вдохните имъ истину Божію, что единственный путь для спасенія души – это Святая Православная Церковь, а внѣ ея – гибель вѣчная и мука безконечная, – и вы такимъ образомъ свято исполните вашъ родительскій долгъ, а главное – приготовите изъ вашихъ дѣтей истинныхъ чадъ Церкви Христовой, добрыхъ и усердныхъ дѣятелей для общества и вѣрныхъ служителей Царю нашему и Отечеству... Тогда не будетъ столько этихъ «невѣровъ», «сектантовъ», «безбожниковъ», «анархистовъ», «революціонеровъ», отъ которыхъ теперь «душа болитъ» у вѣрующаго человѣка, у примѣрнаго гражданина!...

Отцы и матери! вы, на комъ лежитъ тяжелый крестъ отвѣтственности за честь и счастье грядущихъ поколѣній, кому Господь вручилъ талантъ безцѣнный, живую душу, способную испытывать и адскую муку и райскую радость, подумайте о томъ, что ожидаетъ вашего ребенка!.. Вотъ онъ стоитъ передъ вами довѣрчивый и ласково смотритъ на васъ... Онъ ничего не знаетъ о жизни міра суетнаго, вы должны научить его, воспитать, дать мудрый совѣтъ, защитить отъ зла, направить на добрый, спасительный путь... Вы ввели его въ жизнь, вы должны научить его и жить, – но жить по завѣтамъ Христа; вы должны указать ему – гдѣ свѣтъ истинный во мракѣ земного бытія, гдѣ тихая пристань среди бурныхъ волнъ житейскаго моря... Пожалѣйте это бѣдное, безпомощное созданіе; пожалѣйте эту дѣтскую головку, которая такъ довѣрчиво прижимается къ вашей груди; пожалѣйте это сердце, которое такъ довѣрчиво любитъ васъ, и если вы желаете, чтобы ваши дѣти, выросши, были добры и счастливы, то позаботьтесь же объ этомъ съ первыхъ дней ихъ жизни... Тогда дѣтская душа бываетъ еще податлива, какъ малое деревцо: куда направите, туда и будетъ расти; чиста и мягка, какъ воскъ: что напечатлѣете, то и останется на всю жизнь... Всю будущую судьбу невинныхъ дѣтскихъ душъ Господь отдалъ въ ваши руки: если изъ дѣтства исполните ихъ любовью ко Христу и Его святому ученію, страхомъ Божіимъ, совѣстливостію, то онѣ, какъ новые сосуды напоенные мѵромъ, во всю жизнь будутъ благоухать добродѣтелями и Божьей жизнью; если же попустите съ первыхъ дней впитываться въ нихъ пороку, то онѣ, хотя бы тогда ничего и не понимали, все равно долго, если не всю жизнь, будутъ заражены смрадомъ грѣха и отъ грѣха погибнутъ...

Охраняйте это чистое, невинное созданіе Божіе отъ дурныхъ вліяній и не столько уроками, сколько собственнымъ примѣромъ добродѣтельнаго «богобоязненнаго житія»... Какъ бы ни было мало и несмысленно еще ваше дитя, не позволяйте ни себѣ, ни другимъ при немъ ругаться, гнѣваться, пьянствовать, драться... Напротивъ, пусть вокругъ колыбели его будетъ только добро и святыня: на груди крестъ, у изголовья св. икона; утромъ и на ночь и, какъ можно чаще, осѣняйте своихъ дѣтокъ крестнымъ знаменіемъ и молитесь колѣнопреклоненно у колыбели ихъ: здѣсь ваша молитва будетъ чище и усерднѣй, чѣмъ гдѣ-либо въ другомъ мѣстѣ... Подносите дѣтей чаще къ хранящимся въ переднемъ углу вашего дома св. иконамъ съ теплящеюся предъ ними лампадой, чаще носите ихъ во св. храмъ Божій, особенно же, чаще причащайте ихъ Пречистаго Тѣла и Крови Христовой... Господь любитъ невинныхъ младенцевъ... При жизни Своей на землѣ Онъ благословлялъ и ласкалъ ихъ и теперь непрестанно зоветъ ихъ къ Себѣ: «пустите дѣтей приходить ко Мнѣ и не препятствуйте имъ, ибо таковыхъ есть Царствіе Божіе» (Марк. 10, 14)!.. О, идите же всѣ съ вашими дѣтками ко Христу Спасителю и Онъ незримо возложитъ на васъ руки Свои и благословитъ васъ!..

 

Свящ. Николай Загоровскій.

 

«Извѣстія и замѣтки по Харьковской Епархіи». 1911. № 18. С. 819-828.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: