Праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы (Замѣтка).

Икона Покрова Богородицы. Москва 1589 г. Вклад архиеп. Арсения Елассонского в монастырь Дусику (Пили, Греция) (Музей Бенаки в Афинах)

Праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы установленъ въ воспоминаніе видѣнія св. Андреемъ, Христа ради юродивымъ, Пресвятой Дѣвы, покрывавшей Своимъ омофоромъ христіанъ, молившихся въ Влахернскомъ храмѣ въ Константинополѣ.

Въ житіи св. Андрея (2 октября) о видѣніи имъ Пресвятой Богородицы говорится такъ: «нѣкогда во время совершенія всенощнаго славословія въ храмѣ во Влахернахъ (гдѣ хранилась риза Богоматери съ омофоромъ и частію Ея пояса), пришолъ туда блаженный Андрей; былъ тамъ и Епифаніи и одинъ изъ его слугъ. По обычаю св. Андрей стоялъ, какъ доставало силъ, иногда до полуночи, иногда до утра. Въ 4-й часъ ночи[1] блаженный Андрей видитъ своими очами величественную Жену, идущую отъ царскихъ вратъ съ великою свитою, изъ коей честный (Іоаннъ) Предтеча и сынъ грома (Іоаннъ Богословъ) поддерживали Ее своими руками, а многіе святые въ бѣлыхъ одеждахъ предшествовали Ей; иные послѣдовали, поя гимны и духовныя пѣсни. Когда Она приблизилась къ амвону, св. Андрей пришедъ къ Еипфанію, сказалъ: "видишь ли Госпожу и Царицу міра?" – Вижу, отецъ мой духовный, отвѣчалъ тотъ. И когда смотрѣли, Она, преклонивъ Свои колѣна, молилась на долгій часъ, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. Окончивь здѣсь молитву, подошла къ престолу, молилась и здѣсь, за предстоящій народъ. По окончаніи молитвы сняла съ Себя на подобіе молніи блиставшее великое покрывало, которое носила на пречистой главѣ Своей, и, держа его съ великою торжественостыо Своими пречистыми руками, распростерла надъ всѣмъ стоящимъ народомъ. Чудные сіи мужи (Андрей и Еиифаній) довольно долгое время смотрѣли на сіе распростертое надъ всѣмъ стоящимъ народомъ покрывало и блиставшую на подобіе молніи славу Господню; доколѣ была тамъ Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествіи же Ея, сдѣлалось и оно невидимо. Но, взявъ его съ Собою, Она оставила благодать бывшимъ тамъ». Въ житіи св. Андрея не указано время, когда онъ удостоился видѣнія, но видно, что оно было подъ конецъ его жизни, а св. Андрей скончался на 66 году своей жизни (между 940-950 г.); слѣдовательно, видѣніе имъ Пресвятой Богородицы было въ половинѣ 10-го вѣка.

Праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы установленъ въ Россіи, а не въ Греціи: у грековъ подъ 1-мъ числомъ октября положена память св. апостола Ананіи. Такимъ образомъ, честь установленія этого праздника принадлежитъ Россійской Церкви, которая отъ начала своего ввѣрилась покрову Богоматери и освятила день явленія его (1 октября) торжественнымъ празднованіемъ. Время установленія въ Россіи этого праздника относится къ 12-му вѣку. Въ славянскомъ Прологѣ такъ говориться объ установленіи этого праздника: «се убо егда слышахъ (отъ житія св. Андрея о видѣніи Богоматери), помышляхъ, какъ страшное и милосердное видѣніе и паче надѣянія и заступленія нашего бысть безъ праздненства... восхотѣхъ, да не безъ праздника станетъ св. покровъ Твоей, Преблагая». Сіе слово о покровѣ Пресвятой Богородицы находится въ самыхъ древнѣйшихъ славянскихъ прологахъ въ первой редакцій мѣсяцеслова Императора Василія, которая переведена на славянскій языкъ не позднѣе 12-го вѣка.

Праздникъ Покрова Просвятыя Богородицы у нашихъ простолюдиновъ считается покровителемъ свадебъ, и потому сельскія дѣвицы молятся тогда о скорѣйшемъ выходѣ замужъ. Съ этою цѣлью онѣ считаютъ для себя непремѣннымъ долгомъ побывать на праздникѣ Покрова въ церкви; нѣкоторыя ставятъ свѣчи предъ иконою Покрова Богородицы и стараются провести весь этотъ день весело, вѣря, что «если Покровъ весело проведешь, дружка милаго найдешь». «Покровъ – Пресвятая Богородица», приговариваютъ онѣ, – «покрой мать сыру землю и меня молоду». – «Свята Покровенько, покрой менѣ головеньку, та хоть бы вже и онучѣю (тряпкою), най ся дѣвкою но мучу». Для объясненія такого вѣрованія относительно праздника Покрова должно замѣтить, что у многихъ народовъ древности и въ частности у славянъ въ старину, какъ и теперь, покрывало или фата считалась очень важною свадебною принадлежностію. Она вообще служила признакомъ замужества. Одинъ арабскій писатель 12-го вѣка, описывая славянскій бракъ, говоритъ, что если кто чувствовалъ склонность къ какой-либо дѣвицы, набрасывалъ ей ня голову покрывало, и она безпрекословно дѣлалась его женою. Извѣстно, что въ былое время на Руси невѣсту водили подъ вѣнецъ закутавши или закрывши всю фатою. Впрочемъ, и нынѣ еще можно видѣть во многихъ мѣстахъ нашего отечества, что въ церкви, подъ вѣнцомъ, ставятъ невѣсту покрытою съ головы до ногъ покрываломъ[2]. Очевидно отсюда, что по сходству покрывала свадебнаго съ покровомъ или омоформъ Пресвятой Богородицы, съ которымъ она предстательствовала и молилась за людей, простой нашъ народъ усвоилъ настоящему дню Пресвятой Дѣвы покровительство надъ бракомъ. Нужно замѣтить, что около праздника Покрова обыкновенно во многихъ мѣстахъ у насъ являются первые снѣга. Они покрываютъ все окружающее, и невольно наводятъ на сближеніе этого естественнаго бѣлаго земнаго покрова съ свадебнымъ покрываломъ. Въ силу того русскія дѣвицы, въ своихъ обращеніяхъ къ Покрову Пресвятой Богородицы, приговариваютъ: «Мать-Покровъ! Покрой землю снѣжкомъ, меня молоду платкомъ», или; «Бѣлъ снѣгъ землю покрываетъ, не меня ли молоду замужъ снаряжаетъ». Если даже въ народѣ простомъ примѣта, что, если на Покровъ выпадетъ снѣгъ, это предвѣщаетъ много свадебъ[3]. Самое время праздника Покрова въ сельско-хозяйственномъ быту представляетъ особенныя удобства для празднованія свадебъ: къ празднику Покрова оканчиваются всѣ важнѣйшія сельскія работы; простолюдины наши, занимаясь теперь слегка своимъ хозяйствомъ и живя въ достаткѣ, естественно могутъ спокойно думать о свадьбахъ. Отсюда-то, безъ сомнѣнія, и ведутъ свое начало такъ называемыя свадебныя осеннія недѣли, которыя считаютъ обыкновенно съ праздника Покрова Пресвятой Дѣвы. Еще праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы имѣетъ важное значеніе въ быту народномъ, какъ срочный день для новыхъ работъ и занятій. Поселяне говорятъ, напримѣръ, о наймахъ: отъ Покрова до Егорья, отъ Покрова до Крещенья и такъ далѣе. (Руков. Сельск. Паст.).

 

«Литовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 40. Отд. Неофф. С. 382-383.

 

[1] Наш 20.00 ч. – ред.

[2]Поэт. воззр. слав. на прир., Аѳнасьева. 1, 238.

[3] Поэтич. воззр. слав. на природу. Аѳанасьевъ, 1, 299.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: