• Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Вселенская, или Греческая, или Россійская, или Арабская? (1932)

    Этот труд впервые вышел отдельным изданием в Белграде в 1932 г. с одноименным названием – Ред.

    Мы, православные, обязаны вѣровать во единую святую соборную и апостольскую Церковь. Выраженіе это неточное и даже неправильное: не соборную, а вселенскую (икономики), вселенскую въ смыслѣ всенародную, какъ объяснено въ нашемъ Синодальномъ катехизисѣ: Церковь не принадлежитъ какому-либо отдѣльному народу, но включаетъ въ себя всѣ народности, правильно вѣрующія въ Св. Троицу и въ самую Церковь, утвержденную семью Вселенскими и девятью помѣстными Соборами и содержащую Св. Библію и неповрежденное Священное Преданіе, заключенное въ книгу Правилъ Св. Апостолъ и Вселенскихъ Соборовъ и въ каноническія правила извѣстныхъ отцовъ Церкви. Правила эти наравнѣ съ Священнымъ Писаніемъ, представляютъ собою необходимое условіе для пребыванія, принявшихъ оныя въ составѣ Св. Церкви, ибо, по словамъ Василія Великаго, отвергающіе сіи правила, какъ якобы неимѣющія великой силы, могутъ незамѣтно повредить и самое Евангеліе и отъ самого Христіанства оставить только одно имя. Впрочемъ, признаніе каноновъ почти утрачено въ сознаніи образованныхъ и полуобразованныхъ христіанъ, забывшихъ, что наша вѣра въ святыя Евангеліе и прочія книги Новаго Завѣта, изъ коихъ многія еретиками отрицаются, какъ якобы неподлинныя (начиная съ 4-го Евангелія, 2-го Посланія Апостола Петра и Іоанна и др.), однимъ словомъ весь авторитетъ Новаго Завѣта основанъ на признаніи читателемъ св. каноновъ съ отверженіемъ которыхъ, по справедливому замѣчанію Василія Великаго, отвергается весь Новый Завѣтъ, а за нимъ, конечно, и Ветхій.

    Итакъ, вооружившись мыслью о непогрѣшимости нашихъ каноновъ, въ которыхъ выражается истинность Св. Церкви, обратимъ свой мысленный взоръ къ ея современному положенію.

    26 July 2017 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - Православная культура.

    Что такое православная культура? Православие мы понимаем, а вот что такое культура вообще? Цивилизация? Право? Люди думают, что эти понятия реальные, аксиоматически ясные, но профессоры головы ломают над их определением и ничего общепринятого не могут приискать в ответ на эти вопросы об идолах общественной мысли. Вл. Соловьев, о котором выразимся словами одного его современника, о котором хотелось бы говорить только одно хорошее, а приходится говорить только худое, – Соловьев, конечно, все же достоин великой похвалы за то, что выступил проповедником спиритуализма (1873) в эпоху грубейшего материализма наших литературных верхов. Его ехидно спросил кто-то: "Скажите, что такое душа и дух?" Он отвечал: "Я-то скажу вам, что такое, а вот вы потрудитесь сказать мне, что такое материя". Собеседник совершенно растерялся и только выпучил глаза на вопрошавшего, "як дурное теля на новы ворота".

    22 July 2017 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Отравленная конфета (Предупрежденіе относительно вѣры во всякія предсказанія и «пророчества»).

    Эта статейка составлена еще въ Іюлѣ мѣсяцѣ и была передана въ газету «Новое Время«», гдѣ почему-то ее очень долго не печатали и потому была взята обратно. - Ред. 

    Предо мною брошюра, изданная въ Цареградѣ: «Предсказаніе на 1922-й и ближайшіе годы». Она съ жадностью читается русскими людьми тѣмъ болѣе, что украшена авторитетомъ Оптиной Пустыни, гдѣ будто бы ее нашли въ 1917 году. По этой брошюрѣ выходитъ, что въ іюлѣ и августѣ сего года антибольшевистскія войска вступятъ въ Москву, а въ 1924 году совершится восшествіе на Престолъ Царя изъ рода Романовыхъ (см. 1925 г.), въ 1928 году появится новый царь, христіанскій соціалистъ, который въ 1931 году сниметъ съ себя царскій вѣнецъ и станетъ священникомъ – словомъ авторъ угодилъ всѣмъ: и монархистамъ, и соціалистамъ и даже евреямъ (см. 1924 г.). Какое побужденіе руководило имъ, конечно никогда не видавшимъ Оптиной Пустыни и не усвоившимъ себѣ даже церковной терминологіи («существованіе Бога», – надо: «бытіе Бога», «соединеніе церквей» вмѣсто «возсоединеніе съ Церковью еретиковъ и раскольниковъ»)?

    19 July 2017 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) – Вселенская церковь и народности.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) – Вселенская церковь и народности.

    Сербский патриарх Димитрий и Митрополит Антоний

    Напечатано впервые в Казанском журнале «Деятель» в 1899 г., а затем в польном собраний сочинений автора 1911 г. – Ред.

    В сочельник Рождества Христова и Богоявления, а также в Неделю Православия, когда протодиакон возглашает многолетие «Святейшим Патриархом Православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому», всегда заметно бывает то христианское одушевление сынов Церкви, которое побуждает их в эти мгновения высоко занести руку для крестного знамения и расширить свой умиленный взор как бы с желанием охватить им те отдаленные священные грады и храмы, в которых «утверждают Православие» преемники божественных апостолов.

    Было время, когда Святая Русь часто оказывала почтительное гостеприимство этим столпам нашей апостольской веры и единодушно, от царя и до последнего крестьянина, приклоняла главу и колена, принимая их благословения. Замечательно, что ни внешний упадок патриарших престолов, ни учреждение в России самостоятельного могущественнейшего патриархата не умаляли обаяния четырех Вселенских патриархов. Напротив, их угнетенность врагами христианства, и беспомощность, и нищета еще увеличивали в глазах наших предков их священную власть. Благочестивый и тишайший царь Алексей Михайлович, принимая восточных святителей и расспрашивая об их бедственном положении под владычеством неверных, падал им на выю и обливался слезами сострадания, даже просил простить его и народ русский за то, что не могут избавить достояния Господня от мучительства агарян. Духовенство и народ с такою же искренностью приветствовали восточных патриархов. Так, когда святитель Иерусалимский Феофан решил посетить Сергиеву Лавру и ее святого настоятеля Дионисия, то последний со всею братией и множеством народа выходил с крестным ходом далеко за ограду Лавры на поле встречать святейшего гостя. Народ, видя патриарха, в умилении поднимал руки к небу и трижды повергался на землю. Духовный восторг этот передался и блаженнейшему, так что, войдя после молебствия в трапезу, он от умиления сердечного не мог принимать пищи, но заливался радостными слезами так долго, что смутил братию страхом, не обижен ли высокий гость, не отдает ли уж он Господу свою праведную душу?

    18 July 2017 читать далее


  • Похвальное Слово свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Митрополиту Антонию (Храповицкому).

    Похвальное Слово свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Митрополиту Антонию (Храповицкому).

    Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах в 1934 г. Крайний справа стоит святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский, в центре сидит митр. Антоний (Храповицкий).

    Блаженнейший митр. Антоний, прямая ветвь от Матери-Церкви Российской, плененной безбожием, и по достоинству оцененный еще папой Пием XI, заявившем в беседе с одним из бискупов в Варшаве: «Самый большой человек в Восточном исповедании - архим. Антоний (Храповицкий)». Предлагаем нашим читателям ознакомиться с записей слова свя. Иоанна (Максимовича) в Леснинском монастыре 28 июля/10 августа 1955 года в день девятнадцатой годовщины со дня кончины Блаженнейшего Митр. Антония (Храповицкого). - ред.

    Сегодня вечером 19 лет тому назад скончался Блаженнейший Митрополит Антоний.

    Великий иерарх не только нашего века: в жизни Церкви мало было таких иерархов по полноте дарований и по тому, что он дал Церкви.

    Святейший Варнава, патриарх Сербский, при служении в русской св. Троицкой церкви в Белграде сказал, что митрополит Антоний иерарх подобный великим святителям древности.

    В сербских богословских кругах его называли Афанасием нашего времени.

    Он говорил, умудренный Духом Святым.

    08 July 2017 читать далее


  • Митрополит Антоній Храповицкій - Слово въ день сошествія Святаго Духа.

    Митрополит Антоній Храповицкій - Слово въ день сошествія Святаго Духа.

    В своих же печатных проповедях и беседах, произнесенных в бытность свою ректором Казанской Духовной Академии, Митрополит Антоний в вопросе об искуплении держится общецерковного учения. Интересно обратить внимание на следующие выдержки из этих слова в день сошествия Святого Духа, произнесено в Бельскомъ кафедральномъ соборе в 1887 г. - Ред.

    Сегодня святая Церковь воспоминаетъ то событіе, которое въ одно мгновеніе сдѣлало галилейскихъ рыбаковъ всемірными проповѣдниками. Это событіе Сошествія Святаго Духа дало этимъ простымъ людямъ, нерѣдко огорчавшимъ Господа своего грубостью и малодушіемъ, великую мощь духовную, такую мощь, такую несокрушимую силу, предъ которою пали въ прахъ и вѣковая религія Рима, такъ тѣсно слившаяся съ его государственною жизнью, и языческая философская мудрость съ ея представителями, и наконецъ самый государственный строй и бытовые обычаи, которые стремились охватить собою всю вселенную.

    03 June 2017 читать далее


  • Протоіерей Іосифъ Васильевъ - ОБЪ УЧАСТІИ МІРЯНЪ ВЪ ДѢЛАХЪ ЦЕРКВИ

    Рѣчь Протоіерея Іосифа Васильева на засѣданіи С.-Петербургскаго Отдѣла Общества любителей духовнаго Просвѣщенія 2-го апрѣля 1872 г.

    Благовѣрный Государъ, высокоуважаемые предсѣдатель и члены Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенія!

    Между побужденіями къ основанію С.-Петербургскаго Отдѣла Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенія поставлено желаніе сближенія духовенства съ обществомъ и участіе сего послѣдняго въ рѣшеніи вопросовъ относящихся къ Церкви. Забота объ этомъ указываетъ на существующее на дѣлѣ разъединеніе духовенства съ обществомъ и удаленіе общества отъ участія въ дѣлахъ Церкви. Нельзя отрицать этого факта, созданнаго столько же волею человѣческою, сколько историческимъ развитіемъ жизни, и нельзя не желать возстановленія древняго порядка церковной жизни. Безъ сомнѣнія, формы и частности этого порядка, какъ несущественныя, могутъ измѣняться подъ вліяніемъ новыхъ условій жизни, но основы его могутъ и должны быть сохранены.

    Но гдѣ же коренится начало участія мірянъ въ дѣлахъ Церкви? Какъ оно выражалось и какими предѣлами ограничивалось по свидѣтельству исторіи? Что осталось отъ него до настоящаго времени? Вотъ вопросы, рѣшеніе которыхъ, хотя въ бѣгломъ обзорѣ, кажется умѣстнымъ въ первомъ Собраніи Отдѣла Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенія.

    30 May 2017 читать далее