Сергей Иринеевичъ Миропольскій – ПРАКТИЧЕСКІЕ СОВѢТЫ НЕОПЫТНОМУ УЧИТЕЛЮ (Извлеченіе изъ статьи имѣющей упомянутый заголовокъ).

1. Кто не чувствуетъ въ себѣ призванія къ учительской дѣятельности, тотъ не долженъ соглашаться быть учителемъ. Въ противномъ случаѣ его ничто не будетъ радовать, занимать и интересовать. У него, благодаря этому, успѣховъ въ обученіи не будетъ. Любовь къ дѣлу – главное условіе всякаго успѣха. Для учителя, имѣющаго призваніе къ своей дѣятельности, школа будетъ источникомъ внутренняго духовнаго удовольствія и несокрушимыхъ силъ для полезнаго труда.

2. Учитель долженъ стать достойнымъ своего дѣла. Важную услугу ему въ этомъ отношеніи окажетъ самообразованіе. Для этого необходимо ежедневно совершенствоваться въ познаніяхъ, занимаясь главнымъ образомъ чтеніемъ книгъ педагогическаго содержанія. Главное въ этомъ случаѣ не откладывать дѣла своего самообразованія. Не нужно никогда забывать, что недостаточно тѣхъ знаній, которыя учитель пріобрѣлъ въ воспитавшемъ его учебномъ заведеніи: съ ними онъ далеко не пойдетъ.

3. Учитель долженъ знать свои личныя особенности и имѣть самообладаніе. Особенно онъ долженъ избѣгать чувства гнѣва и раздражительности. Онъ не долженъ запугивать дѣтей своею раздражительностью. Запуганность дѣтей – плохой спутникъ ученія.

4. Учитель долженъ быть хорошимъ человѣкомъ. «Хорошаго человѣка можетъ воспитать только хорошій человѣкъ». Молодой учитель долженъ стараться о пріобрѣтеніи уваженія, довѣрія и любви своихъ учениковъ. Ученики любятъ учителя спокойнаго и серьезнаго, не позволяющаго себѣ насмѣшки надъ дѣтьми, снисходительнаго (безъ послабленія), веселаго и живого (безъ шутовства), солиднаго (безъ горделивости), точнаго (безъ мелочности), требовательнаго (безъ придирчивости).

5. Учитель долженъ имѣть сознаніе своего достоинства, но отнюдь онъ не долженъ себя считать непогрѣшимымъ. Онъ долженъ помнить, что всякому свойственно погрѣшать... Тотъ совершенствуется, кто сознаетъ свои погрѣшности и всегда стремится къ лучшему. Разумный учитель не стѣсняется сознаться въ допущенной погрѣшности, чѣмъ онъ возвышаетъ свою репутацію въ глазахъ дѣтей... Правда и истина выше всего на свѣтѣ. Дѣти любятъ того учителя, который не имѣетъ о себѣ горделиваго самомнѣнія и не считаетъ себя всезнающимъ человѣкомъ. Въ самомъ дѣлѣ, совершенство сразу не достигается. Къ нему идетъ человѣкъ путемъ ошибокъ и упорнаго труда. Неудачи должны побуждать къ внимательному изученію причинъ ихъ происхожденія, чтобы ихъ устранить на будущее время. Не даромъ говорятъ, что «уча другихъ, учимся сами». Истинно разумный человѣкъ ежедневно пополняетъ свои познанія. «Учителю надо размышлять о трехъ вещахъ: какъ хорошо разсуждать, какъ хорошо говорить и какъ хорошо житъ». Послѣднее важно въ виду того, что учитель дурной жизни успѣха въ обученіи не можетъ имѣть. Дѣти любятъ заниматься по тому предмету, который преподаетъ учитель честный и добрый.

6. Учитель долженъ заботиться о томъ, чтобы хорошо обучать. Хорошо можетъ обучать тотъ учитель, который знаетъ всѣ предметы обученія хорошо. Необходимо знать больше того, чему учатся дѣти. Посему учитель долженъ имѣть основательную подготовку; въ противномъ случаѣ, у него не будетъ успѣха. Вялость, однообразіе, скука – спутники урока такого учителя, который не владѣетъ книгою и предметомъ обученія.

7. Хорошій учитель стремится къ тому, чтобы предметъ его преподаванія сдѣлался собственностью ученика. Преподаваемое сдѣлается собственностью ученика въ томъ случаѣ, если учитель при хорошемъ объясненіи сообразуется съ личными особенностями учениковъ и знаетъ ихъ способности и степень развитія.

8. Учитель въ способахъ къ улучшенію своей дѣятельности избѣгать увлеченій. Одностороннее увлеченіе стариной приводитъ къ рутинѣ и косности, а безотчетное увлеченіе новизной – къ необдуманнымъ опытамъ и порывистымъ колебаніямъ. Учитель не долженъ забывать, что «истина въ срединѣ». «Вся искушающе, добрая держитесь» – сказано въ Священномъ Писаніи. Посему прежде, чѣмъ рѣшиться на какое-нибудь нововведеніе въ школѣ, надо зрѣло обдумать его.

9. Въ начальномъ обученіи важное значеніе имѣетъ методъ. Часто приходится ребенку работать надъ тѣмъ матеріаломъ, который самъ по себѣ для него не привлекателенъ. Требуется все искусство и умѣніе, чтобы методомъ (способомъ) обученія эту работу сдѣлать легкой и сосредоточить вниманіе его на данномъ матеріалѣ. Наряду съ этимъ весьма важно и то, какъ и что преподавать въ начальной школѣ. Вѣдь при обученіи учитель имѣетъ дѣло съ живымъ матеріаломъ, – съ дѣтьми. Однообразіе въ пріемахъ при обученіи дѣтей не мыслимо. Въ каждомъ данномъ случаѣ ихъ приходится видоизмѣнять, – а иногда изобрѣтать и новые.

10. Берегите время! Учитель не долженъ ни на шагъ уклоняться отъ своего дѣла, но вести его послѣдовательно, правильно распредѣляя время занятій. Нѣкоторые учители говорятъ въ классѣ очень много, забывая, что «на урокѣ нужно говоритъ и дѣлать лишь то, что прямо ведетъ къ цѣли». Усвоеніе урока должно быть сознательнымъ, прочнымъ и основательнымъ... Цѣль эта достигается тогда, когда учитель ясно и просто излагаетъ предметъ, безъ излишнихъ подробностей!... Искусно пользуется временемъ тотъ учитель, который добросовѣстно готовится къ каждому уроку. Онъ на урокѣ думаетъ исключительно о преподаваніи и старается о томъ, чтобы дѣти усвоили предметъ обученія. У него урочное время уходитъ на полезную работу, а не на многопредметную болтовню.

11. «Кто хочетъ больше дѣлать, тотъ долженъ меньше говорить». Безконечно длинныя поученія въ школѣ пользы не приносятъ. Дѣти скоро забываютъ эти поученія и не дѣлаются отъ нихъ лучшими. Будьте посему скупы на рѣчи... Краснорѣчіе учителя въ начальной школѣ не имѣетъ существеннаго значенія. Опытные учителя говорятъ сами мало, – а больше выслушиваютъ учениковъ. Плохо, если посѣтитель школы скажетъ: «Вдоволь я наслушался учителя, но дѣтей я не слыхалъ».

12. Учитель долженъ излагать ясно и просто предметъ своего урока и избѣгать мелочныхъ и безполезныхъ подробностей. Онъ долженъ помнить, что курсъ начальной школы имѣетъ въ виду элементарное обученіе, состоящее въ преподаваніи существенныхъ и необходимыхъ основаніи предметовъ. Возьмемъ, напримѣръ, объяснительное чтеніе. Задача его научить ученика хорошо читать и понимать читаемое... Нѣкоторые учители при объяснительномъ чтеніи увлекаются предметными бесѣдами по поводу читаемыхъ словъ. Положимъ, читается статья о стрижкѣ овецъ. Учитель предлагаетъ вопросы: чѣмъ стригутъ овцу? – Изъ чего дѣлаютъ ножницы? – Что такое желѣзо? – Гдѣ оно добывается? – Чѣмъ отличается добываніе желѣза отъ добыванія золота? Чѣмъ отличается желѣзо отъ стали? Какіе предметы дѣлаются изъ желѣза? и т. д. Всѣ эти вопросы отвлекаютъ вниманіе отъ читаемой статьи и касаются такихъ предметовъ, которые не имѣютъ существенной связи съ нею. При такомъ веденіи объяснительнаго чтенія упускается изъ виду механизмъ чтенія и непосредственнее пониманіе читаемаго матеріала. Такіе вопросы умѣстны на предметныхъ урокахъ, которыхъ не надо смѣшивать съ уроками по объяснительному чтенію.

13. Учитель долженъ говорить оживленно, громко и отчетливо. Онъ долженъ, въ свою очередь, требовать отъ учениковъ громкихъ и отчетливыхъ отвѣтовъ. Учитель не долженъ допускать въ классѣ крика и крикливыхъ отвѣтовъ. Не слѣдуетъ ему говорить слишкомъ медленно и тихо, – а также скоро... Отъ несоблюденія этихъ требованій пострадаютъ успѣхи по обученію.

14. Учитель долженъ посвящать урокъ только дѣлу, а не шуткамъ и забавамъ. Онъ долженъ избѣгать всего пошлаго и двусмысленнаго и сохранять приличіе и вѣжливость какъ въ рѣчи, такъ и въ манерахъ. Этимъ требованіямъ особенно удовлетворяютъ учительницы, которыя по природѣ отличаются вѣжливостью, теплотою чувства и задушевностью въ отношеніи къ учащимся. Онѣ не обращаются съ дѣтьми рѣзко и грубо и держатъ себя съ достоинствомъ. Дѣти уважаютъ ихъ и на ихъ урокахъ «живы, веселы, воспріимчивы и внимательны».

15. Учитель долженъ избѣгать вялаго, однообразнаго, сухого преподаванія. Преподаваніе должно отличаться оживленностью и занимательностью. Живость обученія – результатъ заинтересованности учителя своимъ дѣломъ... «Настроеніе учителя передается ученикамъ»... Чтобы ученики принимали живое участіе въ работѣ, необходимо разнообразить преподаваніе и мѣнять чаще его форму. Тогда дѣти заинтересуются преподаваніемъ, и конецъ урока не будетъ радовать ихъ, какъ это обыкновенно бываетъ при плохомъ обученіи. Хорошо, когда ученикъ расположенъ къ занятіямъ и имѣетъ интересъ къ пріобрѣтенію знаній. Интересъ этотъ долженъ сдѣлаться всегдашнею принадлежностью ученика: въ немъ главная основа самообразованія. Одно изъ средствъ для развитія интереса къ пріобрѣтенію знаній – умѣніе разнообразить урокъ. (Примѣръ разнообразной работы по счисленію. Послѣ рѣшенія трудной задачи рѣшеніе легкихъ умственныхъ задачъ. Задачи для соревнованія на 4-5 мин. Объясненіе вновь. Повтореніе объясненнаго. Составленіе легкихъ устныхъ задачъ на изъясненное правило. Пересмотръ тетрадокъ и т. д. По русскому языку. Разсказъ. Спрашиваніе. Примѣры и выводъ грамматическаго правила. Правило и пріискиваніе подходящихъ примѣровъ. Хоровое чтеніе объясненной статьи. Чтеніе діалогическое и т. д.). Умѣніе разнообразить состоитъ въ нахожденіи новыхъ сторонъ въ одномъ предметѣ и въ примѣненіи разныхъ способовъ и формъ его изложенія.

16. Учитель долженъ сдѣлать свой предметъ и свое преподаваніе интереснымъ. Для этого онъ долженъ любить свое дѣло и вести преподаваніе одушевленно. Тотъ можетъ увлечь другихъ, кто самъ увлеченъ, кто работаетъ съ охотою и любовью. Совершенно справедливо говоритъ Дистервегъ, «что живость, энергія и свѣжесть преподавателя представляютъ дисциплинарную, нравственную и дидактическую силу учителя; эти качества замѣняютъ для него сотни дисциплинарныхъ искусственныхъ мѣръ, дѣлая ихъ ненужными».

17. Учитель долженъ стараться о томъ, чтобы плодами его обученія могло воспользоваться наибольшее число учениковъ. Приходится въ школѣ сообразоваться и съ личными особенностями учениковъ. «Онъ долженъ находить средній путь, который объединялъ бы всѣхъ (учениковъ разныхъ дарованій) въ ученіи и дѣлалъ бы послѣднее доступнымъ и полезнымъ для всѣхъ». Въ этомъ случаѣ важное значеніе имѣетъ тщательное изученіе дѣтской природы, которое подскажетъ учителю, какъ дѣйствовать въ отношеніи учениковъ примѣнительно къ ихъ природнымъ особенностямъ (темпераменты)... Изученіе дѣтской природы подскажетъ также учителю, что надобно при обученіи сообразоваться со степенью развитія учениковъ.

18. Не надо строго относиться къ тѣмъ ученикамъ, которые не приготовили урока по недостатку силы разумѣнія.

19. Учитель долженъ принимать во вниманіе и внѣшнія условія школьныхъ занятій. Часто дѣти невнимательны, благодаря порчѣ воздуха классной комнаты, не имѣющей хорошей вентиляціи. Иногда дѣтей ослабляетъ голодъ. Усталость, продолжительное занятіе, нездоровица, домашнія непріятности и т. п. неблагопріятно отражаются на отношеніи учениковъ къ занятіямъ. Принимая во вниманіе всѣ эти внѣшнія условія, учитель можетъ правильно судить о причинахъ невниманія учениковъ и принимать соотвѣтствующія мѣры къ ихъ устраненію.

20. Учитель всегда долженъ готовиться къ урокамъ. («Учи по обдуманному плану»). Передъ каждымъ урокомъ пусть учитель обдумаетъ содержаніе, объемъ, а также порядокъ, форму изложенія и связь даннаго урока съ предыдущимъ.

21. Каждый новый урокъ долженъ представлять нѣчто цѣлое, законченное. При окончаніи дневныхъ уроковъ хорошо спрашивать учениковъ о томъ, что они сегодня узнали? Какое новое знаніе они пріобрѣли? Урокъ въ начальной школѣ дѣти должны выучивать въ классѣ.

22. Учитель долженъ распредѣлить программу предметовъ, сообразно съ числомъ уроковъ, на отдѣлы хотя по мѣсяцамъ и недѣлямъ; онъ долженъ стараться о томъ, чтобы заканчивать каждую часть учебнаго матеріала въ назначенное для нея время. Благодаря этому, возможны равномѣрность въ занятіяхъ учениковъ и одинаково основательное усвоеніе каждой части учебнаго матеріала.

23. Весьма важно для учителя пріобрѣсти умѣніе держать классъ и спрашивать учениковъ. Для достиженія этой цѣли необходимо всѣхъ привлекать къ общей классной работѣ при помощи хорошаго преподаванія и умѣлаго спрашиванія.

24. При задаваніи вопросовъ нужно обращаться ко всему классу. Спрашиваніе учениковъ должно быть такъ поставлено, чтобы всякій ожидалъ быть спрошеннымъ ежеминутно. Не слѣдуетъ одного спрашивать долго и вмѣшиваться въ отвѣты учениковъ. Къ исправленію ошибокъ въ отвѣтахъ надо привлекать учениковъ, которые должны слѣдить за общею работою и быть постоянно готовыми отвѣчать. Хорошее впечатлѣніе производитъ тотъ классъ, въ которомъ идетъ общая работа живо и бойко. Здѣсь все и всѣ живутъ и нѣтъ мѣста шалостямъ и зѣвотѣ. Молодые учители должны избѣгать вопроса: «Кто скажетъ?»... Часто послѣ этого вопроса въ классѣ шумятъ ученики. Нужно разъ навсегда разъяснить ученикамъ, чтобы не всѣ отвѣчали сразу, – а отвѣчалъ бы тотъ, кто поднялъ палецъ, или на кого укажетъ учитель. При этомъ учитель не долженъ забывать и тѣхъ учениковъ, которые не обнаруживаютъ желанія сдѣлать поправку или отвѣтить; въ противномъ случаѣ они не могутъ пріобрѣсти познаній. Такихъ-то надо заставить повторить отвѣтъ другихъ.

Примѣчаніе. Правила касательно учебныхъ вопросовъ и отвѣтовъ прекрасно изложены въ «Общей Дидактикѣ» Миропольскаго. («Формы обученія»).

25. Молодой учитель долженъ заботиться о добромъ воспитаніи дѣтей. Не нужно забывать развитія воли и сердца дитяти. Воля, какъ основа характера, воспитывается только волею: правильно развитая и опредѣлившаяся воля учителя является необходимымъ условіемъ для воспитанія воли ученика. Устойчивость и стройность школьной дисциплины, правильный планъ обученія, любовь къ дѣтямъ имѣютъ въ воспитательномъ отношеніи большое значеніе. Основою же воспитанія должна являться религія, какъ могучее воспитательное средство.

26. Учитель долженъ обращать большое вниманіе на школьную дисциплину. Подъ дисциплиною разумѣется не одно внѣшнее соблюденіе порядка, а сознаніе законности и необходимости ея требованій въ связи съ чувствомъ долга. Ученикъ долженъ полюбить твердый порядокъ, основанный на законѣ, и чувствовать отвращеніе къ безпорядку. Тотъ можетъ имѣть въ школѣ хорошую дисциплину, кто подаетъ ученикамъ живой примѣръ осуществленія ея требованій. Авторитетъ и любовь среди учениковъ служатъ лучшею мѣрою для водворенія въ школѣ хорошей дисциплины.

27. Тѣлесныхъ наказаній въ школѣ не нужно примѣнять... «Всякія наказанія не должны быть грубы и жестоки. Палкою можно только дресировать, а не воспитывать»...

28. Молодой учитель долженъ отличаться терпѣливостью и настойчивостью въ отношеніи исправленія разныхъ дурныхъ навыковъ дѣтей. Онъ не долженъ отчаиваться, если его мѣры на первое время не приносятъ надлежащей пользы въ дѣлѣ воспитанія дѣтей. Учитель долженъ чаще напоминать ученикамъ объ ихъ обязанностяхъ и наставлять ихъ сердечно.

29. Въ отношеніи къ ученикамъ надо избѣгать какъ послабленія, такъ и чрезмѣрной суровости.

30. Учитель долженъ остерегаться привлекать къ отвѣтственности цѣлый классъ. Въ этомъ случаѣ страдаютъ незаслуженно невинные, – а «виновные дѣлаются еще смѣлѣе и необузданнѣе».

31. О наградахъ въ школѣ нужно сказать словами Негельсбаха – слѣдующее: «Если школа по духу своему и преподаванію идетъ хорошо, то каждый ученикъ чувствуетъ, что онъ идетъ впередъ по мѣрѣ силъ и тогда нѣтъ мѣста тревожному искательству наградъ: двадцатому ученику такъ же хорошо на душѣ, какъ и первому». Хорошо и охотно учится ученикъ тогда, когда видитъ усердное отношеніе учителя къ своимъ обязанностямъ. Вообще съ наградами надо поступать осторожно. Лучше всего, если такъ идетъ школьная жизнь, что въ нихъ нѣтъ никакой нужды.

32. Учитель долженъ стараться о водвореніи мира среди учениковъ. Онъ долженъ дѣйствовать открыто и избѣгать сплетенъ и доносовъ. Прямому и искреннему учителю дѣти довѣряютъ. Нужно «предохранять дѣтей отъ тщеславія и зависти».. Учитель долженъ стараться о томъ, чтобы школа составляла одну дружную семью, всѣ члены которой проникнуты любовью другъ къ другу. «Каковъ кто въ школѣ, таковъ будетъ и въ жизни»...

33. Учитель не долженъ допускать притворства предъ дѣтьми. Дѣти хорошо разгадываютъ человѣка.

34. Учитель не долженъ презирать старины и добрыхъ преданій. «Не все новое хорошо, и не все старое худо. Если старое сохранилось, то это признакъ его вѣрности, ибо время губитъ ложное, а вѣрное укрѣпляетъ»..

35. Учитель долженъ соединять знаніе съ умѣніемъ, а слово съ дѣломъ. Что за польза, если онъ ариѳметическія правила знаетъ, а рѣшать задачи не умѣетъ.

36. Если учитель хочетъ научиться управлять дѣтьми, сперва онъ долженъ научиться управлять самимъ собою.

37. Учитель не долженъ быть гордымъ и высокомѣрнымъ.

38. Учитель долженъ избѣгать дурного общества и сплетенъ: «Бранью на брань отвѣчать – тоже, что грязь смывать грязью».

39. Учитель долженъ давать объясненія обдуманныя и быть вѣрнымъ однажды даннымъ объясненіямъ.

40. Учитель не долженъ забывать, что онъ полагаетъ основу для всей послѣдующей жизни дѣтей.

41. Учитель не долженъ забывать, что въ его помощи нуждаются медленно понимающіе и тую развивающіеся ученики. Больные нуждаются во врачеваніи, а не здоровые.

 

Ил. Перадзе.

 

«Прибавленіе къ Духовному Вѣстнику Грузинскаго Экзархата». 1903. № 13-14. С. 4-11.

 

[*] Статья впервые была опубликована в журнале «Семья и школа». 1874. № 5. С. 306-330.

 

См. также:

Сергей Иринеевичъ Миропольскій – ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЯ СРЕДСТВА.

 

Об авторе. Сергей Иринеевич Миропольский (1842-1907) – выдающийся русский педагог 2-й пол. ХІХ в., автор теории воспитывающего обучения. Родился в семье прот. Иринея Миропольского, настоятеля храма села Семеек Острогожского уезда Воронежской губернии. Окончил Московскую духовную академию. Состоял членом-ревизором Синодального учебного комитета. В 1896 г. стал издавать на средства Синода журнал «Народное образование». В 1968 г. ревизовавшим Харьковскую семинарию членом Учебного комитета при Святейшем Синоде «был признан одним из лучших наставников, по всей справедливости заслуживающим особого поощрения». В августе 1869 г. избран преподавателем кафедры философских учений в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. С 1870 г. также преподавал педагогику, заведовал воскресной школой при семинарии и назначен на должность помощника редактора «Журнала Министерства Народного Просвещения». С 14 июня 1892 по 10 мая 1900 г. состоял помощником управляющего Синодальной канцелярии. Являлся автором большого числа учебных пособий и книг по различным вопросам педагогики.

Одной из главных задач школы в воспитании личности ребенка Миропольский считал, «воспитание сердца и направление воли. Хорошее сердце – все хорошо, худое сердце – все худо, ибо от сердца исходит жизнь» (Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе. Спб. 1890. C. 62.). Главную цель религиозно-нравственного воспитания он видел в воспитании «истинных граждан» для государства, для общества людей, «благодельно» влияющих на благоустройство народной жизни. Сергей Иринеевич считал основным источником религиозно-нравственного воспитания: религию, семью, школу (важную роль отводил учителю), пример окружающих, «собственную жизнь». Педагог рассматривал «разумность», как умение человека сознательно относиться к деятельности и правильно выбирать пути для ее осуществления. Сергей Иринеевич подчеркивал, что развитие ума без нравственности приводит народы к многочисленным несчастьям, бедствиям, порождает деморализацию нравов, обычаев. Все это свидетельствует о том, что «нравственность, есть еще и ум, а без правильно развитого ума она немыслима». Воздержанность Миропольский рассматривал, как навык в самоограничении и самообладании, в умеренности позывов и страстей. Сначала – это проявляется в «обуздывании» желания бегать и играть не в назначенное время, в «умерении» своего нетерпения, ненависти, гнева. Цель воспитания «воздержанности» – это победа высших потребностей над низшими, «власть духа над чувственностью». К воспитанию нравственных чувств ребенка С.И.Миропольский относил «чувство нравственного долга». С точки зрения педагога, человеку «прирожденное» чувство нравственного долга. Однако в процессе воспитания оно может «ослабеваться» или «заглушаться», как и совесть. Изучение христианской морали способствует осознанию ребенком исполнения нравственного долга. По убеждению педагога, воспитание «чувства нравственного долга» невозможно без понимания моральной ответственности за свое поведение и поступки не только перед другими людьми, но и перед самим собой. (источник).

Главные его труды: «Теория и практика в воспитании» (Журнал Министерства Народного Просвещения. 1871. № 157. С. 1-29.); «Ян Амос Коменский» (Спб. 1872.); «Школа и государство» (Спб. 1876.); Церковное пение и музыкально-педагогическая его литература (Спб. 1882.); «Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе» (Спб. 1890.); «Учебник грамоты для молодых солдат» (3-е изд. Спб. 1891); «Школа и общество» (Спб. 1892.); «Школа и церковь. Очерки, картинки и воспоминания из школьной жизни» (Спб. 1896.); «Учитель. Его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности. С приложением учительской хрестоматии» (2-е изд. Спб. 1897.); «Учебник дидактики». I. «Общая дидактика» (8-е изд. Спб. 1905.); II. «Практическая методика предметов обучения в начальной школе» (2-е изд. СПб. 1901.); «Практические советы неопытному учителю с приложением катихизиса молодого педагога» (4-е изд. Спб. 1909.); «Краткая грамматика церковно-славянского языка нового периода, курс элементарный» (14-е изд. Спб. 1907.) и мн. др.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: